«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 2). Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 5.97M)

 
Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 2) 

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)

 

Трансцендентное блаженство любви к Богу

Рамананда Рай продолжал: «Когда человек испытывает голод и жажду, то любые яства и напитки доставляют ему большое удовольствие. Аналогичным образом, когда Господу поклоняются с чистой любовью, любая деятельность, являясь частью этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство»1. Рӯпа̄нуга са̄дху-джана бхаджана-анандана2. Мы иногда говорим: «Мне тяжело ходить на программу, мне тяжело выходить на арати», но — рӯпа̄нуга са̄дху-джана бхаджана-анандана. У Рагхунатха Даса Госвами был Гирирадж небольшого размера. Все, что у него было, — он и кунджамала. Он танцевал и пел с Ним, обливал Его слезами своей любви, делал Ему абхишеку. Этого было достаточно, чтобы погрузить Рагхунатха Даса Госвами в транс на целые сутки.

В «Чайтанья Бхагавате» описано, как Пундарик Видьянидхи услышал одну шлоку: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема3. Гададхар Пандит увидел, как Пундарик Видьянитхи услышал от Мукунды это прославление4. Одной шлоки из «Бхагаватам» хватило, чтобы ввести Пундарика Видьянитхи на шесть часов в транс. Сказано, что он лежал в трансе шесть часов, а когда выходил из него, не мог понять, что происходит, не мог никого узнать. Любовь к Богу обладает подобной силой. 

Жажда божественной любви

«Чистое преданное служение в сознании Кришны невозможно заслужить, даже сочетая благие дела на протяжении сотен тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто желает заплатить единственную цену за него — жажду обрести эту любовь к Богу. Если такое преданное служение доступно где-то, мчись туда и не мешкай».

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате5

Нет произведения, описывающего бхакти или самопредание [Богу], квинтэссенции которой не было бы в этой книге — «Шри Чайтанья-чаритамрите». Одной этой книги достаточно, чтобы стать мистиком высшего порядка, превзойти все планы бытия и обрести любовь к Кришне. 

Уровни божественной любви:
градация вкуса

прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «према-бхакти — сарва-са̄дхйа-са̄ра»6

Услышав о спонтанной любви, Господь произнес: «Это очень хорошо! Но если ты знаешь еще что-нибудь, прошу тебя, продолжай рассказывать». Тогда Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство — это спонтанная любовь слуги к своему господину»7, — дасья-раса, шанта здесь не упоминается. 

йан-на̄ма-ш́рути-ма̄трен̣а,
пума̄н бхавати нирмалах̣
тасйа тӣртха-падах̣ ким̇ ва̄,
да̄са̄на̄м аваш́иш̣йате

«Можно очиститься, просто воспевая святое имя Всевышнего, чьи лотосные стопы творят места паломничества — то, о чем могут мечтать те, кто стал Его слугами»8.

Одного Святого Имени достаточно. Те, кто не просто воспевает Святое Имя, а стали слугами Господа, посвятили всю свою жизнь Богу, о чем они могут мечтать? Те, кто непрестанно служит Господу, избавляются от всех мирских желаний, обретают полное умиротворение. «Когда же я, наконец, стану Твоим слугой и преисполнюсь радости от того, что меня принимает столь великий Господь?» Кто это говорит? Ямуна Ачарья, множество шлок которого упомянул Шрила Шридхар Махарадж в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам»9

прабху кахе, «эхо хайа, кичху а̄ге а̄ра»
ра̄йа кахе, «сакхйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Выслушав Рамананду Рая, Господь вновь просил его продолжать, и тогда Рамананда Рай сказал: «Высшее совершенство — служить Кришне с любовью, находясь в дружеских отношениях с Ним»10.

Те, кто познает себя, поклоняясь Брахману или сиянию Господа; те, кто преданно служит Всевышнему как своему повелителю; и те, кто запутался в сетях майи, считая Господа обыкновенным человеком, — все они не могут понять, что великие души совершили в прошлом огромное множество праведных деяний и теперь играют с Господом, как пастушкú. Это недоступно даже мистикам. Гурудев часто повторяет эту шлоку. Кто может понять? Кто такие те, кто может играть с Господом в футбол? Как это можно оценить? Могут ли мудрецы оценить? Нет, они — не в состоянии. Материалисты точно не смогут оценить, никто не сможет оценить. Только Господь знает, кому Он позволил играть с Собой в футбол и что это за личности.

прабху кахе, «эхо уттама, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «ва̄тсалйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Господь произнес: «То, что ты сказал, это превосходно! Однако прошу тебя, поведай о еще более высоких отношениях». Махапрабху сказал: «Ты раскрыл дасья-расу, идею служения, но Я чувствую, что это служение может развиться в еще что-то большее. Скажи, может ли душа еще глубже с Господом общаться?» Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство служения Господу — это служить Ему в настроении родительской любви»11.

нандах̣ ким акарод брахман,
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ча маха̄-бха̄га̄,
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣

Рамананда Рай продолжал: «Брахман, за какие благочестивые деяния Нанда Махарадж получил в сыновья Верховную Личность Господа Кришну? А какие праведные поступки совершила мать Яшода, что сам Абсолют, Верховный Господь Кришна, стал называть ее мамой и пить ее молоко?»12 Какова градация благочестия [предавшейся души], что позволяет Господу принять преданного матерью или отцом?

немам вирин̃чо на бхаво,
на ш́рӣр апй ан̇га сам̇ш́райа̄
праса̄дам̇ лебхире гопӣ,
йат тат пра̄па вимуктида̄т

«Милость Шри Кришны, дарующего освобождение, которой удостоилась мать Яшода, недостижима для Господа Брахмы, Господа Шивы и даже для богини Лакшми, богини процветания, которая всегда пребывает на груди Верховного Господа Вишну»13.

Она никогда не смеет удостоиться такой милости. Даже богиня процветания говорит: «Здесь всё вне моего представления. Я просто служу Господу на своем плане, я даже не пытаюсь эстимировать [оценить, представить себе] своим разумом, как мать Яшода и гопи [служат], я просто им поклоняюсь. Я знаю свою севу — Господь Вишну окружен комфортом, у Него нет никаких проблем. Но о том плане севы я не могу говорить — это слишком эмоционально, слишком сакрально для меня». Богиня удачи просто поклоняется гопи и Вриндавану.

прабху кахе, «эхо уттама, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «ка̄нта̄-према сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Господь сказал: «Я чувствовал, что ты знаешь больше, но хочу спросить тебя, есть ли еще что-то более высокое?» Господь сказал: «Твои утверждения становятся все лучше и лучше, подобно нектару, когда он варится и начинает густеть. Вода выпаривается, сахар кристаллизуется, становясь все слаще и слаще. Скажи Мне, есть ли еще что-то? Твои утверждения, раз от раза, становятся все слаще. Однако существуют еще одни трансцендентные отношения, которые превосходят остальные. Прошу тебя, поведай Мне о них». Рамананда Рай ответил: «Высшее проявление привязанности к Всевышнему — это супружеская любовь к Кришне»14.

на̄йам̇ ш́рийо ’н̇га у нита̄нта-ратех̣ праса̄дах̣,
свар-йош̣ита̄м̇ налина-гандха-руча̄м̇ куто ’нйа̄х̣
ра̄сотсаве ’сйа бхуджа-дан̣д̣а-гр̣хӣта-кан̣т̣ха-,
лабдха̄ш́иш̣а̄м̇ йа удага̄д враджа-сундарӣн̣а̄м

«Когда во время раса-лилы Господь Кришна танцевал с гопи, Его руки обвили их шеи. Господь никогда не оказывал такой трансцендентной милости богиням процветания и другим Своим супругам в духовном мире. Об этом не могут мечтать даже прекрасные из небожительниц, чье сияние благоухает и делает их похожими на цветки лотоса. Что уж говорить о простых земных женщинах, даже если с мирской точки зрения они весьма красивы»15.

Комментарий: «Этот стих16 произнес Уддхава, когда приехал во Вриндаван, чтобы передать гопи послание Кришны. Уддхава оставался во Вриндаване, чтобы наблюдать за гопи, и когда он увидел их экстатическую любовь разлуки с Кришной, то был поражен возвышенными чувствами и выразил их в этом стихе. Уддхава признал, что удача богини процветания, не говоря уже об удаче прекрасных небожительниц, не идет ни в какое сравнение с удачей гопи».

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

/продолжение следует/

 


1 На̄нопача̄ра-кр̣та-пӯджанам а̄рта-бандхох̣, премн̣аива бхакта-хр̣дайам̇ сукха-видрутам̇ сйа̄т / йа̄ват кш̣уд асти джат̣харе джарат̣ха̄ пипа̄са̄, та̄ват сукха̄йа бхавато нану бхакш̣йа-пейе («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.69).

2 «Садху, следующие путем Шри Рупы Госвами, поглощены экстазом бхаджана» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Бхаджана-гити»).

3 Кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?» Шри Уддхава, обращаясь к Видуре, прославил Господа Кришну такими словами: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апи аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу?» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23).

4 Мукунда Датта привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхе с целью явить Гададхару величие вайшнава. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарик Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено всевозможными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами. Гададхар Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве вайшнав этот человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхара, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно пропел шлоку из «Бхагаватам» (3.2.23). Это оказало удивительное воздействие на Пундарика Видьянидхи. Слова проникли в его сердце и ошеломили его. Задрожав и безумно жестикулируя, он начал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?»

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.70.

6 «На это Шри Чайтанья Махапрабху сказал: “Всё это верно, но все же ты можешь сказать больше на эту тему”. На что Рамананда Рай ответил: “Упоительная любовь к Всевышнему — сущность всего совершенства”» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.68).

7 Прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра» / ра̄йа кахе, «да̄сйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.71).

8 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.72.

9 Вот некоторые из высказываний этого великого святого, приведенные в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа; они раскрывают предание души Господу и смирение перед Ним: «Придет ли день, когда жизнь моя расцветет, навеки посвященная смиренному служению Тебе, а в сердце моем воцарится покой, ибо все прочие желания угаснут без следа в том непрерывном служении?» (3.17); «О Всемогущий Господь, отними у меня последнюю надежду — я и тогда не оставлю Твоих лотосных стоп. Бывает, что мать, рассердившись, отталкивает ребенка от груди, но разве из-за этого ребенок отвергнет прибежище матери?» (5.13); «О Господь, о Высшее прибежище, я нечестив, не ведаю природы души, у меня нет и капли преданности Твоим лотосным стопам. Я лишен всего — как любых благих качеств, так и любого иного пристанища. Но и такой, какой есть, я всецело принимаю прибежище пыли с Твоих лотосных стоп» (6.13); «О Господь, у меня нет покровителя, кроме Тебя, а для Тебя нет никого более нуждающегося в Твоей милости. Такова наша взаимосвязь, ибо Ты — творец, а я — Твое творение. Молю Тебя, распоряжайся мною, о мой Владыка, и никогда не оставляй меня!» (6.15); «Для всего мира Ты — отец, мать, возлюбленный сын, дорогой благодетель и друг. Ты вселенский Гуру, дарующий высшее прибежище, и я тоже Твой, я храним Тобою, я член Твоей семьи. Ты — мой единственный приют, я — душа, предавшаяся Тебе и во всем от Тебя зависящая» (6.16); «Тысячи раз согрешивший пред Тобою, павший в грозную пучину материального бытия, я не имею иного прибежища, помимо Тебя. О Господь Хари, молю, будь милостив и признай Своей эту предающуюся Тебе душу!» (7.12); «Кем бы ни считали меня в миру, что бы ни думали обо мне люди, всё свое “я” приношу я сейчас к Твоим лотосным стопам, о Господь!» (7.14); «Я низкий невежда и грешник, у меня беспокойный ум и каменное сердце; в числе моих пороков зависть, неблагодарность, гордость, вожделение и лживость. О Господь, смогу ли я когда-нибудь пересечь непреодолимый океан страданий и стать слугой у Твоих лотосных стоп?» (8.13).

10 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.74.

11 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.76.

12 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.77.

13 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.78.

14 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.79.

15 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.80.

16 Шримад-Бхагаватам, 10.47.60.




←  Воскресная программа в Харькове 25 октября 2009 года. ·• Архив новостей •· «Метод поклонения Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 3 октября 2002 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.3 МБ)

 
Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая
(часть 2) 

(19 ноября 2007 года. Москва, Кисельный)

 

Трансцендентное блаженство любви к Богу

Рамананда Рай продолжал: «Когда человек испытывает голод и жажду, то любые яства и напитки доставляют ему большое удовольствие. Аналогичным образом, когда Господу поклоняются с чистой любовью, любая деятельность, являясь частью этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство»1. Рӯпа̄нуга са̄дху-джана бхаджана-анандана2. Мы иногда говорим: «Мне тяжело ходить на программу, мне тяжело выходить на арати», но – рӯпа̄нуга са̄дху-джана бхаджана-анандана. У Рагхунатха Даса Госвами был Гирирадж небольшого размера. Все, что у него было, – он и кунджамала. Он танцевал и пел с Ним, обливал Его слезами своей любви, делал Ему абхишеку. Этого было достаточно, чтобы погрузить Рагхунатха Даса Госвами в транс на целые сутки.

В «Чайтанья Бхагавате» описано, как Пундарик Видьянидхи услышал одну шлоку: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема3. Гададхар Пандит увидел, как Пундарик Видьянитхи услышал от Мукунды это прославление4. Одной шлоки из «Бхагаватам» хватило, чтобы ввести Пундарика Видьянитхи на шесть часов в транс. Сказано, что он лежал в трансе шесть часов, а когда выходил из него, не мог понять, что происходит, не мог никого узнать. Любовь к Богу обладает подобной силой. 

Жажда божественной любви

«Чистое преданное служение в сознании Кришны невозможно заслужить, даже сочетая благие дела на протяжении сотен тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто желает заплатить единственную цену за него – жажду обрести эту любовь к Богу. Если такое преданное служение доступно где-то, мчись туда и не мешкай».

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате5

Нет произведения, описывающего бхакти или самопредание [Богу], квинтэссенции которой не было бы в этой книге – «Шри Чайтанья-чаритамрите». Одной этой книги достаточно, чтобы стать мистиком высшего порядка, превзойти все планы бытия и обрести любовь к Кришне. 

Уровни божественной любви:
градация вкуса

прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «према-бхакти — сарва-са̄дхйа-са̄ра»6

Услышав о спонтанной любви, Господь произнес: «Это очень хорошо! Но если ты знаешь еще что-нибудь, прошу тебя, продолжай рассказывать». Тогда Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство – это спонтанная любовь слуги к своему господину»7, – дасья-раса, шанта здесь не упоминается. 

йан-на̄ма-ш́рути-ма̄трен̣а,
пума̄н бхавати нирмалах̣
тасйа тӣртха-падах̣ ким̇ ва̄,
да̄са̄на̄м аваш́иш̣йате

«Можно очиститься, просто воспевая святое имя Всевышнего, чьи лотосные стопы творят места паломничества – то, о чем могут мечтать те, кто стал Его слугами»8.

Одного Святого Имени достаточно. Те, кто не просто воспевает Святое Имя, а стали слугами Господа, посвятили всю свою жизнь Богу, о чем они могут мечтать? Те, кто непрестанно служит Господу, избавляются от всех мирских желаний, обретают полное умиротворение. «Когда же я, наконец, стану Твоим слугой и преисполнюсь радости от того, что меня принимает столь великий Господь?» Кто это говорит? Ямуна Ачарья, множество шлок которого упомянул Шрила Шридхар Махарадж в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам»9

прабху кахе, «эхо хайа, кичху а̄ге а̄ра»
ра̄йа кахе, «сакхйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Выслушав Рамананду Рая, Господь вновь просил его продолжать, и тогда Рамананда Рай сказал: «Высшее совершенство – служить Кришне с любовью, находясь в дружеских отношениях с Ним»10.

Те, кто познает себя, поклоняясь Брахману или сиянию Господа; те, кто преданно служит Всевышнему как своему повелителю; и те, кто запутался в сетях майи, считая Господа обыкновенным человеком, – все они не могут понять, что великие души совершили в прошлом огромное множество праведных деяний и теперь играют с Господом, как пастушкú. Это недоступно даже мистикам. Гурудев часто повторяет эту шлоку. Кто может понять? Кто такие те, кто может играть с Господом в футбол? Как это можно оценить? Могут ли мудрецы оценить? Нет, они – не в состоянии. Материалисты точно не смогут оценить, никто не сможет оценить. Только Господь знает, кому Он позволил играть с Собой в футбол и что это за личности.

прабху кахе, «эхо уттама, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «ва̄тсалйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Господь произнес: «То, что ты сказал, это превосходно! Однако прошу тебя, поведай о еще более высоких отношениях». Махапрабху сказал: «Ты раскрыл дасья-расу, идею служения, но Я чувствую, что это служение может развиться в еще что-то большее. Скажи, может ли душа еще глубже с Господом общаться?» Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство служения Господу – это служить Ему в настроении родительской любви»11.

нандах̣ ким акарод брахман,
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ча маха̄-бха̄га̄,
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣

Рамананда Рай продолжал: «Брахман, за какие благочестивые деяния Нанда Махарадж получил в сыновья Верховную Личность Господа Кришну? А какие праведные поступки совершила мать Яшода, что сам Абсолют, Верховный Господь Кришна, стал называть ее мамой и пить ее молоко?»12 Какова градация благочестия [предавшейся души], что позволяет Господу принять преданного матерью или отцом?

немам вирин̃чо на бхаво,
на ш́рӣр апй ан̇га сам̇ш́райа̄
праса̄дам̇ лебхире гопӣ,
йат тат пра̄па вимуктида̄т

«Милость Шри Кришны, дарующего освобождение, которой удостоилась мать Яшода, недостижима для Господа Брахмы, Господа Шивы и даже для богини Лакшми, богини процветания, которая всегда пребывает на груди Верховного Господа Вишну»13.

Она никогда не смеет удостоиться такой милости. Даже богиня процветания говорит: «Здесь всё вне моего представления. Я просто служу Господу на своем плане, я даже не пытаюсь эстимировать [оценить, представить себе] своим разумом, как мать Яшода и гопи [служат], я просто им поклоняюсь. Я знаю свою севу – Господь Вишну окружен комфортом, у Него нет никаких проблем. Но о том плане севы я не могу говорить – это слишком эмоционально, слишком сакрально для меня». Богиня удачи просто поклоняется гопи и Вриндавану.

прабху кахе, «эхо уттама, а̄ге каха а̄ра»
ра̄йа кахе, «ка̄нта̄-према сарва-са̄дхйа-са̄ра»

Господь сказал: «Я чувствовал, что ты знаешь больше, но хочу спросить тебя, есть ли еще что-то более высокое?» Господь сказал: «Твои утверждения становятся все лучше и лучше, подобно нектару, когда он варится и начинает густеть. Вода выпаривается, сахар кристаллизуется, становясь все слаще и слаще. Скажи Мне, есть ли еще что-то? Твои утверждения, раз от раза, становятся все слаще. Однако существуют еще одни трансцендентные отношения, которые превосходят остальные. Прошу тебя, поведай Мне о них». Рамананда Рай ответил: «Высшее проявление привязанности к Всевышнему – это супружеская любовь к Кришне»14.

на̄йам̇ ш́рийо ’н̇га у нита̄нта-ратех̣ праса̄дах̣,
свар-йош̣ита̄м̇ налина-гандха-руча̄м̇ куто ’нйа̄х̣
ра̄сотсаве ’сйа бхуджа-дан̣д̣а-гр̣хӣта-кан̣т̣ха-,
лабдха̄ш́иш̣а̄м̇ йа удага̄д враджа-сундарӣн̣а̄м

«Когда во время раса-лилы Господь Кришна танцевал с гопи, Его руки обвили их шеи. Господь никогда не оказывал такой трансцендентной милости богиням процветания и другим Своим супругам в духовном мире. Об этом не могут мечтать даже прекрасные из небожительниц, чье сияние благоухает и делает их похожими на цветки лотоса. Что уж говорить о простых земных женщинах, даже если с мирской точки зрения они весьма красивы»15.

Комментарий: «Этот стих16 произнес Уддхава, когда приехал во Вриндаван, чтобы передать гопи послание Кришны. Уддхава оставался во Вриндаване, чтобы наблюдать за гопи, и когда он увидел их экстатическую любовь разлуки с Кришной, то был поражен возвышенными чувствами и выразил их в этом стихе. Уддхава признал, что удача богини процветания, не говоря уже об удаче прекрасных небожительниц, не идет ни в какое сравнение с удачей гопи».

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

/продолжение следует/

 


1 На̄нопача̄ра-кр̣та-пӯджанам а̄рта-бандхох̣, премн̣аива бхакта-хр̣дайам̇ сукха-видрутам̇ сйа̄т / йа̄ват кш̣уд асти джат̣харе джарат̣ха̄ пипа̄са̄, та̄ват сукха̄йа бхавато нану бхакш̣йа-пейе («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.69).

2 «Садху, следующие путем Шри Рупы Госвами, поглощены экстазом бхаджана» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Бхаджана-гити»).

3 Кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема – «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?» Шри Уддхава, обращаясь к Видуре, прославил Господа Кришну такими словами: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апи аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема – «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу?» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23).

4 Мукунда Датта привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхе с целью явить Гададхару величие вайшнава. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарик Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено всевозможными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами. Гададхар Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве вайшнав этот человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхара, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно пропел шлоку из «Бхагаватам» (3.2.23). Это оказало удивительное воздействие на Пундарика Видьянидхи. Слова проникли в его сердце и ошеломили его. Задрожав и безумно жестикулируя, он начал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема – «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?»

5 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.70.

6 «На это Шри Чайтанья Махапрабху сказал: “Всё это верно, но все же ты можешь сказать больше на эту тему”. На что Рамананда Рай ответил: “Упоительная любовь к Всевышнему – сущность всего совершенства”» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.68).

7 Прабху кахе, «эхо хайа, а̄ге каха а̄ра» / ра̄йа кахе, «да̄сйа-према — сарва-са̄дхйа-са̄ра» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.71).

8 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.72.

9 Вот некоторые из высказываний этого великого святого, приведенные в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа; они раскрывают предание души Господу и смирение перед Ним: «Придет ли день, когда жизнь моя расцветет, навеки посвященная смиренному служению Тебе, а в сердце моем воцарится покой, ибо все прочие желания угаснут без следа в том непрерывном служении?» (3.17); «О Всемогущий Господь, отними у меня последнюю надежду – я и тогда не оставлю Твоих лотосных стоп. Бывает, что мать, рассердившись, отталкивает ребенка от груди, но разве из-за этого ребенок отвергнет прибежище матери?» (5.13); «О Господь, о Высшее прибежище, я нечестив, не ведаю природы души, у меня нет и капли преданности Твоим лотосным стопам. Я лишен всего – как любых благих качеств, так и любого иного пристанища. Но и такой, какой есть, я всецело принимаю прибежище пыли с Твоих лотосных стоп» (6.13); «О Господь, у меня нет покровителя, кроме Тебя, а для Тебя нет никого более нуждающегося в Твоей милости. Такова наша взаимосвязь, ибо Ты – творец, а я – Твое творение. Молю Тебя, распоряжайся мною, о мой Владыка, и никогда не оставляй меня!» (6.15); «Для всего мира Ты – отец, мать, возлюбленный сын, дорогой благодетель и друг. Ты вселенский Гуру, дарующий высшее прибежище, и я тоже Твой, я храним Тобою, я член Твоей семьи. Ты – мой единственный приют, я – душа, предавшаяся Тебе и во всем от Тебя зависящая» (6.16); «Тысячи раз согрешивший пред Тобою, павший в грозную пучину материального бытия, я не имею иного прибежища, помимо Тебя. О Господь Хари, молю, будь милостив и признай Своей эту предающуюся Тебе душу!» (7.12); «Кем бы ни считали меня в миру, что бы ни думали обо мне люди, всё свое “я” приношу я сейчас к Твоим лотосным стопам, о Господь!» (7.14); «Я низкий невежда и грешник, у меня беспокойный ум и каменное сердце; в числе моих пороков зависть, неблагодарность, гордость, вожделение и лживость. О Господь, смогу ли я когда-нибудь пересечь непреодолимый океан страданий и стать слугой у Твоих лотосных стоп?» (8.13).

10 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.74.

11 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.76.

12 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.77.

13 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.78.

14 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.79.

15 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.80.

16 Шримад-Бхагаватам, 10.47.60.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования