«Главный вопрос жизни». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 3 сентября 2005 года



скачать (формат MP3, 9.29M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Главный вопрос жизни

(3 сентября 2005 года)

 

#00:00:08#

В этом мире бытуют идеи свободы и независимости. Однако подлинная свобода и подлинная независимость не могут быть достигнуты здесь, в этом мире. В столь многих смыслах мы ограничены в этом мире и не можем, не в силах, не в состоянии сбросить эти оковы и стать действительно независимыми. 

#00:01:04#

Страдания, с которыми человеческие существа сталкиваются в этом мире, неизбежны. Могут быть написаны какие угодно декларации, заявления, однако мы не в силах противостоять ходу времени и тому, что время несет с собой. 

#00:01:34#

Когда я был молодым человеком, была популярна одна песенка, в которой есть следующие слова: «Этот мир — плохое место, ужасное место, это печальное место, но я не хочу умирать». 

#00:02:16#

Таково положение вещей в этом мире — каждое утро солнце восходит, каждый вечер оно заходит и продолжительность моей жизни сокращается. Когда вы рождаетесь в этом мире, вам отпущено определенное количество дней. И каждый день (вот как сейчас солнце заходит!) — это минус один день из срока моей жизни. Подлинная свобода и подлинная независимость, в которых каждый из нас нуждается, — это свобода от этих факторов. Любая иная свобода — временна, преходяща и бесполезна. 

#00:03:40#

Я могу провести свою жизнь в борьбе за права определенной группы людей, но когда умру, то в следующем рождении могу оказаться в той самой группе людей, которая прежде — в прошлой ситуации, — выступала в качестве насильников и агрессоров. 

#00:04:10#

В этой жизни я борюсь за права неких угнетенных людей, но в следующем рождении я могу оказаться на месте тех самых тиранов. 

#00:04:38#

В западном мире большинство людей питает очень смутное представление о перевоплощении души. Для большинства людей это своего рода сказка. Однако существует информация, знание о природе этого, о процессе перевоплощения души. Это знание практично, потому что актуально для нас. Это знание, раскрывающее градацию жизни. 

#00:05:34#

Первое, что нам необходимо осознать или понять, — «Какова наша природа? Кто такой я?» Только в том случае, если мы знаем ответ на этот вопрос, если мы знаем, кто мы, можно говорить о достижении некой свободы. 

#00:06:01#

Мы живем в такое время, когда большинство считает почти глупым задаваться вопросами подобного рода, вопросом «Кто я?» Если вы объясните, попытаетесь объяснить человеку этого мира, что вы желаете использовать свои человеческие способности, возможности, ресурсы для того, чтобы раскрыть это, узнать, какова ваша природа и кто вы такой, то, скорее всего, этот обычный человек, человек из толпы, посчитает вас глупцом. Если же вы проводите свою жизнь в попытках скопить как можно больше объектов и предметов этого мира, которые, в конечном счете, не способны принести вам подлинного удовлетворения, вы в глазах общества, в глазах человеческого большинства, считаетесь «нормальным человеком». В этом наша неудача, наше невезение. 

#00:07:48#

Когда один из наших учителей Шрила Санатана Госвами встретил своего Гуру, своего учителя Шри Чайтанью Махапрабху, первый вопрос, с которым он обратился к Махапрабху, был следующий: 

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102) 

«Кто я? — спросил он. — Какова моя природа, и как я могу избавиться от страданий, которые вынужден претерпевать в этом мире?» 

#00:08:16#

Кто хочет страдать? Кто сознательно готов принимать страдания в своей жизни? Мы можем обратиться с этим вопросом к присутствующим в этом зале... Попросим человека, который желает страдать, сознательно стремится к страданиям, поднять руку. Однозначно мы не увидим ни одной поднятой руки. 

#00:09:28#

Таким образом, вопросы: «Кто я?», «Какова моя природа?» и «Как я могу избавиться от страданий, с которыми вынужден сталкиваться в этом мире?» — это наиболее насущные вопросы человеческой жизни. Но человека, который задается этими вопросами в современном обществе, это самое общество клеймит как глупца, сумасшедшего, и навешивает на него тому подобные ярлыки. 

#00:10:03#

Один из наших соотечественников (да, наверное, это был наш соотечественник) сказал: «Религия — опиум для народа». В современном мире само понятие «религия» — из-за, возможно, иудео-христианства или каких-то иных причин, — стало ассоциироваться с чем-то скверным. 

#00:10:52#

В восприятии многих религия — это некая группа людей, считающая, что они, являясь членами этой группы и веря в определенные явления, заведомо лучше, чем представители любой иной группы, исповедующей другие идеи. 

#00:11:16#

Но духовность, подлинная или чистая духовность не имеет ничего общего с этим. Потому что, когда вы задаетесь вопросом «Кто я, какова моя природа?», в процессе поиска вы должны будете отбросить прочь все ложные отождествления. Вы начинаете понимать, что эти отождествления относятся только к телу и к тому, что связано с телом, и должно быть нечто, что находится за рамками, за пределами, нечто более глубокое, чем эти отождествления. 

#00:12:20#

Когда вы соприкоснетесь с этой подлинной природой, вы будете поражены, изумлены тем, насколько прекрасно и чисто ваше существо, насколько оно свободно от осквернения этого мира. И это знание, то есть знание о своей природе, для нас — воистину прекрасная весть. 

#00:12:59#

Когда мы были детьми, то взрослые, родители, говорили нам о том, что мы должны реализоваться, должны состояться в этой жизни, в нас заключен определенный потенциал и мы должны этот потенциал реализовать. Однако не существует материального потенциала. 

#00:13:29#

В духовном же смысле каждый из нас обладает потенциалом, и этот потенциал безграничен. 

#00:13:35#

бхаджаху̐ ре мана ш́рӣ-нанда-нандана
абхайа-чаран̣а̄равинда ре

(Шрила Говинда Дас Кавирадж)1 

#00:13:51#

Когда через этот процесс мы соприкасаемся с Богом, с Безграничным, тогда наш безграничный потенциал может быть реализован. 

#00:14:20#

Подобно тому как если бы мы спросили: «Кто хочет страдать? Кто хочет сталкиваться со страданиями этого мира? Поднимите руку!» и не увидели бы ни одной поднятой руки, подобно этому, если бы мы спросили любого человека: «Кто хочет переживать счастье, экстаз, любовь, красоту? Поднимите руку!», то увидели бы лес рук. 

#00:14:50#

Это общепринятая, вселенская истина, универсальная истина — поиск счастья, стремление к счастью, — свойственная каждому живому существу. Независимо от всех факторов — неважно русские мы или американцы, белые или черные, мужчины или женщины, умные или глупые, неграмотные или интеллектуалы, богатые или бедные, — этот поиск счастья укоренен в самой человеческой природе, является самой глубинной тенденцией в каждом из нас. 

#00:15:43#

Все, что мы делаем в жизни, мотивировано именно этим, продиктовано именно этим поиском счастья. И обрести это счастье возможно. 

#00:16:04#

В другой песенке, популярной в свое время, были такие слова: «Ты ищешь любовь, но ты ищешь ее не там, где надо». 

#00:16:41#

Счастье — это любовь, а любовь — это счастье. Счастье, красота, очарование, любовь — этих начал ищут все независимо от каких-либо факторов или условий. 

#00:17:04#

Ведический афоризм утверждает: ананда майо ‘бьясат [«Веданта-сутра», 1.1.12]. Человеческое существо или живое существо ищет того, что на языке Вед называется анандам — счастье. Этот анандам, это счастье, является нашим предназначением. 

#00:17:30#

Многие люди в этом мире думают о духовной практике или духовной жизни как о чем-то суровом, трудном, изнурительном, исполненном лишений и аскез. Но не такова Кришна-концепция, идея Бога как Кришны. 

#00:17:57#

Да, мы следуем определенным практикам, определенным, можно сказать, процедурам ради того, чтобы очистить свое существо, ради того, чтобы сбросить или отказаться от ложных представлений о себе и реальности. 

#00:18:23#

В то же самое время призыв Вед, обращенный ко всем нам, гласит: шр̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣ — «Вы дети нектара. Вы были рождены в нектаре и были рождены для того, чтобы вкушать, переживать вкус этого нектара»2

#00:18:53#

Существует безграничный океан нектара, и нас призывают обратиться к этому нектару и погрузиться в него для того, чтобы переживать, испытывать, для того, чтобы вкушать вкус этого нектара. В этом наше жизненное предназначение, именно к этому мы должны стремиться. По сравнению с этим все иное, все прочее — глупость и напрасная трата времени. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Мой ум, просто поклоняйся лотосоподобным стопам сына Нанды, которые даруют человеку бесстрашие!» («Бхаджаху Ре Мана», стих 1).

2 Шветашватара-упанишад, 2.5.




←  «Я один из вас». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 1 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Продолжай слушать Хари-катху». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 23 апреля 2008 года | Новомосковск  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.7 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Главный вопрос жизни

(3 сентября 2005 года)

 

#00:00:08#

В этом мире бытуют идеи свободы и независимости. Однако подлинная свобода и подлинная независимость не могут быть достигнуты здесь, в этом мире. В столь многих смыслах мы ограничены в этом мире и не можем, не в силах, не в состоянии сбросить эти оковы и стать действительно независимыми. 

#00:01:04#

Страдания, с которыми человеческие существа сталкиваются в этом мире, неизбежны. Могут быть написаны какие угодно декларации, заявления, однако мы не в силах противостоять ходу времени и тому, что время несет с собой. 

#00:01:34#

Когда я был молодым человеком, была популярна одна песенка, в которой есть следующие слова: «Этот мир — плохое место, ужасное место, это печальное место, но я не хочу умирать». 

#00:02:16#

Таково положение вещей в этом мире — каждое утро солнце восходит, каждый вечер оно заходит и продолжительность моей жизни сокращается. Когда вы рождаетесь в этом мире, вам отпущено определенное количество дней. И каждый день (вот как сейчас солнце заходит!) — это минус один день из срока моей жизни. Подлинная свобода и подлинная независимость, в которых каждый из нас нуждается, — это свобода от этих факторов. Любая иная свобода — временна, преходяща и бесполезна. 

#00:03:40#

Я могу провести свою жизнь в борьбе за права определенной группы людей, но когда умру, то в следующем рождении могу оказаться в той самой группе людей, которая прежде — в прошлой ситуации, — выступала в качестве насильников и агрессоров. 

#00:04:10#

В этой жизни я борюсь за права неких угнетенных людей, но в следующем рождении я могу оказаться на месте тех самых тиранов. 

#00:04:38#

В западном мире большинство людей питает очень смутное представление о перевоплощении души. Для большинства людей это своего рода сказка. Однако существует информация, знание о природе этого, о процессе перевоплощения души. Это знание практично, потому что актуально для нас. Это знание, раскрывающее градацию жизни. 

#00:05:34#

Первое, что нам необходимо осознать или понять, — «Какова наша природа? Кто такой я?» Только в том случае, если мы знаем ответ на этот вопрос, если мы знаем, кто мы, можно говорить о достижении некой свободы. 

#00:06:01#

Мы живем в такое время, когда большинство считает почти глупым задаваться вопросами подобного рода, вопросом «Кто я?» Если вы объясните, попытаетесь объяснить человеку этого мира, что вы желаете использовать свои человеческие способности, возможности, ресурсы для того, чтобы раскрыть это, узнать, какова ваша природа и кто вы такой, то, скорее всего, этот обычный человек, человек из толпы, посчитает вас глупцом. Если же вы проводите свою жизнь в попытках скопить как можно больше объектов и предметов этого мира, которые, в конечном счете, не способны принести вам подлинного удовлетворения, вы в глазах общества, в глазах человеческого большинства, считаетесь «нормальным человеком». В этом наша неудача, наше невезение. 

#00:07:48#

Когда один из наших учителей Шрила Санатана Госвами встретил своего Гуру, своего учителя Шри Чайтанью Махапрабху, первый вопрос, с которым он обратился к Махапрабху, был следующий: 

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102) 

«Кто я? — спросил он. — Какова моя природа, и как я могу избавиться от страданий, которые вынужден претерпевать в этом мире?» 

#00:08:16#

Кто хочет страдать? Кто сознательно готов принимать страдания в своей жизни? Мы можем обратиться с этим вопросом к присутствующим в этом зале... Попросим человека, который желает страдать, сознательно стремится к страданиям, поднять руку. Однозначно мы не увидим ни одной поднятой руки. 

#00:09:28#

Таким образом, вопросы: «Кто я?», «Какова моя природа?» и «Как я могу избавиться от страданий, с которыми вынужден сталкиваться в этом мире?» — это наиболее насущные вопросы человеческой жизни. Но человека, который задается этими вопросами в современном обществе, это самое общество клеймит как глупца, сумасшедшего, и навешивает на него тому подобные ярлыки. 

#00:10:03#

Один из наших соотечественников (да, наверное, это был наш соотечественник) сказал: «Религия — опиум для народа». В современном мире само понятие «религия» — из-за, возможно, иудео-христианства или каких-то иных причин, — стало ассоциироваться с чем-то скверным. 

#00:10:52#

В восприятии многих религия — это некая группа людей, считающая, что они, являясь членами этой группы и веря в определенные явления, заведомо лучше, чем представители любой иной группы, исповедующей другие идеи. 

#00:11:16#

Но духовность, подлинная или чистая духовность не имеет ничего общего с этим. Потому что, когда вы задаетесь вопросом «Кто я, какова моя природа?», в процессе поиска вы должны будете отбросить прочь все ложные отождествления. Вы начинаете понимать, что эти отождествления относятся только к телу и к тому, что связано с телом, и должно быть нечто, что находится за рамками, за пределами, нечто более глубокое, чем эти отождествления. 

#00:12:20#

Когда вы соприкоснетесь с этой подлинной природой, вы будете поражены, изумлены тем, насколько прекрасно и чисто ваше существо, насколько оно свободно от осквернения этого мира. И это знание, то есть знание о своей природе, для нас — воистину прекрасная весть. 

#00:12:59#

Когда мы были детьми, то взрослые, родители, говорили нам о том, что мы должны реализоваться, должны состояться в этой жизни, в нас заключен определенный потенциал и мы должны этот потенциал реализовать. Однако не существует материального потенциала. 

#00:13:29#

В духовном же смысле каждый из нас обладает потенциалом, и этот потенциал безграничен. 

#00:13:35#

бхаджаху̐ ре мана ш́рӣ-нанда-нандана
абхайа-чаран̣а̄равинда ре

(Шрила Говинда Дас Кавирадж)1 

#00:13:51#

Когда через этот процесс мы соприкасаемся с Богом, с Безграничным, тогда наш безграничный потенциал может быть реализован. 

#00:14:20#

Подобно тому как если бы мы спросили: «Кто хочет страдать? Кто хочет сталкиваться со страданиями этого мира? Поднимите руку!» и не увидели бы ни одной поднятой руки, подобно этому, если бы мы спросили любого человека: «Кто хочет переживать счастье, экстаз, любовь, красоту? Поднимите руку!», то увидели бы лес рук. 

#00:14:50#

Это общепринятая, вселенская истина, универсальная истина — поиск счастья, стремление к счастью, — свойственная каждому живому существу. Независимо от всех факторов — неважно русские мы или американцы, белые или черные, мужчины или женщины, умные или глупые, неграмотные или интеллектуалы, богатые или бедные, — этот поиск счастья укоренен в самой человеческой природе, является самой глубинной тенденцией в каждом из нас. 

#00:15:43#

Все, что мы делаем в жизни, мотивировано именно этим, продиктовано именно этим поиском счастья. И обрести это счастье возможно. 

#00:16:04#

В другой песенке, популярной в свое время, были такие слова: «Ты ищешь любовь, но ты ищешь ее не там, где надо». 

#00:16:41#

Счастье — это любовь, а любовь — это счастье. Счастье, красота, очарование, любовь — этих начал ищут все независимо от каких-либо факторов или условий. 

#00:17:04#

Ведический афоризм утверждает: ананда майо ‘бьясат [«Веданта-сутра», 1.1.12]. Человеческое существо или живое существо ищет того, что на языке Вед называется анандам — счастье. Этот анандам, это счастье, является нашим предназначением. 

#00:17:30#

Многие люди в этом мире думают о духовной практике или духовной жизни как о чем-то суровом, трудном, изнурительном, исполненном лишений и аскез. Но не такова Кришна-концепция, идея Бога как Кришны. 

#00:17:57#

Да, мы следуем определенным практикам, определенным, можно сказать, процедурам ради того, чтобы очистить свое существо, ради того, чтобы сбросить или отказаться от ложных представлений о себе и реальности. 

#00:18:23#

В то же самое время призыв Вед, обращенный ко всем нам, гласит: шр̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣ — «Вы дети нектара. Вы были рождены в нектаре и были рождены для того, чтобы вкушать, переживать вкус этого нектара»2

#00:18:53#

Существует безграничный океан нектара, и нас призывают обратиться к этому нектару и погрузиться в него для того, чтобы переживать, испытывать, для того, чтобы вкушать вкус этого нектара. В этом наше жизненное предназначение, именно к этому мы должны стремиться. По сравнению с этим все иное, все прочее — глупость и напрасная трата времени. 

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Мой ум, просто поклоняйся лотосоподобным стопам сына Нанды, которые даруют человеку бесстрашие!» («Бхаджаху Ре Мана», стих 1).

2 Шветашватара-упанишад, 2.5.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования