«Великие преданные» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 июля 1992 года. Майами, США


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 20.6 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Великие преданные
(часть 1)

(17 июля 1992 года, Майами, США)

 

Слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Слава преданным! Мои поклоны преданным. Я очень счастлив встретиться со всеми вами здесь, в Майами. Это благословение Кришны и Гуру Махараджа, благодаря которым мы приехали сюда, чтобы встретиться со всеми вами. А завтра я покину Майами и направлюсь в Лондон.

#00:01:04#

[санскрит]

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что мы блуждаем по брахманде, вселенной. Рождение и смерть. Это наша своего рода парикрама. В силу нашей кармы, деятельности, мы рождаемся и умираем. Это естественное явление. Таковы законы природы. Наши действия вызывают следствия, и мы оказываемся в соответствующем положении. Существует восемьдесят четыре лакха форм жизни. Джанма — рождение в определенной форме жизни.

#00:02:49#

джаладжа̄ нава-лакш̣а̄н̣и,
стха̄вара̄ лакш̣а-вим̇ш́ати
кр̣майо рудра-сан̇кхйака̄х̣,
пакш̣ин̣а̄м̇ даш́а-лакш̣ан̣ам
трим̇ш́ал-лакш̣а̄н̣и паш́вах̣
чатур лакш̣а̄н̣и ма̄нуш̣а̄х̣[1]

Мы рождаемся в манава, человеческих телах. Существует четыре лакха человеческих форм жизни. Но нам повезло — у нас есть ясные чувства, и мы наделены сознанием. У нас есть сознание более высокого типа, нежели то сознание, которым наделены другие живые существа. В человеческом обществе есть ученые — философы, химики. Они также рождаются в этом мире. Живые существа рождаются в силу своей кармы и, когда определенный отрезок деятельности завершен, к ним приходит смерть.

#00:04:28#

[санскрит]

Таким образом живое существо блуждает в 8 400 000 формах жизни. Восемьдесят четыре лакха различных рождений. Преданные Кришны также рождаются в этом бренном мире. Но их рождение отлично от нашего рождения. После того, как они рождаются в этом мире, в них естественным образом развивается настроение преданности. И они приходят в дома обычных людей, проходят всевозможные собрания.

#00:05:54#

[санскрит]

Рождение и смерть преданного отличаются от рождения и смерти обычного человека. Жизнь и деятельность преданных совершенно отличны от деятельности и поступков обычных людей. Они приходят в мир по воле Кришны, исполняют желание Кришны. Так преданные странствуют по всему миру. А после того, как их миссия выполнена, они уходят из этого мира. Кришна сказал в Бхагавад-гите:

#00:07:10#

джанма карма ча ме дивйам, эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма, наити ма̄м эти со ’рджуна[2]

Он сказал: «О Арджуна, Мое рождение и Моя смерть похожи на рождение и смерть обычных людей, но природа их иная, дивйам». Дивйам значит апракритам, божественная природа. Можно рассматривать рождение и смерть Кришны как обычные человеческие рождение и смерть, но они имеют иную природу. Это нечто, подобное восходу и закату солнца. Солнце существует всегда, но когда оно становится доступным нашему зрению, мы говорим: «О, солнце взошло». Когда солнце уходит из поля нашего зрения, мы говорим: «Сейчас солнце село». Но мы знаем, что солнце существует всегда. Рождение и смерть Господа и Его спутников имеют такую особую природу. Преданные становятся доступными нашему восприятию по воле Кришны. И они также исчезают, становятся недоступны нашему взору по воле Кришны. Это происходит время от времени. Кришна говорит:

#00:09:20#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйутха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[3]

паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа, самбхава̄ми йуге йуге[4]

Кришна говорит: «Когда демоны создают беспокойства, тогда для того, чтобы помочь преданным и сдержать демонов, Я прихожу в этот мир». «Также, — говорит Он, — иногда Я посылаю наделенных могуществом преданных, спутников ради выполнения Моей миссии». Таким образом, мы видим — после Шри Чайтаньи Махапрабху многие преданные время от времени являлись в этом мире. Такие как Абхирам Тхакур, Баладев Видьябхушан, Шри Джива Госвами. А после завершения их миссии, их работы они уходили в обитель Кришналоки.

#00:10:55#

Но после Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана прошло более ста лет и этот мир погрузился во тьму — религиозный мир. Дар Шри Чайтаньи Махапрабху, кришна-према — дар, принесенный дживам, душам, — этот дар был скрыт. И в это время явился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он был очень дорогим преданным Кришны. Он явился и принес этому миру новый свет, подлинную концепцию Кришны.

#00:12:01#

А после Сарасвати Тхакура мы видим — Шрила Свами Махарадж приехал на Запад. До него Гуру Махарадж и другие вайшнавы проповедовали в Индии. Их проповедь была очень могущественной. От деревни к деревне, от города к городу, по всей Индии проповедовал Гуру Махарадж. И он утвердил свою собственную концепцию, то, что было дано ему Шрилой Сарасвати Тхакуром. Затем Шрила Гуру Махарадж отошел от активной проповеди и жил в Навадвипа-дхаме. В это время Шрила Свами Махарадж, вдохновленный, просветленный и уполномоченный Махапрабху, Нитьянандой Прабху и Шрилой Сарасвати Тхакуром, приехал на Запад и проповедовал сознание Кришны очень широко. По воле Шрилы Сарасвати Тхакура. Его проповеднический стиль был очень прост.

#00:13:51#

Я слышал кассету с записью Шрилы Свами Махараджа, часть этой записи. Он проповедует там очень просто и очень твердо обращается к другим. Я думаю, это чудо — каким образом западный мир принял сознание Кришны. Западный мир достиг больших высот в науке, но проповедь Шрилы Свами Махараджа имеет своим основанием священные писания.

#00:15:00#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄[5]

Шрила Свами Махарадж объясняет эту истину с очень большой мощью, очень твердо. Он проповедует людям, которые не знают, кто такой Кришна и кто такой Шри Чайтаньядев. Харер на̄маива кевалам. Я слышал эту запись — в одном собрании он объясняет эту истину. И он поет эту мантру:

#00:15:31#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди ш́рӣ-гаура-бхакта-вр̣нда

Очень просто. Я удивляюсь его проповеди — никаких сомнений, никаких аргументов, доводов. Очень просто он проповедует сознание Кришны. Дать такую концепцию — это возможно только для спутника Господа.

#00:16:42#

[санскрит]

В связи с его проповедью я вспомнил эти истины. Паршада, спутник Шри Кришны, спутник Махапрабху или Нитьянанды Прабху — только такой спутник может очень прямолинейно и просто дать сознание Кришны. Вот что меня удивляет. Меня удивляет то, что Шрила Свами Махарадж проповедует очень просто. Он говорит:

#00:17:35#

…харер на̄маива кевалам…

Он говорит: «Пойте Харе Кришна. Нет никакой другой альтернативы. Только харинам-санкиртана». Он говорит очень просто. Ученые приводят множество доводов «за» и «против», проводят обширные исследования. Но он не прибегает к какой-то изощренной аргументации, он говорит: «Так-то и так». И мы видим — западный мир принял эту истину. Поэтому Гуру Махарадж сказал о Шриле Свами Махарадже: шакти-авеша-аватар. Только тот, кто обладает силой свыше, силой Нитьянанды Прабху, способен сделать то, что сделал Шрила Свами Махарадж. И он дал:

#00:18:53#

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди ш́рӣ-гаура-бхакта-вр̣нда

И сегодня благодаря ему весь мир поет и повторяет имена Панча-таттвы и Харе Кришна маха-мантру. Очень просто. Обратиться к сердцу обусловленной души и найти в этом сердце место для сознания Кришны. Вот что сделал Шрила Свами Махарадж. «Шримад-Бхагаватам» гласит:

#00:19:50#

[санскрит]

«Только кришна-паршад, спутник Кришны, способен странствовать от города к городу, от деревни к деревне и одаривать сознанием Кришны всех и каждого». Только спутники Кришны способны путешествовать по разным мирам с целью давать людям сознание Кришны, с единственной целью.

#00:20:51#

Иногда мы слышали, Шрила Свами Махарадж говорил: «Бразилия — это страна Кумбхакарны[6]». Он говорил многое. Он говорил: «Гавайи — это рай в материальном мире. Лондон — это нарак, ад». Очень прямолинейно и очень просто он выражал многие истины. Он говорил, но кому он говорил — он не заботился. Он всегда говорил истину и выражал ее очень просто и смело. Его проповеднический стиль был очень простым. Сегодня я слушал его лекцию, и я удивлялся, поражался, слушая ее: «Кому он это говорит?» Он говорил:

#00:21:59#

                                          …харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄

«Это единственный путь. Единственный способ избавиться от иллюзорного окружения и обрести освобождение, а после освобождения войти в мир служения Кришне. Это цель вашей жизни, — говорил он, — поэтому, ради достижения этой цели, пойте Харе Кришна маха-мантру. Нет другого пути. Есть только один путь — пение Харе Кришна». Удачливые души приняли очень легко эту проповедь, это наставление и следовали ему. Многие удачливые души стали последователями Шрилы Свами Махараджа. Мы можем сказать, что здесь никакие доводы не работают. Настроение преданности Кришне — именно это настроение сотворило это чудо. Тот, кто давал сознание Кришны, был искренним, и тот, кто принимал, — также был искренен. Поэтому странствие Шрилы Свами Махараджа по западному миру — за этим стоит воля Кришны. Я слышал, что он пятнадцать раз объехал вокруг земного шара. Может быть, шестнадцать или семнадцать раз. Как бы то ни было, когда Кришна хочет дать Себя дживе, душе… Никто не любит есть одно и то же блюдо каждый день. Иногда Кришна хочет взять что-то от обусловленной души, получить подношение, и так, благодаря этому, многие обусловленные души обрели освобождение, спасение. Тот, кому присуще настроение поиска, тот пытается познать реальность, природу, характер реальности. Они также следуют, но более исключительным образом, эксклюзивно.

#00:25:16#

са йада̄нувратах̣ пум̇са̄м̇ паш́у-буддхир вибхидйате…[7]

Прахлад Махарадж сказал своему отцу: «Все зависит исключительно от милости Кришны. Не существует другого пути. Если Кришна будет милостив к тебе, ты обретешь это нечто».

#00:25:16#

После Баладева Видьябхушана явился Шрила Бхактивинод Тхакур, который посеял семя бхакти. А Сарасвати Тхакур распространил многие семена бхакти-латы. Его миссия распространилась по всему миру. Это миссия раздачи бхакти-лата-биджи.

#00:26:24#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[8]

Во времена Шрилы Свами Махараджа у меня не было возможности приехать на Запад. Однако, спустя много лет, я чувствовал себя удачливым. Я чувствовал: «Мне повезло, что я могу видеть эту миссию на Западе своими собственными глазами».

#00:26:55#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е…[9]

Однажды я произнес эту шлоку, когда происходило открытие храма ИСККОН в Майяпуре. Там было собрание, и в этом собрании, по указанию Гуру Махараджа и Свами Махараджа, я выступил. То, что я сказал, всех удивило. Я сказал следующее: «Я знал Свами Махараджа прежде, я знаю его сейчас, но то, что я видел прежде, и то, что вижу сейчас, — это небо и земля». «В свое время я жил в его доме, — сказал я, — он был домохозяином, я был проповедником в ту пору. Кто мог поверить, что этот скромный домохозяин станет проповедником мирового масштаба?» Сегодня мы видим, что по всему миру искренние искатели обрели Кришна-концепцию по воле Кришны. А иначе как бы они смогли воспевать Харе Кришна маха-мантру и славу Махапрабху и Нитьянанды Прабху? Сегодня утром я слышал арати-киртан. Навадвипу и Майами разделяют десять тысяч миль. Это возможно по воле Кришны, в противном случае это немыслимо. Хари-санкиртана.

#00:29:55#

…бабхау дехе дехе…

…тумула-хари-сан̇кӣртана-раво…

…бабхау дехе дехе випула-пулака̄ш́ру-вйатикарах̣…[10]

Это шлока Прабодхананды Сарасвати Тхакура. В ней сказано: «Мы должны услышать хари-санкиртану в доме каждого. Мы можем ожидать, что в будущем дом каждого будет украшен вибрацией хари-санкиртаны».

#00:31:13#

Должно быть, преданным интересно, что я видел здесь, в Майами. Но я буквально несколько минут гулял по окрестностям и по дороге мы зашли в один супермаркет. Я удивился — несколько человек в этом магазине, когда нас увидели, сказали нам: «Харибол!» Эти люди, которые нам встретились, — они сами не преданные, но они приветствовали нас так, говоря: «Харибол!» Если каждый день наши преданные будут приходить в этот магазин и повторять круг [маха-мантры], тогда все будут говорить им: «Харибол!» Также наши преданные ходят по округе, распространяют книги и т. д.

#00:32:41#

Так на Западе будет продолжаться наша миссия, наша проповедь. Мы были в разных городах — в Каракасе, в Гвадалахаре, в Мериде и в других городах. Мы были в Австралии, на Гавайях, в Сан-Хосе — повсюду происходит хари-санкиртана, происходит проповедь. Мы видели это повсюду. В Каракасе проходил большой шестидневный фестиваль. И повсюду так — в Сан-Хосе, в Гвадалахаре. Это не мы совершаем проповедническую программу — она происходит сама собой. Вот что меня удивляет. Когда приехал Шрила Свами Махарадж, он заложил фундамент.

#00:34:33#

Шрила Джанардан Махарадж: Да, Шрила Свами Махарадж заложил фундамент, но без вас… Преданные живут у себя дома, что-то делают, но когда вы приезжаете, они приходят, собираются.

#00:34:48#

Шрила Говинда Махарадж: По милости преданных я приехал сюда. Я думаю, что это замечательный признак — я вижу преданных повсюду. В свое время Шрила Свами Махарадж сказал мне: «Поезжай со мной на Запад, и ты расскажешь Гуру Махараджу о моей проповеди». Но в то время я был занят служением Гуру Махараджу в Навадвипе. Но сейчас здесь, на Западе, я своими глазами увидел подлинное чудо — тысячи и тысячи людей стремятся к сознанию Кришны. Если мы даем им сознание Кришны должным образом, они обязательно его примут. Фундамент уже заложен, почва подготовлена и удобрена. Подготовленная, удобренная почва. И все это — по милости Нитьянанды Прабху. Это беспричинная милость, а иначе то, что произошло на Западе, было бы невозможным. Люди в супермаркете видели преданных, они повторяли: «Харе Кришна, Харибол». Это чудо.

#00:36:51#

Мы считаем, что такая проповедь — не дело человеческих рук. Это не под силу обычному человеку. Маха-пуруша, великая личность, то есть близкий, дорогой спутник Кришны, низошедший в этот мир из Голоки Вриндавана, по милости Кришны общался с нами и спонтанно мы обрели это сознание. Это факт. Я не знаю английский язык, но это факт. То, что было немыслимым, невероятным, произошло.

#00:37:54#

Сейчас необходимо оберегать, защищать от скверного окружения то, что мы получили. Скверное окружение, дурные обстоятельства — это вайшнава-апарадха. Присутствует эго, и оно способно разрушить благую атмосферу. Сегодня я и преданные видели по телевизору, как пассажиры одного самолета заразились гриппом от одного пассажира. Все заразились гриппом. Необходимо защищать себя от такой заразы. Если мы не примем меры предосторожности, мы утратим те блага, которые у нас есть. Настало время защищать наше богатство, а иначе оно будет разрушено. То, что дал Шрила Свами Махарадж по воле Кришны, и то, что пришло от Гуру Махараджа, — все это может быть разрушено, уничтожено, если мы не будем защищать наше достояние от дурных обстоятельств. Поэтому, если мы будем очень внимательно, бдительно стараться продолжать нашу программу и проповедь, тогда у нас есть надежда.

#00:40:19#

Многие преданные Свами Махараджа и Гуру Махараджа присутствуют здесь. Они способны на многое. Единственное, что необходимо, — страстное желание, стремление, тогда будет возможно еще более широкое распространение сознания Кришны. Кроме того, необходима защита. В Каракасе сто человек приняли посвящение. Это очень хорошо, но они должны быть защищены от оскорблений. В противном случае они могут потерять то, что получили. Сегодня здесь один преданный также принял посвящение и спросил у меня: «Махарадж, что мне делать? Я живу далеко от основной группы преданных, я один». Я тоже думаю, что если нет общества преданных поблизости [то сложно следовать духовной практике]…

#00:42:01#

Посвящение — это хорошо, но после посвящения, когда семя посажено, необходимо удобрять землю, тогда семя прорастет. Я думаю: «Я даю семя, но преданные, получив это семя, должны совершать усилия». Усилия — это шраван и киртан. Шраван и киртан возможны в сообществе преданных. И атмосфера в этом обществе должна быть чистой.

(продолжение следует)

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] «Существует 900 000 водоплавающих, 2 000 000 неподвижных, 1 100 000 червей и насекомых, 1 000 000 птиц, 3 000 000 животных и 400 000 человеческих видов жизни» («Вишну-пурана»).

[2] «О Арджуна, тот, кто осознал природу Моего трансцендентного рождения и деяний, происходящих по Моей сладостной воле, не рождается более. Покинув свое нынешнее тело, он достигает Меня, то есть отдает себя в распоряжение Моей божественной внутренней энергии, дарующей наслаждение (хладини-шакти), и так достигает вечного любовного служения Мне» (Бхагавад-гита, 4.9).

[3] «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[4] «Чтобы освободить Своих святых преданных, уничтожить греховных негодяев и установить непоколебимую основу истинной религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[5] «Святое Имя, Святое Имя, Святое Имя Господа — вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

[6] Кумбхакарна — ракшас-великан, один из героев «Рамаяны», который сражался с Господом Рамачандрой на стороне демона Раваны.

[7] Са йада̄нувратах̣ пум̇са̄м̇ паш́у-буддхир вибхидйате / анйа эш̣а татха̄нйо ’хам ити бхеда-гата̄сатӣ — «Когда Господь становится благосклонен к душе, то свойственная животным ментальность, находящая выражение в чувстве отчужденности от окружающих, устраняется» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.12).

[8] «Согласно своей карме, все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[9] Кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

[10] Абхӯд гехе гехе тумула-хари-сан̇кӣртана-раво, бабхау дехе дехе випула-пулака̄ш́ру-вйатикарах̣ / апи снехе снехе парама-мадхуроткарш̣а-падавӣ, давӣйасйа̄мна̄йа̄д апи джагати гауре ’ватарати — «Когда Шри Гаура пришел в этот мир, в каждом доме началось неистовство хари-санкиртаны, на каждом теле вставали дыбом волосы, из каждой пары очей лились слезы, и другие симптомы экстаза просияли. Так самый сладостный и возвышенный путь, исполненный божественной нежности и выходящий далеко даже за рамки Вед, был явлен» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 114).




←  Погрузись глубоко в реальность с Бхакти Судхиром Госвами. 8 апреля 2019 года. Гупта Говардхан
·• Архив новостей •· «Духовная практика в разные эпохи». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami”

 →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования