«Духовная практика в разные эпохи». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия. Цикл лекций “Global Goswami”



скачать (формат MP4, 20.69M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Духовная практика в разные эпохи

(Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:30#

Писания описывают исторические циклы: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Подобно временам года. Времена года имеют свои отличительные черты. Весна имеет свои черты. Зима, весна, осень. Эти эпохи имеют свои отличительные признаки, черты. Сатья-юга. Каждая эпоха — это минус двадцать пять процентов качеств и продолжительности предыдущей эпохи.

#00:01:19#

Сатья-юга длится приблизительно десять миллионов лет. Говорят, что продолжительность человеческой жизни в эту эпоху составляет примерно сто тысяч лет. И предписанным религиозным процессом, методом духовной реализации в эту эпоху является медитация.

#00:01:48#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…[1]

Это мистическая йога. Существуют свидетельства Вед, примеры йогов, которые медитировали, как в случае с Вишвамитрой Муни. Говорится, он медитировал шестьдесят тысяч лет. Как такое возможно!? Если ты живешь сто тысяч лет, тогда медитация на протяжении шестидесяти тысяч лет становится возможной. Он медитировал шестьдесят тысяч лет, накапливая силу, влияние над материальными явлениями.

#00:02:48#

ма̄йа̄м̇ ту пракр̣тим̇ видйа̄н, ма̄йинам̇ ту махеш́варам…[2]

Говорится, Шива — владыка майи. Квалифицированные дживы так же способны оказывать некоторое воздействие на майю в соответствии с накопленной ими сукрити, духовными упражнениями.

#00:03:18#

Индра, испугавшись могущества Вишвамитры, подослал к нему Менаку, небесную танцовщицу, для того чтобы она соблазнила его. Это другая история, но речь идет о продолжительности жизни в эту первую эпоху.

#00:03:37#

В следующую эпоху, Трета-югу… Следующая эпоха, Трета-юга, длится приблизительно один миллион двести тысяч лет.

#00:03:44#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…[3]

И предписанным религиозным процессом является ягья, огненное жертвоприношение, подобно тому, как мы видим во время посвящения. В Ведах вы увидите многочисленные самые разные виды ягий.

[Реплика на английском из зала.]

#00:04:29#

[Госвами Махарадж, отвечая на эту реплику:]

а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ‘рджуна
ма̄м упетйа ту каунтейа…[4]

Но в то же время жители, обитатели этого мира в Сатья-югу не испытывают воздействия этих факторов: рождения, старости, болезни и смерти, подобно тому как мы испытываем их воздействие в настоящее время. [Санскрит.] Но эта истина остается неизменной. Кришна говорит: «Начиная от мира Господа Брахмы и заканчивая мельчайшим микробом, индрагопой, все обитатели этого материального мира находятся под воздействием кармы, испытывают влияние кармы в большей или меньшей степени». Суть в этом.

#00:05:06#

Время идет, Трета-юга наступает, затем Двапара-юга. Два̄паре паричарйа̄йа̄м̇. В Двапара-югу религиозным путем является паричарйа̄йа̄м̇, храмовое поклонение. В Индии мы видим великое множество храмов. Во вторую эпоху продолжительность жизни была сто тысяч лет, в третью эпоху тысяча лет. И, соответственно, человеческие способности уменьшаются, снижаются. В зависимости от болезни предписывается то или иное лекарство.

#00:05:52#

Наконец, Кали-юга, которая началась примерно пять тысяч лет назад, когда Кришна ушел из этого мира в Свою обитель.

#00:06:04#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате, дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а, пура̄н̣а̄рко ’дхунодитах̣[5]

Люди этой эпохи потеряны, не имеют представления о духовной субстанции, духовной истине. И весь мир окутан в эту эпоху тьмой невежества. Говорится, что «Бхагавата-пурана» взошла подобно солнцу, призванному дать свет Кришна-концепции и указать путь, ведущий к Кришне. В эту эпоху, говорится, продолжительность человеческой жизни составляет сто лет и менее того.

#00:06:53#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа
кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо
манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣[6]

В начале «Бхагаватам» говорится о том, насколько неудачливы люди, живущие в эту эпоху. Алпа̄йуш̣ах̣. Их жизнь коротка, и на протяжении этой короткой жизни они не способны концентрироваться, что есть современное заболевание, весьма распространенное. Синдром расстроенного внимания. Люди неспособны сконцентрироваться на протяжении пятнадцати минут. Люди говорят о йоге как о духовном пути, но этот путь был эффективен в ту эпоху, когда люди могли концентрировать свое внимание на протяжении шестидесяти тысяч лет, тогда как наши современники не могут сконцентрироваться на протяжении шестидесяти минут, шестидесяти секунд. Синдром расстроенного внимания. [Люди] очень слабые. Ослабленный импульс. И люди постоянно испытывают атаку со стороны средств массовой информации, рекламы, которая призывает их потреблять и обращается к наиболее низменным аспектам человеческой природы. Это постоянный, вездесущий призыв эксплуатировать и потреблять. Манда̄х̣ суманда-матайо.

#00:08:27#

Так же говорится, что эти люди ленивы, не испытывают энтузиазма по отношению к духовному поиску, духовной жизни. И то, что в Двапара-югу было храмовым поклонением, в эту эпоху место этого храмового поклонения заняло посещение магазина. Супермаркеты — это храмы нынешнего века. В чем различие между человеком и животным?! В том, что человек может совершать покупки. [Смех.] В этом разница. Да, мы можем ходить по магазинам и быть счастливыми!

#00:09:13#

Я видел двух японских женщин в одном крупном магазине в Америке. Они говорили по-английски, и я пошутил с ними таким образом: «Ходить по магазинам — это счастье!» [Смех.] «Шоппинг — это счастье!» И они смеялись, это они могли понять. Ходишь по магазинам — ты счастлив. Ха-ха-ха. Такова природа эпохи, в которую мы живем.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇, калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

2  Ма̄йа̄м̇ ту пракр̣тим̇ видйа̄н, ма̄йинам̇ ту махеш́варам / тасйа̄вайава-бхӯтаис ту, вйа̄птам̇ сарвам идам̇ джагат — «Майя ввергает живое существо в иллюзию и страдания, но не следует забывать, что за ее деятельностью стоит верховный чудотворец, Господь, именуемый Махешварой, Верховным Владыкой» («Шветашватара-упанишад», 4.10).

3  «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу обретали, проводя жертвоприношения…»

4  А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате — «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах, подчиняясь закону кармы. Но тот, кто достиг Моей обители, сын Кунти, более не познает рождения и смерти» (Бхагавад-гита, 8.16).

5  «После того как Господь Кришна удалился в Свою обитель, а вместе с Ним ушли религиозные принципы и трансцендентное знание, на небосклоне Кали-юги взошла, словно солнце, эта Пурана, „Шримад-Бхагаватам“, даруя свет всем, кто утратил духовное зрение» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.321).

6  «В нынешний век Кали жизнь людей коротка. Люди сварливы, ленивы, лгут себе и другим, на них все время обрушиваются несчастья, и они пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).




←  «Великие преданные» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 июля 1992 года. Майами, США ·• Архив новостей •· Установка Божества Шри Шри Гауранга-Сундара. 29 марта 2019 года. Сочи  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 24.4 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Духовная практика в разные эпохи

(Январь 2006 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:30#

Писания описывают исторические циклы: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Подобно временам года. Времена года имеют свои отличительные черты. Весна имеет свои черты. Зима, весна, осень. Эти эпохи имеют свои отличительные признаки, черты. Сатья-юга. Каждая эпоха — это минус двадцать пять процентов качеств и продолжительности предыдущей эпохи.

#00:01:19#

Сатья-юга длится приблизительно десять миллионов лет. Говорят, что продолжительность человеческой жизни в эту эпоху составляет примерно сто тысяч лет. И предписанным религиозным процессом, методом духовной реализации в эту эпоху является медитация.

#00:01:48#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…[1]

Это мистическая йога. Существуют свидетельства Вед, примеры йогов, которые медитировали, как в случае с Вишвамитрой Муни. Говорится, он медитировал шестьдесят тысяч лет. Как такое возможно!? Если ты живешь сто тысяч лет, тогда медитация на протяжении шестидесяти тысяч лет становится возможной. Он медитировал шестьдесят тысяч лет, накапливая силу, влияние над материальными явлениями.

#00:02:48#

ма̄йа̄м̇ ту пракр̣тим̇ видйа̄н, ма̄йинам̇ ту махеш́варам…[2]

Говорится, Шива — владыка майи. Квалифицированные дживы так же способны оказывать некоторое воздействие на майю в соответствии с накопленной ими сукрити, духовными упражнениями.

#00:03:18#

Индра, испугавшись могущества Вишвамитры, подослал к нему Менаку, небесную танцовщицу, для того чтобы она соблазнила его. Это другая история, но речь идет о продолжительности жизни в эту первую эпоху.

#00:03:37#

В следующую эпоху, Трета-югу… Следующая эпоха, Трета-юга, длится приблизительно один миллион двести тысяч лет.

#00:03:44#

кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣…[3]

И предписанным религиозным процессом является ягья, огненное жертвоприношение, подобно тому, как мы видим во время посвящения. В Ведах вы увидите многочисленные самые разные виды ягий.

[Реплика на английском из зала.]

#00:04:29#

[Госвами Махарадж, отвечая на эту реплику:]

а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ‘рджуна
ма̄м упетйа ту каунтейа…[4]

Но в то же время жители, обитатели этого мира в Сатья-югу не испытывают воздействия этих факторов: рождения, старости, болезни и смерти, подобно тому как мы испытываем их воздействие в настоящее время. [Санскрит.] Но эта истина остается неизменной. Кришна говорит: «Начиная от мира Господа Брахмы и заканчивая мельчайшим микробом, индрагопой, все обитатели этого материального мира находятся под воздействием кармы, испытывают влияние кармы в большей или меньшей степени». Суть в этом.

#00:05:06#

Время идет, Трета-юга наступает, затем Двапара-юга. Два̄паре паричарйа̄йа̄м̇. В Двапара-югу религиозным путем является паричарйа̄йа̄м̇, храмовое поклонение. В Индии мы видим великое множество храмов. Во вторую эпоху продолжительность жизни была сто тысяч лет, в третью эпоху тысяча лет. И, соответственно, человеческие способности уменьшаются, снижаются. В зависимости от болезни предписывается то или иное лекарство.

#00:05:52#

Наконец, Кали-юга, которая началась примерно пять тысяч лет назад, когда Кришна ушел из этого мира в Свою обитель.

#00:06:04#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате, дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а, пура̄н̣а̄рко ’дхунодитах̣[5]

Люди этой эпохи потеряны, не имеют представления о духовной субстанции, духовной истине. И весь мир окутан в эту эпоху тьмой невежества. Говорится, что «Бхагавата-пурана» взошла подобно солнцу, призванному дать свет Кришна-концепции и указать путь, ведущий к Кришне. В эту эпоху, говорится, продолжительность человеческой жизни составляет сто лет и менее того.

#00:06:53#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа
кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо
манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣[6]

В начале «Бхагаватам» говорится о том, насколько неудачливы люди, живущие в эту эпоху. Алпа̄йуш̣ах̣. Их жизнь коротка, и на протяжении этой короткой жизни они не способны концентрироваться, что есть современное заболевание, весьма распространенное. Синдром расстроенного внимания. Люди неспособны сконцентрироваться на протяжении пятнадцати минут. Люди говорят о йоге как о духовном пути, но этот путь был эффективен в ту эпоху, когда люди могли концентрировать свое внимание на протяжении шестидесяти тысяч лет, тогда как наши современники не могут сконцентрироваться на протяжении шестидесяти минут, шестидесяти секунд. Синдром расстроенного внимания. [Люди] очень слабые. Ослабленный импульс. И люди постоянно испытывают атаку со стороны средств массовой информации, рекламы, которая призывает их потреблять и обращается к наиболее низменным аспектам человеческой природы. Это постоянный, вездесущий призыв эксплуатировать и потреблять. Манда̄х̣ суманда-матайо.

#00:08:27#

Так же говорится, что эти люди ленивы, не испытывают энтузиазма по отношению к духовному поиску, духовной жизни. И то, что в Двапара-югу было храмовым поклонением, в эту эпоху место этого храмового поклонения заняло посещение магазина. Супермаркеты — это храмы нынешнего века. В чем различие между человеком и животным?! В том, что человек может совершать покупки. [Смех.] В этом разница. Да, мы можем ходить по магазинам и быть счастливыми!

#00:09:13#

Я видел двух японских женщин в одном крупном магазине в Америке. Они говорили по-английски, и я пошутил с ними таким образом: «Ходить по магазинам — это счастье!» [Смех.] «Шоппинг — это счастье!» И они смеялись, это они могли понять. Ходишь по магазинам — ты счастлив. Ха-ха-ха. Такова природа эпохи, в которую мы живем.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Кр̣те йад дхйа̄йато виш̣н̣ум̇, трета̄йа̄м̇ йаджато макхаих̣ / два̄паре паричарйа̄йа̄м̇, калау тад дхари-кӣртана̄т — «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — проводя жертвоприношения, а в Двапара-югу — служа лотосоподобным стопам Господа, можно обрести и в Кали-югу, если просто петь маха-мантру Харе Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 12.3.52; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.345).

[2] Ма̄йа̄м̇ ту пракр̣тим̇ видйа̄н, ма̄йинам̇ ту махеш́варам / тасйа̄вайава-бхӯтаис ту, вйа̄птам̇ сарвам идам̇ джагат — «Майя ввергает живое существо в иллюзию и страдания, но не следует забывать, что за ее деятельностью стоит верховный чудотворец, Господь, именуемый Махешварой, Верховным Владыкой» («Шветашватара-упанишад», 4.10).

[3] «Все то, что в Сатья-югу люди обретали, медитируя на Вишну, в Трета-югу обретали, проводя жертвоприношения…»

[4] А̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино ’рджуна / ма̄м упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате — «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах, подчиняясь закону кармы. Но тот, кто достиг Моей обители, сын Кунти, более не познает рождения и смерти» (Бхагавад-гита, 8.16).

[5] «После того как Господь Кришна удалился в Свою обитель, а вместе с Ним ушли религиозные принципы и трансцендентное знание, на небосклоне Кали-юги взошла, словно солнце, эта Пурана, „Шримад-Бхагаватам“, даруя свет всем, кто утратил духовное зрение» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.321).

[6] «В нынешний век Кали жизнь людей коротка. Люди сварливы, ленивы, лгут себе и другим, на них все время обрушиваются несчастья, и они пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования