«Пандит Шри Гададхар». Статья Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа из «Шри Гаудия Даршана», опубликованная 11 мая 1967 года (на русском и английском языках)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Пандит Шри Гададхар

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/pandit-shri-gadadkhar.html

Шрила Гурудев описывает состояние сердца
самого близкого спутника Господа.

Перевод бенгальской статьи,
опубликованной в честь дня явления Шрилы Гададхара Пандита
в «Шри Гаудия Даршане»
(том двенадцатый, выпуск десятый, 11 мая 1967 года)

 

Высочайшее совершенство в мире души состоит в переживании расы игр Шри Кришны. Расо ваи сах̣: Он есть раса. Поскольку Шри Кришна игрив (лӣла̄майа), и Его усилия, направленные на распространение расы, самопроявлены, Его природа такова, что Он порождает духовное счастье вокруг Себя. Когда Шри Кришна — акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣ [олицетворение нектара всех рас], сатйам̇-ш́ивам̇-сундарам [олицетворение истины, блага и красоты] — желает широко распространить Свои игры, Он разделяет Себя на членов Панча-таттвы и являет верховное величие Своего экстатического имени, формы, качеств, игр и спутников.

Шрила Кавирадж Госвами Прабху представил эту концепцию в следующем стихе:

пан̃ча-таттва̄тмакам̇ кр̣ш̣н̣ам̇ бхакта-рӯпа-сварӯпакам
бхакта̄вата̄рам̇ бхакта̄кхйам̇ нама̄ми бхакта-ш́актикам

Смысл этого стиха в том, что Шри Кришна, посредством Своей энергии, проявляет Себя в пяти формах и вечно раздает Себя. Для поддержания этих игр Шри Гауранга явился в обществе Шри Гададхара в Шри Навадвип Дхаме и начал, в должное время, Свой труд, втайне совершая игры в качестве ребенка.

Шри Гададхар Пандит остается позади Шри Гауранги, словно тень — он пребывает (букв. hangs — «маячит») позади Господа в качестве слабого, не выраженного протеста против великой кампании, совершаемой Господом, — кампании по раздаче «драгоценных камней» божественной любви из их общей сокровищницы. Шри Кришна раздает божественную любовь Шри Радхики. Сохраняя дистанцию, Шри Нитьянанда одаривает Его энтузиазмом. Шри Адвайта, Шривас и другие заняты трудом распространения Святого Имени и счастливы им заниматься. Но настроение Шри Гададхара Пандита в чем-то независимо. Он — вечный спутник Шри Гауранги; он не в силах скрыть ничего от Господа даже на мгновение, и, тем не менее, он не в силах сочувствовать или радоваться этому особому усилию Господа [брать и раздавать их совместное богатство].

Прежде всего, он возражал против санньяса-лилы Шри Гауранги. Он попытался пресечь санньясу Господа, ссылаясь на то, что Его мать нуждается в помощи. Но он не мог быть оставлен этим санньяси [Шри Гаурангой]. В проповеди — там, где другие преданные с энтузиазмом поддерживают ее, — Шри Гададхар остается молчаливым наблюдателем; он не хочет покидать свой круг — он предпочитает свое общение, свой брахманический уклад и обособленное служение у себя дома.

Там он служит Шри Гауранге согласно своим представлениям — это его неизбежная потребность и желание. Все выглядит так, словно все обретают, а он теряет. В двух словах, положение вещей таково, что Шри Гауранга словно раздает богатство Шри Гададхара, а последний испытывает известный дискомфорт. Враджа на̄ ча̄дите на̄ре, тома̄ на̄ декхиле маре, враджа-джанера ки хабе упа̄йа (ЧЧ, Мадхья, 13.146) — «Обитатели Враджи не в силах покинуть Враджу, но если они не увидят Тебя [Кришну], то умрут. Так что же им делать?» Гададхар чувствует нечто подобное.

По словам великих душ, Шри Кришна совершал игры в качестве Шри Гауранги, чтобы выплатить Свой «долг», тянущийся со враджа-лилы. Но как так? В Шри Гауранге и Его усилиях «оплатить долг» мы находим скрытое намерение увеличить этот долг и остаться навеки обязанным Своим кредиторам. В особенности по этой причине «знатоки редчайших драгоценных камней» признали Шри Гададхара Пандита в качестве Шри Радхики.

От тат сат ом.

 

 

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj

Paṇḍit Śrī Gadādhar

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/pandit-sri-gadadhar/

Śrīla Gurudev describes the heart of the Lord’s most intimate associate.

Translated from the original Bengali article
published in honour of Śrīla Gadādhar Paṇḍit’s
appearance day in Śrī Gauḍīya Darśan,
Volume 12, Issue 10, 11 May 1967.

 

The highest perfection in the world of the soul is to relish the rasa of Śrī Kṛṣṇa’s Pastimes. “Raso vai Saḥ: He is rasa”; as Śrī Kṛṣṇa is playful (līlāmaya) and His endeavour to spread rasa is self-manifest, His nature is to outwardly generate spiritual happiness. When Śrī Kṛṣṇa—the Akhila-rasāmṛta-mūrtiḥ [the embodiment of the nectar of all rasas], satyaṁ śivaṁ sundaram [the personification of truth, auspiciousness, and beauty]—becomes eager to widely distribute His own Pastimes, He divides Himself into the Pañcha Tattva and reveals the supreme greatness of His ecstatic Name, Form, Qualities, Pastimes, and associates.

Śrīla Kavirāj Goswāmī Prabhu represented this conception in a verse:

pañcha-tattvātmakaṁ kṛṣṇaṁ bhakta-rūpa-svarūpakam
bhaktāvatāraṁ bhaktākhyaṁ namāmi bhakta-śaktikam

The meaning of this verse is that Śrī Kṛṣṇa manifests with His own energy in five forms and eternally distributes Himself. In connection with such Pastimes, Śrī Gaurāṅga appeared with Śrī Gadādhar in Śrī Nabadwīp Dhām and began His work at the proper time, while secretly performing Pastimes as a human child.

Śrī Gadādhar Paṇḍit remains behind Śrī Gaurāṅga like a shadow—he hangs behind the Lord as a slight, unexpressed protest to the Lord’s great campaign of distributing the jewel of divine love from their joint store. Śrī Kṛṣṇa is distributing Śrī Rādhikā’s divine love. Remaining at a distance, Śrī Nityānanda is giving Him enthusiasm. Śrī Advaita, Śrīvās, and others are busy and happy with the work of distributing the Holy Name. But Śrī Gadādhar Paṇḍit’s mood is somewhat independent. He is Śrī Gaurāṅga’s eternal associate; he cannot conceal anything from the Lord for even a moment, and yet he cannot be sympathetic to, or happy about, this special endeavour of the Lord [to take and distribute their joint wealth].

First, he objected to Śrī Gaurāṅga’s sannyās-līlā. He tried to stop the Lord’s sannyās by appealing that His mother needed help. But He could not be left behind by that sannyāsī [Śrī Gaurāṅga] either. In preaching, where other devotees enthusiastically assist, Śrī Gadādhar is a silent observer; he does not want to leave his circle—he prefers his own association, his brāminical disposition, and serving separately at home. There, He will serve Śrī Gaurāṅga according to His own conception—this is his unavoidable, innermost want and desire. It is as though everyone is getting, but he is losing. In a phrase, it is as though Śrī Gaurāṅga is distributing Śrī Gadādhar’s wealth, and Śrī Gadādhar feels some discomfort. “Vraja nā chhādite pāre, tomā nā dekhile mare, vraja-janera ki habe upāya (Cc: Madhya, 13.146): the residents of Vraja cannot leave Vraja, but if they do not see You [Kṛṣṇa], they will die. So, what can they do?” Gadādhar’s feeling is something like this.

The great souls have said that Śrī Kṛṣṇa performed Pastimes as Śrī Gaurāṅga to clear His debt from Vraja-līlā. But what is this? In Śrī Gaurāṅga and His endeavour to clear His debt is found the hidden intention of creating more debt and remaining sold even longer to whom He is indebted. For this reason in particular, those who are “expert in fine jewels” have recognised Śrī Gadādhar Paṇḍit as Śrī Rādhikā.

Om Tat Sat Om.

 

← «День явления Гададхара Пандита» (с переводом). Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 26 апреля 2017 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Вечная природа души — служить Прекрасному Абсолюту». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования