«Раса — эталон отношений с Богом» (часть 3). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 ноября 2011 года. Москва, выставка «Загадочная Индия»


Russian

Вопрос: Почему наука все время конфликтует с религией?

Шрила Госвами Махарадж: Потому что наука анализирует объективный мир, а религия, чистая религия, обращена только к субъективному миру. Поэтому когда религиозные люди начинают провозглашать что-то об объективном мире, об объективной реальности, то ученые находят эти предложения неверными.

На самом деле религиозным людям было бы лучше оставить объективный мир науке. Но то же самое касается и представителей науки: когда они начинают утверждать что-то о внутреннем, о субъективном мире, о поисках Бога, то в этом случае представителям науки лучше оставить эти вопросы религиозным экспертам.

Давайте отвлечемся от этого спора на минутку и рассмотрим школу, где преподаются искусство и науки. Иногда ученые спорят: «А кто вернее, точнее толкует историю?» Как вернее понять историю: путем буквальной ее интерпретации и разбора всех фактов и дат или же, как в литературе, которая, по сути, является выдумкой? Нам следует внимательно рассмотреть это, отбросив стереотипы. Мы показывали в этом слайд-шоу различные картины, и среди художников бытует выражение: «Искусство — это ложь, которая рассказывает истину». А писатели говорят: «Если хотите донести истину — пишите выдумки». И в произведениях искусства — не документальных, но которые рассказывают придуманные писателем сюжеты, — одна из постоянных тем — memento mori. И, кстати, у нас есть слайд об этом (Махарадж указывает на слайд с надписью — прим. ред.). Memento mori значит «помни — ты умрешь». Эта идея присутствует в литературе, как и в духовной культуре. И можно сказать, что это научно достоверный факт — мы все умрем. И в этом все соглашаются.

Но сейчас я вам хотел бы показать на примере, как художник, творец, может косвенным образом рассказать о важнейших истинах. На Западе этим заняты писатели, на Востоке это делают учителя, мудрецы. Например, Чехов написал рассказ об одном человеке, который был очень увлечен юной девушкой. Эта девушка передала ему записку, в которой было написано: «Встретимся в полночь на кладбище». И он задумался: «Шутит она или нет? Наверное, она просто дурачит меня». Но он продолжал думать об этом и вдруг смутился: «А если она и правда придет, а меня нет?» Итак, он сел на повозку и отправился глубокой ночью на кладбище. Гуляя по кладбищу, он разглядывал надгробные камни…

И совершено неважно, случилась ли эта история в реальном мире. Неважно, правдива ли эта история в объективном смысле. Подобное рассмотрение — это предмет науки, и через подобное рассмотрение мы упустим самое главное. Ведь даже Чехов только внешне представил эту идею как рассказ о взаимоотношениях юноши и девушки, но на самом деле этим рассказом он хотел донести иную идею. Наш герой, гуляя ночью в полночь по кладбищу, заметил надгробия на могилах, принадлежавших девушкам, — на этих камнях были написаны даты рождения и смерти. И он задумался: ведь эти девушки, что сейчас умерли, они тоже когда-то были юны и красивы. Они тоже кого-то целовали, обнимали, вступали в романтические отношения… Но вот они здесь — лежат в могилах.

Суть этого рассказа в том, чтобы мы задумались о том, что все смертны. Напомнить, что все в этом мире умрут. И нам придется найти какое-то решение для этого неизбежного факта. Ведь внутри все наше существо стремится к бессмертию. Но сейчас мы очутились в мире смерти. И духовная практика, духовная жизнь означает развитие этого понимания бессмертия. В каком-то смысле бессмертие нам обещает как наука, так и духовные люди.

Ученые говорят: «Благодаря достижениям технологии, науки мы поможем людям жить долго». Иногда ученые говорят: «В будущем мы сумеем просканировать вас, заключить все ваше “я” в робота, и тогда ваше тело вам более не нужно». [Махарадж смеется.] Но идея богоцентрических учений в том, чтобы успешно прекратить материальное существование. Потому что душа способна жить в мире души, который находится вне материального мира. Древний мыслитель Ману сказал: «Сейчас мы все одеты в карму». Все формы жизни, в том числе люди, — любое животное или человек, — одеты в свою карму. Но как материальное тело — это биологическое выражение заблуждений души, так и духовное тело — это выражение внутренней природы души.

Вопрос: Если человека поместить в какие-либо неблагоприятные условия, то он каждый день будет думать о том, чтобы выжить. Значит, он вряд ли будет думать о смысле жизни. Значит, он уже не человек, а животное?

Шрила Госвами Махарадж: Нет, но это означает, что такой человек оказался в очень дурных обстоятельствах. Ведь на самом деле самое важное в человеческой жизни это осознать, что любая жизнь, любое рождение — это бесконечная череда страданий и мучений. И это может натолкнуть человека на стремление к духовному, когда он понимает, что материальная жизнь ограничена. Мы живем в мире действий и их последствий. Каждое действие влечет равное противодействие. Бесконечно. Поэтому, если мы и страдаем, то страдаем лишь вследствие своих прошлых поступков. И это может навести человека на мысль: «А как же мне вырваться из этого круговорота?» Это может дать толчок к духовному развитию.

Есть ли еще вопросы?

Вопрос: Какие этапы развития, личностного роста, работы над собой на пути к Богу есть сейчас у западного человека?

Шрила Госвами Махарадж: Сейчас очень высокие возможности. Хотя с какой-то точки зрения можно сказать, что мы совершенно непригодны для духовной жизни. Или, иначе говоря, наша болезнь в очень и очень запущенном состоянии. В Ведах сказано: «Когда пациент очень сильно болеет, в этот момент ему дают самое действенное лекарство». Поэтому касательно эпохи, в которую мы живем с вами сейчас, сказано, что наиболее эффективное средство духовного роста — это повторение или пение Харе Кришна маха-мантры. Это средство настолько сильно, что превосходит любые физические, умственные или интеллектуальные ограничения. Это наиболее доступное средство.

Вопрос: Я хотел спросить о соотношении всех религий. Ведь все основные мировые религии так или иначе рассматривают вопрос о спасении души. Как это соотносится с Ведами? Истина, в общем-то, одна, и она рассматривается во всех религиях.

Шрила Госвами Махарадж: Я чуть раньше говорил о том, что есть разные валюты. Любая валюта обладает денежной ценностью. Но мы знаем, что есть абсолютный эталон, по которому определяется относительная ценность. Теистические, богоцентрические системы сравниваются по эталону расы, то есть глубины любовных взаимоотношений. В большинстве религий мы видим, что выражение любви ограничено благоговейным отношением на расстоянии. И такое выражение вполне уместно, когда нет близости. Но это не раскрывает всех возможностей, это только часть истины. Это не всеохватывающие идеи. Такие идеи неполны, потому что не раскрывают всего диапазона, всей палитры возможных любовных отношений.

Как, например, сейчас мы совсем рядом с Кремлем. Быть может однажды господин Путин решит зайти на эту выставку. И если бы он пришел сюда, если бы он прямо сейчас зашел в этот зал (кто знает, быть может и придет), то мы, естественно, все встали бы со своих мест и почтительно приветствовали его. Потому что мы не знакомы с ним близко. В наших отношениях нет близости, поэтому единственно уместное отношение — это с уважением и благоговением. Но еще до того, как он сам пришел бы сюда, сюда зашли бы его подчиненные, чтобы позаботиться о безопасности. И когда он пришел бы сюда, вы сумели бы заметить, что с ними, с его работниками безопасности, его связывают более тесные, более близкие отношения. Большая близость. Здесь отношение развивается в сторону нежности. Но у его охраны есть возможность увидеть, что у него есть друзья из Петербурга. Его питерские друзья вполне могут помнить Путина, когда он еще не был ни президентом, ни премьер-министром. Эти друзья могут по-дружески шутить с ним. Подобные шутки вовсе не обидят его, а скорее привнесут особую сладость в их отношения. У него также есть жена, мама.

При таком анализе мы видим, что о чем более близких, более тесных, любовных взаимоотношениях идет речь, тем в меньшей степени важно его формальное внешнее положение, то, что он занимает высокую должность в стране. Его мама может схватить его за ухо и сказать: «Послушай-ка меня, сынок». Ему придется ее послушаться. Неважно, сколь высокого положения он добился материально — поскольку их связывают любовь и нежность, он подчинится маме.

Подобным же образом в Кришна-концепции Божественного мы видим полный диапазон возможностей полного спектра любовных взаимоотношений с Богом, которые выходят за рамки преданности в благоговении. Есть такие формы отношений, как дружеская забота, родительская опека или даже супружество. Поэтому если говорить в общем, то можно сказать: одна концепция частична, другая — полна. Именно раса или любовная близость — тот метод, благодаря которому мы можем осознать высоту положения той или иной концепции. Однако все они ценны. Как любая валюта имеет свою ценность, хотя их ценности не один к одному. В некоторых ценность более сконцентрирована, чем в других.

Я благодарю вас всех за ваше любезное внимание и хорошие вопросы.

(перейти к первой части)

Транскрипцию выполнил: Альварнатх Дас
Редактор: Традиш Дас





←  «Майявада — нелепое заблуждение». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 5.5 ·• Архив новостей •· «Подлинный Гуру — совершенный слуга». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 1 июня 2012 года. Оренбург  →

Russian

Вопрос: Почему наука все время конфликтует с религией?

Шрила Госвами Махарадж: Потому что наука анализирует объективный мир, а религия, чистая религия, обращена только к субъективному миру. Поэтому когда религиозные люди начинают провозглашать что-то об объективном мире, об объективной реальности, то ученые находят эти предложения неверными.

На самом деле религиозным людям было бы лучше оставить объективный мир науке. Но то же самое касается и представителей науки: когда они начинают утверждать что-то о внутреннем, о субъективном мире, о поисках Бога, то в этом случае представителям науки лучше оставить эти вопросы религиозным экспертам.

Давайте отвлечемся от этого спора на минутку и рассмотрим школу, где преподаются искусство и науки. Иногда ученые спорят: «А кто вернее, точнее толкует историю?» Как вернее понять историю: путем буквальной ее интерпретации и разбора всех фактов и дат или же, как в литературе, которая, по сути, является выдумкой? Нам следует внимательно рассмотреть это, отбросив стереотипы. Мы показывали в этом слайд-шоу различные картины, и среди художников бытует выражение: «Искусство — это ложь, которая рассказывает истину». А писатели говорят: «Если хотите донести истину — пишите выдумки». И в произведениях искусства — не документальных, но которые рассказывают придуманные писателем сюжеты, — одна из постоянных тем — memento mori. И, кстати, у нас есть слайд об этом (Махарадж указывает на слайд с надписью — прим. ред.). Memento mori значит «помни — ты умрешь». Эта идея присутствует в литературе, как и в духовной культуре. И можно сказать, что это научно достоверный факт — мы все умрем. И в этом все соглашаются.

Но сейчас я вам хотел бы показать на примере, как художник, творец, может косвенным образом рассказать о важнейших истинах. На Западе этим заняты писатели, на Востоке это делают учителя, мудрецы. Например, Чехов написал рассказ об одном человеке, который был очень увлечен юной девушкой. Эта девушка передала ему записку, в которой было написано: «Встретимся в полночь на кладбище». И он задумался: «Шутит она или нет? Наверное, она просто дурачит меня». Но он продолжал думать об этом и вдруг смутился: «А если она и правда придет, а меня нет?» Итак, он сел на повозку и отправился глубокой ночью на кладбище. Гуляя по кладбищу, он разглядывал надгробные камни…

И совершено неважно, случилась ли эта история в реальном мире. Неважно, правдива ли эта история в объективном смысле. Подобное рассмотрение — это предмет науки, и через подобное рассмотрение мы упустим самое главное. Ведь даже Чехов только внешне представил эту идею как рассказ о взаимоотношениях юноши и девушки, но на самом деле этим рассказом он хотел донести иную идею. Наш герой, гуляя ночью в полночь по кладбищу, заметил надгробия на могилах, принадлежавших девушкам, — на этих камнях были написаны даты рождения и смерти. И он задумался: ведь эти девушки, что сейчас умерли, они тоже когда-то были юны и красивы. Они тоже кого-то целовали, обнимали, вступали в романтические отношения… Но вот они здесь — лежат в могилах.

Суть этого рассказа в том, чтобы мы задумались о том, что все смертны. Напомнить, что все в этом мире умрут. И нам придется найти какое-то решение для этого неизбежного факта. Ведь внутри все наше существо стремится к бессмертию. Но сейчас мы очутились в мире смерти. И духовная практика, духовная жизнь означает развитие этого понимания бессмертия. В каком-то смысле бессмертие нам обещает как наука, так и духовные люди.

Ученые говорят: «Благодаря достижениям технологии, науки мы поможем людям жить долго». Иногда ученые говорят: «В будущем мы сумеем просканировать вас, заключить все ваше “я” в робота, и тогда ваше тело вам более не нужно». [Махарадж смеется.] Но идея богоцентрических учений в том, чтобы успешно прекратить материальное существование. Потому что душа способна жить в мире души, который находится вне материального мира. Древний мыслитель Ману сказал: «Сейчас мы все одеты в карму». Все формы жизни, в том числе люди, — любое животное или человек, — одеты в свою карму. Но как материальное тело — это биологическое выражение заблуждений души, так и духовное тело — это выражение внутренней природы души.

Вопрос: Если человека поместить в какие-либо неблагоприятные условия, то он каждый день будет думать о том, чтобы выжить. Значит, он вряд ли будет думать о смысле жизни. Значит, он уже не человек, а животное?

Шрила Госвами Махарадж: Нет, но это означает, что такой человек оказался в очень дурных обстоятельствах. Ведь на самом деле самое важное в человеческой жизни это осознать, что любая жизнь, любое рождение — это бесконечная череда страданий и мучений. И это может натолкнуть человека на стремление к духовному, когда он понимает, что материальная жизнь ограничена. Мы живем в мире действий и их последствий. Каждое действие влечет равное противодействие. Бесконечно. Поэтому, если мы и страдаем, то страдаем лишь вследствие своих прошлых поступков. И это может навести человека на мысль: «А как же мне вырваться из этого круговорота?» Это может дать толчок к духовному развитию.

Есть ли еще вопросы?

Вопрос: Какие этапы развития, личностного роста, работы над собой на пути к Богу есть сейчас у западного человека?

Шрила Госвами Махарадж: Сейчас очень высокие возможности. Хотя с какой-то точки зрения можно сказать, что мы совершенно непригодны для духовной жизни. Или, иначе говоря, наша болезнь в очень и очень запущенном состоянии. В Ведах сказано: «Когда пациент очень сильно болеет, в этот момент ему дают самое действенное лекарство». Поэтому касательно эпохи, в которую мы живем с вами сейчас, сказано, что наиболее эффективное средство духовного роста — это повторение или пение Харе Кришна маха-мантры. Это средство настолько сильно, что превосходит любые физические, умственные или интеллектуальные ограничения. Это наиболее доступное средство.

Вопрос: Я хотел спросить о соотношении всех религий. Ведь все основные мировые религии так или иначе рассматривают вопрос о спасении души. Как это соотносится с Ведами? Истина, в общем-то, одна, и она рассматривается во всех религиях.

Шрила Госвами Махарадж: Я чуть раньше говорил о том, что есть разные валюты. Любая валюта обладает денежной ценностью. Но мы знаем, что есть абсолютный эталон, по которому определяется относительная ценность. Теистические, богоцентрические системы сравниваются по эталону расы, то есть глубины любовных взаимоотношений. В большинстве религий мы видим, что выражение любви ограничено благоговейным отношением на расстоянии. И такое выражение вполне уместно, когда нет близости. Но это не раскрывает всех возможностей, это только часть истины. Это не всеохватывающие идеи. Такие идеи неполны, потому что не раскрывают всего диапазона, всей палитры возможных любовных отношений.

Как, например, сейчас мы совсем рядом с Кремлем. Быть может однажды господин Путин решит зайти на эту выставку. И если бы он пришел сюда, если бы он прямо сейчас зашел в этот зал (кто знает, быть может и придет), то мы, естественно, все встали бы со своих мест и почтительно приветствовали его. Потому что мы не знакомы с ним близко. В наших отношениях нет близости, поэтому единственно уместное отношение — это с уважением и благоговением. Но еще до того, как он сам пришел бы сюда, сюда зашли бы его подчиненные, чтобы позаботиться о безопасности. И когда он пришел бы сюда, вы сумели бы заметить, что с ними, с его работниками безопасности, его связывают более тесные, более близкие отношения. Большая близость. Здесь отношение развивается в сторону нежности. Но у его охраны есть возможность увидеть, что у него есть друзья из Петербурга. Его питерские друзья вполне могут помнить Путина, когда он еще не был ни президентом, ни премьер-министром. Эти друзья могут по-дружески шутить с ним. Подобные шутки вовсе не обидят его, а скорее привнесут особую сладость в их отношения. У него также есть жена, мама.

При таком анализе мы видим, что о чем более близких, более тесных, любовных взаимоотношениях идет речь, тем в меньшей степени важно его формальное внешнее положение, то, что он занимает высокую должность в стране. Его мама может схватить его за ухо и сказать: «Послушай-ка меня, сынок». Ему придется ее послушаться. Неважно, сколь высокого положения он добился материально — поскольку их связывают любовь и нежность, он подчинится маме.

Подобным же образом в Кришна-концепции Божественного мы видим полный диапазон возможностей полного спектра любовных взаимоотношений с Богом, которые выходят за рамки преданности в благоговении. Есть такие формы отношений, как дружеская забота, родительская опека или даже супружество. Поэтому если говорить в общем, то можно сказать: одна концепция частична, другая — полна. Именно раса или любовная близость — тот метод, благодаря которому мы можем осознать высоту положения той или иной концепции. Однако все они ценны. Как любая валюта имеет свою ценность, хотя их ценности не один к одному. В некоторых ценность более сконцентрирована, чем в других.

Я благодарю вас всех за ваше любезное внимание и хорошие вопросы.

(перейти к первой части)

Транскрипцию выполнил: Альварнатх Дас
Редактор: Традиш Дас



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования