«Суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 19 июня 2006 года


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху

(19 июня 2006 года)

 

Шрила Гурудев: Мы должны серьезно отнестись к тем указаниям, которые нам дал Махапрабху Шри Чайтаньядев. Необходимо постоянно размышлять о том, как нам продолжать духовную жизнь. На нашем пути встречается множество преград. Кроме того, у нас есть чувства, мысли и желания, которые необходимо контролировать и привести в гармонию с учением Шри Чайтаньи Махапрабху, с той концепцией, которую Он принес нам.

До нас дошло не так уж много слов Махапрабху: Он явил всего восемь шлок, но вся суть заложена в них. Во-первых, — чето-дарпана-марджанам — необходимо очистить наш ум, умонастроение, тогда все остальное также очистится.

Эти восемь шлок Махапрабху произнес в последние годы Своей жизни, в последний период жизни. Он пробыл в этом материальном мире сорок восемь лет, и эти шлоки Он произнес не раньше, чем за последние три года до Своего ухода. Быть может, даже в последний год. Он указал нам направление. Мы должны совершать санкиртану – все писания заявляют об этом. И Махапрабху также утверждал это.

Он был воплощением учености. Когда Махапрабху было шестнадцать лет, Он преподавал в школе. И однажды Дигвиджайи, великий пандит того времени, бросил Ему вызов: «Ты всего лишь учитель начальной школы, Ты преподаешь грамматику [школы] Калапа для начинающих. Как ты можешь понять те шлоки, что я сочиняю и цитирую? Я прочел тебе сто шлок, но как ты поймешь их?» Махапрабху, смеясь, ответил: «Сарасвати наделила тебя милостью, поэтому ты стал пандитом. Но есть и шрути-дхара — личности, которые могут запомнить текст, услышав лишь единожды. Такое тоже возможно по милости Сарасвати». В ответ на это Дигвиджайи попросил Махапрабху назвать шлоку, значение которой он должен был объяснить. Махапрабху прочел следующую шлоку:

махаттвам̇ ган̇га̄йа̄х̣ сататам идам а̄бха̄ти нитара̄м̇
йад эш̣а̄ ш́рӣ-виш̣н̣ош́ чаран̣а-камалотпатти-субхага̄
[двитӣйа-ш́рӣ-лакш̣мӣр ива сура-нараир арчйа-чаран̣а̄
бхава̄нӣ-бхартур йа̄ ш́ираси вибхаватй адбхута-гун̣а̄]

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 16.41)1

Дигвиджайи, словно громом пораженный, воскликнул: «Как этот мальчик смог запомнить? Только что я процитировал сто шлок, а он смог запомнить одну из них! Как такое возможно?»

Такими были качества Махапрабху. Все открывалось, все являлось Ему при необходимости — абсолютно все! Никто не мог сравниться с Ним! Он вступал в полемику с такими великими учеными, как Сарвабхаума Бхаттачарья, Пракашананда Сарасвати, и побеждал их всех. Таким был Махапрабху. Великие пандиты бросали Ему вызов, но Махапрабху легко одерживал верх над ними.

И, несмотря на это, сам Он не написал ничего — это просто невероятно! Некоторые говорят, что Махапрабху написал «Брахма-самхиту». Если бы это было так, то мы были бы столь удачливы: у нас была бы книга, написанная Махапрабху! Но на самом деле ее составил не Махапрабху, хотя концепция, которую Он нам дал, в полной мере представлена в «Брахма-самхите». Это удивительно.

Раньше у меня был один важный вопрос, и я задавал его Гуру Махараджу много раз, и каждый раз, когда он отвечал мне, я забывал ответ. Я не мог понять его до конца. Но однажды Гуру Махарадж спросил меня: «Разве ты не читал “Брахма-самхиту”?» «Нет, Махарадж. Я знаю много шлок из “Брахма-самхиты”, я запомнил их, потому что вы часто цитируете их, но я не читал саму книгу». Тогда Гуру Махарадж разрешил мне прочесть «Брахма-самхиту». И когда я ее прочел, то, наконец, получил ответ на свой вопрос. В тот день я решил, что нужно непременно издать эту книгу. Спустя некоторое время «Брахма-самхита» была издана.

Шрипад Госвами Махарадж: На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро2. Это также одна из немногих шлок Махапрабху.

Шрила Гурудев: Да. Их всего четыре или пять.

Как бы то ни было, таков был разум Махапрабху, таковы были Его качества. Он никогда не принимал помощь со стороны. Он проповедовал сознание Кришны один, даже в Южной Индии. Он вступал в споры с пандитами, садху, Он бросал им всем вызов и побеждал. Он побеждал всех и везде.

Махапрабху дал нам восемь шлок, и они очень, очень важны для нас. Я все время говорю о трех указаниях Махапрабху. Постоянно. Почему? Потому что понимаю, что все необходимое для нас заложено в этих трех наставлениях:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена...

Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.31)3

Какая в них необходимость? Когда у вас появятся эти качества, тогда — киртанийах сада харих: вы сможете правильно повторять Харе Кришна маха-мантру, без оскорблений. Только тогда вы достигнете желаемого результата. Я на все 100%, на 200% уверен, что вы обретете этот результат.

Но сейчас мы не достигли результата! Почему? Мы должны снова и снова пытаться осознать, почему Святое Имя не открывается нам. В «Веданта-даршане», в Ведах, «Махабхарате», в Пуранах, в «Брахма-самхите» — во всех писаниях, представляющих индийскую философию, дано безоговорочное предписание для обусловленных душ: «Воспевайте Святое Имя Бога, тогда вы обретете высшее благо в своей духовной жизни». И «Шримад-Бхагаватам» также подтверждает это!

на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам

Шримад-Бхагаватам», 12.13.23)4

Нама-санкиртана. Мы должны понять, почему же у нас нет должных качеств? Потому что мы не следуем трем указаниям Махапрабху надлежащим образом! Но мы присоединились к миссии Махапрабху, значит, мы хотим продвигаться вперед в духовной жизни. Мы хотим достичь цели, трансцендентной жизни. И мы обязательно достигнем ее.

Я говорю серьезно. Плохо зная английский язык, я употребляю лишь те слова, что слышу от преданных. Я не читал книг на английском языке, а первые английские слова услышал от Гуру Махараджа — те слова, которые он особенно любил использовать, я знаю очень хорошо. Например, chastity и sincerity5. С чистотой и искренностью вы обретете необходимую квалификацию. Послушайте, я постоянно говорю одно и то же:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄...

Следуйте этому, и тогда вы достигнете успеха.

Шрила Бхактивинод Тхакур старался передать это через свои песни. Он написал много книг — «Шаранагати», «Гита-вали», «Гита-мала» и многие другие, — но все они на бенгали. В своих книгах он выразил суть всех писаний, но, к сожалению, они доступны не для всех преданных, потому что не все знают бенгали. Но годы спустя Шрила Гуру Махарадж объяснил нам их суть — и в этом наша благая удача.

Но даже обладание Гангой, полной знаний, ничего нам не даст, если мы не украшены этими тремя качествами! Именно ими мы должны обладать, и я хочу, чтобы вы все помнили об этом. Будьте смиренными, терпеливыми и уважайте других, тогда вы сможете воспевать маха-мантру и станете в высшей степени счастливы.

Шрипад Госвами Махарадж: Нароттам Дас Тхакур говорил:

кама кришна кармарпане кродха бхакта-двеши джане
               лобха садху-санге хари-катхе
моха кришна-гуна-гане мада иштха-лабха вине
            ниджйукта кариба джатха татха

Шри Према-бхакти-чандрика», песнь 2, текст 10)6

Похоть может быть задействована в служении одним образом, гнев — другим, но для зависти нет места.

Шрила Гурудев: Да, нет места. «Шримад-Бхагаватам» говорит: нирматсаранам сатам. Завидовать вайшнаву очень плохо. Завистники также стремятся к совершенству, но его не так-то легко достичь. Та земля, на которую мы падаем, станет нашей опорой. Мы должны оттолкнуться от нее, чтобы подняться. Мы падаем — в этом нет ничего страшного, поддержка придет из высшего мира. Если мы будем идти этим путем, тогда нас ждет успех.

Махапрабху дал восемь шлок, прославляющих Кришна-санкиртану. В них же говорится и о результате, которого мы достигнем:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇,
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12)7

Это прославление Кришна-киртана. Затем Махапрабху говорит:

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис,
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи,
дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣

Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.16)8

Святое Имя Господа Кришны!.. «Столько имен явлено в писаниях, и каждое из них способно спасти любого. Но, к несчастью, у меня нет никакой привязанности к ним» — таково значение второй шлоки.

Третья шлока раскрывает, как можно совершать Кришна-киртан. Сначала подготовьте себя, сделайте себя достойным инструментом.

тр̣на̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена,
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Если до этого уровня вы дойдете, то следующий будет достигнут быстро, но вы должны пытаться следовать. Это совет Махапрабху. Мы должны снова и снова стараться следовать ему.

К счастью, у нас есть связь со Святым Именем. Не каждый обретает ее — лишь тот, к кому нисходит милость Господа. Есть христианство, мусульманство, буддизм и другие многочисленные -измы, но их последователи стремятся к связи с Богом лишь на короткое время. Но здесь — вся жизнь в служении Кришне, двадцать четыре часа в сутки.

Не нужно собирать Гангу, полную знаний. Это легко. Но получив шанс (а вы обязательно его получите), сделайте себя достойными. Шрила Гуру Махарадж цитировал шлоку из «Шримад-Бхагаватам» (11.9.29): лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте9.

Кришна дал мне возможность проповедовать: с семнадцати лет, вот уже шестьдесят лет, я проповедую. Все, что вы делаете, совершайте как санкиртану. Таков совет писаний, Шрилы Дживы Госвами. Все, чтобы вы ни делали, совершайте с санкиртаной, тогда это станет приятным и обретет вкус. Вкус будет приходить по мере того, как вы будете обретать квалификацию. Это не просто, но другого пути нет! Жизнь небезопасна и ненадежна.

Шрила Гуру Махарадж часто говорил: лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте. Ма̄нуш̣йам артхадам — это может принести высшее благо в вашу духовную жизнь, артхадам. Таково значение шлоки. Турнам йатета значит «как можно скорее» — задействуйте себя срочно. И — турнам йатета – всю жизнь вы должны стараться.

Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, употреблял очень хорошее выражение «арам-харам». Харам означает «легкая жизнь», «легкое времяпрепровождение». Это не пойдет вам на пользу, для вас такая жизнь — греховна…

На патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т. Виш̣айах̣ означает ахара, нидра, бхайа: еда, сон, наслаждение — в каждой жизни вы будете получать возможность заниматься этим, даже в теле животного — все получают такой шанс. И вы тоже обретете его. Но сейчас мы получили человеческую форму жизни: это изначальная, божественная форма Кришны в трансцендентном мире.

Эту форму мы получили в материальном мире как манушйам джанма, человеческое тело. Оно материально, но тело Кришны — трансцендентно. Материальное же можно трансформировать в трансцендентное, необходимо лишь знать способ. Все можно трансформировать — абсолютно все! Такова философия Шрилы Гуру Махараджа. Пример тому — маха-прасад. Если вы обладаете подобающим сознанием, маха-прасад будет чинмой [трансцендентным] для вас.

маха̄праса̄де говинде на̄ма брахман̣и ваиш̣н̣аве
свалпа пӯнйа вата̄м̇ ра̄джан виш́васо наива джайате
10

Мы повторяем эту шлоку перед принятием маха-прасада, помня, что он не материален, а духовен, трансцендентен. Маха-прасад — это то, что принял Кришна.

Эту концепцию дал нам Шрила Гуру Махарадж. Через служение, связь, все станет трансцендентным. Мы все стараемся держаться этой линии, но не становимся трансцендентными. Наши действия должны быть правильными, иначе мы не достигнем полного результата. Мы должны держаться линии сознания Кришны, тогда придет день, когда мы обязательно обретем нужные качества. Несомненно. 

 


1 «Вечно блистает непреходящая слава матери-Ганги, которая благословлена тем, что течет от лотосоподобных стоп Шри Вишну, Личности Бога. Она — вторая богиня процветания, и потому ей поклоняются как люди, так и небожители. Сокровищница всех удивительных качеств, она благоденствует, пребывая на темени Господа Шивы».

2 Полностью шлока такова: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣«Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80).

3 «Тому, кто считает себя ниже травинки, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почета для себя и всегда готов выразить почтение другим…»

4 «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех материальных страданий».

5 Chastity – чистота помыслов, простота, целомудрие, строгость, воздержанность; sincerity – искренность, честность.

6 «Я обращу свое вожделение в страстное желание служить Кришне, а гнев направлю на тех, кто завидует преданным. Я с жадностью буду внимать рассказам о Хари в обществе преданных. Я впаду в заблуждение, если не достигну моего возлюбленного Господа, а гордость нужна мне, чтобы восхвалять Кришну. Так я заставлю каждого из этих врагов исполнять определенные обязанности».

7 «Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и гасит пожар страданий в лесу рождений и смертей! Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце! И тогда душа пробуждается и осознает свое подлинное внутреннее богатство — жизнь в любви с Кришной! Упиваясь этим нектаром, душа погружается в океан всевозрастающего блаженства. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и очищается. И душа сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны!»

8 «Господь, Твое Святое Имя дарит благо всем и каждому! У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя! В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания нет строгих правил! По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к Моему великому несчастью, Твое Святое Имя не привлекает Меня!»

9 Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т – «После многих и многих рождений и смертей личность достигает редкой человеческой формы жизни, которая хоть и является временной, но предоставляет личности возможность обрести высшее совершенство. Поэтому здравомыслящее человеческое существо должно немедленно устремиться к полному совершенству жизни, пока его тело, всегда находящееся во власти смерти, не упало замертво. В конце концов, чувственное наслаждение доступно даже самым отвратительным формам жизни, тогда как сознание Кришны доступно только человеку».

10 «Те, кто лишены достаточного запаса благочестия, не смогут почитать маха-прасад, Господа Говинду, Святое Имя, брахманов и вайшнавов».




←  Первый европейский проповеднический тур Шрипада Б. С. Госвами и Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджей. Осень 2009 года ·• Архив новостей •· «Инициация — момент полного самоотдания». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 августа 2009 года. Москва, Кисельный  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху

(19 июня 2006 года)

 

Шрила Гурудев: Мы должны серьезно отнестись к тем указаниям, которые нам дал Махапрабху Шри Чайтаньядев. Необходимо постоянно размышлять о том, как нам продолжать духовную жизнь. На нашем пути встречается множество преград. Кроме того, у нас есть чувства, мысли и желания, которые необходимо контролировать и привести в гармонию с учением Шри Чайтаньи Махапрабху, с той концепцией, которую Он принес нам.

До нас дошло не так уж много слов Махапрабху: Он явил всего восемь шлок, но вся суть заложена в них. Во-первых, – чето-дарпана-марджанам – необходимо очистить наш ум, умонастроение, тогда все остальное также очистится.

Эти восемь шлок Махапрабху произнес в последние годы Своей жизни, в последний период жизни. Он пробыл в этом материальном мире сорок восемь лет, и эти шлоки Он произнес не раньше, чем за последние три года до Своего ухода. Быть может, даже в последний год. Он указал нам направление. Мы должны совершать санкиртану – все писания заявляют об этом. И Махапрабху также утверждал это.

Он был воплощением учености. Когда Махапрабху было шестнадцать лет, Он преподавал в школе. И однажды Дигвиджайи, великий пандит того времени, бросил Ему вызов: «Ты всего лишь учитель начальной школы, Ты преподаешь грамматику [школы] Калапа для начинающих. Как ты можешь понять те шлоки, что я сочиняю и цитирую? Я прочел тебе сто шлок, но как ты поймешь их?» Махапрабху, смеясь, ответил: «Сарасвати наделила тебя милостью, поэтому ты стал пандитом. Но есть и шрути-дхара – личности, которые могут запомнить текст, услышав лишь единожды. Такое тоже возможно по милости Сарасвати». В ответ на это Дигвиджайи попросил Махапрабху назвать шлоку, значение которой он должен был объяснить. Махапрабху прочел следующую шлоку:

махаттвам̇ ган̇га̄йа̄х̣ сататам идам а̄бха̄ти нитара̄м̇
йад эш̣а̄ ш́рӣ-виш̣н̣ош́ чаран̣а-камалотпатти-субхага̄
[двитӣйа-ш́рӣ-лакш̣мӣр ива сура-нараир арчйа-чаран̣а̄
бхава̄нӣ-бхартур йа̄ ш́ираси вибхаватй адбхута-гун̣а̄]

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 16.41)1

Дигвиджайи, словно громом пораженный, воскликнул: «Как этот мальчик смог запомнить? Только что я процитировал сто шлок, а он смог запомнить одну из них! Как такое возможно?»

Такими были качества Махапрабху. Все открывалось, все являлось Ему при необходимости – абсолютно все! Никто не мог сравниться с Ним! Он вступал в полемику с такими великими учеными, как Сарвабхаума Бхаттачарья, Пракашананда Сарасвати, и побеждал их всех. Таким был Махапрабху. Великие пандиты бросали Ему вызов, но Махапрабху легко одерживал верх над ними.

И, несмотря на это, сам Он не написал ничего – это просто невероятно! Некоторые говорят, что Махапрабху написал «Брахма-самхиту». Если бы это было так, то мы были бы столь удачливы: у нас была бы книга, написанная Махапрабху! Но на самом деле ее составил не Махапрабху, хотя концепция, которую Он нам дал, в полной мере представлена в «Брахма-самхите». Это удивительно.

Раньше у меня был один важный вопрос, и я задавал его Гуру Махараджу много раз, и каждый раз, когда он отвечал мне, я забывал ответ. Я не мог понять его до конца. Но однажды Гуру Махарадж спросил меня: «Разве ты не читал “Брахма-самхиту”?» «Нет, Махарадж. Я знаю много шлок из “Брахма-самхиты”, я запомнил их, потому что вы часто цитируете их, но я не читал саму книгу». Тогда Гуру Махарадж разрешил мне прочесть «Брахма-самхиту». И когда я ее прочел, то, наконец, получил ответ на свой вопрос. В тот день я решил, что нужно непременно издать эту книгу. Спустя некоторое время «Брахма-самхита» была издана.

Шрипад Госвами Махарадж: На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро2. Это также одна из немногих шлок Махапрабху.

Шрила Гурудев: Да. Их всего четыре или пять.

Как бы то ни было, таков был разум Махапрабху, таковы были Его качества. Он никогда не принимал помощь со стороны. Он проповедовал сознание Кришны один, даже в Южной Индии. Он вступал в споры с пандитами, садху, Он бросал им всем вызов и побеждал. Он побеждал всех и везде.

Махапрабху дал нам восемь шлок, и они очень, очень важны для нас. Я все время говорю о трех указаниях Махапрабху. Постоянно. Почему? Потому что понимаю, что все необходимое для нас заложено в этих трех наставлениях:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена...

Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.31)3

Какая в них необходимость? Когда у вас появятся эти качества, тогда – киртанийах сада харих: вы сможете правильно повторять Харе Кришна маха-мантру, без оскорблений. Только тогда вы достигнете желаемого результата. Я на все 100%, на 200% уверен, что вы обретете этот результат.

Но сейчас мы не достигли результата! Почему? Мы должны снова и снова пытаться осознать, почему Святое Имя не открывается нам. В «Веданта-даршане», в Ведах, «Махабхарате», в Пуранах, в «Брахма-самхите» – во всех писаниях, представляющих индийскую философию, дано безоговорочное предписание для обусловленных душ: «Воспевайте Святое Имя Бога, тогда вы обретете высшее благо в своей духовной жизни». И «Шримад-Бхагаватам» также подтверждает это!

на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам

Шримад-Бхагаватам», 12.13.23)4

Нама-санкиртана. Мы должны понять, почему же у нас нет должных качеств? Потому что мы не следуем трем указаниям Махапрабху надлежащим образом! Но мы присоединились к миссии Махапрабху, значит, мы хотим продвигаться вперед в духовной жизни. Мы хотим достичь цели, трансцендентной жизни. И мы обязательно достигнем ее.

Я говорю серьезно. Плохо зная английский язык, я употребляю лишь те слова, что слышу от преданных. Я не читал книг на английском языке, а первые английские слова услышал от Гуру Махараджа – те слова, которые он особенно любил использовать, я знаю очень хорошо. Например, chastity и sincerity5. С чистотой и искренностью вы обретете необходимую квалификацию. Послушайте, я постоянно говорю одно и то же:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄...

Следуйте этому, и тогда вы достигнете успеха.

Шрила Бхактивинод Тхакур старался передать это через свои песни. Он написал много книг – «Шаранагати», «Гита-вали», «Гита-мала» и многие другие, – но все они на бенгали. В своих книгах он выразил суть всех писаний, но, к сожалению, они доступны не для всех преданных, потому что не все знают бенгали. Но годы спустя Шрила Гуру Махарадж объяснил нам их суть – и в этом наша благая удача.

Но даже обладание Гангой, полной знаний, ничего нам не даст, если мы не украшены этими тремя качествами! Именно ими мы должны обладать, и я хочу, чтобы вы все помнили об этом. Будьте смиренными, терпеливыми и уважайте других, тогда вы сможете воспевать маха-мантру и станете в высшей степени счастливы.

Шрипад Госвами Махарадж: Нароттам Дас Тхакур говорил:

кама кришна кармарпане кродха бхакта-двеши джане
               лобха садху-санге хари-катхе
моха кришна-гуна-гане мада иштха-лабха вине
            ниджйукта кариба джатха татха

Шри Према-бхакти-чандрика», песнь 2, текст 10)6

Похоть может быть задействована в служении одним образом, гнев – другим, но для зависти нет места.

Шрила Гурудев: Да, нет места. «Шримад-Бхагаватам» говорит: нирматсаранам сатам. Завидовать вайшнаву очень плохо. Завистники также стремятся к совершенству, но его не так-то легко достичь. Та земля, на которую мы падаем, станет нашей опорой. Мы должны оттолкнуться от нее, чтобы подняться. Мы падаем – в этом нет ничего страшного, поддержка придет из высшего мира. Если мы будем идти этим путем, тогда нас ждет успех.

Махапрабху дал восемь шлок, прославляющих Кришна-санкиртану. В них же говорится и о результате, которого мы достигнем:

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇,
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇,
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12)7

Это прославление Кришна-киртана. Затем Махапрабху говорит:

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис,
татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣
эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи,
дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣

Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.16)8

Святое Имя Господа Кришны!.. «Столько имен явлено в писаниях, и каждое из них способно спасти любого. Но, к несчастью, у меня нет никакой привязанности к ним» – таково значение второй шлоки.

Третья шлока раскрывает, как можно совершать Кришна-киртан. Сначала подготовьте себя, сделайте себя достойным инструментом.

тр̣на̄д апи сунӣчена,
тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена,
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Если до этого уровня вы дойдете, то следующий будет достигнут быстро, но вы должны пытаться следовать. Это совет Махапрабху. Мы должны снова и снова стараться следовать ему.

К счастью, у нас есть связь со Святым Именем. Не каждый обретает ее – лишь тот, к кому нисходит милость Господа. Есть христианство, мусульманство, буддизм и другие многочисленные -измы, но их последователи стремятся к связи с Богом лишь на короткое время. Но здесь – вся жизнь в служении Кришне, двадцать четыре часа в сутки.

Не нужно собирать Гангу, полную знаний. Это легко. Но получив шанс (а вы обязательно его получите), сделайте себя достойными. Шрила Гуру Махарадж цитировал шлоку из «Шримад-Бхагаватам» (11.9.29): лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте9.

Кришна дал мне возможность проповедовать: с семнадцати лет, вот уже шестьдесят лет, я проповедую. Все, что вы делаете, совершайте как санкиртану. Таков совет писаний, Шрилы Дживы Госвами. Все, чтобы вы ни делали, совершайте с санкиртаной, тогда это станет приятным и обретет вкус. Вкус будет приходить по мере того, как вы будете обретать квалификацию. Это не просто, но другого пути нет! Жизнь небезопасна и ненадежна.

Шрила Гуру Махарадж часто говорил: лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте. Ма̄нуш̣йам артхадам – это может принести высшее благо в вашу духовную жизнь, артхадам. Таково значение шлоки. Турнам йатета значит «как можно скорее» – задействуйте себя срочно. И – турнам йатета – всю жизнь вы должны стараться.

Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, употреблял очень хорошее выражение «арам-харам». Харам означает «легкая жизнь», «легкое времяпрепровождение». Это не пойдет вам на пользу, для вас такая жизнь – греховна…

На патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т. Виш̣айах̣ означает ахара, нидра, бхайа: еда, сон, наслаждение – в каждой жизни вы будете получать возможность заниматься этим, даже в теле животного – все получают такой шанс. И вы тоже обретете его. Но сейчас мы получили человеческую форму жизни: это изначальная, божественная форма Кришны в трансцендентном мире.

Эту форму мы получили в материальном мире как манушйам джанма, человеческое тело. Оно материально, но тело Кришны – трансцендентно. Материальное же можно трансформировать в трансцендентное, необходимо лишь знать способ. Все можно трансформировать – абсолютно все! Такова философия Шрилы Гуру Махараджа. Пример тому – маха-прасад. Если вы обладаете подобающим сознанием, маха-прасад будет чинмой [трансцендентным] для вас.

маха̄праса̄де говинде на̄ма брахман̣и ваиш̣н̣аве
свалпа пӯнйа вата̄м̇ ра̄джан виш́васо наива джайате
10

Мы повторяем эту шлоку перед принятием маха-прасада, помня, что он не материален, а духовен, трансцендентен. Маха-прасад – это то, что принял Кришна.

Эту концепцию дал нам Шрила Гуру Махарадж. Через служение, связь, все станет трансцендентным. Мы все стараемся держаться этой линии, но не становимся трансцендентными. Наши действия должны быть правильными, иначе мы не достигнем полного результата. Мы должны держаться линии сознания Кришны, тогда придет день, когда мы обязательно обретем нужные качества. Несомненно. 

 


1 «Вечно блистает непреходящая слава матери-Ганги, которая благословлена тем, что течет от лотосоподобных стоп Шри Вишну, Личности Бога. Она – вторая богиня процветания, и потому ей поклоняются как люди, так и небожители. Сокровищница всех удивительных качеств, она благоденствует, пребывая на темени Господа Шивы».

2 Полностью шлока такова: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ – «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он – источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.80).

3 «Тому, кто считает себя ниже травинки, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почета для себя и всегда готов выразить почтение другим…»

4 «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех материальных страданий».

5 Chastity – чистота помыслов, простота, целомудрие, строгость, воздержанность; sincerity – искренность, честность.

6 «Я обращу свое вожделение в страстное желание служить Кришне, а гнев направлю на тех, кто завидует преданным. Я с жадностью буду внимать рассказам о Хари в обществе преданных. Я впаду в заблуждение, если не достигну моего возлюбленного Господа, а гордость нужна мне, чтобы восхвалять Кришну. Так я заставлю каждого из этих врагов исполнять определенные обязанности».

7 «Святое Имя Кришны очищает зеркало сердца и гасит пожар страданий в лесу рождений и смертей! Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце! И тогда душа пробуждается и осознает свое подлинное внутреннее богатство – жизнь в любви с Кришной! Упиваясь этим нектаром, душа погружается в океан всевозрастающего блаженства. Каждое чаяние сердца, какое только можно вообразить, находит отклик и очищается. И душа сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны!»

8 «Господь, Твое Святое Имя дарит благо всем и каждому! У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя! В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания нет строгих правил! По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к Моему великому несчастью, Твое Святое Имя не привлекает Меня!»

9 Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т – «После многих и многих рождений и смертей личность достигает редкой человеческой формы жизни, которая хоть и является временной, но предоставляет личности возможность обрести высшее совершенство. Поэтому здравомыслящее человеческое существо должно немедленно устремиться к полному совершенству жизни, пока его тело, всегда находящееся во власти смерти, не упало замертво. В конце концов, чувственное наслаждение доступно даже самым отвратительным формам жизни, тогда как сознание Кришны доступно только человеку».

10 «Те, кто лишены достаточного запаса благочестия, не смогут почитать маха-прасад, Господа Говинду, Святое Имя, брахманов и вайшнавов».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования