«Рупануга-сампрадая». Садху Прия Прабху. 6 октября 2010 года. Украина




Краткое содержание лекции:


Russian

Садху Прия Прабху

Рупануга-сампрадая

(6 октября 2010 года. Украина)


…толкает нас к тому, чтобы мы почувствовали сладость некоторых вещей, он даже принуждает нас к этому. В Австралии есть один преданный, он совсем недавно пришел в миссию, и когда я был у него дома, у него на холодильнике есть такие магнитики с надписями, и на одном магнитике надпись, не имеющая отношения к сознанию Кришны, просто один из сувениров. И эта надпись гласит, что жизнь не измеряется количеством вздохов, которые мы делаем, она измеряется количеством моментов, случаев жизни, когда [у нас] перехватывало дыхание. Кришна очень любит чудеса, всякие такие вещи, Он постоянно творит чудеса.

#00:02:27#

И вокруг Гурудева постоянно происходили разного рода чудеса. Когда он давал даршан, он любил рассказывать о разного рода чудесах, которые происходили в его жизни. Это очень важно, потому что то, что рассказывал Гурудев, вдохновляло нас, повышало желание совершать служение. Даже было не важно, что нам говорит наш ум, как бы своими логическими аргументами он ни пытался нас вернуть на землю, все равно мы вдохновлялись, слушая его [Гурудева]. Мы слышали очень много вещей, которые в буквальном смысле мистические.

#00:04:00#

И среди преданных можно услышать рассказы о том, какие чудеса творились в их жизни. Даже этот тур на Украину — не было точно известно, поедем мы или нет. В конце концов поехали, и от города к городу количество преданных все увеличивалось. Это похоже на то, что как будто в трудные моменты рука Господа спускалась и помогала нам что-либо делать, и тогда все вещи случались сами собой.

#00:05:11#

Когда я вспоминаю некоторые [удивительные] моменты, подобные чудеса, ко мне возвращается вдохновение. Я очень удачлив, непонятно почему, но я видел многих преданных, общался с ними, провел много времени рядом с Гурудевом. Когда я вспоминаю некоторые моменты общения со всеми этими людьми, некое вдохновение приходит.

#00:06:06#

Преданная. Нас тоже больше всего вдохновляет общение с преданными и совместное служение с преданными. Только преданные дают такое вдохновение. Не один, когда сидишь с четками.

#00:06:55#

Садху Прия Прабху. Да, санкиртана. Именно совместное воспевание намного сильнее, чем просто киртан. Очень важно в обществе преданных заниматься практикой.

#00:07:14#

Преданный. Может ли Садху Прия Прабху припомнить, говорил ли что-то Гурудев, или [может быть] какие-то события [происходили на его глазах] — об отношении Шрилы Говинды Махараджа и Ачарьи Махараджа? Какие-то события, которые ему запомнились…

Преданная. Наверное, у них были какие-то особые отношения?

#00:08:07#

Садху Прия Прабху. Да, несомненно, особые отношения были.

#00:08:13#

Преданная. Мы слышали, что единственный санньяси, которого Гурудев мог палкой погонять, был Ачарья Махарадж. Правда ли это?

#00:08:41#

Садху Прия Прабху. Вполне возможно. Вообще Ачарья Махарадж, его жизнь, его история, она не очень хорошо известна, и многие даже не знают, откуда он появился, кто он такой. Был один момент, когда Ачарья Махарадж стал как-то проявляться. В 1992 году именно его служение позволило Гурудеву уехать в мировой тур. Гурудев смог уехать, потому что Ачарья Махарадж стал активно помогать, и это позволило Гурудеву поехать в тур. Одним из основных [видов] служения Ачарьи Махараджа было то, что он часто брал вину и ответственность на себя в разных ситуациях. Очень необычное служение и прекрасное.

#00:10:49#

У Гурудева были иногда ситуации, когда некоторые люди оскорбительно относились к нему, и Гурудев понимал, что это очень плохо для их будущего. Тогда Гурудев мог сделать так, что Ачарья Махарадж в таких ситуациях оказывался виноватым, не Гурудев. То есть Гурудев как-то все это на Ачарью Махараджа переводил, чтобы люди думали, что Ачарья Махарадж в этом виновен, но не Гурудев. В 1999 году Гурудев приезжал в Австралию, и я тогда был брахмачари в храме. Гурудев тогда в этом туре в Австралии почти каждый день по двадцать минут, по полчаса сидел в кресле и говорил: «У Ачарьи Махараджа деньги как вода сквозь пальцы уходят, просто как вода Ганги, он куда-то их тратит [нецелесообразно]».

#00:12:38#

А мы тогда толком не знали, кто такой Ачарья Махарадж, и думали, что, наверно, какой-то плохой человек. И я тогда почувствовал, подумал: если кто-то совершает реальное служение, то не важно, сколько денег тратит этот человек, сколько уходит денег на это. Потом я узнал, Ачарья Махарадж сам мне сказал, что все эти деньги, которые были потрачены на какие-то проекты в Индии, на что угодно, это все Гурудев говорил ему на это тратить. Ачарья Махарадж был особым слугой Гурудева даже с самого начала. Он был даже глазами Гурудева, потому что он всегда за всем следил. Гурудев через него узнавал, что, где и как происходит.

#00:15:29#

У него не было никаких эгоистических, корыстных устремлений, желаний. Он всегда пытался исполнить волю Гурудева, и были случаи, когда он даже старшим преданным говорил: «Хватит это делать, вы делаете не так, как хотел Гурудев». Поэтому, отчасти, у него такая репутация, что многие его не любят, считают, что он резкий и грубый. Он рассказывал истории. Обычно он встает в три часа [утра]. [Однажды] он пошел в душ, а там к стене была прикреплена мыльница, как во многих местах, полочка для мыла. Он взял [с собой в душ] телефон и положил на эту полочку для мыла, стал там зубы чистить, умываться. Потому что иногда Гурудев звонил ему даже очень рано. Гурудев вставал примерно в полтретьего почти каждый день. И у него был час-два свободных, перед тем как все начнут приходить к нему на даршан.

#00:18:01#

С Ачарьей Махараджем происходило много даже мистических историй. Однажды какие-то люди хотели убить его с помощью бомбы. Это произошло на каких-то рисовых полях недалеко от Навадвипы. Они пришли туда, хотели просто бросить бомбу, чтобы она взорвалась, типа гранаты самодельной. Ачарья Махарадж бегал там с каким-то человеком, который управлял этими полями, всей этой деятельностью. Эти люди тоже находились там уже, и вдруг у Ачарьи Махараджа зазвонил телефон. Звонил Гурудев, и он сказал: «Возвращайся немедленно, сейчас же!» У Ачарьи Махараджа такая природа: что бы ни сказал Гурудев, он не спрашивает, зачем, почему, он тут же это делает, моментально. Он тут же сел в машину и уехал. И как только они поехали, сзади раздался взрыв.

#00:19:52#

Их отношения — Гурудева и Ачарьи Махараджа — были очень близкими и в то же время не такими, чтобы явно это выставлять напоказ. С 1999 года он управляет всеми делами в Индии по наставлению Гурудева, строго следуя его инструкции. И только в последний год [2009] Гурудев открыто объявил, что Ачарья Махарадж совершает свое служение совершенным образом, поэтому он будет следующим ачарьей.

#00:21:49#

Каждое утро, рано утром в четыре часа или даже раньше, Гурудев сидел с Ачарьей Махараджем, они обсуждали какие-то организационные вопросы, как и что делать, [как] развивать матхи. Только потом уже начинался даршан с остальными санньяси. Как правило, к этому времени Ачарья Махарадж уже уходил и начинал свой рабочий день. Пожалуй, один из самых сладостных проектов, которые они сделали вместе, — обустройство Говинда-кунды [в Навадвипе]. Гурудев высказался, что у Шридхара Махараджа было желание устраивать игры Махапрабху на воде, и Ачарья Махарадж сказал: «Я могу попытаться что-нибудь сделать». И Гурудев сказал: «Хорошо, я даю тебе свои благословления, ты можешь попробовать. Посмотрим, что из этого получится».

#00:23:42#

И когда начали все эти работы [по созданию пруда, кунды], они расширяли, углубляли Говинда-кунду, откачивали воду, рыли, делали ее глубже, хотели дорыться до какого-то там основания, тверди какой-то, но проблема в том, что рядом течет Ганга, и там постоянно была жижа, грязь. Они пытались установить там некое основание, фундамент на дне Говинда-кунды, но, так как там была эта грязь, жижа, оно постоянно съезжало, не было возможности заложить какое-то основание, фундамент. Тогда к Гурудеву пришло некое откровение. Гурудев сказал Ачарье Махараджу: «Если ты не сделаешь этого завтра утром, ты этого никогда не сделаешь». Он сказал: «Пусть пуджари рано утром совершит пуджу, подношение Курма-аватаре, и тогда вы сможете заложить фундамент». Рано утром на следующий день Ачарья Махарадж пришел к пуджари, они провели пуджу, сделали подношение Курме, и тут же пришли рабочие, заложили фундамент, и он застыл. Они потом поставили сваи на эту платформу, и потом уже начали строить храм. Ачарья Махарадж — фактически руки и ноги Гурудева, его каких-то идей и вдохновений. У них такие отношения были на протяжении многих лет.

#00:26:51#

Преданная. Наш Матх ставит задачи массово распространять сознание Кришны по всему миру? Или это прерогатива ИСККОН, а мы, как это правильно выразить, — наши ачарьи хранители идеи, глубины идеи? Ставит такие задачи Матх — массово распространять по всему миру [идеи сознания Кришны] или нет? С каким энтузиазмом [нам это делать], должны ли мы рвать и метать, чтобы проповедовать всем, или же все-таки мы должны быть очень осторожны и потихоньку, осторожно со всеми [обходиться]?

#00:28:43#

Садху Прия Прабху. Часто эти вопросы зависят от того, кто является ачарьей, каков этот человек, эта личность. Миссия может несколько видоизменяться от того, кто является действующим ачарьей. С момента основания миссии, когда ей руководил Шридхар Махарадж, у Шридхара Махараджа настроение [было] очень отреченное, он не был склонен к массовой проповеди. Он говорил: «Да, если люди придут, я, естественно, буду давать хари-катху, с ними общаться». Он даже не хотел многим людям давать посвящения, у него такая была природа.

#00:30:42#

Но потом, когда ачарьей стал Гурудев, у него было такое настроение: «Да, это хорошо, если западные люди хотят знать о сознании Кришны. Если они приезжают, я даже счастлив». Он был счастлив проповедовать тоже, ездить по другим странам. Тем не менее он был несколько не полностью настроен на массовую проповедь. У меня есть даже личный опыт: мы пытались очень много усилий и времени приложить к тому, чтобы очень широко проповедовать в Австралии. И как только мы пытались это делать, постоянно какие-то препятствия возникали. Я долго думал над тем, почему, как только мы хотим проповедовать массово и активно, постоянно возникают препятствия, откуда они берутся? И ответа я так и не получил. Возможно, это моя некомпетентность.

#00:32:56#

Из моих отношений с Гурудевом: я долгое время был с ним рядом, примерно года три назад он начал очень тонко намекать, чтобы мы начали публиковать очень глубокие вещи, явленные им. И тогда я понял, что все это время Гурудев сам не давал, чтобы слава о нем очень широко распространилась по миру. Если Гурудев не хочет, чтобы слава о нем и его учении распространилась по всему миру, как бы мы ни предпринимали какие-то усилия, что бы мы ни делали, этого не произойдет. Но если он захочет явить это, какие-то сокровенные вещи о себе, о своем учении, то это случится.

#00:34:41#

Когда встает вопрос о массовой проповеди, здесь основным фактором является желание ачарьи, действующего ачарьи. Насколько он хочет, чтобы это учение распространилось и с какой степенью глубины это произошло, многое зависит именно от желания ачарьи. Здесь такая проблема: многие ачарьи, природа любого ачарьи, что он не хочет, чтобы слава о нем распространялась по всему миру.

#00:35:31#

Первая Вьяса-пуджа Ачарьи Махараджа уже начнется через два-три дня, но только буквально неделю назад все об этом узнали. И до того, как уехать из Индии, мы говорили ему: «Махарадж, давайте сделаем большой фестиваль в честь вашей Вьяса-пуджи». Он говорил: «Убирайся с глаз! Даже не говори об этом!» Здесь такое противостояние. С одной стороны, этого хочется, с другой стороны — желание ачарьи, поэтому не так просто с этим со всем. Но, мне кажется, я сейчас понял настоящий ответ на эти вопросы.

#00:36:57#

Я понял, что Ачарья Махарадж желает массовой проповеди для распространения сознания Кришны. Он хочет, чтобы чистая линия Шри Чайтанья Сарасват Матха распространилась по всему миру. Поэтому сейчас пришли новые времена для миссии, сейчас пойдет большая проповедь.

#00:37:49#

Преданная. Получается, ученики должны сами нести славу своего учителя, но из-за того, что у учеников не хватает качеств, мы можем думать [неразборчиво]. Потому что об учителе судят по ученикам, правильно? Хочется рассказать о славе своего учителя, а они же смотрят на тебя: «А, так ты такой…» Это я делюсь мнением просто. Другими словами, распространять учение наших ачарьев нам мешает отсутствие или нехватка качеств.

#00:39:40#

Садху Прия Прабху. Да, но надо также принимать во внимание, что у ачарьи есть огромное желание распространить славу своего Гурудева. Поэтому у нас есть большая возможность и [нас ждет] успех, если мы начнем распространять славу Гурудева, Говинды Махараджа. Ачарья Махарадж не любит, чтобы слава о нем расходилась по всему миру, но если прославлять Гурудева, то он будет счастлив. Все это очень динамично. Также надо иметь в виду, что успех проповеди зависит от сукрити человека, от Сверхдуши в их сердцах, от того, насколько они восприимчивы к этому, на каком духовном уровне они находятся. Гурудев говорит, что проповедь означает прежде всего очищение себя самого. Говоря о Кришне, мы сами очищаемся. Присоединятся ли другие люди к нам благодаря нашей проповеди, это неизвестно, не факт, что так произойдет. Надо понять одну вещь, надо учитывать [ее] и принимать во внимание. Я начал видеть это на практике, когда мы пытались проповедовать в Австралии.

#00:42:07#

В Австралии сознание Кришны очень хорошо представлено с 1975 года. 35 лет люди там уже проповедуют на хорошем уровне. И за это время, за 35 лет, очень много прасада было распространено в обществе среди людей. И это дало обществу некое сукрити. Распространение прасада столь долгое время большому количеству людей дало то, что появились некие люди, у которых появилось больше сукрити, они стали более восприимчивы к сознанию Кришны. Появились люди с таким сукрити, которые готовы принять то, что вы можете им рассказать. В Австралии сейчас очень много людей, которые ценят и принимают то, что делают преданные.

#00:43:45#

Преданная. Я раньше думала, что сукрити распространяет ИСККОН, а такие возвышенные ачарьи, как Ачарья Махарадж, Говинда Махарадж — это такие вайшнавы, которые дают идею уже подготовленным людям, тем, которые уже с сукрити, а не раздают сукрити. Я так думала, сейчас я буду менять свое мнение.

#00:44:29#

Садху Прия Прабху. Ну да, это тоже правильно. Но мы также можем и сукрити давать. Сампрадая, которая идет от самого Махапрабху, идет через Чайтанья Сарасват Матх. Ачарья Махарадж — один из представителей этой прямой чистой линии. Кресло ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха — это кресло Рупы Госвами. Таково положение ачарьи, чтобы распространить сознание Кришны, посеять семена сознания Кришны даже в тех, кто уже занимает положение Гуру в сознании Кришны (имеется в виду именно линии рупануги). Имеется в виду такое глубокое понимание процесса. Мы сейчас не говорим о такой-то миссии, о таких-то санньяси, о таких-то Гуру. Мы говорим о том, что те Гуру и миссии, которые имеют уважительное отношение, [поддерживают] дружеские отношения со Шри Чайтанья Сарасват Матхом, они тоже освящаются, через них проходит поток этой рупануга-линии.

#00:47:47#

Есть градация тех, кто более близок к ачарье Шри Чайтанья Сарасват Матха в философском смысле, кто более далек, не понимает и даже оскорбительно [к нему] относится. То сукрити, которое распространяет ИСККОН своей массовой проповедью, дав людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, они смогли совершить отчасти по милости Гурудева. Но когда кто-либо упоминал об этом, Гурудев постоянно говорил, что не надо об этом говорить, по каким-то политическим причинам. Понятно, если представителям ИСККОН кто-то скажет: «Ваша проповедь успешна только по милости Гурудева», у них появится свое неправильное понимание. Но это так и есть. Однако Гурудев не любил об этом говорить. И то, о чем мы сейчас говорим, это вопрос оказания должного почтения, уважения, потому что весь мир гаудия-вайшнавов читает, и у них есть книги Шридхара Махараджа.

#00:50:10#

Он поддерживает ту линию, которую дал Сарасвати Тхакур. Все они открыто или скрыто хотят [слушать] лекции Шридхара Махараджа, [читать] его книги. Этот поток до сих пор продолжается. У нас такая система — не такая, как в ИСККОН, где много-много Гуру, — у нас один ачарья, который занимает кресло Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:51:08#

Преданная. А в Индии, получается, официально все вайшнавские школы признают, что носителем рупануга-сампрадаи является наш Матх?

#00:51:47#

Садху Прия Прабху. В общем нет. Это тонкие вещи. Мы недавно говорили о том, что каждый говорит: «Мой Гуру — лучший». Каждый последователь, каждый ученик определенного Гуру, определенной миссии говорит: «Мой Гуру лучший, наша миссия лучшая». Большинство преданных очень наивны и даже не понимают, откуда идет этот основной поток. Они даже могут носить одежды санньяси, быть в каком-то Матхе более 30 лет, но так и не понять, откуда идет линия Махапрабху.

#00:53:29#

Мы можем видеть подтверждение, когда на день явления или ухода Шрилы Шридхара Махараджа в наш Матх приходили десятки санньяси из Маяпура из разных Матхов, они все оказывали почтение Шридхару Махараджу. Гурудев потом, когда мы сидели в узком кругу после таких праздников, как-то сказал: «Все эти санньяси не могут ответить на один вопрос». Однажды, когда мы ходили на день явления Шрилы Сарасвати Тхакура в Маяпур, там устраивался большой фестиваль, и там был киртан, там были преданные с разных Матхов, мы вместе пели киртан, потом пошли к самадхи-мандиру Сарасвати Тхакура. Там, когда мы совершали парикраму к самадхи-мандиру Сарасвати Тхакура, было, возможно, пятнадцать санньяси пожилого возраста с палочками, и там даже пели песню, которую написал Шрила Шридхар Махарадж в прославление Сарасвати Тхакура.

#00:56:10#

Потом там дали слово какому-то важному санньяси с большой бородой, с длинной палкой. Почему-то решили, что именно он может сказать что-то. И тот [санньяси] начал говорить на бенгали. То, что я получил за долгие годы проживания в миссии, — я научился понимать бенгали. Я сидел и смотрел, как все пришедшие преданные восхищались тем, что говорит этот санньяси. Я, честно говоря, не мог поверить своим ушам в то, что он говорит. В день явления Сарасвати Тхакура перед его самадхи-мандиром этот санньяси начал говорить о какой-то материальной природе, о гунах материальной природы, что-то такое из Бхагавад-гиты. Я не мог поверить в то, что происходило. Ничего не было сказано о Сарасвати Тхакуре. Никто не понимал дух проповеди Сарасвати Тхакура. Это то, на что указывал нам Гурудев, что многие эти люди не понимают этого. Мы видим какие-то вещи, но мы должны правильно понимать все это. Здесь могут быть открыты «магазины» духовных ценностей, целые «витрины» духовных ценностей, представленных разными миссиями, но им может не уделяться вообще никакого внимания в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, потому что именно в этой линии, в линии Сарасвати Тхакура, очень особый акцент [сделан на] проповеди.

#00:59:32#

Есть очень известный афоризм Шрилы Шридхара Махараджа, смысл которого в том, что если увеличивается количество, то качество уменьшается. Если мы будем заботиться о массовой проповеди, нас будут интересовать цифры, масштабы, то может снизиться чистота и глубина проповеди. Нам надо лучше делать упор на качество. Лучше пусть будет постепенный, медленный рост, чем массовое [поверхностное] распространение.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнили: Ачьюта Кришна Дас и Субхадра Деви Даси

Редактор: Традиш Дас




←  Открытое письмо о положении ачарьев в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Май 2011 года ·• Архив новостей •· «Экачакра. Джану-кунда». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 24 марта 2011 года. Экачакра, Индия  →



Краткое содержание лекции:


Russian

Садху Прия Прабху

Рупануга-сампрадая

(6 октября 2010 года. Украина)


…толкает нас к тому, чтобы мы почувствовали сладость некоторых вещей, он даже принуждает нас к этому. В Австралии есть один преданный, он совсем недавно пришел в миссию, и когда я был у него дома, у него на холодильнике есть такие магнитики с надписями, и на одном магнитике надпись, не имеющая отношения к сознанию Кришны, просто один из сувениров. И эта надпись гласит, что жизнь не измеряется количеством вздохов, которые мы делаем, она измеряется количеством моментов, случаев жизни, когда [у нас] перехватывало дыхание. Кришна очень любит чудеса, всякие такие вещи, Он постоянно творит чудеса.

#00:02:27#

И вокруг Гурудева постоянно происходили разного рода чудеса. Когда он давал даршан, он любил рассказывать о разного рода чудесах, которые происходили в его жизни. Это очень важно, потому что то, что рассказывал Гурудев, вдохновляло нас, повышало желание совершать служение. Даже было не важно, что нам говорит наш ум, как бы своими логическими аргументами он ни пытался нас вернуть на землю, все равно мы вдохновлялись, слушая его [Гурудева]. Мы слышали очень много вещей, которые в буквальном смысле мистические.

#00:04:00#

И среди преданных можно услышать рассказы о том, какие чудеса творились в их жизни. Даже этот тур на Украину — не было точно известно, поедем мы или нет. В конце концов поехали, и от города к городу количество преданных все увеличивалось. Это похоже на то, что как будто в трудные моменты рука Господа спускалась и помогала нам что-либо делать, и тогда все вещи случались сами собой.

#00:05:11#

Когда я вспоминаю некоторые [удивительные] моменты, подобные чудеса, ко мне возвращается вдохновение. Я очень удачлив, непонятно почему, но я видел многих преданных, общался с ними, провел много времени рядом с Гурудевом. Когда я вспоминаю некоторые моменты общения со всеми этими людьми, некое вдохновение приходит.

#00:06:06#

Преданная. Нас тоже больше всего вдохновляет общение с преданными и совместное служение с преданными. Только преданные дают такое вдохновение. Не один, когда сидишь с четками.

#00:06:55#

Садху Прия Прабху. Да, санкиртана. Именно совместное воспевание намного сильнее, чем просто киртан. Очень важно в обществе преданных заниматься практикой.

#00:07:14#

Преданный. Может ли Садху Прия Прабху припомнить, говорил ли что-то Гурудев, или [может быть] какие-то события [происходили на его глазах] — об отношении Шрилы Говинды Махараджа и Ачарьи Махараджа? Какие-то события, которые ему запомнились…

Преданная. Наверное, у них были какие-то особые отношения?

#00:08:07#

Садху Прия Прабху. Да, несомненно, особые отношения были.

#00:08:13#

Преданная. Мы слышали, что единственный санньяси, которого Гурудев мог палкой погонять, был Ачарья Махарадж. Правда ли это?

#00:08:41#

Садху Прия Прабху. Вполне возможно. Вообще Ачарья Махарадж, его жизнь, его история, она не очень хорошо известна, и многие даже не знают, откуда он появился, кто он такой. Был один момент, когда Ачарья Махарадж стал как-то проявляться. В 1992 году именно его служение позволило Гурудеву уехать в мировой тур. Гурудев смог уехать, потому что Ачарья Махарадж стал активно помогать, и это позволило Гурудеву поехать в тур. Одним из основных [видов] служения Ачарьи Махараджа было то, что он часто брал вину и ответственность на себя в разных ситуациях. Очень необычное служение и прекрасное.

#00:10:49#

У Гурудева были иногда ситуации, когда некоторые люди оскорбительно относились к нему, и Гурудев понимал, что это очень плохо для их будущего. Тогда Гурудев мог сделать так, что Ачарья Махарадж в таких ситуациях оказывался виноватым, не Гурудев. То есть Гурудев как-то все это на Ачарью Махараджа переводил, чтобы люди думали, что Ачарья Махарадж в этом виновен, но не Гурудев. В 1999 году Гурудев приезжал в Австралию, и я тогда был брахмачари в храме. Гурудев тогда в этом туре в Австралии почти каждый день по двадцать минут, по полчаса сидел в кресле и говорил: «У Ачарьи Махараджа деньги как вода сквозь пальцы уходят, просто как вода Ганги, он куда-то их тратит [нецелесообразно]».

#00:12:38#

А мы тогда толком не знали, кто такой Ачарья Махарадж, и думали, что, наверно, какой-то плохой человек. И я тогда почувствовал, подумал: если кто-то совершает реальное служение, то не важно, сколько денег тратит этот человек, сколько уходит денег на это. Потом я узнал, Ачарья Махарадж сам мне сказал, что все эти деньги, которые были потрачены на какие-то проекты в Индии, на что угодно, это все Гурудев говорил ему на это тратить. Ачарья Махарадж был особым слугой Гурудева даже с самого начала. Он был даже глазами Гурудева, потому что он всегда за всем следил. Гурудев через него узнавал, что, где и как происходит.

#00:15:29#

У него не было никаких эгоистических, корыстных устремлений, желаний. Он всегда пытался исполнить волю Гурудева, и были случаи, когда он даже старшим преданным говорил: «Хватит это делать, вы делаете не так, как хотел Гурудев». Поэтому, отчасти, у него такая репутация, что многие его не любят, считают, что он резкий и грубый. Он рассказывал истории. Обычно он встает в три часа [утра]. [Однажды] он пошел в душ, а там к стене была прикреплена мыльница, как во многих местах, полочка для мыла. Он взял [с собой в душ] телефон и положил на эту полочку для мыла, стал там зубы чистить, умываться. Потому что иногда Гурудев звонил ему даже очень рано. Гурудев вставал примерно в полтретьего почти каждый день. И у него был час-два свободных, перед тем как все начнут приходить к нему на даршан.

#00:18:01#

С Ачарьей Махараджем происходило много даже мистических историй. Однажды какие-то люди хотели убить его с помощью бомбы. Это произошло на каких-то рисовых полях недалеко от Навадвипы. Они пришли туда, хотели просто бросить бомбу, чтобы она взорвалась, типа гранаты самодельной. Ачарья Махарадж бегал там с каким-то человеком, который управлял этими полями, всей этой деятельностью. Эти люди тоже находились там уже, и вдруг у Ачарьи Махараджа зазвонил телефон. Звонил Гурудев, и он сказал: «Возвращайся немедленно, сейчас же!» У Ачарьи Махараджа такая природа: что бы ни сказал Гурудев, он не спрашивает, зачем, почему, он тут же это делает, моментально. Он тут же сел в машину и уехал. И как только они поехали, сзади раздался взрыв.

#00:19:52#

Их отношения — Гурудева и Ачарьи Махараджа — были очень близкими и в то же время не такими, чтобы явно это выставлять напоказ. С 1999 года он управляет всеми делами в Индии по наставлению Гурудева, строго следуя его инструкции. И только в последний год [2009] Гурудев открыто объявил, что Ачарья Махарадж совершает свое служение совершенным образом, поэтому он будет следующим ачарьей.

#00:21:49#

Каждое утро, рано утром в четыре часа или даже раньше, Гурудев сидел с Ачарьей Махараджем, они обсуждали какие-то организационные вопросы, как и что делать, [как] развивать матхи. Только потом уже начинался даршан с остальными санньяси. Как правило, к этому времени Ачарья Махарадж уже уходил и начинал свой рабочий день. Пожалуй, один из самых сладостных проектов, которые они сделали вместе, — обустройство Говинда-кунды [в Навадвипе]. Гурудев высказался, что у Шридхара Махараджа было желание устраивать игры Махапрабху на воде, и Ачарья Махарадж сказал: «Я могу попытаться что-нибудь сделать». И Гурудев сказал: «Хорошо, я даю тебе свои благословления, ты можешь попробовать. Посмотрим, что из этого получится».

#00:23:42#

И когда начали все эти работы [по созданию пруда, кунды], они расширяли, углубляли Говинда-кунду, откачивали воду, рыли, делали ее глубже, хотели дорыться до какого-то там основания, тверди какой-то, но проблема в том, что рядом течет Ганга, и там постоянно была жижа, грязь. Они пытались установить там некое основание, фундамент на дне Говинда-кунды, но, так как там была эта грязь, жижа, оно постоянно съезжало, не было возможности заложить какое-то основание, фундамент. Тогда к Гурудеву пришло некое откровение. Гурудев сказал Ачарье Махараджу: «Если ты не сделаешь этого завтра утром, ты этого никогда не сделаешь». Он сказал: «Пусть пуджари рано утром совершит пуджу, подношение Курма-аватаре, и тогда вы сможете заложить фундамент». Рано утром на следующий день Ачарья Махарадж пришел к пуджари, они провели пуджу, сделали подношение Курме, и тут же пришли рабочие, заложили фундамент, и он застыл. Они потом поставили сваи на эту платформу, и потом уже начали строить храм. Ачарья Махарадж — фактически руки и ноги Гурудева, его каких-то идей и вдохновений. У них такие отношения были на протяжении многих лет.

#00:26:51#

Преданная. Наш Матх ставит задачи массово распространять сознание Кришны по всему миру? Или это прерогатива ИСККОН, а мы, как это правильно выразить, — наши ачарьи хранители идеи, глубины идеи? Ставит такие задачи Матх — массово распространять по всему миру [идеи сознания Кришны] или нет? С каким энтузиазмом [нам это делать], должны ли мы рвать и метать, чтобы проповедовать всем, или же все-таки мы должны быть очень осторожны и потихоньку, осторожно со всеми [обходиться]?

#00:28:43#

Садху Прия Прабху. Часто эти вопросы зависят от того, кто является ачарьей, каков этот человек, эта личность. Миссия может несколько видоизменяться от того, кто является действующим ачарьей. С момента основания миссии, когда ей руководил Шридхар Махарадж, у Шридхара Махараджа настроение [было] очень отреченное, он не был склонен к массовой проповеди. Он говорил: «Да, если люди придут, я, естественно, буду давать хари-катху, с ними общаться». Он даже не хотел многим людям давать посвящения, у него такая была природа.

#00:30:42#

Но потом, когда ачарьей стал Гурудев, у него было такое настроение: «Да, это хорошо, если западные люди хотят знать о сознании Кришны. Если они приезжают, я даже счастлив». Он был счастлив проповедовать тоже, ездить по другим странам. Тем не менее он был несколько не полностью настроен на массовую проповедь. У меня есть даже личный опыт: мы пытались очень много усилий и времени приложить к тому, чтобы очень широко проповедовать в Австралии. И как только мы пытались это делать, постоянно какие-то препятствия возникали. Я долго думал над тем, почему, как только мы хотим проповедовать массово и активно, постоянно возникают препятствия, откуда они берутся? И ответа я так и не получил. Возможно, это моя некомпетентность.

#00:32:56#

Из моих отношений с Гурудевом: я долгое время был с ним рядом, примерно года три назад он начал очень тонко намекать, чтобы мы начали публиковать очень глубокие вещи, явленные им. И тогда я понял, что все это время Гурудев сам не давал, чтобы слава о нем очень широко распространилась по миру. Если Гурудев не хочет, чтобы слава о нем и его учении распространилась по всему миру, как бы мы ни предпринимали какие-то усилия, что бы мы ни делали, этого не произойдет. Но если он захочет явить это, какие-то сокровенные вещи о себе, о своем учении, то это случится.

#00:34:41#

Когда встает вопрос о массовой проповеди, здесь основным фактором является желание ачарьи, действующего ачарьи. Насколько он хочет, чтобы это учение распространилось и с какой степенью глубины это произошло, многое зависит именно от желания ачарьи. Здесь такая проблема: многие ачарьи, природа любого ачарьи, что он не хочет, чтобы слава о нем распространялась по всему миру.

#00:35:31#

Первая Вьяса-пуджа Ачарьи Махараджа уже начнется через два-три дня, но только буквально неделю назад все об этом узнали. И до того, как уехать из Индии, мы говорили ему: «Махарадж, давайте сделаем большой фестиваль в честь вашей Вьяса-пуджи». Он говорил: «Убирайся с глаз! Даже не говори об этом!» Здесь такое противостояние. С одной стороны, этого хочется, с другой стороны — желание ачарьи, поэтому не так просто с этим со всем. Но, мне кажется, я сейчас понял настоящий ответ на эти вопросы.

#00:36:57#

Я понял, что Ачарья Махарадж желает массовой проповеди для распространения сознания Кришны. Он хочет, чтобы чистая линия Шри Чайтанья Сарасват Матха распространилась по всему миру. Поэтому сейчас пришли новые времена для миссии, сейчас пойдет большая проповедь.

#00:37:49#

Преданная. Получается, ученики должны сами нести славу своего учителя, но из-за того, что у учеников не хватает качеств, мы можем думать [неразборчиво]. Потому что об учителе судят по ученикам, правильно? Хочется рассказать о славе своего учителя, а они же смотрят на тебя: «А, так ты такой…» Это я делюсь мнением просто. Другими словами, распространять учение наших ачарьев нам мешает отсутствие или нехватка качеств.

#00:39:40#

Садху Прия Прабху. Да, но надо также принимать во внимание, что у ачарьи есть огромное желание распространить славу своего Гурудева. Поэтому у нас есть большая возможность и [нас ждет] успех, если мы начнем распространять славу Гурудева, Говинды Махараджа. Ачарья Махарадж не любит, чтобы слава о нем расходилась по всему миру, но если прославлять Гурудева, то он будет счастлив. Все это очень динамично. Также надо иметь в виду, что успех проповеди зависит от сукрити человека, от Сверхдуши в их сердцах, от того, насколько они восприимчивы к этому, на каком духовном уровне они находятся. Гурудев говорит, что проповедь означает прежде всего очищение себя самого. Говоря о Кришне, мы сами очищаемся. Присоединятся ли другие люди к нам благодаря нашей проповеди, это неизвестно, не факт, что так произойдет. Надо понять одну вещь, надо учитывать [ее] и принимать во внимание. Я начал видеть это на практике, когда мы пытались проповедовать в Австралии.

#00:42:07#

В Австралии сознание Кришны очень хорошо представлено с 1975 года. 35 лет люди там уже проповедуют на хорошем уровне. И за это время, за 35 лет, очень много прасада было распространено в обществе среди людей. И это дало обществу некое сукрити. Распространение прасада столь долгое время большому количеству людей дало то, что появились некие люди, у которых появилось больше сукрити, они стали более восприимчивы к сознанию Кришны. Появились люди с таким сукрити, которые готовы принять то, что вы можете им рассказать. В Австралии сейчас очень много людей, которые ценят и принимают то, что делают преданные.

#00:43:45#

Преданная. Я раньше думала, что сукрити распространяет ИСККОН, а такие возвышенные ачарьи, как Ачарья Махарадж, Говинда Махарадж — это такие вайшнавы, которые дают идею уже подготовленным людям, тем, которые уже с сукрити, а не раздают сукрити. Я так думала, сейчас я буду менять свое мнение.

#00:44:29#

Садху Прия Прабху. Ну да, это тоже правильно. Но мы также можем и сукрити давать. Сампрадая, которая идет от самого Махапрабху, идет через Чайтанья Сарасват Матх. Ачарья Махарадж — один из представителей этой прямой чистой линии. Кресло ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха — это кресло Рупы Госвами. Таково положение ачарьи, чтобы распространить сознание Кришны, посеять семена сознания Кришны даже в тех, кто уже занимает положение Гуру в сознании Кришны (имеется в виду именно линии рупануги). Имеется в виду такое глубокое понимание процесса. Мы сейчас не говорим о такой-то миссии, о таких-то санньяси, о таких-то Гуру. Мы говорим о том, что те Гуру и миссии, которые имеют уважительное отношение, [поддерживают] дружеские отношения со Шри Чайтанья Сарасват Матхом, они тоже освящаются, через них проходит поток этой рупануга-линии.

#00:47:47#

Есть градация тех, кто более близок к ачарье Шри Чайтанья Сарасват Матха в философском смысле, кто более далек, не понимает и даже оскорбительно [к нему] относится. То сукрити, которое распространяет ИСККОН своей массовой проповедью, дав людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, они смогли совершить отчасти по милости Гурудева. Но когда кто-либо упоминал об этом, Гурудев постоянно говорил, что не надо об этом говорить, по каким-то политическим причинам. Понятно, если представителям ИСККОН кто-то скажет: «Ваша проповедь успешна только по милости Гурудева», у них появится свое неправильное понимание. Но это так и есть. Однако Гурудев не любил об этом говорить. И то, о чем мы сейчас говорим, это вопрос оказания должного почтения, уважения, потому что весь мир гаудия-вайшнавов читает, и у них есть книги Шридхара Махараджа.

#00:50:10#

Он поддерживает ту линию, которую дал Сарасвати Тхакур. Все они открыто или скрыто хотят [слушать] лекции Шридхара Махараджа, [читать] его книги. Этот поток до сих пор продолжается. У нас такая система — не такая, как в ИСККОН, где много-много Гуру, — у нас один ачарья, который занимает кресло Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:51:08#

Преданная. А в Индии, получается, официально все вайшнавские школы признают, что носителем рупануга-сампрадаи является наш Матх?

#00:51:47#

Садху Прия Прабху. В общем нет. Это тонкие вещи. Мы недавно говорили о том, что каждый говорит: «Мой Гуру — лучший». Каждый последователь, каждый ученик определенного Гуру, определенной миссии говорит: «Мой Гуру лучший, наша миссия лучшая». Большинство преданных очень наивны и даже не понимают, откуда идет этот основной поток. Они даже могут носить одежды санньяси, быть в каком-то Матхе более 30 лет, но так и не понять, откуда идет линия Махапрабху.

#00:53:29#

Мы можем видеть подтверждение, когда на день явления или ухода Шрилы Шридхара Махараджа в наш Матх приходили десятки санньяси из Маяпура из разных Матхов, они все оказывали почтение Шридхару Махараджу. Гурудев потом, когда мы сидели в узком кругу после таких праздников, как-то сказал: «Все эти санньяси не могут ответить на один вопрос». Однажды, когда мы ходили на день явления Шрилы Сарасвати Тхакура в Маяпур, там устраивался большой фестиваль, и там был киртан, там были преданные с разных Матхов, мы вместе пели киртан, потом пошли к самадхи-мандиру Сарасвати Тхакура. Там, когда мы совершали парикраму к самадхи-мандиру Сарасвати Тхакура, было, возможно, пятнадцать санньяси пожилого возраста с палочками, и там даже пели песню, которую написал Шрила Шридхар Махарадж в прославление Сарасвати Тхакура.

#00:56:10#

Потом там дали слово какому-то важному санньяси с большой бородой, с длинной палкой. Почему-то решили, что именно он может сказать что-то. И тот [санньяси] начал говорить на бенгали. То, что я получил за долгие годы проживания в миссии, — я научился понимать бенгали. Я сидел и смотрел, как все пришедшие преданные восхищались тем, что говорит этот санньяси. Я, честно говоря, не мог поверить своим ушам в то, что он говорит. В день явления Сарасвати Тхакура перед его самадхи-мандиром этот санньяси начал говорить о какой-то материальной природе, о гунах материальной природы, что-то такое из Бхагавад-гиты. Я не мог поверить в то, что происходило. Ничего не было сказано о Сарасвати Тхакуре. Никто не понимал дух проповеди Сарасвати Тхакура. Это то, на что указывал нам Гурудев, что многие эти люди не понимают этого. Мы видим какие-то вещи, но мы должны правильно понимать все это. Здесь могут быть открыты «магазины» духовных ценностей, целые «витрины» духовных ценностей, представленных разными миссиями, но им может не уделяться вообще никакого внимания в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, потому что именно в этой линии, в линии Сарасвати Тхакура, очень особый акцент [сделан на] проповеди.

#00:59:32#

Есть очень известный афоризм Шрилы Шридхара Махараджа, смысл которого в том, что если увеличивается количество, то качество уменьшается. Если мы будем заботиться о массовой проповеди, нас будут интересовать цифры, масштабы, то может снизиться чистота и глубина проповеди. Нам надо лучше делать упор на качество. Лучше пусть будет постепенный, медленный рост, чем массовое [поверхностное] распространение.

Переводчик: Ананда Вардхан Дас
Транскрипцию выполнили: Ачьюта Кришна Дас и Субхадра Деви Даси

Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования