«О Шрипаде Кришнадасе Бабаджи Махарадже». Садху Прия Прабху. 22 апреля 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP4, 107.48M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Садху Прия Прабху

О Шрипаде Кришнадасе Бабаджи Махарадже

(22 апреля 2011 года. Чингмай, Таиланд)


Сегодня день ухода Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Я расскажу о нем немного. На самом деле это совершенно уникальный преданный, у него особая связь с нашей миссией. Он был учеником Сарасвати Тхакура и присоединился к миссии [Сарасвати Тхакура] в двадцатых годах прошлого века, участвовал в развитии Гаудия Матха.

#00:02:29#

Собственно, с чего началась наша миссия? С того, что Сарасвати Тхакур сидел на берегу Ганги и воспевал имена Господа, и его целью было — воспеть миллиард [святых] имен. На это ушло целых шесть лет. Для того, чтобы его никто не беспокоил, он взял лодку, перевернул ее, спрятался под ней и все это время сидел и воспевал, воспевал, воспевал. И когда он достиг своей цели, которую он поставил перед собой, в этот момент перед ним самопроявились божества Радхи-Кришны и Махапрабху. Они явились ему и сказали: «Все, мы здесь, теперь ты можешь начинать проповедь, проповедовать».

#00:04:05#

На самом деле мы и сейчас можем поклоняться этим божествам, потому что эти самопроявленные божества он взял и установил на алтаре в храме Чайтанья Матха в Маяпуре. Они до сих пор там стоят, и, собственно, недавно мы были с парикрамой там и поклонялись им. Это те самые божества, которые явились Сарасвати Тхакуру после того, как он воспел невероятное количество имен, и он начал поклонение им. При этом мы должны понимать, что божества всегда проявляются и приходят к нам по своей собственной воле. Иногда нам кажется, что они приходят благодаря каким-то попыткам с нашей стороны, что кто-то идет, берет их, приносит туда, сюда, устанавливает и прочее. На самом деле надо понимать, что все это было предрешено, это все является частью большого божественного плана, они самопроявляются по своей собственной воле. Независимо от нас.

#00:05:45#

И вот божества являются и говорят: «Начинай проповедовать». Сарасвати Тхакур говорит: «Ну что же я могу сделать? Я один. Все, что у меня есть, — это я сам и моя джапа. Как мне это сделать? Научите меня». Мы понимаем, что Сарасвати Тхакур — великая личность, и [при этом] он пребывает в таком настроении, что неспособен проповедовать. Кришна тогда сказал Сарасвати Тхакуру: «Ты не беспокойся, Я уже отправляю к тебе специальных людей, они уже в пути к тебе. Пока ты их не видишь, но вот-вот они уже появятся вокруг тебя, они уже есть». Что же произошло потом? В течение десяти лет эти люди действительно все появились, и через десять лет сам Сарасвати Тхакур говорил об этом так: «Я начинал один, сейчас рядом со мной больше пятисот человек, каждый из которых говорит именно теми словами, которыми говорю я, и представляют нашу концепцию именно так, как ее представляю я». Фактически в течение всего нескольких лет после того, как Сарасвати Тхакур получил наставление проповедовать, вокруг него собрались очень продвинутые личности, которые поддержали этот процесс.

#00:07:58#

Но некоторые люди скажут, что Бабаджи Махарадж в общем-то не был включен в этот процесс активной проповеди, он был за пределами, не был заинтересован в проповеди. Но суть заключается в том, что он был пастушком, который пришел из кришна-лилы непосредственно в этот мир. Благодаря этим его качествам все его знали, все хотели с ним общаться, быть в контакте с ним. Он был очень эксклюзивной личностью, который всегда находился за пределами этого общего потока, и у него, скорее, была склонность к тому, чтобы общаться, скажем так, с неправильными людьми, проповедовать неправильным людям, у него был стиль авадхута.

#00:09:21#

Так что он брал свою джапу, шел на гору, садился под дерево и начинал читать, воспевать имена Господа. Сарасвати Тхакур был не очень счастлив видеть такое его поведение. Наш Гуру Махарадж однажды сказал Сарасвати Тхакуру: «Может быть стоит отправиться к нему в горы и попробовать вытащить его оттуда? Он так много знает, он может так много принести пользы, если вовлечь его в наше движение». И Сарасвати Тхакур сказал ему: «Если тебе удастся сделать это, ты окажешь ему самую великую услугу».

#00:11:06#

Гуру Махарадж действительно отправился в горы и попытался как-то привлечь Бабаджи Махараджа. Но дело в том, что Бабаджи Махарадж не был склонен к каким-то попыткам совершать углубленную садхану или еще что-то, он, скорее, был склонен к тому, чтобы следовать тому, что непосредственно описано в священных писаниях. Махапрабху говорит в одной шлоке: «Что бы ты ни делал, какой бы деятельностью ты ни занимался, все время воспевай святые имена». И Кришнадас Бабаджи Махарадж все время этим и занимался. Что бы он ни делал, он все время воспевал имена Господа, постоянно это делал. Причем у него было определенное качество: он не просто пытался это делать, не просто пытался воспевать имена Господа, он жил в этом все время.

#00:12:28#

И, как и все величайшие преданные, Кришнадас Бабаджи Махарадж обладал совершенно уникальным чувством санскрита и знанием, глубоким чувствованием. Кроме того, он обладал потрясающей памятью и знал сотни, сотни, тысячи всевозможных вещей, мог процитировать абсолютно любые священные писания и другие тексты, тексты других великих преданных. Он мог часами рассказывать про киртаны, все время рассказывать что-то новое. У нас даже есть записи его киртанов, когда он в течение многих часов рассказывает, как кто-то другой воспевает имена. Он также с большим пиететом относился к произведениям нашего Гуру Махараджа.

#00:13:42#

Особенность Бабаджи Махараджа была в том, что он редко выходил на сцену сам и играл главные роли, но он всегда был где-то здесь. Например, когда ушел Шрила Свами Махарадж, он был там же, во Вриндаване. Когда происходили какие-то события, он всегда был где-то рядом и, так или иначе, принимал участие в них, пусть не всегда ярко проявлено. Его положение было таково, что он всегда наблюдал за теми лилами, которые проявляют другие великие преданные, и он сам был участником этих лил, деяний.

#00:15:16#

Как раз в одной из предыдущих лекций я раскрывал понятие «лила». [Я рассказывал] о том, что его очень сложно понять материальным умом, потому что это понятие больше имеет отношение к потоку, каким-то деяниям, которые мы не способны познать. И поэтому, когда речь идет о тех преданных, которые принимают непосредственное участие в таких играх, в подобных деяниях, мы должны быть очень аккуратны. Потому что внешне такие преданные могут выглядеть очень незначительно, но, являясь частью этих лил, они являются очень продвинутыми, высочайшими личностями. Поэтому, когда мы пытаемся оценивать их деятельность, их действия с материальной точки зрения: «Этот пошел в горы, этот остался здесь, сделал то» и так далее, это очень опасно для нас, очень опасная склонность.

#00:16:31#

Рассказывается о том, что наш Гуру Махарадж за всю свою жизнь всего лишь единожды вернулся в то место, где родился. И он сделал это только по настоянию Гурудева [своего ученика], нашего Гурудева, поскольку Гурудев хотел установить там божества, построить храм и так далее, то есть сделать место для поклонения. Только по настоянию Гурудева Гуру Махарадж отправился туда, чтобы указать точное место своего рождения, потому что кроме него этого никто знать не мог.

#00:17:22#

Кришнадас Бабаджи Махарадж был именно там и именно в этот день, когда они там находились. Гуру Махарадж сказал, что это место неотлично от Варшаны. Вообще об этом даже подумать сложно и нельзя, а Гуру Махарадж это произнес тогда. И таково было понимание Кришнадаса Бабаджи Махараджа, он сам пешком ходил из нашего храма в Навадвипе в Хапанию, совершал парикраму в Хапанию и говорил Шриле Шридхару Махараджу: «Я читаю твои произведения и понимаю, что ты неотличен от Рупы Госвами, поэтому я совершаю тебе поклонение таким же образом, как Рупе Госвами».

#00:18:49#

Это показывает, проявляет нам идею о том, что только спутники великой личности могут явить нам ее природу. Что так же, как Бабаджи Махарадж явил природу Шридхара Махараджа, так обычно и происходит, потому что мы сами неспособны осознать и понять, что собой представляет эта личность. Только ее окружение может передать нам эту идею. Бабаджи Махарадж находился там [в Навадвипе] рядом с Гуру Махараджем, когда к нему пришли первые западные преданные. Госвами Махарадж рассказывает историю о том, как именно Бабаджи Махарадж лично подвел его знакомиться с Гуру Махараджем. Все это время, пока западные преданные были на даршане у Гуру Махараджа, Бабаджи Махарадж сидел за ними и пытался их поближе подталкивать, и смотрел, проверял, насколько они могут понять ту концепцию, ту драгоценность, которую пытается передать им Гуру Махарадж. Потому что у него было понимание того, какое [это] сокровище идея Гуру Махараджа, поэтому он очень беспокоился о том, чтобы западные преданные тоже это поняли.

#00:20:58#

Бабаджи Махарадж был тем человеком, который мог время от времени произносить какие-то вещи, которые не стоит вообще произносить, и говорить что-то неправильное. Когда такое происходило, Гуру Махарадж слышал это сверху и спрашивал: «Что такое происходит? Кто это говорит?» Ему отвечали, что это Бабаджи Махарадж так высказывается. Тогда он выходил и говорил: «Убирайся отсюда». Тогда Бабаджи Махарадж собирал свой узелок и шел в следующее место назначения. Через неделю он возвращался обратно, и Гуру Махарадж говорил: «Ты что здесь делаешь? Я тебе сказал убираться». Тогда Бабаджи Махарадж говорил: «Ты мне сказал убраться, но не сказал, что я не могу вернуться».

#00:21:49#

Это интересный момент, потому что он говорит нам о том, что мы часто делаем что-то не так, какие-то вещи, что-то не то произносим, нам говорят: «Убирайся отсюда». Но мы должны понимать, что это подразумевает наше возвращение, что нас всегда ждут обратно, и что нам не следует просто взять и исчезнуть, мы должны прийти обратно, нас всегда ждут.

#00:22:26#

Гурудев всегда, когда кому-нибудь говорили, чтобы он ушел, начинал отсчет дней, и через какое-то время, если человек не возвращался, он начинал всех спрашивать: «Где он, где он? Почему он не возвращается?» Потому что каждый должен был вернуться, Гурудев был очень внимателен к этому.

#00:23:33#

Нужно понимать, что Кришнадас Бабаджи Махарадж был настоящим бабаджи. В сознании Кришны это самый высокий уровень инициации, он выше даже, чем санньяса. Потому что бабаджи по большому счету означает, что этот человек полностью потерял связь с внешним материальным миром и находится в полном вовлечении в мир внутренний, где он находится в связи и в постоянном служении Господу. Для него эти взаимоотношения абсолютно реальны, это не плод его воображения или еще что-то, это искренние настоящие отношения с Высшим, с духовным планом бытия. Это служение полностью происходит на внутреннем уровне, внутри, в сердце, оно не проявлено внешне, не имеет связи с материальным. Задача санньяси — проповедовать тем людям, которые находятся в этом материальном мире. А бабаджи поддерживает связь с теми, кто из него выпал. Потому что их сознание уже выпало с этого [материального] плана, и они общаются уже абсолютно на другом уровне.

#00:25:14#

Среди гаудия-вайшнавов за последние сто с лишним лет было не больше десяти бабаджи, которые были истинными, то есть обладали именно таким уровнем сознания, находились на таком уровне восприятия. Они со своей позиции полностью обозревали, наблюдали за тем, как проявлена рупануга-сампрадая. Бабаджи Махарадж имеет очень тонкую связь с нашим песенником, сборником вайшнавских песен «Гаудия-гитанджали», потому что эта книга — это английский перевод книги на бенгали. Когда Гурудев составлял эту книгу, он посвятил ее Бабаджи Махараджу. И Гурудев написал пранама-мантру для Бабаджи Махараджа, в которой выразил свою признательность ему, предложил [ему] свое почтение как ведущему киртании миссии, выдающемуся певцу, и раскрыл идею о том, что такова наша линия последователей — наша идея в том, что мы всегда следуем по стопам более выдающихся вайшнавов, и тогда мы защищены от любых возможных неприятностей.

#00:27:40#

Сейчас мы еще обладаем достаточной удачей, мы еще можем пообщаться с теми старшими преданными, с западными старшими преданными, которые лично общались с Бабаджи Махараджем. Они рассказывают о том, что киртаны, которые он вел, были совершенно с другого мира, с другого плана [бытия], и даже невозможно было представить, что такое вообще, в принципе, может проявиться в этом мире, на этом плане существования. У нас сохранились некоторые записи, и когда мы их слушаем, мы получаем очень слабое, смутное представление о том, что это было. В «Бхагаватам» есть стих, который описывает, что происходит с личностью, когда она соприкасается со звуковыми вибрациями такого высокого уровня. Если вы получаете такое соприкосновение с [божественным] звуком, то вас просто выбрасывает из этого мира, и все, что в этом материальном мире вас окружает, вам кажется абсолютно бессмысленным, безжизненными и безвкусным.

#00:29:25#

Я могу сказать, что, поскольку я встречался с этими людьми, которые участвовали в этих киртанах и, соответственно, получили соприкосновение со звуковыми вибрациями такого уровня, такой мощности, и они именно такие, они полностью потеряли интерес к этому плану бытия, к этому миру, и они пребывают в этом состоянии уже не первый год. Они обрели такую связь, которая полностью отрезала их от интереса к [внешнему] окружению. И, конечно, извне может казаться, что они находятся в ужасном положении, получив соприкосновение и пребывая в этом мире до сих пор, но на самом деле те, у кого есть правильное понимание и достаточно высокое сознание, говорят: «Я тоже хочу получить такой же опыт». В лиле Махапрабху описывается как раз такая ситуация, когда Махапрабху пребывает в абсолютном экстазе. Все Его спутники думают, что Он уже явно полностью оторван от этого мира, потерял всякую связь [с ним]. Они думают, что Он сейчас оставит тело, потому что уже очевидно, что Он утратил эту связь. И они, плача и рыдая, бегут к Шринивасу. А он говорит: «О, я хочу то же самое, что Он испытывает».

#00:31:45#

Как только Шринивас это сказал, Махапрабху тут же вернулся в сознание и сказал: «Если бы ты не произнес эти слова, Я бы немедленно оставил тело. Если бы ты их не произнес, это бы значило, что в этом мире никто не может правильно понять идею, которую Я несу, не может принять эту концепцию о том, что истинное сознание Кришны чрезвычайно [интенсивно], оно исполнено страдания с точки зрения внешнего наблюдателя, но с точки зрения того, кто находится внутри, оно исполнено сладости, блаженства и экстаза». Мы должны уже сейчас понять и принять эту идею о том, что с внешней стороны будет казаться, что мы испытываем страдания, что истинный преданный постоянно [находится] в каких-то неприятностях, в каких-то неприятных условиях. Но вся суть заключается в том, что внутри, в сердце, это всегда сладость. Суть в том, что, когда мы говорим о таких великих преданных, как Бабаджи Махарадж: они обладают качеством позитивным образом влиять на всех, кто попадает в их, скажем так, энергетическое поле. Бабаджи Махарадж был таков, что если вы соприкасались с ним, то немедленно начинали воспевать имена Господа. В священных писаниях описано, что если вы встречаете истинного преданного, вы немедленно хватаете четки и начинаете воспевать [святые имена Бога]. Находясь с ним в одной комнате, можно было [конечно] пытаться себя пересилить и не начать воспевать имена Господа. И все там как-то суетились, смеялись, но все равно его влияние побеждало, и, если ты находился рядом, ты начинал воспевать имена Господа.

#00:34:26#

Природа Гурудева такая же. Сам про себя Гурудев говорил: «Я управляю умами своих учеников». Его задача была в том, чтобы помочь сбалансировать сознание. Потому что мы все постоянно пребываем на уровне грубого ментала и никуда не можем от этого деться. А Гурудев помогает именно сбалансировать [наш ум]. При этом наш ум очень подвержен внешнему влиянию. Если нам говорят, что мы хорошие, что-то хорошо делаем, мы тут же бодримся, хочется жить, что-то делать. Стоит кому-то нас покритиковать, мы тут же сникаем и жизнь кажется адом. Мы постоянно пребываем в состоянии разбалансировки, нас то туда, то сюда мотает. Но наша [духовная] концепция говорит о том, что, независимо от того, хвалят вас, восхваляют или, наоборот, вас оскорбляют и поносят, вы должны относиться к этому одинаково ровно. Так ведут себя реализованные личности. Но требуется время для того, чтобы как-то принять [это понимание] и следовать этому.

#00:36:42#

Сегодня день ухода [Кришнадаса Бабаджи Махараджа], и это такой день, когда у нас всегда двойственные чувства. С одной стороны, мы должны радоваться, потому что в день ухода великий преданный воссоединяется с кришна-лилой, после некоторого пребывания на этом плане бытия он возвращается в духовный мир и занимает свое изначальное положение. С другой стороны, для нас это грустный день, потому что мы сами теряем возможность общения, контакта, связи с этой личностью. Еще важно сказать, что такие великие души живут по своему собственному усмотрению. Они сами определяют, когда приходит время прийти, сменить место, на какой уровень севы перейти, куда отправиться для совершения служения. Они отличны от таких душ, как мы, от обусловленных душ, они не связаны цепями круговорота перерождения и смерти. Они сами решают, где их место и что им необходимо сейчас делать. Это принципиальное отличие от нас.

#00:39:50#

Манас Кришна Прабху. Была совершенно нектарная история о том, как однажды Госвами Махарадж решил записать на кассету, на диктофон то, как Бабаджи Махарадж проводит киртан. Они [преданные ИСККОН] пришли, дождались, пока Бабаджи Махарадж закончит воспевание, очередной круг на четках, предложили свои смиренные поклоны и говорят: «Мы хотим записать немножко киртан, как вы [его] ведете». Он громко засмеялся и воскликнул: «Намного важнее, чтобы вы воспевали Харе Кришна, Харе Кришна!» И Госвами Махарадж говорит, что сразу убрал диктофон в кармашек, достал свою джапу, тоже сел и два часа сидел и воспевал, воспевал. Потом Бабаджи Махарадж сильно ударил себя внезапно ладонью по бедру и сказал: «Пойдем, пойдем, пойдем…» Быстро их собрал и повел к Гуру Махараджу. И это была, собственно, первая встреча Госвами Махараджа с Гуру Махараджем.

#00:41:35#

Садху Прия Прабху. Вообще нужно понимать идею о том, что такое записать кого-то из великих преданных… У меня была такая история, что однажды я решил записать то, как Гири Махарадж проводит парикраму, что он рассказывает в каждом святом месте и так далее. И вот я бегаю за ним целый день с этим диктофоном, мы приходим на какое-то место, Гири Махарадж берет микрофон и говорит: «Так, вот это место, здесь совершались игры Кришны с гопи». Все. Так целый день я за ним ходил с диктофоном, и в итоге он везде говорил примерно то же самое, в итоге за целый день я ничего вообще не получил. Он очень не любил, когда его записывают.

#00:42:44#

Госвами Махарадж рассказывал о том, что, когда он пришел к Шридхару Махараджу, он тоже сказал: «Я очень хочу записывать все, что вы говорите, все, что вы рассказываете». Шрила Шридхар Махарадж почесал голову и говорит: «Что-то я не уверен, что это хорошая идея. Наверное, не стоит этого делать». Надо понимать, что это определенное настроение: преданные такого уровня искренне считают, что они ничего не могут дать, что они настолько [опустошены], их положение таково, что им нечего рассказать, нет смысла их записывать, что они не могут дать ничего такого, что достойно увековечивания в истории. Это искренне, не то, чтобы это ложная скромность или ложное смирение, это настоящее. Сегодня такой день, когда нам стоит еще раз вспомнить о том, что существует целый мир, духовный мир, он огромен. Благодаря таким личностям, как Бабаджи Махарадж, которые совсем недавно приходили в наш материальный мир, мы получаем возможность узнать об этом духовном мире, получить какую-то связь с ним, получить шанс вернуться туда. Поэтому мы вспоминаем таких преданных, обсуждаем их деяния. Он ушел из этого мира в 1983 или 1984–85 году.

[Обмен репликами с Манасом Кришной Прабху.]

#00:46:08#

Бабаджи — это высочайший уровень инициации в этом мире, но в то же время это всего лишь определенная роль. Гуру Махарадж тоже вполне мог бы быть бабаджи, если бы это положение соответствовало его настроению. В целом это роль, это лишь некоторое соответствие внутренним качествам и настроению, в котором приходят преданные. Но если все-таки рассматривать, кто выше — бабаджи или санньяси, то ачарья занимает самое высокое положение. Соответственно, тот, кто находится в положении ачарьи, может давать инициации любого уровня, включая бабаджи-инициацию и санньяси. В нашей миссии принято в основном принимать санньясу, потому что это была идея Сарасвати Тхакура — о том, чтобы мы вели активную проповедь. Именно положение санньясы это позволяет делать. Идея не в том, чтобы мы принимали положение бабаджи, скрывались в лесах и после этого исчезали навсегда.

#00:48:33#

Надо понимать, что всегда есть момент некой игры. И если бы мы спросили Гуру Махараджа, то он бы сказал: «Я занимаю более низкое положение, потому что он бабаджи, я всего лишь санньяси». А если бы мы спросили Бабаджи Махараджа, он бы сказал: «Нет-нет-нет, он же рупануга-ачарья. Я занимаю более низкое положение». Надо понимать, что вайшнавы всегда вовлечены в такую искреннюю игру, что каждый из них занимает самое низкое положение. Гурудев дал бабаджи-инициацию одному преданному. Этот преданный был пуджари в Навадвипе в течение тридцати лет. Через год, после того как он получил эту инициацию, он исчез. Нам нужно бороться за увеличение численности [преданных], а не за то, чтобы ребята исчезали в лесах.

[Обмен репликами. Смех.]

#00:51:26#

[Садху Прия Прабху поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#00:54:41#

[санкиртана]

#00:56:20#

[прославления]

Переводчик: Анушила Деви Даси
Транскрипцию выполнил Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




←  Деятельность клуба «Светлячок» в Санкт-Петербурге набирает обороты. 21 апреля 2024 года
·• Архив новостей •· «Преданность Шрипада Кришнадаса Бабаджи Махараджа». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 30 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 162.6 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Садху Прия Прабху

О Шрипаде Кришнадасе Бабаджи Махарадже

(22 апреля 2011 года. Чингмай, Таиланд)


Сегодня день ухода Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Я расскажу о нем немного. На самом деле это совершенно уникальный преданный, у него особая связь с нашей миссией. Он был учеником Сарасвати Тхакура и присоединился к миссии [Сарасвати Тхакура] в двадцатых годах прошлого века, участвовал в развитии Гаудия Матха.

#00:02:29#

Собственно, с чего началась наша миссия? С того, что Сарасвати Тхакур сидел на берегу Ганги и воспевал имена Господа, и его целью было — воспеть миллиард [святых] имен. На это ушло целых шесть лет. Для того, чтобы его никто не беспокоил, он взял лодку, перевернул ее, спрятался под ней и все это время сидел и воспевал, воспевал, воспевал. И когда он достиг своей цели, которую он поставил перед собой, в этот момент перед ним самопроявились божества Радхи-Кришны и Махапрабху. Они явились ему и сказали: «Все, мы здесь, теперь ты можешь начинать проповедь, проповедовать».

#00:04:05#

На самом деле мы и сейчас можем поклоняться этим божествам, потому что эти самопроявленные божества он взял и установил на алтаре в храме Чайтанья Матха в Маяпуре. Они до сих пор там стоят, и, собственно, недавно мы были с парикрамой там и поклонялись им. Это те самые божества, которые явились Сарасвати Тхакуру после того, как он воспел невероятное количество имен, и он начал поклонение им. При этом мы должны понимать, что божества всегда проявляются и приходят к нам по своей собственной воле. Иногда нам кажется, что они приходят благодаря каким-то попыткам с нашей стороны, что кто-то идет, берет их, приносит туда, сюда, устанавливает и прочее. На самом деле надо понимать, что все это было предрешено, это все является частью большого божественного плана, они самопроявляются по своей собственной воле. Независимо от нас.

#00:05:45#

И вот божества являются и говорят: «Начинай проповедовать». Сарасвати Тхакур говорит: «Ну что же я могу сделать? Я один. Все, что у меня есть, — это я сам и моя джапа. Как мне это сделать? Научите меня». Мы понимаем, что Сарасвати Тхакур — великая личность, и [при этом] он пребывает в таком настроении, что неспособен проповедовать. Кришна тогда сказал Сарасвати Тхакуру: «Ты не беспокойся, Я уже отправляю к тебе специальных людей, они уже в пути к тебе. Пока ты их не видишь, но вот-вот они уже появятся вокруг тебя, они уже есть». Что же произошло потом? В течение десяти лет эти люди действительно все появились, и через десять лет сам Сарасвати Тхакур говорил об этом так: «Я начинал один, сейчас рядом со мной больше пятисот человек, каждый из которых говорит именно теми словами, которыми говорю я, и представляют нашу концепцию именно так, как ее представляю я». Фактически в течение всего нескольких лет после того, как Сарасвати Тхакур получил наставление проповедовать, вокруг него собрались очень продвинутые личности, которые поддержали этот процесс.

#00:07:58#

Но некоторые люди скажут, что Бабаджи Махарадж в общем-то не был включен в этот процесс активной проповеди, он был за пределами, не был заинтересован в проповеди. Но суть заключается в том, что он был пастушком, который пришел из кришна-лилы непосредственно в этот мир. Благодаря этим его качествам все его знали, все хотели с ним общаться, быть в контакте с ним. Он был очень эксклюзивной личностью, который всегда находился за пределами этого общего потока, и у него, скорее, была склонность к тому, чтобы общаться, скажем так, с неправильными людьми, проповедовать неправильным людям, у него был стиль авадхута.

#00:09:21#

Так что он брал свою джапу, шел на гору, садился под дерево и начинал читать, воспевать имена Господа. Сарасвати Тхакур был не очень счастлив видеть такое его поведение. Наш Гуру Махарадж однажды сказал Сарасвати Тхакуру: «Может быть стоит отправиться к нему в горы и попробовать вытащить его оттуда? Он так много знает, он может так много принести пользы, если вовлечь его в наше движение». И Сарасвати Тхакур сказал ему: «Если тебе удастся сделать это, ты окажешь ему самую великую услугу».

#00:11:06#

Гуру Махарадж действительно отправился в горы и попытался как-то привлечь Бабаджи Махараджа. Но дело в том, что Бабаджи Махарадж не был склонен к каким-то попыткам совершать углубленную садхану или еще что-то, он, скорее, был склонен к тому, чтобы следовать тому, что непосредственно описано в священных писаниях. Махапрабху говорит в одной шлоке: «Что бы ты ни делал, какой бы деятельностью ты ни занимался, все время воспевай святые имена». И Кришнадас Бабаджи Махарадж все время этим и занимался. Что бы он ни делал, он все время воспевал имена Господа, постоянно это делал. Причем у него было определенное качество: он не просто пытался это делать, не просто пытался воспевать имена Господа, он жил в этом все время.

#00:12:28#

И, как и все величайшие преданные, Кришнадас Бабаджи Махарадж обладал совершенно уникальным чувством санскрита и знанием, глубоким чувствованием. Кроме того, он обладал потрясающей памятью и знал сотни, сотни, тысячи всевозможных вещей, мог процитировать абсолютно любые священные писания и другие тексты, тексты других великих преданных. Он мог часами рассказывать про киртаны, все время рассказывать что-то новое. У нас даже есть записи его киртанов, когда он в течение многих часов рассказывает, как кто-то другой воспевает имена. Он также с большим пиететом относился к произведениям нашего Гуру Махараджа.

#00:13:42#

Особенность Бабаджи Махараджа была в том, что он редко выходил на сцену сам и играл главные роли, но он всегда был где-то здесь. Например, когда ушел Шрила Свами Махарадж, он был там же, во Вриндаване. Когда происходили какие-то события, он всегда был где-то рядом и, так или иначе, принимал участие в них, пусть не всегда ярко проявлено. Его положение было таково, что он всегда наблюдал за теми лилами, которые проявляют другие великие преданные, и он сам был участником этих лил, деяний.

#00:15:16#

Как раз в одной из предыдущих лекций я раскрывал понятие «лила». [Я рассказывал] о том, что его очень сложно понять материальным умом, потому что это понятие больше имеет отношение к потоку, каким-то деяниям, которые мы не способны познать. И поэтому, когда речь идет о тех преданных, которые принимают непосредственное участие в таких играх, в подобных деяниях, мы должны быть очень аккуратны. Потому что внешне такие преданные могут выглядеть очень незначительно, но, являясь частью этих лил, они являются очень продвинутыми, высочайшими личностями. Поэтому, когда мы пытаемся оценивать их деятельность, их действия с материальной точки зрения: «Этот пошел в горы, этот остался здесь, сделал то» и так далее, это очень опасно для нас, очень опасная склонность.

#00:16:31#

Рассказывается о том, что наш Гуру Махарадж за всю свою жизнь всего лишь единожды вернулся в то место, где родился. И он сделал это только по настоянию Гурудева [своего ученика], нашего Гурудева, поскольку Гурудев хотел установить там божества, построить храм и так далее, то есть сделать место для поклонения. Только по настоянию Гурудева Гуру Махарадж отправился туда, чтобы указать точное место своего рождения, потому что кроме него этого никто знать не мог.

#00:17:22#

Кришнадас Бабаджи Махарадж был именно там и именно в этот день, когда они там находились. Гуру Махарадж сказал, что это место неотлично от Варшаны. Вообще об этом даже подумать сложно и нельзя, а Гуру Махарадж это произнес тогда. И таково было понимание Кришнадаса Бабаджи Махараджа, он сам пешком ходил из нашего храма в Навадвипе в Хапанию, совершал парикраму в Хапанию и говорил Шриле Шридхару Махараджу: «Я читаю твои произведения и понимаю, что ты неотличен от Рупы Госвами, поэтому я совершаю тебе поклонение таким же образом, как Рупе Госвами».

#00:18:49#

Это показывает, проявляет нам идею о том, что только спутники великой личности могут явить нам ее природу. Что так же, как Бабаджи Махарадж явил природу Шридхара Махараджа, так обычно и происходит, потому что мы сами неспособны осознать и понять, что собой представляет эта личность. Только ее окружение может передать нам эту идею. Бабаджи Махарадж находился там [в Навадвипе] рядом с Гуру Махараджем, когда к нему пришли первые западные преданные. Госвами Махарадж рассказывает историю о том, как именно Бабаджи Махарадж лично подвел его знакомиться с Гуру Махараджем. Все это время, пока западные преданные были на даршане у Гуру Махараджа, Бабаджи Махарадж сидел за ними и пытался их поближе подталкивать, и смотрел, проверял, насколько они могут понять ту концепцию, ту драгоценность, которую пытается передать им Гуру Махарадж. Потому что у него было понимание того, какое [это] сокровище идея Гуру Махараджа, поэтому он очень беспокоился о том, чтобы западные преданные тоже это поняли.

#00:20:58#

Бабаджи Махарадж был тем человеком, который мог время от времени произносить какие-то вещи, которые не стоит вообще произносить, и говорить что-то неправильное. Когда такое происходило, Гуру Махарадж слышал это сверху и спрашивал: «Что такое происходит? Кто это говорит?» Ему отвечали, что это Бабаджи Махарадж так высказывается. Тогда он выходил и говорил: «Убирайся отсюда». Тогда Бабаджи Махарадж собирал свой узелок и шел в следующее место назначения. Через неделю он возвращался обратно, и Гуру Махарадж говорил: «Ты что здесь делаешь? Я тебе сказал убираться». Тогда Бабаджи Махарадж говорил: «Ты мне сказал убраться, но не сказал, что я не могу вернуться».

#00:21:49#

Это интересный момент, потому что он говорит нам о том, что мы часто делаем что-то не так, какие-то вещи, что-то не то произносим, нам говорят: «Убирайся отсюда». Но мы должны понимать, что это подразумевает наше возвращение, что нас всегда ждут обратно, и что нам не следует просто взять и исчезнуть, мы должны прийти обратно, нас всегда ждут.

#00:22:26#

Гурудев всегда, когда кому-нибудь говорили, чтобы он ушел, начинал отсчет дней, и через какое-то время, если человек не возвращался, он начинал всех спрашивать: «Где он, где он? Почему он не возвращается?» Потому что каждый должен был вернуться, Гурудев был очень внимателен к этому.

#00:23:33#

Нужно понимать, что Кришнадас Бабаджи Махарадж был настоящим бабаджи. В сознании Кришны это самый высокий уровень инициации, он выше даже, чем санньяса. Потому что бабаджи по большому счету означает, что этот человек полностью потерял связь с внешним материальным миром и находится в полном вовлечении в мир внутренний, где он находится в связи и в постоянном служении Господу. Для него эти взаимоотношения абсолютно реальны, это не плод его воображения или еще что-то, это искренние настоящие отношения с Высшим, с духовным планом бытия. Это служение полностью происходит на внутреннем уровне, внутри, в сердце, оно не проявлено внешне, не имеет связи с материальным. Задача санньяси — проповедовать тем людям, которые находятся в этом материальном мире. А бабаджи поддерживает связь с теми, кто из него выпал. Потому что их сознание уже выпало с этого [материального] плана, и они общаются уже абсолютно на другом уровне.

#00:25:14#

Среди гаудия-вайшнавов за последние сто с лишним лет было не больше десяти бабаджи, которые были истинными, то есть обладали именно таким уровнем сознания, находились на таком уровне восприятия. Они со своей позиции полностью обозревали, наблюдали за тем, как проявлена рупануга-сампрадая. Бабаджи Махарадж имеет очень тонкую связь с нашим песенником, сборником вайшнавских песен «Гаудия-гитанджали», потому что эта книга — это английский перевод книги на бенгали. Когда Гурудев составлял эту книгу, он посвятил ее Бабаджи Махараджу. И Гурудев написал пранама-мантру для Бабаджи Махараджа, в которой выразил свою признательность ему, предложил [ему] свое почтение как ведущему киртании миссии, выдающемуся певцу, и раскрыл идею о том, что такова наша линия последователей — наша идея в том, что мы всегда следуем по стопам более выдающихся вайшнавов, и тогда мы защищены от любых возможных неприятностей.

#00:27:40#

Сейчас мы еще обладаем достаточной удачей, мы еще можем пообщаться с теми старшими преданными, с западными старшими преданными, которые лично общались с Бабаджи Махараджем. Они рассказывают о том, что киртаны, которые он вел, были совершенно с другого мира, с другого плана [бытия], и даже невозможно было представить, что такое вообще, в принципе, может проявиться в этом мире, на этом плане существования. У нас сохранились некоторые записи, и когда мы их слушаем, мы получаем очень слабое, смутное представление о том, что это было. В «Бхагаватам» есть стих, который описывает, что происходит с личностью, когда она соприкасается со звуковыми вибрациями такого высокого уровня. Если вы получаете такое соприкосновение с [божественным] звуком, то вас просто выбрасывает из этого мира, и все, что в этом материальном мире вас окружает, вам кажется абсолютно бессмысленным, безжизненными и безвкусным.

#00:29:25#

Я могу сказать, что, поскольку я встречался с этими людьми, которые участвовали в этих киртанах и, соответственно, получили соприкосновение со звуковыми вибрациями такого уровня, такой мощности, и они именно такие, они полностью потеряли интерес к этому плану бытия, к этому миру, и они пребывают в этом состоянии уже не первый год. Они обрели такую связь, которая полностью отрезала их от интереса к [внешнему] окружению. И, конечно, извне может казаться, что они находятся в ужасном положении, получив соприкосновение и пребывая в этом мире до сих пор, но на самом деле те, у кого есть правильное понимание и достаточно высокое сознание, говорят: «Я тоже хочу получить такой же опыт». В лиле Махапрабху описывается как раз такая ситуация, когда Махапрабху пребывает в абсолютном экстазе. Все Его спутники думают, что Он уже явно полностью оторван от этого мира, потерял всякую связь [с ним]. Они думают, что Он сейчас оставит тело, потому что уже очевидно, что Он утратил эту связь. И они, плача и рыдая, бегут к Шринивасу. А он говорит: «О, я хочу то же самое, что Он испытывает».

#00:31:45#

Как только Шринивас это сказал, Махапрабху тут же вернулся в сознание и сказал: «Если бы ты не произнес эти слова, Я бы немедленно оставил тело. Если бы ты их не произнес, это бы значило, что в этом мире никто не может правильно понять идею, которую Я несу, не может принять эту концепцию о том, что истинное сознание Кришны чрезвычайно [интенсивно], оно исполнено страдания с точки зрения внешнего наблюдателя, но с точки зрения того, кто находится внутри, оно исполнено сладости, блаженства и экстаза». Мы должны уже сейчас понять и принять эту идею о том, что с внешней стороны будет казаться, что мы испытываем страдания, что истинный преданный постоянно [находится] в каких-то неприятностях, в каких-то неприятных условиях. Но вся суть заключается в том, что внутри, в сердце, это всегда сладость. Суть в том, что, когда мы говорим о таких великих преданных, как Бабаджи Махарадж: они обладают качеством позитивным образом влиять на всех, кто попадает в их, скажем так, энергетическое поле. Бабаджи Махарадж был таков, что если вы соприкасались с ним, то немедленно начинали воспевать имена Господа. В священных писаниях описано, что если вы встречаете истинного преданного, вы немедленно хватаете четки и начинаете воспевать [святые имена Бога]. Находясь с ним в одной комнате, можно было [конечно] пытаться себя пересилить и не начать воспевать имена Господа. И все там как-то суетились, смеялись, но все равно его влияние побеждало, и, если ты находился рядом, ты начинал воспевать имена Господа.

#00:34:26#

Природа Гурудева такая же. Сам про себя Гурудев говорил: «Я управляю умами своих учеников». Его задача была в том, чтобы помочь сбалансировать сознание. Потому что мы все постоянно пребываем на уровне грубого ментала и никуда не можем от этого деться. А Гурудев помогает именно сбалансировать [наш ум]. При этом наш ум очень подвержен внешнему влиянию. Если нам говорят, что мы хорошие, что-то хорошо делаем, мы тут же бодримся, хочется жить, что-то делать. Стоит кому-то нас покритиковать, мы тут же сникаем и жизнь кажется адом. Мы постоянно пребываем в состоянии разбалансировки, нас то туда, то сюда мотает. Но наша [духовная] концепция говорит о том, что, независимо от того, хвалят вас, восхваляют или, наоборот, вас оскорбляют и поносят, вы должны относиться к этому одинаково ровно. Так ведут себя реализованные личности. Но требуется время для того, чтобы как-то принять [это понимание] и следовать этому.

#00:36:42#

Сегодня день ухода [Кришнадаса Бабаджи Махараджа], и это такой день, когда у нас всегда двойственные чувства. С одной стороны, мы должны радоваться, потому что в день ухода великий преданный воссоединяется с кришна-лилой, после некоторого пребывания на этом плане бытия он возвращается в духовный мир и занимает свое изначальное положение. С другой стороны, для нас это грустный день, потому что мы сами теряем возможность общения, контакта, связи с этой личностью. Еще важно сказать, что такие великие души живут по своему собственному усмотрению. Они сами определяют, когда приходит время прийти, сменить место, на какой уровень севы перейти, куда отправиться для совершения служения. Они отличны от таких душ, как мы, от обусловленных душ, они не связаны цепями круговорота перерождения и смерти. Они сами решают, где их место и что им необходимо сейчас делать. Это принципиальное отличие от нас.

#00:39:50#

Манас Кришна Прабху. Была совершенно нектарная история о том, как однажды Госвами Махарадж решил записать на кассету, на диктофон то, как Бабаджи Махарадж проводит киртан. Они [преданные ИСККОН] пришли, дождались, пока Бабаджи Махарадж закончит воспевание, очередной круг на четках, предложили свои смиренные поклоны и говорят: «Мы хотим записать немножко киртан, как вы [его] ведете». Он громко засмеялся и воскликнул: «Намного важнее, чтобы вы воспевали Харе Кришна, Харе Кришна!» И Госвами Махарадж говорит, что сразу убрал диктофон в кармашек, достал свою джапу, тоже сел и два часа сидел и воспевал, воспевал. Потом Бабаджи Махарадж сильно ударил себя внезапно ладонью по бедру и сказал: «Пойдем, пойдем, пойдем…» Быстро их собрал и повел к Гуру Махараджу. И это была, собственно, первая встреча Госвами Махараджа с Гуру Махараджем.

#00:41:35#

Садху Прия Прабху. Вообще нужно понимать идею о том, что такое записать кого-то из великих преданных… У меня была такая история, что однажды я решил записать то, как Гири Махарадж проводит парикраму, что он рассказывает в каждом святом месте и так далее. И вот я бегаю за ним целый день с этим диктофоном, мы приходим на какое-то место, Гири Махарадж берет микрофон и говорит: «Так, вот это место, здесь совершались игры Кришны с гопи». Все. Так целый день я за ним ходил с диктофоном, и в итоге он везде говорил примерно то же самое, в итоге за целый день я ничего вообще не получил. Он очень не любил, когда его записывают.

#00:42:44#

Госвами Махарадж рассказывал о том, что, когда он пришел к Шридхару Махараджу, он тоже сказал: «Я очень хочу записывать все, что вы говорите, все, что вы рассказываете». Шрила Шридхар Махарадж почесал голову и говорит: «Что-то я не уверен, что это хорошая идея. Наверное, не стоит этого делать». Надо понимать, что это определенное настроение: преданные такого уровня искренне считают, что они ничего не могут дать, что они настолько [опустошены], их положение таково, что им нечего рассказать, нет смысла их записывать, что они не могут дать ничего такого, что достойно увековечивания в истории. Это искренне, не то, чтобы это ложная скромность или ложное смирение, это настоящее. Сегодня такой день, когда нам стоит еще раз вспомнить о том, что существует целый мир, духовный мир, он огромен. Благодаря таким личностям, как Бабаджи Махарадж, которые совсем недавно приходили в наш материальный мир, мы получаем возможность узнать об этом духовном мире, получить какую-то связь с ним, получить шанс вернуться туда. Поэтому мы вспоминаем таких преданных, обсуждаем их деяния. Он ушел из этого мира в 1983 или 1984–85 году.

[Обмен репликами с Манасом Кришной Прабху.]

#00:46:08#

Бабаджи — это высочайший уровень инициации в этом мире, но в то же время это всего лишь определенная роль. Гуру Махарадж тоже вполне мог бы быть бабаджи, если бы это положение соответствовало его настроению. В целом это роль, это лишь некоторое соответствие внутренним качествам и настроению, в котором приходят преданные. Но если все-таки рассматривать, кто выше — бабаджи или санньяси, то ачарья занимает самое высокое положение. Соответственно, тот, кто находится в положении ачарьи, может давать инициации любого уровня, включая бабаджи-инициацию и санньяси. В нашей миссии принято в основном принимать санньясу, потому что это была идея Сарасвати Тхакура — о том, чтобы мы вели активную проповедь. Именно положение санньясы это позволяет делать. Идея не в том, чтобы мы принимали положение бабаджи, скрывались в лесах и после этого исчезали навсегда.

#00:48:33#

Надо понимать, что всегда есть момент некой игры. И если бы мы спросили Гуру Махараджа, то он бы сказал: «Я занимаю более низкое положение, потому что он бабаджи, я всего лишь санньяси». А если бы мы спросили Бабаджи Махараджа, он бы сказал: «Нет-нет-нет, он же рупануга-ачарья. Я занимаю более низкое положение». Надо понимать, что вайшнавы всегда вовлечены в такую искреннюю игру, что каждый из них занимает самое низкое положение. Гурудев дал бабаджи-инициацию одному преданному. Этот преданный был пуджари в Навадвипе в течение тридцати лет. Через год, после того как он получил эту инициацию, он исчез. Нам нужно бороться за увеличение численности [преданных], а не за то, чтобы ребята исчезали в лесах.

[Обмен репликами. Смех.]

#00:51:26#

[Садху Прия Прабху поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#00:54:41#

[санкиртана]

#00:56:20#

[прославления]

Переводчик: Анушила Деви Даси
Транскрипцию выполнил Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования