Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Лекция, прочитанная
                    в эзотерическом центре, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, 17,
 5 января 2001 года 

Часть первая
Часть вторая

Часть третья
Природа Бога как Бхагавана

    Вопрос: В "Бхакти-сандарбхе" Шрила Джива Госвами дает определение Бхагавана: бхагаван бхаджанийа-сарва-сад-гуна вишиштха. Он говорит о том, что джива, вступая в соприкосновение с Бхагаваном, не может не привлекаться Его сладостью, красотой. Не могли бы Вы объяснить значение этой шлоки?

    Госвами Махарадж: Если провести аналогию с этим миром, можно обнаружить множество людей, обладающих высоким положение в обществе, красотой, богатством, силой, знаниями и т.д., к которым, в силу этих качеств, мы испытываем влечение. И вполне естественно, что мы стремимся быть ближе к такому человеку. Но если обожатель, поклонник, сосредоточен на богатстве и власти, которыми обладает его объект поклонения, то такая привязанность к великолепию и могуществу может сама по себе стать барьером в их отношениях. Поэтому когда человек привлечен Богом, главным образом, в Его аспекте могущества, силы и власти, тем, что называется айшварья, то такие отношения страдают отсутствием близости, интимности между живым существом и Богом. Но Шрила Джива Госвами говорит, что Бог в Своем высшем проявлении, Бог как Кришна обладает качествами, которые побуждают живое существо служить Ему, и оно не в силах противиться этому побуждению.
    По мере того, как человек приближается к Кришна-концепции, пониманию Бога как Кришны, величие, могущество и сила Бога отходят на второй план. Его слава и сила не затмевают более Его Личности как таковой. И в то же время Он – Бхагаван, Всевышний, обладающий силой, могуществом, красотой и другими качествами в абсолютной степени. Игры, в которых Кришна являет Себя в образе человека, нельзя найти ни в одной иной концепции Божественного. И истина такова, что игры Господа в образе человека наиболее возвышенны. По сути дела, человеческая цивилизация, мир людей создан по образу мира Кришны. Поэтому Кришна-концепция представляет собой самый центр Безграничного. Существуют полярные представления о Боге как о Величайшем из Величайших и Мельчайшем из Мельчайших, но это крайности, в центре находятся представления о Боге как о человеке, Кришне. Высочайшие преданные Кришны привлечены им не властью и могуществом, но Его красотой и сладостью.

    Вопрос: Вовлечена ли душа в материальную деятельность живого существа?

    Госвами Махарадж: Веды говорят, что душа, живое существо никогда не затрагивается соприкосновением с материей. Это соприкосновение – иллюзия. Как, например, во сне человеку может присниться, что ему отрубили голову. "Шримад-Бхагаватам" приводит пример с отражением луны, которое возникает на водной глади. Луна отражается на поверхности воды, и когда на ней возникает рябь, лунное отражение начинает колебаться вместе с ней. Но на самом деле, Луна, настоящая Луна, не меняет своего положения, она находится на своем месте. Поэтому душа сияет, проливая свой свет на материальные условия посредством сознания. И эта жизнь души отражается вовне как тело. Кажется, что душа вовлечена в проявления материального бытия, такие как рождение, болезни, смерть, но в действительности она не затронута этими изменениями. Душа затронута ими лишь в том смысле, что она ложно отождествляет себя с ними.

    Вопрос: Не могли бы Вы повторить утверждение Шрилы Дживы Госвами о природе Бхагавана?

    Госвами Махарадж: бхагаван бхаджанийа-сарва-сад-гуна вишиштха. Оно означает, что живое существо привлекается Им настолько, что не в силах противиться влечению служить Ему. Иными словами, речь идет о том, что некто поклоняется Богу не из страха, что, не поклоняясь Ему, он понесет наказание. Вы должны, если хотите проникнуть в суть этого предмета, понять мотив основного числа так называемых религиозных людей этого мира - это страх,  беспомощность или отчаянье. Кришна-концепция Божественного имеет иную природу. Поскольку Кришна – это Прекрасная Реальность, мы не можем не поклоняться Ему. Как любящие в этом мире не в силах противиться влечению, которое они испытывают друг к другу. Когда вы испытываете к кому-то такое влечение, вы хотите отдать ему всего себя, и это происходит само собой, естественным образом. И вы готовы рискнуть, поставить на карту все ради этого.

    Вопрос: Касаясь предыдущего вопроса о душе. Почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она в действительности не является? Какова необходимость этого ложного отождествления?

    Госвами Махарадж: Потому что душа сбита с толку, она воспринимает действительность в ином свете. Как, скажем, во сне вы можете увидеть себя в обличье кого-то другого. С самого начала своего бытия душа стоит перед выбором: либо служение Богу, либо господство в материальном мире. Каждое живое существо по природе своей ищет совершенства и устремляется туда, где возможно достижение своей внутренней перспективы. И мы, т.е. живые существа, оказавшиеся в этом материальном мире, в момент выбора почувствовали, что наши внутренние надежды на полноту счастья достижимы в материальном мире, т.е. низойдя в материальный мир, мы достигнем желаемого. Но материальное существование является чужеродным, не свойственным душе. Поэтому, чтобы быть каким-то образом вовлеченным в материальное существование, появляется тело, т.е. та форма, которая позволяет ей взаимодействовать с миром материи. Главной причиной наших страданий в этом мире является отождествление себя с материей. До тех пор, пока человек спит, ему снится кошмар, и он находится в плену страха. Но как только он просыпается, приходит в себя, кошмар прекращается, и страдания на этом заканчиваются.
    Но как выйти из нашего нынешнего состояния, сравнимого со сном? Посредством звука. Возвращаясь к примеру человека, терзаемого ужасными сновидениями: он просыпается, услышав собственное имя и освобождается от кошмара. Ведическим звуком достигается наше пробуждение. Благодаря этому звуку Божественное напоминает нам об истинной Реальности и говорит нам: "Проснись!" Шринванту вишве амритасйа путрах – эти слова Вед означают: "О ты, сын Нектара, проснись, приди в себя, вернись к своему истинному состоянию. В действительности ты являешься обитателем Земли Нектара. Что ты делаешь в этом оскверненном мире? Если ты сам, твое существо принадлежит Земле Нектара, состоит из Нектара, то как можешь ты быть удовлетворен чем-то в этом ужасном мире? Твоя судьба, твой удел – жить в Мире Нектара и вкушать Нектар."

    Перевод: Муралишвара дас, Рагалекха даси
    Транскрибирование: Рагалекха даси
    Редакция: Кришнапад дас



    Продолжение...
    В Начало лекции...
    На Страницу Б.С.Госвами Махараджа