Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Лекция, прочитанная
в эзотерическом центре, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, 17,
5 января 2001 года


Часть первая

    Шрипад Джанардан Махарадж (слева) и Шрипад Госвами Махарадж Госвами Махарадж: Слышал ли кто-либо из присутствующих ранее о сознании Кришны?

    Ответ: Все так или иначе слышали о нем.

    Госвами Махарадж: Может быть, у кого-то есть вопросы о сознании Кришны или каком-либо другом виде сознания, которые вы хотели бы задать перед началом лекции?
       Итак, мне вспоминается эпизод, когда Шрила Шридхар Махарадж проповедовал в Карачи (Пакистане). Во время его проповеди один человек из аудитории возразил: если Безграничное, Бог, Абсолют может быть познано ограниченным, т.е. живым существом, тогда это не Безграничное. На что Шрила Шридхар Махарадж ответил: если Безграничное не может дать Себя познать ограниченному, это не Безграничное. «Падма Пурана» говорит: атах шри кришна намади на бхавед грахйам индрийаих севонмкухе хи джихвадау свайам эва спхуратйадах.: Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами. И на основании этого некоторые люди приходят к выводу, что Абсолют должен быть лишен чувств. Смысл, подтекст слов, которые человек этот бросил Шриле Шридхару Махараджу, был таким: если сфера нашего восприятия ограничена, как может Безграничное подпасть под юрисдикцию наших чувств? Даже если мы увеличим сферу действия наших чувств при помощи достижений науки и техники: микроскопов, электронных микроскопов, мощнейших телескопов или иных приспособлений, то восприятие наше по-прежнему остается ограниченным. И Безграничное, Абсолют, неподвластно им, недостижимо для них.

    Такое понимание полно глубокого смысла. Утверждение об ограниченности нашего восприятия, наших чувств, приложимо не только к людям, лишенным веры в Божественное. Мы сами не являемся исключением; нельзя сказать, что это положение не распространяется на людей верующих. И тот, и другой тип людей совершает эту ошибку. Как те, кто принимают существование Бога, так и те, кто сомневаются в Нем, ошибаются, полагая, что проекция сферы действия наших чувств, логики этого мира на Божественное даст возможность представить себе Бога. Мы воспеваем Святое Имя Бога в Харе Кришна Махамантре. Но как мы можем достичь Божественный план при помощи нашего языка, ушей, наших материальных органов чувств? Как это может привести нас к Нему? Ответ на этот вопрос содержится в словах Шрилы Шридхара Махараджа: если Безграничное, Абсолют захочет дать Себя познать или открыть Себя ограниченному живому существу, тогда это становится возможным.

    Веды говорят, что Бог являет Себя тому, кого Он избирает. Он также являет Себя через того, кого Он избирает. Это Его прерогатива. Благодаря Божественному откровению и нашим ограниченным способностям Его воспринимать, в этом мире существует такое огромное множество религиозных концепций, представлений о Боге. В разные эпохи людям были явлены Божественные откровения, но в силу того, что способности человеческого восприятия различны, возникает многообразие понимания. Люди, получавшие откровения, передавали явленное им  свыше другим поколениям, но согласно индивидуальной природе, в которой преломлялось воспринятое, возникало разнообразие. Если после нашей беседы спросить у присутствующих в этом зале – о чем шел разговор, то, однозначно, ответы будут разными. В одном из своих произведений Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: истина неизбежно превращается в ошибку, заблуждение. Кажется здесь, в вашей стране, была газета под названием “Правда”?

    Ответ: Да, была и продолжает издаваться по сей день…

    Перевод: Муралишвара дас, Рагалекха даси
    Транскрибирование: Рагалекха даси
    Редакция: Кришнапад дас



     Продолжение...
    На Страницу Б.С.Госвами Махараджа