Из беседы Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара
Дев-Госвами Махараджа,
записанной в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, Набадвип
27 января 1983 года
Безграничная милость
Кришна – начало и причина всему. И Шри Кришна как
Чайтаньядев – начало и причина невиданного по размаху распространения самой
упоительной и изысканной сладости Господа. Поэтому мы предаемся Ему. Он
заповедал возвестить об этом во всех уголках бескрайней вселенной. Хотя
в писаниях часто упоминается притхивите аччхе, следует отметить
и притхиви ‘парьянта’ ята нагаради-грама. Это значит, что проповедь
Махапрабху о славе Шри Хари-Нама
облетит города и веси не только этой планеты, но и всех тех, где только
есть поселения и обитающие в них жители. Брахманда тарите – Его
миссия – освободить всю вселенную. Брахманда означает "то, что создано
одним Брахмой"; пространство и время, управляемое одним Брахмой. Существует
множество анд. Анда значит "яйцо". В воздухе обычно во взвешенном
состоянии находится огромное количество пылинок яйцеобразной формы – подобно
этому в воздушном пространстве плавает неисчислимое множество небесных
тел.
Проповедь в опасных условиях
Вопрос: По прогнозам в 1982 году ожидается
множество затмений и неблагоприятных астрологических ситуаций, что указывает
на вероятность стихийных бедствий. Следует ли преданному, занятому служением
Кришне, принимать во внимание подобные обстоятельства? Например, я отправляюсь
с проповеднической миссией в сейсмически опасную зону; нужно ли мне заботиться
о собственной безопасности для того, чтобы продолжать служение Кришне или
в любой ситуации всецело положиться на Его милость?
Шрила Гуру Махарадж: В 1927 году, насколько
я помню, произошло большое солнечное затмение. В то время только начал
действовать Курукшетра Матх, в котором я был президентом. Приехал Прабхупада
Шрила Сарасвати
Тхакур и мы организовали выставку, рассказывающую о встрече Кришны Двараки
с гопи. Тогда я впервые услышал объяснение нашего Гуру Махараджа, почему
во время солнечных и лунных затмений, особенно солнечных, люди сотнями
и тысячами отправляются в святые места и принимают там омовение. Я помню
это объяснение до сих пор. В такие моменты планеты выстраиваются особым
образом, так, что возникает опасность их взаимного притяжения и столкновения,
в результате которого они могут разлететься на осколки и всему наступит
конец. В страхе перед возможным катаклизмом, люди стараются использовать
время с максимальной пользой – отправляются в паломничества к святым местам,
совершают омовение, воспевают Имя Господа, сосредоточив свои помыслы на
спасении души, чтобы последний час застал их в заботе о вечном. Они могут
возносить те или иные молитвы, согласно своим религиозным убеждениям, или
погрузиться в Нама-санкиртану.
Таким образом, перед лицом опасности, грозящей отдельному человеку или людскому сообществу, необходимо приложить все усилия, чтобы посвятить время осознанию своего высшего предназначения, поискам Божественного. Это принесет огромное благо. Некоторые в моменты близкой опасности устремляются в святые места, чтобы принять участие в общественных и благотворительных работах. Это достойно похвалы. Обстоятельства могут меняться, важно лишь то, насколько правильны ваши намерения в каждом конкретном случае.
Однажды, когда я был в Мадрасе, ко мне на улице подошел
человек и стал убеждать в том, насколько полезна благотворительная деятельность
миссии Рамакришны. В его словах слышался явный вызов: "Вы хотите дать людям
осовобождение, но они умирают от голода и болезней. Вы ничего не делаете,
чтобы помочь им, кому же вы будете проповедовать, если они умрут? Необходимы
благотворительные акции, которые спасут их от смерти. Сначала обеспечьте
их едой и лекарствами, а потом уже говорите с ними о Боге. Проблему нужно
решать таким путем. Ведь если они умрут, вам некому будет оказывать духовную
помощь".
Я ответил ему так: "Предположим, в стране голод
и я раздаю еду толпе, теснящейся вокруг меня. Вдруг кто-то срывается с
места и бежит прочь – что, по-вашему, я должен делать? Продолжать раздавать
еду тем, кто стоит рядом или, бросив все, пытаться догнать беглеца, чтобы
накормить его? Какое решение в этом случае будет верным?" – задал я встречный
вопрос.
Да, люди действительно умирают, но возле меня есть
и те, кто пришел за духовной пищей, которую я могу им дать. Зачем же мне
останавливать столь важное дело их духовного окормления, чтобы пускаться
в погоню за убегающим? Оставив тех, кто пришел ко мне, я лишь впустую потрачу
время. Ко мне приходят живые, и их очень много, почему же я должен проявлять
сочувствие исключительно к умирающим? Вокруг меня уже сотни и тысячи людей.
Те, кто действительно нуждаются, уже возле меня. Судите сами, какой путь
верен.
Конечно, если под рукой есть много помощников, которым
можно поручить заботу о пришедших, тогда есть смысл бросаться в погоню
за беглецом, чтобы, догнав, накормить его, в противном случае не стоит
терять время на преследование.
Наша цель – полностью занять себя проповедью.
Проповедь, однако – не единственный возможный род занятий. Одни проповедуют,
другие ведут хозяйство, третьи готовят еду. Для спасения людей необходима
любая работа.
Бедствия и несчастья могут охватывать огромные территории
или быть локально ограниченными, но они происходят всегда и везде. Они
случаются не только с людьми, поэтому и насекомые, и животные – всякая
тварь нуждается в вибрациях Божественного Плана.
Когда Махапрабху шел через лес Джарикханда, благо от Его Нама-санкиртаны получали даже львы, слоны и олени. Нама-санкиртана должна совершаться правильно. Мы всегда должны отдавать эту божественную энергию. Мы должны стараться привлечь ее к себе и передать другим, как посредник, который получает и отдает. Таким образом, в даже в самом интенсивном служении мы займем себя как посредники. Это необходимо понимать прежде всего. "Все, что я получаю с высшего плана, я отдаю окружающим." Нужно настроить свой ум на вибрации высокого порядка.
Начало -- Вторая
Часть...
Окончание...