(из первого номера XXVI тома за июнь 1928 года)

Невозможно понять Тхакура Бхактивинода, рассматривая его отдельно от Шри Чайтаньи и Его выдающихся последователей и спутников. Его не обожествляли как воплощение Бога. Внешне он вел обычную мирскую жизнь домохозяина. В своих трудах он не претендовал на гениальность и не основывал новых учений или практик. Он просто искренне следовал тому пути, по которому шли все преданные прошлого и на который указывают священные писания, чье значение стало явным для всех благодаря учению и практике Шри Чайтаньи и Его спутников. Поэтому его жизненный путь одновременно совершенен и прост. Тхакур Бхактивинод сам описал, как он жил. В своих книгах он пытался донести всем, что согласно Шри Чайтанье подлинный смысл вечной религии, представленной в священных писаниях, можно постичь лишь через непрерывную цепь ученической преемственности. Не было бы такой необходимости в пришествии Шри Чайтаньи, если бы суть писаний не была столь сильно искажена. Не было бы такой необходимости в трудах Бхактивинода Тхакура, если бы не было столько заблуждений и неверной трактовки жизни и учения Шри Чайтаньи и Его спутников. Любому читателю, который не питает вражды к нашим древним писаниям, следует обратить свое пристальное внимание на положение Шри Чайтаньи и Его спутников, а также на положение Тхакура Бхактивинода, как их верного последователя. Тхакур Бхактивинод обращался ко всем мыслящим людям, обладающим ясным разумом и свободным от неоднозначного представления о методе и цели духовной практики. Работы Тхакура Бхактивинода могут глубоко понять лишь те, кто заранее признает верность его основных положений. Здесь не поможет научный критический подход и изучение материала на основе прежних убеждений и предвзятого мнения. Поэтому мы просим тех, кто желает изучать работы Тхакура Бхактивинода в подлиннике, не формировать поспешных заключений относительно этой колоссальной и незнакомой пока еще темы, а начать с терпеливого слушания, свободного от любых предубеждений. На страницах журнала «Harmonist» мы попытаемся представить в новом свете то, о чем говорил нам Тхакур Бхактивинод в своих бесчисленных работах, и сделаем это на основе метода сравнительного анализа и принимая во внимание весь его опыт и положение как чистого преданного Бога.

Доброе сердце Тхакура Бхактивинода сострадало страдающим человеческим существам, и, подобно опытному доктору, он направил все свои силы на поиск истинной причины болезни, которая охватила всех людей этого мира. Установив природу этой болезни и тот метод, с помощью которого можно полностью и навсегда от нее избавиться, он принял исключительный путь помощи другим, проповедуя духовные принципы и практику, которым он сам скрупулезно следовал ради обретения личного опыта Высшей Истины.

В результате беспристрастного изучения работ спутников и последователей Шри Чайтаньи, а также древних священных писаний, согласующихся с этой духовной практикой, Тхакур Бхактивинод обрел непоколебимую уверенность в том, что слова Шри Чайтаньи полностью тождественны голосу Самого Господа, всегда звучавшему в его собственном сердце. Он ясно и недвусмысленно заявил об этом в своих книгах, утверждая, что Шри Чайтанья — это тот Учитель, который постоянно присутствует в сердце каждого и направляет его изнутри. С проникновенной искренностью он обращался ко всем, призывая их безоговорочно принять эту истину, открывшуюся ему на основании его личного опыта и находящую свое подтверждение во всех писаниях, которые он изучал. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, он верил в то, что однажды все станут единодушны с ним в том, что единственный метод достижения подлинной гармонии в этом мире — совместное воспевание святых имен Бога, как учил этому Шри Чайтанья Махапрабху. Его любовь к людям не была ограничена принадлежностью к какой-либо секте, вероисповеданию или стране. Его сострадание распространялось как на всю живую, так и, казалось бы, безжизненную природу. Он был уверен в том, что обязательно наступит день, когда все религии примут величайшую необходимость воспевания святых имен Бога и встанут под знамя Шри Чайтаньи.

Обращаясь к своим соотечественникам, он просил их обрести веру в варнашраму, древнюю общественную систему, и восстановить ее в чистой форме. Он говорил, что варнашрама идеально подходит для практики духовной жизни и является высочайшей из всех систем общественного порядка, известных в мире. Но ее смысл был утрачен, когда она выродилась, превратившись в наследственную кастовую систему, что не должно ослепить нас, скрыв подлинную ценность этого божественного устройства. Лишь варнашрама способна очистить сердца всех людей в целом, и все ее истинные патриоты должны думать о непосредственной и настоятельной необходимости подобного восстановления. Все проблемы этой страны, а также всего человечества в целом могут быть разрешены здесь, на земле Индии, благодаря возвращению былого величия этой древней системы божественного общественного устройства — варнашрамы. Все мы можем почерпнуть глубочайшие знания на эту тему из учения Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников и последователей, доступных нам благодаря обстоятельным работам Тхакура Бхактивинода.

Невозможно переоценить труд и знания Тхакура Бхактивинода. Он настоятельно предостерегает нас от труда и знания, что уводят нас от преданности Богу, и научным образом осуждает их, объясняя, как это может повредить сути подлинной жизни. Он также выступает в защиту тех труда и знания (в какой бы форме это не было представлено), что помогают возродить наши подлинные взаимоотношения с Богом ради последующего служения Ему. Шри Чайтанья Махапрабху — единственный, кто способен просветить нас об отношениях дживы с Богом. Поэтому нам следует жадно внимать тому, что Господь говорит на эту тему. Мы не должны поспешно давать собственных определений киртану Святого Имени Бога, не услышав сначала об этом из уст святых преданных, подлинных авторитетов в этом. Лишь они способны беспристрастно поведать нам о величии киртана Господа Хари, который Шри Чайтанья проповедовал в качестве высшего религиозного метода для века Кали. В действительности, лишь благодаря воспеванию Святого Имени тем методом, которому учил Шри Чайтанья в соответствии со священными писаниями, мы можем возродить истинное знание о наших взаимоотношениях с Богом, без которого невозможно поддерживать осмысленную жизнь в этом мире, поскольку оно напрямую затрагивает высочайшую цель существования самой души — служение Богу.

Противникам сект в любых их проявлениях Тхакур Бхактивинод говорил, что так называемый религиозный либерализм, отрицающий свою связь с какой-либо конкретной религией, — это тоже секта сама по себе. Необходимо следовать и повиноваться преданным Бога. Без присоединения к какому-либо сообществу преданных это просто невозможно. Духовная организация предлагает всем людям постоянную возможность духовной практики и выступает как альтернатива общению с теми, кто не преследует подобной цели. Без общества преданных духовная жизнь становится невозможной. Те же, кто выступает против этого, хотя на первый взгляд выглядят либеральными и признающими все религии, однако, по сути, идут на поводу у беспорядочных, разрушительных и эгоистичных чувств. Если бы мы могли объединить свои искренние усилия для того, чтобы очистить наше общество и согласовать его с подлинными духовными принципами, вместо того чтобы выступать против этого принципа святого общения, без которого жизнь в этом мире станет просто невозможной, то смогли бы обрести высочайшее благо. Следует осознать, что сампрадая, или духовное сообщество, — это то, что нужно оберегать и поддерживать, а не разрушать.

Чистота этого сообщества будет обеспечена пониманием всеми его членами важного духовного принципа: «Нельзя выступать учителем религии без прохождения предварительного духовного обучения под руководством истинного святого, опытного в служении Богу». Никто не должен проповедовать религиозные истины, если он не осознал их на собственной практике. Те же, кто подражает примеру великих преданных Бога, поспешно пытаясь начать уединенную практику преданности, гораздо менее полезны для общества, чем те, кто проповедует духовные истины, которые они услышали от садху и реализовали в своей духовной жизни.

Тхакур Бхактивинод обратил наше пристальное внимание на те тексты священных писаний, в которых осуждается торгашество под именем религии. Ни при каких обстоятельствах человек не должен пытаться заработать себе на жизнь, торгуя божественным посланием Господа. В писаниях можно найти более ста рекомендованных способов заработка для поддержания своей семьи, которые следует использовать таким людям. Но делать проповедь источником своего дохода — оскорбление против Самого Господа, осуждаемое в священных писаниях. Большинство величайших пороков всех современных религий можно проследить по этому источнику. Оплачиваемые чтецы «Бхагаватам» должны найти себе другой способ заработка. Недопустимое использование религиозных средств на мирские цели, включающие поддержание семьи проповедника, решительно осуждается нашими священными писаниями и должно быть запрещено законом, если это будет необходимо, в качестве первого шага в направлении восстановления подлинной религии в этой стране и во всем мире. Те влиятельные и заинтересованные люди, которые в прошлом были замешаны в религиозной коррупции, в настоящее время — ярые официальные противники каких-либо коренных изменений. Это же наблюдение применимо к оплачиваемым гуру и продавцам мантр. Подобные действия противоречат священным писаниям и не только не приносят блага таким религиозным торгашам и продавцам мантр, но и являются прямым оскорблением божественного мира, и поэтому крайне пагубны для этих гуру и их учеников.

Также есть и другие важные моменты, на которые нам следует обратить внимание, если мы хотим сохранить чистоту поклонения Богу в религиозных общинах. Те, кто занимает положение духовного наставника, не должны нарушать подлинные религиозные принципы или выдавать за истину собственные выдумки и необоснованные предположения. Никто не может выступать как религиозный проповедник, если он не свободен от честолюбия и стремления к всеобщему признанию.

Тхакур Бхактивинод предупреждал о той крайней осмотрительности, с которой следует выбирать духовного учителя. Учитель должен быть способен во всех отношениях наставить своего ученика в истинных религиозных принципах. Следует безоговорочно слушаться своего инициирующего духовного учителя и ни в коем случае не отвергать его, кроме следующих двух причин: 1) если во время выбора духовного учителя ученик по ошибке принял своим гуру того, кто невежественен в религиозных принципах и не является вайшнавом (то есть подлинным преданным Абсолюта), то такого гуру следует отвергнуть по причине того, что он просто не способен даровать духовную помощь и поддержку; 2) если духовный учитель действовал как вайшнав и глубоко понимал принципы религии на момент посвящения своего ученика, но затем стал последователем имперсональной доктрины майявади или же врагом вайшнавов, то такого гуру также следует отвергнуть.

Тхакур Бхактивинод делал особое ударение на уклонении от общения с порочными людьми. Эти безбожные люди делятся на два класса: 1) те, кто чрезмерно привязан к женщинам; 2) те, кто лишен преданности Кришне. Если такое дурное общение не будет оставлено, то духовный прогресс становится невозможен, даже несмотря на то, что выполняются все другие духовные практики, рекомендованные в священных писаниях.

Центральной темой учения Тхакура Бхактивинода, в строгом соответствии с наставлениями Шри Чайтаньи, является абсолютная необходимость поклонения Богу методом воспевания Его святых имен. Особый вклад Тхакура Бхактивинода в развитие этой важной темы состоит в подробном объяснении тех оскорблений, которые следует тщательно избегать для того, чтобы воспевание Святого Имени стало подлинным. Нынешний упадок всего сообщества вайшнавов он объяснял тем, что эта основополагающая тема учения Шри Чайтаньи Махапрабху воспринимается искаженно и неправильно. Воспевание Святого Имени Бога вместе с оскорблениями приводит к гибели. Все это было скрупулезно описано им простым и понятным языком в его книге «Шри Харинама-чинтамани», которая особо выделяется среди всех других книг и достойна, чтобы ее перевели на все языки этого мира.

Тхакур Бхактивинод был непримиримо против оскорбительной практики публичного пения сокровенных любовных гимнов преданности нечестивыми людьми, и, основываясь на авторитете писаний, порицал также и тех, кто ревностно пытается слушать подобные песни.

Тхакур Бхактивинод считал крайне важным, чтобы божественное общественное устройство, варнашрама, была восстановлена в этой стране и повсюду в мире для блага всех людей. При этом он особо выделял положение вайшнава, которое всегда выше варн и ашрамов, которые в свою очередь целиком отличны от кастовой системы, поскольку первое служит исключительно духовным целям, а второе — лишь продукт исторического и плотского разграничения человеческого общества на основе происхождения.

Тхакур Бхактивинод проводил различие между истинным смирением и его жалкой имитацией, зачастую выдаваемой под его именем. Смирение вайшнава состоит в исполнении заповедей его религии без каких-либо беспокойств по поводу мирских затруднений или непочтительного к нему отношения. Он всегда готов выказать мирское почтение каждому, не желая при этом уважения в собственный адрес. Однако он никогда не станет полагаться на религиозные суждения каких-либо мирских людей. И при этом он настолько же мягок, насколько тверд; однако это смогут увидеть лишь те, кто сам обладает чистосердечной преданностью Кришне. Он ходит от двери к двери, проповедуя божественное послание Господа, несмотря на все кажущиеся личные препятствия и невзгоды, с сердцем, исполненным безграничной доброты к страдающему человечеству, при этом не дискриминируя людей по их касте, вероисповеданию и цвету кожи. Для своих последователей Тхакур Бхактивинод стал идеалом истинного благожелателя всех людей, чья помощь не несет за собой отрицательных последствий.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования