Смиренные подношения искренней сердечной преданности святым лотосоподобным стопам милостивого Духовного Учителя
(из десятого номера XXV тома за март 1928 года)

О мой Учитель,

не смотря на все это, Всевышний даже на мгновение не оставляет дживу, которая сама навлекает на себя заслуженные наказания, приходящие за те действия, что враждебны служению Абсолюту. Эти страдания сами по себе — доказательство безграничной милости Бога и предназначены для того, чтобы исправить падшую дживу и помочь ей понять свою истинную природу через негативный опыт последствий собственного эгоизма и явного нежелания признать верховное положение Всевышнего в собственном мировосприятии. Благодаря таким страданиям джива обретает великое благо, поскольку это заставляет ее помнить о своей крайней беспомощности и незначительности по сравнению с Абсолютом.

О мой Учитель,

Бог не столь жесток, как желание прекратить наши страдания, которое лишает нас свободы и превращает в избалованных приспешников и рабов деспотизма.

О мой Учитель,

Господь безгранично милостив. Он не абстракция. Также Он не может выступать как объект наших эгоистичных наслаждений. Оба этих представления целиком и полностью ошибочны, поскольку основываются на попытке ограничить бытие безграничного Господа. В действительности, нет такого метода, который бы позволил падшей дживе, обладающей сумбурным и неверным восприятием, достичь подлинной и абсолютной Истины. Все падшие дживы неизбежно своего рода идолопоклонники, преклоняющиеся перед материалистичными, ничтожными и постоянно изменчивыми творениями своих заблудших умов. Поэтому всем нам следует в какой-то момент навсегда отбросить все эти бессмысленные умствования, благодаря которым мы считаем Бога чем-то абстрактным или всего лишь инструментом, предназначенным для достижения чувственных удовольствий. Если мы примем один из этих двух материалистичных воззрений, то никогда не обретем понимание Его безграничной милости.

О мой Учитель,

Всевышний — это Личность, обладающая Своим индивидуальным обликом, и, в то же самое время, Он всегда пребывает в нас как всепронизывающая Высшая Душа. Однако Он всегда остается безграничным, поэтому Его подлинный лик недоступен нашему ограниченному взору. Наше обусловленное падшее состояние и этот бренный мир в сравнении с Богом и Его царством подобны тьме в сравнении с светом. Все наше знание, которое мы приобрели в падшем состоянии, — это лишь невежество, мешающее нам постичь высшую Истину.

О мой Учитель,

Господь не желает прекратить те страдания, которые мы сами навлекаем на себя. Также Он не желает ущемлять нашу свободу. Он хочет, чтобы сама эта ограниченная вселенная, наша тюрьма, помогла нам возродить наше утраченное и забытое состояние чистого духовного бытия. Однако Он не удовлетворен только негативной помощью. Его помощь также приходит к нам в форме священных писаний и тех, кто способен их разъяснить, — Его преданных, которые проповедуют нам, выступая в качестве живых писаний.

О мой Учитель,

писания разделяются на две взаимоисключающие категории — на духовные и мирские, соответственно относящиеся к трансцендентному и материальному мирам. Согласно такому разделению писаний мы получаем свободу выбора между истинным и ложным. Поэтому писания кажутся полными противоречий для тех, кто не может понять это существенное различие между духовным и мирским.

О мой Учитель,

однако высшие писания, священные писания, пришли от Бога через Шри Брахму (первую дживу этого мира, получившую их) и Шри Нараду к Шри Вьясадеве, который отделил духовные писания от мирских, с которыми те были смешаны.

О мой Учитель,

Шри Вьясадева учит нас тому, что для подлинного понимания священных писаний необходимо встать на путь шраута, основанный на смиренном принятии духовного знания от Гуру. Воспринять божественное послание мы можем, лишь смиренно предавшись Ачарье, находящемуся в авторитетной цепи ученической преемственности. Невозможно одновременно служить и Богу и мамоне.

О мой Учитель,

первым нашим шагом на пути духовного ученичества должна стать твердая вера в слова Шри Вьясадевы. Слепая вера не принесет нам никакой пользы. Мы понимаем все альтернативные методы и их логическое обоснование. Есть два основных пути: (1) путь самопредания и (2) эмпирический путь, или метод постижения при помощи нашего ограниченного разума, попытка понять непознанное на основе познаваемого, понять недоступное восприятию через мирские чувства, понять духовное и безграничное при помощи ограниченных инструментов. Шри Вьясадева рекомендует нам принять первый из этих двух путей.

О мой Учитель,

в действительности, Ачарья — это Сам Господь, приходящий к заблудшим дживам, чтобы научить их Высшей Истине1. Учить Истине может лишь Сам Всевышний. Наставляя нас в знании Истины, Бог выступает в двух обликах: как Шри Кришна, Сам изначальный Всевышний, высший объект нашего поклонения, и как Шри Баладева, олицетворение служения Богу. Сам Шри Кришна учит нас божественному посланию как Всевышний, Которому мы должны служить.

Шри Прабху Баладева — Учитель божественного послания, выступает как олицетворение самого служения Богу. Шри Ананта (проявление Шри Прабху Баладевы) вечно прославляет Господа. То божественное послание, что пришло к нам, падшим и порабощенным материей дживам, через Шри Брахму, Шри Нараду и особенно через Шри Вьясадеву, — это всего лишь небольшое ответвление того могущественного потока, что исходит из тысячи уст Шри Анантадева. Шри Прабху Нитьянанда равен во всем Шри Баладеве. Ачарья — проявление Шри Прабху Нитьянанды; Шри Баладевы, являющегося олицетворением созидательной энергии Шри Кришны, Всевышнего, Поддержателя всего сущего.

О мой Учитель,

ты — Ачарья в ученической преемственности школы шраута. Ты — проявление Шри Прабху Нитьянанды (Самого Шри Баладевы), исполняющего все повеления Шри Гаурасундара.

О мой Учитель,

заблуждаются те, кто полагает, что Ачарье уже нет необходимости строго следовать тем заповедям, что изложены в священных писаниях для блага всех джив, и что он может по своему желанию преступать их. Это заблуждение происходит оттого, что у порабощенных материей джив, какими мы несомненно являемся, совершенно нет никакого понимания природы того свободного и непосредственного любовного служения Господу, которое является вечной деятельностью Ачарьи. Такое ничем не мотивируемое служение Шри Кришне — совершенное исполнение высшего закона. Ачарья следует как букве, так и духу этого закона и никогда его не преступит.

О мой Учитель,

несомненно, также существуют и лже-ачарьи, которые под предлогом ничем не мотивированного служения Господу нарушают заповеди священных писаний.

О мой Учитель,

вся твоя жизнь посвящена строгому осуществлению наставлений священных писаний. Сами священные писания — лучшее доказательство твоего положения как подлинного Ачарьи школы шраута.

О мой Учитель,

поэтому, поклоняясь тебе, мы поклоняемся Шри Вьясадеве, который проявил в этом мире священые писания, отделив их от мирских писаний.

О мой Учитель,

Сам Махапрабху признавал, что поклонение Ачарье во всем идентично поклонению Шри Вьясадеве. Однако ты даже выше, чем Шри Вьясадева.

О мой Учитель,

мы видим в тебе Шри Гурудева из знаменитого восьмистишия Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакура, посвященного Гуру, который, в точности как Шри Прабху Нитьянанда, занимает в непосредственном служении Господу2.

О мой Учитель,

однако все это, хотя и является неопровержимым доказательством, лишь внешне описывает твою трансцендентную природу для того, чтобы убедить порабощенные материей дживы. Этот косвенный метод необходим, поскольку у обусловленной дживы нет никакой возможности увидеть тебя таким, каков ты в действительности. Лишь те, кто благодаря милости Кришны предаются твоим святым стопам, обретают способность немного узнать о твоей подлинной природе. Но даже этой крупицы подлинного знания о тебе вполне достаточно, чтобы очистить от всех сомнений. К таким преданным приходит понимание, что ты — проявление Самого Господа, в точности как об этом поведано в священных писаниях; что, служа тебе, они служат непосредственно Господу; что, предаваясь тебе, они предаются Богу. Так они осознают, что подобное служение — их вечная деятельность, заключенная в их духовной природе. Все это открывается им, тем самым очищая их умы от всех сомнений относительно Абсолютной Истины.

О мой Учитель,

да будем мы вечно поклоняться твоим святым лотосоподобным стопам и проповедовать непрестанную и абсолютную необходимость такого поклонения для всех джив, как порабощенных материей, так и свободных! Ведь это единственный метод, благодаря которому падшая джива может освободиться от оков майи и осознать свою духовную и вечную природу — служение Господу. Поклонение твоим святым стопам так же крайне необходимо и для освобожденных джив, поскольку, пренебрегая им, они непременно будут снова низвергнуты в оковы майи.

О мой любящий Духовный Учитель,

поскольку ты — самый близкий спутник Самого Господа, ты являешься воплощением служения Богу. Ты — Шри Прабху Нитьянанда, Шри Баладева и Сам Шри Кришна, принявшие облик Своего слуги. Господь служит Самому Себе, чтобы научить божественному служению. У нас нет силы, благодаря которой мы могли бы напрямую служить Богу. У нас может быть лишь расположенность к этому. Как только в нас появляется склонность служить Господу, Он дарует нам это служение, наставляя нас в преданности твоим святым стопам. Так мы обретаем силу служить Господу и это служение приходит через тебя, поскольку лишь ты можешь служить Господу непосредственно. Лишь ты один поддерживаешь нас — не важно, сознаем мы это или нет. Неведение об этих взаимоотношениях — причина нашего рабства. Если мы хотим служить Господу без твоей помощи, то такая высокомерная глупость лишь доказывает наше невежество относительно истинной природы Абсолюта.

О мой Учитель,

мы знаем, что ты пришел в этот мир, чтобы исполнить волю Шри Гаурасундара, Который никто иной, как Сам Шри Кришна. Желанием Шри Гаурасундара было восстановить божественную варнашрама-дхарму, в отличие от материалистичной кастовой системы, и тем самым принести гармонию всему миру. Весь этот мир томится и с нетерпением ожидает прихода Спасителя.

О мой Учитель,

эта духовная варнашрама-дхарма не имеет никакого отношения к какой-либо системе этого мира, как общественной, так и политической. Санатана-варнашрама-дхарма — божественный институт, установленный Самим Шри Кришной для высшего блага всех порабощенных материей джив. Это основная мысль всех писаний. Шри Санатана Госвами под руководством Самого Махапрабху воплотил это знание в своем великом произведении, ставшем руководством для духовной общины вайшнавов. Изучению трудов Шри Санатаны Госвами Прабху и Шри Рупы Госвами Прабху очень долгое время не уделялось никакого внимания, и так называемые последователи Шримана Махапрабху создали незавидную репутацию всему учению тем, что проявляли крайнюю степень неуважения всем заповедям священных писаний.

О мой Учитель,

именно Тхакур Бхактивинод, вошедший в вечную лилу, был тем, кто первым начал движение по очищению санатана-дхармы и согласовал ее с учением Махапрабху Шри Чайтаньядева. Он был первым в нашу эпоху, кто обратил всеобщее внимание на саму причину деградации вайшнавского сообщества, члены которого открыто провозлашали себя последователями Шри Гаурасундара. Тхакур Бхактивинод посвятил всю жизнь публикации огромного числа выдающихся работ3, в которых представлена практика и учение санатана-дхармы, а также обнаружил много утерянных трудов спутников Махапрабху Шри Чайтаньи и их верных последователей. Тхакур Бхактивинод сделал удивительное предсказание, гласящее, что божественная варнашрама-дхарма будет восстановлена в ближайшем будущем благодаря великой личности, наделенной могуществом от Самого Господа.

О мой Учитель,

это предсказание исполняется прямо на наших глазах благодаря тебе и твоим спутникам, действующим под твоим руководством. В этом обращении невозможно более подробно осветить данную тему. Однако у нас не остается сомнений в том, что это социальное устройство вскоре будет признано божественным и поможет полностью разрешить все мировые проблемы. Это произойдет благодаря тем беспристрастным личностям, которые с терпением будут внимать ему и подготовят себя к принятию этой богооткровенной Истины, не принимая во внимание любые соображения относительно касты, вероисповедания или цвета кожи, а также такие материалистичные представления, как пригодность или выгода.

О мой Учитель,

восстановление божественной варнашрама-дхармы, которое обязательно произойдет в ближайшем будущем и уже сейчас стремительно набирает ход, снова сделает духовное общество реальностью этого мира. Подлинная гармония существует только на духовном плане. Поэтому я смиренно подношу всего себя твоим святым стопам, чтобы, следуя по этому пути, удовлетворить тебя, помогая тебе исполнять желания Шри Гаурасундара.


Твой вечный и смиренный слуга,
Нараяндас Адхикари
10 февраля 1928 года
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


1 Господь Кришна сказал: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — «Знай, что Ачарья — это Мое второе «Я», неотделимое от Меня. Выказывать неуважение к нему неприемлемо. Нельзя пытаться оценивать трансцендентное поведение Ачарьи или выискивать в нем недостатки, основываясь на ограниченном мирском знании. Ачарья — это воплощение всего что ни есть Божественного» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).


2 Имеется в виду «Шри Шри Гурваштака».


3 См. перечень основных этих работ в статье, посвященной Шриле Бхактивиноду Тхакуру, по следующей ссылке: Тхакур Бхактивинод (часть 2)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования