Собеседник: Скажите, каково отношение Гаудия-Ваишнавизма к другим религиям, и как вообще можно объяснить существование такого количества религий?

Дева дас: Религия — это не просто гармоничное соединение догматов и системы обрядов. Каждая религия — эго определенный уровень развития сознания. В некоторых религиях дается описание лишь самых элементарных основ духовности, в других можно почерпнуть глубочайшее практическое понимание самых сокровенных аспектов духовной жизни. Иными словами, сознание искренне ищущего человека эволюционирует от примитивных начал мирского благочестия, до надмирной святой жизни. Вначале, человек может ощущать восторг от ежемесячного посещения храма, но когда-нибудь его ищущая натура приведет его к пониманию того, как в духовном учителе полностью проявляется Бог, но при этом духовный учитель не становится Богом. Но в то же время, такая система постепенной эволюции не является чем-то непреложным. Я имею в виду то, что, если человек на данный момент атеист, но искренне желает достичь духовного совершенства, то ему вовсе не обязательно перепробовать все типы религий, чтобы начать практиковать совершенное учение. Если человек обладает достаточным духовным богатством (сукрити), то он сможет сразу обратиться к абсолютной религии.

Итак, Ваишнавы воспринимают различные религиозные системы как уровни развития духовного сознания человека. Враждебность к другим вероисповеданиям столь же глупа, как ненависть к определенному временному периоду развития ребенка, когда он еще не научился уверенно ходить. Собеседник: Но не станете же вы отрицать существования лже-религий? Дева дас: Конечно же, они существуют. Но это опять-таки вопрос уровня развития наших духовных устремлений. Все зависит от вашей искренности и милости Всевышнего. Если вы не до конца откровенны и чисты в ваших мотивациях поклонения Богу, то материальная энергия не позволит вам правильно воспринять Божественное откровение сияющее в вашем сердце. В этом случае вы попадаете под воздействие

Цвигун и подобным ей «богам». Но в случае совершенно искреннего подхода к вопросу о выборе веры, по милости всезнающего Господа, вы встретитесь с чем-то подлинно духовным. Не обязательно совершенным, но все-таки с истинным, что вскоре непременно приведет вас к высшему совершенству. Поиск духовности — дело нешуточное. Здесь необходима предельная честность с собой и искренняя мольба к Богу, и в этом случае нас ждет успех, но иначе на нас обрушатся большие проблемы.

Собеседник: Так значит члены сект это вовсе не жертвы психотропного кодирования?

Дева дас: Как правило нет. Когда человек ищет «духовный» путь, соответствующий его мирским запросам и фантазиям, он оказывается в секте. То есть он платит будущим своей души за временное пребывание в мире своих фантазий, который создает для него секта. Шрила Шридхара Махарадж говорил, что духовная жизнь является чем-то совершенно новым для нас, так как весь наш опыт исключительно материален, а значит он полностью непригоден для понимания аспектов духовной науки. Искренний человек будет стремиться к тому, что является Истиной с точки зрения Бога, а не к тому, что является истиной рожденной его собственным воображением.

Мы должны действительно отдавать себе отчет в том, что «промысел Божий» — это реальная сила, могущая каждого из нас привести к Истине. Если мы и в самом деле искренни, то Господь непременно приведет нас к истинной вере, мы никогда не окажемся во власти шарлатанов. Бойтесь не обманщиков, а себя, своей привычки игнорировать совесть.

Собеседник: Итак, существуют лже-религии, затем, в целом правильные, но несовершенные религии, и наконец совершенные религии. И то, в какой из них вы находитесь, зависит от вашей искренности и милости Бога. Я правильно понял?

Дева дас: Да. Есть религии ведущие в ад из-за оскорблений Господа и выдуманной практики. Есть так же учения приводящие человека к началам Богопочитания, но не дающие глубокого понимания о личности Бога, о душе и о той связи, которая существует между Господом и живым существом. Но также существуют учения, содержащие абсолютное понимание богоцентричной концепции, причем понимание живое, неподвластное влиянию времени.

Собеседник: Вы считаете себя единственным обществом обладающим абсолютным пониманием духовных истин?

Дева дас: Вероучение претендующее на совершенность должно содержать три полностью раскрытых аспекта духовной жизни: самбандха, абхидхея и прайоджана. Самбандха объясняет конституциональное положение души, Бога, и суть их отношений. Абхид-хея — это практика, позволяющая достичь совершенства, а прайоджаной именуется высший идеал духовного совершенства. К примеру протестантизм имеет лишь обрывочную самбандху. В православии уже есть некоторые основы абхидхеи, но начисто отсутствуют какие-либо представления о прайоджане. Ваишнавизм же дарует человеку глубокое понимание всех трех аспектов.

Ваишнавизм включает в себя несколько учений, которые сформированы в четыре сампрадаи (философские школы): школа Рамануджи, Мадхвачарьи, Нимбаркачарьи и Шри Вишнусвами, Наша школа восходит к Шри Мадхве, но мы несомненно признаем истинность знаний, содержащихся в трех других сампрадаях, ибо они достаточно глубоко представляют самбандху, абхидхею и прайоджану, а, кроме того, их гуру-парампары непрерывны. Так что Гаудия-Ваишнавизм очень далек от сектантских идей, провозглашающих строгую монополию на Истину.

Собеседник: То есть Ваишнавизм в вопросе о ценности других конфессий занимает промежуточное положение между крайне нетерпимыми ортодоксами и воспринимающими «синтезными» религиями?

Дева дас: Просто Ваишнавизм имеет практический, несектантский взгляд на вещи.

Собеседник: Несомненно, что Ваишнавизм прекрасное вероучение, но русские люди испокон веков отождествляют себя с православной верой. Не чуждо ли Кришна-сознание русскому человеку?

Дева дас: Да, к сожалению, в нашем обществе такое абсурдное суждение действительно имеет место. Однажды, я остановился у лотка с православной литературой, за которым стояла дородная монахиня с оценивающим взглядом. К тому же лотку подошел высокий рыжеволосый парень. «Вы протестант? У вас лицо какое-то немецкое», недолго думая, выпалила монахиня. «Нет, я русский», — оторопело пробормотал пришедший. «Значит, православный», — удовлетворенно заключила монахиня и всучила ему какую-то книгу.

Это все религиозные предрассудки, возникающие вследствие ошибочного отождествления национальной культуры и духовной практики. Вера — это культура души, а этнические особенности относятся к телу. Так как душа не имеет национальных отличий, мы не должны изобретать мифическую взаимозависимость между национальностью и вероисповеданием. Но даже при рассмотрении наших национально-культурных исторических корней, мы обнаружим, что русичи испокон веков были язычниками, и Христианству Русь тогда противилась куда сильнее чем сейчас Ваишнавизму. Так что национальность и религия понятия совершенно различные.

Собеседник: Да, но вы же не можете не считаться с тем, что православие уже тысячу лет занимает положение фактически государственной религии?

Дева дас: Что значит «считаться»? Если вы имеете ввиду, что Ваишнавизм должен пойти на какие-то уступки общественному мнению, и признать православие чем-то первостепенным, то тогда можно сказать, что Ваишнавы не считаются с продолжительностью православной проповеди на территории России и Украины. Вера Ваишнавов — это нечто надмирное, не принимающее в расчет какие-то параметры времени и пространства. Единственный фактор, действительно учитываемый Ваишнавизмом, — склонность души к подлинно духовному. Если такой фактор отсутствует, то человек, несомненно, примет какую-то национальную культуру за настоящую духовность, и в этом случае Ваишнавизм будет отвергнут. С этим Ваишнавизм считается. Конечно, обусловленная душа всегда отождествляет себя с телом. Чувствуя это, некоторые нечестные проповедники откровенно льстят таким несчастным душам, провозглашая их «народом-богоносцем», или чем-то в этом роде. Подобные речи слышать очень лестно. Они пробуждают в сердце слушателя «благородную» гордость за свой народ, и в конце концов, вынуждают его признать себя последователем той религии, к которой призывал проповедник-льстец. Но можно ли считать такую веру человека действительно духовной?

Собеседник: Мне еще непонятна вот какая вещь: вы говорите, что Бог всеблагой, но тогда почему мир потрясают войны, эпидемии, стихийные бедствия?

Дева дас: Строго говоря, я не совсем понимаю, что делает слово «Бог» в контексте данного вопроса. Если вы плотно поели, а затем пошли в уборную, стоит ли обвинять в этом Господа, поминая Его всеблагую природу? Всевышний не творит зло, точно так же, как не творит его и материальный мир. Зло появляется тогда, когда мы неверно расцениваем свое положение в этом мире. Конституционально, душа является вечной служанкой Бога, а материальная энергия — Его собственностью. Но некоторые души, ослепленные множеством неконтролируемых желаний, начинают видеть себя в роли хозяина других душ и материальной природы. Это иллюзорное настроение, настроение эксплуатации. Кто может считать себя хозяином, не имея при этом никакой собственности, как нс душевнобольной человек? Когда подобное настроение принимает массовый характер, происходят различные катаклизмы. Вы хотите эксплуатировать меня, а я вас. Но подобный вопрос решается только физическим или психологическим насилием. Вот вам и войны. Мы жестоко эксплуатируем материальную природу, но так как она является служанкой Бога, она пытается всячески воспрепятствовать нашему вторжению в ее дела. Вот вам и стихийные бедствия. Что же касается эпидемий, то это обычное разгильдяйское отношение к окружающему псевдо-хозяев. Когда человек одержим жаждой эксплуатации, его не волнует благосостояние окружающих. «Все должно принадлежать мне!» — таков его безумный жизненный лозунг. Когда большинство сознательных индивидуумов общества больны, можно заключить, что общество больно, но сможет ли такое общество счастливо прогрессировать?

Собеседник: Это правда, в подобных условиях прогресс невозможен. Но большинству людей очень сложно служить Богу из-за требуемого отречения, и поэтому они не могут принять этот процесс.

Дева дас: Единственное отчего мы отрекаемся, так это от эксплуатационного настроения. Да и то, вряд ли это можно назвать отречением в широком смысле этого слова. Ваишнавы просто осознают, что они являются слугами Бога и Его подлинных представителей, и жажда эксплуатации теряет всякую надобность. Все просто и естественно. Ваишнавизм отвергает извращенное насилие псевдо-христиан над собственным телом, когда оно изводится многодневными постами и намеренным причинением боли. Максимальным эффектом подобных упражнений будет лишь временное затишье буйных чувств, после чего они воспрянут с новой силой и наверняка одолеют подвижника. Преданные не увлекаются подобным ребячеством. С точки зрения Ваишнавизма, отречение во-первых, должно быть внутренним, а во-вторых, естественным, то есть спонтанно проявляющимся в сердце. В случае искусственного насаждения отрешенности, это все будет лишь быстро распадающейся имитацией.

Отрешенность — это плод духовной практики. Плод должен созреть, его нельзя просто взять и сделать. Аналогично этому, сила подлинного отречения приходит сама собой в ходе серьезной духовной практики, а не придумывается человеком как то, с чего можно начать завтрашний день. Иначе говоря, отречение преданного — это не попытки держать тиранской рукой свои чувства; скорее, это естественная потеря низшего вкуса после обретения высшего.

Собеседник: Объясните подробнее, если можно.

Дева дас: Допустим, вы — сладкоежка. Сначала, вы попробовали чуть подслащенную воду, а затем в ваши уста потек сладчайший нектар. Совершенно очевидно, что после этого вы без всяких титанических усилий сможете отказаться от какого-то еле сладкого напитка. Когда человеку известно только лишь низкопробное наслаждение эксплуатации материального мира, коим образом он сможет отречься от подобного наслаждения? Однако когда к человеку нисходит высшее духовное наслаждение, он теряет всякий интерес к низшим вещам этого мира. Поэтому Ваишнавы просто искренне занимаются севой (преданным служением), вследствие чего и обретают все совершенства духовной жизни, в том числе и высшую степень отрешенности.

Собеседник: Я слышал, что в Ведах говорится о том, что душа может получить новое рождение в теле животного или растения. Это правда?

Дева дас: Это очевидная правда. В Бхагавад-гите сказано:

шарирам йад авапноти
йач чапй уткраматишварах
грихитвайтани самйати
вайур гандхан ивашайат

«Живое существо (душа) в материальном мире переносит из одного тела в другое свои представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое». Грубое физическое тело является неким следствием нашего тонкого тела, а иными словами, наш внешний облик полностью зависит от уровня нашего сознания. Если человек сильно пьет, и общается с такими же алкоголиками, уровень его сознания катастрофически быстро падает. Иногда мы видим, что у подобных людей сознание не лучше, чем у животного или даже растения. Что такому сознанию делать в теле человека? Оно получает какое-нибудь соответствующее тело, скажем, тело поросенка. Это не кара Бога, эго естественная закономерность материальной природы. Развивая в этом воплощении определенный тип сознания, в следующем рождении вы обретаете соответствующий тип тела. Как же может быть иначе?

Собеседник: Но христианские догмы гласят, что у животных нет души, а следовательно перевоплощение в тела животных невозможно.

Дева дас: Нас не интересуют какие-либо догмы, нас интересует живое видение. Однако если и обращаться к книжному знанию, то следует хорошенько изучить Библию, в которой, между прочим, сказано: «И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти (в том числе животных), в которой есть дух жизни». (Быт.7:15), и «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю травную зелень в пищу». (Быт. 1:30). Так на чем же основаны эти христианские догмы? Это даже не догмы, это обычные, доморощенные теории, которые не заслуживают внимания разумных людей.

Собеседник: Да, пожалуй, вы правы. Интересно, какова же причина таких сильнейших расхождений между Писаниями и проповедью последователей этих Писаний?

Дева дас: Причина кроется в отсутствии непрерывной гуру-парампары (цепи ученической преемствен-ности). Понимание Вед всегда передавалось от учителя к ученику, если же учитель начинал учить апа-сиддханте (ложному пониманию), то он немедленно отвергался всеми духовными авторитетами. Вы можете услышать от современных христиан, что у них так же есть своя ученическая последовательность, но их невообразимо искажающее Библию учение — неоспоримое доказательство обратного. Вопрос о реинкарнации, лишь один из многих примеров их ложного понимания Писаний. Мы сейчас готовим брошюру, в которой будут достаточно подробно рассмотрены основные расхождения современного христианского учения с учением самого Христа.

Кроме того, как мы уже говорили в начале беседы, причина существования лже-учений кроется так же в нечестности их последователей. Если человек искренне взывает к Богу о помощи, Господь несомненно пошлет к такому человеку подлинного духовного учителя, и все станет на свои места. Таков реальный опыт Гаудия-Ваишнавов.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования