Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Лекция, прочитанная
перед студентами колледжа
на Маврикии в 1993 году.

Досточтимые учителя, уважаемые вайшнавы и мои дорогие ученики, я очень рад тому, что вы дали мне возможность рассказать о сознании Кришны. Для меня это большая удача. Я очень признателен дирекции этого колледжа, которая столь великодушно согласилась устроить нашу сегодняшнюю встречу.

Каждый, кто посетит Маврикий, сразу увидит, что это благословенный край. Так было и со мной. Деревья, гнущиеся под тяжестью фруктов, плодороднейшая почва и множество благочестивых людей – я был просто поражен, когда увидел этот райский уголок – вашу страну. С деревьев падали созревшие манго, обильно плодоносили папаи и другие деревья, но никто в этой земле изобилия не обращал ни малейшего внимания на это. Эти картины тотчас вызвали воспоминания о Шри Вриндаван-дхаме. Там тоже повсюду на деревьях много спелых плодов, и все живущие там души исполнены духа преданности. Там все навечно отдали себя божественному служению, служению Всевышнему Господу. Так описывается в «Шри Брахма-самхите» Голока Вриндавана, святая земля Кришны. Эту священную книгу принес Шриман Махапрабху из стран¬ствий по Южной Индии. Сведущие в вопросах религии люди считают, что этот священный труд безупречно передает суть учения Махапрабху.

ишварах парамах кришнах
сат-чит-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
(«Шри Брахма-самхита», 5.1)

«Верховная Личность Бога, живое воплощение истинного бытия, сознания и блаженства – это Говинда, Кришна. Он – не имеющий начала Источник всего сущего, Причина всех причин».

Иными словами, все мы по своей истинной природе происходим от сат-чит-ананда-виграхи, Кришны.

Веды учат, что Кришна – это Верховная Личность Бога. У других богов тоже есть свои обители, они тоже сильны и могущественны, но источник их силы – Безграничный Господь, Верховная Личность Бога, Кришна. Если от безграничной силы отнять безграничную силу, останется все та же безграничная сила, все равно как если от ноля отнять ноль, останется ноль.

ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате
(«Шри Ишопанишад», введение)

Если мы изучим главные писания Вед, то у нас не останется сомнений в том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Сейчас повсюду в мире люди повторяют Харе Кришна маха-мантру, и такая медитация дает им возможность многое понять. Во всех священных книгах: в Веданте, Упанишадах, в восемнадцати Пуранах и других, воздается хвала Верховной Личности Бога, Кришне. И все же нередко возникает вопрос: «Что представляет собой сознание Кришны и почему нужно по¬клоняться Кришне?»

Любовь, красота и блаженство

Мы испытываем глубокую потребность в любви, счастье и внутренней радости. Сердце наше не находит удовлетворения в материальной жизни. Но мы можем исцелиться, если будем поклоняться Кришне. Душа – вечное сознающее существо, и ей свойственно желать, чувствовать, мыслить. Не джада, материя, а душа – истинный источник жизни. Внутри материального тела находятся живые души. В каждом дереве живет душа, что было доказано учеными, такими как Джагадиш Боуз. Но это отнюдь не новость. В священных книгах древности, Ведах, изложено знание о духовной природе всего сущего. Там сказано, что основой существования любого организма является живая душа, и изучив Веды, мы сами это обнаружим.

Каждый, кто обладает сознанием, совершает какую-либо осмысленную деятельность. Наши дела могут быть хорошими или дурными, и плоды они приносят соответствующие. Вы, конечно, знакомы с третьим законом Ньютона, который гласит, что каждому действию соответствует равное ему противодей¬ствие. Каждый поступок влечет за собой последствие. Поэтому следует совершать хорошие, благочестивые дела, тогда и плоды их будут хорошими.

А чтобы полностью избавиться от последствий своих действий, нужно следовать философии сознания Кришны. Если мы целиком предадимся Кришне, то все будет направляться прямо к Нему. Если мы будем жить в сознании Кришны, наши действия не приведут к материальным последствиям. Так говорит «Шримад-Бхагаватам» и «Шримад Бхагавад-гита».

В этом зале собрались студенты, желающие больше узнать о религии, в особенности о сознании Кришны.

Я рекомендую вам прочесть «Бхагавад-гиту». Это удивительное произведение. Чтение этой книги благотворно влияет на каждого: и того, кто трудится ради материальных благ, и того, кто идет путем познания, и того, кто посвятил себя йоге, желая развить мистические силы. Оно принесет благо и бхакте – тому, кто всегда предан Господу и во всем полагается на Кришну. Каждый получит благо от чтения «Шримад Бхагавад-гиты».

анаcактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кришна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.255)

«Истинное благо в том, чтобы, освободившись от привязанностей к мир¬скому, служить Кришне. К этому и нужно стремиться».

ашочйан анвашочас твам
прагйа-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах
(«Бхагавад-гита», 2.11)

Кришна сказал Арджуне: «Ты говоришь как мудрец, а сам подвержен мирским радостям и печалям. Ты стараешься показать, что знаешь Веды, что ты пандит, но на деле не следуешь заповедям Вед» .

Поэтому Кришна поведал Арджуне главные истины Вед. Он рассказал о высшем бытии, неподвластном закону кармы, где действия не влекут за собой последствий.

Кришна сказал:

нийатам куру карма твам
карма джйайо хй акарманах
шарира-йатрапи ча те
на прасиддхйед акарманах
(«Бхагавад-гита», 3.8)

«О Арджуна, не отказывайся от деятельности. Необходимо исполнять свой долг, иначе ты даже не сможешь поддерживать свою жизнь».

йагйартхат кармано ‘нйатра
локо ‘йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа
мукта-сангах самачара
(«Бхагавад-гита», 3.9)

«О Арджуна, все живущие в этом мире несут бремя своей кармы, кроме тех, кто исполняют свои обязанности как бескорыстный долг и посвящают плоды Господу Вишну. Отбрось же мирские привязанности и посвяти всего себя служению Господу».

С детства нас учат делать добро. Об этом же говорит «Шримад-Бхагаватам» и философия сознания Кришны. Всякое знание, которое мы получаем, нужно использовать так, чтобы оно принесло благо всем. Поступая так, мы сами в конце жизни обретем величайшее благо.

Поражение – ступень на пути к успеху

Каждый ученик должен прилагать усилия, чтобы перейти в следующий класс. Но не все добиваются желаемых результатов, потому что способности у всех разные. Кто-то может провалиться на экзамене, но если он вспомнит о том, что поражение можно сделать столпом будущего успеха, у него появятся силы на новые попытки. Этот принцип дей¬ствует даже в миру.

Новорожденные еще не умеют ходить. Когда ребенок пытается сделать первый шаг, он обязательно падает, но затем встает и пытается снова. Он падает, поднимается, снова делает шаг и снова падает, но постепенно набирается сил и умения, и вскоре научится не только ходить, но даже бегать. Так и карми, гьяни, йоги – все они могут чего-то достичь, но самая замечательная перспектива откроется перед тем, кто полностью предастся Кришне. Сознательно живя жизнью, проникнутой сознанием Кришны, человек обретает высочайшее благо.

В «Шримад-Бхагаватам» Прахлада Махарадж дает своим школьным товарищам такой совет:

каумара ачарет праджно
дхарман бхагаватан иха
дурлабхам манушам джанма
тад апй адхрувам артхадам
(«Шримад-Бхагаватам», 7.6.1)

«Разум дан человеку для того, чтобы с самого рождения посвятить себя служению Всевышнему Господу, отбросив все остальные обязанности. Человеческая жизнь очень редка, и хотя она так же скоротечна, как и все прочие жизни, но именно она дает душе возможность служить Богу. На этом пути даже незначительные, но искренние усилия даруют совершенство жизни».

Прахлада был преданным Господа Нрисимхадевы. Его школьным товарищам было от пяти до двенадцати лет. Собираясь в доме учителя, они говорили между собой, и Прахлада всякий раз призывал их как можно больше узнать о духовной жизни и начать ее тут же, не медля ни мгновения.

Нам очень повезло: мы родились людьми. Мы дживы, души, и наши по¬ступки могли привести нас в любое тело. Однако сейчас, благодаря совершенным в прошлом благим деяниям, мы обрели тело человека. В человеческом теле можно научиться многому, многое узнать и понять. У других существ – собак, коров и т. д. – способность к пониманию ограничена, ее достаточно только для того, чтобы удовлетворить физические потребности и испытать некоторое счастье. Найти истинное счастье в материальном мире невозможно, хотя некоторое представление о нем можно составить.

Конечно, у каждого из нас есть свое понимание счастья и жизненных пер¬спектив. Но если принять во внимание, что все мы – души, то вопросы о духовной природе бытия обретут для нас великую ценность¬. Кто я? Почему я здесь? Какова цель моей жизни? Что меня ждет после смерти? Лишь в теле человека можно получить ответы на многие из этих вопросов; такое знание называется бхагавата-гьяной, бхагавата-дхармой. Читая книги, которые содержат это знание, стараясь его получить, мы обязательно обретем благо.

В этом рождении мы должны узнать, в чем высшее благо человеческой жизни, что является высшим благом для души. Душа духовна по своей природе, а тело смертно. Трансцендентное существо живет в бренном теле, будь то человеческое или какое бы то ни было другое.

По своей природе мы не тело. Мы – тот, кто живет внутри тела. Это нетрудно понять, наблюдая за умирающим человеком. Дни его сочтены, но мы видим, что в теле живет дух, некая личность, духовное существо, обладающее способностью думать, чувствовать и желать. Это и есть джива, душа. Когда человек умирает, душа оставляет то временное прибежище, каким служило для нее материальное тело. Этому учит не только индийская философия. Даже на Западе были философы, например Гегель, которые пришли к похожим заключениям.

Сокровище человеческой жизни

В наших же интересах сделать что-то на благо нашей души. Но это возможно только благодаря смирению и терпимости, уважению к другим. Нужно перестать противостоять окружающему нас миру, тогда мы без труда поймем, что такое душа, кто такой Бог, в чем выс¬шее благо жизни. Мы также узнаем, откуда мы пришли, куда отправимся после смерти. Рождение и смерть вполне естественны для этого мира, равно как все наши радости и печали или другие преходящие чувства и состояния. Все это нам необходимо понять.

каумара ачарет праджно
дхарман бхагаватан иха
дурлабхам манушам джанма
тад апй адхрувам артхадам
(«Шримад-Бхагаватам», 7.6.1)

Старайтесь узнать, в чем суть бха¬гавата-дхармы, и когда это знание придет к вам и станет прочным, оно даст вам возможность понять, что есть что. В противном случае мы проиграем. В сущности, только те, кто родились людьми, могут по-настоящему понять, что хорошо и что плохо, и, искренне стремясь к такому знанию, мы обязательно его обретем.

То, что нам нужно, – это искренность, терпимость, смирение и уважение к другим. Этими четырьмя качествами должен обладать каждый. Мне радост-но видеть энтузиазм жителей Маврикия, их умение ценить эти качества. Кроме того, они настоящие искатели Истины и, насколько это возможно, стараются приносить другим добро. Я счастлив видеть все это в такой маленькой стране.

Я очень рад возможности встретиться со всеми вами. Не знаю, сколько хорошего я могу для вас сделать, но я с вами и надеюсь, что наши усилия в будущем принесут прекрасные плоды.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования