Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Звук Святого Имени имеет божественную природу. Его могущество безгранично. Оно может спалить дотла все наши пороки. Но Имя должно быть истинным, духовным, а не просто материальной вибрацией. Губы и язык не могут произнести Имя. Истинное Имя Кришны, Хари, Вишну или Нараяны – это вайкунтха-нам: его не породить механическим повторением. Оно живое и должно прийти по Своей воле. Имя духовно, за Ним стоит реальность.

Святое Имя обладает духовной глубиной. Физическая имитация не будет Именем; в ней не будет шабда брахмы, божественного звука. Ничто материальное не породит духовного. Святое Имя есть нематериальная сущность, заключенная внутри физической оболочки, как лекарство внутри пилюли. Исцеляет не пилюля, а ее целебная сила, та сила, что находится внутри. Если мы проглотим пилюлю, то можем выздороветь, а можем и умереть. Внутри одной может быть лекарство, а внутри другой – цианид. Одна и та же пилюля может вылечить или отравить. Так и с Именем Кришны. Просто физическая вибрация – ничто, если в сердце нет веры и преданности вайшнаву. Святое Имя приходит в ответ на искреннюю духовную жажду, которой не заменят никакие сентиментальные слезы.

Даже сторонники Шанкары верят, что Святое Имя вне физического мира. Они считают, что Имя пребывает на тонком плане, на уровне саттва-гуны. К несчастью, они считают Святое Имя порождением майи. По их учению, любые имена – вид иллюзии, и поэтому имена Хари, Кришны, Кали и Шивы суть одно и то же. Миссия Рамакришны и школа Шанкары проповедуют такую теорию. Но как нематериальное Святое Имя может попасть под влияние майи? Оно не является заблуждением, в отличие от теорий Шанкары, которые, согласно его же учению, порождены иллюзией.

Божественный звук

Божественный звук чистого имени (шуддха-нама) исходит из мира, который за пределами майи, искаженного восприятия. Вплоть до высшей планеты мира материи, Сатьялоки, простирается область майи, материальной иллюзии. За ней лежит река Вираджа и мир бесконечного сознания, Брахмалока, и затем – духовное небо, Паравьома. Чистое Имя Кришны исходит из Паравьомы. Но если провести глубокие исследования, они покажут, что Имя берет начало в наиболее высоком из всех уровней существования: во Врадже, Голоке, во Вриндаване. Обычный физический звук не будет Именем Кришны. Нужно глубокое понимание Святого Имени – и не только для того, чтобы освободить нас из оков иллюзии, но и чтобы даровать нам служение Кришне во Вриндаване. Только Имя, исходящее из Вриндавана, сможет возвысить нас и перенести в высшее бытие.

Учение вайшнавов открывает, что духовная реальность заключена в Имени. Но следует понимать, что просто слово «Кришна» не будет Святым Именем. Действие слова зависит от идеи, философской концепции, которая в него вкладывается. Звук, который мы произносим, сопровождается идеей в нашем сознании. Та идея, тот идеал, которым человек руководствуется, определяет тот уровень бытия, которого он достигнет. Духовная жизнь строго научна, в ней нет места расплывчатым и туманным понятиям. Просто слово «Кришна» еще не дает глубины Святого Имени. Важен тот смысл, который вкладывают в этот звук, и глубина его восприятия, понимания. Это наиболее важный аспект духовной практики.

Существует одна прекрасная история, наглядно иллюстрирующая данное положение. Когда наш духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, был маленьким мальчиком, он вместе со своим отцом, Бхактивинодом Тхакуром, отправился посетить святое место под названием Кулинаграма, расположенное в провинции Хугли недалеко от Калькутты. В этом селении некоторое время жил великий преданный Харидас Тхакур и многие другие прославленные вайшнавы, и она была домом для четырех поколений преданных.

Храм с привидениями

Они отправились в это священное место и, уже входя в Кулинаграму, прошли мимо одного старого храма. Внезапно оттуда вышел священник и смиренно обратился к ним с просьбой: «Пожалуйста, останьтесь здесь на ночь. Утром вы сможете войти в деревню и получить даршан всех находящихся в ней святых мест». Бхактивинода Тхакур и наш Гуру Махарадж, который тогда был еще совсем ребенком, провели ночь в этом храме.

Сразу после наступления темноты в храме начали происходить странные события. Бхактивинод Тхакур услышал стуки, которые издают обломки кирпичей, когда кирпичи швыряют с размаха в стену и разбивают на кусочки. Он удивился: «Что происходит?» Затем у него возникло подозрение, что здесь могут жить привидения. Он начал громко читать Харе Кришна маха-мантру. Через некоторое время наваждение исчезло, и Бхактивинод Тхакур со Шрилой Бхактисиддхантой провели остаток ночи спокойно.

Утром они вошли в деревню и начали обходить различные святые места. Кто-то из местных старейшин, увидев, что они пришли издалека, спросил: «Вы пришли в нашу деревню сегодня ранним утром. Где же вы провели эту ночь?»

Бхактивинод Тхакур ответил: «Мы останавливались в храме, возле самой деревни». «Как же вы могли в нем находиться? – спросил их старейшина. – В этом храме живет привидение, и оно швыряет камнями и кирпичами в любого, кто проходит там ночью. Разве можно провести ночь в таком нечистом месте?» Бхактивинод Тхакур ответил: «Да, это правда. Но когда я начал громко читать Харе Кришна маха-мантру, все успокоилось». Тогда жители деревни, поняв, что перед ними великий святой, спросили у Шрилы Бхактивинода, кто он и откуда.

Так они узнали, кто говорил с ними. Они уже ранее слышали о Бхактивиноде Тхакуре, некоторые из них читали его книги. Они радушно встретили Шрилу Бхактивинода и его сына и показали им все святые места, которые те еще не ус-пели увидеть. Затем они почтительно обратились к Шриле Бхактивиноду с вол-новавшим их вопросом: «Человек, который ранее был священником этого храма, оставил тело и стал привидением. С того самого времени его призрак постоянно беспокоит нас. Но как могло случиться, что он стал привидением? Будучи священником, он регулярно воспевал Святое Имя Кришны. Мы все можем подтвердить это. Так почему же тогда он стал привидением? Мы никак не можем этого понять».

Поверхностное повторение оскорбительно

Бхактивинод Тхакур ответил, что в повторении священника, по всей видимости, не было Имени. Он произносил только бессмысленные слоги, нама-акшар. Это были всего лишь иллюзорные (майика), материальные, поверхностные звуки. В них не было ничего духовного; отсутствовала жизнь, основная суть Имени. Это было нама-апарадхой, оскорбительным по-вторением. Шрила Бхактивинод спросил, что это был за человек. Жители деревни ответили: «Он не был хорошим человеком. Он совершал много грехов. Мы знаем это. Но мы не можем отрицать того, что он постоянно повторял Имя Господа. Как же он мог стать привидением?»

Шрила Бхактивинод объяснил, что физический звук Имени еще не является самим Именем. Несчастный священник наносил оскорбления Святому Имени (нама-апарадха) и поэтому стал привидением. Тогда жители спросили: «Как ему освободиться?» Бхактивинод Тхакур сказал: «Если он встретит настоящего садху, у которого есть подлинная связь с Кришной, и услышит настоящее Имя или же верное толкование “Бхагавад-гиты” или “Шримад-Бхагаватам” из его уст, то он сможет освободиться от своих страданий. В писаниях говорится, что это единственный путь к освобождению от оков материальной природы». После этой беседы Шрила Бхактивинод Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати покинули Кулинаграм.

С того самого дня все беспокойства в храме Кулинаграма полностью прекратились. Жители деревни были удивлены. Один из них сказал: «Этот священник, ставший привидением, должно быть, освободился, услышав Святое Имя, произнесенное Бхактивинодом Тхакуром. Когда привидение стало бесчинствовать в храме, Шрила Бхактивинод громко воспевал Святое Имя, и постепенно, слушая Имя Кришны из его святых уст, эта душа освободилась».

После этого многие люди приходили увидеть Бхактивинода Тхакура. Они говорили ему: «Мы уверены в том, что вы – великий вайшнав. Благодаря силе Святого Имени, которое вы повторяли, душа освободилась от ужасной жизни в теле привидения». Об этом написали газеты, и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада часто вспоминал эту историю, когда рассказывал о своих личных отношениях с Бхактивинодом Тхакуром.

Смысл в том, что просто внешний звук не является подлинным Именем. Самое важное – духовное сознание, стоящее за ним. Это и есть настоящее Имя. Ведь иначе магнитофонная запись могла бы произносить Святое Имя Кришны. Даже попугай может произносить «Кришна, Кришна» – но есть ли в этом духовная сила? Физический звук не является самой сутью. За ним должна стоять духовная реальность, Сверхсознание, то, что запредельно опыту этого материального мира.

Святое Имя за пределами человеческого познания

Это подтверждает Рупа Госвами Прабху в следующем стихе:

атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийайх
cевонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234)

Он говорит, что Имя Кришны, Его облик, качества и вечные спутники – все, что связано с Ним, не является материальным. Его Имя, Его облик, Его деяния и Его окружение недоступны обычным чувствам. Просто сказать «Кришна» еще не значит произнести Имя. Имя – это Сам Господь. Язык не может породить Бога, обоняние не может ощутить аромат Его Тела, а глазам из плоти и крови не увидеть Его вечного облика. Здесь бессильны не только наши чувства, но и наш ум. Бог за пределами способностей ума или воображения. Его бытие трансцендентно. Его существование превосходит все, что мы способны понять или представить.

Мы не можем сделать Кришну объектом. Он – субъект. Он превыше атмы и Параматмы. Об этом не следует забывать. Мы татастха-дживы – ограниченная энергия. Ничтожная по своим размерам душа может постигать только те реалии, которые более грубы, чем она сама. Но в постижении более тонкого она беспомощна. Установить связь с высшим духовным бытием возможно, только если высшая сторона пожелает возвысить низшую до своего уровня. Поэтому постичь Его можно только через самопредание (севонмукхе хи джихвадау).

Божественное рабство

Если нам посчастливится и мы войдем в поток преданности, если у нас хватит решимости умереть для мира материи, вручить нашу внутреннюю, нашу сокровенную сущность Ему, тогда Его воля легко вознесет нас. Душа уподобится травинке в этом потоке, ее подхватит духовное течение и понесет вверх, к центру Безграничного. Мы не сможем ворваться в Беспредельное и гордо расхаживать там, как мы это делаем здесь, в грубом мире материи. Здесь мы топчем все своими ногами, но там мы сочтем за великую милость, если будут топтать нас. Нужно быть готовым подставить свою голову под чьи-то стопы. Только тогда милость Господа прольется на наши головы. Только тогда тот мир обратит на нас внимание и возвысит нас.

Мир чистого сознания далеко превосходит все, что мы привыкли видеть здесь. Все, из чего состоит это божественное царство, – сама почва, воздух, эфир, все, находящееся там, – значительно выше всего самого ценного, что мы имеем в мире материи. Только те, кто обладают искренним духом служения, получат разрешение войти туда. Обитатели духовного мира даруют таким удачливым душам высочайшее сокровище – божественную любовь. Все, кто живет там, в высшей степени чисты, благородны, бескорыстны и доброжелательны.

Нужно иметь надежду, что нас когда-нибудь пустят туда, и это произойдет только по милости, а не по нашим заслугам. Это следует понять с самого начала. Хотя мы говорим о божественном рабстве, но там столь счастливая и полная любви атмосфера, что никто не видит никакой разницы между рабом и господином. Раб не чувствует, что он раб. Все являются одной семьей. Душа принимает божественное рабство, как высшую награду. Она думает: «Я – раб, и благополучие Кришны и Его вечных спутников – вот моя единственная забота». Но под влиянием йога-майи те, кто вознесен до этого уровня, забывают, что они рабы. Столь велик и великодушен тот мир, мир безраздельной любви. И лишь благодаря любви, а не нашим хорошим качествам, мы получим доступ в эту возвышенную и благородную землю.

Но сначала нужно понять, что Имя, облик и вечные спутники Кришны – духовной природы. Имя Кришны не является материальным. Мы не сможем схватить Имя Кришны своим языком. Равана хотел завладеть Ситадеви и думал, что ему это удалось. Но на самом деле он не смог даже прикоснуться к святому телу Ситадеви.

В руках Раваны оказалась лишь материальная, иллюзорная форма Ситадеви, дубликат, копия, подобная статуе. Сама Ситадеви никак не соотносится с этой формой. Она не сотворена из плоти и крови. Для живущих здесь, в этом мире, Ситадеви и божественный план ее бытия абсолютно недостижимы. Материалистическое сознание не может увидеть, ощутить это бытие или проникнуть в него, не говоря уже о том, чтобы схватить или похитить Ситадеви. Писания говорят, что «Ситадеви», похищенная демоном, была полностью иллюзорной. Равана был обманут. Раване было позволено якобы украсть Ситу с определенной целью, чтобы явить лилу людям этого мира. Но на самом деле никакой Равана не может соприкоснуться с кем бы то ни было из вечных спутников Господа. И точно так же никакая материалистическая личность не может соприкоснуться с Именем, просто произнося его звуки.

Недавно меня спросили о судьбе одного мальчика, погибшего в результате несчастного случая. Мне сказали, что в момент смерти он выкрикивал Имя Кришны. Меня спросили: «Какова будет его дальнейшая судьба?» Я ответил, что пожилой или молодой возраст не является показателем духовного развития. Необходимо посмотреть на состояние сознания. В соответствии с конкретным временем, местом и умонастроением данной личности этот звук может являться истинным Именем или же намабхасой, тенью настоящего Имени.

Националистическое имя

Когда во время выступления Ганди в него выстрелили, он воскликнул: «Рама! Рама!» Выстрел попал в грудь, он поник, его очки упали на мостовую. Он умирал в течение получаса, и все это время он шептал слова: «Рама! Рама!» Он шел читать лекцию о религии, но его ум был заполнен мыслями о национальном вопросе. Поэтому нельзя сказать, что в момент смерти Ганди повторял Святое Имя. Он больше заботился о благополучии своей страны, чем о служении Богу. Поэтому его сознание не возвысилось до духовного мира, а осталось связанным с Индией. Для того чтобы понять, куда отправится душа после смерти, мы должны спросить: «Каково было состояние ее ума?»

Иногда воспевание Имени может представлять из себя намабхасу, – тень Имени. Будет ли это шуддха-нам, истинное Имя, зависит от состояния ума личности, воспевающей Его. Это зависит от сознания человека, от его мотивов.

«Гопи! Гопи! Гопи!»

За несколько дней до принятия санньясы Шри Чайтанья Махапрабху воспевал: «Гопи! Гопи! Гопи!» Услышав это, один брахман-тантрик решил дать Ему свои наставления. Он сказал: «О Пандит, Ты слывешь великим ученым; Ты в совершенстве изучил писания. И, тем не менее, Ты повторяешь: “Гопи, гопи”! Какое благо Ты получишь от этого? Писания говорят, что если Ты будешь повторять Имя Кришны, Ты сможешь получить определенное благо. Об этом говорится во многих местах писаний, в особенности в Пуранах. Зачем же Ты тогда воспеваешь: “Гопи, гопи”?»

Взбешенный невежеством брахмана, Махапрабху в настроении слуги гопи схватил палку и гневно вскричал: «Ты пришел из враждебного лагеря обратить нас в последователей Кришны?» Он погнался за брахманом, чтобы побить его Своей палкой. Мы видим, что Шри Чайтанья Махапрабху воспевал славу гопи, не обратив внимания даже на Имя Кришны. Ему посоветовали повторять Имя Кришны, а Он разгневался. Что стоит за всем этим?

То, какие изменения в личности вызовет повторение Имени, зависит от ее намерений. Если человек не сознает, что он повторяет, то он может получить какое-то благо от повторения, а может и не получить. Иногда, даже если человек повторяет Имя бессознательно, он обретает благо. Джива Госвами приводит в связи с этим следующий пример. Однажды дикий кабан напал на одного мусульманина, и тот начал кричать: «Харама! Харама!» Слово «харама» означает «гадкая свинья». С другой стороны, можно прочесть это слово как «Ха Рама», что означает «Господь». Было упомянуто имя Господа Рамы, и Святое Имя повлияло на мусульманина и даровало ему освобождение.

Другой пример, который приводится в писаниях, связан с Валмики. Прежде чем стать святым, Валмики был разбойником. Но великий мудрец Нарада захотел принести ему благо. Нарада подумал: «Этот человек – самый жестокий и беспощадный злодей из всех, кого я когда-либо видел. Пусть же Святое Имя явит ему Свое могущество. Я попрошу его воспевать Святое Имя Рамы». Но Валмики не мог даже произнести Имя Рамы – настолько он был греховен. Тогда Нарада попросил его повторять слово «мара», слово, означающее: «убийство». Валмики сказал: «Да, это я смогу сделать. Это прямо противоположно имени Рамы». Он начал воспевать: «мара-мара-мара-мара-рама-рама-рама-рама». Таким образом, спустя некоторое время слово «мара» превратилось в «Рама». Валмики начал воспевать имя Рамы, и постепенно его образ мыслей полностью изменился.

Поэтому вполне возможно, что Святое Имя может обладать каким-то воздействием на личность даже в том случае, если она не обладает правильным пониманием. Это называется намабхаса, тень Имени. Намабхаса может привести к освобождению. Но истинного преданного не интересует освобождение. Он желает подняться до уровня божественного служения.

Звук и его воздействие зависят от состояния ума, а также от духовного понимания. Подлинный вайкунтха-нам безграничен. На духовном уровне Имя не отличается от обозначаемой сущности. Когда звук и Тот, Кого он обозначает, суть одно, Имя будет вайкунтха-намом. Это невозможно в нашем мире. Здесь какому-нибудь слепцу могут дать имя Падмалочан – лотосоокий. Имя и обозначаемая им личность могут быть совершенно различны. Но на Вайкунтхе, в безграничном мире, Имя и Личность не отличаются друг от друга.

Но для того чтобы воспевать вайкунтха-нам, надо освободиться как от нама-апарадхи, оскорблений, так и от намабхасы, тени Святого Имени. Намабхаса несет освобождение от оков этого мира, тогда как нама-апарадха, наоборот, все больше и больше запутывает в его сетях. Но истинное Имя исходит из сферы по ту сторону материальной иллюзии и области свободы. Оно трансцендентно, запредельно к физическому миру и безличному сиянию Брахмана. Обычный физический звук не может быть трансцендентным Именем.

Говорится, что одно Имя Кришны может искоренить больше грехов, чем человек способен совершить. Но каково должно быть качество этого Имени? Можно множество раз произнести физические звуки, и все впустую. Это будет ничто в сравнении с чистым Именем, пусть даже оно произнесено всего лишь один раз. Есть огромная разница между обычным, внешним, иллюзорным повторением и чистым Именем. Чистый нам нисходит только по Его милости. Мы не сможем произнести Его, просто двигая языком и губами. Чистое Имя Кришны не является чем-то поверхностным, Оно исходит из самого сердца. На самом деле Оно превосходит даже уровень сердца и достигает земли Кришны. Когда Кришна нисходит сюда, Имя Кришны проходит через сердце и начинает двигать губами и языком. Эта и будет явлением Святого Имени Кришны, кришна-намом.

Энергия самоотрицания

Когда Кришна в облике звука приходит из трансцендентного мира в сердце, а из сердца, контролируя каждый уголок нервной системы, переходит на губы и начинает танцевать там, тогда приходит кришна-нам. Имя не производится физической реальностью. Оно приходит по Своей воле и Само решает, прийти Ему или нет. Из бездны нашего иллюзорного бытия мы не в силах подняться ввысь, в царство духа. Наоборот, оттуда должна прийти помощь, Имя должно явить Свою милость. Оно является Сверхсубъектом, а мы – Его объектами. Мы не можем покуситься на Его независимость. Лишь самоотрицание, самопредание может побудить Его, высшее самоутверждающее начало, низойти к нам.

Итак, Святое Имя не производится нашими чувствами. Понять Имя можно лишь тогда, когда мы приближаемся к Нему, желая самоотверженно служить. Тогда Кришна Сам может низойти по Своей милости, привлеченный нашим желанием. Тогда Он может повлиять на нас и породить трансцендентный звук, тогда Он будет танцевать на нашем языке даже внутри этого материального плана бытия. Это будет Святым Именем, вайкунтха-намом, подлинным Именем Кришны. Разве мы можем породить это своими губами? Звук, который мы создаем своей физической или психической силой, не будет Кришной. Он абсолютно независим от любого звука, который мы можем произвести, и тем не менее, поскольку Он повелевает всем, Он по Своей воле может явиться где угодно, в любой форме, на любом плане и в любом звуке.

Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (4.6). Кришна говорит: «Когда Я прихожу сюда, опираясь на могущество Своей внутренней энергии, Я устраняю влияние внешней энергии и могу явиться где угодно». Имя Кришны вынуждает вал материи откатиться назад, подобно тому, как самолет, летящий в небе, своей мощностью преодолевает сопротивление воздуха и ветра. Устраняя влияние материальных волн, Он во всем Своем могуществе является в этом мире.

Господь говорит: «Я Своим собственным могуществом побеждаю эту грубую материальную энергию. Так Я живу и действую здесь, в этом мире». Законы материальной природы не распространяются на Него. Где бы Он ни явился, законы физики, математики и т. п. прекращают действовать и все подчиняется только Его желанию. Таким образом, Он может явиться в звуке как Святое Имя.

Истинную сущность Имени не найти в простом сочетании составляющих его слогов. Она в том смысле, в том значении, что скрыто в этом божественном звуке.

Согласно мнению некоторых мыслителей, истинная мантра произносится как «Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе». Их аргумент таков, что в «Кали-сантарана Упанишад» Господь Брахма говорит, что Харе Кришна маха-мантра произносится правильно лишь в том случае, если Имя «Рама» предшествует Имени «Кришна»: «Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе/Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе».

Кришна-нам

Действительно, в «Кали-сантарана Упанишад» Харе Кришна маха-мантра приводится в таком виде. Но считать, что Имя Рамы должно идти впереди Имени Кришны – поверхностная идея. Иногда говорят, что, поскольку Харе Кришна мантра взята из Упанишад, она является ведической мантрой, но так как обычным людям нельзя произносить мантры Вед, Махапрабху «приспособил» ее для обычных людей, поменяв порядок слов. Таким образом, мантра перестала быть ведической, что позволило Махапрабху раздавать ее свободно всем, не нарушая указания Вед. Некоторые преданные из Уттар Прадеш, обладающие большой симпатией к Чайтаньядеву, очень часто высказывают это мнение.

Но гаудия-вайшнавы учат, что данное указание «Кали-сантарана Упанишад» второстепенно. Оно связано с той идеей, что поскольку Рама-аватара явилась раньше, чем Кришна-аватара, то слова «Харе Рама» должны стоять в начале, прежде Имени Кришны. Но это не столь существенное правило. Есть более важные обстоятельства, которые следует принять во внимание. Имя Кришны должно идти прежде Имени Рамы потому, что за Ним стоит более высокий план бытия. Не историческая справедливость, а философская концепция определяет первенство. Святое Имя Кришны выше Святого Имени Рамы. Об этом говорится в Пуранах: три Имени Рамы равнозначны одному Имени Кришны. Имя Кришны выше Имени Рамы. Когда сравнивают две различные реалии, первое место нужно отвести той, что занимает более высокое положение. Поэтому Имя Кришны должно стоять первым.

Это одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что в мире вечности все движется по кругу. В вечном вращении нельзя с точностью сказать, что является первым и что следует за ним, поэтому в вечном течении лилы невозможно определить, предшествует ли Кришна Раме или наоборот. Итак, исходя также и из этих соображений, поскольку имена Кришны и Рамы являются вечными и не соотносятся ни с какой исторической точкой отсчета, мы можем начинать мантру с любого места.

Слово «Рама» означает «Кришна»

Но наша сампрадая представила еще одно, более высокое учение. Оно говорит, что Харе Кришна мантра не имеет вообще никакого отношения к рама-лиле. В имени Рама, находящемся в Харе Кришна мантре, гаудия-вайшнавы видят Радха-рамана Раму. Это означает: «Кришна, дарующий наслаждение (раман) Радхарани». Исходя из нашей концепции, Харе Кришна мантра соотносится с сознанием Кришны, а не с сознанием Рамы. Высочайшей концепцией реальности Шримана Махапрабху является свайам бхагаван, кришна-лила, радха-говинда-лила. Такова истинная цель явления и учения Шри Чайтаньи Махапрабху. В этом смысле Харе Кришна мантра вообще не связана с рама-лилой Айодхьи.

Внутреннее, сокровенное понимание мантры определяет наш духовный идеал. Если, произнося Имя «Рама» повторяющий имеет в виду Дашаратхи Раму, то его привязанность переместит его в Айодхью; если же он имеет в виду Парашураму, он отправится в другую обитель. Но если под словом «Рама» подразумевается Радха-рамана Рама, то он отправится на Голоку. Внутреннее, сокровенное понимание преданного будет вести его к цели.

Моим именем при рождении было Рамендра Чандра. Когда я получал посвящение, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал мне имя Рамендра Сундар. Я спросил его: «Что означает слово “Рамендра”?» Он сказал: «С нашей точки зрения слово “Рама” не означает Дашаратхи Раму, или Господа Рамачандру, сына царя Дашаратхи. Оно означает Радха-рамана Раму – Кришну, который любит Радхарани».

Слово «Харе» также может обозначать различные реалии в соответствии с пониманием каждой конкретной личности. Понять, что слово «Харе» в мантре относится к Радхарани может лишь тот, у кого есть понимание и внутренняя готовность (адхикар). Когда преданный способен видеть, что Радха и Кришна стоят за всем, когда он понимает, что сваям-рупа, изначальный облик Господа, является основой всего самого благоприятного – только тогда можно сказать, что он имеет этот адхикар. Его больше не привлекают никакие иные идеи.

Для начинающих слово «Харе» в Харе Кришна мантре может означать «Хари». Это – одно из значений. Это Имя может также указывать на Нрисимхадева. И подобно тому, как слово «Рама» может указывать на Дашаратхи Раму, слово «Кришна» может относиться к различным воплощениям, обладающим именем «Кришна». Существует Кришна Вайкунтхи, где можно обнаружить двадцать четыре вайбхавы, или экспансии Господа. Из Вайкунтха Нараяны исходят четыре экспансии: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Каждая из них распространяет себя еще в пять других, и таким образом общее число составляет двадцать четыре. Одной из этих экспансий является Кришна Вайкунтхи. Также существует Кришна Двараки и Кришна Матхуры.

Итак, существуют различные концепции Кришны. Но высочайшей из них является Кришна Вриндавана: Радха-Говинда. Когда личность в полной мере утвердится на этом уровне, она будет воспринимать божественное только как Хари-Хару. Она не будет видеть ничего другого, кроме Радха-Кришны. Те, кто полностью утвердились в мадхура-расе, те, кто обладают глубочайшим восприятием Божественного, уже не могут сойти с этого уровня. Если же они это делают, то это совершается только в интересах Радхи-Говинды. В этом случае преданный может отправиться куда угодно, но его сердце остается во Вриндаване. Только ради служения Радхе-Говинде преданный может оставить Вриндаван.

Для тех, кто находится в сознании Вриндавана, слово «Харе» в Харе Кришна мантре может означать только «Хара» – Шримати Радхарани. Слово «Хара» означает: «Радха, которая похищает внимание Кришны, Хари». Слово «харана» означает «воровать». Та, которая может похитить ум Того, Кто сам искуснейший среди похитителей, – Та, Которая крадет ум даже у Кришны, – Ее называют Хара. Радхарани – Та, Кто олицетворяет талант похитителя в Своем самом совершенном выражении. А слово «Кришна» означает: «Тот, Кто бесконечно, абсолютно привлекателен». Они Оба представлены в мантре.

Рупануга-нам

Последователи рупануга-сампрадаи всегда следуют именно такому пониманию при воспевании маха-мантры. Имея эту идею, они совершают служение Хари-Хара, Радхе-Кришне. Они полностью погружены в радха-дасьям. Они не могут думать ни о чем другом. Достигнув этого уровня, они никогда уже не могут спуститься с него, они не могут отступить от интересов Радхи-Кришны. Они не могут позволить себе выйти из этого круга.

Таково наше высочайшее стремление, и в соответствии с адхикаром, или духовной готовностью преданного, подобное понимание пробудится в его сердце. Его душа откроется при помощи садханы. Тогда покровы спадут и божественная любовь наводнит сердце, полностью затопит все, не оставив места для других интересов.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования