«Смысл санньясы для вайшнава в Кали-югу». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Смысл санньясы для вайшнава в Кали-югу

(4 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж: Есть ли еще вопросы?

Преданный: Каков смысл санньясы в нашей сампрадае? Ведь Господь Чайтанья Махапрабху говорил о том, что санньяса в эту эпоху запрещена.

Преданный: Тот же самый вопрос: как мы можем принимать санньясу в нашей сампрадае, если санньяса была запрещена? Господь Чайтанья цитировал один стих: [бенгали].

#00:00:43#

Шрила Шридхар Махарадж: Объясняется так: это общий вопрос, актуальный не только для гаудия-сампрадаи, но [и для] рамануджа[-сампрадаи], мадхвачарья[-сампрадаи], даже шанкара[-сампрадаи]. Буддисты не слишком заботятся о руководстве Пуран, но школа Шанкары, школа вайшнавов… Шанкара был санньяси, и его последователи все санньяси в большинстве своем. Рамануджа-, мадхвачарья-, вишнусвами-сампрадая также. И смысл таков: в Кали-югу санньяса в строгом смысле (карма-санньяса — так зовется это явление, когда человек оставляет все) невозможна.

#00:01:48#

В Сатья-югу, говорится: до тех пор, пока сохранялись кости, человек жил, до тех пор, пока кости продолжали существовать, жизнь оставалась в теле, в костях. В Трета-югу положение вещей изменилось. В Кали-югу [санскрит], говорится: продолжительность жизни зависит от пищи, поэтому санньяса в строгом смысле невозможна в век Кали — карма-санньяса, когда оставляются все связи и занятия. Примером служит Валмики, он совершал тапасью. Белые муравьи съели его плоть, и плоть превратилась в землю, в прах, но он оставался в этом теле, поскольку оставались кости. Затем с помощью некоего духовного чуда все его тело было восстановлено.

#00:03:21#

В Кали-югу без пищи и всех остальных удобств невозможно жить. В Кали-югу позволяется пост продолжительностью в двадцать четыре часа, не более того, тогда как в другие юги предписывался, по крайней мере, двенадцатидневный пост. Таким было общее правило. Искупление греха, если человек совершал какое-то преступление, то согласно шастре он должен был поститься. Пост минимум двенадцать дней — то был принцип наказания за любой проступок или грех. Но в Кали-югу позволен только двадцатичетырехчасовой пост максимум, поскольку без пищи человек (или животное) не могут жить. Поэтому карма-санньясу (полный разрыв связей с материальным миром) мы не в состоянии вынести.

#00:04:45#

[В Кали-югу принимается] вайшнавская триданда-санньяса, которая не носит радикальный характер — мы принимаем прасадам, совершаем служение. Когда мы следуем этим принципам, мы можем принимать санньясу. Махапрабху принял санньясу, Шанкарачарья, Рамануджа и все пионеры различных сампрадай — все принимали санньясу, но это не карма-санньяса. Санньяса бывает различных типов.

#00:05:34#

Вибхиша, нароттамаВидья-санньяса считается в лагере искателей спасения высочайшим явлением. Их идея состоит в том, что когда человек осознает, что его связь с этим материальным миром носит негативный характер, он входит в духовное небо, обрубая все связи с материальным миром. Когда человек утвердился в этом сознании, то он понимает, что его связь с материальным миром пагубна для него. Он оставляет тело и уходит в духовный мир — видья-санньяса.

#00:06:36#

…хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т
правраджет са нароттамах
̣[1]

В системе нароттама-санньясы человек понимает, осознает существование Бога в своем сердце, и, думая о Нем, он оставляет свои связи и обязанности домохозяина и уходит. Куда угодно он идет, он живет под деревом или в пещере, не заботясь о своей физической оболочке. Он не убивает свое тело немедленно, тотчас же, но принимает то, что приходит к нему, или постится. Он оставляет свой дом, семейную жизнь навсегда. Это нароттама-санньяса.

#00:07:47#

Писания упоминают разные стадии. Триданда-санньяса связана со служением Богу посредством распространения вестей о Нем и служения обществу, людям. Это другое явление, совершенно иная категория, совершенно иное явление. Санньяси этой категории не испытывают отвращения к этому миру, но выполняют долг по отношению к высшему миру. Они используют это тело, они приносят явления высшего мира в этот мир и раздают их.

#00:08:54#

Это иная концепция санньясы, она обладает позитивной ценностью, подобно тому, как воплощение Бога нисходит в этот мир, и Его паршады (друзья, слуги) также посылаются Им, нисходят в этот мир, чтобы принести людям благо. Эти санньяси также являются посредниками высшего мира и обретают большее богатство, нежели те, кто просто стремится обрубить все связи с материальным миром. Они стараются использовать свою связь с материальным миром и посредством этого обретают нечто подлинное. Они действуют в качестве посредников Бога, они принимают прасадам и совершают служение. Это проявление Вайкунтхи здесь, в этом мире.

#00:10:24#

Санньяса подразумевает… Когда члены двух армий складывают оружие — как это называется?

Преданный: Перемирие?

#00:11:14#

Шрила Шридхар Махарадж: Не только перемирие, они не только прекращают войну, но за людьми, которые получили ранения на поле битвы и остались лежать на поле битвы, приходят шакалы, прилетают стервятники, и солдаты (их товарищи) с оружием в руках приходят, возвращаются, чтобы забрать их, чтобы не дать им стать жертвами шакалов и стервятников, отгоняют стервятников и шакалов, пытающихся полакомиться плотью их товарищей, павших на поле брани. Нечто в этом роде.

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол!

#00:12:38#

Видья-санньяса, вибхиша-, нароттама-.

Преданный: Махарадж, Видагдха Прабху прибыл.

Шрила Шридхар Махарадж: Какие новости?

Видагдха Прабху: Есть вопрос. Вы сказали вчера, вы упоминали божество Господа Чайтаньи, которому поклонялась Вишнуприя Деви. Она закрыла лицо тканью, когда увидела Его. Это божество Гауридаса Пандита или некое другое божество?

Преданный: Шачимата закрыла лицо тканью… Я прошу прощения: Вишнуприя закрыла лицо тканью, вы говорили.

#00:13:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, когда она взглянула на мурти Махапрабху, оно настолько походило на изначального Махапрабху…

Преданный: «Это божество Гауридаса Пандита, то же самое божество?» — он спрашивает.

#00:13:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Божество Гауридаса Пандита было установлено раньше. Божество Вишнуприи было установлено позже. Поза может быть другой.

Преданный: А где это божество? Мы можем его найти где-то, увидеть? Мы знаем, божество Гауридаса есть, но это божество Вишнуприи…

Шрила Шридхар Махарадж: В ходе истории божество устанавливалось не раз.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Йах̣ свака̄т парато веха, джа̄та-нирведа а̄тмава̄н / хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т, правраджет са нароттамах̣ — «Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллюзорность и нищету этого материального мира и потому покидает дом, положившись лишь на личность Бога, пребывающую в его сердце, воистину является лучшим из людей» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.27).




←  «Ничего, кроме любви, нам не поможет». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 12 апреля 2023 года. Калифорния, США ·• Архив новостей •· “Srila Gadadhar Pandit.” Srila B. S. Goswami Maharaj. May 3, 2011. Dum Dum Park, Kolkata, India  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Смысл санньясы для вайшнава в Кали-югу

(4 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Шридхар Махарадж: Есть ли еще вопросы?

Преданный: Каков смысл санньясы в нашей сампрадае? Ведь Господь Чайтанья Махапрабху говорил о том, что санньяса в эту эпоху запрещена.

Преданный: Тот же самый вопрос: как мы можем принимать санньясу в нашей сампрадае, если санньяса была запрещена? Господь Чайтанья цитировал один стих: [бенгали].

#00:00:43#

Шрила Шридхар Махарадж: Объясняется так: это общий вопрос, актуальный не только для гаудия-сампрадаи, но [и для] рамануджа[-сампрадаи], мадхвачарья[-сампрадаи], даже шанкара[-сампрадаи]. Буддисты не слишком заботятся о руководстве Пуран, но школа Шанкары, школа вайшнавов… Шанкара был санньяси, и его последователи все санньяси в большинстве своем. Рамануджа-, мадхвачарья-, вишнусвами-сампрадая также. И смысл таков: в Кали-югу санньяса в строгом смысле (карма-санньяса — так зовется это явление, когда человек оставляет все) невозможна.

#00:01:48#

В Сатья-югу, говорится: до тех пор, пока сохранялись кости, человек жил, до тех пор, пока кости продолжали существовать, жизнь оставалась в теле, в костях. В Трета-югу положение вещей изменилось. В Кали-югу [санскрит], говорится: продолжительность жизни зависит от пищи, поэтому санньяса в строгом смысле невозможна в век Кали — карма-санньяса, когда оставляются все связи и занятия. Примером служит Валмики, он совершал тапасью. Белые муравьи съели его плоть, и плоть превратилась в землю, в прах, но он оставался в этом теле, поскольку оставались кости. Затем с помощью некоего духовного чуда все его тело было восстановлено.

#00:03:21#

В Кали-югу без пищи и всех остальных удобств невозможно жить. В Кали-югу позволяется пост продолжительностью в двадцать четыре часа, не более того, тогда как в другие юги предписывался, по крайней мере, двенадцатидневный пост. Таким было общее правило. Искупление греха, если человек совершал какое-то преступление, то согласно шастре он должен был поститься. Пост минимум двенадцать дней — то был принцип наказания за любой проступок или грех. Но в Кали-югу позволен только двадцатичетырехчасовой пост максимум, поскольку без пищи человек (или животное) не могут жить. Поэтому карма-санньясу (полный разрыв связей с материальным миром) мы не в состоянии вынести.

#00:04:45#

[В Кали-югу принимается] вайшнавская триданда-санньяса, которая не носит радикальный характер — мы принимаем прасадам, совершаем служение. Когда мы следуем этим принципам, мы можем принимать санньясу. Махапрабху принял санньясу, Шанкарачарья, Рамануджа и все пионеры различных сампрадай — все принимали санньясу, но это не карма-санньяса. Санньяса бывает различных типов.

#00:05:34#

Вибхиша, нароттамаВидья-санньяса считается в лагере искателей спасения высочайшим явлением. Их идея состоит в том, что когда человек осознает, что его связь с этим материальным миром носит негативный характер, он входит в духовное небо, обрубая все связи с материальным миром. Когда человек утвердился в этом сознании, то он понимает, что его связь с материальным миром пагубна для него. Он оставляет тело и уходит в духовный мир — видья-санньяса.

#00:06:36#

…хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т
правраджет са нароттамах
̣[1]

В системе нароттама-санньясы человек понимает, осознает существование Бога в своем сердце, и, думая о Нем, он оставляет свои связи и обязанности домохозяина и уходит. Куда угодно он идет, он живет под деревом или в пещере, не заботясь о своей физической оболочке. Он не убивает свое тело немедленно, тотчас же, но принимает то, что приходит к нему, или постится. Он оставляет свой дом, семейную жизнь навсегда. Это нароттама-санньяса.

#00:07:47#

Писания упоминают разные стадии. Триданда-санньяса связана со служением Богу посредством распространения вестей о Нем и служения обществу, людям. Это другое явление, совершенно иная категория, совершенно иное явление. Санньяси этой категории не испытывают отвращения к этому миру, но выполняют долг по отношению к высшему миру. Они используют это тело, они приносят явления высшего мира в этот мир и раздают их.

#00:08:54#

Это иная концепция санньясы, она обладает позитивной ценностью, подобно тому, как воплощение Бога нисходит в этот мир, и Его паршады (друзья, слуги) также посылаются Им, нисходят в этот мир, чтобы принести людям благо. Эти санньяси также являются посредниками высшего мира и обретают большее богатство, нежели те, кто просто стремится обрубить все связи с материальным миром. Они стараются использовать свою связь с материальным миром и посредством этого обретают нечто подлинное. Они действуют в качестве посредников Бога, они принимают прасадам и совершают служение. Это проявление Вайкунтхи здесь, в этом мире.

#00:10:24#

Санньяса подразумевает… Когда члены двух армий складывают оружие — как это называется?

Преданный: Перемирие?

#00:11:14#

Шрила Шридхар Махарадж: Не только перемирие, они не только прекращают войну, но за людьми, которые получили ранения на поле битвы и остались лежать на поле битвы, приходят шакалы, прилетают стервятники, и солдаты (их товарищи) с оружием в руках приходят, возвращаются, чтобы забрать их, чтобы не дать им стать жертвами шакалов и стервятников, отгоняют стервятников и шакалов, пытающихся полакомиться плотью их товарищей, павших на поле брани. Нечто в этом роде.

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол!

#00:12:38#

Видья-санньяса, вибхиша-, нароттама-.

Преданный: Махарадж, Видагдха Прабху прибыл.

Шрила Шридхар Махарадж: Какие новости?

Видагдха Прабху: Есть вопрос. Вы сказали вчера, вы упоминали божество Господа Чайтаньи, которому поклонялась Вишнуприя Деви. Она закрыла лицо тканью, когда увидела Его. Это божество Гауридаса Пандита или некое другое божество?

Преданный: Шачимата закрыла лицо тканью… Я прошу прощения: Вишнуприя закрыла лицо тканью, вы говорили.

#00:13:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, когда она взглянула на мурти Махапрабху, оно настолько походило на изначального Махапрабху…

Преданный: «Это божество Гауридаса Пандита, то же самое божество?» — он спрашивает.

#00:13:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Божество Гауридаса Пандита было установлено раньше. Божество Вишнуприи было установлено позже. Поза может быть другой.

Преданный: А где это божество? Мы можем его найти где-то, увидеть? Мы знаем, божество Гауридаса есть, но это божество Вишнуприи…

Шрила Шридхар Махарадж: В ходе истории божество устанавливалось не раз.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Йах̣ свака̄т парато веха, джа̄та-нирведа а̄тмава̄н / хр̣ди кр̣тва̄ харим̇ геха̄т, правраджет са нароттамах̣ — «Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллюзорность и нищету этого материального мира и потому покидает дом, положившись лишь на личность Бога, пребывающую в его сердце, воистину является лучшим из людей» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.27).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования