«От сознания к сознанию». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 сентября 1996 года. Москва



Когда вы отдаете ваше сердце, за ним естественным образом следует ум. Но вы можете отдавать свой ум — в таком случае, гармонии не будет. Невозможно различить.

От сознания к сознанию

Шрипад Сиддханти Махарадж: Вы всегда говорите, что сознание Кришны — это взаимодействие сердец.

Шрила Говинда Махарадж: «От сердца к сердцу» означает, что транзакция, взаимодействие носит подлинный характер. Но ум в это взаимодействие не вовлечен. Лучшее взаимодействие — это взаимодействие сердец. Если же сердце не вовлечено, а вовлечен только ум, то результата не будет. Иногда мы не отдаем наше сердце, но действуем в соответствии с некими правилами вежливости, хорошего тона. И подобное взаимодействие осуществляется через ум. Но это не есть подлинное взаимодействие. Мое подлинное «я», подлинное существо не вовлечено, но я что-то делаю и это как бы приемлемо. Но если происходит подлинное взаимодействие сердец, то ум также будет вовлечен.

Умы гопи всегда без остатка поглощены происходящим во Вриндаване.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

От сознания к сознанию

(18 сентября 1996 года. Москва)

 

Шрила Говинда Махарадж: Когда вы отдаете ваше сердце, то естественным образом за ним следует ум. Но вы можете отдавать свой ум, и в таком случае гармонии не будет. Невозможно различить.

#00:00:24#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Вы всегда говорите, Махарадж, что сознание Кришны — это взаимодействие сердец.

#00:00:30#

Шрила Говинда Махарадж: Я говорил о сердце, речь не о ментальном взаимодействии. Ментальное взаимодействие — не то, о чем я говорил. Взаимодействие сердец означает, что транзакция, взаимодействие носит подлинный характер. Но в это взаимодействие не вовлечен ум. Лучшее взаимодействие — это взаимодействие сердец. Если же сердце не вовлечено, если вовлечен только ум, то [подлинного духовного] результата не будет. Должно быть вовлечено, задействовано сердце.

#00:01:20#

Но иногда мы не отдаем наше сердце, но действуем в соответствии с некими правилами вежливости, хорошего тона. Но это не есть подлинное взаимодействие. Это не более чем вежливость, правила хорошего тона. Но мое подлинное существо, подлинное «я» не вовлечено: я что-то делаю и это как бы приемлемо.

#00:02:01#

Но прежде всего, если речь идет о взаимодействии сердец, если вовлечено сердце, то ум автоматически будет также вовлечен. Умы гопи всегда в высшей степени поглощены тем, что происходит во Вриндаване. И начало, которое превосходит интеллект, разум, зовется атмой. Атма означает «дух». Если нет духа, вечной духовной души, тогда все становится бесполезным. Вы будете видеть тело, мертвое тело. Внутри этого тела было все, но когда дух покинул его, духовная душа, то тело стало трупом. Без духовной души мозг не функционирует, глаза не функционируют, и ум не функционирует. Все становится инвалидным, не функциональным без духовной души, атмы, которая превосходит все остальные компоненты. А что вы сами думаете об этом? Каково ваше мнение?

[Смех.]

#00:03:34#

Преданная: [неразборчиво].

#00:04:08#

Муралишвар Прабху: Она говорит, что если бы она знала, о чем идет речь, то не задавала бы такой вопрос. Она говорит, что, с одной стороны, об этом говорят священные писания, и она имеет веру в священные писания. Но в то же время она думает, что существует свидетельство современной науки, и это свидетельство так же истинно. Поэтому она не знает. С ее точки зрения, здесь присутствует противоречие между мнением современной науки и древней мудростью Вед. Поэтому-то она задает вам, Шрила Говинда Махарадж, этот вопрос.

#00:04:55#

Шрила Говинда Махарадж: Да, ваши догадки на этот счет, попытки это понять, уместны. Луна, куда современные ученые посылают людей, — это земля, грунт. А [ментальная, в ее тонком измерении] Луна — ее положение в уме. Когда Луна пребывает в уме, когда речь идет об этой Луне, на эту Луну никто не может попасть без пуньи. Ум передвигается с огромной скоростью, и ум способен проникать куда угодно, поэтому ум представляет Луну. И если кто-то хочет достичь Луны, то он должен контролировать свой ум. И таким образом он может достичь ментального мира. Луна, о которой идет речь, ментальная Луна, — это не физическая луна. Физическая луна зовется луной, потому что качества ума и качества луны аналогичны, похожи.

#00:06:39#

Мы можем видеть это ночью, когда в небе пребывает полная луна и мы находимся на крыше. На нас светит полная луна, и луна оказывает влияние на наше тело, усиливая все происходящие в нем процессы. И тому есть доказательства. Я видел это, я не могу оставаться на улице под открытым небом в ночь полной луны, когда луна полная, потому что я заболеваю. Поэтому я не могу наслаждаться полной луной. Это правда, положение луны и положение ума очень близки, они тесно связаны [между собой]. И больше того: солнце — источник жизненной силы, и луна — источник жизненной силы, но не для человека. Луна — источник жизненной силы, поддержки для растений, таких форм жизни — растительных форм жизни. Естественным образом это так. Есть растения, которые черпают свою жизненную силу в солнечном свете, такие растения, как лотос.

#00:08:23#

Вопрос: А что такое пунья?

Шрила Говинда Махарадж: Пунья — это «благочестие», «добродетель», «заслуга». Луна зовется питри-локой. И эта питри-лока, эта Луна существует в уме. Возможно поэтому Прабхупада подобное говорил. Он говорил, что люди никогда не были на Луне. То, что существует в уме, — это Луна, это не есть физическая луна, куда люди летали. Но он не прояснил этот момент, то, о чем вы говорите. Если бы он прояснил различие между этими двумя лунами, то это было бы хорошо, но Прабхупада этого не сделал. Однако речь идет о том, что Луна существует в уме, и лока Луны, планета, измерение, зовется питри-локой.

#00:10:09#

Питри-лока — это место, куда отправляются предки, но это означает, что у них есть физическая форма, и это измерение представлено в уме. И эта Луна, питри-лока, не есть луна, которую мы видим физическими глазами. В джйотиш-шастре, в астрологии, говорится об этом. Луна представляет ум, и ум устремляется к Луне, приближается к ней. А Солнце представляет атму, сказано в джйотиш-шастре, астрологии. Солнце представляет атму, а Луна представляет ум. Поэтому ум столь быстрый, он способен проникать повсюду. Символ ума есть Луна. И эта Луна не та луна, что мы видим на небе. Прабхупада, возможно, хотел сказать именно это, но он не сказал этого достаточно однозначно.

#00:11:40#

Есть четки или нет, это не вопрос, но повторение святого имени с четками более плодотворно. Мы касаемся туласи [когда берем в руки джапа-малу] и мы воспеваем святое имя. И таким образом духовная поддержка более велика, благодаря туласи.

#00:12:02#

Преданный: Но не у каждого есть четки, сделанные из туласи.

Шрила Говинда Махарадж: Да, это правда, но если Гуру дает четки в качестве туласи, то это дерево или другой материал может принять такую форму туласи мощью, силой Гуру. Все существует в уме. А ум достигает атмы. Понимаете? И атма означает сознание. Поэтому, если вы осознанны в отношении ваших четок, и Гуру дал сознание, то эти четки приняли форму, образ туласи. Понимаете? Все существует в сознании. Вы сознаете вашего Гуру, и то, что он дает вам, достигает измерения сознания, проявляется на уровне сознания.

#00:13:24#

Мы видим красоту тела. Но где эта красота? Если вы рассекаете это тело, расчленяете его, то вы не видите красоту. Понимаешь? Мы говорим: прекрасный лик, красивое лицо. Если мы говорим о ком-то: «Его лицо прекрасно, оно очень красиво», то где эта красота? Как это понять? Если вы расчленяете это лицо в лаборатории скальпелем, разрезаете его, то разве вы увидите внутри эту красоту? Так где же эта красота? Почему мы говорим, что это лицо прекрасно? Таким образом, красота живет в уме. Таким образом, сознание — это главное явление, и, если нечто живет в сознании, тогда все благоприятно, это нечто благоприятно.

#00:14:44#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Если все живет в сознании, то все благоприятно, даже в большей степени, чем красота.

#00:14:58#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Мы говорим: нечто прекрасно, [но] где эта красота? Если мы разрежем какой-то объект или предмет, расчленим его, [например] в лаборатории человеческое тело, то внутри этого тела мы увидим кровь, ДНК и разные другие реалии, но мы не увидим там красоты. Существует иной процесс поиска красоты, и этот поиск осуществляется через ум. Когда ум удовлетворен, доволен, тогда возникает чувство красоты и такое явление, как красота. Но, опять же, существуют разные состояния ума, восприятия ума. Например, сова считает, что лица ее детей, птенцов красивы.

#00:16:04#

Красота пребывает в глазах воспринимающего. Да, красота существует в уме, именно так. Харинам и туласи существуют в сознании. Источником этого является Гуру. И трансформация происходит в сознании, происходит передача от сознания к сознанию.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




←  «„Номер 5“ в отношениях с Кришной». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 27 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· День явления Шри Мадхвачарьи. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 24 октября 2023 года. Бангкок, Таиланд  →

Когда вы отдаете ваше сердце, за ним естественным образом следует ум. Но вы можете отдавать свой ум — в таком случае, гармонии не будет. Невозможно различить.

От сознания к сознанию

Шрипад Сиддханти Махарадж: Вы всегда говорите, что сознание Кришны — это взаимодействие сердец.

Шрила Говинда Махарадж: «От сердца к сердцу» означает, что транзакция, взаимодействие носит подлинный характер. Но ум в это взаимодействие не вовлечен. Лучшее взаимодействие — это взаимодействие сердец. Если же сердце не вовлечено, а вовлечен только ум, то результата не будет. Иногда мы не отдаем наше сердце, но действуем в соответствии с некими правилами вежливости, хорошего тона. И подобное взаимодействие осуществляется через ум. Но это не есть подлинное взаимодействие. Мое подлинное «я», подлинное существо не вовлечено, но я что-то делаю и это как бы приемлемо. Но если происходит подлинное взаимодействие сердец, то ум также будет вовлечен.

Умы гопи всегда без остатка поглощены происходящим во Вриндаване.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

От сознания к сознанию

(18 сентября 1996 года. Москва)

 

Шрила Говинда Махарадж: Когда вы отдаете ваше сердце, то естественным образом за ним следует ум. Но вы можете отдавать свой ум, и в таком случае гармонии не будет. Невозможно различить.

#00:00:24#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Вы всегда говорите, Махарадж, что сознание Кришны — это взаимодействие сердец.

#00:00:30#

Шрила Говинда Махарадж: Я говорил о сердце, речь не о ментальном взаимодействии. Ментальное взаимодействие — не то, о чем я говорил. Взаимодействие сердец означает, что транзакция, взаимодействие носит подлинный характер. Но в это взаимодействие не вовлечен ум. Лучшее взаимодействие — это взаимодействие сердец. Если же сердце не вовлечено, если вовлечен только ум, то [подлинного духовного] результата не будет. Должно быть вовлечено, задействовано сердце.

#00:01:20#

Но иногда мы не отдаем наше сердце, но действуем в соответствии с некими правилами вежливости, хорошего тона. Но это не есть подлинное взаимодействие. Это не более чем вежливость, правила хорошего тона. Но мое подлинное существо, подлинное «я» не вовлечено: я что-то делаю и это как бы приемлемо.

#00:02:01#

Но прежде всего, если речь идет о взаимодействии сердец, если вовлечено сердце, то ум автоматически будет также вовлечен. Умы гопи всегда в высшей степени поглощены тем, что происходит во Вриндаване. И начало, которое превосходит интеллект, разум, зовется атмой. Атма означает «дух». Если нет духа, вечной духовной души, тогда все становится бесполезным. Вы будете видеть тело, мертвое тело. Внутри этого тела было все, но когда дух покинул его, духовная душа, то тело стало трупом. Без духовной души мозг не функционирует, глаза не функционируют, и ум не функционирует. Все становится инвалидным, не функциональным без духовной души, атмы, которая превосходит все остальные компоненты. А что вы сами думаете об этом? Каково ваше мнение?

[Смех.]

#00:03:34#

Преданная: [неразборчиво].

#00:04:08#

Муралишвар Прабху: Она говорит, что если бы она знала, о чем идет речь, то не задавала бы такой вопрос. Она говорит, что, с одной стороны, об этом говорят священные писания, и она имеет веру в священные писания. Но в то же время она думает, что существует свидетельство современной науки, и это свидетельство так же истинно. Поэтому она не знает. С ее точки зрения, здесь присутствует противоречие между мнением современной науки и древней мудростью Вед. Поэтому-то она задает вам, Шрила Говинда Махарадж, этот вопрос.

#00:04:55#

Шрила Говинда Махарадж: Да, ваши догадки на этот счет, попытки это понять, уместны. Луна, куда современные ученые посылают людей, — это земля, грунт. А [ментальная, в ее тонком измерении] Луна — ее положение в уме. Когда Луна пребывает в уме, когда речь идет об этой Луне, на эту Луну никто не может попасть без пуньи. Ум передвигается с огромной скоростью, и ум способен проникать куда угодно, поэтому ум представляет Луну. И если кто-то хочет достичь Луны, то он должен контролировать свой ум. И таким образом он может достичь ментального мира. Луна, о которой идет речь, ментальная Луна, — это не физическая луна. Физическая луна зовется луной, потому что качества ума и качества луны аналогичны, похожи.

#00:06:39#

Мы можем видеть это ночью, когда в небе пребывает полная луна и мы находимся на крыше. На нас светит полная луна, и луна оказывает влияние на наше тело, усиливая все происходящие в нем процессы. И тому есть доказательства. Я видел это, я не могу оставаться на улице под открытым небом в ночь полной луны, когда луна полная, потому что я заболеваю. Поэтому я не могу наслаждаться полной луной. Это правда, положение луны и положение ума очень близки, они тесно связаны [между собой]. И больше того: солнце — источник жизненной силы, и луна — источник жизненной силы, но не для человека. Луна — источник жизненной силы, поддержки для растений, таких форм жизни — растительных форм жизни. Естественным образом это так. Есть растения, которые черпают свою жизненную силу в солнечном свете, такие растения, как лотос.

#00:08:23#

Вопрос: А что такое пунья?

Шрила Говинда Махарадж: Пунья — это «благочестие», «добродетель», «заслуга». Луна зовется питри-локой. И эта питри-лока, эта Луна существует в уме. Возможно поэтому Прабхупада подобное говорил. Он говорил, что люди никогда не были на Луне. То, что существует в уме, — это Луна, это не есть физическая луна, куда люди летали. Но он не прояснил этот момент, то, о чем вы говорите. Если бы он прояснил различие между этими двумя лунами, то это было бы хорошо, но Прабхупада этого не сделал. Однако речь идет о том, что Луна существует в уме, и лока Луны, планета, измерение, зовется питри-локой.

#00:10:09#

Питри-лока — это место, куда отправляются предки, но это означает, что у них есть физическая форма, и это измерение представлено в уме. И эта Луна, питри-лока, не есть луна, которую мы видим физическими глазами. В джйотиш-шастре, в астрологии, говорится об этом. Луна представляет ум, и ум устремляется к Луне, приближается к ней. А Солнце представляет атму, сказано в джйотиш-шастре, астрологии. Солнце представляет атму, а Луна представляет ум. Поэтому ум столь быстрый, он способен проникать повсюду. Символ ума есть Луна. И эта Луна не та луна, что мы видим на небе. Прабхупада, возможно, хотел сказать именно это, но он не сказал этого достаточно однозначно.

#00:11:40#

Есть четки или нет, это не вопрос, но повторение святого имени с четками более плодотворно. Мы касаемся туласи [когда берем в руки джапа-малу] и мы воспеваем святое имя. И таким образом духовная поддержка более велика, благодаря туласи.

#00:12:02#

Преданный: Но не у каждого есть четки, сделанные из туласи.

Шрила Говинда Махарадж: Да, это правда, но если Гуру дает четки в качестве туласи, то это дерево или другой материал может принять такую форму туласи мощью, силой Гуру. Все существует в уме. А ум достигает атмы. Понимаете? И атма означает сознание. Поэтому, если вы осознанны в отношении ваших четок, и Гуру дал сознание, то эти четки приняли форму, образ туласи. Понимаете? Все существует в сознании. Вы сознаете вашего Гуру, и то, что он дает вам, достигает измерения сознания, проявляется на уровне сознания.

#00:13:24#

Мы видим красоту тела. Но где эта красота? Если вы рассекаете это тело, расчленяете его, то вы не видите красоту. Понимаешь? Мы говорим: прекрасный лик, красивое лицо. Если мы говорим о ком-то: «Его лицо прекрасно, оно очень красиво», то где эта красота? Как это понять? Если вы расчленяете это лицо в лаборатории скальпелем, разрезаете его, то разве вы увидите внутри эту красоту? Так где же эта красота? Почему мы говорим, что это лицо прекрасно? Таким образом, красота живет в уме. Таким образом, сознание — это главное явление, и, если нечто живет в сознании, тогда все благоприятно, это нечто благоприятно.

#00:14:44#

Шрипад Сиддханти Махарадж: Если все живет в сознании, то все благоприятно, даже в большей степени, чем красота.

#00:14:58#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Мы говорим: нечто прекрасно, [но] где эта красота? Если мы разрежем какой-то объект или предмет, расчленим его, [например] в лаборатории человеческое тело, то внутри этого тела мы увидим кровь, ДНК и разные другие реалии, но мы не увидим там красоты. Существует иной процесс поиска красоты, и этот поиск осуществляется через ум. Когда ум удовлетворен, доволен, тогда возникает чувство красоты и такое явление, как красота. Но, опять же, существуют разные состояния ума, восприятия ума. Например, сова считает, что лица ее детей, птенцов красивы.

#00:16:04#

Красота пребывает в глазах воспринимающего. Да, красота существует в уме, именно так. Харинам и туласи существуют в сознании. Источником этого является Гуру. И трансформация происходит в сознании, происходит передача от сознания к сознанию.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования