«Рага-марг. Прославление Шри Пундарика Видьянидхи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия



Пундарик Видьянидхи также был последователем виддхи-марга. Но его истинная природа относилась к измерению рага-марга. Однажды он захотел увидеть Джаганнатха. Одана-шаштхи — это праздник, во время которого божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры одевают в новые, зимние одежды. Одежды специально шьют к этому дню. Обычно, когда шьют одежды божествам, их стирают, чтобы убрать весь крахмал, так как накрахмаленные одежды считаются оскверненными. Божества носят эти одежды целый месяц. Этот месяц называется Пурана-шаштхи. В тот день божествам поднесли накрахмаленные одежды — жесткие и неудобные. Пундарик Видьянидхи увидел это и спросил у Сварупы Дамодара: «С какой стати Джаганнатх должен носить такую одежду?» Он осудил это. Наступившей ночью Джаганнатх явился ему во сне и надавал пощечин. Проснувшись, Пундарик Видьянидхи обнаружил, что на его лице остались следы от пощечин. Он поразился: инцидент произошел во сне, почему же лицо опухло? Он оставался в своих покоях. По утрам к нему приходил Сварупа Дамодар, и они вместе посещали мангала-арати. В то утро Сварупа Дамодар увидел, что Видьянидхи не выходит из дома, и зашел к нему в комнату. Он увидел, что его друг избит, и поинтересовался, что случилось. Пундарик ответил: «Сегодня я не пойду в храм, потому что ночью Джаганнатх явился мне и надавал пощечин. Он сказал: „Господин, зачем ты пришел в Пури? Ты должен покинуть Пури. Я не в силах терпеть твои представления. Здесь царит Мой закон. То, что Я установил здесь, — закон. Мой закон, а не твои ведические традиции, которые неприложимы здесь“». Это нечто немыслимое — во сне Джаганнатх надавал ему пощечин, но последствия оказались физическими. Пундарик заявил Сварупе Дамодару: «Я счастлив оттого, что Джаганнатх наказал меня. Но как я в таком виде пойду на даршан

Мы очень удачливы, слыша о нем и говоря о нем. Я многое позабыл. Память мне отказывает. Так или иначе, преданные принимают мою севу. Лучше что-то, чем ничего. Так я могу завершить на сегодня выполнение долга.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Рага-марг.
Прославление Шри Пундарика Видьянидхи

(25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Шрила Говинда Махарадж:

[санскрит]

Харе Кришна!

[Шрила Ачарья Махарадж говорит на бенгали.]

[Бенгали.] Холод и жара. Климат изменяется в этом мире в наши дни, он не остается неизменным, но здесь в Навадвипе так красиво! Все прекрасно.

#00:01:31#

Не так легко понять природу рага-марги. И в то же время легко понять эту природу, занять правильную позицию по отношению к ней. Я вначале очень удивился, когда впервые услышал хари-катху Гуру Махараджа.

#00:02:00#

Аулы, баулы, картта-бхаджи, неды, дара-веши, сани — это разные сампрадаи, школы, которые выступают под флагом проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Они заявляют о себе, выдвигая разные идеи, но проповедь Махапрабху отличается от них [их проповеди]. Это очень дурное явление. Об этом говорит Тотарам Дас Бабаджи.

#00:02:39#

Аулы, баулы, картта-бхаджи, неды, дара-веши, сани, сахаджии, сакхи-бхеки, смарты, джата-гошани, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари — тринадцать апа-сампрадай. Эти сампрадаи не являются истинными представителями Махапрабху. Их концепции осквернены материалистичными идеями, и они лишены связи с трансцендентным миром.

#00:03:30#

Понять природу рага-марги крайне трудно, но есть личности (их не так много) — представители этого измерения, такие как Чандидас. Махапрабху принимал столь сладостно его личность, но никто не в силах должным образом понять природу чистой преданности сознания Кришны, присущее Чандидасу. Это очень трудно.

#00:04:25#

Есть аналогичный пример в школе сампрадай, в обществе последователей Махапрабху — крайне тяжело привести в гармонию их личности с концепцией Махапрабху. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур написал, возможно, статью, я позабыл [ее название]. Сегодня утром я размышлял на эту тему, и я думал о Пундарике Видьянидхи, о его характере и его личности.

#00:05:17#

Вчера был день явления Вишнуприи Деви, Пундарика Видьянидхи, Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунандана Тхакура — эти четыре личности, день явления которых был вчера. Характер Пундарика Видьянидхи радикально отличается от преобладающих характеров вайшнавов.

#00:05:49#

Гададхару Пандиту с детства был присущ дух отрешенности. Он был отрешен от всего материального. И он был всегда опьянен духом высочайшей преданности. В писаниях последователей Чайтаньи Махапрабху (чайтанитах) говорится, что Гададхар Пандит является воплощением Радхарани. Но характер его был такой — он был отрешен, аскетичен. Он был образованным вайшнавом и обучался в одно время с Махапрабху. Но он никогда не дискутировал с другими. Природа Махапрабху была такой: Он был боец, всегда бросал людям вызов. Мурари Гупта был великий пандит, и другие пандиты опасались Махапрабху. Если они видели, как Махапрабху идет по улице, то они сворачивали, уходили с дороги, чтобы избежать встречи с Ним, поскольку они знали, что, если они столкнутся с Махапрабху, Он станет задавать им вопросы на основе священных писаний. Таким был Махапрабху.

#00:07:32#

Но Гададхар Пандит был застенчив и робок. Однажды Мукунда Дас привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхи. Он знал, что в Навадвипу прибудет Пундарик Видьянидхи и привел Гададхара на встречу с ним. Он знал, что Пундарик Видьянидхи высочайший преданный в измерении рага-марги. Пундарик Видьянидхи был очень богатым заминдаром, землевладельцем, и жил подобно царю — в такой же роскоши. Его обмахивали опахалом из павлиньих перьев, с двух сторон стояли слуги, которые обмахивали его опахалом, он жевал тамбул, то есть бетель, и курил водяную трубку, которая издавала булькающие звуки. Он был очень богатым человеком, прекрасно одетым, волосы его были завиты. Он был подобен отцу Радхарани, точнее не подобен, а он и был воплощением отца Радхарани — Вришабхану раджи. Об этом написал Кави Карнапур в своем произведении «Гаура-ганоддеша-дипика».

#00:09:22#

Мукунда знал, какова его [Пундарика Видьянидхи] природа, и он привел Гададхара, чтобы показать ему вайшнава. Он сказал ему: «Ты видел столь многих вайшнавов в своей жизни. Иди со мной! Я покажу тебе одного великого, достойного вайшнава». И они отправились туда. Гададхар был исполнен энтузиазма, поскольку он всегда искал общества вайшнавов, и он предвкушал встречу с достойным вайшнавом, его даршаном.

#00:10:09#

И вот они пришли. Мукунда предложил дандават, увидев Пундарика Видьянидхи, и Гададхар предложил дандават. Они увидели перед собой царя, который был окружен атрибутами наслаждения, бхоги, и роскоши, который восседал в прекрасном кресле, на прекрасно украшенном сидении. Увидев его, Мукунда был очень счастлив, поскольку он наконец-то встретил Пундарика Видьянидхи.

#00:11:06#

Пундарик Видьянидхи был выходцем из Чаттаграма, в настоящее время это Бангладеш. Гуру Махарадж бывал в тех местах — в Чаттаграме, и активно проповедовал в этой провинции Бангладеш.

Шрила Ачарья Махарадж: Сейчас там есть храм.

#00:11:36#

Шрила Говинда Махарадж: Так или иначе, Гададхар Пандит был очень отрешен. Он не мог быть счастлив, когда он увидел подобное поведение вайшнава, когда он увидел, как человек, представший его взору, наслаждается столь многими материальными вещами. Кто поклоняется Кришне, тот отказывается от всех наслаждений. И мы видим пример тому — мы постимся в дни экадаши, мы отказываемся от наслаждения, и тем самым демонстрируется характер преданного.

#00:12:37#

Но он [Гададхар Пандит] увидел, что Пундарик Видьянидхи наслаждается столь многими вещами. Гададхар Пандит внутренне, ментально был очень расстроен. Но он ничего не сказал. Но Мукунда понял. Мукунда догадывался, какой будет реакция Гададхара. И когда он увидел выражение его лица, он понял, что представшее зрелище Гададхару не понравилось. И Мукунда решил показать ему, кто такой Пундарик Видьянидхи на самом деле. И тогда Мукунда стал прославлять Кришну. Ахо бакӣ йам̇. Он цитировал такую шлоку:

#00:13:31#

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇,
джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апи аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇,
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема[1]

Природа Кришны, характер Кришны столь сладостный и любящий. Кто может сравниться с Ним в этом мире? Кришна подарил положение матери в мире Голоки Вриндавана Путане, ракшаси — женщине-демонице. Она обрела высочайшее положение в роли матери, потому что Кришна взял в рот сосок ее груди. Намерение Путаны состояло в том, чтобы убить Кришну, отравить Его, она намазала сосок своей груди ядом и вложила этот сосок в рот Кришны. И она обрела благодаря этому высочайшее положение Его матери, Кришна одарил ее этим положением. Настолько милостивый Господь Кришна! В ком, как не в Нем, нам обрести пристанище? Практически таков смысл этой шлоки.

#00:15:27#

Услышав эту шлоку (Пундарик Видьянидхи знает весь «Бхагаватам»), Пундарик Видьянидхи стал в высшей степени опьянен преданностью. И, думая о милостивом характере, природе Кришны, он не мог сдержаться и не смог сохранить свое положение, он пришел в величайшее возбуждение и стал говорить: «Почему я делаю то и делаю это, почему я не обрел Кришну своим убежищем? Почему я не стремлюсь к прибежищу Кришны? Я позабыл Кришну, я живу в этом мире без Кришны, без преданности Кришне».

#00:16:34#

Подобные чувства родились в нем, и он разбросал все вокруг, стал рвать на себе одежду и волосы, он отбросил в сторону свою водяную трубку, он стал кататься по земле с криками: «Почему я делаю это? Почему я не стремлюсь обрести у Кришны пристанище? Где этот Кришна?»

#00:17:13#

Видя это, Гададхар Пандит устрашился. Он подумал: «Я оказался не способен распознать высочайшего вайшнава, каковым является Пундарик Видьянидхи. Я отправлюсь в ад. Это великое оскорбление с моей стороны. Мой ум стал враждебен Пундарику Видьянидхи, но Пундарик Видьянидхи полон кришна-премы, я совершил великое оскорбление в его адрес». Гададхар Пандит был очень встревожен и расстроен. И он сказал Мукунде:

#00:18:14#

«Мукунда! Я, увидев этого вайшнава, ошибся на его счет. И теперь я понимаю, что совершил великое оскорбление в его адрес. Я знаю, я понимаю, что единственное лекарство от этого оскорбления состоит в том, чтобы я принял пристанище у его лотосоподобных стоп и служил ему. У меня нет Гуру, я никого не принял своим Гуру. А Видьянидхи столь квалифицирован в роли Гуру. Если я обрету в нем пристанище (а Гуру всегда заботится об ученике и милостив к ученику), то в таком случае мое оскорбление будет прощено. Иногда Гуру прощает оскорбление. Поэтому я хочу получить посвящение у него».

#00:19:26#

Спустя час или два часа Пундарик Видьянидхи пришел в себя, и Мукунда предложил ему дандаваты, Гададхар предложил ему дандаваты. Мукунда открыл Пундарику Видьянидхи сердце и ум Гададхара, он сообщил: «Этот преданный хочет принять посвящение от вас, он хочет видеть вас своим Гуру, поскольку Гуру никогда не принимает оскорбления со стороны своих учеников, если эти оскорбления не слишком тяжкие».

#00:20:07#

Так или иначе, Пундарик Видьянидхи услышал это, он увидел Гададхара, и в нем, в его сердце родилась большая любовь к Гададхару. И когда он услышал о том, что теперь Гададхар станет его сыном, он был очень доволен. Он думал: «Где мне обрести такого ученика, как он? Он величайший ученик. Он обладает высочайшими качествами ученика. И он понимает мое сердце в полной мере. Я должен дать ему посвящение!»

#00:21:03#

Пундарик Видьянидхи явил свою доброту Гададхару Пандиту и сказал ему: «Да, я приму тебя своим учеником». Таков Пундарик Видьянидхи.

#00:21:17#

Махапрабху явился в качестве спасителя обусловленных душ в Навадвипа-дхаме. И Он плакал, говоря о Пундарике Видьянидхи: «Где Мой отец Пундарик?» Поскольку Махапрабху может не всегда, но преимущественно, главным образом Он пребывает в настроении Радхарани, испытывает чувства Ее сердца. Эти чувства Ее сердца являются в Нем, Он их являет, а Пундарик Видьянидхи был отцом Радхарани.

#00:22:38#

И когда Махапрабху плакал, Он призывал имя Видьянидхи, и все преданные думали, что, должно быть, Видьянидхи уже пришел в Навадвипу или вскоре придет. Затем произошла встреча Махапрабху и Видьянидхи, и их санкиртана была столь велика. Таков характер Пундарика Видьянидхи.

#00:23:16#

Этот преданный жил словно царь, но он всегда испытывал сладостную любовь, нежность и сочувствие к обусловленным душам и проповедовал соответствующим образом в той провинции. Когда он пришел в Навадвипу, то встретился со всеми преданными и счастливо жил в их обществе.

#00:24:15#

Мы видим, преданные имели материальное достояние, у каждого был дом в Навадвипе, но кто-то жил [преимущественно] в Силхете, кто-то в Чаттограме, кто-то в округе Пабны, в Маймансингхе, в Дакке преданные жили. Но у них также были дома в Навадвипе, у всех этих преданных, поскольку в ту пору Навадвипа была известна, это был центр образования во всей Бенгалии, центр ведической культуры, литературы, изучения санскрита, изучения Вед и Веданты. То было славное и величественное место, а после рождения Махапрабху оно стало столь знаменитым.

#00:25:26#

Этот Пундарик Видьянидхи был также другом Сварупы Дамодара. Однажды в Пури-дхаме Гададхар заявил Махапрабху: «Я позабыл мой дикша-мантрам, мантрам второго посвящения, я забыл его. Пожалуйста, дай мне этот мантрам!» И Махапрабху ответил ему: «Твой Гуру Пундарик Видьянидхи, он скоро приедет сюда в Пури, и тогда ты вновь получишь от него этот мантрам. От него — не от Меня! И это будет для тебя лучшим». И когда Пундарик Видьянидхи прибыл в Пури, то Гададхар Пандит вновь получил от него посвящение. Это факт. Сам Махапрабху не хотел вмешиваться в отношения достойного Гуру и ученика.

#00:26:47#

Характер Гададхара был несравненным, он не идет ни в какое сравнение с характерами других вайшнавов. Пундарик Видьянидхи был последователем виддхи-марги. Но его истинная природа относилась к измерению рага-марги. Однажды он захотел увидеть Джаганнатха. И, возможно, это было в одана-шаштхи — в тот день Джаганнатху, божествам принесли одежду, пропитанную крахмалом, жесткую, неудобную одежду. И Пундарик Видьянидхи увидел это. Он сказал, заметил Сварупе Дамодару: «Почему Джаганнатх носит такую одежду? Это нехорошо». И он вернулся к себе.

#00:28:14#

Ночью Джаганнатх явился ему во сне и надавал множество пощечин. Это произошло во сне, в сновидении, но когда Пундарик Видьянидхи проснулся, то оказалось, что на его лице остались следы от этих ударов, от пощечин. Пундарик Видьянидхи поразился: «Это произошло во сне, почему же тогда мое лицо и щеки опухли? И руки опухли, и все опухло…я был избит…»

#00:29:23#

Рано утром Пундарик Видьянидхи не вышел из своих покоев. Сварупа Дамодар приходил к нему по утрам каждый день, и они вместе посещали мангала-арати. В то утро Сварупа Дамодар увидел, что Видьянидхи не выходит из дома, и зашел к нему в комнату. Он увидел, что его друг избит, и поинтересовался, что случилось.

#00:29:55#

Пундарик объяснил: «Сегодня я не пойду в храм, потому что этой ночью мне явился Джаганнатх и надавал пощечин. Он сказал мне: „Зачем ты пришел в Пури? Ты должен покинуть Пури. Я не в силах, — сказал Господь Джаганнатх, — терпеть твои идеи. Здесь царит Мой закон! То, что Я установил здесь, — закон. Мой закон, а не твои ведические традиции, которые неприложимы здесь. Те правила, которые я установил здесь, в этом храме, — это закон! Если тебе они не нравятся, ты можешь покинуть это место“».

#00:30:52#

Мы не в силах помыслить подобное — во сне Джаганнатх надавал ему пощечин, и эти симптомы проявились физически. Пундарик заявил Сварупе Дамодару: «Я счастлив оттого, что Джаганнатх наказал меня. Но как я в таком виде пойду на даршан

#00:31:19#

Таков был Видьянидхи, его характер. Махапрабху всегда плакал, призывая имя Видьянидхи, говоря: «Где Мой отец?» Таким образом.

#00:31:38#

Вчера был день явления этого Пундарика Видьянидхи и других вайшнавов также — Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунандана Тхакура. В другой день я попытаюсь прославить этих вайшнавов. А сегодня мы вспоминаем божественный характер Пундарика Видьянидхи и его дух преданности.

#00:32:24#

Мы очень удачливы слышать эти описания и говорить о нем. Я многое позабыл. Память мне отказывает. Так или иначе, преданные принимают мою севу. Лучше что-то, чем ничего. Так я могу завершить на сегодня выполнение долга.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Бхагаван Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Ананта-коти вайшнава ки джай!

Сапаршада Шриман Махапрабху ки джай!

Джай Пундарик Видьянидхи ки джай!

Шри рупануга-гуру-варга ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Самавета-бхакта-вринда ки джай!

Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Джагад-гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Гуру Махарадж ки джай!

Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  «Разве возможно найти более милостивого покровителя, чем Он, даровавший положение Своей матери вероломной сестре Бакасуры, несмотря на то, что она дала Ему свою грудь, смазав ее смертоносным ядом» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23).




←  День явления Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. Шрила Б. А. Данди Махарадж, Сатья Сундар Прабху. 9 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· “Balak Tirtha | Discover holy places with Swami Avadhut.” Srila B. B. Avadhut Maharaj. 2022. Dwaraka, India
 →

Пундарик Видьянидхи также был последователем виддхи-марга. Но его истинная природа относилась к измерению рага-марга. Однажды он захотел увидеть Джаганнатха. Одана-шаштхи — это праздник, во время которого божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры одевают в новые, зимние одежды. Одежды специально шьют к этому дню. Обычно, когда шьют одежды божествам, их стирают, чтобы убрать весь крахмал, так как накрахмаленные одежды считаются оскверненными. Божества носят эти одежды целый месяц. Этот месяц называется Пурана-шаштхи. В тот день божествам поднесли накрахмаленные одежды — жесткие и неудобные. Пундарик Видьянидхи увидел это и спросил у Сварупы Дамодара: «С какой стати Джаганнатх должен носить такую одежду?» Он осудил это. Наступившей ночью Джаганнатх явился ему во сне и надавал пощечин. Проснувшись, Пундарик Видьянидхи обнаружил, что на его лице остались следы от пощечин. Он поразился: инцидент произошел во сне, почему же лицо опухло? Он оставался в своих покоях. По утрам к нему приходил Сварупа Дамодар, и они вместе посещали мангала-арати. В то утро Сварупа Дамодар увидел, что Видьянидхи не выходит из дома, и зашел к нему в комнату. Он увидел, что его друг избит, и поинтересовался, что случилось. Пундарик ответил: «Сегодня я не пойду в храм, потому что ночью Джаганнатх явился мне и надавал пощечин. Он сказал: „Господин, зачем ты пришел в Пури? Ты должен покинуть Пури. Я не в силах терпеть твои представления. Здесь царит Мой закон. То, что Я установил здесь, — закон. Мой закон, а не твои ведические традиции, которые неприложимы здесь“». Это нечто немыслимое — во сне Джаганнатх надавал ему пощечин, но последствия оказались физическими. Пундарик заявил Сварупе Дамодару: «Я счастлив оттого, что Джаганнатх наказал меня. Но как я в таком виде пойду на даршан

Мы очень удачливы, слыша о нем и говоря о нем. Я многое позабыл. Память мне отказывает. Так или иначе, преданные принимают мою севу. Лучше что-то, чем ничего. Так я могу завершить на сегодня выполнение долга.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Рага-марг.
Прославление Шри Пундарика Видьянидхи

(25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Шрила Говинда Махарадж:

[санскрит]

Харе Кришна!

[Шрила Ачарья Махарадж говорит на бенгали.]

[Бенгали.] Холод и жара. Климат изменяется в этом мире в наши дни, он не остается неизменным, но здесь в Навадвипе так красиво! Все прекрасно.

#00:01:31#

Не так легко понять природу рага-марги. И в то же время легко понять эту природу, занять правильную позицию по отношению к ней. Я вначале очень удивился, когда впервые услышал хари-катху Гуру Махараджа.

#00:02:00#

Аулы, баулы, картта-бхаджи, неды, дара-веши, сани — это разные сампрадаи, школы, которые выступают под флагом проповеди Шри Чайтаньи Махапрабху. Они заявляют о себе, выдвигая разные идеи, но проповедь Махапрабху отличается от них [их проповеди]. Это очень дурное явление. Об этом говорит Тотарам Дас Бабаджи.

#00:02:39#

Аулы, баулы, картта-бхаджи, неды, дара-веши, сани, сахаджии, сакхи-бхеки, смарты, джата-гошани, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари — тринадцать апа-сампрадай. Эти сампрадаи не являются истинными представителями Махапрабху. Их концепции осквернены материалистичными идеями, и они лишены связи с трансцендентным миром.

#00:03:30#

Понять природу рага-марги крайне трудно, но есть личности (их не так много) — представители этого измерения, такие как Чандидас. Махапрабху принимал столь сладостно его личность, но никто не в силах должным образом понять природу чистой преданности сознания Кришны, присущее Чандидасу. Это очень трудно.

#00:04:25#

Есть аналогичный пример в школе сампрадай, в обществе последователей Махапрабху — крайне тяжело привести в гармонию их личности с концепцией Махапрабху. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур написал, возможно, статью, я позабыл [ее название]. Сегодня утром я размышлял на эту тему, и я думал о Пундарике Видьянидхи, о его характере и его личности.

#00:05:17#

Вчера был день явления Вишнуприи Деви, Пундарика Видьянидхи, Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунандана Тхакура — эти четыре личности, день явления которых был вчера. Характер Пундарика Видьянидхи радикально отличается от преобладающих характеров вайшнавов.

#00:05:49#

Гададхару Пандиту с детства был присущ дух отрешенности. Он был отрешен от всего материального. И он был всегда опьянен духом высочайшей преданности. В писаниях последователей Чайтаньи Махапрабху (чайтанитах) говорится, что Гададхар Пандит является воплощением Радхарани. Но характер его был такой — он был отрешен, аскетичен. Он был образованным вайшнавом и обучался в одно время с Махапрабху. Но он никогда не дискутировал с другими. Природа Махапрабху была такой: Он был боец, всегда бросал людям вызов. Мурари Гупта был великий пандит, и другие пандиты опасались Махапрабху. Если они видели, как Махапрабху идет по улице, то они сворачивали, уходили с дороги, чтобы избежать встречи с Ним, поскольку они знали, что, если они столкнутся с Махапрабху, Он станет задавать им вопросы на основе священных писаний. Таким был Махапрабху.

#00:07:32#

Но Гададхар Пандит был застенчив и робок. Однажды Мукунда Дас привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхи. Он знал, что в Навадвипу прибудет Пундарик Видьянидхи и привел Гададхара на встречу с ним. Он знал, что Пундарик Видьянидхи высочайший преданный в измерении рага-марги. Пундарик Видьянидхи был очень богатым заминдаром, землевладельцем, и жил подобно царю — в такой же роскоши. Его обмахивали опахалом из павлиньих перьев, с двух сторон стояли слуги, которые обмахивали его опахалом, он жевал тамбул, то есть бетель, и курил водяную трубку, которая издавала булькающие звуки. Он был очень богатым человеком, прекрасно одетым, волосы его были завиты. Он был подобен отцу Радхарани, точнее не подобен, а он и был воплощением отца Радхарани — Вришабхану раджи. Об этом написал Кави Карнапур в своем произведении «Гаура-ганоддеша-дипика».

#00:09:22#

Мукунда знал, какова его [Пундарика Видьянидхи] природа, и он привел Гададхара, чтобы показать ему вайшнава. Он сказал ему: «Ты видел столь многих вайшнавов в своей жизни. Иди со мной! Я покажу тебе одного великого, достойного вайшнава». И они отправились туда. Гададхар был исполнен энтузиазма, поскольку он всегда искал общества вайшнавов, и он предвкушал встречу с достойным вайшнавом, его даршаном.

#00:10:09#

И вот они пришли. Мукунда предложил дандават, увидев Пундарика Видьянидхи, и Гададхар предложил дандават. Они увидели перед собой царя, который был окружен атрибутами наслаждения, бхоги, и роскоши, который восседал в прекрасном кресле, на прекрасно украшенном сидении. Увидев его, Мукунда был очень счастлив, поскольку он наконец-то встретил Пундарика Видьянидхи.

#00:11:06#

Пундарик Видьянидхи был выходцем из Чаттаграма, в настоящее время это Бангладеш. Гуру Махарадж бывал в тех местах — в Чаттаграме, и активно проповедовал в этой провинции Бангладеш.

Шрила Ачарья Махарадж: Сейчас там есть храм.

#00:11:36#

Шрила Говинда Махарадж: Так или иначе, Гададхар Пандит был очень отрешен. Он не мог быть счастлив, когда он увидел подобное поведение вайшнава, когда он увидел, как человек, представший его взору, наслаждается столь многими материальными вещами. Кто поклоняется Кришне, тот отказывается от всех наслаждений. И мы видим пример тому — мы постимся в дни экадаши, мы отказываемся от наслаждения, и тем самым демонстрируется характер преданного.

#00:12:37#

Но он [Гададхар Пандит] увидел, что Пундарик Видьянидхи наслаждается столь многими вещами. Гададхар Пандит внутренне, ментально был очень расстроен. Но он ничего не сказал. Но Мукунда понял. Мукунда догадывался, какой будет реакция Гададхара. И когда он увидел выражение его лица, он понял, что представшее зрелище Гададхару не понравилось. И Мукунда решил показать ему, кто такой Пундарик Видьянидхи на самом деле. И тогда Мукунда стал прославлять Кришну. Ахо бакӣ йам̇. Он цитировал такую шлоку:

#00:13:31#

ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇,
джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апи аса̄дхвӣ
лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇,
кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема[1]

Природа Кришны, характер Кришны столь сладостный и любящий. Кто может сравниться с Ним в этом мире? Кришна подарил положение матери в мире Голоки Вриндавана Путане, ракшаси — женщине-демонице. Она обрела высочайшее положение в роли матери, потому что Кришна взял в рот сосок ее груди. Намерение Путаны состояло в том, чтобы убить Кришну, отравить Его, она намазала сосок своей груди ядом и вложила этот сосок в рот Кришны. И она обрела благодаря этому высочайшее положение Его матери, Кришна одарил ее этим положением. Настолько милостивый Господь Кришна! В ком, как не в Нем, нам обрести пристанище? Практически таков смысл этой шлоки.

#00:15:27#

Услышав эту шлоку (Пундарик Видьянидхи знает весь «Бхагаватам»), Пундарик Видьянидхи стал в высшей степени опьянен преданностью. И, думая о милостивом характере, природе Кришны, он не мог сдержаться и не смог сохранить свое положение, он пришел в величайшее возбуждение и стал говорить: «Почему я делаю то и делаю это, почему я не обрел Кришну своим убежищем? Почему я не стремлюсь к прибежищу Кришны? Я позабыл Кришну, я живу в этом мире без Кришны, без преданности Кришне».

#00:16:34#

Подобные чувства родились в нем, и он разбросал все вокруг, стал рвать на себе одежду и волосы, он отбросил в сторону свою водяную трубку, он стал кататься по земле с криками: «Почему я делаю это? Почему я не стремлюсь обрести у Кришны пристанище? Где этот Кришна?»

#00:17:13#

Видя это, Гададхар Пандит устрашился. Он подумал: «Я оказался не способен распознать высочайшего вайшнава, каковым является Пундарик Видьянидхи. Я отправлюсь в ад. Это великое оскорбление с моей стороны. Мой ум стал враждебен Пундарику Видьянидхи, но Пундарик Видьянидхи полон кришна-премы, я совершил великое оскорбление в его адрес». Гададхар Пандит был очень встревожен и расстроен. И он сказал Мукунде:

#00:18:14#

«Мукунда! Я, увидев этого вайшнава, ошибся на его счет. И теперь я понимаю, что совершил великое оскорбление в его адрес. Я знаю, я понимаю, что единственное лекарство от этого оскорбления состоит в том, чтобы я принял пристанище у его лотосоподобных стоп и служил ему. У меня нет Гуру, я никого не принял своим Гуру. А Видьянидхи столь квалифицирован в роли Гуру. Если я обрету в нем пристанище (а Гуру всегда заботится об ученике и милостив к ученику), то в таком случае мое оскорбление будет прощено. Иногда Гуру прощает оскорбление. Поэтому я хочу получить посвящение у него».

#00:19:26#

Спустя час или два часа Пундарик Видьянидхи пришел в себя, и Мукунда предложил ему дандаваты, Гададхар предложил ему дандаваты. Мукунда открыл Пундарику Видьянидхи сердце и ум Гададхара, он сообщил: «Этот преданный хочет принять посвящение от вас, он хочет видеть вас своим Гуру, поскольку Гуру никогда не принимает оскорбления со стороны своих учеников, если эти оскорбления не слишком тяжкие».

#00:20:07#

Так или иначе, Пундарик Видьянидхи услышал это, он увидел Гададхара, и в нем, в его сердце родилась большая любовь к Гададхару. И когда он услышал о том, что теперь Гададхар станет его сыном, он был очень доволен. Он думал: «Где мне обрести такого ученика, как он? Он величайший ученик. Он обладает высочайшими качествами ученика. И он понимает мое сердце в полной мере. Я должен дать ему посвящение!»

#00:21:03#

Пундарик Видьянидхи явил свою доброту Гададхару Пандиту и сказал ему: «Да, я приму тебя своим учеником». Таков Пундарик Видьянидхи.

#00:21:17#

Махапрабху явился в качестве спасителя обусловленных душ в Навадвипа-дхаме. И Он плакал, говоря о Пундарике Видьянидхи: «Где Мой отец Пундарик?» Поскольку Махапрабху может не всегда, но преимущественно, главным образом Он пребывает в настроении Радхарани, испытывает чувства Ее сердца. Эти чувства Ее сердца являются в Нем, Он их являет, а Пундарик Видьянидхи был отцом Радхарани.

#00:22:38#

И когда Махапрабху плакал, Он призывал имя Видьянидхи, и все преданные думали, что, должно быть, Видьянидхи уже пришел в Навадвипу или вскоре придет. Затем произошла встреча Махапрабху и Видьянидхи, и их санкиртана была столь велика. Таков характер Пундарика Видьянидхи.

#00:23:16#

Этот преданный жил словно царь, но он всегда испытывал сладостную любовь, нежность и сочувствие к обусловленным душам и проповедовал соответствующим образом в той провинции. Когда он пришел в Навадвипу, то встретился со всеми преданными и счастливо жил в их обществе.

#00:24:15#

Мы видим, преданные имели материальное достояние, у каждого был дом в Навадвипе, но кто-то жил [преимущественно] в Силхете, кто-то в Чаттограме, кто-то в округе Пабны, в Маймансингхе, в Дакке преданные жили. Но у них также были дома в Навадвипе, у всех этих преданных, поскольку в ту пору Навадвипа была известна, это был центр образования во всей Бенгалии, центр ведической культуры, литературы, изучения санскрита, изучения Вед и Веданты. То было славное и величественное место, а после рождения Махапрабху оно стало столь знаменитым.

#00:25:26#

Этот Пундарик Видьянидхи был также другом Сварупы Дамодара. Однажды в Пури-дхаме Гададхар заявил Махапрабху: «Я позабыл мой дикша-мантрам, мантрам второго посвящения, я забыл его. Пожалуйста, дай мне этот мантрам!» И Махапрабху ответил ему: «Твой Гуру Пундарик Видьянидхи, он скоро приедет сюда в Пури, и тогда ты вновь получишь от него этот мантрам. От него — не от Меня! И это будет для тебя лучшим». И когда Пундарик Видьянидхи прибыл в Пури, то Гададхар Пандит вновь получил от него посвящение. Это факт. Сам Махапрабху не хотел вмешиваться в отношения достойного Гуру и ученика.

#00:26:47#

Характер Гададхара был несравненным, он не идет ни в какое сравнение с характерами других вайшнавов. Пундарик Видьянидхи был последователем виддхи-марги. Но его истинная природа относилась к измерению рага-марги. Однажды он захотел увидеть Джаганнатха. И, возможно, это было в одана-шаштхи — в тот день Джаганнатху, божествам принесли одежду, пропитанную крахмалом, жесткую, неудобную одежду. И Пундарик Видьянидхи увидел это. Он сказал, заметил Сварупе Дамодару: «Почему Джаганнатх носит такую одежду? Это нехорошо». И он вернулся к себе.

#00:28:14#

Ночью Джаганнатх явился ему во сне и надавал множество пощечин. Это произошло во сне, в сновидении, но когда Пундарик Видьянидхи проснулся, то оказалось, что на его лице остались следы от этих ударов, от пощечин. Пундарик Видьянидхи поразился: «Это произошло во сне, почему же тогда мое лицо и щеки опухли? И руки опухли, и все опухло…я был избит…»

#00:29:23#

Рано утром Пундарик Видьянидхи не вышел из своих покоев. Сварупа Дамодар приходил к нему по утрам каждый день, и они вместе посещали мангала-арати. В то утро Сварупа Дамодар увидел, что Видьянидхи не выходит из дома, и зашел к нему в комнату. Он увидел, что его друг избит, и поинтересовался, что случилось.

#00:29:55#

Пундарик объяснил: «Сегодня я не пойду в храм, потому что этой ночью мне явился Джаганнатх и надавал пощечин. Он сказал мне: „Зачем ты пришел в Пури? Ты должен покинуть Пури. Я не в силах, — сказал Господь Джаганнатх, — терпеть твои идеи. Здесь царит Мой закон! То, что Я установил здесь, — закон. Мой закон, а не твои ведические традиции, которые неприложимы здесь. Те правила, которые я установил здесь, в этом храме, — это закон! Если тебе они не нравятся, ты можешь покинуть это место“».

#00:30:52#

Мы не в силах помыслить подобное — во сне Джаганнатх надавал ему пощечин, и эти симптомы проявились физически. Пундарик заявил Сварупе Дамодару: «Я счастлив оттого, что Джаганнатх наказал меня. Но как я в таком виде пойду на даршан

#00:31:19#

Таков был Видьянидхи, его характер. Махапрабху всегда плакал, призывая имя Видьянидхи, говоря: «Где Мой отец?» Таким образом.

#00:31:38#

Вчера был день явления этого Пундарика Видьянидхи и других вайшнавов также — Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунандана Тхакура. В другой день я попытаюсь прославить этих вайшнавов. А сегодня мы вспоминаем божественный характер Пундарика Видьянидхи и его дух преданности.

#00:32:24#

Мы очень удачливы слышать эти описания и говорить о нем. Я многое позабыл. Память мне отказывает. Так или иначе, преданные принимают мою севу. Лучше что-то, чем ничего. Так я могу завершить на сегодня выполнение долга.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Бхагаван Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур ки джай!

Ананта-коти вайшнава ки джай!

Сапаршада Шриман Махапрабху ки джай!

Джай Пундарик Видьянидхи ки джай!

Шри рупануга-гуру-варга ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Самавета-бхакта-вринда ки джай!

Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Джагад-гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Гуру Махарадж ки джай!

Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] «Разве возможно найти более милостивого покровителя, чем Он, даровавший положение Своей матери вероломной сестре Бакасуры, несмотря на то, что она дала Ему свою грудь, смазав ее смертоносным ядом» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования