«Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Вступительное слово Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа



Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Вступительное слово
Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа


«Нитьянанда-махимамритам» — глубочайшее произведение, уникальное для всей традиции сарасвата-гаудия-вайшнавов, явленной этому миру Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Это писание призвано открыть миру величие и подлинное онтологическое положение Господа Нитьянанды. Без Его милости никто не способен постичь Шри Чайтанью Махапрабху, не говоря уже о Шри Шри Радхе и Кришне. Как правило, новообращенные последователи сознания Кришны делают Господа Кришну единственным центром своего внимания и поклонения. Но чем глубже мы будем постигать Его положение, тем более нам будет открываться, что настоящим объектом преклонения наших ачарьев является Шримати Радхарани. Кришне же мы поклоняемся лишь потому, что Он бесконечно дорог Ей.

Шрила Сарасвати Тхакур назвал этот принцип шуддха-тантрой. В основе тантрического поклонения лежит идея постижения Истины через Энергию. Подобно тому, как Солнце познается благодаря энергии света, так же и шактиман — Источник Энергии — постигается через шакти, Энергию.

Великий вайшнавский святой Прабодхананда Сарасвати говорит: «Лишь тогда, когда удачливая душа предается лотосоподобным стопам Господа Гауры, ее сердце может окунуться в нектарный океан служения божественным стопам Шри Радхи» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88)[1].

Наши ачарьи открывают, что путь к служению Шри Шри Радхе и Кришне лежит через поклонение Махапрабху. Он — не кто иной, как ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2], или Кришна, принявший сердце (настроение, бхаву, и сияние, канти) Шримати Радхарани и явившийся в неповторимом образе Гауранги, золотого аватара любви.

Чтобы испытать невероятное чувство любви в разлуке и даровать освобождение всем падшим душам Вселенной, Шри Гауранга низошел вместе со Своими божественными спутниками и атрибутами в мир материи, обитель вечно обусловленных душ, лишенных любви к Богу. Именно здесь преисполненный экстаза божественной любви, кришна-премы, Он насладился величайшим чувством любви в разлуке, випраламбхой. Он погрузился в сокровенные деяния, имея три особых желания: «Чтобы постичь величие любви Шри Радхи, понять, какие качества Кришны вызывают Ее неодолимую привязанность к Нему, а также испытать радость, которую Она черпает в Его любви, Господь проникся Ее настроением и явился в этот мир из лона Шримати Шачидеви, как полная луна возникает из глубин океана»[3].

Махапрабху испытал глубочайший вкус божественной любви, кришна-премы, столь прекрасной и совершенной, что ее не мог испытать даже сам верховный Господь, расарадж Кришна, пока не принял удивительный образ Шри Гауранги.

На одной из лекций на день явления Шрилы Мадхавендры Пури Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, явил величайшую духовную глубину нашей гуру-варги, сказав, что подлинное чувство любви в разлуке с Кришной было доступно трем личностям: самой Шримати Радхарани, Шри Гауранге и Шриле Мадхавендре Пури[4].

Нитьянанда Прабху неотличен от Господа Баладевы. Его необычайная роль в гаура-лиле — дать падшим душам Кали-юги возможность соприкоснуться с этим великим трансцендентным сокровищем кришна-премы, которую стремятся обрести великие боги и мудрецы Вселенной. Нитьянанда Прабху прославляет поклонение Господу Гауранге как высшую цель каждого живого существа. Когда Махапрабху отправил Его проповедовать в Бенгалии кришна-нам, Нитьянанда не стал проповедовать Харе Кришна маха-мантру, зная, что многие не смогут почувствовать вкус святого имени Кришны до тех пор, пока не примут лотосоподобные стопы Махапрабху. Поэтому Его призыв начался со слов: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а[5]. Он просил людей прославлять Гаурангу, поклоняться Гауранге и пообещал служить любому, кто примет Гаурангу. Такова была суть Его проповеди. Но великие святые, которые даровали нам гаура-лилу, такие как Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Вриндаван Дас Тхакур и другие, безоговорочно вступили в ряды Его преданных последователей и открыли всем людям, что, не признав положение Господа Нитьянанды, никто не способен достичь лотосоподобных стоп Гауранги.

Гауранга не терпит двойных стандартов, так плотно укоренившихся в наших представлениях о религии, которой большинство людей привлекается лишь для обретения своего мирского блага. Тогда как Нитьянанда Прабху играет роль совершенного последователя, тем самым исполняя волю Махапрабху: да̄са-да̄са̄нуда̄сах[6]. Сам Махапрабху призывает нас занять положение слуги слуги слуги.

Наши учителя раскрывают нам онтологию вайшнавизма в линии Господа Нитьянанды, поскольку Нитьянанда является изначальным Гуру всех живых существ и даже столь великих богов, как Господь Шива.

В гаура-лиле Нитьянанда Прабху встречается с Махапрабху через двадцать лет после Своего явления в этот мир. Место Его рождения располагается в более чем ста километрах от Навадвипы — месте, которое ныне называется Вирачандрапур, но неоднократно упоминается в священных писаниях под названием Экачакра, начиная с «Махабхараты». Экачакра неотлична от Вриндавана, обители вечных лил Господа Шри Кришны.

После Своего рождения Нитьянанда Прабху явил необыкновенные детские игры, которые доставили величайшее счастье как родителям, так и всем обитателям этого святого места. Он покинул святую дхаму в возрасте четырнадцати лет в обществе странствующего санньяси с согласия Своих родителей. Шрила Гурудев явил нам, что именно здесь, в Экачакре, Хадай Пандит, отец Нитьянанды Прабху, пережил величайшее чувство разлуки. Именно перед этим столь возвышенным настроением в великом почтении склоняются учителя нашей духовной преемственности.

Шрила Гурудев давно мечтал построить храм в месте священных лил Господа Нитьянанды. Стремясь исполнить его желание и опираясь на помощь ряда западных преданных, Шрила Ачарья Махарадж возвел в Экачакре прекрасный храм Шри Шри Гауры-Нитьянанды. Это необычное священное место олицетворяет величайший дух санкиртаны и служения преданным.

В завершение я хочу искренне поблагодарить нашу издательскую группу в лице Динашраи Прабху, Традиша Прабху, Ишарупы Диди, Мадхумати Диди и других русских преданных нашей миссии, по милости которых эта замечательная книга, столь дорогая сердцам всех вайшнавов, увидела свет.

(Посвящение)

Бхакти Бимал Авадхут Свами,
2 июня 2011 года,
день установки Божеств в Калькутте
в Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана-сангхе



1 Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пунйа-ра̄ш́их / татха̄ татхотсарпати хр̣дй акасма̄д, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбу-ра̄ш́их.

2 Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пранайа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, экатма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чайтанйа̄кхйам̇ пракатам адхуна̄ тад-двайам̇ чайкйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Божественная любовь Шри Радхи и Шри Кришны полностью духовна и находится в ведении внутренней энергии Господа — хладини-шакти. Хотя Шри Радха и Шри Кришна едины, Они вечно совершают свои деяния в двух обликах. Теперь Они вновь стали одним целым в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, перенявший настроение Шримати Радхарани, сам Господь, принявший цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

3  Ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣шо ва̄найайва̄-, сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣ / саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т, тад-бха̄ва̄дхйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.230).

4  Мадхавендра Пури сказал: айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе / хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же снова я увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; этот стих также встречается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 8.34)).

Шрила Кришнадас Кавирадж дал этому стиху свое удивительно красивое толкование: эи ш́лока кахийа̄чхена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ / та̄нра кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ // киба̄ гаурачандра иха̄ каре а̄сва̄дана / иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄хи чаут̣ха-джана — «В действительности этот стих произнесла сама Шримати Радхарани, и лишь по Ее милости он проявился на устах Мадхавендры Пури. Кроме них и Шри Чайтаньи Махапрабху, который в полной мере наслаждался глубиной этого стиха, понять его не дано никому» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.194–195).

5 «Шриман Нитьянанда Прабху в Своем милосердии взывает: „О души! Всегда поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге и воспевайте Его святое имя с великой преданностью. Каждый, кто поклоняется Моему возлюбленному Господу Гауранге, дорог Мне как Моя собственная жизнь — он становится Моей жизнью и душой“».

6 На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи вайш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варнӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах — «Я — не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра, не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я — всего лишь слуга слуг слуг лотосоподобных стоп повелителя гопи. Он подобен океану нектара, источник неизмеримого блаженства для всей Вселенной, исполненный неописуемой красоты и великолепия» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74).




←  «Нестерпимая разлука». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о глубине разлуки, переживаемой в ватсалья-расе. 14 июня 2007 года | “Intolerable Separation.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj explains the depth of separation felt in vatsalya-rasa. 14 June 2007 ·• Архив новостей •· «Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Предисловие. Шрипад Б. К. Тьяги Махарадж  →

Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Вступительное слово
Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа


«Нитьянанда-махимамритам» — глубочайшее произведение, уникальное для всей традиции сарасвата-гаудия-вайшнавов, явленной этому миру Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Это писание призвано открыть миру величие и подлинное онтологическое положение Господа Нитьянанды. Без Его милости никто не способен постичь Шри Чайтанью Махапрабху, не говоря уже о Шри Шри Радхе и Кришне. Как правило, новообращенные последователи сознания Кришны делают Господа Кришну единственным центром своего внимания и поклонения. Но чем глубже мы будем постигать Его положение, тем более нам будет открываться, что настоящим объектом преклонения наших ачарьев является Шримати Радхарани. Кришне же мы поклоняемся лишь потому, что Он бесконечно дорог Ей.

Шрила Сарасвати Тхакур назвал этот принцип шуддха-тантрой. В основе тантрического поклонения лежит идея постижения Истины через Энергию. Подобно тому, как Солнце познается благодаря энергии света, так же и шактиман — Источник Энергии — постигается через шакти, Энергию.

Великий вайшнавский святой Прабодхананда Сарасвати говорит: «Лишь тогда, когда удачливая душа предается лотосоподобным стопам Господа Гауры, ее сердце может окунуться в нектарный океан служения божественным стопам Шри Радхи» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88)[1].

Наши ачарьи открывают, что путь к служению Шри Шри Радхе и Кришне лежит через поклонение Махапрабху. Он — не кто иной, как ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2], или Кришна, принявший сердце (настроение, бхаву, и сияние, канти) Шримати Радхарани и явившийся в неповторимом образе Гауранги, золотого аватара любви.

Чтобы испытать невероятное чувство любви в разлуке и даровать освобождение всем падшим душам Вселенной, Шри Гауранга низошел вместе со Своими божественными спутниками и атрибутами в мир материи, обитель вечно обусловленных душ, лишенных любви к Богу. Именно здесь преисполненный экстаза божественной любви, кришна-премы, Он насладился величайшим чувством любви в разлуке, випраламбхой. Он погрузился в сокровенные деяния, имея три особых желания: «Чтобы постичь величие любви Шри Радхи, понять, какие качества Кришны вызывают Ее неодолимую привязанность к Нему, а также испытать радость, которую Она черпает в Его любви, Господь проникся Ее настроением и явился в этот мир из лона Шримати Шачидеви, как полная луна возникает из глубин океана»[3].

Махапрабху испытал глубочайший вкус божественной любви, кришна-премы, столь прекрасной и совершенной, что ее не мог испытать даже сам верховный Господь, расарадж Кришна, пока не принял удивительный образ Шри Гауранги.

На одной из лекций на день явления Шрилы Мадхавендры Пури Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, явил величайшую духовную глубину нашей гуру-варги, сказав, что подлинное чувство любви в разлуке с Кришной было доступно трем личностям: самой Шримати Радхарани, Шри Гауранге и Шриле Мадхавендре Пури[4].

Нитьянанда Прабху неотличен от Господа Баладевы. Его необычайная роль в гаура-лиле — дать падшим душам Кали-юги возможность соприкоснуться с этим великим трансцендентным сокровищем кришна-премы, которую стремятся обрести великие боги и мудрецы Вселенной. Нитьянанда Прабху прославляет поклонение Господу Гауранге как высшую цель каждого живого существа. Когда Махапрабху отправил Его проповедовать в Бенгалии кришна-нам, Нитьянанда не стал проповедовать Харе Кришна маха-мантру, зная, что многие не смогут почувствовать вкус святого имени Кришны до тех пор, пока не примут лотосоподобные стопы Махапрабху. Поэтому Его призыв начался со слов: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а[5]. Он просил людей прославлять Гаурангу, поклоняться Гауранге и пообещал служить любому, кто примет Гаурангу. Такова была суть Его проповеди. Но великие святые, которые даровали нам гаура-лилу, такие как Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Вриндаван Дас Тхакур и другие, безоговорочно вступили в ряды Его преданных последователей и открыли всем людям, что, не признав положение Господа Нитьянанды, никто не способен достичь лотосоподобных стоп Гауранги.

Гауранга не терпит двойных стандартов, так плотно укоренившихся в наших представлениях о религии, которой большинство людей привлекается лишь для обретения своего мирского блага. Тогда как Нитьянанда Прабху играет роль совершенного последователя, тем самым исполняя волю Махапрабху: да̄са-да̄са̄нуда̄сах[6]. Сам Махапрабху призывает нас занять положение слуги слуги слуги.

Наши учителя раскрывают нам онтологию вайшнавизма в линии Господа Нитьянанды, поскольку Нитьянанда является изначальным Гуру всех живых существ и даже столь великих богов, как Господь Шива.

В гаура-лиле Нитьянанда Прабху встречается с Махапрабху через двадцать лет после Своего явления в этот мир. Место Его рождения располагается в более чем ста километрах от Навадвипы — месте, которое ныне называется Вирачандрапур, но неоднократно упоминается в священных писаниях под названием Экачакра, начиная с «Махабхараты». Экачакра неотлична от Вриндавана, обители вечных лил Господа Шри Кришны.

После Своего рождения Нитьянанда Прабху явил необыкновенные детские игры, которые доставили величайшее счастье как родителям, так и всем обитателям этого святого места. Он покинул святую дхаму в возрасте четырнадцати лет в обществе странствующего санньяси с согласия Своих родителей. Шрила Гурудев явил нам, что именно здесь, в Экачакре, Хадай Пандит, отец Нитьянанды Прабху, пережил величайшее чувство разлуки. Именно перед этим столь возвышенным настроением в великом почтении склоняются учителя нашей духовной преемственности.

Шрила Гурудев давно мечтал построить храм в месте священных лил Господа Нитьянанды. Стремясь исполнить его желание и опираясь на помощь ряда западных преданных, Шрила Ачарья Махарадж возвел в Экачакре прекрасный храм Шри Шри Гауры-Нитьянанды. Это необычное священное место олицетворяет величайший дух санкиртаны и служения преданным.

В завершение я хочу искренне поблагодарить нашу издательскую группу в лице Динашраи Прабху, Традиша Прабху, Ишарупы Диди, Мадхумати Диди и других русских преданных нашей миссии, по милости которых эта замечательная книга, столь дорогая сердцам всех вайшнавов, увидела свет.

(Посвящение)

Бхакти Бимал Авадхут Свами,
2 июня 2011 года,
день установки Божеств в Калькутте
в Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана-сангхе



[1] Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пунйа-ра̄ш́их / татха̄ татхотсарпати хр̣дй акасма̄д, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбу-ра̄ш́их.

[2] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пранайа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, экатма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чайтанйа̄кхйам̇ пракатам адхуна̄ тад-двайам̇ чайкйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Божественная любовь Шри Радхи и Шри Кришны полностью духовна и находится в ведении внутренней энергии Господа — хладини-шакти. Хотя Шри Радха и Шри Кришна едины, Они вечно совершают свои деяния в двух обликах. Теперь Они вновь стали одним целым в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, перенявший настроение Шримати Радхарани, сам Господь, принявший цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

[3] Ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣шо ва̄найайва̄-, сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣ / саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т, тад-бха̄ва̄дхйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.230).

[4] Мадхавендра Пури сказал: айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе матхура̄-на̄тха када̄валокйасе / хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О мой Господь! Самый милостивый учитель! Властитель Матхуры! Когда же снова я увижу Тебя? Мое взволнованное сердце пришло в беспокойство. Возлюбленный мой, что мне делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197; этот стих также встречается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 8.34)).

Шрила Кришнадас Кавирадж дал этому стиху свое удивительно красивое толкование: эи ш́лока кахийа̄чхена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ / та̄нра кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ // киба̄ гаурачандра иха̄ каре а̄сва̄дана / иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄хи чаут̣ха-джана — «В действительности этот стих произнесла сама Шримати Радхарани, и лишь по Ее милости он проявился на устах Мадхавендры Пури. Кроме них и Шри Чайтаньи Махапрабху, который в полной мере наслаждался глубиной этого стиха, понять его не дано никому» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.194–195).

[5] «Шриман Нитьянанда Прабху в Своем милосердии взывает: „О души! Всегда поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге и воспевайте Его святое имя с великой преданностью. Каждый, кто поклоняется Моему возлюбленному Господу Гауранге, дорог Мне как Моя собственная жизнь — он становится Моей жизнью и душой“».

[6] На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи вайш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варнӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах — «Я — не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра, не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я — всего лишь слуга слуг слуг лотосоподобных стоп повелителя гопи. Он подобен океану нектара, источник неизмеримого блаженства для всей Вселенной, исполненный неописуемой красоты и великолепия» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования