«Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Смирение притягивает милость. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж



Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Решение Кришнадаса Кавираджа Госвами

Эта шлока Шрилы Рагхунатха Даса Госвами выражает чувства, сходные с теми, что выразил Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами. Он писал: «Нитьянанда Прабху по Своей милости одарил меня пылью Своих лотосоподобных стоп. Так я стал тем, кто я есть. Я — падшая душа, но по милости Нитьянанды Прабху у меня есть все. Я владею великим богатством, ибо Шри Рупа и Шри Рагхунатх освятили мою жизнь, приняв меня своим слугой». Таким было подлинное богатство Кришнадаса Кавираджа Госвами. Он молился Нитьянанде Прабху в настроении, схожим с настроением Рагхунатха Даса Госвами.

Кришнадас Кавирадж Госвами жил вместе с семьей своего брата в Джамалпуре, недалеко от Катвы, в Бенгалии. Однажды ночью в их доме проходил великий праздник санкиртаны, и его брат был очень счастлив. Среди преданных был один из главных последователей Нитьянанды Прабху, Минакетан Рам Дас, но брат Кришнадаса Кавираджа не смог оценить его подлинные качества и не оказал ему должного уважения. Его брат не имел подлинной веры в Нитьянанду Прабху и, отказавшись выразить почтение Минакетану Раму Дасу, нанес оскорбление самому Господу Нитьянанде. Кришнадас Кавирадж Госвами пришел в гнев. Он закричал на брата: «Считая себя преданным Чайтаньядева, как же ты отвергаешь Нитьянанду Прабху? Ты не ведаешь, что творишь. Вся твоя духовная жизнь пойдет прахом. Ты — оскорбитель. Я не желаю больше оставаться с тобой в одном доме!» Кавирадж Госвами прославил Нитьянанду Прабху во многих возвышенных выражениях, а Минакетан Рам, разгневанный, покинул его дом. Однако Кавирадж Госвами обрел милость Нитьянанды Прабху, когда защитил Его слугу Минакетана Рама Даса.

Нитьянанда является во сне

Нитьянанда Прабху был очень доволен Кавираджем Госвами. Той же ночью, ближе к утру, Нитьянанда Прабху явился ему во сне. Кришнадас Кавирадж Госвами замечательно описал это явление божественного облика Нитьянанды Прабху в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Нитьянанда Прабху даровал ему все Свои благословения и сказал:

а̄ре а̄ре кр̣ш̣н̣ада̄са, на̄ караха бхайа
вр̣нда̄ване йа̄ха, — та̄н̇ха̄ сарва лабхйа хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.195)

«Я очень доволен тобой. Тебе нечего страшиться. Я благословляю тебя: ты должен оставить дом и семейную жизнь и отправиться во Вриндаван. Там по Моей милости ты обретешь все. Во Вриндаване тебя ждет особое служение Радхе-Кришне».

«Я обрел все!»

Утром Кавирадж Госвами покинул дом и отправился во Вриндаван. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» он прославляет Нитьянанду Прабху в возвышенных стихах. «Нитьянанда Прабху дал мне все! По Его милости я обрел Вриндаван-дхаму. Он приказал мне: „Иди во Вриндаван, и ты обретешь там высшее благо“. Когда я пришел во Вриндаван, то обрел лотосоподобные стопы Радхи-Мадана-Мохана, Радхи-Говинды и Радхи-Гопинатха. Я получил милость всех вайшнавов — и тех, кто еще находился в этом мире, и тех, кто покинул его. Я собрал пыль со стоп всех Госвами — высочайших преданных Шри Чайтаньи Махапрабху — Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, — и все они наделили меня своей милостью. Они приняли меня с большой любовью, особенно же расположены ко мне были Шрила Рагхунатх Дас Госвами и Шрила Рупа Госвами».

Смирение притягивает милость

Когда Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами составил «Шри Чайтанья-чаритамриту», он завершил каждую главу таким высказыванием:

ш́рӣ-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣ш̣н̣а-да̄са

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.110 и т. д.)[1]

Без милости Шри Рупы и Шри Рагхунатха мы не способны понять Чайтанью Махапрабху, а без милости Нитьянанды Прабху мы не будем допущены в чайтанья-лилу или вриндаван-лилу. Нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[2]. Если вы обретете милость Нитьянанды Прабху, то вместе с ней обретете милость всех вайшнавов и самого Махапрабху Шри Чайтаньядева. Все зависит от милости Нитьянанды Прабху! Кришнадас Кавирадж Госвами — самый почитаемый из учителей шри чайтанья-сампрадаи. Однако он всегда оставался кротким и смиренным. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» он говорит следующее:

«Я пал ниже, чем Джагай и Мадхай, ниже, чем червь в испражнениях. Всякий, лишь услышавший мое имя, утратит все свое благочестие. Кто бы ни произнес мое имя — станет грешником. Никто, кроме Нитьянанды Прабху, не был в силах спасти меня. Лишь Он мог очистить столь отвратительного негодяя, как я. Хотя, вне всякого сомнения, я самый падший и недостойный среди живущих, я предался лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. Он обнял меня и даровал все духовные сокровища. Преме матта нитйа̄нанда: Он всегда опьянен кришна-премой и гаура-премой. Он не разделяет достойных и недостойных. Всякому, кто предастся Его лотосоподобным стопам, Он даст всю Свою милость, и такой человек обретет кришна-прему. Таково настроение Нитьянанды Прабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила, 5.205–209)[3].

Милость Нитьянанды Прабху возвысила Кавираджа Госвами

Когда Кришнадас Кавирадж Госвами пришел во Вриндаван, он начал тесно общаться с сотнями вайшнавов, которые следовали учению Чайтаньи Махапрабху. Все вайшнавы просили его описать в книге деяния Чайтаньи Махапрабху. Многие до этого писали о божественных качествах и учении Махапрабху, но когда они слышали о них от Кришнадаса Кавираджа Госвами, то испытывали совсем новые ощущения, им открывались новые истины. Он явил неповторимые, совершенно восхитительные смыслы шлок из «Шримад-Бхагаватам». Он пролил новый свет на божественные чувства, которые испытывал Махапрабху во время Своих последних деяний. Никто до него не выражал их с таким совершенством. Когда вайшнавы Вриндавана услышали столь возвышенные, чарующие слова о качествах Махапрабху, они испытали непередаваемое блаженство. По милости Нитьянанды Прабху, Рупы Госвами, Рагхунатха Даса Госвами и Санатаны Госвами Кришнадас Кавирадж Госвами занимал очень высокое положение в вайшнавской общине того времени.

Кришнадас Кавирадж Госвами слушал от Рагхунатха Даса Госвами о завершающих лилах Шри Чайтаньи Махапрабху. Рагхунатх Дас Госвами был в Пури-дхаме и лично видел, как Махапрабху являл Свои удивительные качества. Шрила Рупа Госвами тоже провел с Махапрабху некоторое время в Пури, и Махапрабху наделил его всеми Своими благословениями. Рагхунатх Дас Госвами позднее пришел во Вриндаван и слушал о Махапрабху от Шрилы Рупы Госвами. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами узнал от Рагхунатха Даса Госвами обо всем, что было связано с Чайтаньей Махапрабху, в особенности о Его последних деяниях.

(Вьяса чайтанья-лилы)



1  «Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю „Чайтанья-чаритамриту“».

2  «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

3  Джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха / пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха // мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кш̣айа / мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа // эмана ниргхр̣н̣а море кеба̄ кр̣па̄ каре / эка нитйа̄нанда вину джагат бхитаре // преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра / уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра // йе а̄ге пад̣айе, та̄ре карайе ниста̄ра / атаэва ниста̄рила̄ мо-хена дура̄ча̄ра.





←  «Опыт V. Концептуальное семя преданности». Видеокнига «Погрузись глубоко в Реальность». Шрила Б. С. Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Санньяса-лила Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 14 января 2023 года. Мадху Пури, Калифорния, США →

Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Решение Кришнадаса Кавираджа Госвами

Эта шлока Шрилы Рагхунатха Даса Госвами выражает чувства, сходные с теми, что выразил Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами. Он писал: «Нитьянанда Прабху по Своей милости одарил меня пылью Своих лотосоподобных стоп. Так я стал тем, кто я есть. Я — падшая душа, но по милости Нитьянанды Прабху у меня есть все. Я владею великим богатством, ибо Шри Рупа и Шри Рагхунатх освятили мою жизнь, приняв меня своим слугой». Таким было подлинное богатство Кришнадаса Кавираджа Госвами. Он молился Нитьянанде Прабху в настроении, схожим с настроением Рагхунатха Даса Госвами.

Кришнадас Кавирадж Госвами жил вместе с семьей своего брата в Джамалпуре, недалеко от Катвы, в Бенгалии. Однажды ночью в их доме проходил великий праздник санкиртаны, и его брат был очень счастлив. Среди преданных был один из главных последователей Нитьянанды Прабху, Минакетан Рам Дас, но брат Кришнадаса Кавираджа не смог оценить его подлинные качества и не оказал ему должного уважения. Его брат не имел подлинной веры в Нитьянанду Прабху и, отказавшись выразить почтение Минакетану Раму Дасу, нанес оскорбление самому Господу Нитьянанде. Кришнадас Кавирадж Госвами пришел в гнев. Он закричал на брата: «Считая себя преданным Чайтаньядева, как же ты отвергаешь Нитьянанду Прабху? Ты не ведаешь, что творишь. Вся твоя духовная жизнь пойдет прахом. Ты — оскорбитель. Я не желаю больше оставаться с тобой в одном доме!» Кавирадж Госвами прославил Нитьянанду Прабху во многих возвышенных выражениях, а Минакетан Рам, разгневанный, покинул его дом. Однако Кавирадж Госвами обрел милость Нитьянанды Прабху, когда защитил Его слугу Минакетана Рама Даса.

Нитьянанда является во сне

Нитьянанда Прабху был очень доволен Кавираджем Госвами. Той же ночью, ближе к утру, Нитьянанда Прабху явился ему во сне. Кришнадас Кавирадж Госвами замечательно описал это явление божественного облика Нитьянанды Прабху в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Нитьянанда Прабху даровал ему все Свои благословения и сказал:

а̄ре а̄ре кр̣ш̣н̣ада̄са, на̄ караха бхайа
вр̣нда̄ване йа̄ха, — та̄н̇ха̄ сарва лабхйа хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.195)

«Я очень доволен тобой. Тебе нечего страшиться. Я благословляю тебя: ты должен оставить дом и семейную жизнь и отправиться во Вриндаван. Там по Моей милости ты обретешь все. Во Вриндаване тебя ждет особое служение Радхе-Кришне».

«Я обрел все!»

Утром Кавирадж Госвами покинул дом и отправился во Вриндаван. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» он прославляет Нитьянанду Прабху в возвышенных стихах. «Нитьянанда Прабху дал мне все! По Его милости я обрел Вриндаван-дхаму. Он приказал мне: „Иди во Вриндаван, и ты обретешь там высшее благо“. Когда я пришел во Вриндаван, то обрел лотосоподобные стопы Радхи-Мадана-Мохана, Радхи-Говинды и Радхи-Гопинатха. Я получил милость всех вайшнавов — и тех, кто еще находился в этом мире, и тех, кто покинул его. Я собрал пыль со стоп всех Госвами — высочайших преданных Шри Чайтаньи Махапрабху — Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Рагхунатха Даса Госвами, — и все они наделили меня своей милостью. Они приняли меня с большой любовью, особенно же расположены ко мне были Шрила Рагхунатх Дас Госвами и Шрила Рупа Госвами».

Смирение притягивает милость

Когда Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами составил «Шри Чайтанья-чаритамриту», он завершил каждую главу таким высказыванием:

ш́рӣ-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣ш̣н̣а-да̄са

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.110 и т. д.)[1]

Без милости Шри Рупы и Шри Рагхунатха мы не способны понять Чайтанью Махапрабху, а без милости Нитьянанды Прабху мы не будем допущены в чайтанья-лилу или вриндаван-лилу. Нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе[2]. Если вы обретете милость Нитьянанды Прабху, то вместе с ней обретете милость всех вайшнавов и самого Махапрабху Шри Чайтаньядева. Все зависит от милости Нитьянанды Прабху! Кришнадас Кавирадж Госвами — самый почитаемый из учителей шри чайтанья-сампрадаи. Однако он всегда оставался кротким и смиренным. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» он говорит следующее:

«Я пал ниже, чем Джагай и Мадхай, ниже, чем червь в испражнениях. Всякий, лишь услышавший мое имя, утратит все свое благочестие. Кто бы ни произнес мое имя — станет грешником. Никто, кроме Нитьянанды Прабху, не был в силах спасти меня. Лишь Он мог очистить столь отвратительного негодяя, как я. Хотя, вне всякого сомнения, я самый падший и недостойный среди живущих, я предался лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. Он обнял меня и даровал все духовные сокровища. Преме матта нитйа̄нанда: Он всегда опьянен кришна-премой и гаура-премой. Он не разделяет достойных и недостойных. Всякому, кто предастся Его лотосоподобным стопам, Он даст всю Свою милость, и такой человек обретет кришна-прему. Таково настроение Нитьянанды Прабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила, 5.205–209)[3].

Милость Нитьянанды Прабху возвысила Кавираджа Госвами

Когда Кришнадас Кавирадж Госвами пришел во Вриндаван, он начал тесно общаться с сотнями вайшнавов, которые следовали учению Чайтаньи Махапрабху. Все вайшнавы просили его описать в книге деяния Чайтаньи Махапрабху. Многие до этого писали о божественных качествах и учении Махапрабху, но когда они слышали о них от Кришнадаса Кавираджа Госвами, то испытывали совсем новые ощущения, им открывались новые истины. Он явил неповторимые, совершенно восхитительные смыслы шлок из «Шримад-Бхагаватам». Он пролил новый свет на божественные чувства, которые испытывал Махапрабху во время Своих последних деяний. Никто до него не выражал их с таким совершенством. Когда вайшнавы Вриндавана услышали столь возвышенные, чарующие слова о качествах Махапрабху, они испытали непередаваемое блаженство. По милости Нитьянанды Прабху, Рупы Госвами, Рагхунатха Даса Госвами и Санатаны Госвами Кришнадас Кавирадж Госвами занимал очень высокое положение в вайшнавской общине того времени.

Кришнадас Кавирадж Госвами слушал от Рагхунатха Даса Госвами о завершающих лилах Шри Чайтаньи Махапрабху. Рагхунатх Дас Госвами был в Пури-дхаме и лично видел, как Махапрабху являл Свои удивительные качества. Шрила Рупа Госвами тоже провел с Махапрабху некоторое время в Пури, и Махапрабху наделил его всеми Своими благословениями. Рагхунатх Дас Госвами позднее пришел во Вриндаван и слушал о Махапрабху от Шрилы Рупы Госвами. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами узнал от Рагхунатха Даса Госвами обо всем, что было связано с Чайтаньей Махапрабху, в особенности о Его последних деяниях.

(Вьяса чайтанья-лилы)



[1] «Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю „Чайтанья-чаритамриту“».

[2] «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[3] Джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха / пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха // мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кш̣айа / мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа // эмана ниргхр̣н̣а море кеба̄ кр̣па̄ каре / эка нитйа̄нанда вину джагат бхитаре // преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра / уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра // йе а̄ге пад̣айе, та̄ре карайе ниста̄ра / атаэва ниста̄рила̄ мо-хена дура̄ча̄ра.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования