«Счастливая практика сознания Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Мексика. «Простые и сладостные истины» (часть 53)





Прабхупада дал великий дар, который продолжает распространяться по всему миру. В наши дни этот процесс продолжается. И то, что мы обрели, — это также дар Прабхупады. Мы говорим: «Вайшнавы». Но что такое вайшнавизм? Чем мы живем? Каково настроение вайшнава, его дух? Вайшнав живет остатками пищи вайшнавов, их прасадом. Я живу благодаря прасаду Прабхупады и распространяю его по всему миру.

Единственно, что необходимо, — иметь осознанное восприятие себя, своей практики, и прилагать усилия к тому, чтобы эта практика улучшалась. Это естественно — когда ты делишься этим богатством с другими, оно возрастает на твоем собственном поле. Поэтому мы не лишены ни надежды, ни помощи. Наша надежда велика. Прошло уже пять тысяч лет с начала этой эпохи, Кали-юги. И что мы видим в современном мире? Множество проблем: в семейной жизни, в социуме, во взаимоотношениях народов и государств. Проблемы, беды и страдания — повсюду. Единственное лекарство — помощь в виде харинам-санкиртаны. Благодаря харинам-санкиртане мы сумеем превозмочь эту иллюзорную окружающую среду и сможем счастливо практиковать сознание Кришны, если постараемся делать это совместно. Таков процесс, и он счастливый, радостный.

У нас есть многочисленные центры. Люди, возглавляющие эти центры, сталкиваются с проблемой в виде эго, которое уничтожает дух преданности этих руководителей. Если я занимаю определенное кресло, я уже думаю, что я владыка этого кресла. Это очень скверно. Когда возникает эго, сознание Кришны скрывается. У меня болит сердце, когда я вижу, как люди оказываются в такой ситуации. Вы видите: Сагар Махарадж, Джанардан Махарадж, Гири Махарадж, Ашрам Махарадж… все они — Гуру этого общества. Однако они не принимают учеников. Ответственность такого рода они возложили на меня. Таким образом они пытаются служить своим Гуру. Но я не забываю о том, что я — слуга вайшнавов. Я выполняю их наказ. Я всегда чувствую себя их (упомянутых выше санньяси) слугой. Я не чувствую, что я их Гуру. Поэтому я доволен собой и своими друзьями. Если мы станем пытаться помогать друг другу, практикуя сознание Кришны совместно, то не будем сталкиваться в нашей практике с трудностями и проблемами.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Счастливая практика сознания Кришны

(«Простые и сладостные истины», часть 53)

(1996 год. Мексика)

 

Шрила Говинда Махарадж: Это явление зовется ведическим знанием. Веды содержат великое множество разных истин, и Ведавьясе известно, что мы не в силах извлечь из Веды это знание. Поэтому Ведавьяса написал «Веданта-даршан». [Нарада Муни сказал Шриле Вьясадеве:] «Ты не удовлетворен этим знанием и „Веданта-даршан“ содержит крайне абстрактные утверждения о природе высшей истины».

#00:00:35#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т[1]

джанма̄дй асйа йатах̣[2]

тат ту саманвайāт[3]

Понять сутры «Веданта-даршана» крайне тяжело. Поэтому он написал [комментарий к нему] по милости Нарады Госвами, своего Гуру. Нарада пришел к нему, Нарада заявил: «То, что ты дал широким массам, ты дал пищу, лекарство исключительно для больных людей. Это диета, предназначенная для больных, но ты не дал, ты не предписал диету для здоровых, и ты должен это сделать».

#00:01:27#

джугупситам̇ дхарма-кр̣те ’нуш́а̄сатах̣,
свабха̄ва-рактасйа маха̄н вйатикрамах̣
йад-ва̄кйато дхарма итӣтарах̣ стхито,
на манйате тасйа нива̄ран̣ам̇ джанах̣[4]

«Всем известно, что ты высочайший риши. То, что ты даешь, все это почитают. Таков закон этого мира. Ты дал карма-йогу, гьяна-йогу, хатха-йогу, бхакти-йогу, смесь всех этих явлений. Таким образом, ты состряпал некое кичри, винегрет. Ты предписал диету для больных людей. Это не есть совершенный дар с твоей стороны. Ты должен дать подлинную пищу для здоровых». Тогда Нарада вновь дал некий мантрам Ведавьясе.

#00:02:27#

Ведавьяса стал медитировать на этот мантрам, и он подумал: «О, то, что я дал, по словам моего Гуру, не есть совершенное явление, и это правда. Я дал „Веданта-даршан“, в котором содержится полнота знания, но никто не в силах это знание ясно и отчетливо понять. Поэтому необходимо написать „Веданта-бхашьям“, то есть комментарий к „Веданта-даршану“». И тогда он составил «Шримад-Бхагаватам». Он написал:

#00:02:58#

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇,
бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣
га̄йатрӣ-бха̄шйа-рӯпо ’сау,
веда̄ртха-парибр̣м̇хитах̣[5]

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇…

«Веданта-даршан» зовется «Брахма-сутрой». То, что хочет сообщить «Махабхарата», все это содержится в «Шримад-Бхагаватам». Таким образом, он дал множество истин в «Шримад-Бхагаватам», и в конечном счете он заявил:

#00:03:40#

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ пура̄н̣ам-амалам̇ йад вайш̣н̣ава̄на̄м̇ прийам̇
йасмин па̄рамахам̇сйам экам амалам̇ джн̃а̄нам̇ парам̇ гӣйате
татра джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄виш̣кр̣там̇
тач чхр̣н̣ван су-пат̣хан вича̄ран̣а-паро бхактйа вимучйен нарах̣[6]

«„Шримад-Бхагаватам“ есть верховное знание, низошедшее от моих Гуру. Я медитировал на этот дар и представляю его вам, дарю в форме книги. Это верховная, высочайшая книга для этого бренного мира. Это форма Кришны, тождественная Ему самому. Читай эту книгу, и ты обретешь Кришну в своем сердце». Таким образом, он дал это знание.

#00:04:36#

Чайтанья Махапрабху принял «Шримад-Бхагаватам» в качестве единственного источника, в качестве высочайшего дара Ведавьясы, на фоне которого нет необходимости в Ганге, полной священных писаний. Достаточно этой книги и достаточно Шримад Бхагавад-гиты в качестве букваря, руководства для начального уровня. Этих двух книг достаточно для обусловленных душ. Однако необходимо изучать эти две книги под руководством подлинного наставника.

#00:05:13#

Тот, кто и на это не способен, — что делать ему? Каково предписание для него? Махапрабху заявил: «Нет необходимости и в этих книгах также. Суть, квинтэссенция этих книг, полнота знания, содержащегося в священных писаниях, — это божественная форма трансцендентной вибрации, которая зовется святым именем Кришны. Воспевай Харе Кришна [маха-мантру]. Таково предписание для современной эпохи, для Кали-юги».

#00:05:58#

Тогда для людей Кали-юги предназначено окончательное и высочайшее предписание — воспевать святое имя [Бога]. Если они станут следовать ему должным образом, для них не будет необходимости в том, чтобы черпать знание в священных писаниях.

#00:06:18#

Махапрабху показал это в ходе беседы с Пракашанандой Сарасвати. Тот пытался наставить Махапрабху в истинах веданты, но Махапрабху притворился простецом, человеком несведущим. Он заявил: «Какая необходимость изучать веданту? Мой Гуру говорил мне:

#00:06:38#

…гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана[7]

туми мӯркха, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра…[8]

Если Ты хочешь изучать веданту, Ты должен сперва отправиться в школу санскрита. Но даже если Ты овладеешь санскритом в совершенстве, Ты все равно не сумеешь понять веданту. Какая необходимость для Тебя пытаться почерпнуть знание в ведантеВеданта говорит, Веды говорят, другие священные писания говорят, Пураны, «Махабхарата», Шримад Бхагавад-гита говорит, «Брихад-Нарадия-пурана». Все эти источники говорят:

#00:07:26#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[9]

«Не существует альтернативы в эту эпоху святому имени Кришны». То, что я пытаюсь донести до вас сегодня, это есть дар Шри Чайтаньи Махапрабху и моих Гуру.

#00:07:50#

Все мировые религии также следуют процессу воспевания святого имени. В этом бренном мире существует великое множество школ теизма, и в конечном счете, что они практикуют? Кто-то воспевает имя Аллаха, кто-то воспевает имена Иисуса Христа и Девы Марии, имена Господа Будды. Последователи разных религий воспевают святое имя Бога. Почему? Потому, что любая религия стремится возвысить нас от нынешнего низкого [духовного] уровня до высшего мира. Если ты хочешь установить связь, связать себя с высшим миром, что будет служить инструментом?

#00:08:46#

Мы посредством эфира связываемся между Индией и Америкой, в доли секунды посредством радио, посредством электричества мы связываемся с отдаленными странами. Посредством света. Посредством компьютеров в наши дни мы осуществляем связь. Достаточно нажать кнопку и на экране появляются новости из далеких стран. Ты видишь все, что желаешь увидеть. Любые новости ты можешь за считанные минуты переслать в Индию.

#00:09:26#

Таким образом, наука оказывает нам всяческую поддержку, помогая культивировать духовную жизнь. Если ты хочешь установить связь с той трансцендентной обителью, то существует эффективный, сладостный и уместный процесс воспевания святого имени. Святое имя — это трансцендентная вибрация, нисходящая из духовного мира. Мы обретаем это святое имя в рамках гуру-парампары должным образом и заботимся об этом даре в духе смирения, терпимости и почтения к другим. Таким правилам мы должны следовать.

#00:10:17#

Первое условие: не следует ни с кем конфликтовать и ссориться. Если ты смирен, если ты терпелив, если ты оказываешь почтение другим, то у тебя не будет врагов, и ты сумеешь счастливо воспевать имя Господа.

#00:10:42#

Тогда ты не столкнешься с агрессией и насилием. Увидев тебя, агрессия «убежит». Мы наблюдали подобное. Если ты не смотришь в глаза тигру, то тигр не нападет на тебя. Достаточно посмотреть тигру в глаза в джунглях, тигр приблизится и атакует. Да, такова природа тигра. Если ты не смотришь ему в глаза, то тигр обходит тебя стороной. Если он не людоед, то он не станет на тебя нападать. То же самое со львом.

#00:11:22#

У тебя не будет врагов, если ты почитаешь всех и каждого, если ты действуешь в духе смирения и терпения. Терпение где-то не просто практиковать, но очень просто практиковать смирение и почтение ко всем. Но терпение — не легко достижимое качество.

#00:11:48#

Каков процесс достижения этих свойств? Садхана. Мы совершаем садхану. Мы отдаем что-то и получаем что-то взамен. Если мы не станем ничего отдавать, то как мы можем рассчитывать на взаимность? Садхана означает «практика». Достаточно толики практики. Нет необходимости в гигантской практике, но нужно совершать эту [пусть даже малую] практику в духе искренности, совершать ее с верой, с верностью и с жаждой, и тогда эти качества придут к тебе, поскольку это трансцендентная вибрация.

#00:12:37#

Форма нашего владыки, Господа, когда она явится, ты это почувствуешь. «Когда мой желудок наполнен пищей, я испытываю три эффекта», — говорит «Шримад-Бхагаватам»[10]. — Я удовлетворен, голод уходит, я чувствую прилив сил». Когда трансцендентная вибрация воистину является в нашем сердце, она лелеет и питает нас прекрасным образом, и для нас нет необходимости обращаться к другим с целью подтверждения этого. Я сам сумею понять, что это происходит.

#00:13:22#

Этот пример приводил Гауракишор Бабаджи Махарадж. Он говорил так: «Если женщина ждет ребенка, она беременна, и она говорит своей подруге или матери: „Когда для меня настанет время рожать, пожалуйста, разбуди меня, если я буду в тот момент спать“. На что мать или подруга отвечает ей: „Нет необходимости, не нужно будет тебя будить. Ты сама поймешь, ты почувствуешь, что настало время для родов“».

#00:14:13#

То будет ваш личный опыт. Прежде всего необходимо стать должным воспринимающим.

#00:14:24#

Что находится внутри радиоприемника или телевизора, внутри компьютера? Находятся некие компоненты, некие детали, но все эти детали мертвы для меня, но не для инженера. Он знает, каким образом их скомпоновать. Он знает, как настроить частоту, и тогда появляется звук, появляется изображение.

#00:14:50#

Необходимо сделать себя должным воспринимающим и тогда не нужно будет спрашивать у других, что меня ждет в будущем. Но прежде всего необходима вера, необходимо достичь измерения веры.

#00:15:17#

Невозможно найти в этом мире ни одну религию, фундаментом которой не служила бы вера. Вера необходима. Если я не жертвую, не отдаю, то как может что-то прийти ко мне? Я должен прежде всего позаботиться о себе, и таков дар Махапрабху. Махапрабху говорил: «Это то, что принадлежит тебе, твоя собственность. Возьми, прими это, но необходимо для этого пробудиться и искать, и пытаться обрести это явление».

#00:16:04#

…ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄…[11]

То, чего мы хотим в этом бренном мире, все это существует во мне, в нас в крошечных пропорциях и в нашем Господе во всей полноте, в бесконечной степени. Махарадж, я ясно выражаюсь на английском, передаю это?

#00:16:30#

То, что существует во мне: во мне существует любовь, во мне живет красота, нежность, очарование, гармония. Все это есть во мне. Милость, сладость, но в крошечной степени. Я не могу воспользоваться этими дарами должным образом, но все это есть в концепции Кришны.

#00:17:00#

Все священные писания вы знаете. Возможно, вы слышали о том, что сейчас численность населения Индии составляет девятьсот миллионов человек, и шестьдесят процентов этих людей поклоняются Кришне как верховной личности Бога. Все эти люди не могут быть глупцами.

#00:17:33#

Эта традиция существует пять тысяч лет, но истина в этом мире всегда подвергается осквернению, возникает имитация.

#00:17:48#

эвам̇ пракр̣ти-ваичитрйа̄д
бхидйанте матайо нр̣н̣а̄м
па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит
па̄ш̣ан̣д̣а-матайо ’паре[12]

Тезис сменяется антитезисом. Это естественно. Таковы пути этого мира. Таким образом, люди впадают в заблуждение, сбиваются с истинного пути. Когда религия оскверняется, возникают различные школы теизма.

#00:18:24#

Религия всегда одна, и она благо. Те, кто проповедует подлинную религию, никого не вводят в заблуждение. Их природа такова, но впоследствии, с каждым днем, степень отклонения растет, и в конце концов религия оскверняется. Поэтому Кришна говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:18:44#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйутха̄нам адхармасйа
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[13]

паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇
вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа
самбхава̄ми йуге йуге[14]

Эту возможность мы обретаем в этом бренном мире. Сам Господь время от времени посылает Своих спутников, иногда [Он] приходит сам [в этот бренный мир] из Своей божественной обители, которую мы зовем Вайкунтхой, Голокой или Вриндаваном.

#00:19:21#

Если мы хотим передать природу этой духовной реальности, то мы используем такой термин, как паравьома. Существует материальное небо, говорят санньяси, и духовное небо — трансцендентный мир. Трансцендентный мир значит паравьома. Этот термин содержится в священных писаниях. Таким образом, если мы хотим покинуть материальный мир и достичь духовного неба, духовного мира, то прежде всего необходимо очистить себя, обрести силу, и тогда мы сумеем достичь того мира.

#00:20:04#

Мы запускаем ракету. Ракета стартует с космодрома, со стартовой площадки, и эта ракета содержит топливо. Существует сила движения, которая позволяет ей преодолеть силу земной гравитации. Ракета преодолевает силу земного притяжения и взмывает в космос.

#00:20:42#

Священные писания говорят: «Пытайся обрести силу». Путь ясен и прост. Сейчас многие истины открыты наукой. Мы счастливы это видеть. Сейчас ценятся люди образованные, ученые, но среди ученых нет атеистов. Они искатели. Однако их процесс поиска не всегда устремлен в сторону трансцендентного, или духовного. Они ищут в рамках бренного мира. Они изучают реалии бренного мира, но и благодаря этому они обретают достаточное знание.

#00:21:22#

Их открытия, нельзя сказать, что малы. Они помогают нам. Когда мы говорим о дживе, душе, ее бытие имеет определенную природу. Какую природу?

#00:21:32#

[санскрит]

Никто не в силах поверить в то, что в огромном, гигантском теле слона (слон, который передвигается, который сражается, который ест), внутри этого огромного тела заключена крошечная душа, размеры которой подобны одной десятитысячной части кончика волоса.

#00:22:07#

В наши дни наука открыла это. Наука говорит о том, что в атоме пребывают протоны, электроны, нейтроны и другие мельчайшие частицы, и в них заключена сила ядерной энергии, которая может взорвать всю планету. Существует подобная классификация материи. Ее открыли ученые.

#00:22:39#

Почему же мы не можем поверить в трансцендентную вибрацию, если мы верим в силу эфира, в силу электричества? Почему бы и нет? Пытайся! Выступи вперед и увидь, что это явление живет в тебе. Нет необходимости задавать вопросы другим. Ты должен выйти, отправиться на поиск, и этот поиск должен быть искренним и исполненным веры.

#00:23:09#

Это не мертвая материя. Сам Кришна станет помогать тебе. Он будет помогать тебе. Когда ты ищешь Кришну, Кришна ищет тебя, и ты не столкнешься с трудностями. Единственно необходимо — понять природу своего «я». Открыть себя, найти себя. Воспевай Харе Кришна [маха-мантру], и тогда все встанет на свои места. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:23:39#

Я обрел возможность предстать перед всеми вами и, насколько это в моих силах, [раскрываю учение моих учителей]. Я неквалифицированный человек. До известной степени то, что говорили обо мне санньяси, это правда. Это правда, что я обрел милость моих Гуру, но я чувствую, что неадекватен в этой роли. У меня нет великой квалификации. Но вы сами в состоянии совершать открытия, идя по этому пути, благодаря божественной милости Господа Кришны, божественной милости Господа Кришны.

#00:24:18#

У меня очень скверный английский. По крайней мере, я пытаюсь. Если у меня есть пять долларов, я пытаюсь заниматься коммерцией, используя эти средства. Я не могу воровать у других, но я не могу отказаться от этой коммерции. Я не знаю испанский язык, они не знают английский язык, но в испаноязычном мире у меня тысячи друзей, моих учеников, моих духовных братьев. Многие тысячи людей, тысячи друзей, испаноязычных друзей. Поэтому я не чувствую недостатка в возможности распространять мое учение.

#00:25:00#

Наши взаимоотношения с этими людьми — это отношения сердец. Поэтому все замечательно. Вот здесь есть пара, вот они сидят там. Они не знают английский язык, но они питают ко мне великую любовь. Они хотят построить для меня дом, через три месяца предоставить в мое распоряжение, в Кито, в столице Эквадора. Я не хотел туда отправляться. Это высокогорье, но я не могу отказать им в этой просьбе, благодаря их любви ко мне. Я не знаю, каков источник этой любви. Я не дарю им роскошные подарки и какую-то мирскую собственность. Только взаимодействие сердец одаривает нас подобным богатством, и это богатство доступно каждому.

#00:26:05#

Мать знает, мать может сказать, когда пришло время кормить ее ребенка. Она знает, когда настало время позаботиться о ребенке, когда следует посадить его на колени. Ребенок не в силах говорить, но мать в силах его понять.

#00:26:25#

Это живое явление, не мертвое. Прежде всего необходимо соприкоснуться, достаточно соприкоснуться с электричеством и понять, что это электричество. Могу ли я к этому что-то прибавить?

#00:26:44#

Мои духовные братья говорили о том, что аудитория может задавать вопросы. Я буду счастлив, если я получу возможность ответить на ваши вопросы. Лучше всего задавать короткие вопросы. Если у вас есть вопросы о сознании Кришны, то, пожалуйста, не стесняйтесь и задавайте их.

#00:27:56#

Да, да. Он хочет задать вопрос. Дайте ему шанс. Махарадж слушает.

Реплика: Вашей милостью, Махарадж.

Шрила Говинда Махарадж: Переводите.

Вопрос: [на испанском языке без перевода вслух].

#00:29:22#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Это очень хороший вопрос. Что я могу сказать? Это мои чувства. Ваш вопрос, вопрос [по] вашей милости. Это мои чувства. Я также практикую. Я практикующий. Сколько лет я практикую? Сорок девять лет я практикую, но постоянно думаю о том, насколько [духовно продвинулся], какого прогресса я достиг в своей практике. (Микрофон работает.) У меня также есть ответ на этот вопрос. Махапрабху сказал:

#00:30:36#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау,
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄,
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄[15]

Махапрабху говорил: «У Меня нет и толики премы, любви к Кришне». Сам Махапрабху выразил это чувство в отношении Себя. [Рагхунатх] Дас Госвами выразил свои чувства [подобным образом]. Это их чувства. «Я живу на Радха-кунде, — говорил он [Рагхунатх Дас Госвами], — но я так и не обрел милость Радхарани».

#00:31:24#

Таково их выражение. Если это ваши чувства. Прабхупада дал это сознание Кришны западному миру. Прошло двадцать четыре года. Это не шутки. Вопрос в том, какого прогресса мы достигли. Мы не видим особого прогресса. Это правда. Мы не практикуем сознание Кришны должным образом, то сознание Кришны, которое дал нам Прабхупада. Если мы следуем Прабхупаде, то обязательно получим результат.

#00:32:06#

Мы слышали это святое имя Кришны, мы читали книги, но мы не следуем [духовной практике] в соответствии с тремя указаниями Махапрабху — в духе смирения, терпимости и почтения к другим. Если бы мы следовали так, то мы обязательно получили бы все больше и больше чувств и вдохновения, и результат к нам пришел бы. Иначе мы можем сказать: «Преданные обретают эти чувства. Они обретают великое богатство сознания Кришны», но они [преданные] всегда чувствуют: «У меня ничего нет. Что я обрел?»

#00:32:54#

Кто-то сказал Ньютону: «Вы великий ученый». На что Ньютон ответил: «Нет, это не так. Я всего лишь мальчишка, который собирает гальку, камешки на берегу великого океана. Но я, — заявил он, — лучше вас, потому что у меня есть это понимание того, что я не исчерпал пределы науки. Я всего лишь на берегу великого океана знания».

#00:33:30#

Поэтому можно рассматривать это двояко. С одной стороны, чистый преданный обязательно обладает сознанием Кришны. Но [есть] недостаток трансцендентных чувств и знания. Никто не будет удовлетворен недостатком. Он хочет обретать, собирать все больше и больше. Такой человек станет чувствовать: «То, что есть у меня, — это ничто. У меня ничего нет». С другой стороны, да, воистину так.

#00:34:07#

То, что Прабхупада дал другим, то, что Прабхупада давал другим, люди не восприняли, не усвоили должным образом. Поэтому необходимо вновь и вновь [давать это], необходимо поддерживать таких людей, давать им пищу, и они будут пытаться вновь и вновь, но они не пытаются, и в этом также наше сожаление. У нас это вызывает сожаление.

#00:34:44#

Я знаю, сознание Кришны распространяется в столь широких масштабах и в наши дни. Мы видим. Пример тому я. Я шесть раз выезжал за пределы Индии и каждый раз тысячи и тысячи людей принимали у меня посвящение, но я не думаю, что все эти посвященные — освобожденные души. Они обретут освобождение, когда станут практиковать. Я всего лишь распространяю семена кришна-премы, которые дал Махапрабху. То, что принадлежит нам. Я обрел это семя через гуру-парампару, от моего Гуру Махараджа.

#00:35:33#

Эти люди обещали мне: «Мы станем практиковать. Пожалуйста, дайте мне это семя. Я искренний искатель». Я дал это семя. По прошествии какого-то времени эти люди не видят меня, и поэтому у них нет шанса практиковать должным образом.

#00:35:54#

Сегодня утром я говорил моим друзьям, которые приняли посвящения (я уже два раза был в Мексике и многие также в те визиты приняли посвящения), и в этот третий раз я сказал своим друзьям: «Послезавтра я уезжаю, но вы не должны расставаться с теми чувствами, которые испытываете в моем присутствии. Для этого вы должны практиковать совместно. Вы должны совершать совместное воспевание, не останавливать этот процесс — совместно воспевать, совместно обсуждать».

#00:36:54#

«Вы должны взаимодействовать, обмениваться друг с другом [чувствами]. Необходим взаимообмен чувствами. Необходим взаимообмен чувствами. Если у вас есть какие-то недостатки, то вы должны их исправить, и тогда вы будете расти в сознании Кришны счастливо». Для этого необходим зал для собраний. Я уже говорил об этом сегодня. Речь не идет о храме. Речь идет о том, чтобы сделать сердце храмом, и в этом храме вы станете поклоняться вашему Господу. Но еще больше необходимо организовать место для собраний. Место, в котором люди станут практиковать совместно в духе взаимопомощи. Махарадж, я ясно выражаюсь? Вот что необходимо.

#00:38:05#

Прабхупада дал великий дар и этот дар продолжает распространяться по всему миру. В наши дни этот процесс продолжается. То, что мы обрели, — это также дар Прабхупады. Мы говорим: вайшнавы, но что такое вайшнавизм? Чем мы живем? Каково настроение вайшнава? Вайшнав живет остатками пищи вайшнава, его прасадамом. Я живу благодаря прасадаму Прабхупады, и этот прасадам я распространяю по всему миру.

#00:38:50#

Единственно необходимо осознавать себя, сознавать свою практику и пытаться делать так, чтобы эта практика возрастала. Это естественное положение вещей. Когда ты будешь делиться этим богатством с другими, оно будет расти на твоем собственном поле. Поэтому мы не лишены надежды, мы не лишены помощи. Мы питаем великую надежду в эту эпоху Кали.

#00:39:31#

Пять тысяч лет прошло. Что мы видим в эту эпоху? Мы видим великие проблемы в нашей семейной жизни, в нашей социальной жизни. В жизни всего мироздания мы видим проблемы, беды, страдания, но единственное исцеление и помощь —харинам-санкиртана. Благодаря харинам-санкиртане мы преодолеем, сумеем превозмочь эту иллюзорную окружающую среду и сможем счастливо практиковать сознание Кришны, если постараемся делать это совместно. Таков процесс. Это счастливый, радостный процесс. Поэтому у нас есть несколько центров. Те люди, которые возглавляют эти центры, сталкиваются с эго, и это эго разрушает дух преданности таких людей. Если я занимаю определенное кресло, то я уже думаю, что я владыка этого кресла. Это эго и это очень скверно. Когда эго приходит, тогда сознание Кришны скрывается. У меня болит сердце, когда я вижу, как люди оказываются в такой ситуации.

#00:40:50#

Вы видите Сагара Махараджа, Джанардана Махараджа. Да. Джанардан Махарадж, Гири Махарадж, Ашрам Махарадж — все они Гуру этого общества, но они не принимают учеников. Все они передали ответственность такого рода [мне]. Они возложили [это] бремя на мои плечи, и они пытаются служить своим Гуру таким образом. Я не позабыл это. Я знаю, что я слуга вайшнавов. Я выполняю наказ вайшнавов. Я постоянно чувствую, я всегда чувствую, что я их слуга. Я не чувствую, что я их Гуру. Поэтому я очень счастлив, доволен собой, доволен своими друзьями.

#00:41:53#

Таким образом, если мы будем пытаться помогать друг другу практиковать совместно, тогда мы не столкнемся в нашей практике с трудностями и проблемами. Таков ответ на ваш вопрос. Насколько я способен был его дать, я его дал. Большое вам спасибо за ваш вопрос.

Вопрос: [на испанском языке без перевода вслух].

#00:43:33#

Шрила Говинда Махарадж: Второй вопрос. Пожалуйста, повторите.

Сагар Махарадж (отвечая на второй вопрос): У нас нет информации о том, когда будет проходить лекция или киртан.

#00:43:55#

Шрила Говинда Махарадж: Два вопроса, да? Первый вопрос — вопрос о практике. Вы хотите знать.

#00:44:21#

Махапрабху дал очень простой процесс. Прабхупада также дал этот простой процесс. Несколько дней тому назад я слушал запись Прабхупады. Мой друг включил эту магнитофонную запись в машине. Мы ехали в машине. Прабхупада говорил, что это очень простая религия. Почему вы не в силах это понять? Связь с этим трансцендентным миром посредством трансцендентной вибрации святого имени. Воспевайте святое имя, и Господь будет милостив к вам, и ваши оскорбления покинут вас благодаря этому воспеванию.

#00:45:10#

Второй момент. То, что вы хотите есть, вы должны есть, принимать прасадам Господа, прасадам вайшнавов, и тогда вы не будете нести ответственность за то, что вы едите. Прасадам нисходит по милости вашего Владыки, и его потребление не влечет реакций.

#00:45:40#

В этом бренном мире то, что мы делаем, любое действие влечет следствие. Таков третий закон физики, закон Ньютона. Каждое действие влечет за собой следствие. Мы не свободны от реакций в этом мире, но когда мы служим Кришне и принимаем Его прасадам, то это пища, но это трансцендентная пища. Она кажется мирской, бренной, материальной, но результат принятия будет трансцендентный. Однажды я пойму, что эта пища трансцендентна.

#00:46:26#

Таким образом, очень просто мы можем удовлетворить нашего Господа. Особенность здесь такая. Не нужно беспокоить окружающий мир, причинять беспокойство. Необходимо иметь дружественные отношения с окружающим миром, относиться к нему с симпатией, с сочувствием. Достичь этого нам помогут три качества.

#00:46:59#

Прабхупада дал четыре указания, но это очень начальные вещи. Вы знаете [их]. Возможно, кто-то не знает. Прабхупада говорил так: «Человек, который воспевает Харе Кришна маха-мантру, не должен есть мясо, не должен принимать наркотики, не должен заниматься азартными играми и не должен вступать в незаконные сексуальные отношения. Этим четырем принципам он должен следовать».

#00:47:39#

Но я могу напомнить, [что] все качества придут к вам, если вы станете следовать трем указаниям, которые дал Махапрабху: смирение, терпение и почтение к другим. Тогда естественным образом для вас будет легко установить дружественные отношения с окружающим миром. У вас не будет врагов.

#00:48:09#

Господь Иисус Христос говорил: «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Все религии в этом мире, в этом бренном мире учат этому. Все религиозные лидеры учат в таком духе. Поэтому мы не станем доставлять беспокойства окружающему миру. Эти три качества подарят нам необходимую для этого силу, и тогда мы станем практиковать сознание Кришны, радостные и счастливые. Это [ответ на] первый вопрос. А второй вопрос?

#00:48:54#

Гири Махарадж: Она не получает информацию о наших собраниях. Эта женщина жалуется. Ей не приходит рассылка, известия о деятельности преданных.

#00:49:09#

Шрила Говинда Махарадж: Я мало что знаю о деятельности преданных здесь. Они приглашают меня сюда и, возможно, они заняты приготовлениями. Преданные могут ответить на этот вопрос, но я, со своей стороны, могу сказать, что они могут не приглашать всех индивидуально, но они сообщают о своих собраниях друзьям. Кого-то из вас пригласили сюда ваши друзья. Так известия распространяются. Конечно же, мы совершаем наши обязанности, наш долг с изъянами. Естественным образом иногда мы совершаем ошибки, но это неосознанная ошибка, невольная ошибка.

#00:50:24#

Наши преданные очень хотят распространять весть сознания Кришны. Они хотят, чтобы приходили люди и принимали участие в этих религиозных дискурсах, и для этого они используют газеты и другие средства. Но ошибаться свойственно человеку, порой это [происходит] несознательно, невольная ошибка с их стороны.

#00:51:09#

Вот теперь, когда они услышали ваш вопрос, вашу жалобу, то в будущем они попытаются исправить эту ситуацию. Харе Кришна!

Вопрос [на испанском языке без перевода вслух].

#00:53:06#

Шрила Говинда Махарадж: В наших священных писаниях, в «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится:

#00:53:18#

[шлока]

Если во мне живет дух поиска и во мне есть жажда, стремление к этому божественному знанию, тогда я должен пытаться искать, где можно утолить жажду, должен искать источник. В то же время речь идет о трансцендентном знании.

#00:54:27#

Чувства моего сердца в то же время устремятся в трансцендентный мир. Кришна, видя мой дух поиска, поможет мне в качестве моего чайтья-гуру. Я стану искать, где это явление доступно, и Кришна станет направлять меня, руководить мною. Если я искренен, то я обязательно встречу подлинного наставника, Гуру, и обрету подлинное семя сознания Кришны.

#00:55:45#

Я всегда говорю о том, что у меня очень скудный английский, но речь идет о живом явлении. Сознание всегда живое.

#00:56:01#

Мое тело сознательно. Мой владыка сознателен и процесс, о котором идет речь, сознателен. Поэтому я однозначно, несомненно, обрету помощь. У меня есть большой опыт такого рода. Прежде всего, это мой личный жизненный опыт. В юности я прочитал множество священных писаний. До шестнадцати лет я… [отсутствует звук].

#00:57:25#

Собственность. Этого может быть недостаточно для духовного богатства, духовной собственности. Мы видим это двояко, с двух сторон. В действительности, каково первое требование, условие духовного прогресса, или духовного достижения? Первое требование или условие есть шраддха. Если у нас нет шраддхи, то есть веры, то мы можем пожертвовать многими реалиями, но не соприкоснемся с духовным, не соприкоснемся с подлинным богатством духовного мира.

#00:58:15#

Во-вторых, вопрос в том, нуждаюсь ли я в этом явлении. Это также необходимо знать. Если я нуждаюсь в чем-то, то я буду готов пожертвовать чем-то ради этого достижения. Если я понимаю, что это высшая цель моей жизни, если у меня есть вера в это, тогда я сумею пожертвовать всем ради этого достижения.

#00:58:45#

В-третьих, какова природа жертвы? Природа жертвы не состоит в том, чтобы уйти из дома, отказаться от родственников или отказаться от любых реалий этого бренного мира. Я могу отказаться от многих реалий, но все же не в силах отказаться от пищи. Я не могу жить без пищи. Таким образом, отречение не является подлинной жертвой. В эту эпоху Кали ценность содержится в том, о чем говорит Шримад Бхагавад-гита.

#00:59:40#

Шримад Бхагавад-гита говорит: «Ментальная жертва необходима». Физическая жертва — это начальный уровень. На этом уровне можно получить определенный плод, но не более того.

#00:59:57#

эвам̇ парампара̄-пра̄птам…
…його наш̣т̣ах̣ парантапа[16]

Необходима ментальная готовность к жертве, и это подлинная жертвенность. И тогда автоматически, если необходимо, мы сумеем пожертвовать чем-то физическим. Но опять же важно знать, зачем я совершаю жертву. Это один из аспектов данного вопроса.

#01:00:40#

Я хочу установить связь с трансцендентным. Я нуждаюсь в любви, красоте, очаровании, экстазе, нежности, сладости. Все, что требуется для моей духовной жизни, существует в Кришне и в сознании Кришны. Если я уверен в этом, то я обязательно пожертвую чем-то ради этого достижения.

#01:01:21#

Самореализация подразумевает понимание того, чего я хочу. Реализация, понимание того, кто я. Понимание того, какова природа Господа. Какова природа процесса, посредством которого можно освободиться и какова высшая цель жизни. Все это включает, относится к самореализации.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Абсолют, исполненный блаженства» («Веданта-сутра», 1.1.12).

2  «Он [Господь] является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных» («Веданта-сутра», 1.1.2).

Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д, итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе, мухйанти йат сӯрайах̣, теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄, винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-, кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудева, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он абсолютная истина и изначальная причина всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

3  Веданта-сутра, 1.1.4.

4  «В людях от природы заложена склонность к наслаждениям, а ты поощрял в них эту склонность под прикрытием религии. Это предосудительно и неблагоразумно. Руководствуясь твоими наставлениями, они будут заниматься этим, прикрываясь религией, и очень скоро забудут обо всех запретах» («Шримад-Бхагаватам», 1.5.15).

5  «В „Шримад-Бхагаватам“ разъяснен смысл „Веданта-сутры“. В нем полностью раскрыты темы „Махабхараты“. Здесь можно найти объяснение Брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях» (цитата из «Гаруда-пураны», приведенная в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 25.143)).

6  «„Шримад-Бхагаватам“ — безупречная Пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают парамахамсы. В „Бхагаватам“ объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь служения в преданности. Каждый, кто серьезно пытается понять „Шримад-Бхагаватам“, надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.18).

7  Прабху кахе — ш́уна, ш́рӣпа̄да, иха̄ра ка̄ран̣а / гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана — Шри Чайтанья Махапрабху ответил Пракашананде Сарасвати: «О Мой господин, послушай, Я объясню, в чем причина. Мой духовный учитель считал Меня глупцом и потому ругал» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.71).

8  Мӯркха туми, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра / ‘кр̣ш̣н̣а-мантра’ джапа сада̄, — эи мантра-са̄ра — Шри Чайтанья Махапрабху продолжил передавать слова своего учителя, Ишвары Пури: «„Ты глупец, — сказал он Мне, — Ты не способен изучать философию веданты и потому должен всегда повторять святое имя Кришны. В нем суть всех мантр и гимнов Вед“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.72).

9  «Святое имя, святое имя, святое имя Господа — вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76).

10  Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир, анйатра чаиш̣а трика эка-ка̄лах̣ / прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус, туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо ’ну-гха̄сам — «Преданность, опыт личного общения с верховным Господом и отрешенность от всего остального — все это одновременно испытывает тот, кто находит прибежище у верховной личности Бога, подобно тому как с каждым съеденным кусочком пищи человек получает удовольствие, питает свой организм и утоляет голод» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.42).

11  «Внемлите, о дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

12  «Таким образом, в связи с большим разнообразием желаний и природы среди человеческих существ, есть много различных теистических философий жизни, которые передаются из поколения в поколение в традициях, обычаях и ученической преемственности. Есть и другие учителя, которые непосредственно поддерживают атеистические взгляды» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.8).

13  Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

14  «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

15  «Друг мой, в Моем сердце нет ни капли любви к Кришне, и все же Я плачу, но лишь для того, чтобы указать людям на Свой великий жребий. Не видя прекрасного лица Кришны, не слыша звуков Его флейты, Я, как ничтожное насекомое, напрасно влачу Свои дни» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

16  Эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — «О покоритель врагов, так через божественную преемственность святые цари, такие как Ними, Джанака и другие, постигли этот путь знания. Сейчас же, по прошествии долгого времени, это учение почти полностью утеряно» (Бхагавад-гита, 4.2).




←  «Шри Гарга-самхита» (часть 10). Ашвамедха-кханда. 4. Кришна во Вриндаване. Конь возвращается в Двараку. Ананда Мой Прабху. Ноябрь 2022 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Нитай гунамани | О Господе Нитьянанде». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 16 января 2020 года. Лахта, Санкт-Петербург  →



Прабхупада дал великий дар, который продолжает распространяться по всему миру. В наши дни этот процесс продолжается. И то, что мы обрели, — это также дар Прабхупады. Мы говорим: «Вайшнавы». Но что такое вайшнавизм? Чем мы живем? Каково настроение вайшнава, его дух? Вайшнав живет остатками пищи вайшнавов, их прасадом. Я живу благодаря прасаду Прабхупады и распространяю его по всему миру.

Единственно, что необходимо, — иметь осознанное восприятие себя, своей практики, и прилагать усилия к тому, чтобы эта практика улучшалась. Это естественно — когда ты делишься этим богатством с другими, оно возрастает на твоем собственном поле. Поэтому мы не лишены ни надежды, ни помощи. Наша надежда велика. Прошло уже пять тысяч лет с начала этой эпохи, Кали-юги. И что мы видим в современном мире? Множество проблем: в семейной жизни, в социуме, во взаимоотношениях народов и государств. Проблемы, беды и страдания — повсюду. Единственное лекарство — помощь в виде харинам-санкиртаны. Благодаря харинам-санкиртане мы сумеем превозмочь эту иллюзорную окружающую среду и сможем счастливо практиковать сознание Кришны, если постараемся делать это совместно. Таков процесс, и он счастливый, радостный.

У нас есть многочисленные центры. Люди, возглавляющие эти центры, сталкиваются с проблемой в виде эго, которое уничтожает дух преданности этих руководителей. Если я занимаю определенное кресло, я уже думаю, что я владыка этого кресла. Это очень скверно. Когда возникает эго, сознание Кришны скрывается. У меня болит сердце, когда я вижу, как люди оказываются в такой ситуации. Вы видите: Сагар Махарадж, Джанардан Махарадж, Гири Махарадж, Ашрам Махарадж… все они — Гуру этого общества. Однако они не принимают учеников. Ответственность такого рода они возложили на меня. Таким образом они пытаются служить своим Гуру. Но я не забываю о том, что я — слуга вайшнавов. Я выполняю их наказ. Я всегда чувствую себя их (упомянутых выше санньяси) слугой. Я не чувствую, что я их Гуру. Поэтому я доволен собой и своими друзьями. Если мы станем пытаться помогать друг другу, практикуя сознание Кришны совместно, то не будем сталкиваться в нашей практике с трудностями и проблемами.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Счастливая практика сознания Кришны

(«Простые и сладостные истины», часть 53)

(1996 год. Мексика)

 

Шрила Говинда Махарадж: Это явление зовется ведическим знанием. Веды содержат великое множество разных истин, и Ведавьясе известно, что мы не в силах извлечь из Веды это знание. Поэтому Ведавьяса написал «Веданта-даршан». [Нарада Муни сказал Шриле Вьясадеве:] «Ты не удовлетворен этим знанием и „Веданта-даршан“ содержит крайне абстрактные утверждения о природе высшей истины».

#00:00:35#

а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т[1]

джанма̄дй асйа йатах̣[2]

тат ту саманвайāт[3]

Понять сутры «Веданта-даршана» крайне тяжело. Поэтому он написал [комментарий к нему] по милости Нарады Госвами, своего Гуру. Нарада пришел к нему, Нарада заявил: «То, что ты дал широким массам, ты дал пищу, лекарство исключительно для больных людей. Это диета, предназначенная для больных, но ты не дал, ты не предписал диету для здоровых, и ты должен это сделать».

#00:01:27#

джугупситам̇ дхарма-кр̣те ’нуш́а̄сатах̣,
свабха̄ва-рактасйа маха̄н вйатикрамах̣
йад-ва̄кйато дхарма итӣтарах̣ стхито,
на манйате тасйа нива̄ран̣ам̇ джанах̣[4]

«Всем известно, что ты высочайший риши. То, что ты даешь, все это почитают. Таков закон этого мира. Ты дал карма-йогу, гьяна-йогу, хатха-йогу, бхакти-йогу, смесь всех этих явлений. Таким образом, ты состряпал некое кичри, винегрет. Ты предписал диету для больных людей. Это не есть совершенный дар с твоей стороны. Ты должен дать подлинную пищу для здоровых». Тогда Нарада вновь дал некий мантрам Ведавьясе.

#00:02:27#

Ведавьяса стал медитировать на этот мантрам, и он подумал: «О, то, что я дал, по словам моего Гуру, не есть совершенное явление, и это правда. Я дал „Веданта-даршан“, в котором содержится полнота знания, но никто не в силах это знание ясно и отчетливо понять. Поэтому необходимо написать „Веданта-бхашьям“, то есть комментарий к „Веданта-даршану“». И тогда он составил «Шримад-Бхагаватам». Он написал:

#00:02:58#

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇,
бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣
га̄йатрӣ-бха̄шйа-рӯпо ’сау,
веда̄ртха-парибр̣м̇хитах̣[5]

артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇…

«Веданта-даршан» зовется «Брахма-сутрой». То, что хочет сообщить «Махабхарата», все это содержится в «Шримад-Бхагаватам». Таким образом, он дал множество истин в «Шримад-Бхагаватам», и в конечном счете он заявил:

#00:03:40#

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ пура̄н̣ам-амалам̇ йад вайш̣н̣ава̄на̄м̇ прийам̇
йасмин па̄рамахам̇сйам экам амалам̇ джн̃а̄нам̇ парам̇ гӣйате
татра джн̃а̄на-ваирагйа-бхакти-сахитам̇ наиш̣кармйам а̄виш̣кр̣там̇
тач чхр̣н̣ван су-пат̣хан вича̄ран̣а-паро бхактйа вимучйен нарах̣[6]

«„Шримад-Бхагаватам“ есть верховное знание, низошедшее от моих Гуру. Я медитировал на этот дар и представляю его вам, дарю в форме книги. Это верховная, высочайшая книга для этого бренного мира. Это форма Кришны, тождественная Ему самому. Читай эту книгу, и ты обретешь Кришну в своем сердце». Таким образом, он дал это знание.

#00:04:36#

Чайтанья Махапрабху принял «Шримад-Бхагаватам» в качестве единственного источника, в качестве высочайшего дара Ведавьясы, на фоне которого нет необходимости в Ганге, полной священных писаний. Достаточно этой книги и достаточно Шримад Бхагавад-гиты в качестве букваря, руководства для начального уровня. Этих двух книг достаточно для обусловленных душ. Однако необходимо изучать эти две книги под руководством подлинного наставника.

#00:05:13#

Тот, кто и на это не способен, — что делать ему? Каково предписание для него? Махапрабху заявил: «Нет необходимости и в этих книгах также. Суть, квинтэссенция этих книг, полнота знания, содержащегося в священных писаниях, — это божественная форма трансцендентной вибрации, которая зовется святым именем Кришны. Воспевай Харе Кришна [маха-мантру]. Таково предписание для современной эпохи, для Кали-юги».

#00:05:58#

Тогда для людей Кали-юги предназначено окончательное и высочайшее предписание — воспевать святое имя [Бога]. Если они станут следовать ему должным образом, для них не будет необходимости в том, чтобы черпать знание в священных писаниях.

#00:06:18#

Махапрабху показал это в ходе беседы с Пракашанандой Сарасвати. Тот пытался наставить Махапрабху в истинах веданты, но Махапрабху притворился простецом, человеком несведущим. Он заявил: «Какая необходимость изучать веданту? Мой Гуру говорил мне:

#00:06:38#

…гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана[7]

туми мӯркха, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра…[8]

Если Ты хочешь изучать веданту, Ты должен сперва отправиться в школу санскрита. Но даже если Ты овладеешь санскритом в совершенстве, Ты все равно не сумеешь понять веданту. Какая необходимость для Тебя пытаться почерпнуть знание в ведантеВеданта говорит, Веды говорят, другие священные писания говорят, Пураны, «Махабхарата», Шримад Бхагавад-гита говорит, «Брихад-Нарадия-пурана». Все эти источники говорят:

#00:07:26#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[9]

«Не существует альтернативы в эту эпоху святому имени Кришны». То, что я пытаюсь донести до вас сегодня, это есть дар Шри Чайтаньи Махапрабху и моих Гуру.

#00:07:50#

Все мировые религии также следуют процессу воспевания святого имени. В этом бренном мире существует великое множество школ теизма, и в конечном счете, что они практикуют? Кто-то воспевает имя Аллаха, кто-то воспевает имена Иисуса Христа и Девы Марии, имена Господа Будды. Последователи разных религий воспевают святое имя Бога. Почему? Потому, что любая религия стремится возвысить нас от нынешнего низкого [духовного] уровня до высшего мира. Если ты хочешь установить связь, связать себя с высшим миром, что будет служить инструментом?

#00:08:46#

Мы посредством эфира связываемся между Индией и Америкой, в доли секунды посредством радио, посредством электричества мы связываемся с отдаленными странами. Посредством света. Посредством компьютеров в наши дни мы осуществляем связь. Достаточно нажать кнопку и на экране появляются новости из далеких стран. Ты видишь все, что желаешь увидеть. Любые новости ты можешь за считанные минуты переслать в Индию.

#00:09:26#

Таким образом, наука оказывает нам всяческую поддержку, помогая культивировать духовную жизнь. Если ты хочешь установить связь с той трансцендентной обителью, то существует эффективный, сладостный и уместный процесс воспевания святого имени. Святое имя — это трансцендентная вибрация, нисходящая из духовного мира. Мы обретаем это святое имя в рамках гуру-парампары должным образом и заботимся об этом даре в духе смирения, терпимости и почтения к другим. Таким правилам мы должны следовать.

#00:10:17#

Первое условие: не следует ни с кем конфликтовать и ссориться. Если ты смирен, если ты терпелив, если ты оказываешь почтение другим, то у тебя не будет врагов, и ты сумеешь счастливо воспевать имя Господа.

#00:10:42#

Тогда ты не столкнешься с агрессией и насилием. Увидев тебя, агрессия «убежит». Мы наблюдали подобное. Если ты не смотришь в глаза тигру, то тигр не нападет на тебя. Достаточно посмотреть тигру в глаза в джунглях, тигр приблизится и атакует. Да, такова природа тигра. Если ты не смотришь ему в глаза, то тигр обходит тебя стороной. Если он не людоед, то он не станет на тебя нападать. То же самое со львом.

#00:11:22#

У тебя не будет врагов, если ты почитаешь всех и каждого, если ты действуешь в духе смирения и терпения. Терпение где-то не просто практиковать, но очень просто практиковать смирение и почтение ко всем. Но терпение — не легко достижимое качество.

#00:11:48#

Каков процесс достижения этих свойств? Садхана. Мы совершаем садхану. Мы отдаем что-то и получаем что-то взамен. Если мы не станем ничего отдавать, то как мы можем рассчитывать на взаимность? Садхана означает «практика». Достаточно толики практики. Нет необходимости в гигантской практике, но нужно совершать эту [пусть даже малую] практику в духе искренности, совершать ее с верой, с верностью и с жаждой, и тогда эти качества придут к тебе, поскольку это трансцендентная вибрация.

#00:12:37#

Форма нашего владыки, Господа, когда она явится, ты это почувствуешь. «Когда мой желудок наполнен пищей, я испытываю три эффекта», — говорит «Шримад-Бхагаватам»[10]. — Я удовлетворен, голод уходит, я чувствую прилив сил». Когда трансцендентная вибрация воистину является в нашем сердце, она лелеет и питает нас прекрасным образом, и для нас нет необходимости обращаться к другим с целью подтверждения этого. Я сам сумею понять, что это происходит.

#00:13:22#

Этот пример приводил Гауракишор Бабаджи Махарадж. Он говорил так: «Если женщина ждет ребенка, она беременна, и она говорит своей подруге или матери: „Когда для меня настанет время рожать, пожалуйста, разбуди меня, если я буду в тот момент спать“. На что мать или подруга отвечает ей: „Нет необходимости, не нужно будет тебя будить. Ты сама поймешь, ты почувствуешь, что настало время для родов“».

#00:14:13#

То будет ваш личный опыт. Прежде всего необходимо стать должным воспринимающим.

#00:14:24#

Что находится внутри радиоприемника или телевизора, внутри компьютера? Находятся некие компоненты, некие детали, но все эти детали мертвы для меня, но не для инженера. Он знает, каким образом их скомпоновать. Он знает, как настроить частоту, и тогда появляется звук, появляется изображение.

#00:14:50#

Необходимо сделать себя должным воспринимающим и тогда не нужно будет спрашивать у других, что меня ждет в будущем. Но прежде всего необходима вера, необходимо достичь измерения веры.

#00:15:17#

Невозможно найти в этом мире ни одну религию, фундаментом которой не служила бы вера. Вера необходима. Если я не жертвую, не отдаю, то как может что-то прийти ко мне? Я должен прежде всего позаботиться о себе, и таков дар Махапрабху. Махапрабху говорил: «Это то, что принадлежит тебе, твоя собственность. Возьми, прими это, но необходимо для этого пробудиться и искать, и пытаться обрести это явление».

#00:16:04#

…ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄…[11]

То, чего мы хотим в этом бренном мире, все это существует во мне, в нас в крошечных пропорциях и в нашем Господе во всей полноте, в бесконечной степени. Махарадж, я ясно выражаюсь на английском, передаю это?

#00:16:30#

То, что существует во мне: во мне существует любовь, во мне живет красота, нежность, очарование, гармония. Все это есть во мне. Милость, сладость, но в крошечной степени. Я не могу воспользоваться этими дарами должным образом, но все это есть в концепции Кришны.

#00:17:00#

Все священные писания вы знаете. Возможно, вы слышали о том, что сейчас численность населения Индии составляет девятьсот миллионов человек, и шестьдесят процентов этих людей поклоняются Кришне как верховной личности Бога. Все эти люди не могут быть глупцами.

#00:17:33#

Эта традиция существует пять тысяч лет, но истина в этом мире всегда подвергается осквернению, возникает имитация.

#00:17:48#

эвам̇ пракр̣ти-ваичитрйа̄д
бхидйанте матайо нр̣н̣а̄м
па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит
па̄ш̣ан̣д̣а-матайо ’паре[12]

Тезис сменяется антитезисом. Это естественно. Таковы пути этого мира. Таким образом, люди впадают в заблуждение, сбиваются с истинного пути. Когда религия оскверняется, возникают различные школы теизма.

#00:18:24#

Религия всегда одна, и она благо. Те, кто проповедует подлинную религию, никого не вводят в заблуждение. Их природа такова, но впоследствии, с каждым днем, степень отклонения растет, и в конце концов религия оскверняется. Поэтому Кришна говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:18:44#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйутха̄нам адхармасйа
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[13]

паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇
вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа
самбхава̄ми йуге йуге[14]

Эту возможность мы обретаем в этом бренном мире. Сам Господь время от времени посылает Своих спутников, иногда [Он] приходит сам [в этот бренный мир] из Своей божественной обители, которую мы зовем Вайкунтхой, Голокой или Вриндаваном.

#00:19:21#

Если мы хотим передать природу этой духовной реальности, то мы используем такой термин, как паравьома. Существует материальное небо, говорят санньяси, и духовное небо — трансцендентный мир. Трансцендентный мир значит паравьома. Этот термин содержится в священных писаниях. Таким образом, если мы хотим покинуть материальный мир и достичь духовного неба, духовного мира, то прежде всего необходимо очистить себя, обрести силу, и тогда мы сумеем достичь того мира.

#00:20:04#

Мы запускаем ракету. Ракета стартует с космодрома, со стартовой площадки, и эта ракета содержит топливо. Существует сила движения, которая позволяет ей преодолеть силу земной гравитации. Ракета преодолевает силу земного притяжения и взмывает в космос.

#00:20:42#

Священные писания говорят: «Пытайся обрести силу». Путь ясен и прост. Сейчас многие истины открыты наукой. Мы счастливы это видеть. Сейчас ценятся люди образованные, ученые, но среди ученых нет атеистов. Они искатели. Однако их процесс поиска не всегда устремлен в сторону трансцендентного, или духовного. Они ищут в рамках бренного мира. Они изучают реалии бренного мира, но и благодаря этому они обретают достаточное знание.

#00:21:22#

Их открытия, нельзя сказать, что малы. Они помогают нам. Когда мы говорим о дживе, душе, ее бытие имеет определенную природу. Какую природу?

#00:21:32#

[санскрит]

Никто не в силах поверить в то, что в огромном, гигантском теле слона (слон, который передвигается, который сражается, который ест), внутри этого огромного тела заключена крошечная душа, размеры которой подобны одной десятитысячной части кончика волоса.

#00:22:07#

В наши дни наука открыла это. Наука говорит о том, что в атоме пребывают протоны, электроны, нейтроны и другие мельчайшие частицы, и в них заключена сила ядерной энергии, которая может взорвать всю планету. Существует подобная классификация материи. Ее открыли ученые.

#00:22:39#

Почему же мы не можем поверить в трансцендентную вибрацию, если мы верим в силу эфира, в силу электричества? Почему бы и нет? Пытайся! Выступи вперед и увидь, что это явление живет в тебе. Нет необходимости задавать вопросы другим. Ты должен выйти, отправиться на поиск, и этот поиск должен быть искренним и исполненным веры.

#00:23:09#

Это не мертвая материя. Сам Кришна станет помогать тебе. Он будет помогать тебе. Когда ты ищешь Кришну, Кришна ищет тебя, и ты не столкнешься с трудностями. Единственно необходимо — понять природу своего «я». Открыть себя, найти себя. Воспевай Харе Кришна [маха-мантру], и тогда все встанет на свои места. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:23:39#

Я обрел возможность предстать перед всеми вами и, насколько это в моих силах, [раскрываю учение моих учителей]. Я неквалифицированный человек. До известной степени то, что говорили обо мне санньяси, это правда. Это правда, что я обрел милость моих Гуру, но я чувствую, что неадекватен в этой роли. У меня нет великой квалификации. Но вы сами в состоянии совершать открытия, идя по этому пути, благодаря божественной милости Господа Кришны, божественной милости Господа Кришны.

#00:24:18#

У меня очень скверный английский. По крайней мере, я пытаюсь. Если у меня есть пять долларов, я пытаюсь заниматься коммерцией, используя эти средства. Я не могу воровать у других, но я не могу отказаться от этой коммерции. Я не знаю испанский язык, они не знают английский язык, но в испаноязычном мире у меня тысячи друзей, моих учеников, моих духовных братьев. Многие тысячи людей, тысячи друзей, испаноязычных друзей. Поэтому я не чувствую недостатка в возможности распространять мое учение.

#00:25:00#

Наши взаимоотношения с этими людьми — это отношения сердец. Поэтому все замечательно. Вот здесь есть пара, вот они сидят там. Они не знают английский язык, но они питают ко мне великую любовь. Они хотят построить для меня дом, через три месяца предоставить в мое распоряжение, в Кито, в столице Эквадора. Я не хотел туда отправляться. Это высокогорье, но я не могу отказать им в этой просьбе, благодаря их любви ко мне. Я не знаю, каков источник этой любви. Я не дарю им роскошные подарки и какую-то мирскую собственность. Только взаимодействие сердец одаривает нас подобным богатством, и это богатство доступно каждому.

#00:26:05#

Мать знает, мать может сказать, когда пришло время кормить ее ребенка. Она знает, когда настало время позаботиться о ребенке, когда следует посадить его на колени. Ребенок не в силах говорить, но мать в силах его понять.

#00:26:25#

Это живое явление, не мертвое. Прежде всего необходимо соприкоснуться, достаточно соприкоснуться с электричеством и понять, что это электричество. Могу ли я к этому что-то прибавить?

#00:26:44#

Мои духовные братья говорили о том, что аудитория может задавать вопросы. Я буду счастлив, если я получу возможность ответить на ваши вопросы. Лучше всего задавать короткие вопросы. Если у вас есть вопросы о сознании Кришны, то, пожалуйста, не стесняйтесь и задавайте их.

#00:27:56#

Да, да. Он хочет задать вопрос. Дайте ему шанс. Махарадж слушает.

Реплика: Вашей милостью, Махарадж.

Шрила Говинда Махарадж: Переводите.

Вопрос: [на испанском языке без перевода вслух].

#00:29:22#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Это очень хороший вопрос. Что я могу сказать? Это мои чувства. Ваш вопрос, вопрос [по] вашей милости. Это мои чувства. Я также практикую. Я практикующий. Сколько лет я практикую? Сорок девять лет я практикую, но постоянно думаю о том, насколько [духовно продвинулся], какого прогресса я достиг в своей практике. (Микрофон работает.) У меня также есть ответ на этот вопрос. Махапрабху сказал:

#00:30:36#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау,
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄,
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄[15]

Махапрабху говорил: «У Меня нет и толики премы, любви к Кришне». Сам Махапрабху выразил это чувство в отношении Себя. [Рагхунатх] Дас Госвами выразил свои чувства [подобным образом]. Это их чувства. «Я живу на Радха-кунде, — говорил он [Рагхунатх Дас Госвами], — но я так и не обрел милость Радхарани».

#00:31:24#

Таково их выражение. Если это ваши чувства. Прабхупада дал это сознание Кришны западному миру. Прошло двадцать четыре года. Это не шутки. Вопрос в том, какого прогресса мы достигли. Мы не видим особого прогресса. Это правда. Мы не практикуем сознание Кришны должным образом, то сознание Кришны, которое дал нам Прабхупада. Если мы следуем Прабхупаде, то обязательно получим результат.

#00:32:06#

Мы слышали это святое имя Кришны, мы читали книги, но мы не следуем [духовной практике] в соответствии с тремя указаниями Махапрабху — в духе смирения, терпимости и почтения к другим. Если бы мы следовали так, то мы обязательно получили бы все больше и больше чувств и вдохновения, и результат к нам пришел бы. Иначе мы можем сказать: «Преданные обретают эти чувства. Они обретают великое богатство сознания Кришны», но они [преданные] всегда чувствуют: «У меня ничего нет. Что я обрел?»

#00:32:54#

Кто-то сказал Ньютону: «Вы великий ученый». На что Ньютон ответил: «Нет, это не так. Я всего лишь мальчишка, который собирает гальку, камешки на берегу великого океана. Но я, — заявил он, — лучше вас, потому что у меня есть это понимание того, что я не исчерпал пределы науки. Я всего лишь на берегу великого океана знания».

#00:33:30#

Поэтому можно рассматривать это двояко. С одной стороны, чистый преданный обязательно обладает сознанием Кришны. Но [есть] недостаток трансцендентных чувств и знания. Никто не будет удовлетворен недостатком. Он хочет обретать, собирать все больше и больше. Такой человек станет чувствовать: «То, что есть у меня, — это ничто. У меня ничего нет». С другой стороны, да, воистину так.

#00:34:07#

То, что Прабхупада дал другим, то, что Прабхупада давал другим, люди не восприняли, не усвоили должным образом. Поэтому необходимо вновь и вновь [давать это], необходимо поддерживать таких людей, давать им пищу, и они будут пытаться вновь и вновь, но они не пытаются, и в этом также наше сожаление. У нас это вызывает сожаление.

#00:34:44#

Я знаю, сознание Кришны распространяется в столь широких масштабах и в наши дни. Мы видим. Пример тому я. Я шесть раз выезжал за пределы Индии и каждый раз тысячи и тысячи людей принимали у меня посвящение, но я не думаю, что все эти посвященные — освобожденные души. Они обретут освобождение, когда станут практиковать. Я всего лишь распространяю семена кришна-премы, которые дал Махапрабху. То, что принадлежит нам. Я обрел это семя через гуру-парампару, от моего Гуру Махараджа.

#00:35:33#

Эти люди обещали мне: «Мы станем практиковать. Пожалуйста, дайте мне это семя. Я искренний искатель». Я дал это семя. По прошествии какого-то времени эти люди не видят меня, и поэтому у них нет шанса практиковать должным образом.

#00:35:54#

Сегодня утром я говорил моим друзьям, которые приняли посвящения (я уже два раза был в Мексике и многие также в те визиты приняли посвящения), и в этот третий раз я сказал своим друзьям: «Послезавтра я уезжаю, но вы не должны расставаться с теми чувствами, которые испытываете в моем присутствии. Для этого вы должны практиковать совместно. Вы должны совершать совместное воспевание, не останавливать этот процесс — совместно воспевать, совместно обсуждать».

#00:36:54#

«Вы должны взаимодействовать, обмениваться друг с другом [чувствами]. Необходим взаимообмен чувствами. Необходим взаимообмен чувствами. Если у вас есть какие-то недостатки, то вы должны их исправить, и тогда вы будете расти в сознании Кришны счастливо». Для этого необходим зал для собраний. Я уже говорил об этом сегодня. Речь не идет о храме. Речь идет о том, чтобы сделать сердце храмом, и в этом храме вы станете поклоняться вашему Господу. Но еще больше необходимо организовать место для собраний. Место, в котором люди станут практиковать совместно в духе взаимопомощи. Махарадж, я ясно выражаюсь? Вот что необходимо.

#00:38:05#

Прабхупада дал великий дар и этот дар продолжает распространяться по всему миру. В наши дни этот процесс продолжается. То, что мы обрели, — это также дар Прабхупады. Мы говорим: вайшнавы, но что такое вайшнавизм? Чем мы живем? Каково настроение вайшнава? Вайшнав живет остатками пищи вайшнава, его прасадамом. Я живу благодаря прасадаму Прабхупады, и этот прасадам я распространяю по всему миру.

#00:38:50#

Единственно необходимо осознавать себя, сознавать свою практику и пытаться делать так, чтобы эта практика возрастала. Это естественное положение вещей. Когда ты будешь делиться этим богатством с другими, оно будет расти на твоем собственном поле. Поэтому мы не лишены надежды, мы не лишены помощи. Мы питаем великую надежду в эту эпоху Кали.

#00:39:31#

Пять тысяч лет прошло. Что мы видим в эту эпоху? Мы видим великие проблемы в нашей семейной жизни, в нашей социальной жизни. В жизни всего мироздания мы видим проблемы, беды, страдания, но единственное исцеление и помощь —харинам-санкиртана. Благодаря харинам-санкиртане мы преодолеем, сумеем превозмочь эту иллюзорную окружающую среду и сможем счастливо практиковать сознание Кришны, если постараемся делать это совместно. Таков процесс. Это счастливый, радостный процесс. Поэтому у нас есть несколько центров. Те люди, которые возглавляют эти центры, сталкиваются с эго, и это эго разрушает дух преданности таких людей. Если я занимаю определенное кресло, то я уже думаю, что я владыка этого кресла. Это эго и это очень скверно. Когда эго приходит, тогда сознание Кришны скрывается. У меня болит сердце, когда я вижу, как люди оказываются в такой ситуации.

#00:40:50#

Вы видите Сагара Махараджа, Джанардана Махараджа. Да. Джанардан Махарадж, Гири Махарадж, Ашрам Махарадж — все они Гуру этого общества, но они не принимают учеников. Все они передали ответственность такого рода [мне]. Они возложили [это] бремя на мои плечи, и они пытаются служить своим Гуру таким образом. Я не позабыл это. Я знаю, что я слуга вайшнавов. Я выполняю наказ вайшнавов. Я постоянно чувствую, я всегда чувствую, что я их слуга. Я не чувствую, что я их Гуру. Поэтому я очень счастлив, доволен собой, доволен своими друзьями.

#00:41:53#

Таким образом, если мы будем пытаться помогать друг другу практиковать совместно, тогда мы не столкнемся в нашей практике с трудностями и проблемами. Таков ответ на ваш вопрос. Насколько я способен был его дать, я его дал. Большое вам спасибо за ваш вопрос.

Вопрос: [на испанском языке без перевода вслух].

#00:43:33#

Шрила Говинда Махарадж: Второй вопрос. Пожалуйста, повторите.

Сагар Махарадж (отвечая на второй вопрос): У нас нет информации о том, когда будет проходить лекция или киртан.

#00:43:55#

Шрила Говинда Махарадж: Два вопроса, да? Первый вопрос — вопрос о практике. Вы хотите знать.

#00:44:21#

Махапрабху дал очень простой процесс. Прабхупада также дал этот простой процесс. Несколько дней тому назад я слушал запись Прабхупады. Мой друг включил эту магнитофонную запись в машине. Мы ехали в машине. Прабхупада говорил, что это очень простая религия. Почему вы не в силах это понять? Связь с этим трансцендентным миром посредством трансцендентной вибрации святого имени. Воспевайте святое имя, и Господь будет милостив к вам, и ваши оскорбления покинут вас благодаря этому воспеванию.

#00:45:10#

Второй момент. То, что вы хотите есть, вы должны есть, принимать прасадам Господа, прасадам вайшнавов, и тогда вы не будете нести ответственность за то, что вы едите. Прасадам нисходит по милости вашего Владыки, и его потребление не влечет реакций.

#00:45:40#

В этом бренном мире то, что мы делаем, любое действие влечет следствие. Таков третий закон физики, закон Ньютона. Каждое действие влечет за собой следствие. Мы не свободны от реакций в этом мире, но когда мы служим Кришне и принимаем Его прасадам, то это пища, но это трансцендентная пища. Она кажется мирской, бренной, материальной, но результат принятия будет трансцендентный. Однажды я пойму, что эта пища трансцендентна.

#00:46:26#

Таким образом, очень просто мы можем удовлетворить нашего Господа. Особенность здесь такая. Не нужно беспокоить окружающий мир, причинять беспокойство. Необходимо иметь дружественные отношения с окружающим миром, относиться к нему с симпатией, с сочувствием. Достичь этого нам помогут три качества.

#00:46:59#

Прабхупада дал четыре указания, но это очень начальные вещи. Вы знаете [их]. Возможно, кто-то не знает. Прабхупада говорил так: «Человек, который воспевает Харе Кришна маха-мантру, не должен есть мясо, не должен принимать наркотики, не должен заниматься азартными играми и не должен вступать в незаконные сексуальные отношения. Этим четырем принципам он должен следовать».

#00:47:39#

Но я могу напомнить, [что] все качества придут к вам, если вы станете следовать трем указаниям, которые дал Махапрабху: смирение, терпение и почтение к другим. Тогда естественным образом для вас будет легко установить дружественные отношения с окружающим миром. У вас не будет врагов.

#00:48:09#

Господь Иисус Христос говорил: «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Все религии в этом мире, в этом бренном мире учат этому. Все религиозные лидеры учат в таком духе. Поэтому мы не станем доставлять беспокойства окружающему миру. Эти три качества подарят нам необходимую для этого силу, и тогда мы станем практиковать сознание Кришны, радостные и счастливые. Это [ответ на] первый вопрос. А второй вопрос?

#00:48:54#

Гири Махарадж: Она не получает информацию о наших собраниях. Эта женщина жалуется. Ей не приходит рассылка, известия о деятельности преданных.

#00:49:09#

Шрила Говинда Махарадж: Я мало что знаю о деятельности преданных здесь. Они приглашают меня сюда и, возможно, они заняты приготовлениями. Преданные могут ответить на этот вопрос, но я, со своей стороны, могу сказать, что они могут не приглашать всех индивидуально, но они сообщают о своих собраниях друзьям. Кого-то из вас пригласили сюда ваши друзья. Так известия распространяются. Конечно же, мы совершаем наши обязанности, наш долг с изъянами. Естественным образом иногда мы совершаем ошибки, но это неосознанная ошибка, невольная ошибка.

#00:50:24#

Наши преданные очень хотят распространять весть сознания Кришны. Они хотят, чтобы приходили люди и принимали участие в этих религиозных дискурсах, и для этого они используют газеты и другие средства. Но ошибаться свойственно человеку, порой это [происходит] несознательно, невольная ошибка с их стороны.

#00:51:09#

Вот теперь, когда они услышали ваш вопрос, вашу жалобу, то в будущем они попытаются исправить эту ситуацию. Харе Кришна!

Вопрос [на испанском языке без перевода вслух].

#00:53:06#

Шрила Говинда Махарадж: В наших священных писаниях, в «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится:

#00:53:18#

[шлока]

Если во мне живет дух поиска и во мне есть жажда, стремление к этому божественному знанию, тогда я должен пытаться искать, где можно утолить жажду, должен искать источник. В то же время речь идет о трансцендентном знании.

#00:54:27#

Чувства моего сердца в то же время устремятся в трансцендентный мир. Кришна, видя мой дух поиска, поможет мне в качестве моего чайтья-гуру. Я стану искать, где это явление доступно, и Кришна станет направлять меня, руководить мною. Если я искренен, то я обязательно встречу подлинного наставника, Гуру, и обрету подлинное семя сознания Кришны.

#00:55:45#

Я всегда говорю о том, что у меня очень скудный английский, но речь идет о живом явлении. Сознание всегда живое.

#00:56:01#

Мое тело сознательно. Мой владыка сознателен и процесс, о котором идет речь, сознателен. Поэтому я однозначно, несомненно, обрету помощь. У меня есть большой опыт такого рода. Прежде всего, это мой личный жизненный опыт. В юности я прочитал множество священных писаний. До шестнадцати лет я… [отсутствует звук].

#00:57:25#

Собственность. Этого может быть недостаточно для духовного богатства, духовной собственности. Мы видим это двояко, с двух сторон. В действительности, каково первое требование, условие духовного прогресса, или духовного достижения? Первое требование или условие есть шраддха. Если у нас нет шраддхи, то есть веры, то мы можем пожертвовать многими реалиями, но не соприкоснемся с духовным, не соприкоснемся с подлинным богатством духовного мира.

#00:58:15#

Во-вторых, вопрос в том, нуждаюсь ли я в этом явлении. Это также необходимо знать. Если я нуждаюсь в чем-то, то я буду готов пожертвовать чем-то ради этого достижения. Если я понимаю, что это высшая цель моей жизни, если у меня есть вера в это, тогда я сумею пожертвовать всем ради этого достижения.

#00:58:45#

В-третьих, какова природа жертвы? Природа жертвы не состоит в том, чтобы уйти из дома, отказаться от родственников или отказаться от любых реалий этого бренного мира. Я могу отказаться от многих реалий, но все же не в силах отказаться от пищи. Я не могу жить без пищи. Таким образом, отречение не является подлинной жертвой. В эту эпоху Кали ценность содержится в том, о чем говорит Шримад Бхагавад-гита.

#00:59:40#

Шримад Бхагавад-гита говорит: «Ментальная жертва необходима». Физическая жертва — это начальный уровень. На этом уровне можно получить определенный плод, но не более того.

#00:59:57#

эвам̇ парампара̄-пра̄птам…
…його наш̣т̣ах̣ парантапа[16]

Необходима ментальная готовность к жертве, и это подлинная жертвенность. И тогда автоматически, если необходимо, мы сумеем пожертвовать чем-то физическим. Но опять же важно знать, зачем я совершаю жертву. Это один из аспектов данного вопроса.

#01:00:40#

Я хочу установить связь с трансцендентным. Я нуждаюсь в любви, красоте, очаровании, экстазе, нежности, сладости. Все, что требуется для моей духовной жизни, существует в Кришне и в сознании Кришны. Если я уверен в этом, то я обязательно пожертвую чем-то ради этого достижения.

#01:01:21#

Самореализация подразумевает понимание того, чего я хочу. Реализация, понимание того, кто я. Понимание того, какова природа Господа. Какова природа процесса, посредством которого можно освободиться и какова высшая цель жизни. Все это включает, относится к самореализации.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Абсолют, исполненный блаженства» («Веданта-сутра», 1.1.12).

[2] «Он [Господь] является абсолютной истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных» («Веданта-сутра», 1.1.2).

Ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа, джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д, итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах свара̄т̣, тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе, мухйанти йат сӯрайах̣, теджо-ва̄ри-мр̣да̄м йатха̄, винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄, дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-, кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудева, о всепроникающая личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он абсолютная истина и изначальная причина всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — абсолютная истина» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

[3] Веданта-сутра, 1.1.4.

[4] «В людях от природы заложена склонность к наслаждениям, а ты поощрял в них эту склонность под прикрытием религии. Это предосудительно и неблагоразумно. Руководствуясь твоими наставлениями, они будут заниматься этим, прикрываясь религией, и очень скоро забудут обо всех запретах» («Шримад-Бхагаватам», 1.5.15).

[5] «В „Шримад-Бхагаватам“ разъяснен смысл „Веданта-сутры“. В нем полностью раскрыты темы „Махабхараты“. Здесь можно найти объяснение Брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях» (цитата из «Гаруда-пураны», приведенная в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 25.143)).

[6] «„Шримад-Бхагаватам“ — безупречная Пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают парамахамсы. В „Бхагаватам“ объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь служения в преданности. Каждый, кто серьезно пытается понять „Шримад-Бхагаватам“, надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.18).

[7] Прабху кахе — ш́уна, ш́рӣпа̄да, иха̄ра ка̄ран̣а / гуру море мӯркха декхи’ карила ш́а̄сана — Шри Чайтанья Махапрабху ответил Пракашананде Сарасвати: «О Мой господин, послушай, Я объясню, в чем причина. Мой духовный учитель считал Меня глупцом и потому ругал» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.71).

[8] Мӯркха туми, тома̄ра на̄хика веда̄нта̄дхика̄ра / ‘кр̣ш̣н̣а-мантра’ джапа сада̄, — эи мантра-са̄ра — Шри Чайтанья Махапрабху продолжил передавать слова своего учителя, Ишвары Пури: «„Ты глупец, — сказал он Мне, — Ты не способен изучать философию веданты и потому должен всегда повторять святое имя Кришны. В нем суть всех мантр и гимнов Вед“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.72).

[9] «Святое имя, святое имя, святое имя Господа — вот путь духовного развития для тех, кто живет в эпоху Кали. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76).

[10] Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир, анйатра чаиш̣а трика эка-ка̄лах̣ / прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус, туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо ’ну-гха̄сам — «Преданность, опыт личного общения с верховным Господом и отрешенность от всего остального — все это одновременно испытывает тот, кто находит прибежище у верховной личности Бога, подобно тому как с каждым съеденным кусочком пищи человек получает удовольствие, питает свой организм и утоляет голод» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.42).

[11] «Внемлите, о дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

[12] «Таким образом, в связи с большим разнообразием желаний и природы среди человеческих существ, есть много различных теистических философий жизни, которые передаются из поколения в поколение в традициях, обычаях и ученической преемственности. Есть и другие учителя, которые непосредственно поддерживают атеистические взгляды» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.8).

[13] Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[14] «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[15] «Друг мой, в Моем сердце нет ни капли любви к Кришне, и все же Я плачу, но лишь для того, чтобы указать людям на Свой великий жребий. Не видя прекрасного лица Кришны, не слыша звуков Его флейты, Я, как ничтожное насекомое, напрасно влачу Свои дни» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

[16] Эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — «О покоритель врагов, так через божественную преемственность святые цари, такие как Ними, Джанака и другие, постигли этот путь знания. Сейчас же, по прошествии долгого времени, это учение почти полностью утеряно» (Бхагавад-гита, 4.2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования