«Непрерывное настоящее внутренних чувств». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Германия. «Простые и сладостные истины» (часть 34)



Священные писания говорят: это нечто находится за пределами наших мыслительных способностей, за рамками мышления, присущего обитателям материального мира.

Оно существует в трансцендентном мире, где солнце не светит. В Шримад Бхагавад-гите сказано: свет солнца и луны не нужны в духовной обители Кришны, в Его дхамеДхама значит джьоти – сияющий, лучезарный. Обитель, которая сама излучает свет. Непостижимой природы свет исходит из всех реалий того мира. Это нечто, подобное рентгеновским лучам, однако неизмеримо их превосходящее. Этот свет скрывает то, что нужно скрыть, и являет то, что следует проявить.

Гуру Махарадж объясняет: все реалии духовного мира имеют природу бхавы – чувства или сознания. В духовном мире нет никаких дурных и нежелательных явлений. Однако там есть условно негативные реалии, которые существуют только в виде бхавы – чувства или мысли. Благодаря наличию подобного феномена, игры Кришны счастливо совершаются в духовном мире. Например, игры убийства демонов — Путаны и других. Все эти игры существуют там только в бхаве, в чувстве. А внутри этого пребывает вираха – разлука с Кришной. Она также существует в сознании.

В духовном мире каждый день Кришна рождается и совершает все Свои игры. Они протекают в одном времени — в настоящем. В духовном мире время всегда присутствует «сейчас». Оно пребывает не в фазе прошлого, и не в фазе будущего, но всегда в настоящем. Вечное «сейчас». Вечное настоящее. Как только возникает определенная бхава, чувство, появляется соответствующая реалия. Мать Яшода, Яшомати, думает: «Кришна ушёл в Матхуру». Но когда она просыпается, то видит, что Кришна играет на флейте и просит накормить Его. Он говорит: «Мама, дай Мне масло, дай Мне молоко, дай Мне сладости». Яшомати готовит все эти блюда, и Кришна ест. Это перемена настроения. Всё это зовётся чинмой-дхама. Это дхама, мир Говинды.

Говинда обладает разными проявлениями Своей личности в паравьома-дхаме. Все эти реалии прекрасно описаны в «Брахма-самхите». Иногда форма Говинды — Васудева, иногда — Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха. Прабхава-виласа, вайбхава-виласа — великое разнообразие проявлений Его личности. Но истина в том, что все эти проявления живут в полной, абсолютной обители, которая безгранична. По Своей воле Безграничное может нисходить в сердца ограниченных существ. Джива-душа — ограниченная, конечная, а Кришна бесконечен и безграничен.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Непрерывное настоящее внутренних чувств

(1994 год. Германия)


[киртан]

#00:02:24#

[прославления]

#00:03:35#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

вр̣нда̄йаи туласӣ-девйаи прийа̄йаи кеш́авасйа ча
кр̣ш̣н̣а-бхакти-праде деви сатйаватйаи намо намах̣[4]

#00:04:23#

Шрила Говинда Махарадж: Достопочтенные преданные Кришны, собравшиеся здесь, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети, я очень счастлив тому, что мне предоставилась возможность встретить вас всех здесь, в Германии. Германия всемирно известна. Люди во всем мире слышали название этой страны. И я слышал от Шрилы Гуру Махараджа о такой черте немецкого национального характера, как дотошность, тщательность. Что бы немцы ни делали, они делают это безукоризненно, такова их природа. И также немцы питают большую любовь к индийцам, к Индии на протяжении долгого времени. Немцы сделали первое в истории открытие [индийской философской мысли], и немцы рассказали всему миру об Индии. Об этом я слышал от Гуру Махараджа. Гуру Махарадж питал большую любовь к немцам, ко всему немецкому, ко многому немецкому, в частности, к философии Гегеля. Он указывал на близость философии Гегеля к вайшнавизму.

#00:06:05#

То было мое желание — в один прекрасный день посетить Германию. И этот день наступил, я встретил вас всех, встретил преданных Шрилы Гуру Махараджа. Вы все связаны отношениями с рупануга-сампрадаей. И это высочайшая связь с трансцендентным миром.

#00:06:48#

Мы живем в мире материи, в материальном мире, всем это известно. В этом мире материи все дживы-души наделены материальными телами. Дживы пребывают в материальной окружающей среде. Но за пределами этой вселенной существует трансцендентный мир. Вам это известно по милости Гуру Махараджа, вы знаете о трансцендентном мире, вы имеете это представление. Одного представления недостаточно, несомненно. Каким образом мы можем помыслить существование трансцендентного мира без помощи материального разума?

#00:08:03#

Махапрабху сказал: «Ачинтья-бхеда-абхеда». Этот принцип распространяется на все. Следующий пример я могу привести. Кришна пребывает в сердце каждого живого существа. Это непреложная истина. Но каким образом Кришна существует? Если Кришна пребывает в сердце каждого, почему мы поступаем неправильно и находимся в иллюзорной окружающей среде? Как это возможно, если Кришна пребывает в сердце каждого?

#00:08:55#

В таком случае можно подумать, что могущество Кришны изгоняет все неблагоприятное, и тем не менее неблагоприятное, скверное сохраняется. Более того, мы по-прежнему остаемся в этой материальной окружающей среде. Это также пример ачинтья-бхеда-абхеды.

#00:09:18#

Господь и мы, наши отношения с Ним. С одной стороны, мы очень близки, с другой стороны, мы очень далеки. Как подобное можно представить, помыслить? Это также ачинтья-бхеда-абхеда. Господь и дживы-души. Их связывают отношения господина, владыки, и слуг. Несмотря на это, мы не служим Господу сейчас. Это ачинтья-бхеда-абхеда.

#00:09:58#

Махапрабху дал это знание, концепцию бхеда-абхеда, благодаря которой мы можем все привести в гармонию, расставить все по своим местам. В мире Кришны время не движется. Каким образом это возможно? Как нам это помыслить, представить?

#00:10:20#

Как мы можем представить, помыслить подобное, что в мире Кришны все женщины того мира подобны Лакшми Деви? Все они подобны богине процветания, богине богатства, вся полнота богатства заключена в каждой женщине. Как нам представить, что Кришна — единственный наслаждающийся, и все в Его мире предназначено для Его наслаждения? Это ачинтья-бхеда-абхеда. Нечто немыслимое, непостижимое.

#00:11:09#

Как нам представить, помыслить, что если в мире Кришны ты просишь у банановой пальмы манго, зрелый плод манго, то банановая пальма дарит тебе, дает манго? Это также ачинтья, но тот мир есть чинтамани и мир калпаврикшу, деревьев желаний. Дерево желаний способно дать тебе любой желаемый объект, предмет.

#00:11:42#

Таким образом, Махапрабху дал эту концепцию ачинтья-бхеда-абхеда, сиддханту. И это не вада. Вада значит «-изм». Но Махапрабху не проповедовал какой бы то ни было «-изм». Махапрабху проповедовал заключение, гармонию буквально, совершенную гармонию всех реалий по отношению друг к другу. Это проповедовал Махапрабху. И это зовется сиддханта, заключение, высшая истина.

#00:12:30#

Шанкарачарья был велик, прославлен в Индии, и до сих пор сорок процентов индийцев следуют Шанкарачарье. Но он дал майяваду. Рамануджа Ачарья дал вишишта-адвайта-ваду. А другие вайшнавы-ачарьи: Нимбарка Ачарья дал двайта-ваду. Различные типы вад, доктрин. Вада значит в переводе «-изм». Но Махапрабху дал заключение, высшее заключение, то есть гармоничное заключение по отношению ко всем «-измам».

#00:13:11#

Ясно и однозначно можно понять природу этого учения благодаря произведениям Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод дает ясное представление о том, что наши отношения с Кришной, отношения дживы-души и Кришны — вечны и неизменны. То есть Кришна, слово «кришна» указывает на природу этих отношений. Кришна привлекает к Себе все дживы-души и одаривает их анандой, экстазом. Они служат Ему, и это кришна-бхакти. Души служат Господу Кришне, это кришна-бхакти. И эта природа служения есть природа всех душ. Это учение пришло к нам благодаря Гуру Махараджу.

#00:14:12#

Гуру Махарадж объяснял: «Махапрабху дал ачинтья-бхеда-абхеда сиддханту». Мы не в силах помыслить, понять, но это возможно. И священные писания говорят:

#00:14:31#

ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄,
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча,
тад ачинтйасйа лакш̣ан̣ам[5]

То, что находится за пределами наших мыслительных способностей, за пределами мышления, образа мышления или возможности такого рода в этой вселенной. То, что существует в трансцендентном мире, где солнце не светит. В Шримад Бхагавад-гите сказано:

#00:15:01#

на тад бха̄сайате сӯрйо,
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣…[6]

Ш́аш́а̄н̇ко значит, что свет солнца и луны бесполезны в духовной обители Кришны, в Его дхаме. Дхама значит джйоти, «сияющая». Сияющая обитель.

Шрипад Сиддханти Махарадж: Самосияющая.

#00:15:35#

Шрила Говинда Махарадж: Так или иначе, по-английски это звучит как «сияние», «свет».

Шрипад Сагар Махарадж: Источник всех эманаций.

#00:15:51#

Шрила Говинда Махарадж: Непостижимой природы свет исходит из всех реалий того мира, мы можем сказать, подобно рентгеновскому лучу. Рентгеновский луч невозможно увидеть, но благодаря рентгеновскому лучу можно видеть скрыто. Но тот свет, духовный свет — больше, чем рентгеновский луч. Там, где он нужен, этот свет светит. То, что нужно проявить, он проявляет. То, что не нужно, он скрывает.

#00:16:27#

Гуру Махарадж говорит: «Все, что существует в духовном мире, реалии духовного мира живут в сознании, в бхаве». Как будет на английском бхава? Они пребывают в сознании, бхаве. Бхава значит «чувства», внутренние чувства. В духовном мире нет ничего дурного, дурных проявлений. Как это будет на английском?

Шрипад Сагар Махарадж: Никакие нежелательные реалии там не проявляются.

#00:17:29#

Шрила Говинда Махарадж: Нет никаких нежелательных и дурных явлений. Однако там присутствует определенная бхава, мысль и чувство. Так называемые негативные явления существуют там только в бхаве, в мысли или в чувстве. И благодаря этому, такому положению вещей, игры Кришны радостно и счастливо совершают свое течение в духовном мире. Подобно играм убийства демонов, асуров, убийство Путаны и других демонов. Все эти игры существуют только в бхаве там, в чувстве. Так они происходят.

#00:18:28#

А внутри этого пребывает вираха — разлука с Кришной. Она также существует в сознании. В действительности каждый день там день рождения Кришны. Каждый день Кришна рождается, каждый день — день игр Кришны. Все это существует одновременно в настоящем. Так это зовется на санскрите.

#00:18:56#

[санскрит]

То есть время всегда присутствует, оно не в прошлой своей фазе, не в будущей, но всегда в настоящей. Вечное сейчас, вечное настоящее. И когда возникает определенная бхава, то немедленно определенная реалия является, предстает. Мать Яшода, Яшомати, думает: «Кришна ушел в Матхуру». Но когда она просыпается, она видит, что Кришна играет на флейте и спрашивает, просит у нее покормить Его. «Мать, — говорит Он, — дай Мне молока, дай Мне масла, дай Мне сладости». И Яшомати делает эти блюда, и Кришна ест их. Это перемена настроения. Все это зовется чинмой-дхама.

#00:20:14#

чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кш̣а-,
лакш̣а̄вр̣теш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам
лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[7]

Это дхама Говинды. А Говинда имеет разные проявления. Паравйома-дхама. Все это чудесным образом прекрасно описано в «Брахма-самхите». Там вы увидите, оттуда вы узнаете. Иногда форма Говинды — Васудева, иногда Его форма — Санкаршана, Прадьюмна, Анирудха. Прабхава-виласа, вайбхава-виласа: великое разнообразие проявлений [Бога]. Но истина в том, что эти проявления живут в полноценной, полной обители. Эта обитель безгранична.

#00:21:33#

Благодаря воле безграничного [Господа] безграничное может нисходить в сердца ограниченных существ. Джива-душа ограничена, конечна, а Кришна бесконечен, безграничен. Но каким образом в сердце дживы-души Кришна живет как Параматма — в этом образе, в этой форме? Можно сказать: Параматма или Нараяна, но Они все безграничные, бесконечные. От одной свечи зажигается другая свеча. Можно так зажечь тысячи свечей. Это все проявления изначальной свечи, все эти остальные свечи. Все это непостижимо, все и вся непостижимо, немыслимо для джив-душ.

#00:22:33#

Поэтому нам всегда говорят: ачинтья. Кришна и Гуру. Отношения с Гуру и с Кришной немыслимы, непостижимы. То, каким образом Гуру соотносится с Кришной, — непостижимо. Отношения дживы и Кришны — непостижимы, служение [Кришне] — непостижимо. Но все происходит по воле Кришны. Это также непостижимо.

#00:23:07#

Такого рода обитель такой природы есть кришна-лока. И когда она в полной мере проявлена, это мы также не в силах помыслить, представить, понять. Это также зовется ачинтья. Нарасимха, Ваманадев, Рамачандра. Их обители: Айодхья, Матхура, Дварака — все они существуют в этой паравйоме во всей полноте, каждая из них. И это также чинмой, все эти обители, измерения, миры. Вечный и обладающий природой сознания вечности.

#00:24:06#

Чудо состоит в том, что наше бытие, существование… В мире духа, в духовном мире, трансцендентном мире каждой дживе-душе предназначено место, или положение служения, слуги. Если я искра света…

Шрипад Сагар Махарадж: У каждого есть место там.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Если я искра света, то служение… такова природа, естество, конституция, то есть склад, природа, бытие дживы-души.

#00:25:02#

В Упанишадах говорится: [санскрит] — «Слон живет и движется благодаря тому, что в его теле пребывает эта искра духовного света, джива».

Шрипад Сагар Махарадж: Благодаря пребыванию этой искры тело слона живое, оно находится в состоянии движения, оно активно.

Шрила Говинда Махарадж: И Упанишады говорят: ан̣ор ан̣ӣйа̄н махато махӣйа̄н — «Одна и та же джива пребывает в огромном теле слона и в теле муравья, и оба тела движутся»[8].

#00:25:48#

Есть у Гуру Махараджа такая книга «Вопросы и ответы». В этой книге рассказывается о том, как Гуру Махарадж упрекал одного муниципального чиновника. Этот чиновник пытался присвоить себе деньги, которые некий местный правитель пожертвовал Гаудия Матху. И Гуру Махарадж понимал: «Я теряю эти деньги, которые можно потратить на служение. Я должен переубедить этого человека». И Гуру Махарадж пытался объяснить ему, что Кришна безграничен, бесконечен.

Шрипад Сагар Махарадж: Этот человек возражал Гуру Махараджу, говоря: «Если бы ограниченное существо могло познать Бога, безграничное, то как бы оно было безграничным?»

#00:27:10#

Шрила Говинда Махарадж: Он говорил: «Вы ограниченны, конечны, а Кришна бесконечен. Как конечное может познать бесконечное?» Гуру Махарадж отвечал ему: «Да, это так. Но бесконечное, безграничное может открыть Себя, дать Себя познать ограниченному существу. А иначе как бы безграничное было бы безграничным, если бы не могло этого сделать?» Мы ищем, мы просим Кришну об этой милости откровения. И Он являет Себя таким образом ограниченному, дживе-душе. Он может одарить полнотой служения Себе дживу-душу, такова природа Кришны. И этот человек принял поражение от Гуру Махараджа в этих дебатах. К сожалению, я плохо знаю английский, я не знаю английский, я не могу передать их диалог в полной мере. Махарадж или Прабху могут пересказать содержание их беседы.

#00:28:10#

Преданный: Речь шла о беседе с человеком, представителем Арья-самаджа. Этот человек из Арья-самаджа был последователем этого течения. Он заявил Шридхару Махараджу: «Мы ограничены, конечны. Как ограниченное, конечное начало может познать бесконечное начало, Бога?» На что Гуру Махарадж ему ответил то, что было процитировано выше.

Шрила Говинда Махарадж: Но мы исполнены надежды на то, что Кришна в высшей степени милостив и милосерден.

#00:28:54#

[шлока]

Говорится: «Мы лишены качеств и очень незначительны, но Он настолько милостив и милосерден, и в этом нет ни малейших сомнений». Мы незначительны, не квалифицированы, мы падшие души. У нас есть великое множество недостатков, изъянов. Но Он наделен абсолютной полнотой качеств, и Он в высшей степени милосерден. И если мы уповаем на [свои] качества, у нас нет надежды. Но если мы уповаем на милость [Кришны], надежда у нас есть. Тогда у нас есть надежда достичь обители Его служения. Это наша единственная надежда — на Его милость. Мы знаем, что Кришна милосерден, Он благосклонен к дживам-душам, Он способен одарить экстазом, вселить экстаз в сердце дживы-души. И это — кришна-према, любовь к Нему. И это не какая-то сказка или миф.

#00:30:30#

Кришна подтвердил, доказал, насколько Он милосерден, приняв человеческий образ, форму в качестве Чайтаньи Махапрабху, и раздал Свою милость, милость кришна-премы всему миру. И там, где присутствовали изъяны, недостатки, Он говорил: «Не беспокойтесь, не думайте, что милость не достигнет другой стороны, другого берега океана. Она достигнет». Махапрабху сказал:

#00:31:18#

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[9]

И вы видите, и это мой собственный опыт также: от Бразилии до Навадвипы — повсюду во всем мире течет милость Шри Чайтаньи Махапрабху, повсюду люди танцуют с именем Махапрабху, Нитьянанды Прабху на устах, именами Панча-таттвы. Они поют эти имена и танцуют с именами Панча-таттвы на устах. По всему миру сейчас совершается это течение, этот поток Шри Харе Кришна маха-мантры. Даже в России. Я такая падшая душа, но у меня тоже есть множество друзей благодаря милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Этот поток милости совершает свое течение, и я обретаю общество этих друзей по всему миру, начиная с Бразилии.

#00:32:28#

На этот раз, в рамках этого тура, я хотел увидеть, как живут преданные Махапрабху в Бразилии. Многие преданные там живут, и многие искренние искатели жаждут, их дух жаждет. Дух поиска: «Где милость Махапрабху? Где Его благословения? Дайте мне милость, подарите мне милость Шри Чайтаньи Махапрабху!» И люди, выстраиваясь в шеренгу вдоль дороги с мридангами и караталами, поют святое имя Господа. Махапрабху проповедовал, Он говорил:

#00:33:06#

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

«В каждом городе и деревне». И теперь мы видим, тому есть доказательство, мы видим это своими собственными глазами. Он привлекает к Себе массы и одаривает эти массы Своей милостью, и мы ищем этой милости.

#00:33:31#

Этот поток милости совершает свое течение повсюду. И вы знаете, что говорил Бхактивинод Тхакур. Бхактивинод Тхакур говорил: «Через пятьдесят лет весь мир будет танцевать и петь святое имя. Западные люди в обществе местных преданных Махапрабху будут танцевать и петь святое имя в Навадвипе»[10]. Я присоединился к миссии в 1947 году. Я слышал от вайшнавов, от Гуру Махараджа об этом предсказании Бхактивинода Тхакура. Но я не в силах был поверить. Я думал: «Через пятьдесят лет это будет невозможно, вряд ли. Будет, но, может быть, по прошествии ста с лишним лет это случится».

#00:34:25#

Но это также нечто непостижимое и немыслимое для меня, ачинтья. То, что я при жизни своими глазами вижу это, как подобное происходит. В месте рождения Махапрабху, в Маяпуре, тысячи преданных. Преданные с января по декабрь приезжают со всего мира, сменяя друг друга, поток преданных устремлен в Маяпур — место явления Махапрабху, и они поют и танцуют с именем Кришны на устах, с тилаками на лбу, в образе вайшнавов. Круглый год преданные приезжают, сменяя друг друга, группы преданных, одна на смену другой. Кто-то спросил меня: «В этом году сколько преданных приехало в ваш Матх?» Я ответил: «Я не в силах сосчитать».

#00:35:29#

Также эта милость распространяется по всему миру. Мы видим, не только видим, но чувствуем это. Мы не в силах сдерживаться, контролировать себя, когда мы видим, как люди с энтузиазмом принимают и воспевают харинам-маха-мантру. Они не могут приехать в Навадвипу, они ждут нас, они ждут связи с Махапрабху. То малое, что мы обрели, мы пытаемся дать им связь с этим, и мы едем в их страны.

#00:36:19#

Когда я приезжаю к ним или наши преданные приезжают к ним, они не просто счастливы, они всегда плачут. Их сердца очень мягки, и мы понимаем, каким образом они обрели эти мягкие сердца, это мягкосердечие. Услышав о Кришне, услышав о Махапрабху, о Гуру Махарадже, они тают. И видя это, я поражаюсь. Я не только поражаюсь. Я видел, и я был тронут, видя это. Я помню — во многих странах. Кто я такой? У меня нет ни качеств, ни квалификации. Мне это прекрасно известно, я знаю себя, но это правда. Милостью Гуру Махараджа я задействован в служении им, в том, чтобы принести им благо. И это правда. Я считаю это моим служением, поэтому я езжу из страны в страну, и они принимают меня по этой причине. И их прием — это чудо.

#00:37:51#

Иногда я поражался, был ошеломлен, не понимая, откуда в них такая любовь, не мог понять. Например, на Гавайских островах, на Гавайях. Там сотни преданных ждали меня. И когда я проходил иммиграционный контроль, я не знал, кто там были мужчины, а кто женщины. Огромная толпа окружила меня, и все стали меня обнимать. Пять или шесть человек обнимали меня одновременно. Я не понимал, кто меня обнимает. Это была такая толпа подобно пирамиде. Преданные набросились на меня и стали обнимать меня и себя со всех сторон. Кто-то сделал видео, фото, возможно, у нас есть эти записи и фотографии. И я поражался, видя подобное.

#00:39:04#

Я помню, меня обняли два преданных, их звали Чинтамани [Диди] и Райрам [Прабху]. Райрам подошел ко мне первым и обнял меня. У него длинная борода, он старый человек. А Чинтамани также в преклонных летах, и она обняла меня. И видя это, другие преданные приблизились ко мне, и все стали обнимать меня, и окружили со всех сторон. Такое коллективное объятье со слезами и лепестками роз. Все было усыпано лепестками роз. На Гавайях растут разные цветы, большие цветы, Гавайи славятся цветами, и вот этими цветами все было усыпано, завалено. Преданные огромной толпой заключили меня в объятья.

#00:40:13#

Сагар Махарадж: Я не видел ваше лицо в тот момент.

Шрила Говинда Махарадж: Да, да. Откуда в них такая любовь и такая нежность? Они считают меня кришна-бхактой. Также они считают меня Гуру сампрадаи. Это все по милости Гуру Махараджа. Так или иначе, они не видели меня в прошлом, но Чинтамани и другие преданные прислали мне чек на двадцать пять долларов, и пять долларов забрал себе банк. Я не мог им сказать: «Не посылайте эти деньги, потому что банк берет большую комиссию». Я думал: «Если я могу один доллар использовать в служении, даже один, то они будут счастливы, Гуру Махарадж будет еще более счастлив». Поэтому я не стал им говорить: «Не пересылайте деньги так, через банк». Подобную любовь и нежность я видел повсюду. Куда бы я ни приехал, люди думают, преданные думают: «Кришна-бхакта приехал в нашу страну». Насколько я кришна-бхакта, полностью кришна-бхакта или наполовину, или на четверть, я не знаю. Но они счастливы дарить мне свое общество, нежность, все. Таковы игры Нитьянанды Прабху и Махапрабху.

#00:42:12#

Махапрабху сказал:

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

Каким образом это происходит? Я поражаюсь видеть, как это происходит. То было мое желание: я хотел приехать в Европу, здесь также живет множество преданных. Я думал: «Как только мне представится эта возможность, я приеду». И вот эта возможность представилась. Это мой первый визит в Германию. В первый день моего пребывания здесь я был не здоров, поэтому я был несчастен, я не мог с вами встретиться. Опять же эта ситуация была испытанием со стороны Кришны. Кришна рассматривал мое настроение. Если я умру в Германии, каким будет мое умонастроение? И я думал об этом. Ночь была ужасной. Прошлой ночью я не мог терпеть боль в желудке, сильнейшую боль я испытывал.

#00:44:01#

Я стал петь, декламировать шьяма-сангит, песнь, обращенную к матери Кали. Сагар Махарадж вышел из своей комнаты, когда услышал, и спросил меня: «А почему, почему, почему вы обращаетесь к матери Кали?» Я не стал ничего ему отвечать. Я не думал о матери Кали, но я вспомнил песню, адресованную ей. В ней сказано: «Скажи мне наконец-то, одаришь ли ты меня своей милостью, о мать Кали? Я испытываю нестерпимые страдания. Я знаю, сколько я терпел». Так сказано в этой песне, обращенной к ней. «Теперь благослови меня. Скажи мне наконец, избавишь ты меня от страданий или нет?» Я сразу же вспомнил эту песню.

#00:45:11#

«Кришна, Ты поможешь мне или нет? Я не знаю, каково Твое желание. Я не знаю, каков Твой план, но я чрезмерно страдаю, я не в силах терпеть эти страдания». Я не спал всю ночь, я испытывал боль в желудке. И неожиданно пришел врач, и он мне помог. Неожиданно. Внезапно. Да, и после [исполнения] этой песни я почувствовал себя гораздо лучше. После помощи врача и этой песни. Нет песни, обращенной к Кришне, подобно этой, поэтому я вспомнил песню, адресованную Кали. Сын матери Кали говорит... Автор этой песни был иностранцем. Это был португалец. Антони Феринги. Он жил в Бенгалии, и он был преданным матери Кали, он написал эту песню. Он говорит: «Мать Кали, я не знаю, что такое бхаджан, что такое поклонение тебе, потому что я иностранец, я чужеземец, я Феринги, — говорит он, — у меня нет касты, но я твой сын. Так скажи же мне наконец-то, подаришь ты мне свою милость или нет? Но ты должна подарить мне милость». Такая песня. Мне нравится эта песня. Это атма-ниведанам, песня самопредания. «Я не знаю, что такое бхаджан, я не знаю, что такое пуджа, я не знаю, что такое садхана, я не совершаю практику, я родился на Западе, у меня нет касты, но меня влекут твои лотосоподобные стопы. Так скажи мне, подаришь ты мне свою милость или нет?»

#00:47:45#

Но, так или иначе, Кришна послал мне облегчение. То было мое желание — встретить вас всех и совершить бхаджан, санкиртану в обществе вас всех, я приехал ради этого. Когда я въезжал в вашу страну, в Германию, Сагар Махарадж и Расабдхи Прабху мне помогали. Меня спросили чиновники, таможенники: «Зачем вы приехали? Цель визита?» Я ответил: «Цель визита — встреча с друзьями и их родственниками». Они спросили: «А сколько у вас друзей?» Я ответил: «Мои друзья ждут меня там, в аэропорту». Там были сотни преданных. Я не знаю, сколько их было. Я думал, меня ждут пять-шесть человек. «А где вы будете жить, — меня спросили, — здесь живет ваша семья?» Я ответил: «Нет, не моя семья. Семьи и родные моих друзей». «Вы будете жить в доме ваших друзей?» «Да». Они были довольны, они не были недовольны. Они не разговаривали со мной враждебно. Они были вполне вежливы и приветливы. Но задали множество вопросов, прежде чем поставить мне въездной штамп, визу.

#00:49:26#

И Мохан сказал: «Посмотрите на паспорт этого индийца. Посмотрите, у него паспорт испещрен отметками о въезде, визами разных стран. Он был в Венесуэле, у него есть годичная венесуэльская виза, пятимесячная американская виза и прочее, прочее. Почему же вы не хотите его пустить на несколько дней?» И женщина, чиновница, сказала ему: «Да, он побывал во многих странах, но ведь в Германии-то он еще не был».

#00:50:03#

Сейчас Германия ужесточила правила въезда. Поэтому они задали мне множество вопросов. Мохан ей говорит: «Он хороший человек. Видите, визы подтверждают, что он въездной во всем мире».

Сагар Махарадж: А теперь вы можете говорить, что были в Германии.

Шрила Говинда Махарадж: В Америке визу выдали мне, но не хотели выдать визу Расабдхи. Я спросил: «Почему?» Мне ответили: «Потому что он молодой человек, он может в Америке жениться и остаться в ней». [Расабдхи — брахмачари, слуга Шрилы Говинды Махараджа — прим. пер.]

#00:51:07#

И американцы мне сказали: «Вы говорите, вы будете жить с друзьями, вам будет кому о вас позаботиться. Зачем вам нужен слуга, Расабдхи?» Я сказал: «Он готовит для меня, он знает, как готовить». «А что, ваши друзья не умеют готовить?» «Нет». В конце концов я сказал: «Если вы не дадите визу ему, то и мне она не нужна. Я не могу [без своего слуги]». И эта женщина мне заявила: «Приходите завтра». Я подумал: наверное, она в тот день поссорилась с мужем, была в дурном настроении, поэтому отказалась выдать визу Расабдхи. А потом прошла ночь, она провела эту ночь с мужем, была довольна утром, утром я к ней пришел, мы пришли, и она выдала визу. Я подумал, что накануне, должно быть, она поссорилась с мужем. А утром она была уже совсем в ином настроении. Наверное, накануне, когда она поссорилась [с мужем], она никому не выдала визу в тот день.

#00:52:27#

Так или иначе, мы столь удачливы, благодаря милости Махапрабху и Гуру Махараджа мы находимся здесь. Вы, насколько это в ваших силах, пытайтесь практиковать сознание Кришны. И я также счастлив воспевать святое имя в обществе вас всех, прославлять Шрилу Гуру Махараджа. Также мы должны сказать о Шриле Свами Махарадже Прабхупаде. Он был первым, кто осуществил проповедническую программу в Германии и получил значительный отклик со стороны немцев. Он рассказывал об этом сам, о положительной реакции немецких масс. В последствии возникли проблемы, но эти проблемы временны. (Имеются в виду проблемы с его организацией, обществом.) Тучи никогда не задерживаются в небесах навеки в одном месте, тучи всегда мигрируют. Рано или поздно тучи рассеются.

#00:53:59#

В прошлом Германию и Индию связывали хорошие отношения. Особенно во времена британского колониального правления, во времена британцев. Исследователи, публика во всем мире не интересовались индийской культурой и философией. Немцы были первые, кто стали исследовать индийские древности, так сказать. Они сделали множество открытий — немецкие индологи, санскритологи и так далее. И в наши дни американцы принимают сознание Кришны с энтузиазмом. И также британские власти, власти Великобритании принимают сознание Кришны, открывают двери движению сознания Кришны. И в России также происходит подобное. И в Венгрии. В Венгрии и в России раньше господствовал атеизм, государственный атеизм, но теперь власти в Венгрии и в России, в бывшем Советском Союзе, разрешили религию.

#00:55:24#

Когда я в прошлый раз был в Нью-Йорке, я встретил многих русских друзей, они стали моими учениками, и теперь они пытаются основать центр во имя Шрилы Гуру Махараджа.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

2  «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

3  «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи».

4  «Я вечно преклоняюсь перед Шри Вринда Деви, Шримати Туласи Махарани, которую нежно любит сам Господь Кешава. Я простираюсь перед Сатьявати, дарующей чистую преданность Господу Кришне».

5  «Все трансцендентное называется непостижимым, а логика материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.308. Этот стих из «Махабхараты» (Бхишма-парва, 5.22) также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.93) Шрилы Рупы Госвами).

6  На тад бха̄сайате сӯрйо, на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣ / йад гатва̄ на нивартанте, тад дха̄ма парамам̇ мама — «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель» (Бхагавад-гита, 15.6).

7  «Я поклоняюсь Говинде — предвечному Господу, прародителю всех живых существ, который пасет коров, исполняющих любые желания. Он живет в обители из духовных самоцветов, окруженной миллионами деревьев желаний. Там Ему с любовью и почтением всегда служат тысячи богинь процветания» («Брахма-самхита», 5.29; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 5.2)).

8  «Он меньше атома, но наделен всей властью и всем могуществом» («Катха-упанишад», 1.2.20, «Шветашватара-упанишад», 3.20).

9  Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

10  «Господь Чайтанья низошел не для того, чтобы спасти избранных людей в Индии. Нет. Его главной целью было спасение всех живых существ во всех странах мира и проповедь вечной религии, санатана-дхармы. В „Чайтанья Бхагавате“ приводятся такие слова Господа: „В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя“. Не приходится сомневаться в том, что настало время исполнения этого пророчества. Совсем скоро не имеющий равных путь харинам-санкиртаны будет провозглашен по всему миру… О день, когда счастливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, подняв знамена и взяв мриданги и караталы, начнут киртан на улицах своих городов! Когда же наступит этот день? О день, когда светлокожие люди из дальних стран, присоединившись к бенгальским преданным, запоют: „Джай Шачинандана, джай Шачинандана ки джай!“» («Саджджана-тошани», 1885, стр. 4,5).




←  «Опыт III. Садху-санга. Духовное образование». Видеокнига «Погрузись глубоко в Реальность». Шрила Б. С. Госвами Махарадж ·• Архив новостей •· «Вера в Гуру. Жизнь в преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 3 декабря 2003 года. Индия →


Священные писания говорят: это нечто находится за пределами наших мыслительных способностей, за рамками мышления, присущего обитателям материального мира.

Оно существует в трансцендентном мире, где солнце не светит. В Шримад Бхагавад-гите сказано: свет солнца и луны не нужны в духовной обители Кришны, в Его дхамеДхама значит джьоти – сияющий, лучезарный. Обитель, которая сама излучает свет. Непостижимой природы свет исходит из всех реалий того мира. Это нечто, подобное рентгеновским лучам, однако неизмеримо их превосходящее. Этот свет скрывает то, что нужно скрыть, и являет то, что следует проявить.

Гуру Махарадж объясняет: все реалии духовного мира имеют природу бхавы – чувства или сознания. В духовном мире нет никаких дурных и нежелательных явлений. Однако там есть условно негативные реалии, которые существуют только в виде бхавы – чувства или мысли. Благодаря наличию подобного феномена, игры Кришны счастливо совершаются в духовном мире. Например, игры убийства демонов – Путаны и других. Все эти игры существуют там только в бхаве, в чувстве. А внутри этого пребывает вираха – разлука с Кришной. Она также существует в сознании.

В духовном мире каждый день Кришна рождается и совершает все Свои игры. Они протекают в одном времени – в настоящем. В духовном мире время всегда присутствует «сейчас». Оно пребывает не в фазе прошлого, и не в фазе будущего, но всегда в настоящем. Вечное «сейчас». Вечное настоящее. Как только возникает определенная бхава, чувство, появляется соответствующая реалия. Мать Яшода, Яшомати, думает: «Кришна ушёл в Матхуру». Но когда она просыпается, то видит, что Кришна играет на флейте и просит накормить Его. Он говорит: «Мама, дай Мне масло, дай Мне молоко, дай Мне сладости». Яшомати готовит все эти блюда, и Кришна ест. Это перемена настроения. Всё это зовётся чинмой-дхама. Это дхама, мир Говинды.

Говинда обладает разными проявлениями Своей личности в паравьома-дхаме. Все эти реалии прекрасно описаны в «Брахма-самхите». Иногда форма Говинды – Васудева, иногда – Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха. Прабхава-виласа, вайбхава-виласа – великое разнообразие проявлений Его личности. Но истина в том, что все эти проявления живут в полной, абсолютной обители, которая безгранична. По Своей воле Безграничное может нисходить в сердца ограниченных существ. Джива-душа – ограниченная, конечная, а Кришна бесконечен и безграничен.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Непрерывное настоящее внутренних чувств

(1994 год. Германия)


[киртан]

#00:02:24#

[прославления]

#00:03:35#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

вр̣нда̄йаи туласӣ-девйаи прийа̄йаи кеш́авасйа ча
кр̣ш̣н̣а-бхакти-праде деви сатйаватйаи намо намах̣[4]

#00:04:23#

Шрила Говинда Махарадж: Достопочтенные преданные Кришны, собравшиеся здесь, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети, я очень счастлив тому, что мне предоставилась возможность встретить вас всех здесь, в Германии. Германия всемирно известна. Люди во всем мире слышали название этой страны. И я слышал от Шрилы Гуру Махараджа о такой черте немецкого национального характера, как дотошность, тщательность. Что бы немцы ни делали, они делают это безукоризненно, такова их природа. И также немцы питают большую любовь к индийцам, к Индии на протяжении долгого времени. Немцы сделали первое в истории открытие [индийской философской мысли], и немцы рассказали всему миру об Индии. Об этом я слышал от Гуру Махараджа. Гуру Махарадж питал большую любовь к немцам, ко всему немецкому, ко многому немецкому, в частности, к философии Гегеля. Он указывал на близость философии Гегеля к вайшнавизму.

#00:06:05#

То было мое желание — в один прекрасный день посетить Германию. И этот день наступил, я встретил вас всех, встретил преданных Шрилы Гуру Махараджа. Вы все связаны отношениями с рупануга-сампрадаей. И это высочайшая связь с трансцендентным миром.

#00:06:48#

Мы живем в мире материи, в материальном мире, всем это известно. В этом мире материи все дживы-души наделены материальными телами. Дживы пребывают в материальной окружающей среде. Но за пределами этой вселенной существует трансцендентный мир. Вам это известно по милости Гуру Махараджа, вы знаете о трансцендентном мире, вы имеете это представление. Одного представления недостаточно, несомненно. Каким образом мы можем помыслить существование трансцендентного мира без помощи материального разума?

#00:08:03#

Махапрабху сказал: «Ачинтья-бхеда-абхеда». Этот принцип распространяется на все. Следующий пример я могу привести. Кришна пребывает в сердце каждого живого существа. Это непреложная истина. Но каким образом Кришна существует? Если Кришна пребывает в сердце каждого, почему мы поступаем неправильно и находимся в иллюзорной окружающей среде? Как это возможно, если Кришна пребывает в сердце каждого?

#00:08:55#

В таком случае можно подумать, что могущество Кришны изгоняет все неблагоприятное, и тем не менее неблагоприятное, скверное сохраняется. Более того, мы по-прежнему остаемся в этой материальной окружающей среде. Это также пример ачинтья-бхеда-абхеды.

#00:09:18#

Господь и мы, наши отношения с Ним. С одной стороны, мы очень близки, с другой стороны, мы очень далеки. Как подобное можно представить, помыслить? Это также ачинтья-бхеда-абхеда. Господь и дживы-души. Их связывают отношения господина, владыки, и слуг. Несмотря на это, мы не служим Господу сейчас. Это ачинтья-бхеда-абхеда.

#00:09:58#

Махапрабху дал это знание, концепцию бхеда-абхеда, благодаря которой мы можем все привести в гармонию, расставить все по своим местам. В мире Кришны время не движется. Каким образом это возможно? Как нам это помыслить, представить?

#00:10:20#

Как мы можем представить, помыслить подобное, что в мире Кришны все женщины того мира подобны Лакшми Деви? Все они подобны богине процветания, богине богатства, вся полнота богатства заключена в каждой женщине. Как нам представить, что Кришна — единственный наслаждающийся, и все в Его мире предназначено для Его наслаждения? Это ачинтья-бхеда-абхеда. Нечто немыслимое, непостижимое.

#00:11:09#

Как нам представить, помыслить, что если в мире Кришны ты просишь у банановой пальмы манго, зрелый плод манго, то банановая пальма дарит тебе, дает манго? Это также ачинтья, но тот мир есть чинтамани и мир калпаврикшу, деревьев желаний. Дерево желаний способно дать тебе любой желаемый объект, предмет.

#00:11:42#

Таким образом, Махапрабху дал эту концепцию ачинтья-бхеда-абхеда, сиддханту. И это не вада. Вада значит «-изм». Но Махапрабху не проповедовал какой бы то ни было «-изм». Махапрабху проповедовал заключение, гармонию буквально, совершенную гармонию всех реалий по отношению друг к другу. Это проповедовал Махапрабху. И это зовется сиддханта, заключение, высшая истина.

#00:12:30#

Шанкарачарья был велик, прославлен в Индии, и до сих пор сорок процентов индийцев следуют Шанкарачарье. Но он дал майяваду. Рамануджа Ачарья дал вишишта-адвайта-ваду. А другие вайшнавы-ачарьи: Нимбарка Ачарья дал двайта-ваду. Различные типы вад, доктрин. Вада значит в переводе «-изм». Но Махапрабху дал заключение, высшее заключение, то есть гармоничное заключение по отношению ко всем «-измам».

#00:13:11#

Ясно и однозначно можно понять природу этого учения благодаря произведениям Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод дает ясное представление о том, что наши отношения с Кришной, отношения дживы-души и Кришны — вечны и неизменны. То есть Кришна, слово «кришна» указывает на природу этих отношений. Кришна привлекает к Себе все дживы-души и одаривает их анандой, экстазом. Они служат Ему, и это кришна-бхакти. Души служат Господу Кришне, это кришна-бхакти. И эта природа служения есть природа всех душ. Это учение пришло к нам благодаря Гуру Махараджу.

#00:14:12#

Гуру Махарадж объяснял: «Махапрабху дал ачинтья-бхеда-абхеда сиддханту». Мы не в силах помыслить, понять, но это возможно. И священные писания говорят:

#00:14:31#

ачинтйа̄х̣ кхалу йе бха̄ва̄,
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча,
тад ачинтйасйа лакш̣ан̣ам[5]

То, что находится за пределами наших мыслительных способностей, за пределами мышления, образа мышления или возможности такого рода в этой вселенной. То, что существует в трансцендентном мире, где солнце не светит. В Шримад Бхагавад-гите сказано:

#00:15:01#

на тад бха̄сайате сӯрйо,
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣…[6]

Ш́аш́а̄н̇ко значит, что свет солнца и луны бесполезны в духовной обители Кришны, в Его дхаме. Дхама значит джйоти, «сияющая». Сияющая обитель.

Шрипад Сиддханти Махарадж: Самосияющая.

#00:15:35#

Шрила Говинда Махарадж: Так или иначе, по-английски это звучит как «сияние», «свет».

Шрипад Сагар Махарадж: Источник всех эманаций.

#00:15:51#

Шрила Говинда Махарадж: Непостижимой природы свет исходит из всех реалий того мира, мы можем сказать, подобно рентгеновскому лучу. Рентгеновский луч невозможно увидеть, но благодаря рентгеновскому лучу можно видеть скрыто. Но тот свет, духовный свет — больше, чем рентгеновский луч. Там, где он нужен, этот свет светит. То, что нужно проявить, он проявляет. То, что не нужно, он скрывает.

#00:16:27#

Гуру Махарадж говорит: «Все, что существует в духовном мире, реалии духовного мира живут в сознании, в бхаве». Как будет на английском бхава? Они пребывают в сознании, бхаве. Бхава значит «чувства», внутренние чувства. В духовном мире нет ничего дурного, дурных проявлений. Как это будет на английском?

Шрипад Сагар Махарадж: Никакие нежелательные реалии там не проявляются.

#00:17:29#

Шрила Говинда Махарадж: Нет никаких нежелательных и дурных явлений. Однако там присутствует определенная бхава, мысль и чувство. Так называемые негативные явления существуют там только в бхаве, в мысли или в чувстве. И благодаря этому, такому положению вещей, игры Кришны радостно и счастливо совершают свое течение в духовном мире. Подобно играм убийства демонов, асуров, убийство Путаны и других демонов. Все эти игры существуют только в бхаве там, в чувстве. Так они происходят.

#00:18:28#

А внутри этого пребывает вираха — разлука с Кришной. Она также существует в сознании. В действительности каждый день там день рождения Кришны. Каждый день Кришна рождается, каждый день — день игр Кришны. Все это существует одновременно в настоящем. Так это зовется на санскрите.

#00:18:56#

[санскрит]

То есть время всегда присутствует, оно не в прошлой своей фазе, не в будущей, но всегда в настоящей. Вечное сейчас, вечное настоящее. И когда возникает определенная бхава, то немедленно определенная реалия является, предстает. Мать Яшода, Яшомати, думает: «Кришна ушел в Матхуру». Но когда она просыпается, она видит, что Кришна играет на флейте и спрашивает, просит у нее покормить Его. «Мать, — говорит Он, — дай Мне молока, дай Мне масла, дай Мне сладости». И Яшомати делает эти блюда, и Кришна ест их. Это перемена настроения. Все это зовется чинмой-дхама.

#00:20:14#

чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кш̣а-,
лакш̣а̄вр̣теш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам
лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми[7]

Это дхама Говинды. А Говинда имеет разные проявления. Паравйома-дхама. Все это чудесным образом прекрасно описано в «Брахма-самхите». Там вы увидите, оттуда вы узнаете. Иногда форма Говинды — Васудева, иногда Его форма — Санкаршана, Прадьюмна, Анирудха. Прабхава-виласа, вайбхава-виласа: великое разнообразие проявлений [Бога]. Но истина в том, что эти проявления живут в полноценной, полной обители. Эта обитель безгранична.

#00:21:33#

Благодаря воле безграничного [Господа] безграничное может нисходить в сердца ограниченных существ. Джива-душа ограничена, конечна, а Кришна бесконечен, безграничен. Но каким образом в сердце дживы-души Кришна живет как Параматма — в этом образе, в этой форме? Можно сказать: Параматма или Нараяна, но Они все безграничные, бесконечные. От одной свечи зажигается другая свеча. Можно так зажечь тысячи свечей. Это все проявления изначальной свечи, все эти остальные свечи. Все это непостижимо, все и вся непостижимо, немыслимо для джив-душ.

#00:22:33#

Поэтому нам всегда говорят: ачинтья. Кришна и Гуру. Отношения с Гуру и с Кришной немыслимы, непостижимы. То, каким образом Гуру соотносится с Кришной, — непостижимо. Отношения дживы и Кришны — непостижимы, служение [Кришне] — непостижимо. Но все происходит по воле Кришны. Это также непостижимо.

#00:23:07#

Такого рода обитель такой природы есть кришна-лока. И когда она в полной мере проявлена, это мы также не в силах помыслить, представить, понять. Это также зовется ачинтья. Нарасимха, Ваманадев, Рамачандра. Их обители: Айодхья, Матхура, Дварака — все они существуют в этой паравйоме во всей полноте, каждая из них. И это также чинмой, все эти обители, измерения, миры. Вечный и обладающий природой сознания вечности.

#00:24:06#

Чудо состоит в том, что наше бытие, существование… В мире духа, в духовном мире, трансцендентном мире каждой дживе-душе предназначено место, или положение служения, слуги. Если я искра света…

Шрипад Сагар Махарадж: У каждого есть место там.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Если я искра света, то служение… такова природа, естество, конституция, то есть склад, природа, бытие дживы-души.

#00:25:02#

В Упанишадах говорится: [санскрит] — «Слон живет и движется благодаря тому, что в его теле пребывает эта искра духовного света, джива».

Шрипад Сагар Махарадж: Благодаря пребыванию этой искры тело слона живое, оно находится в состоянии движения, оно активно.

Шрила Говинда Махарадж: И Упанишады говорят: ан̣ор ан̣ӣйа̄н махато махӣйа̄н — «Одна и та же джива пребывает в огромном теле слона и в теле муравья, и оба тела движутся»[8].

#00:25:48#

Есть у Гуру Махараджа такая книга «Вопросы и ответы». В этой книге рассказывается о том, как Гуру Махарадж упрекал одного муниципального чиновника. Этот чиновник пытался присвоить себе деньги, которые некий местный правитель пожертвовал Гаудия Матху. И Гуру Махарадж понимал: «Я теряю эти деньги, которые можно потратить на служение. Я должен переубедить этого человека». И Гуру Махарадж пытался объяснить ему, что Кришна безграничен, бесконечен.

Шрипад Сагар Махарадж: Этот человек возражал Гуру Махараджу, говоря: «Если бы ограниченное существо могло познать Бога, безграничное, то как бы оно было безграничным?»

#00:27:10#

Шрила Говинда Махарадж: Он говорил: «Вы ограниченны, конечны, а Кришна бесконечен. Как конечное может познать бесконечное?» Гуру Махарадж отвечал ему: «Да, это так. Но бесконечное, безграничное может открыть Себя, дать Себя познать ограниченному существу. А иначе как бы безграничное было бы безграничным, если бы не могло этого сделать?» Мы ищем, мы просим Кришну об этой милости откровения. И Он являет Себя таким образом ограниченному, дживе-душе. Он может одарить полнотой служения Себе дживу-душу, такова природа Кришны. И этот человек принял поражение от Гуру Махараджа в этих дебатах. К сожалению, я плохо знаю английский, я не знаю английский, я не могу передать их диалог в полной мере. Махарадж или Прабху могут пересказать содержание их беседы.

#00:28:10#

Преданный: Речь шла о беседе с человеком, представителем Арья-самаджа. Этот человек из Арья-самаджа был последователем этого течения. Он заявил Шридхару Махараджу: «Мы ограничены, конечны. Как ограниченное, конечное начало может познать бесконечное начало, Бога?» На что Гуру Махарадж ему ответил то, что было процитировано выше.

Шрила Говинда Махарадж: Но мы исполнены надежды на то, что Кришна в высшей степени милостив и милосерден.

#00:28:54#

[шлока]

Говорится: «Мы лишены качеств и очень незначительны, но Он настолько милостив и милосерден, и в этом нет ни малейших сомнений». Мы незначительны, не квалифицированы, мы падшие души. У нас есть великое множество недостатков, изъянов. Но Он наделен абсолютной полнотой качеств, и Он в высшей степени милосерден. И если мы уповаем на [свои] качества, у нас нет надежды. Но если мы уповаем на милость [Кришны], надежда у нас есть. Тогда у нас есть надежда достичь обители Его служения. Это наша единственная надежда — на Его милость. Мы знаем, что Кришна милосерден, Он благосклонен к дживам-душам, Он способен одарить экстазом, вселить экстаз в сердце дживы-души. И это — кришна-према, любовь к Нему. И это не какая-то сказка или миф.

#00:30:30#

Кришна подтвердил, доказал, насколько Он милосерден, приняв человеческий образ, форму в качестве Чайтаньи Махапрабху, и раздал Свою милость, милость кришна-премы всему миру. И там, где присутствовали изъяны, недостатки, Он говорил: «Не беспокойтесь, не думайте, что милость не достигнет другой стороны, другого берега океана. Она достигнет». Махапрабху сказал:

#00:31:18#

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма[9]

И вы видите, и это мой собственный опыт также: от Бразилии до Навадвипы — повсюду во всем мире течет милость Шри Чайтаньи Махапрабху, повсюду люди танцуют с именем Махапрабху, Нитьянанды Прабху на устах, именами Панча-таттвы. Они поют эти имена и танцуют с именами Панча-таттвы на устах. По всему миру сейчас совершается это течение, этот поток Шри Харе Кришна маха-мантры. Даже в России. Я такая падшая душа, но у меня тоже есть множество друзей благодаря милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Этот поток милости совершает свое течение, и я обретаю общество этих друзей по всему миру, начиная с Бразилии.

#00:32:28#

На этот раз, в рамках этого тура, я хотел увидеть, как живут преданные Махапрабху в Бразилии. Многие преданные там живут, и многие искренние искатели жаждут, их дух жаждет. Дух поиска: «Где милость Махапрабху? Где Его благословения? Дайте мне милость, подарите мне милость Шри Чайтаньи Махапрабху!» И люди, выстраиваясь в шеренгу вдоль дороги с мридангами и караталами, поют святое имя Господа. Махапрабху проповедовал, Он говорил:

#00:33:06#

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

«В каждом городе и деревне». И теперь мы видим, тому есть доказательство, мы видим это своими собственными глазами. Он привлекает к Себе массы и одаривает эти массы Своей милостью, и мы ищем этой милости.

#00:33:31#

Этот поток милости совершает свое течение повсюду. И вы знаете, что говорил Бхактивинод Тхакур. Бхактивинод Тхакур говорил: «Через пятьдесят лет весь мир будет танцевать и петь святое имя. Западные люди в обществе местных преданных Махапрабху будут танцевать и петь святое имя в Навадвипе»[10]. Я присоединился к миссии в 1947 году. Я слышал от вайшнавов, от Гуру Махараджа об этом предсказании Бхактивинода Тхакура. Но я не в силах был поверить. Я думал: «Через пятьдесят лет это будет невозможно, вряд ли. Будет, но, может быть, по прошествии ста с лишним лет это случится».

#00:34:25#

Но это также нечто непостижимое и немыслимое для меня, ачинтья. То, что я при жизни своими глазами вижу это, как подобное происходит. В месте рождения Махапрабху, в Маяпуре, тысячи преданных. Преданные с января по декабрь приезжают со всего мира, сменяя друг друга, поток преданных устремлен в Маяпур — место явления Махапрабху, и они поют и танцуют с именем Кришны на устах, с тилаками на лбу, в образе вайшнавов. Круглый год преданные приезжают, сменяя друг друга, группы преданных, одна на смену другой. Кто-то спросил меня: «В этом году сколько преданных приехало в ваш Матх?» Я ответил: «Я не в силах сосчитать».

#00:35:29#

Также эта милость распространяется по всему миру. Мы видим, не только видим, но чувствуем это. Мы не в силах сдерживаться, контролировать себя, когда мы видим, как люди с энтузиазмом принимают и воспевают харинам-маха-мантру. Они не могут приехать в Навадвипу, они ждут нас, они ждут связи с Махапрабху. То малое, что мы обрели, мы пытаемся дать им связь с этим, и мы едем в их страны.

#00:36:19#

Когда я приезжаю к ним или наши преданные приезжают к ним, они не просто счастливы, они всегда плачут. Их сердца очень мягки, и мы понимаем, каким образом они обрели эти мягкие сердца, это мягкосердечие. Услышав о Кришне, услышав о Махапрабху, о Гуру Махарадже, они тают. И видя это, я поражаюсь. Я не только поражаюсь. Я видел, и я был тронут, видя это. Я помню — во многих странах. Кто я такой? У меня нет ни качеств, ни квалификации. Мне это прекрасно известно, я знаю себя, но это правда. Милостью Гуру Махараджа я задействован в служении им, в том, чтобы принести им благо. И это правда. Я считаю это моим служением, поэтому я езжу из страны в страну, и они принимают меня по этой причине. И их прием — это чудо.

#00:37:51#

Иногда я поражался, был ошеломлен, не понимая, откуда в них такая любовь, не мог понять. Например, на Гавайских островах, на Гавайях. Там сотни преданных ждали меня. И когда я проходил иммиграционный контроль, я не знал, кто там были мужчины, а кто женщины. Огромная толпа окружила меня, и все стали меня обнимать. Пять или шесть человек обнимали меня одновременно. Я не понимал, кто меня обнимает. Это была такая толпа подобно пирамиде. Преданные набросились на меня и стали обнимать меня и себя со всех сторон. Кто-то сделал видео, фото, возможно, у нас есть эти записи и фотографии. И я поражался, видя подобное.

#00:39:04#

Я помню, меня обняли два преданных, их звали Чинтамани [Диди] и Райрам [Прабху]. Райрам подошел ко мне первым и обнял меня. У него длинная борода, он старый человек. А Чинтамани также в преклонных летах, и она обняла меня. И видя это, другие преданные приблизились ко мне, и все стали обнимать меня, и окружили со всех сторон. Такое коллективное объятье со слезами и лепестками роз. Все было усыпано лепестками роз. На Гавайях растут разные цветы, большие цветы, Гавайи славятся цветами, и вот этими цветами все было усыпано, завалено. Преданные огромной толпой заключили меня в объятья.

#00:40:13#

Сагар Махарадж: Я не видел ваше лицо в тот момент.

Шрила Говинда Махарадж: Да, да. Откуда в них такая любовь и такая нежность? Они считают меня кришна-бхактой. Также они считают меня Гуру сампрадаи. Это все по милости Гуру Махараджа. Так или иначе, они не видели меня в прошлом, но Чинтамани и другие преданные прислали мне чек на двадцать пять долларов, и пять долларов забрал себе банк. Я не мог им сказать: «Не посылайте эти деньги, потому что банк берет большую комиссию». Я думал: «Если я могу один доллар использовать в служении, даже один, то они будут счастливы, Гуру Махарадж будет еще более счастлив». Поэтому я не стал им говорить: «Не пересылайте деньги так, через банк». Подобную любовь и нежность я видел повсюду. Куда бы я ни приехал, люди думают, преданные думают: «Кришна-бхакта приехал в нашу страну». Насколько я кришна-бхакта, полностью кришна-бхакта или наполовину, или на четверть, я не знаю. Но они счастливы дарить мне свое общество, нежность, все. Таковы игры Нитьянанды Прабху и Махапрабху.

#00:42:12#

Махапрабху сказал:

пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма
сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма

Каким образом это происходит? Я поражаюсь видеть, как это происходит. То было мое желание: я хотел приехать в Европу, здесь также живет множество преданных. Я думал: «Как только мне представится эта возможность, я приеду». И вот эта возможность представилась. Это мой первый визит в Германию. В первый день моего пребывания здесь я был не здоров, поэтому я был несчастен, я не мог с вами встретиться. Опять же эта ситуация была испытанием со стороны Кришны. Кришна рассматривал мое настроение. Если я умру в Германии, каким будет мое умонастроение? И я думал об этом. Ночь была ужасной. Прошлой ночью я не мог терпеть боль в желудке, сильнейшую боль я испытывал.

#00:44:01#

Я стал петь, декламировать шьяма-сангит, песнь, обращенную к матери Кали. Сагар Махарадж вышел из своей комнаты, когда услышал, и спросил меня: «А почему, почему, почему вы обращаетесь к матери Кали?» Я не стал ничего ему отвечать. Я не думал о матери Кали, но я вспомнил песню, адресованную ей. В ней сказано: «Скажи мне наконец-то, одаришь ли ты меня своей милостью, о мать Кали? Я испытываю нестерпимые страдания. Я знаю, сколько я терпел». Так сказано в этой песне, обращенной к ней. «Теперь благослови меня. Скажи мне наконец, избавишь ты меня от страданий или нет?» Я сразу же вспомнил эту песню.

#00:45:11#

«Кришна, Ты поможешь мне или нет? Я не знаю, каково Твое желание. Я не знаю, каков Твой план, но я чрезмерно страдаю, я не в силах терпеть эти страдания». Я не спал всю ночь, я испытывал боль в желудке. И неожиданно пришел врач, и он мне помог. Неожиданно. Внезапно. Да, и после [исполнения] этой песни я почувствовал себя гораздо лучше. После помощи врача и этой песни. Нет песни, обращенной к Кришне, подобно этой, поэтому я вспомнил песню, адресованную Кали. Сын матери Кали говорит... Автор этой песни был иностранцем. Это был португалец. Антони Феринги. Он жил в Бенгалии, и он был преданным матери Кали, он написал эту песню. Он говорит: «Мать Кали, я не знаю, что такое бхаджан, что такое поклонение тебе, потому что я иностранец, я чужеземец, я Феринги, — говорит он, — у меня нет касты, но я твой сын. Так скажи же мне наконец-то, подаришь ты мне свою милость или нет? Но ты должна подарить мне милость». Такая песня. Мне нравится эта песня. Это атма-ниведанам, песня самопредания. «Я не знаю, что такое бхаджан, я не знаю, что такое пуджа, я не знаю, что такое садхана, я не совершаю практику, я родился на Западе, у меня нет касты, но меня влекут твои лотосоподобные стопы. Так скажи мне, подаришь ты мне свою милость или нет?»

#00:47:45#

Но, так или иначе, Кришна послал мне облегчение. То было мое желание — встретить вас всех и совершить бхаджан, санкиртану в обществе вас всех, я приехал ради этого. Когда я въезжал в вашу страну, в Германию, Сагар Махарадж и Расабдхи Прабху мне помогали. Меня спросили чиновники, таможенники: «Зачем вы приехали? Цель визита?» Я ответил: «Цель визита — встреча с друзьями и их родственниками». Они спросили: «А сколько у вас друзей?» Я ответил: «Мои друзья ждут меня там, в аэропорту». Там были сотни преданных. Я не знаю, сколько их было. Я думал, меня ждут пять-шесть человек. «А где вы будете жить, — меня спросили, — здесь живет ваша семья?» Я ответил: «Нет, не моя семья. Семьи и родные моих друзей». «Вы будете жить в доме ваших друзей?» «Да». Они были довольны, они не были недовольны. Они не разговаривали со мной враждебно. Они были вполне вежливы и приветливы. Но задали множество вопросов, прежде чем поставить мне въездной штамп, визу.

#00:49:26#

И Мохан сказал: «Посмотрите на паспорт этого индийца. Посмотрите, у него паспорт испещрен отметками о въезде, визами разных стран. Он был в Венесуэле, у него есть годичная венесуэльская виза, пятимесячная американская виза и прочее, прочее. Почему же вы не хотите его пустить на несколько дней?» И женщина, чиновница, сказала ему: «Да, он побывал во многих странах, но ведь в Германии-то он еще не был».

#00:50:03#

Сейчас Германия ужесточила правила въезда. Поэтому они задали мне множество вопросов. Мохан ей говорит: «Он хороший человек. Видите, визы подтверждают, что он въездной во всем мире».

Сагар Махарадж: А теперь вы можете говорить, что были в Германии.

Шрила Говинда Махарадж: В Америке визу выдали мне, но не хотели выдать визу Расабдхи. Я спросил: «Почему?» Мне ответили: «Потому что он молодой человек, он может в Америке жениться и остаться в ней». [Расабдхи — брахмачари, слуга Шрилы Говинды Махараджа — прим. пер.]

#00:51:07#

И американцы мне сказали: «Вы говорите, вы будете жить с друзьями, вам будет кому о вас позаботиться. Зачем вам нужен слуга, Расабдхи?» Я сказал: «Он готовит для меня, он знает, как готовить». «А что, ваши друзья не умеют готовить?» «Нет». В конце концов я сказал: «Если вы не дадите визу ему, то и мне она не нужна. Я не могу [без своего слуги]». И эта женщина мне заявила: «Приходите завтра». Я подумал: наверное, она в тот день поссорилась с мужем, была в дурном настроении, поэтому отказалась выдать визу Расабдхи. А потом прошла ночь, она провела эту ночь с мужем, была довольна утром, утром я к ней пришел, мы пришли, и она выдала визу. Я подумал, что накануне, должно быть, она поссорилась с мужем. А утром она была уже совсем в ином настроении. Наверное, накануне, когда она поссорилась [с мужем], она никому не выдала визу в тот день.

#00:52:27#

Так или иначе, мы столь удачливы, благодаря милости Махапрабху и Гуру Махараджа мы находимся здесь. Вы, насколько это в ваших силах, пытайтесь практиковать сознание Кришны. И я также счастлив воспевать святое имя в обществе вас всех, прославлять Шрилу Гуру Махараджа. Также мы должны сказать о Шриле Свами Махарадже Прабхупаде. Он был первым, кто осуществил проповедническую программу в Германии и получил значительный отклик со стороны немцев. Он рассказывал об этом сам, о положительной реакции немецких масс. В последствии возникли проблемы, но эти проблемы временны. (Имеются в виду проблемы с его организацией, обществом.) Тучи никогда не задерживаются в небесах навеки в одном месте, тучи всегда мигрируют. Рано или поздно тучи рассеются.

#00:53:59#

В прошлом Германию и Индию связывали хорошие отношения. Особенно во времена британского колониального правления, во времена британцев. Исследователи, публика во всем мире не интересовались индийской культурой и философией. Немцы были первые, кто стали исследовать индийские древности, так сказать. Они сделали множество открытий — немецкие индологи, санскритологи и так далее. И в наши дни американцы принимают сознание Кришны с энтузиазмом. И также британские власти, власти Великобритании принимают сознание Кришны, открывают двери движению сознания Кришны. И в России также происходит подобное. И в Венгрии. В Венгрии и в России раньше господствовал атеизм, государственный атеизм, но теперь власти в Венгрии и в России, в бывшем Советском Союзе, разрешили религию.

#00:55:24#

Когда я в прошлый раз был в Нью-Йорке, я встретил многих русских друзей, они стали моими учениками, и теперь они пытаются основать центр во имя Шрилы Гуру Махараджа.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».

[2] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».

[3] «Я склоняюсь перед Господом Гаурангой, чей божественный облик излучает золотое сияние, кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры щедро даруют каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как сам Шри Кришна, известный в век Кали под именем Шри Кришны Чайтаньи».

[4] «Я вечно преклоняюсь перед Шри Вринда Деви, Шримати Туласи Махарани, которую нежно любит сам Господь Кешава. Я простираюсь перед Сатьявати, дарующей чистую преданность Господу Кришне».

[5] «Все трансцендентное называется непостижимым, а логика материальна. Поскольку материальная логика не может приблизить нас к трансцендентным предметам, мы не должны прибегать к ее помощи, пытаясь постичь трансцендентную природу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.308. Этот стих из «Махабхараты» (Бхишма-парва, 5.22) также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.5.93) Шрилы Рупы Госвами).

[6] На тад бха̄сайате сӯрйо, на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣ / йад гатва̄ на нивартанте, тад дха̄ма парамам̇ мама — «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель» (Бхагавад-гита, 15.6).

[7] «Я поклоняюсь Говинде — предвечному Господу, прародителю всех живых существ, который пасет коров, исполняющих любые желания. Он живет в обители из духовных самоцветов, окруженной миллионами деревьев желаний. Там Ему с любовью и почтением всегда служат тысячи богинь процветания» («Брахма-самхита», 5.29; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 5.2)).

[8] «Он меньше атома, но наделен всей властью и всем могуществом» («Катха-упанишад», 1.2.20, «Шветашватара-упанишад», 3.20).

[9] Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[10] «Господь Чайтанья низошел не для того, чтобы спасти избранных людей в Индии. Нет. Его главной целью было спасение всех живых существ во всех странах мира и проповедь вечной религии, санатана-дхармы. В „Чайтанья Бхагавате“ приводятся такие слова Господа: „В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя“. Не приходится сомневаться в том, что настало время исполнения этого пророчества. Совсем скоро не имеющий равных путь харинам-санкиртаны будет провозглашен по всему миру… О день, когда счастливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, подняв знамена и взяв мриданги и караталы, начнут киртан на улицах своих городов! Когда же наступит этот день? О день, когда светлокожие люди из дальних стран, присоединившись к бенгальским преданным, запоют: „Джай Шачинандана, джай Шачинандана ки джай!“» («Саджджана-тошани», 1885, стр. 4,5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования