«Понимать друг друга. Секрет гармоничных отношений с людьми». Шрипад Б. К. Тьяги Махарадж. 10 апреля 2018 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 61.32M)

Шрипад Бхакти Камал Тьяги Махарадж

Понимать друг друга.
Секрет гармоничных отношений с людьми

(10 апреля 2018 года. Киев, Украина)

 

В частности, основная тема сегодняшней лекции — это люди, а точнее понимание друг друга. Вы попали по адресу, ведь так? Не волнуйтесь, даже если вы заглянули сюда случайно, в конце вам понравится, вы будете счастливы. Как вы сюда попали? — все нормально! Все хорошее приходит по милости и удаче!

#00:01:00#

Можно сказать, что люди окружают нас в течение всей жизни, но очень часто мы это недооцениваем. В каждом аспекте нашей жизни мы в чем-то зависим от других, и в то же время у нас есть тенденция думать о себе с точки зрения исключительной независимости. Чаще нам говорят о наших правах, чем о наших обязанностях. Я, например, родом из США, и там, откуда я родом, люди любят рассуждать о свободе и независимости. И у них, можно так сказать, довольно слепая точка зрения: «Я свободен, я независим, и никто не может указывать мне, чем заниматься».

#00:02:27#

Но давайте подумаем об идее, когда мы живем и зависим от других. Для всего красивого в жизни нам необходимы отношения с окружающими. Это очень часто недооценивается, хотя это важно. И чаще люди начинают задумываться о других вещах, чем о своей ответственности, о своих обязанностях. Эта тенденция происходит из-за одного фундаментального принципа, который руководит всей нашей жизнью. В целом этот принцип можно описать такими словами: «Когда я с чем-то сталкиваюсь, я хочу это что-то взять себе или я хочу отдать что-то этому?» Можно сказать, что это фундамент, это «пол», по которому можно заходить в духовную жизнь. Все учения наших Гуру восходят к учению нашего одного Гуру, Шриле Рупе Госвами. Он обозначил это.

#00:04:30#

Например, существует объект, это может быть что угодно, это может быть человек или идея, что угодно. И у нас есть три основных выбора, как мы можем взаимодействовать с этим объектом. Вариант №1: мы можем взять это, потрогать, посмотреть, пощупать, почувствовать, насколько это хорошо для нас самих ощущать этот объект. Вариант №2: просто игнорировать этот объект, говорить: «Нет, мне этот объект неинтересен, пусть он остается как есть». И, наконец, третья опция: взглянув на это, сказать: «О! Как это прекрасно! Что я могу сделать, чтобы улучшить это? Как это может быть использовано для пользы других? Как это может быть оценено?»

#00:06:04#

Итак, у нас есть три выбора: взять себе, отдавать и игнорировать. Этот выбор может быть применен в любой сфере жизни как наше ментальное умонастроение. Это что-то, подобное компасу вашей судьбы, на котором есть север, юг, запад и восток. И смотря в каком направлении вы думаете, этот выбор вас в этом направлении и толкает. Другой пример: вы идете прогуляться. Вы видите, лежат сто долларов. Что вы будете делать? Кто-то скажет: «Мой удачный день!», и подберет. И тот, кто их подберет, пойдет либо в кабак, либо покупать подарки для девушки, что угодно, как-то их тратить.

#00:07:41#

Другой, увидев эти сто долларов, подумает: «Как печально, кто-то потерял эти сто долларов! Как это тревожно, кто-то потерял эти сто долларов и не заметил. И как же я найду этого потеряшку? На купюре не написан номер телефона. Может, я отнесу их полицейским? Но как они найдут того, кто потерял. Какая печаль». И есть еще одна группа, она более редкая, это люди, которые, увидев сто долларов, подумают: «Да какая разница?», и пройдут дальше. Их немного, но они есть.

#00:08:58#

Итак, мы разбираем пример тенденции, когда вы на что-то смотрите с точки зрения своих интересов, с точки зрения интересов другого или с точки зрения безразличия. И говоря о практике бхакти йоги, основная фишка заключается в том, что ты живешь ради другого, ты живешь для того, чтобы отдавать. И это относится к нашим взаимоотношениям. Как мы относимся к людям? Люди — это те, у кого мы что-то берем для себя, или люди — это те, кому мы пытаемся что-то отдать. Именно это и определяет качество вашего взаимоотношения. Ведь вы сами прекрасно знаете, когда есть какие-то отношения, где каждый тянет одеяло на себя, ничем хорошим это не заканчивается ни для кого.

#00:10:32#

Отношения более-менее будут в порядке, если хотя бы одна из сторон искренне отдает другому, а тот второй хотя бы принимает это. Этот пример касается какого-нибудь маленького ребенка, который не может еще по достоинству, по-настоящему оценить любовь и заботу родителей к себе. Такое дитя может говорить: «Хочу это, хочу то!», в целом капризничать. Но, поскольку родителям доставляет удовольствие делать ребенка счастливым, все в порядке.

#00:11:25#

Но то, что мы в нашем обществе считаем зрелым, — тот факт, когда дитя, повзрослев, начинает думать, сколько же он должен своим родителям, что он может для них сделать, как он может о них позаботиться. И даже если пропорциональное соотношение невелико, даже если ребенок немного отдает, не полностью, даже эта маленькая часть приносит родителям удовольствие.

#00:12:28#

Например, пяти- или восьмилетнему ребенку могут быть выданы карманные деньги на конфеты. И ребенок может думать: «Я хочу эту конфетку», или: «Я хочу эту игрушку». Но в какой-то момент ребенок может подумать: «Хорошо, у меня есть пять долларов, которые я получил от мамы, я на четыре доллара куплю конфет, а на доллар куплю что-то для мамочки!» Мама будет очень счастлива увидеть, что ей купили что-то даже всего за доллар. Хотя по сути это все мамины деньги. Но ты, как мать, дала пять долларов ребенку и в ответ получила что-то на доллар, и это действительно удовольствие.

#00:13:45#

Это счастье, радость, когда ты что-то делаешь для кого-то, начинает просыпаться в сердце ребенка, это действительно то, что приносит удовлетворение. Итак, когда мы начинаем какие-то взаимоотношения с кем-либо, наш подход должен быть следующим: что мы от этого хотим, от этих взаимоотношений? Мы хотим что-то брать для себя или мы хотим что-то отдавать? В широком смысле мы можем сказать, что это и есть основной сдвиг в нашем сознании. Имеется в виду переход от того, кто наслаждается как потребитель, до того, кто наслаждается как тот, кто отдает.

#00:15:06#

Конечно, кто-то может, услышав эту идею, сказать: «Это все замечательно — отдавать, это все хорошо, но у меня есть нужды. Как же я смогу их удовлетворить, если все время буду отдавать? И есть вещи, которые однозначно меня радуют, и я хочу обладать этими вещами». В писаниях сказано, что есть разное качество опыта этой жизни. Существует много разных видов удовольствия. Но не все они одинаково хороши. Их нужно проанализировать для того, чтобы оценить их качество. И древние ученые уже это сделали, проанализировали.

#00:16:18#

Например, давайте проанализируем удовольствие: Первое, что мы должны учесть, это сколько оно длится. Длится оно долго или это скоротечно. Второе: сколько это стоит? сколько мы должны отдать, чтобы получить это удовольствие? Третье: последствия. После того, как мы это испытаем, каковы будут последствия? И помимо всего прочего, какова общая интенсивность испытываемого удовольствия? Это плотно интенсивно или так, чуть-чуть? И кому или чему это доставляет удовольствие? Где это работает? Где это приятно? Это приятно уму или сердцу, может быть, телу, может, чувствам? И когда мы проанализируем виды удовольствий согласно этой схеме, мы поймем, что есть дешевые, безобразные удовольствия низшего порядка и благоговейные, трансцендентные удовольствия. И, конечно же, жить стоит согласно более высоким стандартам, чем низким.

#00:18:23#

Давайте разберем пример. Сегодня мы гуляли в парке, сидели какие-то чуваки и попросили у нас сигарету. И какое качество этого опыта? Давайте начнем с того пьяного парня. Можно сказать, да, это было быстрое удовольствие, доступное, пиво было дешевым. Но каковы последствия? Ведь мы прекрасно знаем, что постоянное пьянство вызывает проблемы со здоровьем. Было ли это удовольствием? Было ли это приятно кому-то еще, кроме него? Ну, возможно, его друзьям и было. Но никому более.

#00:19:53#

Является ли это глубоким удовольствием — спьяну курить вечером сигарету? Или это так, просто какое-то веяние в уме? И после этого пережитого опыта выкуренной сигареты готов ли человек к новому более глубокому опыту? Позволил ли ему этот опыт с сигаретой испытать какие-то более глубокие вещи? Нет. Скорее, этот человек стал более обусловленным удовольствиями низшего порядка. Для того, чтобы проанализировать всю полноту эффекта чего-либо, нужно анализировать до максимума, до фактора экстремальности.

#00:20:55#

Возможно, вы знакомы с аюрведической медициной и ее диетами. Мудрецы прошлого, когда они пытались найти лечение для различных заболеваний и для того, чтобы понять качество того или иного растения, они оставляли это растение на месяц, чтобы посмотреть, что с ним случится. Они наблюдали, что происходит с растением, каким оно будет — сухим или более влажным, каким оно станет через месяц. Эта логика применима для того, чтобы понять, к чему нас приведет то или иное действие. Давайте подумаем, что произойдет, если мы будем заниматься этим и только этим, к чему нас это в итоге приведет.

#00:22:18#

В большинстве случаев мы можем предположить, что может случиться. Это то, что в писаниях называется тамо-гуной, природой низшего порядка. Мы сейчас упоминаем о тамо-гуне для того, чтобы на ее примере проиллюстрировать, что существуют удовольствия более [возвышенные], что, помимо удовольствия от опьянения, существуют удовольствия более высокого порядка, удовольствие от сострадания, от благодарности, такого рода удовольствия. И, хотя мы можем это ощутить, часто нас может что-то отвлекать. В течение дня, ежедневно мы вот так должны задумываться, что нам должно делать: мы хотим доставлять удовольствие только себе или делать еще что-то, что принесет пользу и окружающим.

#00:24:15#

Мы приходим к открытию, что чем больше мы думаем и проявляем заботу об окружающих и их благополучии, тем благополучнее мы становимся сами. Другими словами, если мы хотим что-то удержать в руке, это однозначно выскользнет и упадет, но если мы будем это передавать и передавать, то возникнет некое ощущение потока. Великие мыслители пришли к тому пониманию, что особой разницы нет между попечением о других и принятием чего-то для себя. Более того, они пришли к выводу, что эти две, казалось бы, противоположные вещи по сути одно целое, одно общее. То есть, другими словами, сама наша природа такова, что мы хотим быть использованы в служении для кого-то, мы хотим служить и отдавать кому-то.

#00:25:44#

Если мы действуем согласно своей природе, мы чувствуем себя счастливо, мы чувствуем себя полноценно. Конечно же, для бизнеса это плохо, но в целом это хорошо для современного общества — чувствовать радость от заботы и отдачи кому-то. Мы чувствуем счастье всем своим естеством, только когда служим и отдаем, и, начав это делать, мы станем счастливыми. Но превалирующая идеология в современном обществе — это идеология потребителя. Эта идеология работает на противоположной идее, которая заключается в том, что счастье — это когда ты эксплуатируешь, когда ты берешь.

#00:27:27#

И как это работает? В погоне за счастьем мы потребляем вещь за вещью, берем эту вещь, пытаемся ей наслаждаться, выжимаем из нее максимум, думаем, что не хватает чего-то, полноты счастья, гонимся за другой вещью, делаем точно так же, и вот так проходит жизнь. Причина, почему это не работает, в том, что это не в согласии с нашей природой. К сожалению, эта культура потребления касается не только общества в целом, это касается и наших отношений с близкими людьми. Мы относимся к людям как к каким-то частям, как к запасным игрокам, которых можем поменять. Этот нравится, этот не нравится, этого сотрем, этого добавим в друзья.

#00:28:57#

Идея такая, что некто может думать: «Если кто-то не соответствует моим интересам, я не буду с ним общаться, пусть идет своим путем». Но такой образ мышления на самом деле ведет нас к тому, что мы не чувствуем себя полноценно. Противоположное этому настроение — ценить людей. Чувствовать, что наше собственное удовольствие, то, что приятно нам, целиком и полностью зависит и от противоположной стороны, от какого-то другого человека. Это важно. Важно понимать, что наше благополучие очень тесно связано с благополучием дорогих, окружающих нас людей. Если мы ведем себя нехорошо, не заботимся о других, то мы сами, видя, как кто-то страдает, страдаем. Другими словами, нужно иметь сострадание.

#00:31:02#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в «Махабхарате» и других писаниях, которые мы изучаем, сострадание определяется как отсутствие безразличия к страданию других, таково сострадание. То есть, если кому-то плохо, то и мне плохо. На контрасте с соревновательным духом моя радость заключается в том, чтобы видеть, как кто-то проигрывает. Сострадание — это воспринимать чужое благополучие как свое собственное, чужое горе воспринимать как свое собственное и не разделять между собой и чужим. Это явление очень высоко оценено в писаниях. На самом деле именно это и называется дхармой, долгом.

#00:32:23#

Эта формула и есть ключ к тому, чтобы правильно настроить свою жизнь. Начиная с идеи, когда мы рассматриваем себя как служащее, отдающее начало. Далее: возможность видеть нужды других и помогать им восполнять эти нужды. Тогда это приведет нас к тому моменту в жизни, когда мы начнем видеть, в чем нуждаются окружающие и проявлять подлинную заботу о них. Это можно сказать саттвичная жизнь или жизнь в гуне благости. И когда мы применяем этот же принцип в наших отношениях с Кришной или Господом, тогда это называется шуддха-сатвой или жизнью в подлинной благости. Это то, чем поделился Чайтанья Махапрабху, когда пришел в этот мир.

#00:34:18#

Наша подлинная природа — это вечный слуга Господа Кришны. Мы сталкиваемся со столь многими трудностями и страданиями лишь только потому, что забыли это. Как только мы поймем, что мы не существуем в чем-то абстрактном, что есть некое предназначение, и что мы нужны для чего-то более высокого [трудности и страдания уйдут]. Радость жизни заключается в том, чтобы выполнить свое предназначение и почувствовать себя по настоящему полноценным и живущим.

#00:35:17#

Мы можем заметить, что в этом мире каждый страдает только потому, что он в этом нуждается. Безусловно, в наших отношениях с разными людьми присутствуют и недопонимания и, возможно, какие-то трудности, много разного бывает, но если мы сможем увидеть, что каждый из нас ищет чего-то одного и у каждого из нас эта природа, о которой мы говорим, если мы увидим, что каждый из нас отравлен этой тенденцией использовать окружающих для своего удовольствия; когда мы так делаем, используем других для своего удовольствия, возникают различные столкновения, что однозначно не приводит к счастью, и мы начинаем чувствовать себя расстроенными.

#00:36:44#

Если мы не понимаем, почему так происходит, то мы опять и опять повторяем эту ошибку, снова и снова кого-то используем и расстраиваемся. То, чем мы делимся здесь, — это возможность показать, какими могут быть отношения с духовной точки зрения. Мы используем различные трудности как возможность для собственного роста. Вот такой у нас подход к отношениям.

#00:37:29#

И рискну предположить, что когда, не дай бог, у вас в следующий раз возникнет с кем-то ссора или трудность взаимопонимания в отношениях, то, если вы проанализируете, почему же вы нагрелись на того человека, который вас не удовлетворил в отношениях, вы поймете, что, скорее всего, вы чего-то от него ждали или требовали, а он просто этого не сделал, а именно от того, что он не сделал того, что вы от него ждали, вам и стало неприятно. Бхагавад-гита это объясняет так: «Гнев возникает от невыполненных желаний».

#00:38:42#

Итак, мы расстраиваемся из-за других, когда мы чего-то друг от друга ожидаем и эти ожидания не удовлетворяются. Но если вы поймете, что причина гнева — это не поведение другой стороны, а лишь несбыточность ваших ожиданий, тогда вы будете воспринимать такого рода ссоры как отличную возможность исправить свое умонастроение — вместо ожидания какого-то сострадания.

#00:39:42#

Шри Чайтанья Махапрабху защищал такое настроение, такое поведение до самых экстремальных высот. Он приводил пример с деревом, Ему нравился этот пример. В Своем учении Он сказал: «Мы должны быть терпеливы, как дерево». Что имеется в виду? Рассматривая пример с деревом, если кто-то приходит отрубить часть этого дерева, то оно все равно будет плодоносить этому человеку, будет продолжать защищать его от жары тенью.

#00:40:38#

Поэтому в отношениях, если мы будем подходить к ним в настроении заботы о второй стороне, независимо от того, как относятся к нам, это и будет тем качеством, которое приведет вас к подлинному опыту души. В целом это наш общий взгляд на взаимоотношения между людьми и если кто-то вдохновлен этим, то это именно то, что мы можем предложить. Итак, во время возникнувшей паузы, я предлагаю вам прокомментировать услышанное, задать какие-то вопросы, которые вас интересуют, высказаться. Пожалуйста, не стесняйтесь.

[Шрипад Данди Махарадж говорит на английском.]

#00:42:50#

Ачьюта Ананда Прабху: Данди Махарадж спрашивает: «Как относиться к ситуации, если два парня в парке пьют пиво и просят закурить, как их удовлетворить? Неужели им стоит купить наркотики или алкоголь?»

Шрипад Данди Махарадж (поясняет): Допустим, с этого дня я живу для других, для их счастья, для их удовлетворения. Я говорю: «Эй, парни! Что вам нужно?» Они: «Побольше пива! Побольше наркотиков!» — «О!» [Махарадж хлопает в ладоши.] Это ли имеется в виду?

#00:43:34#

Шрипад Тьяги Махарадж: Мы слышали комментарий от нашего Парам-Гуру Махараджа: «Махапрабху пришел и заплатил Своей собственной валютой». Если у нас есть некое сострадание к людям, некое ощущение заботы, то мы проявим его по отношению к этим людям с точки зрения нашего понимания, а не их ожидания заботы о них.

#00:44:23#

В писаниях упоминаются три вида энергий, которые управляют этим миром. Одна из них — это гуна невежества, [что] означает получать удовольствия различными деструктивными методами. Среднее положение, или гуна страсти, — это получать удовольствия от стяжательства чего-то для себя. И высочайший уровень, или гуна благости, — это получать удовольствие от служения другим.

#00:45:18#

Предположим, мы в парке, в котором нет туалета. Некий человек может подумать: «Я пожертвую денег, чтобы в этом парке был хороший туалет, который могут посещать люди». Можем сказать, что это саттвичная идея с точки зрения интересов для других. И вот этот человек находит какого-то подрядчика, который эту уборную обустроит. Подрядчик счастлив: «Отлично, мне заплатят денег, у меня есть работа». Подрядчик счастлив. Почему? Потому что он получит деньги, которые позволят ему вести свои дела. И вот уборная построена. Затем какие-то ребята на улице смотрят на это новое строение и думают: «Хорошо! В этом парке нет ни одного хорошего здания, где можно было бы нарисовать граффити, и вот оно есть!»

#00:47:00#

И вот ночью, после того как построили здание туалета, они рисуют что-то на нем своими баллончиками. Это можно сказать удовольствие в гуне невежества, удовольствие деструктивного порядка. И вот давайте посмотрим, как одновременно проявляют себя три гуны всего лишь при строительстве туалета. Один чувствует удовольствие от того, что захотел построить туалет, — построил. Другой — подрядчик, чувствует, что он получил еще за это деньги. А третий, рисуя на этом туалете баллончиком, тоже чувствует удовольствие, но удовольствия разные. Каждый из них говорит: «Очень хорошо! Я очень счастлив». Но качество счастья разное.

#00:48:05#

Итак, на следующий день, когда заказчик туалета приходит к своему строению и видит нарисованное граффити, неужели он подумает: «О! как мило! Я предоставил ребятам абсолютно свежую, чистую стену для рисования!»? Нет, он так не думает. Если бы он проходил мимо и случайно заметил, как граффити наносится на стену, чтобы он сделал? Что он скажет: «Да, да, конечно, рисуйте!»? Разве он не попытается — тот, у кого есть некое более возвышенное понимание жизни, — донести это до тех, кто рисует? Если он сможет донести свою мысль, то это будет полезно и для него самого и для тех, до кого он ее донес, и для всего города в целом.

#00:49:34#

Вот он, например, начинает говорить с этими мальчишками: «Вы знаете, не стоило так делать». А эти ребята говорят: «О, блин, нас запалили, хреново все». И вот благость к ним приходит, а они чувствуют от этого невежество, раздражаются по этому поводу. Этот мужчина попытался воззвать к чему-то высокому в этих парнях, а они игнорируют его посыл. Игнорирование чужих интересов никогда не приведет к состраданию. Сострадание всегда возвышает сострадающего на более высокий уровень порядка.

#00:50:57#

[Сострадание возвышает] от удовольствия в деструктивном поведении до удовольствия в личном конструктивном [поведении], то есть для себя самого. Далее — к удовольствию [от] вселенских конструктивных порядков. И, наконец, ниргуна — это удовольствие трансцендентного порядка, удовольствие от удовлетворения Кришны. И не так-то просто каждому пройти по этим уровням. Иногда, возможно, существует необходимость в том, чтобы дать совет человеку, для того чтобы он хоть на шажочек, на ступеньку продвинулся вверх. И это все для того, в надежде на то, что когда-нибудь такая личность по ступеньке, по шажочку сможет ощутить удовольствие высочайших порядков.

#00:53:21#

Вопрос из зала: Когда заказчик туалета пришел и увидел произведение искусства, он, наверное, расстроился, а в принципе быть в расстроенном состоянии — не самое лучшее, скажем так, что может делать человек. Как ему можно справиться с этим чувством?

#00:53:50#

Шрипад Тьяги Махарадж: Я не знаю, как в других странах, но в моей точно, если вас застукали рисующим, то вам выписывают административный штраф, и вы его должны оплатить. И это называется: используя гуну страсти, решать вопрос с гуной невежества. Можно сказать, что это обычное дело, если ты что-то плохое сделал, причина/следствие, вот тебе обстоятельства и последствия. То есть, иными словами, поломал — заплати или почини. Этот джентльмен, то есть заказчик, предположим, не только в гуне страсти мог их наказать, но из сострадания попытаться им объяснить, что так делать нехорошо.

#00:55:15#

То есть, иными словами, можно попытаться объяснить что-то, растолковать, и если не помогает, не доходит, проще говоря, тогда, конечно, [перейти] к методам штрафов. Это обычное, понятное дело.

[Вопрос из зала на английском.]

#00:55:57#

Шрипад Тьяги Махарадж: Здесь идея в различии трех настроений — благости, страсти и невежества. Можно быть злым, говорить: «Ага! Ты поломал! Я расстроен из-за твоего поведения! Ата-та, нехорошо!» Он мог подумать глубже: «Во имя чего я построил это здание? Я построил это здание для благополучия граждан моей страны. А теперь у меня есть возможность взаимодействовать с людьми, которым нужна помощь чуть большая, чем просто сходить в уборную». Если этот человек увидит это [поломку или порчу имущества] и разозлится, тогда у него достаточно ограниченное желание делать счастливыми других.

#00:57:22#

Но если этот джентльмен действительно находится на глубоком уровне благости, он, видя этих тинэйджеров, подумает: «Мне нужно попытаться растолковать им что-то, чтобы вытащить их из этого деструктивного состояния». Итак, это вызов для самого джентльмена — «Насколько хорошим я хочу быть? Хочу быть просто хорошим от того, что туалет построил, или хочу быть еще более хорошим, более заботящимся об обществе?»

#00:58:40#

Мы часто сами сталкиваемся с этим в нашей жизни, когда мы, например, вели себя хорошо, и вот наступает момент, когда надо себя вести особенно хорошо, но не тут-то было. Когда нас просят быть особенно терпеливыми, насколько у нас хватит этого терпения? Итак, мы приходим к такому моменту, когда задаем себе вопрос: «Что мы ищем в этой жизни? Для чего мы вообще что-то делаем? Для удовлетворения себя самого и все? Или для того, чтобы постичь, познать какие-то более высокие планы сознания вообще?»

#00:59:13#

Иначе говоря, довольствуемся ли мы только тем, что «Я хороший!» или «Я хочу продолжать расти и развиваться дальше?» И это приводит нас к глубокому вопросу: «Кем же я вообще себя считаю? Считаю ли я себя великолепным, изумительным человеком и со мной все хорошо?» Или же мы думаем о себе как об ученике, который учится и продолжает учиться таким понятиям, как терпение, смирение, забота и вообще доброта? И это связано с тем, чему учил Чайтанья Махапрабху, — качеству смирения.

#01:00:21#

Что такое смирение? Другими словами, смирение — это ощущение себя с точки зрения ничтожной частички по сравнению с чем-то бесконечно большим. То есть в присутствии чего-то огромного мы считаем себя маленькими, но когда мы окружены чем-то незначительным, тогда мы считаем себя большими. Вопрос нашей доблести. Как мы о себе думаем? Мы о себе думаем в качестве кого-то, у кого много разных качеств — качество №1, качество №2, качество №3. Мы думаем о себе, что мы хорошие, классные, мудрые, добродетельные?

#01:01:35#

Что имеется в виду? Если мы действительно считаем себя исполненными этих добродетелей, тогда это лишь означает, что наше понимание добродетели невелико, и мы чувствуем себя аж преисполненными этих качеств. Но если мы посмотрим на примеры великих душ, великих святых, то в сравнении с ними мы подумаем: «О каком смирении вообще может идти речь? О каком терпении? Нет у меня ничего похожего по сравнению с теми святыми, у которых это действительно есть».

#01:02:31#

Когда в нашу жизнь приходят испытания, когда мы должны потренировать свое терпение и смирение чуть больше, мы не должны отстраняться от этого, говорить: «Нет, нет! Я сделал, что мог!» Мы должны попытаться. Встречать радостно возможность, которая приходит к нам с помощью этих вызовов, для тренировки личностного роста. Это то, что есть смирение с нашей точки зрения. Смирение означает стараться быть добродетельным на духовном пути. Только тогда наша повседневная жизнь превратится в чудесный, свежий процесс обучения. Чувства благодарности и восхищения ко всему, что в нашу жизнь приходит естественным образом. Чувство того, что мы преисполнены ощущения присутствия Господа в нашей жизни.

#01:04:18#

И третья добродетель, которой учил Махапрабху, заключается в уважении других, в оказании почтения другим. Если хоть малая часть хорошего есть в других, мы должны это ценить и быть благодарными за эту даже ничтожно малую часть. Но в отношении себя мы никогда не должны думать, что у нас добродетелей больше. Это неправильно. [Необходимо] ценить даже самую маленькую часть чего-то хорошего в других и относиться к себе с большим порядком, не рассматривать себя как некое слишком достойное начало. Это прекрасный, красивый образ жизни.

#01:05:25#

Давайте подумаем о другом. Я великолепен, я практически безупречен, и все, что я делаю, преисполнено совершенства. Люди должны заниматься только тем, что восхвалять меня и возвышать, а те, кто этого не делают, просто дураки и ничего в этой жизни не понимают. Похоже на монстра, не правда ли? Часто каждый из нас может поймать себя на мысли, что мы пытаемся так себя вести. [Но следует] восхищаться хорошими качествами людей, даже если их немного, и не слишком высоко оценивать себя. С такого рода умонастроением мы можем счастливо следовать духовным путем — воспеванием святых имен Кришны, куда бы мы ни ехали, и гармоничным взаимодействием со всеми, кто встречается нам на пути.

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнил: Рамабхадра Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Поразительное смирение». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж рассказывает о смирении, которому учил Шриман Махапрабху | “Striking Humility.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj illuminates the humility taught by Sriman Mahaprabhu ·• Архив новостей •· Приезд Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа в Абхазию. 31 марта–3 апреля 2019 года. Сухум →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 64.3 МБ)

Шрипад Бхакти Камал Тьяги Махарадж

Понимать друг друга.
Секрет гармоничных отношений с людьми

(10 апреля 2018 года. Киев, Украина)

 

В частности, основная тема сегодняшней лекции — это люди, а точнее понимание друг друга. Вы попали по адресу, ведь так? Не волнуйтесь, даже если вы заглянули сюда случайно, в конце вам понравится, вы будете счастливы. Как вы сюда попали? — все нормально! Все хорошее приходит по милости и удаче!

#00:01:00#

Можно сказать, что люди окружают нас в течение всей жизни, но очень часто мы это недооцениваем. В каждом аспекте нашей жизни мы в чем-то зависим от других, и в то же время у нас есть тенденция думать о себе с точки зрения исключительной независимости. Чаще нам говорят о наших правах, чем о наших обязанностях. Я, например, родом из США, и там, откуда я родом, люди любят рассуждать о свободе и независимости. И у них, можно так сказать, довольно слепая точка зрения: «Я свободен, я независим, и никто не может указывать мне, чем заниматься».

#00:02:27#

Но давайте подумаем об идее, когда мы живем и зависим от других. Для всего красивого в жизни нам необходимы отношения с окружающими. Это очень часто недооценивается, хотя это важно. И чаще люди начинают задумываться о других вещах, чем о своей ответственности, о своих обязанностях. Эта тенденция происходит из-за одного фундаментального принципа, который руководит всей нашей жизнью. В целом этот принцип можно описать такими словами: «Когда я с чем-то сталкиваюсь, я хочу это что-то взять себе или я хочу отдать что-то этому?» Можно сказать, что это фундамент, это «пол», по которому можно заходить в духовную жизнь. Все учения наших Гуру восходят к учению нашего одного Гуру, Шриле Рупе Госвами. Он обозначил это.

#00:04:30#

Например, существует объект, это может быть что угодно, это может быть человек или идея, что угодно. И у нас есть три основных выбора, как мы можем взаимодействовать с этим объектом. Вариант №1: мы можем взять это, потрогать, посмотреть, пощупать, почувствовать, насколько это хорошо для нас самих ощущать этот объект. Вариант №2: просто игнорировать этот объект, говорить: «Нет, мне этот объект неинтересен, пусть он остается как есть». И, наконец, третья опция: взглянув на это, сказать: «О! Как это прекрасно! Что я могу сделать, чтобы улучшить это? Как это может быть использовано для пользы других? Как это может быть оценено?»

#00:06:04#

Итак, у нас есть три выбора: взять себе, отдавать и игнорировать. Этот выбор может быть применен в любой сфере жизни как наше ментальное умонастроение. Это что-то, подобное компасу вашей судьбы, на котором есть север, юг, запад и восток. И смотря в каком направлении вы думаете, этот выбор вас в этом направлении и толкает. Другой пример: вы идете прогуляться. Вы видите, лежат сто долларов. Что вы будете делать? Кто-то скажет: «Мой удачный день!», и подберет. И тот, кто их подберет, пойдет либо в кабак, либо покупать подарки для девушки, что угодно, как-то их тратить.

#00:07:41#

Другой, увидев эти сто долларов, подумает: «Как печально, кто-то потерял эти сто долларов! Как это тревожно, кто-то потерял эти сто долларов и не заметил. И как же я найду этого потеряшку? На купюре не написан номер телефона. Может, я отнесу их полицейским? Но как они найдут того, кто потерял. Какая печаль». И есть еще одна группа, она более редкая, это люди, которые, увидев сто долларов, подумают: «Да какая разница?», и пройдут дальше. Их немного, но они есть.

#00:08:58#

Итак, мы разбираем пример тенденции, когда вы на что-то смотрите с точки зрения своих интересов, с точки зрения интересов другого или с точки зрения безразличия. И говоря о практике бхакти йоги, основная фишка заключается в том, что ты живешь ради другого, ты живешь для того, чтобы отдавать. И это относится к нашим взаимоотношениям. Как мы относимся к людям? Люди — это те, у кого мы что-то берем для себя, или люди — это те, кому мы пытаемся что-то отдать. Именно это и определяет качество вашего взаимоотношения. Ведь вы сами прекрасно знаете, когда есть какие-то отношения, где каждый тянет одеяло на себя, ничем хорошим это не заканчивается ни для кого.

#00:10:32#

Отношения более-менее будут в порядке, если хотя бы одна из сторон искренне отдает другому, а тот второй хотя бы принимает это. Этот пример касается какого-нибудь маленького ребенка, который не может еще по достоинству, по-настоящему оценить любовь и заботу родителей к себе. Такое дитя может говорить: «Хочу это, хочу то!», в целом капризничать. Но, поскольку родителям доставляет удовольствие делать ребенка счастливым, все в порядке.

#00:11:25#

Но то, что мы в нашем обществе считаем зрелым, — тот факт, когда дитя, повзрослев, начинает думать, сколько же он должен своим родителям, что он может для них сделать, как он может о них позаботиться. И даже если пропорциональное соотношение невелико, даже если ребенок немного отдает, не полностью, даже эта маленькая часть приносит родителям удовольствие.

#00:12:28#

Например, пяти- или восьмилетнему ребенку могут быть выданы карманные деньги на конфеты. И ребенок может думать: «Я хочу эту конфетку», или: «Я хочу эту игрушку». Но в какой-то момент ребенок может подумать: «Хорошо, у меня есть пять долларов, которые я получил от мамы, я на четыре доллара куплю конфет, а на доллар куплю что-то для мамочки!» Мама будет очень счастлива увидеть, что ей купили что-то даже всего за доллар. Хотя по сути это все мамины деньги. Но ты, как мать, дала пять долларов ребенку и в ответ получила что-то на доллар, и это действительно удовольствие.

#00:13:45#

Это счастье, радость, когда ты что-то делаешь для кого-то, начинает просыпаться в сердце ребенка, это действительно то, что приносит удовлетворение. Итак, когда мы начинаем какие-то взаимоотношения с кем-либо, наш подход должен быть следующим: что мы от этого хотим, от этих взаимоотношений? Мы хотим что-то брать для себя или мы хотим что-то отдавать? В широком смысле мы можем сказать, что это и есть основной сдвиг в нашем сознании. Имеется в виду переход от того, кто наслаждается как потребитель, до того, кто наслаждается как тот, кто отдает.

#00:15:06#

Конечно, кто-то может, услышав эту идею, сказать: «Это все замечательно — отдавать, это все хорошо, но у меня есть нужды. Как же я смогу их удовлетворить, если все время буду отдавать? И есть вещи, которые однозначно меня радуют, и я хочу обладать этими вещами». В писаниях сказано, что есть разное качество опыта этой жизни. Существует много разных видов удовольствия. Но не все они одинаково хороши. Их нужно проанализировать для того, чтобы оценить их качество. И древние ученые уже это сделали, проанализировали.

#00:16:18#

Например, давайте проанализируем удовольствие: Первое, что мы должны учесть, это сколько оно длится. Длится оно долго или это скоротечно. Второе: сколько это стоит? сколько мы должны отдать, чтобы получить это удовольствие? Третье: последствия. После того, как мы это испытаем, каковы будут последствия? И помимо всего прочего, какова общая интенсивность испытываемого удовольствия? Это плотно интенсивно или так, чуть-чуть? И кому или чему это доставляет удовольствие? Где это работает? Где это приятно? Это приятно уму или сердцу, может быть, телу, может, чувствам? И когда мы проанализируем виды удовольствий согласно этой схеме, мы поймем, что есть дешевые, безобразные удовольствия низшего порядка и благоговейные, трансцендентные удовольствия. И, конечно же, жить стоит согласно более высоким стандартам, чем низким.

#00:18:23#

Давайте разберем пример. Сегодня мы гуляли в парке, сидели какие-то чуваки и попросили у нас сигарету. И какое качество этого опыта? Давайте начнем с того пьяного парня. Можно сказать, да, это было быстрое удовольствие, доступное, пиво было дешевым. Но каковы последствия? Ведь мы прекрасно знаем, что постоянное пьянство вызывает проблемы со здоровьем. Было ли это удовольствием? Было ли это приятно кому-то еще, кроме него? Ну, возможно, его друзьям и было. Но никому более.

#00:19:53#

Является ли это глубоким удовольствием — спьяну курить вечером сигарету? Или это так, просто какое-то веяние в уме? И после этого пережитого опыта выкуренной сигареты готов ли человек к новому более глубокому опыту? Позволил ли ему этот опыт с сигаретой испытать какие-то более глубокие вещи? Нет. Скорее, этот человек стал более обусловленным удовольствиями низшего порядка. Для того, чтобы проанализировать всю полноту эффекта чего-либо, нужно анализировать до максимума, до фактора экстремальности.

#00:20:55#

Возможно, вы знакомы с аюрведической медициной и ее диетами. Мудрецы прошлого, когда они пытались найти лечение для различных заболеваний и для того, чтобы понять качество того или иного растения, они оставляли это растение на месяц, чтобы посмотреть, что с ним случится. Они наблюдали, что происходит с растением, каким оно будет — сухим или более влажным, каким оно станет через месяц. Эта логика применима для того, чтобы понять, к чему нас приведет то или иное действие. Давайте подумаем, что произойдет, если мы будем заниматься этим и только этим, к чему нас это в итоге приведет.

#00:22:18#

В большинстве случаев мы можем предположить, что может случиться. Это то, что в писаниях называется тамо-гуной, природой низшего порядка. Мы сейчас упоминаем о тамо-гуне для того, чтобы на ее примере проиллюстрировать, что существуют удовольствия более [возвышенные], что, помимо удовольствия от опьянения, существуют удовольствия более высокого порядка, удовольствие от сострадания, от благодарности, такого рода удовольствия. И, хотя мы можем это ощутить, часто нас может что-то отвлекать. В течение дня, ежедневно мы вот так должны задумываться, что нам должно делать: мы хотим доставлять удовольствие только себе или делать еще что-то, что принесет пользу и окружающим.

#00:24:15#

Мы приходим к открытию, что чем больше мы думаем и проявляем заботу об окружающих и их благополучии, тем благополучнее мы становимся сами. Другими словами, если мы хотим что-то удержать в руке, это однозначно выскользнет и упадет, но если мы будем это передавать и передавать, то возникнет некое ощущение потока. Великие мыслители пришли к тому пониманию, что особой разницы нет между попечением о других и принятием чего-то для себя. Более того, они пришли к выводу, что эти две, казалось бы, противоположные вещи по сути одно целое, одно общее. То есть, другими словами, сама наша природа такова, что мы хотим быть использованы в служении для кого-то, мы хотим служить и отдавать кому-то.

#00:25:44#

Если мы действуем согласно своей природе, мы чувствуем себя счастливо, мы чувствуем себя полноценно. Конечно же, для бизнеса это плохо, но в целом это хорошо для современного общества — чувствовать радость от заботы и отдачи кому-то. Мы чувствуем счастье всем своим естеством, только когда служим и отдаем, и, начав это делать, мы станем счастливыми. Но превалирующая идеология в современном обществе — это идеология потребителя. Эта идеология работает на противоположной идее, которая заключается в том, что счастье — это когда ты эксплуатируешь, когда ты берешь.

#00:27:27#

И как это работает? В погоне за счастьем мы потребляем вещь за вещью, берем эту вещь, пытаемся ей наслаждаться, выжимаем из нее максимум, думаем, что не хватает чего-то, полноты счастья, гонимся за другой вещью, делаем точно так же, и вот так проходит жизнь. Причина, почему это не работает, в том, что это не в согласии с нашей природой. К сожалению, эта культура потребления касается не только общества в целом, это касается и наших отношений с близкими людьми. Мы относимся к людям как к каким-то частям, как к запасным игрокам, которых можем поменять. Этот нравится, этот не нравится, этого сотрем, этого добавим в друзья.

#00:28:57#

Идея такая, что некто может думать: «Если кто-то не соответствует моим интересам, я не буду с ним общаться, пусть идет своим путем». Но такой образ мышления на самом деле ведет нас к тому, что мы не чувствуем себя полноценно. Противоположное этому настроение — ценить людей. Чувствовать, что наше собственное удовольствие, то, что приятно нам, целиком и полностью зависит и от противоположной стороны, от какого-то другого человека. Это важно. Важно понимать, что наше благополучие очень тесно связано с благополучием дорогих, окружающих нас людей. Если мы ведем себя нехорошо, не заботимся о других, то мы сами, видя, как кто-то страдает, страдаем. Другими словами, нужно иметь сострадание.

#00:31:02#

В «Бхакти-расамрита-синдху», в «Махабхарате» и других писаниях, которые мы изучаем, сострадание определяется как отсутствие безразличия к страданию других, таково сострадание. То есть, если кому-то плохо, то и мне плохо. На контрасте с соревновательным духом моя радость заключается в том, чтобы видеть, как кто-то проигрывает. Сострадание — это воспринимать чужое благополучие как свое собственное, чужое горе воспринимать как свое собственное и не разделять между собой и чужим. Это явление очень высоко оценено в писаниях. На самом деле именно это и называется дхармой, долгом.

#00:32:23#

Эта формула и есть ключ к тому, чтобы правильно настроить свою жизнь. Начиная с идеи, когда мы рассматриваем себя как служащее, отдающее начало. Далее: возможность видеть нужды других и помогать им восполнять эти нужды. Тогда это приведет нас к тому моменту в жизни, когда мы начнем видеть, в чем нуждаются окружающие и проявлять подлинную заботу о них. Это можно сказать саттвичная жизнь или жизнь в гуне благости. И когда мы применяем этот же принцип в наших отношениях с Кришной или Господом, тогда это называется шуддха-сатвой или жизнью в подлинной благости. Это то, чем поделился Чайтанья Махапрабху, когда пришел в этот мир.

#00:34:18#

Наша подлинная природа — это вечный слуга Господа Кришны. Мы сталкиваемся со столь многими трудностями и страданиями лишь только потому, что забыли это. Как только мы поймем, что мы не существуем в чем-то абстрактном, что есть некое предназначение, и что мы нужны для чего-то более высокого [трудности и страдания уйдут]. Радость жизни заключается в том, чтобы выполнить свое предназначение и почувствовать себя по настоящему полноценным и живущим.

#00:35:17#

Мы можем заметить, что в этом мире каждый страдает только потому, что он в этом нуждается. Безусловно, в наших отношениях с разными людьми присутствуют и недопонимания и, возможно, какие-то трудности, много разного бывает, но если мы сможем увидеть, что каждый из нас ищет чего-то одного и у каждого из нас эта природа, о которой мы говорим, если мы увидим, что каждый из нас отравлен этой тенденцией использовать окружающих для своего удовольствия; когда мы так делаем, используем других для своего удовольствия, возникают различные столкновения, что однозначно не приводит к счастью, и мы начинаем чувствовать себя расстроенными.

#00:36:44#

Если мы не понимаем, почему так происходит, то мы опять и опять повторяем эту ошибку, снова и снова кого-то используем и расстраиваемся. То, чем мы делимся здесь, — это возможность показать, какими могут быть отношения с духовной точки зрения. Мы используем различные трудности как возможность для собственного роста. Вот такой у нас подход к отношениям.

#00:37:29#

И рискну предположить, что когда, не дай бог, у вас в следующий раз возникнет с кем-то ссора или трудность взаимопонимания в отношениях, то, если вы проанализируете, почему же вы нагрелись на того человека, который вас не удовлетворил в отношениях, вы поймете, что, скорее всего, вы чего-то от него ждали или требовали, а он просто этого не сделал, а именно от того, что он не сделал того, что вы от него ждали, вам и стало неприятно. Бхагавад-гита это объясняет так: «Гнев возникает от невыполненных желаний».

#00:38:42#

Итак, мы расстраиваемся из-за других, когда мы чего-то друг от друга ожидаем и эти ожидания не удовлетворяются. Но если вы поймете, что причина гнева — это не поведение другой стороны, а лишь несбыточность ваших ожиданий, тогда вы будете воспринимать такого рода ссоры как отличную возможность исправить свое умонастроение — вместо ожидания какого-то сострадания.

#00:39:42#

Шри Чайтанья Махапрабху защищал такое настроение, такое поведение до самых экстремальных высот. Он приводил пример с деревом, Ему нравился этот пример. В Своем учении Он сказал: «Мы должны быть терпеливы, как дерево». Что имеется в виду? Рассматривая пример с деревом, если кто-то приходит отрубить часть этого дерева, то оно все равно будет плодоносить этому человеку, будет продолжать защищать его от жары тенью.

#00:40:38#

Поэтому в отношениях, если мы будем подходить к ним в настроении заботы о второй стороне, независимо от того, как относятся к нам, это и будет тем качеством, которое приведет вас к подлинному опыту души. В целом это наш общий взгляд на взаимоотношения между людьми и если кто-то вдохновлен этим, то это именно то, что мы можем предложить. Итак, во время возникнувшей паузы, я предлагаю вам прокомментировать услышанное, задать какие-то вопросы, которые вас интересуют, высказаться. Пожалуйста, не стесняйтесь.

[Шрипад Данди Махарадж говорит на английском.]

#00:42:50#

Ачьюта Ананда Прабху: Данди Махарадж спрашивает: «Как относиться к ситуации, если два парня в парке пьют пиво и просят закурить, как их удовлетворить? Неужели им стоит купить наркотики или алкоголь?»

Шрипад Данди Махарадж (поясняет): Допустим, с этого дня я живу для других, для их счастья, для их удовлетворения. Я говорю: «Эй, парни! Что вам нужно?» Они: «Побольше пива! Побольше наркотиков!» — «О!» [Махарадж хлопает в ладоши.] Это ли имеется в виду?

#00:43:34#

Шрипад Тьяги Махарадж: Мы слышали комментарий от нашего Парам-Гуру Махараджа: «Махапрабху пришел и заплатил Своей собственной валютой». Если у нас есть некое сострадание к людям, некое ощущение заботы, то мы проявим его по отношению к этим людям с точки зрения нашего понимания, а не их ожидания заботы о них.

#00:44:23#

В писаниях упоминаются три вида энергий, которые управляют этим миром. Одна из них — это гуна невежества, [что] означает получать удовольствия различными деструктивными методами. Среднее положение, или гуна страсти, — это получать удовольствия от стяжательства чего-то для себя. И высочайший уровень, или гуна благости, — это получать удовольствие от служения другим.

#00:45:18#

Предположим, мы в парке, в котором нет туалета. Некий человек может подумать: «Я пожертвую денег, чтобы в этом парке был хороший туалет, который могут посещать люди». Можем сказать, что это саттвичная идея с точки зрения интересов для других. И вот этот человек находит какого-то подрядчика, который эту уборную обустроит. Подрядчик счастлив: «Отлично, мне заплатят денег, у меня есть работа». Подрядчик счастлив. Почему? Потому что он получит деньги, которые позволят ему вести свои дела. И вот уборная построена. Затем какие-то ребята на улице смотрят на это новое строение и думают: «Хорошо! В этом парке нет ни одного хорошего здания, где можно было бы нарисовать граффити, и вот оно есть!»

#00:47:00#

И вот ночью, после того как построили здание туалета, они рисуют что-то на нем своими баллончиками. Это можно сказать удовольствие в гуне невежества, удовольствие деструктивного порядка. И вот давайте посмотрим, как одновременно проявляют себя три гуны всего лишь при строительстве туалета. Один чувствует удовольствие от того, что захотел построить туалет, — построил. Другой — подрядчик, чувствует, что он получил еще за это деньги. А третий, рисуя на этом туалете баллончиком, тоже чувствует удовольствие, но удовольствия разные. Каждый из них говорит: «Очень хорошо! Я очень счастлив». Но качество счастья разное.

#00:48:05#

Итак, на следующий день, когда заказчик туалета приходит к своему строению и видит нарисованное граффити, неужели он подумает: «О! как мило! Я предоставил ребятам абсолютно свежую, чистую стену для рисования!»? Нет, он так не думает. Если бы он проходил мимо и случайно заметил, как граффити наносится на стену, чтобы он сделал? Что он скажет: «Да, да, конечно, рисуйте!»? Разве он не попытается — тот, у кого есть некое более возвышенное понимание жизни, — донести это до тех, кто рисует? Если он сможет донести свою мысль, то это будет полезно и для него самого и для тех, до кого он ее донес, и для всего города в целом.

#00:49:34#

Вот он, например, начинает говорить с этими мальчишками: «Вы знаете, не стоило так делать». А эти ребята говорят: «О, блин, нас запалили, хреново все». И вот благость к ним приходит, а они чувствуют от этого невежество, раздражаются по этому поводу. Этот мужчина попытался воззвать к чему-то высокому в этих парнях, а они игнорируют его посыл. Игнорирование чужих интересов никогда не приведет к состраданию. Сострадание всегда возвышает сострадающего на более высокий уровень порядка.

#00:50:57#

[Сострадание возвышает] от удовольствия в деструктивном поведении до удовольствия в личном конструктивном [поведении], то есть для себя самого. Далее — к удовольствию [от] вселенских конструктивных порядков. И, наконец, ниргуна — это удовольствие трансцендентного порядка, удовольствие от удовлетворения Кришны. И не так-то просто каждому пройти по этим уровням. Иногда, возможно, существует необходимость в том, чтобы дать совет человеку, для того чтобы он хоть на шажочек, на ступеньку продвинулся вверх. И это все для того, в надежде на то, что когда-нибудь такая личность по ступеньке, по шажочку сможет ощутить удовольствие высочайших порядков.

#00:53:21#

Вопрос из зала: Когда заказчик туалета пришел и увидел произведение искусства, он, наверное, расстроился, а в принципе быть в расстроенном состоянии — не самое лучшее, скажем так, что может делать человек. Как ему можно справиться с этим чувством?

#00:53:50#

Шрипад Тьяги Махарадж: Я не знаю, как в других странах, но в моей точно, если вас застукали рисующим, то вам выписывают административный штраф, и вы его должны оплатить. И это называется: используя гуну страсти, решать вопрос с гуной невежества. Можно сказать, что это обычное дело, если ты что-то плохое сделал, причина/следствие, вот тебе обстоятельства и последствия. То есть, иными словами, поломал — заплати или почини. Этот джентльмен, то есть заказчик, предположим, не только в гуне страсти мог их наказать, но из сострадания попытаться им объяснить, что так делать нехорошо.

#00:55:15#

То есть, иными словами, можно попытаться объяснить что-то, растолковать, и если не помогает, не доходит, проще говоря, тогда, конечно, [перейти] к методам штрафов. Это обычное, понятное дело.

[Вопрос из зала на английском.]

#00:55:57#

Шрипад Тьяги Махарадж: Здесь идея в различии трех настроений — благости, страсти и невежества. Можно быть злым, говорить: «Ага! Ты поломал! Я расстроен из-за твоего поведения! Ата-та, нехорошо!» Он мог подумать глубже: «Во имя чего я построил это здание? Я построил это здание для благополучия граждан моей страны. А теперь у меня есть возможность взаимодействовать с людьми, которым нужна помощь чуть большая, чем просто сходить в уборную». Если этот человек увидит это [поломку или порчу имущества] и разозлится, тогда у него достаточно ограниченное желание делать счастливыми других.

#00:57:22#

Но если этот джентльмен действительно находится на глубоком уровне благости, он, видя этих тинэйджеров, подумает: «Мне нужно попытаться растолковать им что-то, чтобы вытащить их из этого деструктивного состояния». Итак, это вызов для самого джентльмена — «Насколько хорошим я хочу быть? Хочу быть просто хорошим от того, что туалет построил, или хочу быть еще более хорошим, более заботящимся об обществе?»

#00:58:40#

Мы часто сами сталкиваемся с этим в нашей жизни, когда мы, например, вели себя хорошо, и вот наступает момент, когда надо себя вести особенно хорошо, но не тут-то было. Когда нас просят быть особенно терпеливыми, насколько у нас хватит этого терпения? Итак, мы приходим к такому моменту, когда задаем себе вопрос: «Что мы ищем в этой жизни? Для чего мы вообще что-то делаем? Для удовлетворения себя самого и все? Или для того, чтобы постичь, познать какие-то более высокие планы сознания вообще?»

#00:59:13#

Иначе говоря, довольствуемся ли мы только тем, что «Я хороший!» или «Я хочу продолжать расти и развиваться дальше?» И это приводит нас к глубокому вопросу: «Кем же я вообще себя считаю? Считаю ли я себя великолепным, изумительным человеком и со мной все хорошо?» Или же мы думаем о себе как об ученике, который учится и продолжает учиться таким понятиям, как терпение, смирение, забота и вообще доброта? И это связано с тем, чему учил Чайтанья Махапрабху, — качеству смирения.

#01:00:21#

Что такое смирение? Другими словами, смирение — это ощущение себя с точки зрения ничтожной частички по сравнению с чем-то бесконечно большим. То есть в присутствии чего-то огромного мы считаем себя маленькими, но когда мы окружены чем-то незначительным, тогда мы считаем себя большими. Вопрос нашей доблести. Как мы о себе думаем? Мы о себе думаем в качестве кого-то, у кого много разных качеств — качество №1, качество №2, качество №3. Мы думаем о себе, что мы хорошие, классные, мудрые, добродетельные?

#01:01:35#

Что имеется в виду? Если мы действительно считаем себя исполненными этих добродетелей, тогда это лишь означает, что наше понимание добродетели невелико, и мы чувствуем себя аж преисполненными этих качеств. Но если мы посмотрим на примеры великих душ, великих святых, то в сравнении с ними мы подумаем: «О каком смирении вообще может идти речь? О каком терпении? Нет у меня ничего похожего по сравнению с теми святыми, у которых это действительно есть».

#01:02:31#

Когда в нашу жизнь приходят испытания, когда мы должны потренировать свое терпение и смирение чуть больше, мы не должны отстраняться от этого, говорить: «Нет, нет! Я сделал, что мог!» Мы должны попытаться. Встречать радостно возможность, которая приходит к нам с помощью этих вызовов, для тренировки личностного роста. Это то, что есть смирение с нашей точки зрения. Смирение означает стараться быть добродетельным на духовном пути. Только тогда наша повседневная жизнь превратится в чудесный, свежий процесс обучения. Чувства благодарности и восхищения ко всему, что в нашу жизнь приходит естественным образом. Чувство того, что мы преисполнены ощущения присутствия Господа в нашей жизни.

#01:04:18#

И третья добродетель, которой учил Махапрабху, заключается в уважении других, в оказании почтения другим. Если хоть малая часть хорошего есть в других, мы должны это ценить и быть благодарными за эту даже ничтожно малую часть. Но в отношении себя мы никогда не должны думать, что у нас добродетелей больше. Это неправильно. [Необходимо] ценить даже самую маленькую часть чего-то хорошего в других и относиться к себе с большим порядком, не рассматривать себя как некое слишком достойное начало. Это прекрасный, красивый образ жизни.

#01:05:25#

Давайте подумаем о другом. Я великолепен, я практически безупречен, и все, что я делаю, преисполнено совершенства. Люди должны заниматься только тем, что восхвалять меня и возвышать, а те, кто этого не делают, просто дураки и ничего в этой жизни не понимают. Похоже на монстра, не правда ли? Часто каждый из нас может поймать себя на мысли, что мы пытаемся так себя вести. [Но следует] восхищаться хорошими качествами людей, даже если их немного, и не слишком высоко оценивать себя. С такого рода умонастроением мы можем счастливо следовать духовным путем — воспеванием святых имен Кришны, куда бы мы ни ехали, и гармоничным взаимодействием со всеми, кто встречается нам на пути.

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнил: Рамабхадра Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования