«Абсолютное и ограниченное». Запретная йога с Дмитрием Угаем. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 8.23M)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Абсолютное и ограниченное

(2017 год. Гупта Говардхан)

 

Интервьюер: Я все-таки осталась на том моменте, когда вы сказали, что это эволюция. Значит ли это, что есть какое-то большее сознание, чем сознание человека?

#00:00:22#

Шрила Данди Махарадж: Да. Есть высшее «Я» и есть индивидуальное «я».

Интервьюер: Таким образом, наше «я» произошло от какого-то высшего сознания?

#00:00:32#

Шрила Данди Махарадж: Да.

Интервьюер: А можете подробнее рассказать про это высшее сознание? Что это такое? И какие отношения нашего человеческого сознания с тем высшим?

#00:00:45#

Шрила Данди Махарадж: Мы — Его подобие. Мы маленькое, микроскопическое подобие. Каждый из нас, людей, — это личность. Не только каждый из людей, но каждое живое существо в этом мире — это личность. Просто не всегда есть возможность все признаки этой личности проявить. Скажем, у черепахи или тем более колорадского жука нет возможности проявить все признаки личности. Но тем не менее это личность. Каждое живое существо индивидуально и неповторимо. У каждого из нас есть свой мир, непохожий на другие. Есть такая проблема… Например, человек живет-живет всю жизнь, и никто не понимает его по-настоящему. Это действительно так, потому что человек до конца другим не понятен, у него есть свой индивидуальный мир, глубоко личностный мир, внутренний мир, который может понять только он сам.

#00:01:45#

Однако есть тот, кто может понять его до конца. И более того, в понимании этого высшего начала сам человек лучше понимает самого себя. Это высшее начало тоже обладает чертами личности. То высшее существо, из которого мы произошли, тоже обладает чертами личности. У Него есть чувства, у Него есть желания, у Него есть сознание, у Него есть любовь в том числе. И мы, по своей подлинной природе, связаны с этим существом глубокими личными взаимоотношениями. Эти личные взаимоотношения сейчас отражаются в нашей жизни. Но, поскольку жажду этих взаимоотношений мы не можем удовлетворить, это оставляет нас в глубоком разочаровании.

#00:20:40#

Задача йоги — восстановить эти утраченные взаимоотношения с этим [высшим] существом как с личностью. У Него есть чувства, Он как-то Себя ведет. И у Него есть мир, в котором Он живет. Но это мир [состоит] из чистого сознания — там все бессмертны и совершенны. Это мир, в котором постоянно совершается деятельность, называемая лилой. Он [Господь Кришна] погружен в лилу, т. е. в игру. Есть такое понятие «космическая игра». Он погружен в игру. С кем Он играет? Он играет с нами. И наша природа — участвовать в этих лилах, играх, в этих взаимоотношениях с Ним. Эти взаимоотношения называются расой, или определенным вкусом. Каждый из нас склонен к определенному вкусу этих взаимоотношений. Есть пять основных рас, которые могут смешиваться в разных пропорциях. Каждый обладает глубоко индивидуальным вкусом этих взаимоотношений. Именно этот вкус, это глубокое духовное чувство — это то, чего мы ищем. Это то, чего нам не хватает. Есть Он — это [высшее] существо, у которого много имен…

#00:03:56#

Интервьюер: Извините, я перебью. А «Он» — это вы говорите про Бога?

Шрила Данди Махарадж: Слово «Бог», строго говоря, здесь не совсем уместно. Потому что у Него есть личное имя. И это имя — Кришна. У Него есть личное имя, которое Ему соответствует, которое Его лучше всего характеризует. Помимо этого имени Кришна, у Него есть огромное количество других имен. Сущий, Творец, Вседержитель — это также Его имена. Но в имени Кришна Он присутствует абсолютно, на сто процентов. В других Своих именах Он присутствует тоже, но в разной степени. Назвать Его Творцом, Повелителем, Вседержителем — это тоже правильно. Но Он в них не до конца присутствует, это в большей степени Его формальные должности. Это подобно тому, как президент страны… Он, конечно, президент, и назвать его президентом будет правильно. Но его жена называет его Володей. А дети называют его папой. И в этих именах он присутствует в большей степени, он присутствует в них как личность, в них проявлены все черты его личности.

#00:05:07#

Интервьюер: Чем Кришна отличается от Иисуса, от Аллаха, от Будды?

Шрила Данди Махарадж: Иисус, Аллах, Будда… Аллах означает «Высший Повелитель». Это также одно из Его [Бога] формальных имен. Иисус и Будда — это довольно интересные понятия… Это аватары. Когда часть Бога приходит в наш мир с какой-то своей целью. Аватар означает «тот, кто нисходит», «нисходящий». Иисус и Будда — это т. н. уполномоченные аватары. Они являются обычными людьми, с одной стороны, но они люди, наделенные огромной силой. Т. е. он человек, но вместе с тем он не обычный человек — это человек, соединенный с Богом. Он одновременно и человек, и в нем присутствует божественное начало. Их природа — быть именно посредниками, быть связующими [между Богом и человеком] и открывать духовное знание.

#00:06:22#

Есть множество проявлений [Всевышнего]. Мы не можем сказать, что Бог проявляется только в одной религиозной традиции. Естественно, Он хочет открыться, и Он открывается во множестве самых разных форм. В зависимости от желания тех, кто Ему поклоняется, от желания тех, кто Ему служит. В самых разных философиях… Он может проявиться не только в религии, Он может проявиться в искусстве. И перед каждым, кто стремится к этому высшему началу, Он предстает в той или иной форме. Но глубина понимания может быть разная. Тем не менее Он отвечает на искренний вопрос.

#00:06:58#

У нас нет монополии… У индуизма или у йоги нет монополии на Бога. Бог перед каждым проявляется по-разному, в совершенно разных формах. Например, есть народная тибетская религия бон. Они поклоняются своим тибетским божествам. Поклоняются с целью выздороветь, получить хорошего мужа, заработать хорошие деньги, получить хорошую работу и т. д. Это определенный уровень поклонения. И в этом также есть духовное начало. Но оно проявлено в маленькой степени, потому что оно связано с корыстными желаниями человека. А чем более человек бескорыстен, чем более он желает служить, не ожидая ничего взамен, тем больше ему открывается то Высшее, из чего он произошел. Тем больше Бог, Абсолют, перед ним открывается — в ответ на искреннее желание не просить ничего для себя, а понять, что хочет от нас Он, понять наши с Ним вечные взаимоотношения. И чем больше проявлено [в нас] настроение слуги, служения, тем больше Он перед нами открывается, тем яснее нам становится то, какова Его природа, каков Его облик.

#00:08:22#

Интервьюер: Возвращаясь к теме Будды… Можно прочитать высказывание, что каждый может стать Буддой. Верно ли тогда, что каждый может стать Кришной?

#00:08:34#

Шрила Данди Махарадж: Каждый может стать Буддой — в каком смысле? Например, есть Солнце и есть его лучи… Или, например, огонь и искры этого огня. Искры — это тоже огонь. Но когда эти искры падают в пепел, они остывают. Если мы возьмем эту частичку и поместим в огонь, она снова раскалится, снова станет огнем. В этом смысле мы можем стать той же природы. Мы по своей природе дух. И мы можем стать духом. Но мы все равно остаемся маленькой частицей огня. Не самим огнем мы становимся, а его маленькой частицей. В этом смысле мы можем сказать: да, мы можем стать той же природы, что и Кришна. Но все равно Кришна останется огнем. Разница между нашим источником и нами самими как маленькими Его частицами — непреодолима. Мы всегда остаемся частицами, но не самим огнем.

#00:09:44#

Сейчас наша главная беда в том, что мы далеко от огня, мы остыли и покрылись пеплом. Мы пытаемся удовлетвориться этим пеплом, а это нас не удовлетворяет, потому что мы обладаем природой огня, мы должны быть огненными, мы должны стать духом. И тогда мы почувствуем полное удовлетворение от всего, что с нами происходит. А сейчас мы пытаемся это все сделать как-то трусливо что ли. Мы пытаемся найти счастье, любовь, совершенство, красоту, но мы не думаем об этом всерьез. Если бы мы подумали об этом по-настоящему и действительно стремились бы к этому, тогда мы бы сделали шаги к тому, чтобы стать огнем, к тому, чтобы стать духовным существом, чтобы одухотворить свою жизнь, поставить себя под влияние этого мира, мира сознания. Влияние мира чистого сознания распространяется через духовных учителей. Мы должны искать это, искать то, как нам стать духом.

#00:10:42#

Мы можем стать той же природы [что и Бог], но мы все равно останемся маленькой [Его] частицей. И это и есть наше подлинное «я». Мы всегда остаемся именно частицей, частицей подлинного духовного существа. И частица в этом своем изначальном состоянии абсолютно счастлива. Красота, достоинство, совершенство, счастье — все это качества духа. А безобразие, несовершенство, несчастье, страх, эгоизм — это все низшие качества, качества материи, т. е. постороннего, чуждого и внешнего для нас мира. Поэтому мы не можем удовлетвориться этим. Мы должны, наоборот, жить возвышенной жизнью. С человеком, который идет по духовному пути, происходит трансформация. Он от мира низших ценностей переходит к миру очень высоких ценностей. И старается жить во имя этих самых высоких ценностей. И чем больше он отдает себя этим ценностям, тем больше он чувствует себя духовным существом.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» (часть 1). Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур. Аудиокнига ·• Архив новостей •· «О Шрипаде Кришнадасе Бабаджи Махарадже». Садху Прия Прабху. 22 апреля 2011 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 8.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Абсолютное и ограниченное

(2017 год. Гупта Говардхан)

 

Интервьюер: Я все-таки осталась на том моменте, когда вы сказали, что это эволюция. Значит ли это, что есть какое-то большее сознание, чем сознание человека?

#00:00:22#

Шрила Данди Махарадж: Да. Есть высшее «Я» и есть индивидуальное «я».

Интервьюер: Таким образом, наше «я» произошло от какого-то высшего сознания?

#00:00:32#

Шрила Данди Махарадж: Да.

Интервьюер: А можете подробнее рассказать про это высшее сознание? Что это такое? И какие отношения нашего человеческого сознания с тем высшим?

#00:00:45#

Шрила Данди Махарадж: Мы — Его подобие. Мы маленькое, микроскопическое подобие. Каждый из нас, людей, — это личность. Не только каждый из людей, но каждое живое существо в этом мире — это личность. Просто не всегда есть возможность все признаки этой личности проявить. Скажем, у черепахи или тем более колорадского жука нет возможности проявить все признаки личности. Но тем не менее это личность. Каждое живое существо индивидуально и неповторимо. У каждого из нас есть свой мир, непохожий на другие. Есть такая проблема… Например, человек живет-живет всю жизнь, и никто не понимает его по-настоящему. Это действительно так, потому что человек до конца другим не понятен, у него есть свой индивидуальный мир, глубоко личностный мир, внутренний мир, который может понять только он сам.

#00:01:45#

Однако есть тот, кто может понять его до конца. И более того, в понимании этого высшего начала сам человек лучше понимает самого себя. Это высшее начало тоже обладает чертами личности. То высшее существо, из которого мы произошли, тоже обладает чертами личности. У Него есть чувства, у Него есть желания, у Него есть сознание, у Него есть любовь в том числе. И мы, по своей подлинной природе, связаны с этим существом глубокими личными взаимоотношениями. Эти личные взаимоотношения сейчас отражаются в нашей жизни. Но, поскольку жажду этих взаимоотношений мы не можем удовлетворить, это оставляет нас в глубоком разочаровании.

#00:20:40#

Задача йоги — восстановить эти утраченные взаимоотношения с этим [высшим] существом как с личностью. У Него есть чувства, Он как-то Себя ведет. И у Него есть мир, в котором Он живет. Но это мир [состоит] из чистого сознания — там все бессмертны и совершенны. Это мир, в котором постоянно совершается деятельность, называемая лилой. Он [Господь Кришна] погружен в лилу, т. е. в игру. Есть такое понятие «космическая игра». Он погружен в игру. С кем Он играет? Он играет с нами. И наша природа — участвовать в этих лилах, играх, в этих взаимоотношениях с Ним. Эти взаимоотношения называются расой, или определенным вкусом. Каждый из нас склонен к определенному вкусу этих взаимоотношений. Есть пять основных рас, которые могут смешиваться в разных пропорциях. Каждый обладает глубоко индивидуальным вкусом этих взаимоотношений. Именно этот вкус, это глубокое духовное чувство — это то, чего мы ищем. Это то, чего нам не хватает. Есть Он — это [высшее] существо, у которого много имен…

#00:03:56#

Интервьюер: Извините, я перебью. А «Он» — это вы говорите про Бога?

Шрила Данди Махарадж: Слово «Бог», строго говоря, здесь не совсем уместно. Потому что у Него есть личное имя. И это имя — Кришна. У Него есть личное имя, которое Ему соответствует, которое Его лучше всего характеризует. Помимо этого имени Кришна, у Него есть огромное количество других имен. Сущий, Творец, Вседержитель — это также Его имена. Но в имени Кришна Он присутствует абсолютно, на сто процентов. В других Своих именах Он присутствует тоже, но в разной степени. Назвать Его Творцом, Повелителем, Вседержителем — это тоже правильно. Но Он в них не до конца присутствует, это в большей степени Его формальные должности. Это подобно тому, как президент страны… Он, конечно, президент, и назвать его президентом будет правильно. Но его жена называет его Володей. А дети называют его папой. И в этих именах он присутствует в большей степени, он присутствует в них как личность, в них проявлены все черты его личности.

#00:05:07#

Интервьюер: Чем Кришна отличается от Иисуса, от Аллаха, от Будды?

Шрила Данди Махарадж: Иисус, Аллах, Будда… Аллах означает «Высший Повелитель». Это также одно из Его [Бога] формальных имен. Иисус и Будда — это довольно интересные понятия… Это аватары. Когда часть Бога приходит в наш мир с какой-то своей целью. Аватар означает «тот, кто нисходит», «нисходящий». Иисус и Будда — это т. н. уполномоченные аватары. Они являются обычными людьми, с одной стороны, но они люди, наделенные огромной силой. Т. е. он человек, но вместе с тем он не обычный человек — это человек, соединенный с Богом. Он одновременно и человек, и в нем присутствует божественное начало. Их природа — быть именно посредниками, быть связующими [между Богом и человеком] и открывать духовное знание.

#00:06:22#

Есть множество проявлений [Всевышнего]. Мы не можем сказать, что Бог проявляется только в одной религиозной традиции. Естественно, Он хочет открыться, и Он открывается во множестве самых разных форм. В зависимости от желания тех, кто Ему поклоняется, от желания тех, кто Ему служит. В самых разных философиях… Он может проявиться не только в религии, Он может проявиться в искусстве. И перед каждым, кто стремится к этому высшему началу, Он предстает в той или иной форме. Но глубина понимания может быть разная. Тем не менее Он отвечает на искренний вопрос.

#00:06:58#

У нас нет монополии… У индуизма или у йоги нет монополии на Бога. Бог перед каждым проявляется по-разному, в совершенно разных формах. Например, есть народная тибетская религия бон. Они поклоняются своим тибетским божествам. Поклоняются с целью выздороветь, получить хорошего мужа, заработать хорошие деньги, получить хорошую работу и т. д. Это определенный уровень поклонения. И в этом также есть духовное начало. Но оно проявлено в маленькой степени, потому что оно связано с корыстными желаниями человека. А чем более человек бескорыстен, чем более он желает служить, не ожидая ничего взамен, тем больше ему открывается то Высшее, из чего он произошел. Тем больше Бог, Абсолют, перед ним открывается — в ответ на искреннее желание не просить ничего для себя, а понять, что хочет от нас Он, понять наши с Ним вечные взаимоотношения. И чем больше проявлено [в нас] настроение слуги, служения, тем больше Он перед нами открывается, тем яснее нам становится то, какова Его природа, каков Его облик.

#00:08:22#

Интервьюер: Возвращаясь к теме Будды… Можно прочитать высказывание, что каждый может стать Буддой. Верно ли тогда, что каждый может стать Кришной?

#00:08:34#

Шрила Данди Махарадж: Каждый может стать Буддой — в каком смысле? Например, есть Солнце и есть его лучи… Или, например, огонь и искры этого огня. Искры — это тоже огонь. Но когда эти искры падают в пепел, они остывают. Если мы возьмем эту частичку и поместим в огонь, она снова раскалится, снова станет огнем. В этом смысле мы можем стать той же природы. Мы по своей природе дух. И мы можем стать духом. Но мы все равно остаемся маленькой частицей огня. Не самим огнем мы становимся, а его маленькой частицей. В этом смысле мы можем сказать: да, мы можем стать той же природы, что и Кришна. Но все равно Кришна останется огнем. Разница между нашим источником и нами самими как маленькими Его частицами — непреодолима. Мы всегда остаемся частицами, но не самим огнем.

#00:09:44#

Сейчас наша главная беда в том, что мы далеко от огня, мы остыли и покрылись пеплом. Мы пытаемся удовлетвориться этим пеплом, а это нас не удовлетворяет, потому что мы обладаем природой огня, мы должны быть огненными, мы должны стать духом. И тогда мы почувствуем полное удовлетворение от всего, что с нами происходит. А сейчас мы пытаемся это все сделать как-то трусливо что ли. Мы пытаемся найти счастье, любовь, совершенство, красоту, но мы не думаем об этом всерьез. Если бы мы подумали об этом по-настоящему и действительно стремились бы к этому, тогда мы бы сделали шаги к тому, чтобы стать огнем, к тому, чтобы стать духовным существом, чтобы одухотворить свою жизнь, поставить себя под влияние этого мира, мира сознания. Влияние мира чистого сознания распространяется через духовных учителей. Мы должны искать это, искать то, как нам стать духом.

#00:10:42#

Мы можем стать той же природы [что и Бог], но мы все равно останемся маленькой [Его] частицей. И это и есть наше подлинное «я». Мы всегда остаемся именно частицей, частицей подлинного духовного существа. И частица в этом своем изначальном состоянии абсолютно счастлива. Красота, достоинство, совершенство, счастье — все это качества духа. А безобразие, несовершенство, несчастье, страх, эгоизм — это все низшие качества, качества материи, т. е. постороннего, чуждого и внешнего для нас мира. Поэтому мы не можем удовлетвориться этим. Мы должны, наоборот, жить возвышенной жизнью. С человеком, который идет по духовному пути, происходит трансформация. Он от мира низших ценностей переходит к миру очень высоких ценностей. И старается жить во имя этих самых высоких ценностей. И чем больше он отдает себя этим ценностям, тем больше он чувствует себя духовным существом.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования