«Эволюция души» (часть 3). Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 7


IMG_8921-19-12-16-06-39 

(текст с музыкой)


скачать (формат MP3, 23.83M)

(только текст)


скачать (формат MP3, 22.37M)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Эволюция души
(часть 3)

 

Раса —
абсолютный стандарт

Признать существование разных религий — полдела. Возникает следующий вопрос: «Каким образом мы можем судить о сравнительной ценности религий и религиозных концепций?» Эти религии могут быть оценены в соответствии с неким абсолютным стандартом. Что является этим абсолютным стандартом?

Мы заявляем, что этим абсолютным стандартом и критерием является понятие «раса». Раса в контексте нашего обсуждения означает степень близости, интимности во взаимоотношениях человека и Бога.

В большинстве мировых религий доминирующим настроением является «страх Божий». Это чувство трепета и благоговения по отношению к Божественному. Когда речь идет об очень удаленном восприятии и видении Божественного, то такое отношение уместно. 

«Президентская» концепция Бога

Это можно сравнить с положением президента страны, который для среднего обывателя — очень далекая фигура. Он настолько далек, что единственное, что среднестатистический гражданин страны может испытывать к президенту, это чувство некоего почтения и трепета перед его положением. Но эти отношения — не предел, и мы не должны ограничиваться только ими. Мы видим, что у главы государства есть своя свита, свое ближайшее окружение. И степень близости людей из близкого окружения президента более велика. Эти люди из окружения президента испытывают так же, как и все остальные граждане страны, трепет и благоговение перед ним. Но наряду с этим их отношения становятся более фамильярными и тесными. Люди свиты обладают привилегией видеть, что президент страны общается с близкими друзьями. Эти друзья в силу своей дружбы с президентом не стесняются при общении с ним. Они могут быть непочтительны, шутить и смеяться над ним. И глава государства не находит эту непочтительность в свой адрес чем-то возмутительным. Более того, для него такое отношение очень чарующе и привлекательно. Между ними устанавливаются такие отношения, которые на более низкой, формальной стадии [отношений] были бы оскорбительными.

Еще более близкие и доверительные отношения возможны между президентом и его мамой. С точки зрения матери, его президентское положение ничего не значит. Она просто видит в президенте своего сына. Ее не заботит, президент ли ее сын или нет. Как мать она может ругать его и даже наказывать. И, кроме того, у президента есть жена, которая видит в нем не президента, а возлюбленного.

Мы видим на этом примере, что по мере того, как степень интимности, доверительности в отношениях возрастает, президентское, официальное положение этого человека все более и более отходит на задний план.

Когда речь идет о Высшей Абсолютной Истине, о Боге, может быть применим схожий анализ. Можно сказать, что большинство религий этого мира сосредотачивается на «президентском» положении Бога. И оттого, что в их глазах Бог — это «президент», их отношения окрашены в такие тона, как трепет и благоговение. И подобное отношение — в высшей степени законно, приемлемо и уместно. Но такое трепетное и благоговейное отношение к Нему не исчерпывает всего спектра возможного отношения человека к Богу. Существует возможность более близких и доверительных взаимоотношений с Ним. Они могут быть настолько близкими и доверительными, что божественное положение Бога отходит на задний план и становится неважным. Спонтанный поток сердца, свободное излияние сердечных чувств любви к Нему становится первостепенным.

Когда «президентское» положение Бога отходит на второй план и становится несущественным, тогда поток сердечной любви души, живого существа, по отношению к Богу устремляется к Нему. Тогда эта любовь, о которой мы говорили, как о существенном принципе мироздания и оси, вокруг которой вращается все в бытии, достигается в своем высочайшем проявлении. 

Философия Шри Чайтаньи Махапрабху

Такова философия Шри Чайтаньи Махапрабху. Он принес эту божественную перспективу, это видение Реальности в этот мир. Он также дал этому миру процесс, путь, следуя которому, можно достичь высшей цели. Махапрабху учит тому, что прежде всего наше сознание должно быть очищено и освобождено от всевозможных заблуждений и ложных представлений. Наше существование должно перестать быть эгоцентричным или эгоистическим, когда в центре бытия находимся мы сами. В настоящее время мы ошибочно думаем о себе как о центре бытия. Это главная ошибка и заблуждение. Это ложный вывод и расчет. Мы пытаемся стать конкурентами и соперниками Божественного. Из-за этого-то мы и страдаем. На определенной стадии страдания, в определенный момент времени люди начинают задаваться вопросом: «Почему я должен выносить то страдание, которое мне выпало? Это несправедливо».

Но первопричина и первоисточник наших страданий — забвение наших любящих взаимоотношений с Богом. Посредники Божественного, Высшего мира, нисходят в этот мир, чтобы дать человечеству возможность осознать эту перспективу — возродить любящие взаимоотношения с Богом. 

Процесс, ведущий к Богу

Процесс, ведущий к Богу, принес Махапрабху. Это Шри Кришна-санкиртана, Харе Кришна маха-мантра или совместное воспевание святых имен Господа. Святое Имя Бога способно очистить сердце человека от всех ложных представлений. Сердце сравнивается с зеркалом. Вы смотрите в зеркало и видите свое отражение. Но если это зеркало покрывается одним слоем пыли, а затем другим, то постепенно его способность отражать утрачивается.

Мы говорили о 8 400 000 различных формах жизни, и они являются 8 400 000 слоями пыли, которые покрывают наше сознание. Но пыль, покрывающая зеркало сознания, должна быть удалена. Зеркало души должно быть очищено для того, чтобы могла проявиться в своей первозданности природа души и ее отношения с Богом. 

Мир злоупотребления свободной волей

Мы должны помнить, что все обладаем свободной волей. Это величайший дар Божий нам. Если бы не наша свобода воли, нас бы не было. Мы бы не существовали. А свобода воли подразумевает свободу поступать плохо, злоупотреблять этой свободой. И в этом мире, являющимся миром двойственности, миром добра и зла, люди всегда будут злоупотреблять своей свободой выбора и выбирать зло. Такова сама природа материального мира. Это место сравнимо с тюрьмой. И задаваться вопросом, могут ли все люди прийти к божественной гармонии и осознанию, все равно что задаваться вопросом: «Возможно ли, чтобы преступности в обществе не было как таковой». Мир, в котором мы находимся, — мир заблуждений. Это мир эксплуатации. В том, что в мире эксплуатации существует такое явление, как зло, нет ничего удивительного. Это сама природа этого мира. То, к чему мы стремимся, существует, но не в этом мире, а в духовной реальности. В том мире Бог — центр бытия. Тогда как в этом мире положение дел таково, что каждый человек пытается утвердить себя центром мироздания и использует других в своих интересах. Столкновение волн их собственнических интересов и конфликт неизбежны. 

От абстракции к миру любви

Существует некий универсальный вселенский интерес, с которым мы можем обрести связь сейчас через поиск духовного начала. Но мы не должны ожидать, что все обитатели этого мира также примут это. Когда мы отказываемся от эгоистического и собственнического интереса и обращаемся к вселенскому интересу, тогда наше видение Реальности кардинальным образом меняется.

В зависимости от внутреннего стремления и внутренней потребности в Боге, которую человек испытывает, он сталкивается в этом мире с той или иной религиозной концепцией, с тем или иным представлением о Боге. Душа не стремится и не жаждет абстракции. Душа жаждет любви, нежности, очарования и сладости. Душа на самом деле стремится обрести связь с Кришной, потому что Кришна-концепция Божественного или представление о Боге как о Кришне — это представление о Нем как о сосредоточии сладости, любви, красоты, нежности и очарования.

(перейти к первой части)




←  День ухода Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 17 декабря 2016 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Автор „Шри Чайтанья-чаритамриты“» (часть 1). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)  →

IMG_8921-19-12-16-06-39 

(текст с музыкой)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.0 МБ)

(только текст)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.5 МБ)

Russian

Бхакти Судхир Госвами

Эволюция души
(часть 3)

 

Раса —
абсолютный стандарт

Признать существование разных религий — полдела. Возникает следующий вопрос: «Каким образом мы можем судить о сравнительной ценности религий и религиозных концепций?» Эти религии могут быть оценены в соответствии с неким абсолютным стандартом. Что является этим абсолютным стандартом?

Мы заявляем, что этим абсолютным стандартом и критерием является понятие «раса». Раса в контексте нашего обсуждения означает степень близости, интимности во взаимоотношениях человека и Бога.

В большинстве мировых религий доминирующим настроением является «страх Божий». Это чувство трепета и благоговения по отношению к Божественному. Когда речь идет об очень удаленном восприятии и видении Божественного, то такое отношение уместно. 

«Президентская» концепция Бога

Это можно сравнить с положением президента страны, который для среднего обывателя — очень далекая фигура. Он настолько далек, что единственное, что среднестатистический гражданин страны может испытывать к президенту, это чувство некоего почтения и трепета перед его положением. Но эти отношения — не предел, и мы не должны ограничиваться только ими. Мы видим, что у главы государства есть своя свита, свое ближайшее окружение. И степень близости людей из близкого окружения президента более велика. Эти люди из окружения президента испытывают так же, как и все остальные граждане страны, трепет и благоговение перед ним. Но наряду с этим их отношения становятся более фамильярными и тесными. Люди свиты обладают привилегией видеть, что президент страны общается с близкими друзьями. Эти друзья в силу своей дружбы с президентом не стесняются при общении с ним. Они могут быть непочтительны, шутить и смеяться над ним. И глава государства не находит эту непочтительность в свой адрес чем-то возмутительным. Более того, для него такое отношение очень чарующе и привлекательно. Между ними устанавливаются такие отношения, которые на более низкой, формальной стадии [отношений] были бы оскорбительными.

Еще более близкие и доверительные отношения возможны между президентом и его мамой. С точки зрения матери, его президентское положение ничего не значит. Она просто видит в президенте своего сына. Ее не заботит, президент ли ее сын или нет. Как мать она может ругать его и даже наказывать. И, кроме того, у президента есть жена, которая видит в нем не президента, а возлюбленного.

Мы видим на этом примере, что по мере того, как степень интимности, доверительности в отношениях возрастает, президентское, официальное положение этого человека все более и более отходит на задний план.

Когда речь идет о Высшей Абсолютной Истине, о Боге, может быть применим схожий анализ. Можно сказать, что большинство религий этого мира сосредотачивается на «президентском» положении Бога. И оттого, что в их глазах Бог — это «президент», их отношения окрашены в такие тона, как трепет и благоговение. И подобное отношение — в высшей степени законно, приемлемо и уместно. Но такое трепетное и благоговейное отношение к Нему не исчерпывает всего спектра возможного отношения человека к Богу. Существует возможность более близких и доверительных взаимоотношений с Ним. Они могут быть настолько близкими и доверительными, что божественное положение Бога отходит на задний план и становится неважным. Спонтанный поток сердца, свободное излияние сердечных чувств любви к Нему становится первостепенным.

Когда «президентское» положение Бога отходит на второй план и становится несущественным, тогда поток сердечной любви души, живого существа, по отношению к Богу устремляется к Нему. Тогда эта любовь, о которой мы говорили, как о существенном принципе мироздания и оси, вокруг которой вращается все в бытии, достигается в своем высочайшем проявлении. 

Философия Шри Чайтаньи Махапрабху

Такова философия Шри Чайтаньи Махапрабху. Он принес эту божественную перспективу, это видение Реальности в этот мир. Он также дал этому миру процесс, путь, следуя которому, можно достичь высшей цели. Махапрабху учит тому, что прежде всего наше сознание должно быть очищено и освобождено от всевозможных заблуждений и ложных представлений. Наше существование должно перестать быть эгоцентричным или эгоистическим, когда в центре бытия находимся мы сами. В настоящее время мы ошибочно думаем о себе как о центре бытия. Это главная ошибка и заблуждение. Это ложный вывод и расчет. Мы пытаемся стать конкурентами и соперниками Божественного. Из-за этого-то мы и страдаем. На определенной стадии страдания, в определенный момент времени люди начинают задаваться вопросом: «Почему я должен выносить то страдание, которое мне выпало? Это несправедливо».

Но первопричина и первоисточник наших страданий — забвение наших любящих взаимоотношений с Богом. Посредники Божественного, Высшего мира, нисходят в этот мир, чтобы дать человечеству возможность осознать эту перспективу — возродить любящие взаимоотношения с Богом. 

Процесс, ведущий к Богу

Процесс, ведущий к Богу, принес Махапрабху. Это Шри Кришна-санкиртана, Харе Кришна маха-мантра или совместное воспевание святых имен Господа. Святое Имя Бога способно очистить сердце человека от всех ложных представлений. Сердце сравнивается с зеркалом. Вы смотрите в зеркало и видите свое отражение. Но если это зеркало покрывается одним слоем пыли, а затем другим, то постепенно его способность отражать утрачивается.

Мы говорили о 8 400 000 различных формах жизни, и они являются 8 400 000 слоями пыли, которые покрывают наше сознание. Но пыль, покрывающая зеркало сознания, должна быть удалена. Зеркало души должно быть очищено для того, чтобы могла проявиться в своей первозданности природа души и ее отношения с Богом. 

Мир злоупотребления свободной волей

Мы должны помнить, что все обладаем свободной волей. Это величайший дар Божий нам. Если бы не наша свобода воли, нас бы не было. Мы бы не существовали. А свобода воли подразумевает свободу поступать плохо, злоупотреблять этой свободой. И в этом мире, являющимся миром двойственности, миром добра и зла, люди всегда будут злоупотреблять своей свободой выбора и выбирать зло. Такова сама природа материального мира. Это место сравнимо с тюрьмой. И задаваться вопросом, могут ли все люди прийти к божественной гармонии и осознанию, все равно что задаваться вопросом: «Возможно ли, чтобы преступности в обществе не было как таковой». Мир, в котором мы находимся, — мир заблуждений. Это мир эксплуатации. В том, что в мире эксплуатации существует такое явление, как зло, нет ничего удивительного. Это сама природа этого мира. То, к чему мы стремимся, существует, но не в этом мире, а в духовной реальности. В том мире Бог — центр бытия. Тогда как в этом мире положение дел таково, что каждый человек пытается утвердить себя центром мироздания и использует других в своих интересах. Столкновение волн их собственнических интересов и конфликт неизбежны. 

От абстракции к миру любви

Существует некий универсальный вселенский интерес, с которым мы можем обрести связь сейчас через поиск духовного начала. Но мы не должны ожидать, что все обитатели этого мира также примут это. Когда мы отказываемся от эгоистического и собственнического интереса и обращаемся к вселенскому интересу, тогда наше видение Реальности кардинальным образом меняется.

В зависимости от внутреннего стремления и внутренней потребности в Боге, которую человек испытывает, он сталкивается в этом мире с той или иной религиозной концепцией, с тем или иным представлением о Боге. Душа не стремится и не жаждет абстракции. Душа жаждет любви, нежности, очарования и сладости. Душа на самом деле стремится обрести связь с Кришной, потому что Кришна-концепция Божественного или представление о Боге как о Кришне — это представление о Нем как о сосредоточии сладости, любви, красоты, нежности и очарования.

(перейти к первой части)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования