«Шри Гуру и его милость». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 16 августа 2015 года. Томск, Гирирадж ашрам



Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Шри Гуру и его милость

(16 августа 2015 года. Томск, Гирирадж ашрам)

 

Я хочу сказать несколько слов, таких, что каждый сможет понять. Я вижу, сегодня у нас есть гости.

#00:00:23#

Вы пришли к нам в храм в очень особенный день — мы уже три дня празднуем день ухода нашего дедушки-Гуру — Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Это его фотография. Сегодня мы предложили ему цветы и почитали его произведения и то, что о нем написал его возлюбленный ученик — наш Гурудев, Говинда Махарадж. Мы всегда отмечаем и дни явления, и дни ухода великих душ. Для нас это как восход и закат солнца — когда они [вайшнавы] появляются и когда они уходят. Они не рождаются и не умирают, подобно обычным людям.

#00:01:55#

Мы уверены, знаем, что такие великие души, как Шрила Шридхар Махарадж, явились, чтобы донести людям великое знание, принесенное из духовного мира. В пятницу был день, по лунному календарю… это тот день, когда он оставил этот мир. Весь день в пятницу и вчера, в субботу, а также сегодня мы продолжаем вспоминать о его жизни, о его биографии, о его деяниях. А также — о некоторых концепциях, идеях, идеалах, которые он принес в этот мир.

#00:03:32#

И, чтобы вам было немножко понятнее, мы дадим краткую информацию о нем. Шрила Шридхар Махарадж явился в этот мир в небольшой деревне под названием Хапания, которая находится в Западной Бенгалии в Индии. Он явился в очень уважаемой, образованной брахманической семье. Его уровень образования, его уровень знания языка — санскрита, а также английского был очень высоким. Его язык был таким, что он обладал способностью выражать очень глубокие, концентрированные идеи в очень краткой форме. Один из его афоризмов: «Каждая волна — благоприятна». Это выражение означает: что бы ни происходило в нашей жизни, какая бы волна к нам ни приходила — хорошая, либо плохая, с поверхностной точки зрения, — необходимо посмотреть глубже и увидеть за этими событиями некий урок, либо нечто полезное, что-то благоприятное для нашего роста, что мы можем извлечь, и увидеть в этом для себя благо. И он пояснил это также так: «Такое понимание должно базироваться на представлении, на вере в то, что Господь существует, и Он действует в нашей жизни через разные события и обстоятельства, чтобы чему-то нас научить, что Его рука, Его милость стоит за всеми событиями нашей жизни». И он сказал: «Окружение дружественно». В особенности в каких-то трудных ситуациях, когда мы проходим через некие испытания или неприятные для себя ситуации, необходимо нырнуть, посмотреть глубже и вспомнить, держать это в своей памяти, в фокусе, что все это призвано помочь нам, что я, проходя через эти испытания, учусь чему-то новому и расту. Также он сказал, что в Ведах есть очень яркий образ или пример, который говорит о том, что стопы Господа находятся над твоей головой и, подобно солнцу, всегда светят. Их лучи пронизывают все твое существо и «видят» тебя насквозь, в том смысле, что они знают все о тебе и всегда стремятся помочь тебе. Они, словно рентгеновские лучи, пронизывают все и всегда находятся с тобой. Таким образом мы всегда находимся под милостивым, любящим взглядом, под защитой Господа.

#00:10:29#

Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о[1]. Шрила Гуру Махарадж часто цитировал различные шлоки из писаний, в которых утверждается, что все, что происходит в нашей жизни, происходит по воле Господа, и все это происходит для нашего блага.

#00:11:11#

Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄[2]. Это также очень известный стих из Вед, который гласит, что мы все — дети нектара. Мы все рождены из нектара, и это наша природа, наше предназначение — вкушать этот нектар и не довольствоваться ничем меньшим, чем это. Также это буквально означает то, что мы не являемся… сейчас мы считаем, что мы — это наше тело, некая внешняя оболочка. Но на самом деле это не является нашей подлинной, настоящей природой. В данный момент мы находимся в этом теле, но это состояние временно. То есть сейчас у нас такое тело. Наше подлинное духовное начало покрыто большим количеством слоев, тонких и грубых. Это наше временное состояние. И Шрила Гуру Махарадж призывает нас проснуться, подняться и вступить на путь поиска нектара. Он утверждает, что этот поиск духовного нектара является самым главным и увлекательным приключением всех времен. Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

#00:14:14#

Также Шридхар Махарадж был известен своим широким использованием аналогий и параллелей. Одна из его концепций — идея абсолютной гармонии. То есть гармонии не относительной, но абсолютной, в своем полном проявлении. Он привел один очень яркий пример: оркестр — это совокупность многих разных инструментов. В оркестре все музыканты фокусируют свое внимание на дирижере. Дирижер является центром, точкой фокусировки. И весь этот большой оркестр с его многообразием инструментов играет как одно целое благодаря тому, что все подчиняются воле дирижера. Благодаря этому все это многообразие различных звуков сливается в одну единую гармоничную мелодию. И он показал на этом примере то, как устроен этот мир. Он сказал: «Мы все — части единого органического целого». То есть мы все — маленькие частички этого большого оркестра, центром или дирижером которого является Господь. И наша роль в этом оркестре — служение этому центру. Это наше естественное положение как частичек этого единого органического целого. Только таким образом мы можем достичь нашей внутренней гармонии, полноты и реализовать свой потенциал, как потенциал служения божественному миру.

#00:18:22#

Другой пример, также очень известный — это пример с деревом. Если вы хотите полить дерево, то необходимо поливать именно корни дерева. Только таким образом все дерево будет обеспечено водой. Попытки «напоить» дерево, поливая каждый его листок, вряд ли увенчаются успехом. Для того чтобы полить дерево, чтобы оно все получило воду, необходимо поливать корень.

#00:19:19#

Третьим примером подобного рода был такой пример: когда мы хотим есть, чтобы насытиться, мы должны положить пищу именно в рот, а не в другую часть тела, не в ухо или еще куда-нибудь. Не в ухо, не в нос, а именно в рот. И оттуда пища попадет в желудок и тогда уже все тело будет удовлетворено.

#00:20:23#

Также Шрила Шридхар Махарадж утверждает: «Да, прекрасная реальность, божественная реальность существует. Господь существует. Существует высшее сознание и существует высшее предназначение для каждого из нас». Таким образом, если мы сумеем настроиться на Бога, то есть найти Господа в нашей жизни, настроиться на Его волну и обрести эту связь через служение с той божественной реальностью, наша жизнь наполнится высшим смыслом.

#00:21:48#

Также он говорил, что благодаря терпению наша гармония усиливается, то есть понимание нашего гармоничного положения увеличивается. Благодаря такому гармоничному видению мы увидим, что все находится на своих местах, все имеет свое предназначение и место. Мы увидим, что для всего есть место, что в этом большом спектакле мироздания каждому отведена своя роль. Он также утверждал: «Не думай, что твое временное положение, в котором ты сейчас находишься, то есть это тело, эти обстоятельства, эта жизнь, эти события, эти люди — это все, что есть, больше нет ничего». Он говорит: «Не думай так». Он сказал: «Постарайся понять, что твоим наивысшим интересом, главным интересом жизни должно стать устремление познакомиться с Реальностью, узнать больше о Реальности. И, когда ты больше узнаешь об Абсолютной Истине, ты сможешь увидеть, в чем же различие между временным и вечным, и как привести эти два явления в гармонию».

#00:25:45#

Эти концепции находятся в линии мысли, в линии теологии, которая называется Рупануга-сампрадая. Это линия духовности, которой мы следуем. Шрила Шридхар Махарадж явился именно в этой древней линии, которая берет начало с незапамятных времен и была явлена через таких великих личностей, как Брахма, Мадхава, Шри Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур. Это учение не ограничено рамками времени или места. Оно находится за пределами времени. Уникальным вкладом Шрилы Шридхара Махараджа было то, что он смог представить все эти уникальные древние знания, выразить их чистоту и суть, оставить их чистоту и суть и при этом пролить новый свет, открыть некие новые, неведомые ранее грани этих знаний. Для нас эти знания имеют практическое приложение в нашей повседневной жизни. Мы, следуя этим знаниям, учимся тому, как преодолеть гордыню и освободиться от зависти, гордости, ревности — от таких разрушительных явлений нашей жизни, научиться жить и взаимодействовать друг с другом.

#00:29:11#

Например, были такие случаи, когда у каких-то преданных возникали конфликты. Он сажал их друг напротив друга и говорил: «А теперь постарайтесь прославить друг друга. Постарайтесь похвалить, что-то хорошее друг о друге сказать». Он призывал к тому, что, несмотря на все наше негативное отношение к кому бы то ни было, мы должны приложить усилия и посмотреть на светлую сторону, посмотреть на хорошие качества человека. Увидеть, выделить эту светлую сторону и забыть о негативной стороне. А если это не получается, тогда нужно постараться сконцентрироваться, постараться еще глубже копнуть и увидеть в этом человеке его божественное начало, его природу слуги, и сосредоточиться на его преданности, на его служении Богу. Тогда мы сможем перенести наше внимание и перестать так много зацикливаться на каких-либо недостатках, на каких-либо негативных качествах другого человека. Он учил нас всегда искать недостатки в себе. Буквально это означает — не винить в своих проблемах других людей, не выискивать в них причину своих проблем. Он говорил: «Смазывай свой собственный механизм».

#00:33:03#

Все это приходит мне на ум сейчас потому, что я в течение последних двадцати лет жила этими идеями, служила в храме, слушала лекции, общалась с преданными, и все это находило практическое применение в моей жизни. Поэтому я сейчас делюсь этим с вами.

#00:33:42#

«Любовный поиск потерянного слуги» — так называлась одна из книг Гуру Махараджа. Именно он дал ей такое название. Это название также отражает его идею, что Господь существует, и Он — наш лучший друг. И, как наш лучший друг, Он желает дать нам самое лучшее. Он хочет нам дать красоту, очарование, гармонию, нектар, бессмертие и наше полное счастье. В этой книге описывается история одного преданного Господа — Гопа Кумара. Это очень длинная история, но я могу кратко изложить ее суть. Это краткое изложение «Брихад-бхагаватамритам» — книги Санатаны Госвами. Как сказал Шрила Шридхар Махарадж, эта книга полностью посвящена идее градации сознания, идее эволюции сознания, идее постепенного развития, перехода с одного уровня сознания на другой. Шрила Шридхар Махарадж непосредственно поручил Шриле Госвами Махараджу очень внимательно изучить эту книгу и понять очень ясно идею того, что градация существует везде и во всем.

#00:37:29#

В первой главе описывается такая личность, как Нарада Муни. Его уникальная роль заключается в том, что он обладает способностью перемещаться из одного мира в другой. Он может путешествовать как в духовном, так и в материальном мирах, а также в промежуточной области мироздания. Ему доступны все уровни мироздания.

#00:38:23#

Далее описывается история Гопа Кумара, который в свое время получил от Господа Гопала-мантру. Гопал — это маленький Кришна, Кришна-ребенок. И, повторяя эту Гопала-мантру, Гопа Кумар совершил невероятное путешествие по всем планам мироздания — от Земли до самого высшего уровня духовной обители Шри Кришны. Он побывал на всех уровнях бытия, описал их, увидел, как там все происходит. Его путешествие было постепенным, начиная от райских планет, где он встретился с их обитателями, увидел их непосредственно. Затем он пересек границу материального и духовного миров, область сияния Брахмана, встретился с самой Майей Деви. Пройдя уровень Майи Деви, он поднялся на Шивалоку, а затем — на Вайкунтху. Он имел возможность побывать на каждом из этих уровней сознания, увидеть, как там живут те, кто обитает на этом уровне сознания, познакомиться с ними лично. Но каждый раз, когда он попадал в ту или иную обитель, он не чувствовал полного удовлетворения в своем сердце. И он продолжал повторять Гопала-мантру и стремиться выше.

#00:42:34#

Он составлял такие, можно сказать, путевые заметки и очень подробно, ясно, при минимальном количестве слов, изложил самую суть того, что видел. В принципе, все, что он видел, ему нравилось — все это было прекрасно. Он видел красоту во всем этом, встречал ту или иную форму Господа, которая была проявлена на том или ином плане бытия, но при этом он не чувствовал удовлетворения. И он, повторяя Гопала-мантру, думал: «Я хочу увидеть моего Господа Гопала».

#00:44:03#

И когда наконец Гопа Кумар достиг духовной обители Кришны, Кришна увидел его издалека — как он приближается к Нему, и Он побежал навстречу. Они побежали навстречу друг другу, и наконец Господь заключил его в Свои объятия, и они оба потеряли сознание от радости. Шрила Шридхар Махарадж описал их беседу после того, как они вновь пришли в себя. В этой беседе выражается очень важная для всех нас идея. Кришна смог узнать Гопа Кумара, и Он знал абсолютно обо всех трудностях, которые ему пришлось преодолеть, обо всех его приключениях, препятствиях, обо всем, через что ему пришлось пройти, чтобы прийти к Нему. Господь знал обо всем, что пришлось преодолеть Гопа Кумару, и Он ждал — когда же наконец-то он придет. И Сам Господь Шри Кришна был рад даже больше, чем сам Гопа Кумар. Господь Кришна так долго находился без сознания, Он лежал в трансе, уже и Гопа Кумар пришел в себя, и вриндаванские коровы подошли к телу Кришны и стали Его облизывать, и все друзья собрались вокруг, начали шлепать по щекам, чтобы Он пришел в Себя.

#00:47:30#

Придя в Себя, Господь обратился к Гопа Кумару, Он сказал: «Я видел каждый твой шаг, Я все время находился рядом с тобой. Я слышал, как ты плакал обо Мне, Я видел, как ты хочешь вернуться ко Мне. Где же ты был так долго? Как же ты мог терпеть так долго? Жизнь за жизнью ты шел ко Мне, проводил в этом пути. Как ты мог так долго терпеть разлуку со Мной?» И Он сказал: «Теперь наконец-то мы вместе, теперь ты можешь быть со Мной всегда». И потом Он позвал его к Себе в гости на обед.

#00:48:43#

Шрила Шридхар Махарадж очень сладостно рассказывает обо всем этом. Шрила Шридхар Махарадж говорит, что таково положение каждого из нас — мы сейчас находимся в разлуке с Господом, мы не помним о Нем и думаем, что здесь наш дом. Но на самом деле у каждого из нас есть дом в духовном мире, рядом с Господом. И он призывает каждого из нас: «Пожалуйста, проснитесь и начните искать эту божественную реальность — Шри Кришну, Прекрасную Реальность».

#00:50:00#

Невозможно даже пытаться описать все идеи, которые Шридхар Махарадж излагал в своем учении. Но сейчас я скромно пытаюсь представить, рассказать о том, что мне приходит на ум. На самом деле каждый из вас может почитать его книги, точнее, не его книги, а книги, составленные по его беседам, по лекциям, которые он проводил, и лично убедиться в том, насколько велика сила его слов, насколько его слова обладают большой ясностью, что в них выражены очень глубокие духовные идеи в очень концентрированной форме. И я чувствую свою великую удачу и гордость за то, что Шрила Шридхар Махарадж является моим Гуру-дедушкой, и что он дал этому миру также моего Гурудева — в том смысле, что его учеником был наш Говинда Махарадж. Эти идеи, это учение доступно для каждого, и на самом деле они рады дарить его, делиться им со всеми. Они доступны каждому. Все, что требуется для того, чтобы принять эти идеи — это проявить свое желание, открыть свое сердце для этих идей.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам хр̣д ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к — «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77).

[2] «О дети океана нектара, внемлите нам. Вы родились из нектара…» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

 



←  «Прибежище Господа Кришны». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 26 января 2009 года. Колката, Индия | “The Shelter of Lord Krishna.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 26 January 2009. Kolkata, India ·• Архив новостей •· Визит Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа в Ивано-Франковск. 22 августа 2015 года  →


Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Шри Гуру и его милость

(16 августа 2015 года. Томск, Гирирадж ашрам)

 

Я хочу сказать несколько слов, таких, что каждый сможет понять. Я вижу, сегодня у нас есть гости.

#00:00:23#

Вы пришли к нам в храм в очень особенный день — мы уже три дня празднуем день ухода нашего дедушки-Гуру — Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Это его фотография. Сегодня мы предложили ему цветы и почитали его произведения и то, что о нем написал его возлюбленный ученик — наш Гурудев, Говинда Махарадж. Мы всегда отмечаем и дни явления, и дни ухода великих душ. Для нас это как восход и закат солнца — когда они [вайшнавы] появляются и когда они уходят. Они не рождаются и не умирают, подобно обычным людям.

#00:01:55#

Мы уверены, знаем, что такие великие души, как Шрила Шридхар Махарадж, явились, чтобы донести людям великое знание, принесенное из духовного мира. В пятницу был день, по лунному календарю… это тот день, когда он оставил этот мир. Весь день в пятницу и вчера, в субботу, а также сегодня мы продолжаем вспоминать о его жизни, о его биографии, о его деяниях. А также — о некоторых концепциях, идеях, идеалах, которые он принес в этот мир.

#00:03:32#

И, чтобы вам было немножко понятнее, мы дадим краткую информацию о нем. Шрила Шридхар Махарадж явился в этот мир в небольшой деревне под названием Хапания, которая находится в Западной Бенгалии в Индии. Он явился в очень уважаемой, образованной брахманической семье. Его уровень образования, его уровень знания языка — санскрита, а также английского был очень высоким. Его язык был таким, что он обладал способностью выражать очень глубокие, концентрированные идеи в очень краткой форме. Один из его афоризмов: «Каждая волна — благоприятна». Это выражение означает: что бы ни происходило в нашей жизни, какая бы волна к нам ни приходила — хорошая, либо плохая, с поверхностной точки зрения, — необходимо посмотреть глубже и увидеть за этими событиями некий урок, либо нечто полезное, что-то благоприятное для нашего роста, что мы можем извлечь, и увидеть в этом для себя благо. И он пояснил это также так: «Такое понимание должно базироваться на представлении, на вере в то, что Господь существует, и Он действует в нашей жизни через разные события и обстоятельства, чтобы чему-то нас научить, что Его рука, Его милость стоит за всеми событиями нашей жизни». И он сказал: «Окружение дружественно». В особенности в каких-то трудных ситуациях, когда мы проходим через некие испытания или неприятные для себя ситуации, необходимо нырнуть, посмотреть глубже и вспомнить, держать это в своей памяти, в фокусе, что все это призвано помочь нам, что я, проходя через эти испытания, учусь чему-то новому и расту. Также он сказал, что в Ведах есть очень яркий образ или пример, который говорит о том, что стопы Господа находятся над твоей головой и, подобно солнцу, всегда светят. Их лучи пронизывают все твое существо и «видят» тебя насквозь, в том смысле, что они знают все о тебе и всегда стремятся помочь тебе. Они, словно рентгеновские лучи, пронизывают все и всегда находятся с тобой. Таким образом мы всегда находимся под милостивым, любящим взглядом, под защитой Господа.

#00:10:29#

Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о[1]. Шрила Гуру Махарадж часто цитировал различные шлоки из писаний, в которых утверждается, что все, что происходит в нашей жизни, происходит по воле Господа, и все это происходит для нашего блага.

#00:11:11#

Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄[2]. Это также очень известный стих из Вед, который гласит, что мы все — дети нектара. Мы все рождены из нектара, и это наша природа, наше предназначение — вкушать этот нектар и не довольствоваться ничем меньшим, чем это. Также это буквально означает то, что мы не являемся… сейчас мы считаем, что мы — это наше тело, некая внешняя оболочка. Но на самом деле это не является нашей подлинной, настоящей природой. В данный момент мы находимся в этом теле, но это состояние временно. То есть сейчас у нас такое тело. Наше подлинное духовное начало покрыто большим количеством слоев, тонких и грубых. Это наше временное состояние. И Шрила Гуру Махарадж призывает нас проснуться, подняться и вступить на путь поиска нектара. Он утверждает, что этот поиск духовного нектара является самым главным и увлекательным приключением всех времен. Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

#00:14:14#

Также Шридхар Махарадж был известен своим широким использованием аналогий и параллелей. Одна из его концепций — идея абсолютной гармонии. То есть гармонии не относительной, но абсолютной, в своем полном проявлении. Он привел один очень яркий пример: оркестр — это совокупность многих разных инструментов. В оркестре все музыканты фокусируют свое внимание на дирижере. Дирижер является центром, точкой фокусировки. И весь этот большой оркестр с его многообразием инструментов играет как одно целое благодаря тому, что все подчиняются воле дирижера. Благодаря этому все это многообразие различных звуков сливается в одну единую гармоничную мелодию. И он показал на этом примере то, как устроен этот мир. Он сказал: «Мы все — части единого органического целого». То есть мы все — маленькие частички этого большого оркестра, центром или дирижером которого является Господь. И наша роль в этом оркестре — служение этому центру. Это наше естественное положение как частичек этого единого органического целого. Только таким образом мы можем достичь нашей внутренней гармонии, полноты и реализовать свой потенциал, как потенциал служения божественному миру.

#00:18:22#

Другой пример, также очень известный — это пример с деревом. Если вы хотите полить дерево, то необходимо поливать именно корни дерева. Только таким образом все дерево будет обеспечено водой. Попытки «напоить» дерево, поливая каждый его листок, вряд ли увенчаются успехом. Для того чтобы полить дерево, чтобы оно все получило воду, необходимо поливать корень.

#00:19:19#

Третьим примером подобного рода был такой пример: когда мы хотим есть, чтобы насытиться, мы должны положить пищу именно в рот, а не в другую часть тела, не в ухо или еще куда-нибудь. Не в ухо, не в нос, а именно в рот. И оттуда пища попадет в желудок и тогда уже все тело будет удовлетворено.

#00:20:23#

Также Шрила Шридхар Махарадж утверждает: «Да, прекрасная реальность, божественная реальность существует. Господь существует. Существует высшее сознание и существует высшее предназначение для каждого из нас». Таким образом, если мы сумеем настроиться на Бога, то есть найти Господа в нашей жизни, настроиться на Его волну и обрести эту связь через служение с той божественной реальностью, наша жизнь наполнится высшим смыслом.

#00:21:48#

Также он говорил, что благодаря терпению наша гармония усиливается, то есть понимание нашего гармоничного положения увеличивается. Благодаря такому гармоничному видению мы увидим, что все находится на своих местах, все имеет свое предназначение и место. Мы увидим, что для всего есть место, что в этом большом спектакле мироздания каждому отведена своя роль. Он также утверждал: «Не думай, что твое временное положение, в котором ты сейчас находишься, то есть это тело, эти обстоятельства, эта жизнь, эти события, эти люди — это все, что есть, больше нет ничего». Он говорит: «Не думай так». Он сказал: «Постарайся понять, что твоим наивысшим интересом, главным интересом жизни должно стать устремление познакомиться с Реальностью, узнать больше о Реальности. И, когда ты больше узнаешь об Абсолютной Истине, ты сможешь увидеть, в чем же различие между временным и вечным, и как привести эти два явления в гармонию».

#00:25:45#

Эти концепции находятся в линии мысли, в линии теологии, которая называется Рупануга-сампрадая. Это линия духовности, которой мы следуем. Шрила Шридхар Махарадж явился именно в этой древней линии, которая берет начало с незапамятных времен и была явлена через таких великих личностей, как Брахма, Мадхава, Шри Чайтанья Махапрабху, Рупа Госвами, Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур. Это учение не ограничено рамками времени или места. Оно находится за пределами времени. Уникальным вкладом Шрилы Шридхара Махараджа было то, что он смог представить все эти уникальные древние знания, выразить их чистоту и суть, оставить их чистоту и суть и при этом пролить новый свет, открыть некие новые, неведомые ранее грани этих знаний. Для нас эти знания имеют практическое приложение в нашей повседневной жизни. Мы, следуя этим знаниям, учимся тому, как преодолеть гордыню и освободиться от зависти, гордости, ревности — от таких разрушительных явлений нашей жизни, научиться жить и взаимодействовать друг с другом.

#00:29:11#

Например, были такие случаи, когда у каких-то преданных возникали конфликты. Он сажал их друг напротив друга и говорил: «А теперь постарайтесь прославить друг друга. Постарайтесь похвалить, что-то хорошее друг о друге сказать». Он призывал к тому, что, несмотря на все наше негативное отношение к кому бы то ни было, мы должны приложить усилия и посмотреть на светлую сторону, посмотреть на хорошие качества человека. Увидеть, выделить эту светлую сторону и забыть о негативной стороне. А если это не получается, тогда нужно постараться сконцентрироваться, постараться еще глубже копнуть и увидеть в этом человеке его божественное начало, его природу слуги, и сосредоточиться на его преданности, на его служении Богу. Тогда мы сможем перенести наше внимание и перестать так много зацикливаться на каких-либо недостатках, на каких-либо негативных качествах другого человека. Он учил нас всегда искать недостатки в себе. Буквально это означает — не винить в своих проблемах других людей, не выискивать в них причину своих проблем. Он говорил: «Смазывай свой собственный механизм».

#00:33:03#

Все это приходит мне на ум сейчас потому, что я в течение последних двадцати лет жила этими идеями, служила в храме, слушала лекции, общалась с преданными, и все это находило практическое применение в моей жизни. Поэтому я сейчас делюсь этим с вами.

#00:33:42#

«Любовный поиск потерянного слуги» — так называлась одна из книг Гуру Махараджа. Именно он дал ей такое название. Это название также отражает его идею, что Господь существует, и Он — наш лучший друг. И, как наш лучший друг, Он желает дать нам самое лучшее. Он хочет нам дать красоту, очарование, гармонию, нектар, бессмертие и наше полное счастье. В этой книге описывается история одного преданного Господа — Гопа Кумара. Это очень длинная история, но я могу кратко изложить ее суть. Это краткое изложение «Брихад-бхагаватамритам» — книги Санатаны Госвами. Как сказал Шрила Шридхар Махарадж, эта книга полностью посвящена идее градации сознания, идее эволюции сознания, идее постепенного развития, перехода с одного уровня сознания на другой. Шрила Шридхар Махарадж непосредственно поручил Шриле Госвами Махараджу очень внимательно изучить эту книгу и понять очень ясно идею того, что градация существует везде и во всем.

#00:37:29#

В первой главе описывается такая личность, как Нарада Муни. Его уникальная роль заключается в том, что он обладает способностью перемещаться из одного мира в другой. Он может путешествовать как в духовном, так и в материальном мирах, а также в промежуточной области мироздания. Ему доступны все уровни мироздания.

#00:38:23#

Далее описывается история Гопа Кумара, который в свое время получил от Господа Гопала-мантру. Гопал — это маленький Кришна, Кришна-ребенок. И, повторяя эту Гопала-мантру, Гопа Кумар совершил невероятное путешествие по всем планам мироздания — от Земли до самого высшего уровня духовной обители Шри Кришны. Он побывал на всех уровнях бытия, описал их, увидел, как там все происходит. Его путешествие было постепенным, начиная от райских планет, где он встретился с их обитателями, увидел их непосредственно. Затем он пересек границу материального и духовного миров, область сияния Брахмана, встретился с самой Майей Деви. Пройдя уровень Майи Деви, он поднялся на Шивалоку, а затем — на Вайкунтху. Он имел возможность побывать на каждом из этих уровней сознания, увидеть, как там живут те, кто обитает на этом уровне сознания, познакомиться с ними лично. Но каждый раз, когда он попадал в ту или иную обитель, он не чувствовал полного удовлетворения в своем сердце. И он продолжал повторять Гопала-мантру и стремиться выше.

#00:42:34#

Он составлял такие, можно сказать, путевые заметки и очень подробно, ясно, при минимальном количестве слов, изложил самую суть того, что видел. В принципе, все, что он видел, ему нравилось — все это было прекрасно. Он видел красоту во всем этом, встречал ту или иную форму Господа, которая была проявлена на том или ином плане бытия, но при этом он не чувствовал удовлетворения. И он, повторяя Гопала-мантру, думал: «Я хочу увидеть моего Господа Гопала».

#00:44:03#

И когда наконец Гопа Кумар достиг духовной обители Кришны, Кришна увидел его издалека — как он приближается к Нему, и Он побежал навстречу. Они побежали навстречу друг другу, и наконец Господь заключил его в Свои объятия, и они оба потеряли сознание от радости. Шрила Шридхар Махарадж описал их беседу после того, как они вновь пришли в себя. В этой беседе выражается очень важная для всех нас идея. Кришна смог узнать Гопа Кумара, и Он знал абсолютно обо всех трудностях, которые ему пришлось преодолеть, обо всех его приключениях, препятствиях, обо всем, через что ему пришлось пройти, чтобы прийти к Нему. Господь знал обо всем, что пришлось преодолеть Гопа Кумару, и Он ждал — когда же наконец-то он придет. И Сам Господь Шри Кришна был рад даже больше, чем сам Гопа Кумар. Господь Кришна так долго находился без сознания, Он лежал в трансе, уже и Гопа Кумар пришел в себя, и вриндаванские коровы подошли к телу Кришны и стали Его облизывать, и все друзья собрались вокруг, начали шлепать по щекам, чтобы Он пришел в Себя.

#00:47:30#

Придя в Себя, Господь обратился к Гопа Кумару, Он сказал: «Я видел каждый твой шаг, Я все время находился рядом с тобой. Я слышал, как ты плакал обо Мне, Я видел, как ты хочешь вернуться ко Мне. Где же ты был так долго? Как же ты мог терпеть так долго? Жизнь за жизнью ты шел ко Мне, проводил в этом пути. Как ты мог так долго терпеть разлуку со Мной?» И Он сказал: «Теперь наконец-то мы вместе, теперь ты можешь быть со Мной всегда». И потом Он позвал его к Себе в гости на обед.

#00:48:43#

Шрила Шридхар Махарадж очень сладостно рассказывает обо всем этом. Шрила Шридхар Махарадж говорит, что таково положение каждого из нас — мы сейчас находимся в разлуке с Господом, мы не помним о Нем и думаем, что здесь наш дом. Но на самом деле у каждого из нас есть дом в духовном мире, рядом с Господом. И он призывает каждого из нас: «Пожалуйста, проснитесь и начните искать эту божественную реальность — Шри Кришну, Прекрасную Реальность».

#00:50:00#

Невозможно даже пытаться описать все идеи, которые Шридхар Махарадж излагал в своем учении. Но сейчас я скромно пытаюсь представить, рассказать о том, что мне приходит на ум. На самом деле каждый из вас может почитать его книги, точнее, не его книги, а книги, составленные по его беседам, по лекциям, которые он проводил, и лично убедиться в том, насколько велика сила его слов, насколько его слова обладают большой ясностью, что в них выражены очень глубокие духовные идеи в очень концентрированной форме. И я чувствую свою великую удачу и гордость за то, что Шрила Шридхар Махарадж является моим Гуру-дедушкой, и что он дал этому миру также моего Гурудева — в том смысле, что его учеником был наш Говинда Махарадж. Эти идеи, это учение доступно для каждого, и на самом деле они рады дарить его, делиться им со всеми. Они доступны каждому. Все, что требуется для того, чтобы принять эти идеи — это проявить свое желание, открыть свое сердце для этих идей.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 


[1] Тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкш̣ама̄н̣о, бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам хр̣д ва̄г-вапурбхир видадхан намас те, джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к — «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77).

[2] «О дети океана нектара, внемлите нам. Вы родились из нектара…» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования