«Роль Шрилы Госвами Махараджа в истории Шри Чайтанья Сарасват Матха». Сахадев Прабху. Загорье, Беларусь. 26 апреля 2015 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.1 МБ)

Сахадев Прабху

Роль Шрилы Госвами Махараджа в истории Шри Чайтанья Сарасват Матха 

(26 апреля 2015 года, Загорье, Беларусь)

 

Вайшнавизм и сама идея духовного пути всегда существует в каких-то личностях, вайшнавизм является очень личностным явлением. Если мы спрашиваем, каким образом люди привлеклись той или иной идеей, обычно они говорят: через книги, через лекции, через живое общение. Если мы смотрим на тех людей, которые долго остаются [в миссии], пытаются что-то делать, служить Кришне теми или иными способами, — они остаются постольку, поскольку они привлеклись какими-то личностями.

#00:00:54#

Сознание Кришны, бхакти-йога, является процессом неочевидным, «подводным». В этом мире мы оказываемся способными легко очароваться красотой этой реальности, то есть красотой противоположного пола, привлекательностью наслаждения чувств или удовлетворения амбиций — подобные вещи естественным образом притягивают нас. Достаточно увидеть вкусную еду, и мы говорим: вот, это то, что вдохновляет меня.

#00:01:36#

Но что удивительно в вайшнавах, что удивительно в трансценденталистах — они способны распознавать, они способны очаровываться надмирной красотой, красотой Божественного. Как [обычные] люди могут проводить всю жизнь в зарабатывании денег, совершении ремонтов, посевах, уборках, заботе о детях, ухаживании за могилкой и [быть занятыми] другими процессами, точно так же определенные люди своей жизнью указывают, что подобным же образом жизнь может проходить в слушании о Божественном, рассказах о Божественном, служении Господу, воспевании Его Святого Имени. Подобная пробужденность сердца является крайне сложной, потому что, например, я и Традиш работаем с книгами учителей, слушаем лекции, но когда возникает вопрос о том, что надо говорить не о чем-то материальном, не о какой-то мирской литературе, а о Божественном, то говорить об этом очень сложно. Мыслить категориями, не относящимися к нашей практической жизни (чем кормить кота, как утепляться), — сложно, потому что наш ум всегда мыслит категориями зримого, доступного.

#00:03:23#

Шрила Шридхар Махарадж дал уникальные объяснения понятий «брахман» и «шудра». Если мы рассматриваем ортодоксальную ведическую идею, то там брахманы — это жрецы или ученые, шудры — это рабочий класс, те, кто занят какими-то физическими работами. Но Шрила Шридхар Махарадж сказал, что в действительности речь здесь идет об определенном сознании. Что означает брахман, брамин? Брахман означает мир духа, мир сознания, мир чего-то тонкого, незримого, не очевидного для большинства людей. Брахманы — это те, кто могут чувствовать эту тонкую волну надмирного сознания, надмирной Красоты, и действовать, служить в Ее интересах.

#00:04:23#

Кто такие шудры? Слово «шудра» происходит от корня шуча (скорбеть). Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Ма̄ ш́учах̣1 — Арджуна, не скорби ни о чем». Или Кришна говорит, что мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых2. Слово «шуча» употребляется в Гите в различных шлоках, и слово «шудраозначает «тот, кто скорбит». Кто скорбит в этом мире? Тот, кто считает, что этот мир — это единственная реальность, это тело — это единственное, что представляет нас. Тот, кто всю свою веру, все свое упование направляет на бренный мир, на мир материи, обязательно будет скорбеть, потому что отношения разрушаются, люди смертны, разрушается наше тело, какое-то имущество утрачивается и так далее. Поэтому тот, кто уповает в своей жизни только на этот мир, неизбежно будет скорбеть, потому что этот мир, эта реальность утекает сквозь пальцы.

 

#00:05:27#

Шрила Шридхар Махарадж объяснил, что шудры и брахманы — это не те, кто работает руками или мозгами. Брахманы — это те, кто способны действовать в интересах чего-то незримого, тонкого, относящегося к сфере духа, к сфере сознания, а шудры — те, кто полностью связывают свою веру, надежду, упования исключительно с бренным, смертным миром, и следствием попыток иметь дело с этой нестабильной реальностью, естественно, является скорбь. Подобным образом если мы используем, например, физику на уровне включения-выключения утюга, то такие личности, как Эйнштейн, были способны видеть огромные глубины. Тесла был способен понять, как действуют электромагнитные поля в эфире, он видел что-то, что для большинства людей было незримым.

#00:06:37#

Уникальность Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Гурудева была в том, что они пребывали в мире очень тонкого сознания, сознания того, что есть высшая реальность, которую представляет Радха и Кришна, которая представлена в Харе Кришна маха-мантре, и эта реальность заслуживает внимания, служения, преданности, посвящение себя ей даже в большей степени, чем эта бренная реальность.

#00:07:09#

На одной из лекций Шрилу Госвами Махараджа спросили: «Есть такой идеал, что надо построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Почему вы игнорируете эту программу, ведь в принципе это считается типовой программой в жизни человека в этом материальном мире?» Он сказал: «Вы знаете, однажды похожий вопрос задали Джеймсу Камерону: "Вы — человек, который обладает финансами, ресурсами, успешный режиссер, но у вас какая-то сложная личная жизнь. Почему бы вам не заняться, наконец, личной жизнью?" И Камерон ответил: "Есть огромное количество людей, которые могут заняться личной жизнью, но снимать фильмы такого уровня, делать такой кинопродукт, какой делаю я, может незначительное количество людей на земле. А что касается размножения — в любом случае люди будут размножаться, это их природа"».

Также Шрила Госвами Махарадж цитирует слова Эйнштейна: «У нас есть большое количество специалистов по возможному, по легкодостижимому, но всегда те мыслители, которые двигают человеческую цивилизацию, были специалистами по невозможному, которые стремились достичь каких-то очень сложных, очень высоких вещей».

#00:08:47#

Госвами Махарадж — это уникальная личность. Он привлекся бхакти-йогой — сознанием Кришны — в девятнадцать лет. Он рассказывал, как до этого, когда он был школьником, играл в рок-группе, какое-то время занимался музыкой. Как-то на американском пляже ему попался «Шримад-Бхагаватам» Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Госвами Махарадж говорил: «Когда я увидел "Бхагаватам", меня поразило, насколько это было аутентично. Это было не просто повествование какого-то человека, который излагает свои мысли по поводу чего-либо, а это был оригинальный перевод. Я почувствовал, что автор является прозрачной средой, он пытается дать мне соприкоснуться с какой-то культурой мудрецов, с какими-то откровениями древних мистиков, которые содержит "Шримад-Бхагаватам"».

#00:09:48#

Через некоторое время Госвами Махарадж стал принимать участие в проповеди Международного общества сознания Кришны. Так как он был интеллектуалом, он занимался проповедью в библиотеках, распространением книг Бхактиведанты Свами в университетах, общался с преподавательским составом, то есть проповедовал в кругах интеллигенции, обладая соответствующими качествами. В какой-то момент Госвами Махарадж стал президентом храма в Лос-Анджелесе, у него была достаточно насыщенная жизнь. Некоторые его духовные братья вспоминают, что у него был небольшой проповеднический вагончик, на котором он путешествовал по Америке, иногда играл на и пел какие-то ведические мантры, молитвы. (После того как он пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх, он отложил тамбуру на много десятков лет. Потом в какой-то момент Авадхут Махарадж и русские преданные вдохновили его обратно взять тамбуру, и некоторое количество публичных программ Госвами Махарадж в лучших традициях тех лет пел «Вандану» под тамбуру).

#00:11:11#

В свое время в молодости он путешествовал, потом руководил храмом в Лос-Анджелесе, а потом появился проповеднический проект в тех странах, где проповедовать было невозможно. Что такое Америка? Америка — это страна, где можно говорить о Боге и можно проповедовать. Но была часть мира, где это было запрещено, где официально не было ни секса, ни Бога, ни каких-то противоречивых явлений. Соответственно та цель, которую ставило Международное общество сознания Кришны, — это проповедь в Восточной Европе (Венгрия, Польша, странах социализма), и (если уж совсем повезет, на уровне какой-то фантастики), возможно, проповедь просочится даже в Советский Союз, в Россию. Но эта цель представлялась практически недостижимой, потому что в Советском Союзе и с христианством было плохо, не говоря уже о бхакти-йоге, о сознании Кришны.

#00:12:24#

Тем не менее Госвами Махарадж какое-то время параллельно с тем, что он был президентом храма в Лос-Анджелесе, занимался проповеднической программой в этих лагерях. Даже когда был тот единственный заезд Прабхупады на выставку в 1971 году, когда профессор Котовский организовал встречу, Госвами Махарадж тоже присутствовал(?) как один из спутников Прабхупады, так как он имел отношение к проповеднической программе в странах Восточной Европы. Это было его краткое соприкосновение с теперешним СНГ. Но в основном он, естественно, находился в Лос-Анджелесе.

#00:13:12#

В какой-то момент времени (уже Бхактиведанта Свами Прабхупада оставил этот мир, развивалось движение, все были вдохновлены) возникла одна мысль. Было известно в обществе сознания Кришны, что существует Кришнадас Бабаджи Махарадж, который является личностью, необычайно вдохновленной воспеванием маха-мантры, он постоянно воспевал Харе Кришна мантру. Мы слышали, что есть такие люди, которые обладают вкусом непрестанно воспевать маха-мантру. Мы знаем, что все святые ее воспевали, и любой обычный человек, который честно пробовал воспевать, скажем, шестьдесят четыре круга или даже регулярно шестнадцать, понимает, что в действительности это не так просто — обладать таким вкусом, таким вдохновением, чтобы воспевать мантру.

#00:14:08#

И вот, Кришнадас Бабаджи был известен как освобожденная душа, необычайно возвышенный преданный, который, возможно, знает свою сиддха-сварупу, который постоянно воспевает маха-мантру — Харе Кришна мантру. Так как ИСККОН (Общество сознания Кришны) — это люди, которые принесли знание того, что такое «Харе Кришна», то возникла идея записать на диктофон, как Кришнадас Бабаджи воспевает маха-мантру, а Кришнадас Бабаджи Махарадж был близким другом Шрилы Шридхара Махараджа и часто заходил в Шри Чайтанья Сарасват Матх.

#00:14:49#

[Госвами Махараджу] сказали: «Действительно, можно записать [воспевание Шрилы Кришнадаса Бабаджи Махараджа], но он сейчас не в Маяпуре, не на центральном острове, а на Коладвипе, в некоем Шри Чайтанья Сарасват Матхе гостит у своего друга, Шрилы Шридхара Махараджа. Вы можете попробовать записать его аудио там». Поэтому экспедиция была отправлена в Шри Чайтанья Сарасват Матх. Госвами Махарадж зашел за порог, они подошли: там стоял Кришнадас Бабаджи Махарадж, который постоянно повторял: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Первое, что попытались сделать преданные, — взять какое-то интервью. Госвами Махарадж стал спрашивать: «Как вы оцениваете свой духовный путь, свой опыт? Как вы обрели такой вкус к воспеванию Святого Имени?»

#00:15:43#

Кришнадас Бабаджи сказал: «Харе Кришна!» Госвами Махарадж сказал: «Окей. Но, быть может, вы можете дать какие-то наставления: как нам обрести такой вкус к воспеванию Святого Имени, какой есть у вас?» Кришнадас Бабаджи сказал: «Харе Кришна!» Госвами Махарадж сказал: «Также мы — группа преданных из ИСККОН, и нам кажется, что если вы сядете и системно, в микрофон начитаете мантру, то слушание вашей духовной вибрации могло бы принести благо многим людям». Кришнадас Бабаджи сказал: «Харе Кришна!» Госвами Махарадж говорил: «В какой-то момент мы поняли, что это, в принципе, довольно нормальный ответ. Он мне до сих пор вспоминается: когда обстоятельства становятся очень сложными, непонятными, иногда "Харе Кришна", в принципе, ответ. Просто зачастую мы не понимает это».

#00:16:37#

В какой-то момент Кришнадас Бабаджи понял, что пришли к нему какие-то интеллектуальные, искренние молодые люди, и внезапно он сказал: «Идите за мной!» Госвами Махарадж с коллегами не поняли, куда их зовут, но пошли. Кришнадас Бабаджи поднялся на веранду Шрилы Шридхара Махараджа, и тут Госвами Махарадж впервые увидел Шрилу Шридхара Махараджа. Кришнадас Бабаджи поднялся на веранду, показал на Шридхара Махараджа и сказал: «Слушайте!»

#00:17:28#

Госвами Махарадж, когда услышал Шрилу Шридхара Махараджа, понял, что перед ним присутствует какая-то гениальная личность, гениальный садху. Шрила Шридхар Махарадж спросил: «Кто вы, откуда вы?» Госвами Махарадж отвечал: «Мы из Общества сознания Кришны, мы пытаемся записать Кришнадаса Бабаджи Махараджа». Шридхар Махарадж ответил: «Так как вы постоянно повторяете Харе Кришна мантру и принесли знания о ней всему миру, а Кришнадас Бабаджи тоже постоянно повторяет "Харе Кришна", то вполне логично, что в какой-то момент вы все-таки встретились». Это была первая встреча, возможно, на тот момент не было какой-то беседы.

#00:18:15#

Госвами Махарадж говорил, что Шридхар Махарадж был легендарной личностью. Мы знаем, что есть знаменитое видео, на котором запечатлено открытие Чандродая-мандира, где Бхактиведанта Свами усадил рядом с собой на вьяса-асану Шрилу Шридхара Махараджа, и есть его лекция, где Бхактиведанта Свами говорит: «Шридхар Махарадж — мой друг, я всегда знал его как чистого преданного, он старше меня по годам и по опыту», — и так далее. Поэтому все, кто присутствовал на этой лекции, знали, что Шридхар Махарадж — это какой-то гениальный теолог, богослов, но в целом мало кто знал его.

#00:18:58#

веданты Свами] не было даже известно, жив ли он, дает ли он хари-катху или рассказывает что-то только каким-то очень достойным людям. И вот группа, в которой был Госвами Махарадж, увидела легендарного Шрилу Шридхара Махараджа, они начали говорить с ним. Шрила Шридхар Махарадж вызывал шок у людей, которые встречались с ним, потому что помимо сокровенного знания духовных истин, он прекрасно владел английским, он давал поэтические объяснения шлокам (так как у Шридхара Махараджа было философско-культурологическое образование, он знал западную литературу).

#00:19:49#

На тот момент всем, кто познакомился с сознанием Кришны через Бхактиведанту Свами, казалось, что более сокровенного уровня, чего-то большего в принципе быть не может. И когда Госвами Махарадж увидел Шрилу Шридхара Махараджа, он почувствовал, что здесь сокрыт еще какой-то более сокровенный, более глубокий пласт сознания Кришны, который является неизученным, непредставленным, является тайным. Госвами Махарадж был очарован личностью Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:20:25#

Тем не менее, они вернулись (возможно, были даже сделаны какие-то записи Кришнадаса Бабаджи Махараджа). Вскоре после ухода Бхактиведанты Свами Прабхупады из этого мира Госвами Махарадж почувствовал, что он нуждается в духовном руководстве. Несомненно, существовали те или иные гуру-наследники, но он чувствовал, что нуждается в наставлениях какого-то вайшнава экстра-класса. Он постоянно думал о Шриле Шридхаре Махарадже, он принял решение отправиться к нему и получать его наставления, потому что Бхактиведанта Свами написал в одном из своих писем: «Даже я считаю Шридхара Махараджа своим шикша-гуру, своим наставником».

#00:21:11#

Шридхар Махарадж был патриархом, наставником всего Гаудия-матха. Госвами Махарадж стал слушать его катху и был очарован личностью Шрилы Шридхара Махараджа, очарован его глубиной понимания сознания Кришны. Например, Госвами Махарадж вспоминал такой эпизод: однажды Шрилу Шридхара Махараджа слушали люди, которые интересовались сознанием Кришны и долгое время уже приезжали к Шридхару Махараджу, и он спросил этих людей: «Как вы думаете, что такое сознание Кришны?» Кто-то сказал, что сознание Кришны — это преданность Абсолюту, саи ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже3, это бхакти. Кто-то сказал: это то, чему нас учил Бхактиведанта Свами Прабхупада. Но Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Сознание Кришны — это Реальность».

#00:22:20#

Когда мы читаем книги вайшнавов, зачастую мы воспринимаем это так: вот есть какая-то фантастическая литература, вот есть занимательная литература, есть телевидение и вот есть какие-то вайшнавские писания. И когда мы читаем о деяниях Чайтаньи, о деяниях аватаров, «Бхагаватам», читаем о Кришне, то для нас что Толкин, что «Шримад-Бхагаватам», что вайшнавизм, что литература — все это одной категории. Но в своих лекциях Шрила Шридхар Махарадж неоднократно говорил: попробуйте допустить, попробуйте осмыслить, что Кришна — это не какой-то литературный герой, что повествования о Нем — это не одна из многих занимательных книг этого мира, что это не один из эпосов этого мира, а что это повествование о Реальности высшего порядка.

#00:23:24#

Подобные глубокие откровения очаровали Шрилу Госвами Махараджа, и в какой-то момент он понял, что единственная личность, которую он хотел бы слушать, принимать духовное руководство, изучать наследие которой, — это Шрила Шридхар Махарадж. Но была некая проблема: у Шрилы Шридхара Махараджа была своя миссия, у Госвами Махараджа были определенные задачи в Обществе Сознания Кришны, но так или иначе, постепенно он настолько был очарован личностью Шрилы Шридхара Махараджа, что он оставил все свои занятия и принял прибежище (а также санньяса-посвящение, Гаятри-мантру) от Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:24:14#

Это было достаточно революционным шагом, потому что Общество Сознания Кришны на тот момент было гигантской духовной корпорацией, и как говорил Госвами Махарадж, по некоторым пунктам Общество сознания Кришны было даже влиятельнее и более ярко представлено в обществе, чем даже в современное время. То есть был период (это также вспоминал Авадхут Махарадж), когда практически на всех остановках в Нью-Йорке стояли люди в дхоти (на самом деле было не так много остановок и не так много людей, но у тех, кто ездил в метро, возникало впечатление, что где бы ты ни вышел в Нью-Йорке из метро, повсюду стоят люди в дхоти с тилакой и предлагают тебе книги). Такие акции проводились, это была духовная корпорация.

#00:25:02#

А Шридхар Махарадж был каким-то старцем, который жил в Навадвипе в своем внутреннем мире, но тем не менее Госвами Махарадж принял решение покинуть насиженную, комфортную зону и любой ценой постараться принять прибежище у стоп Шридхара Махараджа, издать его наследие. Первое, что он со своими друзьями сделал (естественно, с ним было определенное количество единомышленников), — они купили микрофон и стали писа́ть Шридхара Махараджа на диктофон. Также был период, когда после ухода Прабхупады все ДжиБиСи (все руководство ИСККОН) пришли и стали задавать Шридхару Махараджу различные духовные вопросы, ссылаясь на волю Шрилы Прабхупады. Тогда Госвами Махарадж находился среди общей массы и видел, что записываются только вопросы, касающиеся организации ИСККОН, а собственно хари-катху Шридхара Махараджа не пишут.

#00:26:18#

Шридхар Махарадж был творческим, не очень постоянным человеком, тогда ему было под девяносто лет, он был практически слепой. И вот приезжает какая-то молодежь и говорит: «Шридхар Махарадж, вы нам так нравитесь! Давайте мы постоянно будем к вам приезжать, вешать на вас микрофон, писа́ть ваши лекции, говорить с вами!» Для Шридхара Махараджа это было стрессом, в имеющемся архиве сохранилась запись, где он говорит: «Я не знаю, я уже английский плохо помню. Может быть, вам понравятся мои ответы, может быть, не понравятся; может быть, нам стоит начинать это дело, а может быть, не стоит». Сначала он очень напрягается и не понимает, делать ли ему это, какова воля Господа, в конечном итоге он говорит в своем стиле: «Мне надо посоветоваться со Шрилой Сарасвати Тхакуром». Личности такого уровня могут посоветоваться с Сарасвати Тхакуром.

#00:27:21#

Постепенно, когда стал писа́ться архив, Шридхар Махарадж сам разогрелся, плюс было много вдохновляющих факторов. Допустим, приезжали люди, и Шридхар Махарадж спрашивает: «Откуда вы?» — «Мы из Северной Африки, мы интересуемся гаудия-вайшнавизмом!» — «О Господи!» И так далее. В целом процесс пошел, и в чем была заслуга Госвами Махараджа на тот момент времени? Его заслуга была в том, что был куплен очень хороший, дорогой микрофон. (Обычно преданные понимают, что материальный мир коварен, полон опасностей, в какой-то степени они могут экономить средства. Даже Бхактиведанта Свами иногда говорил: «Кирпичи для храма возьмите попроще».) Но в данном случае Госвами Махарадж понял, что на главном нельзя экономить, купил очень хороший микрофон, и, собственно, тот архив, который есть на английском, записан в таком хорошем качестве благодаря микрофону, купленному Госвами Махараджу, и его заботливому отношению к записям.

#00:28:29#

В действительности надо понять, что не только Госвами Махарадж писа́л Шридхара Махараджа, возможно, есть даже какая-то часть архива Шридхара Махараджа, которая не пересекается с записями Госвами Махараджа (когда его не было в Навадвипе), но люди, которые это записывали, увезли этот архив с собой, и теперь мы не знаем ни этих людей, ни их записей, то есть никакой заботы о материалах не было. Госвами Махарадж писа́л архив Шридхара Махараджа на кассеты, и вначале он рассылал эти кассеты людям: послушайте Хари-катху. Шридхар Махарадж в какой-то момент спросил: «Чем ты занят?» — «Я рассылаю кассеты с вашими классными лекциями людям». Шридхар Махарадж сказал: «Кассеты — это здорово, но мне кажется, что было бы интересно, если бы ты попробовал составить книги: взять какие-то главные места, скомпоновать их по темам и составить книги». Таким образом, когда был записан архив на кассетах, стала готовиться первая книга. Госвами Махарадж собрал материалы, представил их Шриле Шридхару Махараджу. Он спросил: «Как ты думаешь назвать эту первую книгу?» Госвами Махарадж сказал: «Умереть, чтобы жить», то есть единственная книга Шридхара Махараджа будет называться «Умри, чтобы жить!» Шридхар Махарадж сказал: «Мысль интересная, неплохая, но давай мы назовем эту книгу "Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности"» Так «Умри, чтобы жить» преобразовалось в «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

#00:30:29#

Другая книга, созданная гораздо позже, которая должна была называться «Гуру тяжелее, чем Гималаи», была названа [Шрилой Шридхаром Махараджем] «Шри Гуру и Его Милость». Шридхар Махарадж любил изречение Эйнштейна: объект — это сам объект плюс его потенциал, какое-то его окружение, проявление. Мы видим, что это же отражено в названиях книг Шрилы Шридхара Махараджа: «Шри Кришна — Прекрасная Реальность», не просто Кришна, а Его красота, звук Его флейты, Его спутники, определенная Реальность; не просто Гуру, а Гуру и распространение его энергии в милостивом аспекте. Объект и его потенциал.

#00:31:18#

Если мы, допустим, говорим о книге «Шри Гуру и Его Милость», то половина материала для этой книги представляет собой какие-то административные разборки: этого гуру исключить — не исключить, гуру упадет — не упадет и так далее. Составить из этого всего книгу — очень непростая задача. Так или иначе, Госвами Махарадж стал составлять эти книги, а Шридхар Махарадж медитировал (он был практически слеп и не мог вычитывать книги) и давал определенные названия. Постепенно Госвами Махарадж издал книги.

#00:31:59#

Был один интересный эпизод. Шридхар Махарадж спросил: «Госвами Махарадж, тебе нравятся мои книги?» Госвами Махарадж говорит: «Я почувствовал себя полным идиотом, подумал, что надо мной издеваются. Я ответил: конечно, нравятся, вряд ли я стал бы их издавать, если бы они мне не нравились. Я думаю, что это лучшее из того, что я делаю в своей жизни». Дальше Шрила Шридхар Махарадж спросил: «А какая из моих книг у тебя самая любимая?» Госвами Махарадж говорит: «И тут я почувствовал себя второй раз полным идиотом. Я сказал: не знаю, Шрила Шридхар Махарадж. По-моему, они все у вас очень хороши». Госвами Махарадж рассказывал, что потом выражение лица Шридхара Махараджа стало напоминать выражение лица школьника, который затевает что-то хитрое, и с этим особым выражением лица хитрого школьника Шрила Шридхар Махарадж сказал: «А моя самая любимая книга — "Золотой Вулкан божественной любви", потому что это книга о Шри Чайтанье».

#00:33:12#

Когда я спрашивал у Госвами Махараджа о том, почему Шридхар Махарадж так сказал, Госвами Махарадж объяснил: идея Кришны как Бога — это общая идея. Кришна есть как рассказчик Гиты, Кришна как герой «Махабхараты», Кришна Двараки, Кришна Матхуры, но когда Кришна полностью посвящает Себя служению, полностью принимает сторону Шримати Радхарани, проникается Ее чувствами, — так является Шри Чайтанья. Поэтому именно Шри Чайтанья — Кришна, максимально принявший сторону Шримати Радхарани, — является объектом почитания Соответственно, Госвами Махарадж объяснил, «Поиск Шри Кришны…» — это общая идея, но Кришна, который целиком принял сторону Шримати Радхарани, стал Шри Чайтаньей, — это «Золотой Вулкан божественной любви».

#00:34:13#

В каждой книге есть какой-то свой акцент, своя направленность. Моя любимая книга в свое время это «Любовный поиск потерянного слуги» — книга, благодаря которой я заинтересовался Шрилой Шридхаром Махараджем. Когда приехал Махайоги Прабху, который помогал Госвами Махараджу издавать книги в Америке в ашраме, который они основали в Сан-Хосе, я спросил у него: какова была задумка моей любимой книги «Любовный поиск потерянного слуги»? Махайоги сказал: «Любовный поиск…» — это книга, где присутствует наибольшее количество расы, трансцендентных эмоций, лирики, романтики в высшем смысле». Также он что-то говорил про «Субъективную эволюцию сознания», но я, к сожалению, запамятовал.

#00:35:23#

Процесс издания этих книг был очень сложным. Например, для издания книг Шрилы Шридхара Махараджа купили немецкий печатный станок, и инструкция к этому станку была на немецком. Никто не понимал, как на нем печатать. На тот момент целая ветка сознания Кришны существовала в Африке (ЮАР или другая южная страна), и был выписан гражданин ЮАР (может быть, негр) из Общества Сознания Кришны, которому даже чуть не оформили фиктивный брак на территории Америки (или какую-то аферу провернули), чтобы он какое-то время мог побыть в Сан-Хосе и разобраться, как на этом немецком печатном станке, собственно, печатать. Сейчас можно читать с монитора, но в издательской практике считается, что нужно вычитывать не с компьютера, а с листа. Махайоги рассказывал, что финансовое положение было зачастую такое, что он иногда распечатывал что-то, что хотел посмотреть на каком-то листке в хорошем качестве, и Госвами Махарадж кричал: «Почему ты потратил листок бумаги? Это все дорого. Если ты все будешь распечатывать все на листках, то как мы вообще напечатаем книги?» Ситуации были непростые.

#00:37:20#

Была еще одна ситуация. Какое-то время в Сан-Хосе арендовали красивый деревянный дом из резных панелей. (Госвами Махарадж никогда не рассказывал этого эпизода, о нем рассказывал Махайоги). В какой-то момент они почувствовали, что пахнет паленым, выбежали и увидели, что ашрам подожгли. Рядом было ограждение для цветов, в котором ничего не росло, и туда был вставлен облитый бензином горящий крест, то есть кто-то поставил перед домом горящий крест и поджег ашрам. Это быстро заметили. Махайоги рассказывал: «Я стал бегать, орать, искать пожарных, а Госвами Махарадж просто стал методично ломать панели, выбивать ту часть, которая горит, чтобы огонь не распространился. Эпизоды бывали разные.

#00:38:59#

Отношения с Обществом сознания Кришны также постепенно ухудшались, поэтому сначала Госвами Махараджу написали письмо, что не очень хорошо, если он будет проповедовать в Лос-Анджелесе, потом написали, что не очень хорошо, если он будет проповедовать в Калифорнии, потом написали, что не очень хорошо, если он будет проповедовать вообще где-то в Америке, хотя официально его, скажем, никто не изгонял. Госвами Махарадж говорит: «В целом я исполняю их пожелание, потому что я проповедую в Таиланде, в России — где угодно, кроме Америки».

Традиш Прабху: Они даже сказали, что он не должен проповедовать вообще в англоязычных странах.

#00:39:40#

Сахадев Прабху: Он говорит: «Ну и пожалуйста — Таиланд, Россия, в высшем смысле даже все пожелания ИСККОН выполнены».

Госвами Махарадж составил книги Шрилы Шридхара Махараджа, которые являются классическими, рекомендованными самыми первыми к изучению для тех, кто желает знакомится с наследием Шрилы Шридхара Махараджа. Естественно, что ученики Госвами Махараджа должны знать, какие книги он составил: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности» — мы ищем Истину; далее Истина ищет нас — «Любовный поиск потерянного слуги»; далее «Золотой Вулкан божественной любви»; «Субъективная эволюция сознания»; «Шри Гуру и Его Милость». Как есть Пятикнижье Моисеево (Тора), у нас есть наше Пятикнижье — эти пять книг, с их изучения рекомендуется начинать изучение наследия Шрилы Шридхара Махараджа. Для тех, кто совсем ни с чем не знаком — книга «Путь домой» или «Домашний уют». Но эти пять книг — наиболее фундаментальные книги Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:41:00#

Далее уже — «Проповеди Хранителя Преданности», и на harekrishna.ru есть документ, который называется «Рекомендованная последовательность изучения книг в Шри Чайтанья Сарасват Матхе». Там, после первого блока книг (знакомство с традицией, для тех, кто вообще ничего не знает), дальше как раз идут пять книг, созданных Шрилой Госвами Махараджем. Поэтому Госвами Махарадж фактически познакомил весь западный мир со Шрилой Шридхаром Махараджем, он доказал, что можно издавать книги, он основал ашрам, он был первым основателем ашрама Шри Чайтанья Сарасват Матха за пределами Индии.

#00:41:46#

Надо понять, что это были совсем другие времена. Он периодически приезжал и записывал Шрилу Шридхара Махараджа, задавал ему вопросы. Как вспоминают некоторые, вода, [которую использовали для приготовления еды], текла прямо из Ганги, без фильтров, была коричневого оттенка. Или Госвами Махарадж вспоминал другой эпизод, когда он заболел. Шридхар Махарадж сказал: «Может быть, он хочет что-то скушать?» В Индии тяжело обычно болеют: температура, жар, расстройство желудка — полный набор всего, что тебя может выводить из равновесия. Госвами Махараджу сказали: «Шридхар Махарадж спрашивает: может быть, вы хотите скушать что-то?» В растерянности Госвами Махарадж сказал: «Да, было бы здорово съесть кусочек пиццы». Было устроено локальное совещание: что такое пицца? Никто не знал, не видел вживую, но вроде легенды говорят, что в Калькутте есть такое загадочное блюдо, правда, как оно выглядит, не совсем понятно. И вот уже почти подготовили экспедицию в Калькутту за пиццей, но тут кто-то сказал Госвами Махараджу, что творится, и он в ужасе сказал: «Извините, я думал, что все более доступно, отменяйте экспедицию».

#00:43:21#

На протяжении всего архива Шридхар Махарадж многократно прославляет Госвами Махараджа, он даже неоднократно говорил Госвами Махараджу: «Твои книги», он не говорил «мои книги». В действительности если бы Госвами Махарадж хотел, он мог бы сделать достаточно большую подборку из архива Шрилы Шридхара Махараджа, где Шридхар Махарадж прославляет его. Как минимум, в изданном архиве «Жемчужины духовной мудрости» есть файл, который называется «Благодарность за книгу "Золотой Вулкан Божественной Любви

#00:44:01#

Это была целая революция. Госвами Махарадж не только книгоиздатель, он — богослов. Как богослов, он всегда очень внимательно следит за тем, чтобы учение Шрилы Шридхара Махараджа, его идеи были представлены очень точно, без искажений.

В Таиланде однажды я подошел к нему и спросил: Шридхар Махарадж на оригинальном английском говорит о том, что душа — это точка света. Но с позиции русского языка это не очень поэтично — «точка света», хотелось бы сказать «божественная искра» или «искра света». Госвами Махарадж сказал: «Если хочется, то можно, но учти, что искра — это то, что гаснет, это что-то временное. Искра ведет немножко в сторону майявады (индивидуальное сознание, искра, какое-то время существует, потом гаснет: все есть Брахман, а индивидуальность — это что-то гаснущее). Шридхар Махарадж чаще говорил "точка", иногда он говорил "духовный атом"». Такого уровня мышление [у Госвами Махараджа].

#00:45:20#

Также в Таиланде Госвами Махарадж рассказывал еще очень интересную вещь: в Лос-Анджелесе он читал Бхагавад-гиту. Мы знаем, что Бхагавад-гита говорит о Кришне как о мужском начале, Кришна говорит: ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру4 — стань Моим преданным, думай обо Мне, служи Мне. Считается, что Гита говорит о Кришне, но о Радхарани говорит, прежде всего, Шри Чайтанья Махапрабху, что в Гите особенно нет сведений о женском аспекте Божественного. Госвами Махарадж сказал: «Я читал девятую главу, там в двух шлоках описывается положение падших душ и положение великих душ. О падших (обычных, материалистичных) душах сказано:

#00:46:30#

могха̄ш́а̄ могха-карма̄н̣о,
могха-джн̃а̄на̄ вичетасах̣
ра̄кш̣асӣм а̄сурӣм̇ чаива,
пракр̣тим̇ мохинӣм̇ ш́рита̄х̣
5

"Все их надежды, все их размышления и труды тщетны. Приняв прибежище в демоничной богопротивной природе, они пребывают в пракр̣тим̇ мохинӣм̇ ш́рита̄х̣, в Моей энергии заблуждения". А в следующей шлоке Кришна говорит:

#00:47:02#

маха̄тма̄нас ту ма̄м̇ па̄ртха
даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣
бхаджантй ананйа-манасо
джн̃а̄тва̄ бха̄та̄дим авйайам
6

"Великие души, махатмы, принимают прибежище в Моей дайви-пракрити". Не "во Мне" говорит Кришна, а "в Моей божественной энергии", — сказал Госвами Махарадж. — Тут я увидел, что в этой шлоке Гиты, в сущности, говорится о Радха-дасьям в очень скрытой форме. Потом я стал думать: как я увидел этот стих таким образом? Благодаря влиянию Шрилы Шридхара Махараджа». Почему-то Госвами Махарадж об этом нигде не рассказывал.

#00:47:49#

Существует еще одно достаточно эксклюзивное объяснение, которое он давал. Так сложилось, что по милости Авадхута Махараджа я находился какой-то период в Таиланде, там же находится Госвами Махарадж, и тогда же мы занимались Бхагавад-гитой. Вот мы берем книгу «Любовный поиск потерянного слуги». В ней есть раздел с заголовком «Бхагавад-гита», где Шрила Шридхар Махарадж говорит, что есть определенная главная идея в Бхагавад-гите, и эту идею идеально выражает шлока «Шримад-Бхагаватам»:

#00:48:35#

тат те ’нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄н̣о
бхун̃джа̄на эва̄тма-кр̣там̇ випа̄кам
хр̣д-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те
джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к
7

О чем говорит эта шлока? Кто терпеливо и с великой надеждой терпит дурные последствия его же собственной кармы и несмотря даже на сложные, плохие жизненные обстоятельства, на какие-то неприятные события жизни, продолжает совершать служение Господу телом, умом и речью, такая душа очень быстро придет к освобождению. Смысл таков, что человек интересуется духовностью, духовной жизнью, но когда приходят какие-то неприятные жизненные обстоятельства, он говорит: «Господь бы так со мной не поступил, — человек жалуется, обвиняет окружающих людей. — Все сволочи, никто не помог, этот мир жесток, Господь со мной плохо обращается. Довольно духовности! Если бы был Господь, такого бы не происходило».

#00:49:52#

Но эта шлока говорит, что садху видит все по-другому: «В действительности я грешил, огромное количество дурной кармы совершено мной, поэтому какая-то часть из нее пришла ко мне, но на самом деле я должен быть наказан в гораздо большей степени. По воле Господа лишь незначительная часть этого, более мягкое наказание пришло ко мне, виноват в этом только я сам. Я радостно встречу это, радостно пройду эту боль и неприятности для того, чтобы очиститься. Несмотря на это я буду служить моему Господу». Шридхар Махарадж говорит: тот, кто имеет такой настрой в трудностях, неприятностях, тот очень быстро придет к осознанию Всевышнего в любых ситуациях, возвысится над миром материи. Такова эта шлока «Бхагаватам». В книгах этого нет, но в архиве Шрила Шридхар Махарадж приводит очень забавное объяснение, он говорит: это подобно тому, как мать наказывает ребенка. Обычно ребенок, который, например, разбил вазу, говорит: «Я не разбивал эту вазу!» или «Да, я разбил вазу, но я же всего ребенок, это так жестоко — наказывать меня, я ни в чем не виноват!» и так далее. Мать от этого становится еще злее и лупит его еще сильнее. Но Шридхар Махарадж говорит: эта шлока подобна ситуации, когда мать начинает наказывать ребенка, а он говорит: «Да, мама, я действительно виноват. Ваза была очень дорогой. В действительности меня надо наказать еще больше». Шридхар Махарадж говорит: при таких обстоятельствах мать теряет дар речи и прекращает наказывать ребенка. Таково прекрасное объяснение этой шлоки.

#00:51:42#

Считается, что нужно начинать с терпения. Шридхар Махарадж говорит: в какой-то момент человек глубоко постигает суть этой шлоки, достигает видения маха-бхагаваты, и улыбающееся лицо Господа выглянет из-за завесы, любые обстоятельства человек сможет видеть как милость Господа, он сможет видеть улыбающегося Кришну, стоящего за любыми событиями этого мира. Таким образом, это главная идея Бхагавад-гиты: что-то начинается с терпения и заканчивается осознанием благой природы, воли Господа в любых обстоятельствах.

#00:52:22#

Единственная проблема — что эта шлока «Шримад-Бхагаватам». То есть: книга — «Любовный поиск потерянного слуги», глава — «Бхагавад-гита», где сказано, что суть Бхагавад-гиты — эта шлока «Шримад-Бхагаватам». Я сказал: «Госвами Махарадж, это очень классно, но есть ли в самой Бхагавад-гите (она же большая) какая-то ключевая шлока, которая выражает эту идею? То есть почему главная шлока Бхагавад-гиты — эта шлока "Бхагаватам", где это в Гите?» Госвами Махарадж воздел глаза к небу и сказал, что начальная идея этой шлоки — это вторая глава, где Кришна говорит:

#00:53:09#

ма̄тра̄-спарш́а̄с ту каунтейа
ш́ӣтош̣н̣а-сукха-дух̣кха-да̄х̣
а̄гама̄па̄йино ’нитйа̄с
та̄м̇с титикш̣асва бха̄рата
8

«Хорошие и плохие события этого мира подобны сменам времен года: обязательно будет что-то радостное, обязательно будут какие-то проблемы — таков материальный мир, поэтому, о Арджуна, о Партха, научись терпеть эти волны, постарайся возвыситься над ними».

Шлока о терпении — это вторая глава Гиты, а что касается улыбающегося лица Господа, который выглядывает из-за завесы, осознания Его всеблагой природы, то это — последняя шлока пятой главы, где Кришна говорит:

#00:53:50#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇,
джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати
9

«Безусловно, Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — Владыка всех миров. Но также Я — друг каждому живому существу, и тот, кто постиг это, обретает подлинное удовлетворение. Я не враг никому: в действительности Я доброжелатель каждого».

Шрила Авадхут Махарадж приводит замечательный пример, который также отражает идею этой шлоки: Господь как садовник, который выходит на свой огород и видит, что где-то сидит какая-то птичка, где-то бабочка летает, где-то бежит паучок, и он рад каждой ягодке, каждому кусту и каждой птице в своем саду. Не так, что он выходит и говорит: «Кузнечик! Ты слишком много жрешь сегодня! Мне не нравится выражение твоего лица, иди нафиг с моего сада!» Господу дорог каждый.

#00:54:57#

Госвами Махарадж сказал, что эта идея шлоки «Бхагаватам» в Гите представлена во второй главе (начальная идея) и идея того, что Господь — друг каждому, сострадателен, Он никогда не враг — это пятая глава, последняя шлока. Потом мы вышли на улицу, я сказал: «Госвами Махарадж, это потрясающее объяснение. Наверное, вы как-то обдумывали это, размышляли над Гитой?» Он говорит: «Нет, ты спросил — я сказал. Честно говоря, до этого ничего не обдумывал».

#00:54:29#

В Таиланде, когда мы занимались Гитой, я был поражен этими двумя объяснениями: идеей Радха-дасьям в девятой главе Бхагавад-гиты, и наконец-таки я узнал, где, собственно, в Бхагавад-гите [находится аналог этой шлоки «Бхагаватам»]. Это вы не прочитаете нигде, это эксклюзивные объяснения Госвами Махараджа. Возможно, они где-то записаны в нашей тайской студии, но где — знает только лучезарный Господь.

Госвами Махарадж — не человек, который записывал, не понимая, Шридхара Махараджа, а личность, которая гениальным образом была способна понять его наследие, он мыслит шлоками. В действительности в классической практике вайшнавизма представление каких-то духовных идей всегда должно опираться на писания, на шастры. Если ты говоришь что-то, относящееся к Ведам, и не цитируешь шлоки, то это не считается высококлассной проповедью. Госвами Махарадж прекрасно знает именно те шлоки, которые любил Шрила Шридхар Махарадж, он разбирается в шлоках Шрилы Шридхара Махараджа — в том, как он излагал учение Махапрабху, Господа Чайтаньи, излагал ведические идеи посредством цитат из ведических писаний.

#00:57:03#

На современном пространстве ведической проповеди, даже в Чайтанья Сарасват Матхе мы видим, что практически никто не мыслит шлоками, слабое знание священных писаний. Но Госвами Махарадж всегда пребывает в мире священных писаний, в мире шлок, и он мыслит этими категориями. Просто выучить это несложно, но мыслить шлоками (каким образом соотносится эта шлока «Бхагаватам» с какими-то шлоками Гиты) — это определенный уровень богословского мышления, который нельзя сымитировать, надо быть духовным гением.

Госвами Махарадж не очень любит рекрутинг (рассказывать людям, что ты не нога, не голова — должно быть, ты душа), ему нравится рассказывать, прежде всего, какие-то сокровенные идеи Шрилы Шридхара Махараджа, он очень любит молитву Уддхавы, где он говорит: «Я желаю быть травинкой, на которую ступают браджа-гопи (гопи Вриндавана)10».

#00:58:09#

Госвами Махарадж очень глубокий человек. Как-то на одном из вайшнавских фестивалей он читал лекции, они были достаточно сложные. На тот момент времени мы особо-то Шридхара Махараджа не читали, все сидели и делали умное лицо, но, естественно, понимали не все. Сиддханти Махарадж, проходя мимо, лукаво подмигнул и сказал: «Возможно, вы не понимаете смысла всего, что говорит Шрила Госвами Махарадж, но одна вибрация его голоса, даже если вы будете слушать, ничего не понимая, очистит ваше сердце». Есть шлока в «Чайтанья-чаритамрите», где сказано, что просто звуки «Чаритамриты» (даже если вы совершенно не понимаете, о чем идет речь) благословят вас на то, чтобы постепенно в вашем сердце развивалось кришна-бхакти, преданность Кришне.

#00:59:05#

Госвами Махарадж — это уникальный человек уникального поколения. Он сделал свою революцию. В действительности он мог бы хвастаться гораздо больше этими событиями. Несомненно, что он сложный, внутренний человек, возможно, невеселый временами и так далее, но он понимает, что он хранитель определенных [идеалов]. У него эталонные лекции. Может быть, он не пытается говорить обо всем, но его лекции всегда являются эталоном того, как можно говорить на какую тему, не говоря какой-нибудь ерунды. Иногда их можно упрощать, но если взять, допустим, какую-то мою лекцию, то я могу путать шлоки, названия священных писаний, истории и так далее, а в лекциях Госвами Махараджа если сказано, что это написал Рупа Госвами, а не Джива Госвами, если какая-то история рассказана, это значит, что именно так рассказывал Шрила Шридхар Махарадж.

#01:00:09#

Госвами Махарадж говорил, что Шридхар Махарадж любил его за то, что он был способен сконцентрироваться на какой-то идее и очень долго сидеть, совершать какую-то работу, затем передавать это людям. Мы благословлены, что такие «мамонты» бегают среди нас. Каждый, кто соприкасается с Госвами Махараджем, для кого он является духовным учителем, должен понимать, что это более чем достойная личность, для того чтобы сейчас являться одним из ачарьев, наставников Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

[киртан]

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

2 ш́рӣ бхагава̄н ува̄ча: аш́очйа̄н анваш́очас твам̇, праджн̃а̄-ва̄да̄м̇ш́ ча бха̄ш̣асе / гата̄сӯн агата̄сӯм̇ш́ ча, на̄нуш́очанти пан̣д̣ита̄х̣ — Всевышний сказал: «Ты говоришь, словно мудрец, но при этом сокрушаешься о том, о чем скорбеть не стоит. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых» (Бхагавад-гита, 2.11).

3 Саи ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже / ахаитукй апратихата̄ йайа̄тма̄ супрасӣдати — «Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

4 Ман-мана̄ бхава мад-бхакто, мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру / ма̄м эваишйаси сатйам̇ те, пратиджа̄не прийо ’си ме — «Всегда помни обо Мне, стань Моим преданным, жертвуй ради Меня и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю это тебе, поскольку ты — Мой дорогой друг» (Бхагавад-гита, 18.65).

5 «Все их надежды, труды и познания тщетны! Став заложниками демонического и безбожного мировоззрения, они пребывают в плену Моей энергии заблуждения» (Бхагавад-гита, 9.12).

6 «Тогда как великие души, о Партха, принимают прибежище в Моей божественной энергии. Они предаются Мне всем сердцем, зная Меня как изначальный и неисчерпаемый Источник всего сущего» (Бхагавад-гита, 9.13).

7 «Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.8. Цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 6.261; Антья-лила, 9.77).

8 «Сын Кунти! Переживания счастья и горя возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия. Эти явления преходящи, подобно смене времен года, поэтому научись терпеливо переносить их, о потомок Бхараты!» (Бхагавад-гита, 2.14).

9 «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

10 А̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

← Краснодар. Фестиваль в КЦ Джаганнат от 25 апреля 2015 года ·• Архив новостей •· «The Vyasa Puja Show» (с русскими субтитрами). Скромное подношение на День явления Шрилы Б. С. Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования