«Обсуждение различных аспектов духовной жизни». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 14 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 62.12M)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Обсуждение различных аспектов духовной жизни

(14 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Враджа Кишор Прабху: Бхарати Махарадж приехал недавно из Индии. Он был на Ратха-ятре в Джаганнатха Пури. И он рассказывал, что колесницы следуют в определенном порядке — сначала Баладева, Субхадра, затем Джаганнатх. Почему брат Кришны [Баладева] едет первым?

[Госвами Махарадж поясняет вопрос Шриле Гурудеву.]

#00:01:19#

Шрила Говинда Махарадж: Потому что Баладева всегда подготавливает все для Господа Кришны. Он берет все под Свой контроль. Господь Кришна здесь, но Баладева контролирует ситуацию таким образом. Субхадра занимает промежуточное положение — с одной стороны у нее Баладева, с другой — Джаганнатх [Кришна], и она защищена таким образом.

#00:02:02#

Джанардан Махарадж: Когда был день явления Господа Баладевы, Гурудев говорил, что Баладева всегда является первым, чтобы все как следует расставить по местам [ради удовлетворения Господа Кришны]. Расстановка по местам всего материального и духовного — все это делает Баладева.

#00:02:27#

Сахадев Прабху: Существуют шлоки, прославляющие Туласи Деви и святые места. В этих шлоках говорится, что если тело кремируется с листом туласи, то душа отправляется сразу в духовный мир. Или: когда во Вриндаване кто-то оставляет тело, то он сразу отправляется в духовный мир. Но, с другой стороны, другие писания, такие как Бхагавад-гита, говорят, что это возможно, только если душа полностью предалась Кришне после многих воплощений. Здесь присутствует определенное противоречие. Неужели настолько механистично? Значит ли это, что любой преданный, кремированный с листом туласи, обязательно отправится в духовный мир?

#00:04:09#

Шрила Говинда Махарадж:

йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣[1]

#00:04:45#

То, куда мы попадаем после смерти, определяется нашим умонастроением, теми мыслями, с которыми мы оставляем тело, и верой, которой мы обладаем. Духовный мир — это не Москва и не Петербург. Он бесконечен и там есть очень много уровней или сфер, которых можно достичь.

#00:05:15#

Наши представления ограниченны — мы знаем только что-то об этом мире и то не полностью. Этот мир существует в пределах одной вселенной. А в этой вселенной есть миллионы других миров. Сейчас даже ученые понимают это. И это [материальное проявление] только одна четверть того, что называется вибхути Кришны, Его явленных богатств. Бытие бесконечно.

#00:06:34#

Если человек верит, что лист туласи принесет ему освобождение из материального мира, он получит такое освобождение. В Индии проводятся различные самскары [благоприятные обряды]. Когда кто-то умирает, на грудь ему кладут листок туласи, окропляют водой из Ганги и кладут Гиту. Мы верим, что он перенесется затем в духовный мир, в соответствии со своим образом мыслей. И он может выбрать любую сферу там.

#00:07:44#

Сахадев Прабху: Может ли Кришна по Своей воле, в соответствии с каким-то Своим планом, оставлять преданного в материальном мире, независимо от любых благоприятных обрядов?

#00:08:16#

Шрила Говинда Махарадж: Кришна может сделать все, что угодно, но зачем Ему нарушать правила?

#00:08:56#

Джанардан Махарадж: Если кто-то — ловкач, мошенник, политик, и его при кремировании украсили листом туласи — может ли он попасть в духовный мир?

#00:09:10#

Шрила Говинда Махарадж: Да, если у него есть вера в это.

#00:09:13#

Сахадев Прабху: Но не умаляет ли это необходимость развития преданности, жажду развития чистой преданности [неразборчиво]?

#00:10:03#

Джанардан Махарадж: Тот, кто верит в Туласи, не может не иметь преданности.

Шруташрава Прабху: Одно предполагает другое. Самого по себе листа туласи еще недостаточно, необходима вера. А вера может быть только у преданного. То есть одно подразумевает другое.

#00:10:38#

Ашутош Кришна Прабху: Можно ли считать, что после Харинама-инициации любое совершение грехов, в частности, нарушение четырех регулирующих принципов свободы, является оскорблением Святого Имени?

[Непереведенная реплика Джанардана Махараджа.]

#00:11:28#

Шрила Говинда Махарадж: Существует десять оскорблений Святого Имени, которых следует избегать. Постарайтесь запомнить эти оскорбления. Если какое-то из них проникнет в ваш ум — это будет оскорбительным для Харинама.

#00:12:03#

А четыре регулирующих принципа определяют жизнь благочестия, это обычная жизнь. Они предназначены просто для поддержания жизни и тем ценны. Но если вы хотите познать силу Харинама, для этого вам нужно избегать десяти оскорблений.

#00:12:40#

Ашутош Кришна Прабху: А можно ли посчитать, что совершение греха является десятью оскорблениями?

[Шруташрава Прабху и Джанардан Махарадж поясняют.]

#00:13:20#

Шрила Говинда Махарадж: Ответ утвердительный. То есть если мы сохраняем материалистические представления о себе, мы совершаем нама-апарадху. Также если мы грешим, полагаясь на силу Святого Имени, — это также оскорбительно.

#00:14:15#

Нужно стремиться к спонтанному повторению Святого Имени. Нам говорят повторять четыре круга на четках ежедневно — это такое правило, предписание, но тот человек, который постоянно хранит в уме Святое Имя, повторяет его, на того это правило о четырех кругах джапы не распространяется.

#00:15:10#

Если мы на сто процентов преданны Господу, если мы служим Ему двадцать четыре часа в сутки, посвящаем себя целиком этому служению, то у нас просто не будет времени для совершения оскорблений. Это будет очень благоприятно.

#00:15:41#

Мой Гуру Махарадж постоянно повторял Святое Имя, и я старался все свое время использовать для служения ему. Я служил ему днем и ночью. И это самое лучшее. В таком случае я получаю лучшие результаты в жизни.

#00:16:31#

Мне не нужно просить Кришну о чем бы то ни было — Он дает мне все, что необходимо для служения, Он знает о моих намерениях. И тогда я обретаю бесстрашие. Это самый лучший образ действий для всех, кто практикует преданное служение. Старайтесь исполнять желание Гуру-вайшнава, и тогда вы обретете величайшее благо в духовной жизни.

#00:17:10#

Вопрос: Гурудев, сразу прошу прощения, если мой вопрос не вполне правильный. Всегда ли является уместным воспевание Святого Имени? [Далее неразборчиво: речь идет о воспевании Святого Имени в не вполне подходящих для этого местах (из-за их нечистоты) — ванной, туалетной комнатах.]

[Шруташрава Прабху поясняет вопрос.]

#00:18:43#

Шрила Говинда Махарадж: Да, всегда, все время — нет проблем. Но [в таких местах] не с четками из туласи.

[Смех.]

#00:19:06#

Ашутош Кришна Прабху: Отражается ли совершение учеником нама-апарадхи, оскорбления Святого Имени, на духовном или физическом состоянии его духовного учителя?

[Джанардан Махарадж поясняет вопрос.]

#00:19:41#

Шрила Говинда Махарадж: Это зависит от статуса и способностей самого духовного учителя.

#00:19:56#

Переводчица (поясняет для кого-то из собрания): Вопрос был такой: отражается ли совершение учеником апарадх на физическом и духовном состоянии духовного учителя?

Еще вопросы есть?

#00:20:37#

[Далее переводит Бхарати Махарадж.]

Шрила Говинда Махарадж: Если у вас есть какие-то вопросы, которые для вас действительно важны, которые могут поменять вашу духовную жизнь, то можете их задавать.

#00:20:48#

Туласи Рани Деви Даси: У нас ятра небольшая, и я иногда предлагаю преданным распространять книги или ходить на харинаму. Ответ у преданных такой: «Не было указания Гуру распространять книги. А на харинамы надо ходить только с махараджами, только тогда польза будет». Правильно это или нет?

#00:22:33#

Шрила Говинда Махарадж: Если распространение книг входит в миссию вашего Гуру Махараджа, то вы должны распространять книги. Через распространение книг прежде всего сам распространяющий обретет сознание Кришны, если ему повезет, конечно.

#00:23:16#

Махапрабху говорил: «Ты принесешь себе благо, если будешь стараться приносить благо другим». Приносить благо другим и тем самым приносить благо себе — это хороший способ духовного роста. Если я ем что-то вкусное, питательное и делюсь этим с другим — в этом нет ничего плохого. Если распространение книг — значит нести добро другим, значит надо это делать. Это очень хорошо.

#00:24:23#

А воспевать Имя с санньяси или без санньяси — это некорректный вопрос. Какая разница?

#00:24:33#

Туласи Рани Деви Даси: Говорится, что если воспевать [совместно] с чистым [обладающим подлинным духом служения Богу, беспримесной мотивацией] преданным, то это принесет благо всем окружающим. А мы не чистые преданные.

#00:25:05#

Шрила Говинда Махарадж:

на̄ма̄пара̄дха-йукта̄на̄м̇
на̄ма̄нй эва харантй агхам̇…[2]

#00:25:38#

Чистое воспевание Имени не приходит в одночасье. Нужно понимать, что мы в нашем состоянии не можем воспевать чисто Святое Имя, это всегда будет сопровождаться какими-то оскорблениями. Но если у нас есть искреннее желание помочь другим и служить своему Гуру, то даже нечистое воспевание принесет благо другим и вам.

#00:26:14#

В Кали-югу есть понятие «зима». Но зима в Сибири и зима в Индии — совершенно разные вещи. Вопрос в том, чтобы не замерзнуть. Если у вас достаточно способов защиты от холода, то… Если очень холодно — как, например, в России, то надо надеть теплую одежду. Точно так же служение — если вы это делаете с настроением уберечь себя или уберечь других от материализма, то этого достаточно.

#00:28:04#

Если власти не налагают прямого запрета на воспевание Святого Имени, то нужно воспевать Святое Имя, потому что в ведическом учении говорится, что лучший способ помочь себе и помочь другим — это воспевать Святое Имя. В данном случае, в наш век — это воспевать Харе Кришна маха-мантру. Значит надо это делать. Главное, чтобы мотив был — помочь себе и помочь другим.

#00:28:42#

Вопрос: Может ли то, что Гурудев сказал сейчас, относиться ко всем людям? Если, например, какой-то преданный проповедует, но сам он [несовершенен, не обладает должной квалификацией]… Может он и хочет помочь другим, но на самом деле у него нет истинного глубокого понимания? Даст ли такая проповедь духовный результат обеим сторонам?

#00:29:37#

Шрила Говинда Махарадж: Если у него нет полного понимания философии, чистого понимания, все равно он обретет благо сам и облагодетельствует того, кому проповедует. Все мы несовершенны, и вопрос не ставится так: «Сначала узнай абсолютно все, а потом помогай другим». Дело не в знаниях. В писаниях этим и прославляется Харинам, Святое Имя, и проповедь — тем, что можно быть несовершенным, можно не знать очень многого, но при этом нести благо другим и благо себе. Главное — это верить и оказывать почтение Харинаму. Верить в Святое Имя и почитать Святое Имя.

#00:31:34#

Джанардан Махарадж: Мы только что вернулись из Италии, там нашим центром руководит одна замечательная женщина [Кришна Канта Деви Даси]. Она пригласила на встречу с Гурудевом человека, у которого не все в порядке с пониманием.

#00:32:22#

Эта женщина, которая управляет этим матхом, когда-то сама познакомилась с преданными, которые в своем поведении очень радикальны. При этом она была приглашена и познакомилась таким образом с Гурудевом.

#00:32:51#

Гурудев приводил такой пример: однажды человек пошел на рынок за продуктами. Когда он пришел на рынок к одному продавцу, тот сказал: «Плати мне быстрее, потому что солнце уже садится, мне пора. Солнце садится, я закрываю магазин, мне пора, будет темно». Но покупатель воспринял эти слова по-другому. Он подумал: «Солнце моей жизни садится, мне нужно что-то наконец сделать». И это поменяло его сознание.

Госвами Махарадж (подсказывает): Лал Бабу. Его звали Лал Бабу.

Шрила Говинда Махарадж: Лал Бабу.

#00:34:12#

Джанардан Махарадж: Эти слова настолько запали ему в душу, что он поменялся абсолютно и стал преданным.

#00:34:32#

Если кто-то не понимает сиддханту… Кто-то больше понимает, кто-то меньше — нет проблем. Например, в материальном мире кто-то начинает бизнес с миллионом рублей, кто-то начинает бизнес с пятьюдесятью рублями. Даже дети могут проповедовать. Мы слышали, что какие-то дети преданных, которые ходят в школу, проповедуют своим одноклассникам. Иногда эти одноклассники возвращаются домой и говорят своим родителям: «Теперь я не хочу быть карми». Проповедь может быть разной.

Я немножко пытался пояснить, что сказал Шрила Говинда Махарадж.

#00:35:50#

Вопрос: Когда мы совершаем что-то, как мы можем осознать разницу между нашей эгоистичной деятельностью и севой?

[Джанардан Махарадж поясняет вопрос.]

#00:36:46#

Шрила Говинда Махарадж: Если вы делаете то, что вас просят делать Гуру или вайшнавы, — это сева, служение. Если вы делаете то, что вам нравится, чтобы увеличить свое богатство, славу и удовольствия, то это ваше собственное желание [эгоистичная деятельность]. Но все зависит от настроения. Главное — ради чего вы что-то делаете. Не вопрос, что вы делаете, а ради чего вы делаете.

#00:38:09#

Например, если у кого-то есть семья и ему необходимо поддерживать своих детей, мать, жену, но при этом он хочет служить Кришне, то это поддержание своей семьи должно стать частью его служения Кришне. То есть он должен относиться к служению своей семье, как к служению Кришне.

#00:39:04#

«Кришна поместил меня в эти обстоятельства — я должен заботиться о своей семье, поэтому забота о семье должна быть частью служения вайшнавам». Если мы это совмещаем, то это сева.

#00:39:36#

Поэтому я еще раз подчеркиваю — главное, с каким настроением, в каком духе все совершается. Если я служу своей семье и понимаю, что таким образом Кришна меня поставил в эти обстоятельства, и я служу Кришне, то это будет сева. Если я это делаю ради себя, значит, ради себя.

#00:40:17#

Если я живу в духе служения Господу, то и поддержание собственного тела, поддержание здоровья и т. д. — все это будет частью служения Кришне.

#00:40:43#

Главное — внутреннее состояние. А внутреннее состояние должно быть таким: «Я хочу служить Кришне. Если Он ставит меня в какие-то условия, значит, это служение Ему».

#00:40:59#

Неважно, в каком мы статусе — грихастха, ванапрастха, санньяси или брахмачари. В каком бы состоянии обусловленная душа ни находилась, если она служит Кришне, то прогрессирует.

#00:41:43#

[Шрила Гурудев объясняет Бон Махараджу:] Перед вами сидят русские преданные. Они большие энтузиасты. [Смех.] Во главе их стоит Виджай Раман Прабху, который заправляет всем этим храмом. Под его руководством здесь строится храм, совершается все служение. Храм еще не до конца построен, он продолжает строиться.

#00:42:47#

Преданные живут здесь в довольно аскетичных условиях, при этом они очень сладостные. Зимой здесь очень холодно, здесь кругом снег и лед. Столько снега, что в нем можно купаться, играть в футбол. А по льду можно ходить по заливу.

#00:43:39#

Но, несмотря на это, здесь живет Туласи Махарани. И зимой этот дом отапливается. А Божества здесь невероятно красивые. Их зовут Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу. Мы привезли Их из Индии и установили здесь. Сейчас замечательная погода — не жарко и не холодно.

[Шрила Гурудев смеется.]

Куда подевался пуджари прабху? [Настало время] арати.

Переводчик первой части лекции:
Кришна Амрита Деви Даси(?)
Переводчик заключительной части лекции:
Шрипад Б. Ч. Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «О сын Кунти, о каком уровне существования ты будешь помнить, покидая это тело, несомненно, того уровня ты и достигнешь, поскольку твой ум постоянно поглощен этими мыслями» (Бхагавад-гита, 8.6).

2  На̄ма̄пара̄дха-йукта̄на̄м̇, на̄ма̄нй эва харантй агхам̇ / авиш̣ранти-прайукта̄ни, танй эва̄ртха-карани ча.




←  «Жизнь — подготовка к экзамену». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 ноября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Тика и бхашья». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 27 декабря 1993 года. Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования