«Вкус сознания Кришны | Духовный рост». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж |  Шруташрава Прабху. 17 октября 2006 года | Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 24.66M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Вкус сознания Кришны | Духовный рост

(17 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Мы слышали о том, что «Шикшаштака» — единственный письменный вклад Махапрабху в сиддханту сознания Кришны. Да, Махапрабху Своим примером и наставлениями дал многое, но единственный письменный вклад — «Шикшаштака». «Шикшаштака» проясняет очень многие вещи для нас. В первую очередь она избавляет нас от страданий материального существования, затем она наполняет нашу жизнь очень чудесной, замечательной субстанцией.

#00:01:08#

...видйа̄-вадху-джӣванам̇...[1]

Наш Парам-Гурудев, Шрила Шридхар Махарадж, дал очень чудесное объяснение этой шлоке. Он сказал, что подобное настроение преданности соединяет тебя с гопи Вриндавана, видйа̄-вадху-джӣванам̇… А̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ означает, что каждое живое существо, независимо от того, человек это или животное, в какой стране оно рождено, на каком языке разговаривает, независимо от формы жизни, в которой находится, стремится к этому счастью, которое дает сознание Кришны. Прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇ — и с каждым шагом ты будешь испытывать все больше и больше счастья, если идешь в правильном направлении.

#00:02:31#

Шрила Гурудев на одном из утренних даршанов однажды сказал, что на самом деле у нас внутри есть это ощущение счастья, но на внешнем плане оно не так сильно проявляется, и мы не чувствуем его. Это подобно росту ребенка. Те, у кого есть дети, знают, что каждый день ребенок растет, но этого не видно внешне. Если бы у нас были очень точные инструменты, чтобы измерить рост ребенка, то мы бы увидели, что действительно на некую долю миллиметра он постоянно, с каждым днем растет, но невооруженным глазом этого не видно.

#00:03:42#

Подобно этому происходит прогресс в сознании Кришны. Если мы связаны с подлинным вайшнавом, то каждый день мы продвигаемся в сознании Кришны подобно ребенку, который растет с каждым днем. Но невооруженным глазом этого не видно, и мы не будем ежедневно ощущать свой духовный прогресс. Шрила Гурудев сказал: вы не можете чувствовать — но я чувствую это, вы не видите — но я могу видеть.

#00:04:19#

Мы не видим это, поскольку находимся не на том уровне сознания, но это приходит к нам. Мы не идем назад, мы не хотим сворачивать с пути. Мы продвигаемся, но поскольку мы привыкли к материальным обстоятельствам, мы хотим немедленных результатов, мы хотим наблюдать за нашим результатом.

#00:04:52#

Однажды я заболел на Говардхане, и Шрила Гурудев дал мне гомеопатическое лекарство. После некоторой дозы Гурудев спросил: «Прабху, вы чувствуете облегчение, результат?» Я сказал: «Нет, Гурудев, я не чувствую ничего». — «Гомеопатия работает так: или чудо, или ничего. Таков эффект гомеопатии». Когда мы принимаем химические лекарства (таблетки и так далее), мы ожидаем, что эффект придет незамедлительно.

#00:06:04#

Поэтому очень часто мы пребываем в некоем разочаровании относительно нашего состояния в сознании Кришны. Это происходит именно потому, что мы ожидаем этого быстрого, немедленного, «химического» результата, как от таблетки. Но сознание Кришны другой природы. Сознание Кришны также не является и гомеопатией, поскольку в сознании Кришны чудеса происходят постоянно. Мы просто этого не можем почувствовать.

#00:06:51#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄...[2]

В «Шикшаштаке» описаны все ступени духовного прогресса. (Мы не успеем обсудить это, у нас недостаточно времени). Махапрабху говорит: чтобы ощутить нечто подлинное в сознании Кришны, необходимо обладать таким настроением, о котором говорится в этом стихе. Это нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇.

#00:07:21#

дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇...[3]

Если мы будем следовать третьей шлоке «Шикшаштаки», мы станем нирматсара, в противном случае ощутить вкус сознания Кришны мы не сможем.

#00:07:55#

Почему Шрила Гурудев пользуется успехом у всех людей, почему он столь популярен и почему мы все очень любим его? Потому что он и есть тот нирматсара, то есть он не завистлив ни к кому и ни к чему. Какое бы событие ты с ним ни обсуждал, он всегда будет счастлив и радостен, всегда будет радоваться за успех других, независимо от того, какие были обстоятельства и о ком идет речь.

#00:08:40#

...дхӣра̄дхӣра-джанаприйау прийа-карау
нирматсарау пӯджитау...[4]

В этом стихе Шринивас Ачарья говорит о шести Госвами. Он также описывает их как нирматсара, то есть они были дороги каждому. Именно потому, что они были нирматсара, им поклонялись.

#00:09:28#

Дхирадхира означает «образованные люди, утонченные, интеллектуалы, люди высшего общества». Следующее слово обозначает людей низкого класса: пьяницы и так далее. Госвами Вриндавана поклонялись и те, и другие. Сознание Кришны предполагает, что мы достигнем стадии свободы от зависти.

#00:10:05#

иччха̄-двеш̣а самуттхена
двандва-мохена бха̄рата[5]

Мы пришли в материальный мир, как говорится в этом стихе, именно из-за зависти: мы пытаемся состязаться с Кришной, поскольку Он уже находится в центре, Он — Высший Наслаждающийся. Видя это, мы хотим также испробовать эту участь и пытаемся создать для себя условия для наслаждения. Мы хотим состязаться и соревноваться с Самим Богом. На самом деле очень сложно признаться в этом, но именно поэтому мы пришли в этот материальный мир. Нам стоит признать этот факт. Именно через любящие, нежные отношения с Гурудевом и вайшнавами мы стараемся изменить свое умонастроение, а не через некий сложный процесс борьбы.

#00:11:38#

На самом деле концепция преступления и наказания очень глубоко сидит в нас. Я не знаю, как в других сердцах, но по крайней мере в моем сердце оно укоренено. Поэтому «Бхагаватам» предназначен не для нас. Махапрабху лишь нескольким рассказывал что-то о наказании. Например, когда Махапрабху общался с Чхандом Кази, Он сказал: «Ты убиваешь коров и ешь их мясо. Ты знаешь, что в „Шримад-Бхагаватам“ говорится, что за это ты будешь страдать в аду столько, сколько волосинок на теле коровы?» А сколько таких волосинок на теле коровы? Бесчисленное количество, их не сосчитать. Иными словами, Махапрабху на самом деле коротко пригрозил Чханду Кази, но только для того, чтобы показать красоту сознания Кришны.

#00:13:58#

Вчера с лотосных уст Шрилы Гурудева сошла история о том, как Гопал Пандит оскорбил Шриваса Пандита. Махапрабху тогда также проявил Свое строгое настроение. Когда Махапрабху проводил киртан в доме Шриваса Пандита, это было такое мероприятие за закрытыми дверями. Махапрабху вернулся из Гайи, исполненный кришна-премы, и эти киртаны проводил очень узкий круг преданных. Каждую ночь Махапрабху проводил Свои экстатические киртаны в доме Шриваса Пандита, и никого не пускали, кроме самых близких преданных Махапрабху.

#00:15:41#

Таким образом, один из браминов, которого звали Гопал, зная об этих «закрытых» киртанах, испытывал очень сильную зависть к Шривасу Пандиту. Чтобы досадить ему, он разбросал по его двору определенные параферналии, которые означали, что здесь поклоняются полубогам. Таким образом, он хотел, чтобы в округе пошла молва о Шривасе Пандите как об идолопоклоннике.

#00:16:25#

Когда Шривас Пандит вышел утром после киртана из своего дома и увидел эти раскиданные по двору параферналии для поклонения полубогам, он поднял руки вверх и закричал: «Идите сюда все: посмотрите, кто я на самом деле! Я всегда из себя строю вайшнава, преданную личность. Но вы видите, чем я занимаюсь: на самом деле я просто идолопоклонник!»

#00:16:59#

Люди были в ужасе, поскольку они поняли, что некая личность пытается очернить авторитет Шриваса Пандита. Этот Гопал жил тогда примерно в месте, где находится теперь Шри Чайтанья Сарасват Матх. Конечно, в то время Шри Чайтанья Сарасват Матха как такового еще не было.

#00:17:51#

Когда Махапрабху пришел к брахману Гопалу, Он увидел, что тот страдает от язвы. Гопал упал в ноги Махапрабху и начал молиться, умолять о том, чтобы Тот освободил его от страданий: «Ты пришел для того, чтобы освободить всех страждущих. Ты видишь, насколько я страдаю, мне невыносимо больно! Пожалуйста, избавь меня от этих мук!»

#00:18:23#

Махапрабху сказал: «Да, ты прав: Я пришел освободить всех живых существ. Кроме тебя. Каждый будет освобожден и получит освобождение, но не ты, поскольку из-за своей зависти ты оскорбил Моего друга и величайшего преданного — Шриваса Пандита. Любого, даже самого падшего грешника, человека самого низкого уровня Я освобожу, но тебя — нет!» — И Махапрабху ушел.

#00:19:09#

Затем Махапрабху принял санньясу и отправился в Пури. После Махапрабху вернулся в Бенгалию, и когда Он пошел на Гангу, Он увидел: Гопал находился в том же самом месте и по-прежнему сильно страдал. Гопал вновь подошел к Махапрабху и начал просить Его. Махапрабху привел в пример разговор Господа Вишну и Дурвасы Муни. Он сказал примерно так: «Даже если бы Я сильно хотел спасти тебя, Я бы не смог этого сделать. Но если Шривас Пандит прольет милость на тебя, тогда ты будешь спасен». Тогда Гопал пошел к Шривасу Пандиту, искренне попросил у него прощения, и Шривас Пандит, пролив на него милость, освободил его от страдания.

#00:20:35#

То место, где Махапрабху преисполнился настроения сострадания и простил все-таки Гопала, называется апарадха-бханджан-патх. В этом месте находится наш Шри Чайтанья Сарасват Матх. Здесь прощаются все оскорбления, какими бы тяжелыми они ни были.

#00:20:59#

По милости вайшнава возможно все. То, что в принципе невозможно, становится доступным и возможным для нас. На самом деле обрести сознание Кришны невозможно:

#00:21:18#

...муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам[6]

В этой шлоке Кришна говорит: «Если некто стремится к мукти (освобождению), Я даю ему это легко, но бхакти Я держу при Себе, Я никому его не даю». Но по милости вайшнава мы можем обрести бхакти.

#00:21:45#

...дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[7]

Каждый день мы читаем в пранама-мантре Гурудеву эти строки, где говорится о том, что Гурудев способен посадить семя чистой преданности, семя бхакти в сердце. Невозможно какими-либо другими способами заполучить это, ты не сможешь достичь бхакти своими собственными усилиями. (В Америке есть различные службы доставки, так вот: невозможно заказать «бхакти на дом».)

#00:23:20#

Бхакти можно обрести только от преданного. Самый главный распространитель бхакти — Махапрабху. И Махапрабху (это нисшествие) не является Кришной, то есть Он не приходит как Кришна, Он приходит как Его преданный. Поскольку только преданные являются источником бхакти и только преданные способны распространить это бхакти, сам Кришна ради этой цели приходит в этот мир как преданный.

#00:24:10#

Чтобы обрести бхакти, нам необходимо стать нирматсара — свободными от зависти. Для этого есть определенный процесс. Например, я сейчас заболел определенной болезнью (не только хрид-рогам — болезнью сердца, о которой говорят вайшнавы, но еще и внешней болезнью тела), и много моих друзей дают мне лекарства, Джай Кумар Прабху рассказывает мне, как правильно соблюдать диету: какие фрукты стоит есть, какие не стоит, дает другие предписания. Точно так и в случае с завистью: есть определенные правила и предписания, следуя которым мы сможем постепенно освободиться от нее. Это смирение, терпение и оказание почтения другим. Поскольку мы являемся практикующими, то именно это и будет нашей практикой.

#00:25:36#

Поскольку в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не говорят и днем, и ночью о соблюдении четырех регулирующих принципов, то многие люди начинают думать, что в Шри Чайтанья Сарасват Матхе их соблюдать не обязательно. Шрила Гурудев очень часто, много-много раз цитирует, говорит, напоминает нам о том, что на самом деле существует даже не четыре регулирующих принципа, а пять. Пятый принцип: мы не должны иметь дело с деньгами. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о золоте, но поскольку сейчас золото не используется в качестве денежного средства, то мы не должны иметь дело ни с какими деньгами: рубли, доллары и так далее. Это пятый регулирующий принцип.

#00:26:58#

Эти принципы предназначены для того, чтобы сделать нас людьми в полном смысле этого слова, цивилизованными членами общества. То есть если мы хотим стать практикующими вайшнавизм, мы должны стать как минимум цивилизованными и порядочными людьми. Но настоящие и глубокие вайшнавские принципы — это именно смирение, терпение и оказание почтения другим, не ожидая такового для себя. Это наша жизнь, это наша практика.

#00:27:47#

Четыре регулирующих принципа, о которых мы часто вспоминаем, даны для того, чтобы урегулировать нашу мирскую жизнь, жизнь в миру, чтобы мы были порядочными людьми. Шрила Гурудев ожидает, что мы будем следовать этому. Но следование им на самом деле не увеличивает преданность в нас, не продвигает нас по пути преданности. Но что действительно помогает и продвигает нас на этом пути — это смирение, терпение и почтение. Эти принципы. Без следования им наша духовная жизнь будет подобна некой скорлупе, внешней оболочке, которая выглядит очень красиво, забавно, но внутри — пустота.

#00:28:56#

Мы вылетали из Индии в день Дурга-пуджи. Для Дурга-пуджи по всей Калькутте строят очень большие фасады, которые внешне выглядят как большие египетские пирамиды или еще какие-нибудь грандиозные сооружения, но на самом деле это просто такие легкие, быстрые сооружения, которые строятся именно к этому празднику. Через несколько дней их разберут и выкинут. Без этих принципов, о которых мы сейчас говорили (смирение, терпение, почтение), наша духовная жизнь подобна этим фасадам.

#00:29:56#

    бхагавад-бхакти-хӣнасйа
джа̄тих̣ ш́а̄страм̇ джапас тапах̣
       апра̄н̣асйева дехасйа
ман̣д̣анам̇ лока-ран̃джанам[8]

В этой шлоке говорится о том, что без этих основных четырех принципов все остальное, все наши достижения в сознании Кришны подобны украшению трупа. Когда в гробу лежит труп, на него обычно надевают галстук, украшения. И наша практика без этих принципов подобна украшению трупа в гробу. Кто посещал похороны, тот видел, как в гробу лежит красиво одетое тело с красивой прической… Но мы на самом деле знаем, что лежит в этом ящике.

#00:31:23#

Когда я присутствовал на похоронах собственной матери много лет назад, мои сестры пришли ко мне и спросили: «Посмотри, как мы нарядили нашу мать. Красиво ли она выглядит?» Я сказал: «Нет, вообще некрасиво. Я не хочу ее видеть таким образом».

#00:31:49#

Поэтому все это просто украшение трупа. Без этого внутреннего умонастроения преданности, которое состоит в соблюдении четырех принципов (смирение, терпение, почтение и не ожидание такового к себе), все наши остальные действия будут украшением мертвого тела или фасадом, о котором мы говорили. Внешне, издалека это кажется очень красивым или приятным, но когда мы подходим ближе, когда мы начнем копать, мы увидим, что это на самом деле очень ужасно. Если у нас друг с другом не будет таких отношений, основанных на этих принципах, то что у нас будет?

#00:33:04#

Мы всегда очень гордимся этой линией преемственности, в которой получили посвящение, нашим духовным учителем и всеми авторитетными вайшнавами, которые ей принадлежат. Действительно, нам есть чем гордиться, но если у нас не будет этого внутреннего настроения смирения и терпения, тогда наша гордость будет пустой, просто украшением.

#00:33:39#

Ответ мой на ваш вопрос получился довольно длинным. Но на самом деле только тогда мы сможем ощутить подлинный вкус сознания Кришны, тогда весь «Шримад-Бхагаватам» будет жить в наших сердцах, когда мы избавимся от зависти, если будем следовать этим принципам.

#00:34:02#

стха̄на̄бхила̄ш̣ӣ тапаси стхито ’хам̇
тва̄м̇ пра̄птава̄н дева-мунӣндра-гухйам
ка̄чам̇ вичинванн апи дивйа-ратнам̇
сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми варам̇ на йа̄че[9]

Дхрува Махарадж сказал в этом стихе: «Я искал Тебя, Господь. Я пытался найти какие-то стекляшки, у меня были некие собственные представления, и я стремился к собственным целям. Но когда я увидел Тебя, когда я обрел связь с Тобой, я понял, насколько низменными были мои стремления, и теперь, кроме Тебя, я больше ничего не хочу. Я искал нечто, подобное мусору, какие-то стекляшки, но нашел Тебя. Ты являешься трансцендентным драгоценным камнем!»

#00:35:15#

Именно таким будет наш опыт в сознании Кришны. Мы могли прийти к этой идее с запасом очень низменных стремлений, но если мы будем следовать предписаниям вайшнавов и будем совершать какое-нибудь служение, тогда мы обязательно обретем связь с Кришной. Простите меня, пожалуйста, за этот длинный ответ.

Переводчик: Сварупа Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Динанатх Дас

 


[1] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам — «Слава воспеванию Святого Имени Шри Кришны, которое 1) сметает всю грязь с зеркал наших сердец; 2) гасит великий пожар страдания, порожденный круговоротом рождений и смертей; 3) проливает лунный свет вечного блага на лилию души воспевающего; 4) сама жизнь невесты Абсолютной Истины; 5) увеличивает океан упоительного блаженства; 6) при каждом Его произнесении дарует богатый вкус чистого нектара; 7) омывает, то есть очищает и обновляет всю личность [воспевающего], включая тело, ум и душу, в божественном блаженстве» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 1).

[2] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 3).

[3] Шримад-Бхагаватам, 1.1.2.

[4] Кр̣ш̣н̣откӣрттана-га̄на-нартана-парау према̄мр̣та̄мбхо-нидхӣ, дхӣра̄дхӣра-джанаприйау прийа-карау нирматсарау пӯджитау / ш́рӣ-чаитанйа-кр̣па̄-бхарау бхуви бхуво бха̄ра̄ваханта̄ракау, ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау — «Я почтительно склоняюсь перед шестью Госвами, известными как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатх Бхатта Госвами, Шри Рагхунатх Дас Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Гопал Бхатта Госвами, которые всегда погружены в танец и воспевание Святого Имени Кришны. Они подобны океану любви к Богу! Они почитаемы как благородными людьми, так и нечестивцами, поскольку не завидуют никому. Что бы они ни делали, это доставляет радость каждому. Сам Господь Чайтанья одарил их всеми благословениями. Проповедуя, они освобождают все обусловленные души в материальной Вселенной» («Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», 1).

[5] Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении» (Бхагавад-гита, 7.27).

[6] Ра̄джан патир гурур алам̇ бхавата̄м̇ йадӯна̄м̇, даивам̇ прийах̣ кула-патих̣ ква ча кин̇каро вах̣ / аств эвам ан̇га бхагава̄н бхаджата̄м̇ мукундо, муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам — «О царь, Верховный Господь, Мукунда, Сам заботится о членах семьи Яду и обо всех потомках Панду. Он для вас и духовный наставник, и Божество, которому вы поклоняетесь, и друг. Именно Он направляет все ваши действия. Мало того, иногда Он становится вашим посланником или слугой и выполняет те же обязанности, что и простая прислуга. Тем, кто стремится заслужить Его благосклонность, Господь очень скоро дарует освобождение, но мало кто получает от Господа возможность служить Ему с любовью» («Шримад-Бхагаватам», 5.6.18; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.19).

[7] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (пранама-мантра Шриле Говинде Махараджу, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[8] «Если человек чужд преданному служению, то его знатное происхождение, знание священных писаний, все аскетические подвиги, которые он совершил, и ведические мантры, которые он произнес, сродни украшениям на мертвеце, которого наряжают, чтобы потешить толпу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.75).

[9] [Получив благословения Верховной Личности Бога, Махараджа Дхрува сказал:] «О мой Господь, стремясь к высокому положению в этом мире, я совершал суровые аскетические подвиги. А сейчас я обрел Тебя, увидеть Которого может не каждый великий полубог, святой или царь. Я искал осколок стекла, но вместо этого нашел драгоценный камень. Поэтому я так удовлетворен, что не хочу просить Тебя ни о чем другом» («Хари-бхакти-судходая», 7.28; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.42 и 24.219).

 



←  Встреча в Виннице. 30 ноября 2014 года ·• Архив новостей •· Фото проповеди с Амарендранатхом Прабху Брахмачари в Йошкар-Оле. 4–5 декабря 2014 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.9 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Вкус сознания Кришны | Духовный рост

(17 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Мы слышали о том, что «Шикшаштака» — единственный письменный вклад Махапрабху в сиддханту сознания Кришны. Да, Махапрабху Своим примером и наставлениями дал многое, но единственный письменный вклад — «Шикшаштака». «Шикшаштака» проясняет очень многие вещи для нас. В первую очередь она избавляет нас от страданий материального существования, затем она наполняет нашу жизнь очень чудесной, замечательной субстанцией.

#00:01:08#

...видйа̄-вадху-джӣванам̇...[1]

Наш Парам-Гурудев, Шрила Шридхар Махарадж, дал очень чудесное объяснение этой шлоке. Он сказал, что подобное настроение преданности соединяет тебя с гопи Вриндавана, видйа̄-вадху-джӣванам̇… А̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ означает, что каждое живое существо, независимо от того, человек это или животное, в какой стране оно рождено, на каком языке разговаривает, независимо от формы жизни, в которой находится, стремится к этому счастью, которое дает сознание Кришны. Прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇ — и с каждым шагом ты будешь испытывать все больше и больше счастья, если идешь в правильном направлении.

#00:02:31#

Шрила Гурудев на одном из утренних даршанов однажды сказал, что на самом деле у нас внутри есть это ощущение счастья, но на внешнем плане оно не так сильно проявляется, и мы не чувствуем его. Это подобно росту ребенка. Те, у кого есть дети, знают, что каждый день ребенок растет, но этого не видно внешне. Если бы у нас были очень точные инструменты, чтобы измерить рост ребенка, то мы бы увидели, что действительно на некую долю миллиметра он постоянно, с каждым днем растет, но невооруженным глазом этого не видно.

#00:03:42#

Подобно этому происходит прогресс в сознании Кришны. Если мы связаны с подлинным вайшнавом, то каждый день мы продвигаемся в сознании Кришны подобно ребенку, который растет с каждым днем. Но невооруженным глазом этого не видно, и мы не будем ежедневно ощущать свой духовный прогресс. Шрила Гурудев сказал: вы не можете чувствовать — но я чувствую это, вы не видите — но я могу видеть.

#00:04:19#

Мы не видим это, поскольку находимся не на том уровне сознания, но это приходит к нам. Мы не идем назад, мы не хотим сворачивать с пути. Мы продвигаемся, но поскольку мы привыкли к материальным обстоятельствам, мы хотим немедленных результатов, мы хотим наблюдать за нашим результатом.

#00:04:52#

Однажды я заболел на Говардхане, и Шрила Гурудев дал мне гомеопатическое лекарство. После некоторой дозы Гурудев спросил: «Прабху, вы чувствуете облегчение, результат?» Я сказал: «Нет, Гурудев, я не чувствую ничего». — «Гомеопатия работает так: или чудо, или ничего. Таков эффект гомеопатии». Когда мы принимаем химические лекарства (таблетки и так далее), мы ожидаем, что эффект придет незамедлительно.

#00:06:04#

Поэтому очень часто мы пребываем в некоем разочаровании относительно нашего состояния в сознании Кришны. Это происходит именно потому, что мы ожидаем этого быстрого, немедленного, «химического» результата, как от таблетки. Но сознание Кришны другой природы. Сознание Кришны также не является и гомеопатией, поскольку в сознании Кришны чудеса происходят постоянно. Мы просто этого не можем почувствовать.

#00:06:51#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄...[2]

В «Шикшаштаке» описаны все ступени духовного прогресса. (Мы не успеем обсудить это, у нас недостаточно времени). Махапрабху говорит: чтобы ощутить нечто подлинное в сознании Кришны, необходимо обладать таким настроением, о котором говорится в этом стихе. Это нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇.

#00:07:21#

дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇...[3]

Если мы будем следовать третьей шлоке «Шикшаштаки», мы станем нирматсара, в противном случае ощутить вкус сознания Кришны мы не сможем.

#00:07:55#

Почему Шрила Гурудев пользуется успехом у всех людей, почему он столь популярен и почему мы все очень любим его? Потому что он и есть тот нирматсара, то есть он не завистлив ни к кому и ни к чему. Какое бы событие ты с ним ни обсуждал, он всегда будет счастлив и радостен, всегда будет радоваться за успех других, независимо от того, какие были обстоятельства и о ком идет речь.

#00:08:40#

...дхӣра̄дхӣра-джанаприйау прийа-карау
нирматсарау пӯджитау...[4]

В этом стихе Шринивас Ачарья говорит о шести Госвами. Он также описывает их как нирматсара, то есть они были дороги каждому. Именно потому, что они были нирматсара, им поклонялись.

#00:09:28#

Дхирадхира означает «образованные люди, утонченные, интеллектуалы, люди высшего общества». Следующее слово обозначает людей низкого класса: пьяницы и так далее. Госвами Вриндавана поклонялись и те, и другие. Сознание Кришны предполагает, что мы достигнем стадии свободы от зависти.

#00:10:05#

иччха̄-двеш̣а самуттхена
двандва-мохена бха̄рата[5]

Мы пришли в материальный мир, как говорится в этом стихе, именно из-за зависти: мы пытаемся состязаться с Кришной, поскольку Он уже находится в центре, Он — Высший Наслаждающийся. Видя это, мы хотим также испробовать эту участь и пытаемся создать для себя условия для наслаждения. Мы хотим состязаться и соревноваться с Самим Богом. На самом деле очень сложно признаться в этом, но именно поэтому мы пришли в этот материальный мир. Нам стоит признать этот факт. Именно через любящие, нежные отношения с Гурудевом и вайшнавами мы стараемся изменить свое умонастроение, а не через некий сложный процесс борьбы.

#00:11:38#

На самом деле концепция преступления и наказания очень глубоко сидит в нас. Я не знаю, как в других сердцах, но по крайней мере в моем сердце оно укоренено. Поэтому «Бхагаватам» предназначен не для нас. Махапрабху лишь нескольким рассказывал что-то о наказании. Например, когда Махапрабху общался с Чхандом Кази, Он сказал: «Ты убиваешь коров и ешь их мясо. Ты знаешь, что в „Шримад-Бхагаватам“ говорится, что за это ты будешь страдать в аду столько, сколько волосинок на теле коровы?» А сколько таких волосинок на теле коровы? Бесчисленное количество, их не сосчитать. Иными словами, Махапрабху на самом деле коротко пригрозил Чханду Кази, но только для того, чтобы показать красоту сознания Кришны.

#00:13:58#

Вчера с лотосных уст Шрилы Гурудева сошла история о том, как Гопал Пандит оскорбил Шриваса Пандита. Махапрабху тогда также проявил Свое строгое настроение. Когда Махапрабху проводил киртан в доме Шриваса Пандита, это было такое мероприятие за закрытыми дверями. Махапрабху вернулся из Гайи, исполненный кришна-премы, и эти киртаны проводил очень узкий круг преданных. Каждую ночь Махапрабху проводил Свои экстатические киртаны в доме Шриваса Пандита, и никого не пускали, кроме самых близких преданных Махапрабху.

#00:15:41#

Таким образом, один из браминов, которого звали Гопал, зная об этих «закрытых» киртанах, испытывал очень сильную зависть к Шривасу Пандиту. Чтобы досадить ему, он разбросал по его двору определенные параферналии, которые означали, что здесь поклоняются полубогам. Таким образом, он хотел, чтобы в округе пошла молва о Шривасе Пандите как об идолопоклоннике.

#00:16:25#

Когда Шривас Пандит вышел утром после киртана из своего дома и увидел эти раскиданные по двору параферналии для поклонения полубогам, он поднял руки вверх и закричал: «Идите сюда все: посмотрите, кто я на самом деле! Я всегда из себя строю вайшнава, преданную личность. Но вы видите, чем я занимаюсь: на самом деле я просто идолопоклонник!»

#00:16:59#

Люди были в ужасе, поскольку они поняли, что некая личность пытается очернить авторитет Шриваса Пандита. Этот Гопал жил тогда примерно в месте, где находится теперь Шри Чайтанья Сарасват Матх. Конечно, в то время Шри Чайтанья Сарасват Матха как такового еще не было.

#00:17:51#

Когда Махапрабху пришел к брахману Гопалу, Он увидел, что тот страдает от язвы. Гопал упал в ноги Махапрабху и начал молиться, умолять о том, чтобы Тот освободил его от страданий: «Ты пришел для того, чтобы освободить всех страждущих. Ты видишь, насколько я страдаю, мне невыносимо больно! Пожалуйста, избавь меня от этих мук!»

#00:18:23#

Махапрабху сказал: «Да, ты прав: Я пришел освободить всех живых существ. Кроме тебя. Каждый будет освобожден и получит освобождение, но не ты, поскольку из-за своей зависти ты оскорбил Моего друга и величайшего преданного — Шриваса Пандита. Любого, даже самого падшего грешника, человека самого низкого уровня Я освобожу, но тебя — нет!» — И Махапрабху ушел.

#00:19:09#

Затем Махапрабху принял санньясу и отправился в Пури. После Махапрабху вернулся в Бенгалию, и когда Он пошел на Гангу, Он увидел: Гопал находился в том же самом месте и по-прежнему сильно страдал. Гопал вновь подошел к Махапрабху и начал просить Его. Махапрабху привел в пример разговор Господа Вишну и Дурвасы Муни. Он сказал примерно так: «Даже если бы Я сильно хотел спасти тебя, Я бы не смог этого сделать. Но если Шривас Пандит прольет милость на тебя, тогда ты будешь спасен». Тогда Гопал пошел к Шривасу Пандиту, искренне попросил у него прощения, и Шривас Пандит, пролив на него милость, освободил его от страдания.

#00:20:35#

То место, где Махапрабху преисполнился настроения сострадания и простил все-таки Гопала, называется апарадха-бханджан-патх. В этом месте находится наш Шри Чайтанья Сарасват Матх. Здесь прощаются все оскорбления, какими бы тяжелыми они ни были.

#00:20:59#

По милости вайшнава возможно все. То, что в принципе невозможно, становится доступным и возможным для нас. На самом деле обрести сознание Кришны невозможно:

#00:21:18#

...муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам[6]

В этой шлоке Кришна говорит: «Если некто стремится к мукти (освобождению), Я даю ему это легко, но бхакти Я держу при Себе, Я никому его не даю». Но по милости вайшнава мы можем обрести бхакти.

#00:21:45#

...дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам[7]

Каждый день мы читаем в пранама-мантре Гурудеву эти строки, где говорится о том, что Гурудев способен посадить семя чистой преданности, семя бхакти в сердце. Невозможно какими-либо другими способами заполучить это, ты не сможешь достичь бхакти своими собственными усилиями. (В Америке есть различные службы доставки, так вот: невозможно заказать «бхакти на дом».)

#00:23:20#

Бхакти можно обрести только от преданного. Самый главный распространитель бхакти — Махапрабху. И Махапрабху (это нисшествие) не является Кришной, то есть Он не приходит как Кришна, Он приходит как Его преданный. Поскольку только преданные являются источником бхакти и только преданные способны распространить это бхакти, сам Кришна ради этой цели приходит в этот мир как преданный.

#00:24:10#

Чтобы обрести бхакти, нам необходимо стать нирматсара — свободными от зависти. Для этого есть определенный процесс. Например, я сейчас заболел определенной болезнью (не только хрид-рогам — болезнью сердца, о которой говорят вайшнавы, но еще и внешней болезнью тела), и много моих друзей дают мне лекарства, Джай Кумар Прабху рассказывает мне, как правильно соблюдать диету: какие фрукты стоит есть, какие не стоит, дает другие предписания. Точно так и в случае с завистью: есть определенные правила и предписания, следуя которым мы сможем постепенно освободиться от нее. Это смирение, терпение и оказание почтения другим. Поскольку мы являемся практикующими, то именно это и будет нашей практикой.

#00:25:36#

Поскольку в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не говорят и днем, и ночью о соблюдении четырех регулирующих принципов, то многие люди начинают думать, что в Шри Чайтанья Сарасват Матхе их соблюдать не обязательно. Шрила Гурудев очень часто, много-много раз цитирует, говорит, напоминает нам о том, что на самом деле существует даже не четыре регулирующих принципа, а пять. Пятый принцип: мы не должны иметь дело с деньгами. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о золоте, но поскольку сейчас золото не используется в качестве денежного средства, то мы не должны иметь дело ни с какими деньгами: рубли, доллары и так далее. Это пятый регулирующий принцип.

#00:26:58#

Эти принципы предназначены для того, чтобы сделать нас людьми в полном смысле этого слова, цивилизованными членами общества. То есть если мы хотим стать практикующими вайшнавизм, мы должны стать как минимум цивилизованными и порядочными людьми. Но настоящие и глубокие вайшнавские принципы — это именно смирение, терпение и оказание почтения другим, не ожидая такового для себя. Это наша жизнь, это наша практика.

#00:27:47#

Четыре регулирующих принципа, о которых мы часто вспоминаем, даны для того, чтобы урегулировать нашу мирскую жизнь, жизнь в миру, чтобы мы были порядочными людьми. Шрила Гурудев ожидает, что мы будем следовать этому. Но следование им на самом деле не увеличивает преданность в нас, не продвигает нас по пути преданности. Но что действительно помогает и продвигает нас на этом пути — это смирение, терпение и почтение. Эти принципы. Без следования им наша духовная жизнь будет подобна некой скорлупе, внешней оболочке, которая выглядит очень красиво, забавно, но внутри — пустота.

#00:28:56#

Мы вылетали из Индии в день Дурга-пуджи. Для Дурга-пуджи по всей Калькутте строят очень большие фасады, которые внешне выглядят как большие египетские пирамиды или еще какие-нибудь грандиозные сооружения, но на самом деле это просто такие легкие, быстрые сооружения, которые строятся именно к этому празднику. Через несколько дней их разберут и выкинут. Без этих принципов, о которых мы сейчас говорили (смирение, терпение, почтение), наша духовная жизнь подобна этим фасадам.

#00:29:56#

    бхагавад-бхакти-хӣнасйа
джа̄тих̣ ш́а̄страм̇ джапас тапах̣
       апра̄н̣асйева дехасйа
ман̣д̣анам̇ лока-ран̃джанам[8]

В этой шлоке говорится о том, что без этих основных четырех принципов все остальное, все наши достижения в сознании Кришны подобны украшению трупа. Когда в гробу лежит труп, на него обычно надевают галстук, украшения. И наша практика без этих принципов подобна украшению трупа в гробу. Кто посещал похороны, тот видел, как в гробу лежит красиво одетое тело с красивой прической… Но мы на самом деле знаем, что лежит в этом ящике.

#00:31:23#

Когда я присутствовал на похоронах собственной матери много лет назад, мои сестры пришли ко мне и спросили: «Посмотри, как мы нарядили нашу мать. Красиво ли она выглядит?» Я сказал: «Нет, вообще некрасиво. Я не хочу ее видеть таким образом».

#00:31:49#

Поэтому все это просто украшение трупа. Без этого внутреннего умонастроения преданности, которое состоит в соблюдении четырех принципов (смирение, терпение, почтение и не ожидание такового к себе), все наши остальные действия будут украшением мертвого тела или фасадом, о котором мы говорили. Внешне, издалека это кажется очень красивым или приятным, но когда мы подходим ближе, когда мы начнем копать, мы увидим, что это на самом деле очень ужасно. Если у нас друг с другом не будет таких отношений, основанных на этих принципах, то что у нас будет?

#00:33:04#

Мы всегда очень гордимся этой линией преемственности, в которой получили посвящение, нашим духовным учителем и всеми авторитетными вайшнавами, которые ей принадлежат. Действительно, нам есть чем гордиться, но если у нас не будет этого внутреннего настроения смирения и терпения, тогда наша гордость будет пустой, просто украшением.

#00:33:39#

Ответ мой на ваш вопрос получился довольно длинным. Но на самом деле только тогда мы сможем ощутить подлинный вкус сознания Кришны, тогда весь «Шримад-Бхагаватам» будет жить в наших сердцах, когда мы избавимся от зависти, если будем следовать этим принципам.

#00:34:02#

стха̄на̄бхила̄ш̣ӣ тапаси стхито ’хам̇
тва̄м̇ пра̄птава̄н дева-мунӣндра-гухйам
ка̄чам̇ вичинванн апи дивйа-ратнам̇
сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми варам̇ на йа̄че[9]

Дхрува Махарадж сказал в этом стихе: «Я искал Тебя, Господь. Я пытался найти какие-то стекляшки, у меня были некие собственные представления, и я стремился к собственным целям. Но когда я увидел Тебя, когда я обрел связь с Тобой, я понял, насколько низменными были мои стремления, и теперь, кроме Тебя, я больше ничего не хочу. Я искал нечто, подобное мусору, какие-то стекляшки, но нашел Тебя. Ты являешься трансцендентным драгоценным камнем!»

#00:35:15#

Именно таким будет наш опыт в сознании Кришны. Мы могли прийти к этой идее с запасом очень низменных стремлений, но если мы будем следовать предписаниям вайшнавов и будем совершать какое-нибудь служение, тогда мы обязательно обретем связь с Кришной. Простите меня, пожалуйста, за этот длинный ответ.

Переводчик: Сварупа Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Динанатх Дас

 


[1] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам — «Слава воспеванию Святого Имени Шри Кришны, которое 1) сметает всю грязь с зеркал наших сердец; 2) гасит великий пожар страдания, порожденный круговоротом рождений и смертей; 3) проливает лунный свет вечного блага на лилию души воспевающего; 4) сама жизнь невесты Абсолютной Истины; 5) увеличивает океан упоительного блаженства; 6) при каждом Его произнесении дарует богатый вкус чистого нектара; 7) омывает, то есть очищает и обновляет всю личность [воспевающего], включая тело, ум и душу, в божественном блаженстве» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 1).

[2] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 3).

[3] Шримад-Бхагаватам, 1.1.2.

[4] Кр̣ш̣н̣откӣрттана-га̄на-нартана-парау према̄мр̣та̄мбхо-нидхӣ, дхӣра̄дхӣра-джанаприйау прийа-карау нирматсарау пӯджитау / ш́рӣ-чаитанйа-кр̣па̄-бхарау бхуви бхуво бха̄ра̄ваханта̄ракау, ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау — «Я почтительно склоняюсь перед шестью Госвами, известными как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатх Бхатта Госвами, Шри Рагхунатх Дас Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Гопал Бхатта Госвами, которые всегда погружены в танец и воспевание Святого Имени Кришны. Они подобны океану любви к Богу! Они почитаемы как благородными людьми, так и нечестивцами, поскольку не завидуют никому. Что бы они ни делали, это доставляет радость каждому. Сам Господь Чайтанья одарил их всеми благословениями. Проповедуя, они освобождают все обусловленные души в материальной Вселенной» («Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», 1).

[5] Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении» (Бхагавад-гита, 7.27).

[6] Ра̄джан патир гурур алам̇ бхавата̄м̇ йадӯна̄м̇, даивам̇ прийах̣ кула-патих̣ ква ча кин̇каро вах̣ / аств эвам ан̇га бхагава̄н бхаджата̄м̇ мукундо, муктим̇ дада̄ти кархичит сма на бхакти-йогам — «О царь, Верховный Господь, Мукунда, Сам заботится о членах семьи Яду и обо всех потомках Панду. Он для вас и духовный наставник, и Божество, которому вы поклоняетесь, и друг. Именно Он направляет все ваши действия. Мало того, иногда Он становится вашим посланником или слугой и выполняет те же обязанности, что и простая прислуга. Тем, кто стремится заслужить Его благосклонность, Господь очень скоро дарует освобождение, но мало кто получает от Господа возможность служить Ему с любовью» («Шримад-Бхагаватам», 5.6.18; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.19).

[7] Гурвва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇, чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам / говинда̄бхидхам уджвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇, ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджа-прадам — «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (пранама-мантра Шриле Говинде Махараджу, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[8] «Если человек чужд преданному служению, то его знатное происхождение, знание священных писаний, все аскетические подвиги, которые он совершил, и ведические мантры, которые он произнес, сродни украшениям на мертвеце, которого наряжают, чтобы потешить толпу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.75).

[9] [Получив благословения Верховной Личности Бога, Махараджа Дхрува сказал:] «О мой Господь, стремясь к высокому положению в этом мире, я совершал суровые аскетические подвиги. А сейчас я обрел Тебя, увидеть Которого может не каждый великий полубог, святой или царь. Я искал осколок стекла, но вместо этого нашел драгоценный камень. Поэтому я так удовлетворен, что не хочу просить Тебя ни о чем другом» («Хари-бхакти-судходая», 7.28; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.42 и 24.219).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования