Лекция Шрипада Б. Р. Мадхусудана Махараджа в Узундже. 28 августа 2014 года



скачать (формат MP3, 103.96M )

Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Лекция в Узундже
(часть 1)

(23 августа 2014 года, Узунджа, Крым)

 

[Киртан, прославления.]

#00:03:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна! Они смотрят здесь через окно, и их взору предстает прекрасный вид…

[Запись прерывается и начинается с другого места.]

Он [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада] сказал: «Я чувствую, что мое здоровье стремительно ухудшается, и я могу в скором времени оставить тело. Но мое желание состоит в том, чтобы оставить тело во Вриндаване, а не в так называемой млеччха-деше, на земле млеччх, рожденных и живущих за рамками ведической культуры». На что Шрила Гуру Махарадж ответил ему через Шрилу Говинду Махараджа: «Где бы вы ни находились, будучи заняты проповедью миссии Махапрабху и Нитьянанды Прабху, — там пребывает Вриндаван». Иными словами: «Продолжайте проповедовать и независимо от того, где вы оставите тело, то место будет тождественно Вриндавану».

#00:05:14#

Мы знаем о том, как счастлив был Шрила Говинда Махарадж, когда к нему приходили известия о том, что преданные живут в общине, совместно совершая служение. Сообщество преданных — это большое преимущество. И вскоре вы почувствуете и поймете, что лучше общаться с бесшабашным преданным, чем с самым хорошим материалистом (карми).

#00:07:10#

Мы реалисты, и мы прекрасно знаем, что каждый преданный далек от идеального поведения. Но мы можем обнаружить, что во внешнем мире есть люди (например, коммерсанты), которые ведут себя безупречно. И эти люди могут быть хорошо образованы, воспитаны, но если у них нет преданности, общение с ними является пустым для нас. Поэтому мы должны всегда ценить общество преданных.

#00:08:16#

Мы можем вспомнить о том, что Шрила Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, был в свое время главой организации, которая именовалась Вишва-вайшнава-раджа-сабха. И Шрила Гуру Махарадж просил преданных этой организации прославлять друг друга. Особенно когда преданные конфликтовали между собой, Гуру Махарадж просил их прилюдно прославлять друг друга. А когда Шрила Гуру Махарадж проводил так называемые ишта-гоштхи, общее собрание преданных, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, он прибегал к той же «технике» — для поддержания гармонии среди преданных просил их обращать внимание на светлую сторону друг друга.

#00:11:01#

Именно так Шрила Гурудев описывал происходившее в то время. Когда преданные обращали внимание на светлые стороны друг друга, на природу преданности в сердце каждого преданного, другие преданные слышали, как те прославляют друг друга, тогда их собственная преданность возрастала. Мы должны закрывать глаза на изъяны других людей, в особенности на изъяны преданных. Шрила Гуру Махарадж говорил, что существует один вайшнавский секрет, который состоит в том, что если мы начинаем «пережевывать» изъяны и недостатки преданных, то эти изъяны и недостатки переходят к нам.

#00:12:26#

Я провел многие годы моей жизни в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе и за эти десятилетия наблюдал десятки тысяч преданных, больше тысячи из которых были выходцами из западных стран. Мы жили в храме, поэтому у нас было великое преимущество. Роскошь нашей ситуации состояла в том, что люди, с которыми мы общались, всегда были преданными. Но иногда, когда мы решали в Калькутте какие-то вопросы, связанные со служением миссии, мы должны были общаться с людьми, которые не были преданными, но были уважаемыми членами индийского общества. Эти люди могли быть самыми богатыми, воспитанными, образованными. Но когда мы общались с этими людьми, мы чувствовали, что в их обществе чего-то не хватает. И это «что-то» было крайне существенным. А именно — эти люди были не в состоянии по достоинству оценить преданность, поэтому все их достоинства оказывались красивой, но пустой оболочкой.

#00:14:58#

Суть здесь такова, что мы должны ценить друг друга. Ценить качества преданности в сердцах друг друга. И все присутствующие в этой комнате прекрасно знают, кто такой Шрила Говинда Махарадж, и скорее всего вы слышали, что у Шрилы Говинды Махараджа была излюбленная шлока. Идею, которая заключена в этой шлоке, он рекомендовал в качестве лучшего средства достижения гармоничного сосуществования. О какой шлоке я говорю? Есть догадки, идеи?

#00:16:06#

Дева Датта Прабху:

тр̣на̄д апи сунӣчена…

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да!

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄…

Преданный:

…ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

Шрила Мадхусудан Махарадж: Кто мне скажет, что она значит? Скажите по-русски. Четыре качества — каковы они?

Преданный: Быть терпеливей дерева, смиреннее травинки, оказывать почтение всем и каждому и не искать уважения к себе.

Шрила Мадхусудан Махарадж: И если ты следуешь этим четырем принципам, то тогда кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣. Что это означает?

Преданный: Только в этом настроении можно воспевать Святое Имя.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Постоянно.

#00:17:18#

Кстати, в комнате Шрилы Гуру Махараджа в Навадвипе, которая выходит на Гангу, над дверным проемом висит табличка с этой строчкой. Не со всей шлокой, а с последней строкой, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣. Каждый день, иногда по нескольку раз на день, Шрила Гурудев цитировал эту шлоку. Но то, как это звучало из его уст, никогда не приедалось, никогда не звучало как повторение одного и того же. Всякий раз он приводил новые примеры, иллюстрирующие мысли, заключенные в этой шлоке. Она заключала универсальные принципы. Когда он говорил о нашем поведении в самых сложных жизненных ситуациях, а также о нашем взаимодействии с преданными, он рекомендовал в качестве средства эти принципы.

#00:20:02#

И, конечно же, когда мы находимся в обществе преданных и сотрудничаем в рамках одного проекта, мы будем вспоминать эту шлоку. И даже не шлоку как таковую, а интерпретацию Шрилы Гурудева, потому что его интерпретация представляет для нас наибольшую ценность. Когда мы общались со Шрилой Шридхаром Махараджем, мы неизменно видели, что он не просто цитирует некие санскритские шлоки или утверждения, но он пытается передать людям смысл. Он пытается сделать так, чтобы до них «дошло». И мы слышали то же самое от Шрилы Говинды Махараджа, когда он цитировал те или иные шлоки, и, в частности, эту шлоку, — он стремился к тому, чтобы преданные не просто услышали слова, но и по-настоящему поняли смысл. Мы видели жизнь Шрилы Гуру Махараджа, мы видели жизнь Шрилы Гурудева, и мы видели, что их жизнь была олицетворением тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна.

#00:22:26#

Так или иначе, это не более чем несколько слов, но прежде всего я хочу сказать, насколько счастлив оказаться здесь, в вашем обществе. В обществе людей, которые воспевают Святое Имя Кришны и совершают севу, с чем я вас и поздравляю. И вы все люди молодые. Достаточно молодые. Естественно, у молодого человека в этом мире есть множество опций, множество выборов, он может пойти по той или иной дороге, но вы в своей жизни выбрали этот путь. То есть вы прошли множество жизненных перекрестков, у вас за плечами осталось множество выборов, но в конечном счете ваш путь привел вас сюда, и то был ваш выбор. А теперь требуется продолжать идти по этому пути. Необходимо прикладывать усилия для того, чтобы сохранять свое нынешнее положение, и требуются дополнительные усилия для того, чтобы это положение развивать, то есть идти вперед.

#00:24:27#

В материальном мире требуются огромные затраты энергии на достижение чего бы то ни было. Материальная жизнь, жизнь обычного человека в этом мире требует не меньших усилий и затрат энергии, нежели духовная жизнь. Однако речь идет о совершенно иной категории результата. И совершение служения требует затрат энергии. Но вы будете тратить энергию в любом случае, поэтому стоит направлять ее на совершение служения. Если мы попытаемся понять, что является источником счастья Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа, Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа, то мы увидим, что им является служение.

#00:25:54#

Поэтому, как имел обыкновение говорить Шрила Гурудев, Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж: «Распоряжайтесь своей удачей разумно и бережно».

[Запись прерывается и начинается с другого места.]

#00:26:32#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Спасибо за эти слова. Я думаю, что теперь преданные здесь будут вокруг вас, и они останутся на зиму. Мы должны научиться ценить общество нашей семьи: наших кровных родственников, если наши кровные родственники — преданные. Ценить общество наших духовных братьев и сестер, наших духовных племянников, племянниц и так далее. Речь не идет о том, что мы всегда будем находиться в обществе «старших» преданных. Почему я беру это слово в кавычки? Потому что мы все в глазах Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, младшие, юные. В глазах Гурудева мы все младшие или начинающие.

#00:28:18#

Но семья будет продолжать жить. И в материальном мире это тоже так. Мы видим: наши предки давным-давно ушли, наши дедушки, бабушки, родители стареют, уходят. Для нас самих конец неизбежен, но остаются следующие поколения, и род будет продолжаться. Я был когда-то в обществе Шрилы Гуру Махараджа — он покинул этот мир, я был в обществе Гурудева — он покинул этот мир, но приходят новые преданные, и семья преданных продолжает свое существование. Интересно получается, что вы были здесь одни зимой, а я оставался один в Навадвипе летом. Потому что летом западные люди не приезжают в Индию, потому что по их мнению в Индии летом слишком жарко. В течение этих четырех месяцев, после Гаура-пурнимы (май, июнь, июль, август), в Навадвипе, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, зачастую не было ни одного западного преданного. А здесь у вас зимой не было никого. Однако в те летние месяцы у нас, конечно, были наши бенгальские преданные и святая Дхама, и Гурудев. Но все предпочитают приезжать в Крым летом, правда?

Преданный: Летом здесь хорошо.

Шрила Мадхусудан Махарадж: А зимой здесь выпадает снег?

#00:31:31#

Преданный: До вас здесь было снега вообще по колено, перед Новым годом морозы до минус тридцати были.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Шрила Говинда Махарадж, когда удивлялся, всегда говорил на бенгали: «Оре баба!» — «Вот это да!»

[Трудно разобрать, что говорят преданные.]

Но в следующую зиму у вас будут лошади.

#00:32:40#

Сейчас вы видите, что в современном мире лошадей мало. Имеется в виду, что лошади в качестве транспортного средства используются крайне редко. Но в будущем, возможно, лошади станут доминирующим средством передвижения. И я рассказывал о тех годах, когда я впервые оказался в Индии, еще не будучи преданным. Я доехал до Индии из Лондона на автомобиле через Европу. Добрался до Ирана, затем Афганистан, Пакистан и Индия. Вот такой маршрут. Когда я въехал в Пакистан, то в двух городах, Пешавари и Роял Пинди, в те годы (это были семидесятые) основным транспортным средством были лошади и тонга. Тонга — это повозка, запряженная лошадьми. Не было такси, общественного транспорта, поэтому люди передвигались исключительно на лошадях и тонга.

#00:35:02#

И когда я впервые попал в район Матхуры и Вриндавана, люди ездили из Матхуры во Вриндаван на лошадях и тонга. Но по прошествии тридцати лет, тонгу редко можно увидеть в Индии. Сейчас они используют машины. Иногда мы обращаем внимание людей на то, что эпоха, в которую мы живем, называется Кали-югой, «железным веком». И мы видим железо повсюду, «железных коней». Вы видите, как в современном мире государства воюют за нефть, но рано или поздно нефть будет выкачана, и возможно тогда человечество снова вернется к лошадям.

#00:36:22#

Дева Датта Прабху: Махарадж, люди на крутых машинах к нам сюда приезжают, чтобы покататься на лошадях в горах.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна! Как заставить ваших лошадей петь «Харе Кришна»?

Дева Датта Прабху: Надо просто громче петь, чтобы они там слышали каждый день.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я абсолютно уверен в том, что Шрила Говинда Махарадж был бы очень счастлив, видя, что вы все как одна команда интенсивно работаете здесь под началом Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Я знаю, что если мы сумеем сделать Шрилу Говинду Махараджа счастливым, тогда всяческий успех нам гарантирован.

#00:37:55#

Преданный: Махарадж, скажите, пожалуйста. Вы очень хорошо знаете нашего Гурудева, Говинду Махараджа. Что Махарадж не любил в людях больше всего? Какие свойства, черты характера?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я не могу претендовать на то, что знаю его в духовном смысле, но по крайней мере знаю внешне, поскольку в его обществе я провел с 1987 по 2010 год — 23 года. Поэтому я знаю его скорее так, как ребенок может знать своего отца. По крайней мере, как я уже сказал, я смею претендовать на то, что знаю, как сделать его счастливым. И я знаю, как сделать его несчастным.

Преданный: Вопрос связан с этим. Какие свойства, черты характера он не любил в людях больше всего?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Критику вайшнавов. Критика вайшнавов — это то, что он не любил больше всего. Это было самое скверное, что только могло быть. Шрила Гурудев не желал ни под каким видом или предлогом слышать критику в адрес преданных.

#00:40:31#

Преданная: Скажите пожалуйста, как вести себя, если ты чувствуешь со стороны преданных какую-то неприязнь?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Смирение, терпение, почтительное отношение к ним без ожидания почтения к себе с их стороны. Если мы будем слушать лекции Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа, то поймем, насколько часто он развивал эту тему — идею о необходимости гармоничного сосуществования с окружающим миром. Мы не в силах изменить окружающий мир и других людей. Но мы можем изменить себя внутри. И на то, чтобы изменить себя, порой требуются немалые затраты энергии. Но если мы будем прикладывать усилия, будем стараться видеть природу вайшнава в том или ином преданном, то подобная позиция станет для нас крайне благотворной.

Мы знаем, что иногда можем прикладывать усилия, но они могут оказываться бесполезными. Мы знаем, что конфликты или взаимная антипатия между некоторыми людьми естественны и неизбежны. Но мы также знаем, что радуга состоит из всех цветов. Все эти цвета — фиолетовый, голубой, индиго — все они образуют радугу. Но иногда, если попытаться свести воедино два цвета, то эти цвета дисгармоничны, не подходят друг другу. Если мы видим, что это дисгармоничное сочетание, то лучше их не сочетать, а разбавить третьим цветом.

Преданная: Тогда лучше избегать такого общения?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Лучше соблюдать дистанцию вместо того, чтобы быть рядом и всегда испытывать некий зуд или чесотку.

Преданная: Еще один вопрос. Это и есть неблагоприятное общение? Именно такое общение и называется неблагоприятным, которого нужно избегать?

#00:45:08#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Трудно сказать, потому что каждый случай индивидуален, а мы говорим о неких общих принципах. Но однозначно, что преимуществом общения с преданными в таком случае мы не можем воспользоваться, [не можем] извлечь благо из их общества.

Преданная: Спасибо, я получила ответ на свой вопрос.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Но нужно помнить, что мы — семья. Мы всегда остаемся семьей. Родственники могут ссориться. Но это столкновение, не продиктованное враждебностью. Конфликт завершается, мы расходимся в разные стороны, и каждый идет своей дорогой.

Шрила Рупа Госвами говорит о трех качествах вайшнава или о трех параметрах общения, которое будет для нас самым благотворным. Первое — преданный разделяет с нами цель, у него тот же идеал. Второе — такой преданный должен быть старше нас, он должен быть в состоянии нам что-то дать. И третье — этот преданный должен относиться к нам доброжелательно, желать нам блага. И если мы сумеем общаться при условии соблюдения этих параметров, тогда общество такого преданного будет крайне благотворным для нашей духовной жизни. Харе Кришна! В прошлом моя сева состояла в том, что я приводил всех и каждого к Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу. И это по-прежнему моя сева.

#00:48:41#

Совсем недавно, когда мы находились в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге, мы были в обществе двух вайшнавов — Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа и Шрилы Бхакти Судхира Госвами Махараджа. И мы видели, что они пытались изо всех сил, прилагая максимум усилий, представлять личность Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа. Вы находитесь в очень безопасном положении, поскольку находитесь под особой, уникальной опекой Шрилы Авадхута Махараджа.

#00:50:31#

У меня в запасе множество историй. В свое время Гурудев рассказывал нам множество историй. Особенно после того, как он возвращался в Индию из своих западных проповеднических поездок.

#00:51:02#

[В этом году] я оказался в Санкт-Петербурге, это был мой первый визит в Россию. Но я слышал в своей жизни так много всего о Санкт-Петербурге и храме от самого Шрилы Говинды Махараджа. И поэтому у меня было такое ощущение, что я оказался в гостях у людей, которых знаю очень хорошо. А теперь мы оказались в ситуации, когда уже не можем постучаться в дверь и сказать: «Гурудев, у нас есть к вам вопросы». Но мы чувствуем, что он по-прежнему здесь с нами, он наблюдает за нами, но мы больше не видим его.

Гурудев всегда заканчивал свои выступления словами, обращенными к преданным. А что именно, какими словами он заканчивал? Он озвучивал два момента.

Преданная: Chant Hare Krishna and be happy?

#00:53:18#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Гурудев говорил преданным всегда и везде: «Пойте Харе Кришна и будьте счастливы». Так или иначе, уже поздно. Благодаря вашей доброте, благодаря доброте Шрилы Авадхута Махараджа мы проведем здесь еще несколько дней.

Вы знаете, что Навадвип — это другой формат, в Навадвипе нет формальных лекций. В Навадвипе есть, можно сказать, встречи в кругу семьи.

[Трудно разобрать, что говорят преданные.]

Шрила Мадхусудан Махарадж: Джай Шри Гирирадж-Говардхан из Узунджи. Узунджа звучит как какое-то африканское название.

#00:54:40#

Дева Датта Прабху: Это перевод с тюркского, означает «длинный». «Длинный» или «длинная». Это в честь длинной реки, которая здесь протекает. Поэтому местность назвали Узунджа.

[Звучит киртан. Затем лекция продолжается с другого места.]

#00:56:55#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Равно как и наши дети, они не могут ходить в школу с религиозными символами на теле. Что нам делать? На что Гурудев отвечал, что такому преданному следует наносить тилаку не только на лоб, но и на двенадцать частей тела, и в этой ситуации можно использовать воду, а не глину. Предпочтительно воду Ганги или святую воду, используя мантру. И тогда ты будешь должным образом украшен тилаками, но невидимыми для остальных людей. Есть еще один момент, связанный с тилакой. Говорят, что Шрила Сарасвати Тхакур, который написал эти комментарии, когда наносил тилаку, никогда не пользовался зеркалом.

Дева Датта Прабху: А здесь в комментариях он пишет, что нужно использовать зеркало или отражение в воде.

#00:59:15#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я думаю, он использовал отражение в воде. Но Сарасвати Тхакур был исключением. И опять же, так говорят, но Гурудев не рассказывал мне этого. Но я слышал об этом от старших преданных. Иногда я сам пытался отказываться от зеркала и наносил тилаку вслепую, но потом, когда видел свое отражение, я понимал, что лучше бы использовал зеркало. Обычно в Индии мы используем маленькие круглые зеркальца, подобно тому, что я привез с собой. С помощью него может быть виден только лоб. Но как только я выехал за пределы Индии, в Малайзии и везде на Западе стоят огромные зеркала в полный рост, где ты видишь свое отражение. И я подумал: «Боже мой...» Это был первый случай, когда я неожиданно для себя понял, что я уже больше не Махананда. Я был шокирован. Харе Кришна!

#01:01:34#

Даже в Таиланде, когда мы шли с процессией нагар-санкиртаны, на улице стояли зеркала, поэтому я пытался спрятаться в толпе преданных, чтобы не видеть своего отражения. Я думал: «Боже мой, зачем они на улице ставят большие зеркала?»

И сам Гурудев всегда наносил на тело тилаки. Может быть он не делал этого лишь в последние месяцы своей жизни.

#01:02:18#

Преданный: Для тилаки используется глина из священных мест. Если в нашем районе, например, такая же глина, то ее не стоит использовать...

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Отредактировал Павел Ильичев

 


скачать (формат MP3, 92.56M )

Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Лекция в Узундже
(часть 2)

(23 августа 2014 года, Узунджа, Крым) 

 

Шрила Мадхусудан Махарадж: Мы читали переводы стихов «Шикшаштакам» Шри Чайтаньи Махапрабху. И мы читали прославления Шрилы Сарасвати Тхакура, принадлежащие перу Шрилы Гуру Махараджа. Я здесь, и если вы хотите меня использовать, то я к вашим услугам.

Преданный: Была ли у вас какая-то интересная история, связанная с Говиндой Махараджем? Именно ваша история, связанная с общением с ним.

#00:02:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Каждый день общения с ним был интересен. Если бы я попросил вас рассказать какой-то эпизод из опыта вашего двадцатилетнего общения с вашим отцом, то о чем бы вы рассказали?

Преданный: Последний разговор.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это слишком болезненно.

Преданный: Тогда первый.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Мой последний разговор с ним состоялся в ночь накануне того дня, когда он покинул этот мир. Скорее, за ночь до этого. В то время ему стало немного легче, и около 11:30 вечера он позвал меня к себе. Он постоянно звал нас к себе на протяжении последних недель. Меня, Шрилу Госвами Махараджа, Ямуну Прию и других. Но тогда вечером я находился через коридор от той комнаты, где был Шрила Говинда Махарадж. Он позвал меня к себе для того, чтобы я вызвал машину, и мы должны были привезти к нему его доктора. Я пришел к нему, со мной была именно эта сумка, и в ней были мои индийские водительские права. Они большого формата, поэтому как раз умещались в эту сумку вместе с ключами от комнаты и самыми необходимыми вещами. Я подошел к Шриле Гурудеву, поклонился ему, и Гурудев сказал: «Я чувствую себя очень плохо» и попросил привести к нему его врача.

#00:06:32#

Мы позвонили врачу прежде, чем отправиться за ним. И выяснилось, что он в настоящий момент находится в Сингапуре. Этот доктор очень видный и известный человек, и [тогда] он принимал участие в некой конференции. Так или иначе, я никогда не давал Шриле Говинде Махарадажу никаких лекарств. Но другие преданные занимались этим. В особенности Ямуна Прия Диди, которая имела большой опыт. Она знала, какие лекарства следует давать Шриле Говинде Махараджу, когда у него были те или иные симптомы. Каким-то образом он почувствовал себя немного легче, особенно после того, как выяснилось, что доктор не в состоянии приехать, и преданные сами дали ему лекарства. И он сам в это время тоже говорил по телефону с какими-то людьми.

#00:08:40#

Последним, что сказал Шрила Гурудев, было: «Теперь мне легче, я чувствую себя лучше, пойду в постель». Санатани, Дева Бандху Прабху находились рядом в тот момент. Примечательно, что обычно Шриле Говинде Махараджу требовалась помощь для того, чтобы встать с кресла, но в тот раз он почувствовал себя лучше настолько, что сумел подняться без посторонней помощи. Он поднялся, сделал несколько шагов, подошел к своей кровати и лег. Затем Гурудев дал мне понять, что я могу идти, а он будет отдыхать. Вы задали мне вопрос, и я отвечаю на него буквально: таким был наш последний разговор.

[Запись прерывается и начинается с другого места.]

#00:10:20#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Он обратился ко мне и на ломаном английском языке спросил: «Хотите еще пури?» Наши первые воспоминания, связанные со Шрилой Говиндой Махараджем, относятся к тому, как он заботился о нас, о западных преданных. Мы сидели на веранде Араньи Махараджа и принимали прасадам Шрилы Гурудева. Шрила Говинда Махарадж не раздавал прасадам лично, но он прохаживался по веранде и следил за тем, чтобы обо всех преданных позаботились и как следует накормили. Его английский был очень примитивным, примерно таким же, как мой русский сейчас. Но он ходил среди преданных и спрашивал у них: «Пури? Пури?» В то время раздавали пури и сабджи. Пури обычно не подавали преданным в Матхе в Навадвипе, но было исключение для западных преданных. Об этом позаботился Шрила Говинда Махарадж, поскольку он хотел, чтобы о западных преданных заботились должным образом.

#00:13:02#

Наверное, это был мой первый разговор с ним. Первое, что я от него услышал. Харе Кришна! Много раз мы слышали от него одно утверждение, особенно в последние недели и дни перед своим уходом. Вы знаете, что это за утверждение. Шрила Говинда Махарадж говорил: «Пойте Харе Кришна и будьте счастливы».

Преданные задавали Шриле Гурудеву разные вопросы. Однажды, я помню, он сказал нечто, что меня поразило и очень хорошо запомнилось: «Больше никаких инструкций и наставлений. Все наставления даны, настало время их выполнять». Также Шрила Гуру Махарадж на заключительном этапе своей жизни делал аналогичное заявление. Когда преданные задавали ему вопросы, он по-разному отвечал им, но суть была неизменной: «Я уже ответил на этот вопрос. Вы можете обратиться в поисках моего ответа к преданным».

#00:16:38#

Именно так на свет появились книги. Книги Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа представляют собой его ответы на вопросы, которые задавали преданные. Аналогичным образом сейчас на свет появилось несколько книг Шрилы Говинды Махараджа, которые представляют собой обработанные записи его речей и ответов на вопросы преданных.

В современную эпоху у нас есть техника, позволяющая нам видеть и слышать Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Гурудева так, как если бы мы общались с ними непосредственно. Мы считаем это чем-то само собой разумеющимся, мы привыкли к этому: видео, аудио. Не стоит забывать, что вы выросли в телевизионную эпоху, но еще сто лет тому назад этих технических средств не было. И сто лет тому назад ни у кого не было возможности записывать аудио (звук) или видео (картинку).

#00:18:54#

Иногда я слушаю лекции Шрилы Гурудева и настолько поглощен этим. Я слушаю, слушаю, слушаю, а потом прихожу в себя и чувствую некий шок от того, что не сижу рядом с ним. Это — запись. Когда Шрила Говинда Махарадж рассказывал о разных вайшнавах, таких как Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Нароттам Тхакур, Шрила Рупа Госвами, то возникало впечатление, что он знает их лично. Он рассказывал о них так, словно он был их спутником. И в этой связи можно вспомнить слова Шрилы Гуру Махараджа относительно Шрилы Говинды Махараджа. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Создается впечатление, что Шрила Говинда Махарадж много и глубоко общался со Шрилой Сарасвати Тхакуром, даже больше, чем некоторые из моих духовных братьев». И конечно, Шрила Говинда Махарадж приписывает всю заслугу за то, чем он обладает, Шриле Гуру Махараджу, Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу.

#00:21:53#

Мы много общались со Шрилой Говиндой Махараджем, можно сказать, что двадцать четыре часа в сутки мы были рядом с ним. И мы видели, что он всегда был занят служением Шриле Гуру Махараджу. Было не так, что он жил какой-то своей жизнью, потом выходил на публику, к преданным, давал безупречную лекцию, а затем возвращался к своей былой жизни. Он всегда был с преданными, и жизнь у него была одна, и то была жизнь в служении.

#00:23:56#

Он рассказывал множество историй, он постоянно что-то рассказывал. Но все, что он рассказывал, было новым и свежим. Он не повторял услышанное. Мы видели Гурудева день за днем, мы видели, как он жил. Мы видели, как до мангала-арати к нему приходили преданные, после мангала-арати к нему приходили преданные, как он завтракал в обществе преданных, как после завтрака к нему приходили преданные и так далее. Он все время был с преданными. Но Гурудев всегда был личностью. Он взаимодействовал с людьми, и он передавал им нечто.

#00:26:22#

Иногда Шрила Авадхут Махарадж напоминает мне его. Особенно напоминает в том отношении, что у него была прекрасная память. Он помнил даже тех людей, с которыми встречался единожды, и по прошествии многих лет он узнавал этих людей. Даже людей, которых я едва мог вспомнить. Людей, которые, например, принимали когда-то участие в фестивалях — спустя годы они возвращались, и он прекрасно их помнил. Поэтому, когда вы просите меня рассказать какую-нибудь историю, я теряюсь и не знаю, какую именно рассказать. Харе Кришна!

#00:27:41#

Но если попытаться передать суть, то она будет такой: Шрила Говинда Махарадж — самая чудесная личность, которую только можно было встретить. Ваш вопрос заставил меня начать вспоминать. В промежутке между этим первым и последним разговором [со Шрилой Гурудевом] было так много всего, такое богатство опыта. Я был с ним в ту пору, когда он принял санньясу. Это было очень серьезное время. Затем я находился рядом с ним, когда Шрила Гуру Махарадж насильно усадил его в кресло ачарьи. Когда Шрила Говинда Махарадж был утвержден в качестве ачарьи, произошла перемена. Из секретаря Матха, человека, который кричал на людей, указывал им и «строил» их, он превратился в ачарью Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:31:17#

Мы видели, что Шрила Говинда Махарадж был в полной мере предан. По-английски можно сказать «surrender». Это слово также означает «сдача». И в данном случае это значение уместно, поскольку он действительно сдался Шриле Гуру Махараджу. Ему не хотелось быть санньяси, он не хотел быть ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха, но он в полной мере отдал себя, он стал тем, кем хотел видеть его Шрила Гуру Махарадж. Шрила Гуру Махарадж говорил: «Если ты не примешь санньясу завтра, то я покину этот мир сегодня». И тогда Шрила Говинда Махарадж принял санньясу. Шридхар Махарадж говорил также: «Я не думал, что задержусь в этом мире надолго. Я не ожидал, что Кришна пошлет мне подобный срок жизни, и я вижу, как один за другим мои духовные братья покидают этот мир».

#00:33:40#

После того, как Шрипад Джаджавар Махарадж покинул этот мир, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Теперь я чувствую себя в одиночестве, мне не с кем общаться». Но Шрила Говинда Махарадж находился в этом мире, и он был тем самым обществом, он был его спутником. Я говорю об этом для того, чтобы дать понять следующее. Когда Шрила Гуру Махарадж покинул этот мир, насколько одиноким оказался Шрила Говинда Махарадж. По правде говоря, Шрила Говинда Махарадж беседовал со мной, рассказывая мне многое о взаимоотношениях Шрилы Гуру Махараджа с его духовными братьями, такими как Шрипад Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Шрипад Бхакти Камал Мадхусудан Махарадж, Шрипад Бхакти Вичар Джаджавар Махарадж, и многими другими. Но складывалось впечатление, что Шрила Говинда Махарадж рассказывает мне эти вещи, потому что ему не с кем этим делиться. И не подлежит сомнению то, что Шрила Говинда Махарадж уникален. Есть только один Шрила Говинда Махарадж.

#00:36:05#

Он продолжал совершать севу Шриле Гуру Махараджу, и он совершал ее в одиночестве. Практически терпя нас, людей, которые его окружали. В ранние дни Шри Чайтанья Сарасват Матха, после ухода Шрилы Гуру Махараджа, были считанные единицы преданных. Как бы то ни было, мы были очевидцами большой истории. В начале мы застали Шрилу Гуру Махараджа, а затем наступил долгий период времени, когда мы были рядом со Шрилой Говиндой Махараджем. Мы видели его, мы были рядом с ним. Харе Кришна!

#00:38:00#

Но годы летят, и теперь представители моего поколения покидают этот мир, один за другим. Мы чувствуем, что были со Шрилой Гуру Махараджем несколько дней тому назад. А в обществе Шрилы Говинды Махараджа всего несколько часов назад. Но иногда, находясь в обществе преданных, я чувствовал, будто им кажется, что это все просто история. Но в действительности это не история, поскольку эти вайшнавы не умерли. Мы не можем видеть их, но они здесь. Именно таким образом Шрила Гурудев воспринимал Шрилу Гуру Махараджа, а Шрила Гуру Махарадж воспринимал Шрилу Сарасвати Тхакура. Шрила Бхактивинод Тхакур также написал поэму, в которой говорит: «Того человека разум слаб, который считает, что вайшнав умирает». Идея здесь такова, что вайшнавы не умирают, но лишь уходят из нашего поля зрения. То, чего Шрила Гуру Махарадж хотел от всех и каждого, то, чего Шрила Гурудев хотел, — это верность Шри Гуру.

#00:41:17#

Все мы, люди, которые в прошлом находились на борту тонущего корабля, были спасены, вызволены спасательным судном, капитан которого прекрасно знает свою работу и не рискует стать жертвой кораблекрушения. Шрила Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев — представители неуязвимой, безупречной и непоколебимой линии Шри Рупануга-сампрадая. Харе Кришна! Гурудев, что мне им рассказать? Что мне им сказать? Историю? Нет.

#00:43:19#

Преданная: Когда мы были в Навадвипе в этом году, я ходила и думала, что нужно налаживать отношения со Шрилой Гурудевом, потому что большинство знают его. Но я не знала его, не видела никогда. Не понимаю, как воспринимать Шрилу Говинду Махараджа, чтобы не думать о нем как об истории, но как о личности. Может быть, каким-то образом через Авадхута Махараджа? Меня все время этот вопрос мучает.

#00:45:11#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Мы несомненно чувствуем его присутствие в лекциях, в записях его выступлений и благодаря его книгам. И это воистину чудо, что мы можем сейчас с помощью этой техники сидеть и видеть Шрилу Говинду Махараджа и слышать его голос. Речь не идет о том, чтобы просто целыми днями сидеть и смотреть видеозаписи его выступлений, подобно просмотру телевизора, но о том, чтобы смотреть его выступления, слушать его речи, а затем идти совершать свою севу и после вновь возвращаться к этим видеозаписям. Я не знаю, есть ли у вас такая привычка и такая возможность отвести какое-то время, скажем, пятнадцать или двадцать минут на просмотр его лекции или слушание записей. Это ваш индивидуальный случай: два-три раза в неделю или, может быть, раз в неделю, но продолжительно и регулярно. Хотя я присутствовал на тех собраниях и слушал вживую, но сейчас, когда вновь слышу и вижу эти лекции, я понимаю, что упустил что-то. Я слышу что-то новое. И ваши наблюдения очень хороши. Они дают мне возможность задуматься над тем, что действительно нужно развивать отношения со Шрилой Гурудевом, со Шрилой Говиндой Махараджем, и узнавать его все больше и больше. Вы задействованы в севе, а сева — это явление, которое открывает нам природу вещей, открывает нам реальность. Вы принимаете участие в севе Шриле Авадхуту Махараджу. И я могу заверить вас в том, что Шрила Говинда Махарадж — это ваш дедушка, который очень вас любит. Я говорю совершенно серьезно и точно. Авадхут Махарадж знает Шрилу Говинду Махараджа очень хорошо. Я могу сказать это с радостью в сердце.

#00:50:34#

Я буду счастлив показать вам его комнату в Навадвипе. Его комната полна чудесной лилы. Вы видели ступеньки, затем коридор, место, где собирались преданные, и, наконец, последний закуток, где Шрила Говинда Махарадж сидел в своем ачарья-бхаване. А справа, где стоит диван и висит картина на стене, была спальня Шрилы Гурудева.

#00:52:08#

Было очень тесно. Только позже места стало больше и появились новые здания. Но Шрила Гурудев построил эти большие здания для вайшнавов, чтобы они не мучились, не претерпевали страдания, находясь в Индии. Харе Кришна! Служите, читайте, пойте Харе Кришна и будьте счастливы. Есть ли какие-то вопросы? Мы скорее всего закончим, но если есть какие-то вопросы сию секунду [продолжим].

#00:54:05#

[Шутливо:] У меня есть вопрос. Как удержать лошадь от того, чтобы она не ела траву, растущую на обочине тропинки, по которой идет? [Смех.]

#00:54:37#

[Киртан, прославления.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Павел Ильичев

 



←  Ярославль. Программа в день Экадаши 4 октября 2014 года ·• Архив новостей •· Узунджа: приезд Мадхусудана Махараджа. Август 2014 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования