«О божественной любви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP3, 139.04M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

О божественной любви

(10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

Сегодня у нас праздники. Во-первых, Баладева-пурнима, а также в этот день четырнадцать лет назад Шрила Говинда Махарадж возглавил установку Их Светлостей Божеств в Лахте. Мы помним этот праздник. Некоторым из нас выпала удача и честь присутствовать там. Мы помним, как Гурудев проводил этот праздник, что происходило в этот знаменательный день. Трудно поверить, что прошло уже четырнадцать лет. Но, как говорится, время летит, когда тебе есть, чем заняться.

И, как мне сказали, сегодня объявленная тема моей лекции — это гармония, любовь, нежность. Это некоторые из моих любимых тем. Поэтому мы можем немного поговорить об этом, а потом ответить на вопросы, если у вас будут вопросы.

#00:02:06#

Одна из вещей, которые привлекли меня, которые привели меня к обществу Шрилы Говинды Махараджа и в общество преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха, — это идеи Шрилы Шридхара Махараджа. Ведь я искала абсолютную гармонию, любовь, нежность. Но не находила их в обыденном мире, в материальном мире. Зная, что в этом мире все бренно, все ограничено, как можем мы надеяться найти что-либо абсолютное здесь? Но я прочла записи некоторых лекций Шрилы Шридхара Махараджа, и там он объяснял такие вещи, как абсолютная гармония. Мы опубликовали транскрипции некоторых их этих лекций в различных книгах, и эта тема абсолютной гармонии — одна из тем, к которым он возвращается снова и снова. Но сперва я коротко упомяну некоторые из важных идей.

#00:04:03#

Шрила Шридхар Махарадж, говоря о гармонии с абсолютной точки зрения, говорил, что такая гармония способна вместить в себя все разногласия, все различия. Гармония может охватить все и всех. Он приводил сравнение с дирижером и оркестром. В оркестре много разных инструментов, и если все они играют в согласии, под руководством дирижера, то рождается прекрасная музыка. Различные звуки разных групп инструментов, различные мелодии разных исполнителей, все это соединяется вместе, когда они действуют по воле дирижера.

Также Шрила Шридхар Махарадж учил, что благодаря терпению можно усилить гармонию. Мы стараемся быть терпеливыми, скромными, уважать окружающих и обнаруживаем в процессе такого поведения, что в качестве побочного результата приходит гармония.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что из этих трех принципов (терпение, смирение и уважение) терпение — самый важный. Если мы будем терпеливы, то и смирение, и способность уважать других, без ожидания подобного уважения в ответ, придут к нам естественно. Итак, благодаря терпению возрастает гармония.

#00:06:58#

Мы видели, как эти принципы воплощают в своей жизни наши учителя — Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев. Мы видели, как Гурудев в своей повседневной жизни всегда следует этим принципам — смирение, терпение, выражение почтения — и всегда находит гармонию с каждым. Он часто делал распечатки, плакаты на стену с этими тремя принципами, помещал их везде, со всех сторон, чтобы постоянно напоминать об этих трех важнейших принципах.

Госвами Махарадж однажды спросил Гурудева: «Скажите, а почему вы все время говорите об этих трех принципах? Почему вы с такой силой, с таким рвением призываете им следовать и следуете им сами?» Шрила Говинда Махарадж тогда ответил: «Потому что ничто другое не работает». От отчаяния я терпелив, смирен, выражаю почтение окружающим и в результате обнаруживаю гармонию с окружающими.

Тем из нас, кто жил рядом с ним, довелось видеть, как он в своей повседневной жизни был олицетворением этих принципов, он всегда неукоснительно следовал им. Даже самые невозможные происшествия, ситуации, которые, казалось бы, никак не привести в гармонию, он приводил в гармонию. И это на самом деле три указания Самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:09:40#

Поэтому всякий раз, думая о любви и нежности, мы вспоминаем о нем, о нашем учителе. Место, где находится его самадхи, место его упокоения называется Храм любви и нежности. Наш учитель олицетворял собою любовь и нежность. Всегда принимая каждого с их недостатками, изъянами, особенностями, он всегда старался каждому дать возможность подойти ближе.

#00:10:50#

Примерно в двадцатилетнем возрасте он написал поэму, и мы позже сделали приблизительный ее перевод на английский язык. В оригинале эта поэма на бенгали. Мы назвали ее «Ясный зов». В этой поэме наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, призывает всех на свой корабль, обращается ко всему человечеству: «Молоды вы или стары, мужчина или женщина, кто бы вы ни были, приходите на мой корабль». Он говорит: «Я капитан этого корабля. Я помогу вам на моем корабле преодолеть этот опаснейший океан мирского бытия. Поэтому все заходите на борт и не спрыгивайте с корабля, потому что мы вот-вот отправимся в путь».

Он описывает природу этого мира, сколь много опасностей окружает нас здесь, и как мы можем обратиться к духовной грани бытия. Он написал это, обладая чистейшим сердцем и огромным великодушием, еще будучи молодым, двадцатилетним молодым человеком, он написал это произведение, призвав в нем: «Заходите на мой корабль и не спрыгивайте с него, мы отправляемся в путь».

#00:13:37#

Нам очень повезло, что у нас есть связь с ним, связь со служением ему, с его книгами, с его поэмами. Мы видели, как много любви и нежности он готов отдать каждому. В его огромном сердце было место для каждого. Он был очень открыт, он позволял каждому приблизиться к нему, послужить, вступить в личные отношения.

Поэтому, когда я думаю о любви, гармонии, о нежных отношениях, я вспоминаю о своем учителе. Это трансцендентные качества, которые вы обнаружите только в чистом преданном. Вы также можете попробовать следовать его примеру, помнить о его наставлениях и постараться приблизиться к нему. И к этому можно прийти, даже находясь здесь и сейчас, если мы просто начнем следовать его наставлениям и постараемся обрести связь с ним через его посланников, под руководством которых мы находимся здесь сейчас.

Есть ли у кого-нибудь вопросы? Не стесняйтесь!

#00:16:08#

Преданная: Как описать слово «терпение»? Потому что есть разные представления о том, что это такое.

Бхакти Лалита Деви Даси: В нашем определении терпения приводится пример дерева. Этот пример дал Сам Махапрабху, когда описывал терпение. Ведь дерево всегда дарит свою тень, свои плоды, свою древесину. Дерево терпит любые погодные условия: лето или зима, весна или осень, жара или холод — дерево молча сносит любые условия. Даже если мы собираем цветы или срываем плоды, или обрубаем ветви, или даже срубаем само дерево, — даже в этом случае дерево не протестует, не жалуется. Таким образом, нам нужно быть подобным такому дереву.

#00:18:09#

В нашей духовной жизни, что бы ни случилось, даже если кто-то у нас что-то забрал, кто-то воспользовался нами, мы стали жертвой эксплуатации, в любом случае — терпеть. Мы не протестуем, мы не начинаем кампанию против того, кто нас обидел или воспользовался нами. Как Иисус говорил: «Подставь вторую щеку». Это примеры терпения.

Наш Гурудев говорил, что это единственный путь, без этого мы не сумеем добиться своих целей, особенно если мы живем в группе, в групповой динамике, — тем более, учитывая, что в мире вокруг нас царит Кали-юга. Ведь в Кали-югу, как бы мы ни старались приспособиться, все равно мы будем окружены какими-либо неприятными обстоятельствами. В этот век сами собой возникают конфликты, лицемерие, ложь, поэтому нам следует постараться приспособиться и терпеть любые неблагоприятные обстоятельства.

#00:20:13#

Шри Чайтанья Махапрабху был аватаром Кали-юги. Он низошел в этот мир, чтобы дать людям святые имена Кришны и научить их воспевать. Он — Верховная Личность Бога, Он знает, сколь трудны условия [жизни в материальном мире], и Он пришел в эту эпоху, в эту Кали-югу, чтобы дать самое сильное из всех лекарств. Он дает Самого Себя через святые имена Бога, и вместе с этим Он дает совет: «Будьте смиренны, терпеливы, выражайте почтение другим, тогда вы сможете повторять святые имена». И таким путем вайшнавы достигают успеха. У нас будет масса возможностей применить на практике смирение, терпение, уважение к другим, особенно, если мы практикуем в группе.

#00:21:45#

Говоря о смирении, Махапрабху приводил в пример травинку. Мы можем наступить на траву, и трава подчинится, она склонится под нашими стопами, а потом снова поднимется. Трава не возмущается, она не кричит: «Эй, что ты наступил на меня? Я такая важная, убери свою ногу!» Она не пытается сопротивляться. Подобный темперамент, подобное настроение создает самые благоприятные условия для того, чтобы повторять святые имена. И тогда мы можем достичь величайшей цели, то есть любви к Кришне. Я ответила на ваш вопрос?

Есть ли еще вопросы у кого-либо? Сегодня у нас последний день «Ведалайф».

#00:23:28#

Преданная: А что такое преданность?

Бхакти Лалита Деви Даси: На санскрите это обозначают словом «бхакти». Мы следуем практике бхакти-йоги. И, прочтя Бхагавад-гиту, вы узнаете о разных видах йоги и о том, что бхакти-йога занимает высочайшее положение среди всех йог. Ведь в Бхагавад-гите Кришна описывает различные виды йоги одну за другой, но в каждой главе Он неизменно возвращается к бхакти-йоге и говорит, что она высочайшая. Он объясняет, насколько дорог Ему тот, кто следует бхакти-йоге. Он говорит: «Бхакти-йогины — те, кто следует пути бхакти-йоги, дороже Мне самой Моей жизни, дороже Мне всего, что у Меня есть». Он не может противиться любви и преданности, идущей от Его преданных.

#00:25:20#

Преданные исполнены преданности. Бхакти рождается из бхакти. Бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄. В переводе это означает: «бхакти рождается из бхакти». Значит, нам нужно обрести это у бхакты. Мы должны получить преданность у преданных, у тех, у кого есть преданность. И тогда мы находим настоящих, глубоких преданных, те, кто тверды в преданности Кришне. Мы слушаем их, принимаем их советы, стараемся приблизиться к ним, стараемся служить им, удовлетворить их желания. И в результате в ответ они благословляют нас, и по их благословению в нас может проснуться такая же преданность, бхакти.

Бхакти столь сильна, что одна капля бхакти способна затопить всю вселенную. Эк бинду джагат д̣уба̄йа. Поэтому мы всегда молимся об одной капле милости, лишь об одной капле преданности. Этого будет более чем достаточно для нас. Этого не обрести никаким иным путем. Нельзя каким-то образом произвести ее, нельзя, даже строго следуя каким-либо правилам и предписаниям, требовать, чтобы в результате к нам пришла преданность. Преданность приходит только по милости бхакты.

#00:28:21#

Преданная: Есть ли такие случаи, ситуации, с которыми преданные не могут согласиться и не могут проявить смирение? Есть ли такие ситуации, когда они как бы выражают протест? Как это выражается? Или они всегда смиренны?

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы не терпим, когда вайшнава оскорбляют, когда о нем злословят. В этот момент мы не терпеливы и не смиренны. Если вайшнава оскорбляют, нападают на него, этого мы тоже не можем терпеть. В таком случае нам дают совет: либо мы должны победить [в диспуте, в споре], либо покинуть это место. Или, однажды я слышала, можно убить оскорбителя. Но, как правило, лучше всего победить или убежать. Мы не терпим, когда оскорбляют чистых преданных Господа.

Есть ли еще вопросы? Вопросы очень полезны, потому что все обретут благо от таких вопросов, особенно если это искренние вопросы.

#00:30:49#

Преданная: В процессе практики бхакти-йоги некоторые практикующие пытаются создать такие условия, чтобы проверить нового, только что пришедшего практикующего на ложное эго. Причем это может выражаться в оскорбительной форме и в очень неприятных поступках. И в данном случае недавно пришедший не понимает всего этого. В подобном случае этому новому практикующему лучше покинуть это место и не общаться с такими людьми, либо продолжать эту практику?

#00:32:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я никогда не встречалась с подобным в своей жизни, чтобы кто-либо устраивал проверки для новичков. Обычно проверки приходят сами собой, просто из окружающего мира. Мы можем думать, как говорят преданные: ничего не происходит без воли, без дозволения Господа. Писания говорят, что и травинка не шелохнется без воли и дозволения Господа. Поэтому, если мы сможем учитывать эту точку зрения, понимая, что все, что ко мне приходит, — какие бы неблагоприятные обстоятельства ко мне ни приходили, — все это в конечном счете приходит по воле Господа и предназначено для того, чтобы мне стало лучше, для того, чтобы помочь мне. С таким пониманием мы сможем успешно продолжать практику в любых обстоятельствах.

#00:34:00#

Новичкам требуется много заботы, много вдохновения, опеки со стороны тех, кто более тверд. Им всегда нужна поддержка от духовных братьев или сестер, от более старших преданных. Как младенец — поначалу он не может даже сесть, потом он понемножку учится ползать, потом он может стоять, только держась за стенку, и только потом начинает ходить, начинает ходить самостоятельно, устойчиво. И все мы проходили через это как новички. Каждому новичку придется обязательно пройти через это, придется справляться с собой, со своим умом, со своими чувствами, научиться правильно контролировать себя, правильно вести себя. В начале нашей жизни в сознании Кришны нам нужно очень многому научиться. И мы все всегда хотим оказать как можно больше поддержки, помощи новичкам, а не усложнять их жизнь, устраивая им дополнительные проверки, дополнительные испытания. За мои двадцать лет жизни в храмах, в ашрамах, я никогда не встречалась с ситуацией, которую вы описали.

#00:36:20#

Преданный: Существует такое выражение: если у тебя нет веры, то нужно общаться с теми, у кого есть вера. Но как разглядеть веру? Как увидеть, что человек обладает верой?

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Если мы видим, что кто-то находится в устойчивом положении, обрел для себя правильное положение, всегда следует всем принятым правилам, нормам, всегда правильно поступает, то это некоторые признаки, которые могут указывать на его веру. И общий принцип — это то, что мы всегда хотим находиться под руководством более опытного, более глубокого вайшнава. И мы всегда можем обратиться к такому вайшнаву за советом: «Скажите, а вот в этом человеке вера глубока? Стоит ли мне общаться с ним? Есть ли в этом человеке что-то подлинное?»

#00:38:07#

Шрила Шридхар Махарадж иногда говорил об аудитории, где проводятся экзамены. В этом зале может сидеть множество экзаменующихся, все они стараются сдать экзамен, но не все пройдут, не все сдадут. Кроме того, некоторые кандидаты будут успешными учениками в начальных классах, а кто-то будет очень хорош, очень тверд в старших классах, быть может, не проявляя серьезных успехов поначалу. А кто-то может провалить экзамен и отойти с пути прямо на наших глазах. И он [Шрила Шридхар Махарадж] говорит: это естественно, не следует скорбеть об этом, ведь даже тот, кто кажется нам очень великим, обладающим глубокой верой, может пасть и уйти с пути на наших глазах.

#00:39:40#

Обычно эти экзамены, проверки приходят трояким образом. Три категории: канак, камини и пратиштха — богатство, противоположный пол и слава. Но у каждого из этих трех явлений, которые испытывают нас, есть свое предназначение, то, куда их следует направить на самом деле. Канак или богатство, деньги, принадлежит Нараяне. Камини, противоположный пол, принадлежит Кришне. А пратиштха, слава, доброе имя, принадлежит Гуру. И, будучи практикующими преданными, нам нужно постепенно научиться, как направлять все это в должном направлении. Тогда мы сможем выстоять, пройти эти испытания и продолжить путь.

#00:41:19#

Но мы видели, что кто-то падает, кто-то не проходит испытаний. Быть может, это причиняет нам боль, но в конечном счете это естественно, такова жизнь. Духовную жизнь сравнивают с путем по лезвию бритвы. Нам следует проявлять крайнюю осторожность, чтобы не отклониться ни в одну, ни в другую сторону, и всегда обращать внимание на столь многие вещи, которые приходят, чтобы противодействовать нам.

Итак, мы видим, что на духовном пути очень многие растут, двигаются вперед, но кто-то может деградировать, опускаться. Но мы всегда продолжаем придерживаться руководства, мы продолжаем с верой двигаться вперед и желаем блага всем, надеемся на лучшее для всех. Мы стараемся видеть лучшее, яркую сторону каждого, и надеемся, что каждого ждет светлое будущее, ничто не удивит нас на каком-то уровне.

#00:43:28#

Преданная: Когда нарушаешь какой-то принцип — например, один из регулирующих принципов, — чувствуешь, что нарушено указание Гуру. Имеет ли смысл совершать какие-то аскезы, чтобы компенсировать это?

Бхакти Лалита Деви Даси: Это зависит от человека, от его настроения преданности, от его природы. Но, как правило, общее правило, мы просто «встаем» и продолжаем идти, каждый день — это новый день, и следует продолжать попытки. Мы крошечные души, и мы стремимся к невозможному, мы специализируемся на невозможном. В один день мы можем столкнуться с неудачей, но в другой день мы продолжим попытки и достигнем успеха. И в идеале мы хотим все больше и больше принимать прибежище в наших божественных хранителях, все дальше и дальше погружаться в эту сторону. К счастью, мы имеем дело с нежными, любящими, сострадательными хранителями, поэтому у нас есть все основания питать надежду, даже если мы терпим неудачу.

Еще один вопрос, может быть?

#00:46:15#

Преданный: Наша тяга к материальному должна постепенно уменьшаться в процессе практики или мы должны как-то стремиться отказаться от этого?

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть такая пословица в английском языке: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает». Бог поможет нам, если увидит, что мы стараемся изо всех сил, что мы делаем все, что в наших силах, и мы искренне стараемся стать лучше. Поэтому хоть и естественным образом мы будем расти в этом направлении, развиваться, просто следуя практике, но Господь в особенной степени поможет нам, видя, как мы прикладываем дополнительные усилия.

#00:47:56#

Один из англоязычных христианских богословов сказал, что благодаря напористости улитка добралась до Ноева ковчега. Ведь улитка двигается очень медленно — быть может, пришлось даже ждать ее. Но улитка старалась, старалась, двигалась вперед и в конце концов добралась до Ковчега. Чему-то мы можем научиться у улитки.

Мы также можем проявлять стойкость, настойчивость, с какими бы условиями нам ни довелось столкнуться. Например, кто-то курит. И человек знает: «Да, надо бросать», но не бросает, продолжает курить. Как этот курильщик бросит курить, если он не прикладывает усилий, если он не проявляет настойчивости, не старается? Нам нужно прикладывать какие-то усилия, мы испытываем болезненную зависимость от этого мира, и нам необходимо, так или иначе, освободиться от этого. Мы хотим свободы от чувств, а не свободы ради чувств. Поэтому мы должны стараться предпринимать усилия. И Бог поможет нам, если увидит наши старания.

Да, еще один вопрос.

#00:50:19#

Преданный: Вы можете рассказать об аскезах? Скажем, совершая определенную жертву, аскезу, можно получить одно, а совершая другое, можно получить иное.

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле подобный вопрос — это не вполне специализация бхакти-йоги, йоги преданности. Скорее, в некоторых других направлениях йоги уделяется внимание аскезам.

Мы знаем из историй примеры великих демонов, например, Хираньякашипу, который совершал очень суровые, очень серьезные аскезы для своих собственных материалистичных целей, а именно — он хотел стать самым главным во вселенной, он хотел, чтобы все подчинилось ему. Он совершал столь суровые аскезы с такой настойчивостью, что, когда он стоял в своей йогической позе, муравьи за время его аскез успели построить целый муравейник вокруг него и, более того, съели всю его плоть, лишь жизненная сила оставалась в его костях. Он хотел большего, чем просто быть абсолютным правителем. Он хотел бессмертия. Он не хотел, чтобы что-либо его убило, он не хотел терять свое материальное тело.

#00:52:56#

Итак, ради материалистичных целей он совершал суровые аскезы. Хираньякашипу был столь настойчив в своих аскезах, что через некоторое время огонь стал вырываться через его макушку. И тогда творец вселенной, конструктор вселенной Господь Брахма отправился, чтобы узнать, ради чего именно совершает столь суровые аскезы этот человек, и, придя к нему, он обнаружил это пламя, исходящее от него. И он обрызгал его водой, чтобы сперва вернуть ему его тело.

Итак, Хираньякашипу совершал аскезы, чтобы получить благословения, и сила его аскез вынудила Брахму низойти к нему. Брахма благословил его желанными благословениями. Но в благословениях, данных ему, была одна зацепочка. Благословения формулировались так: «Я хочу, чтобы я не погиб ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни от зверя, ни от человека», и так далее. Получив эти благословения, Хираньякашипу стал правителем вселенной. При этом он был настолько великим безбожником, эгоистом, что приносил огромное беспокойство окружающим. Более того, он считал Бога своим личным врагом, и, что хуже всего, он оскорблял Прахладу Махараджа, он мучил Прахладу Махараджа — чистого преданного Кришны.

И тогда Вишну принял облик получеловека-полульва Нрисимхадева и низошел, чтобы убить демона Хираньякашипу и сделал это ни в помещении, ни на улице, а на пороге. Ни днем, ни ночью, а в сумерки. И я не знаю, какой именно школе йоги следовал Хираньякашипу, следуя столь суровым аскезам, но в конечном счете его материалистичные желания привели его к уничтожению.

#00:57:00#

Наш путь, путь бхакти, не заключается в совершении тапасьи, аскез. Мы учимся соприкасаться с величайшим из величайшего, с Верховной Личностью Бога на личном уровне, через личные отношения, через преданность. И в своих попытках двигаться по этому пути нам приходится сталкиваться иногда с необходимостью терпеть что-то, совершать какие-то аскезы. Мы принимаем все, что благоприятно для преданности, и отвергаем все, что неблагоприятно для преданности, и смиренно продолжаем свою практику, принимая все составляющие самопредания. Поэтому все, что приходит к нам, мы терпим, будь то какая-то аскеза или трудности. Мы верим, что все, что приходит к нам, приходит по милости Господа.

#00:58:45#

Мы слышали одно высказывание Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады о санньяса-ашраме. Он сказал, что санньяса запрещена в Кали-югу. Но триданди-санньяса была вновь возрождена Шрилой Сарасвати Тхакуром для того, чтобы принести благо людям, как благоприятное для развития преданности. Итак, Свами Махарадж Прабхупада говорил об этом, что это означает добровольное принятие страданий, добровольное принятие неудобств. Мы добровольно принимаем любые трудности, сложности: необходимость контролировать свои чувства, необходимость сдерживать свое поведение — любые трудности, что возникают, когда мы идем по пути преданности.

Итак, на пути преданности в жизни каждого из нас могут прийти какие-то аскезы. Они всегда будут присутствовать на заднем плане, на втором плане. Но мы не следуем примеру Хираньякашипу.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 



←  «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Глава 6. Шесть философий Индии». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Аудиокнига ·• Архив новостей •· «Они поверили, что в них верят». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 9 августа 2014 года. Лекция перед инициацией. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 145.8 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

О божественной любви

(10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль VEDALIFE)

 

Сегодня у нас праздники. Во-первых, Баладева-пурнима, а также в этот день четырнадцать лет назад Шрила Говинда Махарадж возглавил установку Их Светлостей Божеств в Лахте. Мы помним этот праздник. Некоторым из нас выпала удача и честь присутствовать там. Мы помним, как Гурудев проводил этот праздник, что происходило в этот знаменательный день. Трудно поверить, что прошло уже четырнадцать лет. Но, как говорится, время летит, когда тебе есть, чем заняться.

И, как мне сказали, сегодня объявленная тема моей лекции — это гармония, любовь, нежность. Это некоторые из моих любимых тем. Поэтому мы можем немного поговорить об этом, а потом ответить на вопросы, если у вас будут вопросы.

#00:02:06#

Одна из вещей, которые привлекли меня, которые привели меня к обществу Шрилы Говинды Махараджа и в общество преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха, — это идеи Шрилы Шридхара Махараджа. Ведь я искала абсолютную гармонию, любовь, нежность. Но не находила их в обыденном мире, в материальном мире. Зная, что в этом мире все бренно, все ограничено, как можем мы надеяться найти что-либо абсолютное здесь? Но я прочла записи некоторых лекций Шрилы Шридхара Махараджа, и там он объяснял такие вещи, как абсолютная гармония. Мы опубликовали транскрипции некоторых их этих лекций в различных книгах, и эта тема абсолютной гармонии — одна из тем, к которым он возвращается снова и снова. Но сперва я коротко упомяну некоторые из важных идей.

#00:04:03#

Шрила Шридхар Махарадж, говоря о гармонии с абсолютной точки зрения, говорил, что такая гармония способна вместить в себя все разногласия, все различия. Гармония может охватить все и всех. Он приводил сравнение с дирижером и оркестром. В оркестре много разных инструментов, и если все они играют в согласии, под руководством дирижера, то рождается прекрасная музыка. Различные звуки разных групп инструментов, различные мелодии разных исполнителей, все это соединяется вместе, когда они действуют по воле дирижера.

Также Шрила Шридхар Махарадж учил, что благодаря терпению можно усилить гармонию. Мы стараемся быть терпеливыми, скромными, уважать окружающих и обнаруживаем в процессе такого поведения, что в качестве побочного результата приходит гармония.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что из этих трех принципов (терпение, смирение и уважение) терпение — самый важный. Если мы будем терпеливы, то и смирение, и способность уважать других, без ожидания подобного уважения в ответ, придут к нам естественно. Итак, благодаря терпению возрастает гармония.

#00:06:58#

Мы видели, как эти принципы воплощают в своей жизни наши учителя — Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев. Мы видели, как Гурудев в своей повседневной жизни всегда следует этим принципам — смирение, терпение, выражение почтения — и всегда находит гармонию с каждым. Он часто делал распечатки, плакаты на стену с этими тремя принципами, помещал их везде, со всех сторон, чтобы постоянно напоминать об этих трех важнейших принципах.

Госвами Махарадж однажды спросил Гурудева: «Скажите, а почему вы все время говорите об этих трех принципах? Почему вы с такой силой, с таким рвением призываете им следовать и следуете им сами?» Шрила Говинда Махарадж тогда ответил: «Потому что ничто другое не работает». От отчаяния я терпелив, смирен, выражаю почтение окружающим и в результате обнаруживаю гармонию с окружающими.

Тем из нас, кто жил рядом с ним, довелось видеть, как он в своей повседневной жизни был олицетворением этих принципов, он всегда неукоснительно следовал им. Даже самые невозможные происшествия, ситуации, которые, казалось бы, никак не привести в гармонию, он приводил в гармонию. И это на самом деле три указания Самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:09:40#

Поэтому всякий раз, думая о любви и нежности, мы вспоминаем о нем, о нашем учителе. Место, где находится его самадхи, место его упокоения называется Храм любви и нежности. Наш учитель олицетворял собою любовь и нежность. Всегда принимая каждого с их недостатками, изъянами, особенностями, он всегда старался каждому дать возможность подойти ближе.

#00:10:50#

Примерно в двадцатилетнем возрасте он написал поэму, и мы позже сделали приблизительный ее перевод на английский язык. В оригинале эта поэма на бенгали. Мы назвали ее «Ясный зов». В этой поэме наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, призывает всех на свой корабль, обращается ко всему человечеству: «Молоды вы или стары, мужчина или женщина, кто бы вы ни были, приходите на мой корабль». Он говорит: «Я капитан этого корабля. Я помогу вам на моем корабле преодолеть этот опаснейший океан мирского бытия. Поэтому все заходите на борт и не спрыгивайте с корабля, потому что мы вот-вот отправимся в путь».

Он описывает природу этого мира, сколь много опасностей окружает нас здесь, и как мы можем обратиться к духовной грани бытия. Он написал это, обладая чистейшим сердцем и огромным великодушием, еще будучи молодым, двадцатилетним молодым человеком, он написал это произведение, призвав в нем: «Заходите на мой корабль и не спрыгивайте с него, мы отправляемся в путь».

#00:13:37#

Нам очень повезло, что у нас есть связь с ним, связь со служением ему, с его книгами, с его поэмами. Мы видели, как много любви и нежности он готов отдать каждому. В его огромном сердце было место для каждого. Он был очень открыт, он позволял каждому приблизиться к нему, послужить, вступить в личные отношения.

Поэтому, когда я думаю о любви, гармонии, о нежных отношениях, я вспоминаю о своем учителе. Это трансцендентные качества, которые вы обнаружите только в чистом преданном. Вы также можете попробовать следовать его примеру, помнить о его наставлениях и постараться приблизиться к нему. И к этому можно прийти, даже находясь здесь и сейчас, если мы просто начнем следовать его наставлениям и постараемся обрести связь с ним через его посланников, под руководством которых мы находимся здесь сейчас.

Есть ли у кого-нибудь вопросы? Не стесняйтесь!

#00:16:08#

Преданная: Как описать слово «терпение»? Потому что есть разные представления о том, что это такое.

Бхакти Лалита Деви Даси: В нашем определении терпения приводится пример дерева. Этот пример дал Сам Махапрабху, когда описывал терпение. Ведь дерево всегда дарит свою тень, свои плоды, свою древесину. Дерево терпит любые погодные условия: лето или зима, весна или осень, жара или холод — дерево молча сносит любые условия. Даже если мы собираем цветы или срываем плоды, или обрубаем ветви, или даже срубаем само дерево, — даже в этом случае дерево не протестует, не жалуется. Таким образом, нам нужно быть подобным такому дереву.

#00:18:09#

В нашей духовной жизни, что бы ни случилось, даже если кто-то у нас что-то забрал, кто-то воспользовался нами, мы стали жертвой эксплуатации, в любом случае — терпеть. Мы не протестуем, мы не начинаем кампанию против того, кто нас обидел или воспользовался нами. Как Иисус говорил: «Подставь вторую щеку». Это примеры терпения.

Наш Гурудев говорил, что это единственный путь, без этого мы не сумеем добиться своих целей, особенно если мы живем в группе, в групповой динамике, — тем более, учитывая, что в мире вокруг нас царит Кали-юга. Ведь в Кали-югу, как бы мы ни старались приспособиться, все равно мы будем окружены какими-либо неприятными обстоятельствами. В этот век сами собой возникают конфликты, лицемерие, ложь, поэтому нам следует постараться приспособиться и терпеть любые неблагоприятные обстоятельства.

#00:20:13#

Шри Чайтанья Махапрабху был аватаром Кали-юги. Он низошел в этот мир, чтобы дать людям святые имена Кришны и научить их воспевать. Он — Верховная Личность Бога, Он знает, сколь трудны условия [жизни в материальном мире], и Он пришел в эту эпоху, в эту Кали-югу, чтобы дать самое сильное из всех лекарств. Он дает Самого Себя через святые имена Бога, и вместе с этим Он дает совет: «Будьте смиренны, терпеливы, выражайте почтение другим, тогда вы сможете повторять святые имена». И таким путем вайшнавы достигают успеха. У нас будет масса возможностей применить на практике смирение, терпение, уважение к другим, особенно, если мы практикуем в группе.

#00:21:45#

Говоря о смирении, Махапрабху приводил в пример травинку. Мы можем наступить на траву, и трава подчинится, она склонится под нашими стопами, а потом снова поднимется. Трава не возмущается, она не кричит: «Эй, что ты наступил на меня? Я такая важная, убери свою ногу!» Она не пытается сопротивляться. Подобный темперамент, подобное настроение создает самые благоприятные условия для того, чтобы повторять святые имена. И тогда мы можем достичь величайшей цели, то есть любви к Кришне. Я ответила на ваш вопрос?

Есть ли еще вопросы у кого-либо? Сегодня у нас последний день «Ведалайф».

#00:23:28#

Преданная: А что такое преданность?

Бхакти Лалита Деви Даси: На санскрите это обозначают словом «бхакти». Мы следуем практике бхакти-йоги. И, прочтя Бхагавад-гиту, вы узнаете о разных видах йоги и о том, что бхакти-йога занимает высочайшее положение среди всех йог. Ведь в Бхагавад-гите Кришна описывает различные виды йоги одну за другой, но в каждой главе Он неизменно возвращается к бхакти-йоге и говорит, что она высочайшая. Он объясняет, насколько дорог Ему тот, кто следует бхакти-йоге. Он говорит: «Бхакти-йогины — те, кто следует пути бхакти-йоги, дороже Мне самой Моей жизни, дороже Мне всего, что у Меня есть». Он не может противиться любви и преданности, идущей от Его преданных.

#00:25:20#

Преданные исполнены преданности. Бхакти рождается из бхакти. Бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄. В переводе это означает: «бхакти рождается из бхакти». Значит, нам нужно обрести это у бхакты. Мы должны получить преданность у преданных, у тех, у кого есть преданность. И тогда мы находим настоящих, глубоких преданных, те, кто тверды в преданности Кришне. Мы слушаем их, принимаем их советы, стараемся приблизиться к ним, стараемся служить им, удовлетворить их желания. И в результате в ответ они благословляют нас, и по их благословению в нас может проснуться такая же преданность, бхакти.

Бхакти столь сильна, что одна капля бхакти способна затопить всю вселенную. Эк бинду джагат д̣уба̄йа. Поэтому мы всегда молимся об одной капле милости, лишь об одной капле преданности. Этого будет более чем достаточно для нас. Этого не обрести никаким иным путем. Нельзя каким-то образом произвести ее, нельзя, даже строго следуя каким-либо правилам и предписаниям, требовать, чтобы в результате к нам пришла преданность. Преданность приходит только по милости бхакты.

#00:28:21#

Преданная: Есть ли такие случаи, ситуации, с которыми преданные не могут согласиться и не могут проявить смирение? Есть ли такие ситуации, когда они как бы выражают протест? Как это выражается? Или они всегда смиренны?

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы не терпим, когда вайшнава оскорбляют, когда о нем злословят. В этот момент мы не терпеливы и не смиренны. Если вайшнава оскорбляют, нападают на него, этого мы тоже не можем терпеть. В таком случае нам дают совет: либо мы должны победить [в диспуте, в споре], либо покинуть это место. Или, однажды я слышала, можно убить оскорбителя. Но, как правило, лучше всего победить или убежать. Мы не терпим, когда оскорбляют чистых преданных Господа.

Есть ли еще вопросы? Вопросы очень полезны, потому что все обретут благо от таких вопросов, особенно если это искренние вопросы.

#00:30:49#

Преданная: В процессе практики бхакти-йоги некоторые практикующие пытаются создать такие условия, чтобы проверить нового, только что пришедшего практикующего на ложное эго. Причем это может выражаться в оскорбительной форме и в очень неприятных поступках. И в данном случае недавно пришедший не понимает всего этого. В подобном случае этому новому практикующему лучше покинуть это место и не общаться с такими людьми, либо продолжать эту практику?

#00:32:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я никогда не встречалась с подобным в своей жизни, чтобы кто-либо устраивал проверки для новичков. Обычно проверки приходят сами собой, просто из окружающего мира. Мы можем думать, как говорят преданные: ничего не происходит без воли, без дозволения Господа. Писания говорят, что и травинка не шелохнется без воли и дозволения Господа. Поэтому, если мы сможем учитывать эту точку зрения, понимая, что все, что ко мне приходит, — какие бы неблагоприятные обстоятельства ко мне ни приходили, — все это в конечном счете приходит по воле Господа и предназначено для того, чтобы мне стало лучше, для того, чтобы помочь мне. С таким пониманием мы сможем успешно продолжать практику в любых обстоятельствах.

#00:34:00#

Новичкам требуется много заботы, много вдохновения, опеки со стороны тех, кто более тверд. Им всегда нужна поддержка от духовных братьев или сестер, от более старших преданных. Как младенец — поначалу он не может даже сесть, потом он понемножку учится ползать, потом он может стоять, только держась за стенку, и только потом начинает ходить, начинает ходить самостоятельно, устойчиво. И все мы проходили через это как новички. Каждому новичку придется обязательно пройти через это, придется справляться с собой, со своим умом, со своими чувствами, научиться правильно контролировать себя, правильно вести себя. В начале нашей жизни в сознании Кришны нам нужно очень многому научиться. И мы все всегда хотим оказать как можно больше поддержки, помощи новичкам, а не усложнять их жизнь, устраивая им дополнительные проверки, дополнительные испытания. За мои двадцать лет жизни в храмах, в ашрамах, я никогда не встречалась с ситуацией, которую вы описали.

#00:36:20#

Преданный: Существует такое выражение: если у тебя нет веры, то нужно общаться с теми, у кого есть вера. Но как разглядеть веру? Как увидеть, что человек обладает верой?

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Если мы видим, что кто-то находится в устойчивом положении, обрел для себя правильное положение, всегда следует всем принятым правилам, нормам, всегда правильно поступает, то это некоторые признаки, которые могут указывать на его веру. И общий принцип — это то, что мы всегда хотим находиться под руководством более опытного, более глубокого вайшнава. И мы всегда можем обратиться к такому вайшнаву за советом: «Скажите, а вот в этом человеке вера глубока? Стоит ли мне общаться с ним? Есть ли в этом человеке что-то подлинное?»

#00:38:07#

Шрила Шридхар Махарадж иногда говорил об аудитории, где проводятся экзамены. В этом зале может сидеть множество экзаменующихся, все они стараются сдать экзамен, но не все пройдут, не все сдадут. Кроме того, некоторые кандидаты будут успешными учениками в начальных классах, а кто-то будет очень хорош, очень тверд в старших классах, быть может, не проявляя серьезных успехов поначалу. А кто-то может провалить экзамен и отойти с пути прямо на наших глазах. И он [Шрила Шридхар Махарадж] говорит: это естественно, не следует скорбеть об этом, ведь даже тот, кто кажется нам очень великим, обладающим глубокой верой, может пасть и уйти с пути на наших глазах.

#00:39:40#

Обычно эти экзамены, проверки приходят трояким образом. Три категории: канак, камини и пратиштха — богатство, противоположный пол и слава. Но у каждого из этих трех явлений, которые испытывают нас, есть свое предназначение, то, куда их следует направить на самом деле. Канак или богатство, деньги, принадлежит Нараяне. Камини, противоположный пол, принадлежит Кришне. А пратиштха, слава, доброе имя, принадлежит Гуру. И, будучи практикующими преданными, нам нужно постепенно научиться, как направлять все это в должном направлении. Тогда мы сможем выстоять, пройти эти испытания и продолжить путь.

#00:41:19#

Но мы видели, что кто-то падает, кто-то не проходит испытаний. Быть может, это причиняет нам боль, но в конечном счете это естественно, такова жизнь. Духовную жизнь сравнивают с путем по лезвию бритвы. Нам следует проявлять крайнюю осторожность, чтобы не отклониться ни в одну, ни в другую сторону, и всегда обращать внимание на столь многие вещи, которые приходят, чтобы противодействовать нам.

Итак, мы видим, что на духовном пути очень многие растут, двигаются вперед, но кто-то может деградировать, опускаться. Но мы всегда продолжаем придерживаться руководства, мы продолжаем с верой двигаться вперед и желаем блага всем, надеемся на лучшее для всех. Мы стараемся видеть лучшее, яркую сторону каждого, и надеемся, что каждого ждет светлое будущее, ничто не удивит нас на каком-то уровне.

#00:43:28#

Преданная: Когда нарушаешь какой-то принцип — например, один из регулирующих принципов, — чувствуешь, что нарушено указание Гуру. Имеет ли смысл совершать какие-то аскезы, чтобы компенсировать это?

Бхакти Лалита Деви Даси: Это зависит от человека, от его настроения преданности, от его природы. Но, как правило, общее правило, мы просто «встаем» и продолжаем идти, каждый день — это новый день, и следует продолжать попытки. Мы крошечные души, и мы стремимся к невозможному, мы специализируемся на невозможном. В один день мы можем столкнуться с неудачей, но в другой день мы продолжим попытки и достигнем успеха. И в идеале мы хотим все больше и больше принимать прибежище в наших божественных хранителях, все дальше и дальше погружаться в эту сторону. К счастью, мы имеем дело с нежными, любящими, сострадательными хранителями, поэтому у нас есть все основания питать надежду, даже если мы терпим неудачу.

Еще один вопрос, может быть?

#00:46:15#

Преданный: Наша тяга к материальному должна постепенно уменьшаться в процессе практики или мы должны как-то стремиться отказаться от этого?

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть такая пословица в английском языке: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает». Бог поможет нам, если увидит, что мы стараемся изо всех сил, что мы делаем все, что в наших силах, и мы искренне стараемся стать лучше. Поэтому хоть и естественным образом мы будем расти в этом направлении, развиваться, просто следуя практике, но Господь в особенной степени поможет нам, видя, как мы прикладываем дополнительные усилия.

#00:47:56#

Один из англоязычных христианских богословов сказал, что благодаря напористости улитка добралась до Ноева ковчега. Ведь улитка двигается очень медленно — быть может, пришлось даже ждать ее. Но улитка старалась, старалась, двигалась вперед и в конце концов добралась до Ковчега. Чему-то мы можем научиться у улитки.

Мы также можем проявлять стойкость, настойчивость, с какими бы условиями нам ни довелось столкнуться. Например, кто-то курит. И человек знает: «Да, надо бросать», но не бросает, продолжает курить. Как этот курильщик бросит курить, если он не прикладывает усилий, если он не проявляет настойчивости, не старается? Нам нужно прикладывать какие-то усилия, мы испытываем болезненную зависимость от этого мира, и нам необходимо, так или иначе, освободиться от этого. Мы хотим свободы от чувств, а не свободы ради чувств. Поэтому мы должны стараться предпринимать усилия. И Бог поможет нам, если увидит наши старания.

Да, еще один вопрос.

#00:50:19#

Преданный: Вы можете рассказать об аскезах? Скажем, совершая определенную жертву, аскезу, можно получить одно, а совершая другое, можно получить иное.

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле подобный вопрос — это не вполне специализация бхакти-йоги, йоги преданности. Скорее, в некоторых других направлениях йоги уделяется внимание аскезам.

Мы знаем из историй примеры великих демонов, например, Хираньякашипу, который совершал очень суровые, очень серьезные аскезы для своих собственных материалистичных целей, а именно — он хотел стать самым главным во вселенной, он хотел, чтобы все подчинилось ему. Он совершал столь суровые аскезы с такой настойчивостью, что, когда он стоял в своей йогической позе, муравьи за время его аскез успели построить целый муравейник вокруг него и, более того, съели всю его плоть, лишь жизненная сила оставалась в его костях. Он хотел большего, чем просто быть абсолютным правителем. Он хотел бессмертия. Он не хотел, чтобы что-либо его убило, он не хотел терять свое материальное тело.

#00:52:56#

Итак, ради материалистичных целей он совершал суровые аскезы. Хираньякашипу был столь настойчив в своих аскезах, что через некоторое время огонь стал вырываться через его макушку. И тогда творец вселенной, конструктор вселенной Господь Брахма отправился, чтобы узнать, ради чего именно совершает столь суровые аскезы этот человек, и, придя к нему, он обнаружил это пламя, исходящее от него. И он обрызгал его водой, чтобы сперва вернуть ему его тело.

Итак, Хираньякашипу совершал аскезы, чтобы получить благословения, и сила его аскез вынудила Брахму низойти к нему. Брахма благословил его желанными благословениями. Но в благословениях, данных ему, была одна зацепочка. Благословения формулировались так: «Я хочу, чтобы я не погиб ни днем, ни ночью, ни в помещении, ни на улице, ни от зверя, ни от человека», и так далее. Получив эти благословения, Хираньякашипу стал правителем вселенной. При этом он был настолько великим безбожником, эгоистом, что приносил огромное беспокойство окружающим. Более того, он считал Бога своим личным врагом, и, что хуже всего, он оскорблял Прахладу Махараджа, он мучил Прахладу Махараджа — чистого преданного Кришны.

И тогда Вишну принял облик получеловека-полульва Нрисимхадева и низошел, чтобы убить демона Хираньякашипу и сделал это ни в помещении, ни на улице, а на пороге. Ни днем, ни ночью, а в сумерки. И я не знаю, какой именно школе йоги следовал Хираньякашипу, следуя столь суровым аскезам, но в конечном счете его материалистичные желания привели его к уничтожению.

#00:57:00#

Наш путь, путь бхакти, не заключается в совершении тапасьи, аскез. Мы учимся соприкасаться с величайшим из величайшего, с Верховной Личностью Бога на личном уровне, через личные отношения, через преданность. И в своих попытках двигаться по этому пути нам приходится сталкиваться иногда с необходимостью терпеть что-то, совершать какие-то аскезы. Мы принимаем все, что благоприятно для преданности, и отвергаем все, что неблагоприятно для преданности, и смиренно продолжаем свою практику, принимая все составляющие самопредания. Поэтому все, что приходит к нам, мы терпим, будь то какая-то аскеза или трудности. Мы верим, что все, что приходит к нам, приходит по милости Господа.

#00:58:45#

Мы слышали одно высказывание Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады о санньяса-ашраме. Он сказал, что санньяса запрещена в Кали-югу. Но триданди-санньяса была вновь возрождена Шрилой Сарасвати Тхакуром для того, чтобы принести благо людям, как благоприятное для развития преданности. Итак, Свами Махарадж Прабхупада говорил об этом, что это означает добровольное принятие страданий, добровольное принятие неудобств. Мы добровольно принимаем любые трудности, сложности: необходимость контролировать свои чувства, необходимость сдерживать свое поведение — любые трудности, что возникают, когда мы идем по пути преданности.

Итак, на пути преданности в жизни каждого из нас могут прийти какие-то аскезы. Они всегда будут присутствовать на заднем плане, на втором плане. Но мы не следуем примеру Хираньякашипу.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Яшода Прия Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования