«Правильное видение». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 12 апреля 2008 года. Запорожье, Украина

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.7 МБ)

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Правильное видение

(12 апреля 2008 года, Запорожье, Украина)

 

В Гите философия обозначается термином «даршана». «Даршан» дословно означает «видеть», причем видеть отчетливо. Сейчас мы видим множество вещей, но, может быть, мы видим их неотчетливо. Как наш друг сказал в своем представлении, в своем вступительном слове, что сейчас столь много вещей из внешнего мира влияет на наш ум таким образом, что наше восприятие искажается. Это влияние делает наше восприятие основанным на предрассудках, предвзятым, и тогда мы не можем отчетливо видеть вещи.

#00:00:59#

Слово «философия» буквально означает «любовь к знанию», потому что благодаря знанию мы сумеем обрести четкое видение вещей, и когда мы сумеем увидеть все вещи в жизни отчетливо, тогда мы сумеем обрести счастье в жизни. Сейчас нам советуют искать счастье не в тех местах, наш поиск счастья ограничивается материей. И как уже знают те из присутствующих здесь, кто были с нами на вчерашней программе, главная наша цель была показать людям, с кем следует себя отождествлять, что подлинное «я» не может быть материей, не может быть этим телом.

#00:02:05#

наджа̄йатемрийатева̄ када̄чин...1

Бхагавад-гита объясняет, что для живого существа не может быть и речи ни о рождении, ни о смерти. На̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах̣. «Это существо всегда было и никогда не прекратит существования». Аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о. Мы не были когда-либо рождены. Живое существо, душа — это «нерожденное», мы вечно существовали, вечно продолжаем свое бытие. Но поскольку мы находимся в мире материи, то мы вынуждены принимать рождение одно за другим, снова, снова и снова. И рождение — это опыт страданий, трагический опыт.

#00:03:24#

Когда у меня рождался первый ребенок (разумеется, не я рожал, а моя жена рожала нашего первенца), мы ходили на курсы по естественному рождению детей, и нам рассказывали на этих курсах, какое это теплое и уютное ощущение, какой комфорт вы будете испытывать, как это здорово — момент рождения вашего ребенка! Очевидно, что я не помню, каким было мое собственное рождение, но я присутствовал при рождении всех моих детей. Это было, так сказать, природное рождение, естественное рождение, и я сам принимал каждого ребенка на руки, обрезал ему пуповину и так далее.

#00:04:30#

Хотя я сам, очевидно, не рожал детей, но я присутствовал при этом и знаю, через что приходится проходить матери, когда она дарует рождение ребенку. Я знаю несмотря ни на что, какой это трагический, тяжелый опыт. Поэтому рождение — это не какая-то комфортная ситуация. Аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о. Более того, рождение — это неестественное положение для нас. Мы по своей природе аджо — нерожденные, вечно, всегда существующие.

#00:05:09#

На ханйате ханйама̄не ш́арӣре. И когда тело уходит, распадается, разрушается, уничтожается — назовите это как угодно — в любом случае душа не погибает. Это самая первая, самая элементарная часть знания, и это знание — это нечто чудесное. Неужели это столь ужасное знание? Неужели есть что-то ужасное, когда мы узнаем, что на самом деле мы вечны, что мы не прекращаем своего бытия, когда уничтожается наше тело? Однако сейчас мы застряли в этом мире рождений и смертей. Разве у нас не должно быть желания вырваться отсюда?

#00:06:28#

В моей молодости мне приходилось протестовать много против чего. Например, только что, несколько минут назад, мы пели «Харе Кришна». В ранние годы развития движения «Харе Кришна» в Америке за такое пение на улицах полиция арестовывала нас. Итак, в одном из городов Майами нас арестовали на пляже, подержали и через несколько часов отпустили, сказав: «Больше никогда не возвращайтесь в Майами-бич и не пытайтесь делать что-либо подобное». Но мы вернулись на следующий день, чтобы делать то же самое — это наше право по Конституции. Они снова арестовали нас, и на этот раз не отпустили нас сразу же, но задержали в тюрьме на несколько дней.

#00:07:33#

Итак, разумный человек хочет вырваться на свободу. И в те дни, когда я был в тюрьме, я, как разумный человек, хотел вырваться, оказаться на свободе. У меня не было желания обрести больший комфорт в стенах тюрьмы, не было желания более удобно устроить себе постель или матрас, или что мне там было выделено. Не было желания устроиться более комфортно там, но я хотел вырваться на свободу.

#00:08:13#

Итак, мы подобным же образом сейчас в плену этого круговорота рождений и смертей, но у нас даже нет желания вырваться из этого круговорота. Мы лишь только желаем устроиться поудобнее в этом круговороте. Но это не очень разумно — делать свои камеры более удобными. Однако считается, что если мы так поступаем, то мы — «нормальные». Но я не хочу быть «нормальным», я не хочу прожить свою жизнь таким образом. Я не лучше других и не считаю, что я более хорош, чем другие. Также у меня нет никакого отвращения или пренебрежения к людям, которые потратили свои жизни на подобные вещи. Я не пытаюсь судить или осуждать кого-либо, однако никто не сможет логически убедить меня в том, что потратить свою жизнь подобным образом, в пустую — это боле разумно.

#00:09:34#

Несомненно, я — всего лишь маленькое, незначительное живое существо, и меня приводит в смущение столь могущественное проявление материальной энергии этого мира. Да, меня впечатляют проявления этого мира, но по крайней мере я знаю, что этот мир — не мое родное место. Я еще не ушел отсюда, потому что мое желание уйти недостаточно сильно, а это — очень важный момент в духовности. Как Сергей говорил в своем вступительном слове: это свободное место, это место, которое названо «свобода», создано для того, чтобы люди свободным образом могли выражать свои мнения о том, каким путем можно идти.

#00:10:37#

Эта свобода приходит к нам от Бога. Все мы обладаем свободой, каждый из нас наделен свободой воли, и духовность ни в коем случае нельзя навязать нам. Дверь не закрыта: когда вы пришли сюда, для того чтобы послушать, мы не заперли за вами двери, не сказали вам, что вы обязаны выслушать это, что у вас нет иного выбора — вы должны! Люди иногда обвиняют нас в подобном, говорят: «Вы промываете людям мозги!» или «Вы запутываете их!» Но невозможна «промывка мозгов», если речь идет о духовности. Невозможно заставить человека жить духовной жизнью силой, невозможно хитростью заманить человека в духовную жизнь, поскольку духовность приходит к нам пропорционально нашему желанию обрести духовность. Никогда, ни в коем случае нельзя заставить нас быть духовными.

#00:12:07#

Нас можно заставить только поменять какие-то обозначения. И мы знаем, что раньше именно таким образом в большинстве случаев распространялась религия по всему миру, когда люди, у которых армия была больше и сильнее, приезжали и обращали людей, у которых армия была меньшего размера, более слабой, в какое-то свое представление. В христианстве это называлось «крестовые походы». Они приезжали с оружием, с мечами, луками, копьями и предлагали человеку: «Хочешь ли ты принять нашу религию, или ты хочешь умереть?»

#00:13:12#

Итак, нас можно заставить принять некое внешнее обозначение, наименование, но нельзя заставить нас силой принять духовность. Какой-либо внешний, механический процесс, если в нем не задействовано наше сердце, не может привести нас к духовному продвижению, в особенности если мы лишь неофиты в своей практике. Если мы сумеем  проникнуть в духовность глубже, обретем более глубокое понимание духовности, тогда мы сумеем увидеть духовность повсюду. Например, если я архитектор или дизайнер, то, видя это здание, я восхищаюсь: каким образом оно было сконструировано, какой хороший здесь дизайн! И для меня совершенно не важно, кто построил это здание: был ли это христианин, или мусульманин, или иудей, или буддист, или кто-либо еще, но если я что-то соображаю в дизайне, то могу оценить: «Да, в этом месте дизайн на высоте».

#00:14:53#

Итак, когда мы говорим о сознании, мы должны также научиться распознавать духовность везде, поскольку духовность — это часть сознания. Значит, если мы на самом деле духовные люди, то мы должны быть способны узнать духовность, где бы мы ее ни увидели. Никто не обладает монополией на духовность: у нас нет монополии на духовность, у нас нет монополии на развитие сознания, и, уж определенно, у нас нет монополии на истину или невежество. Всегда присутствует некая комбинация, смесь, поскольку мы несовершенны.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


1 Наджа̄йатемрийатева̄ када̄чин, на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ набхӯйах̣ / аджонитйах̣ ш́а̄ш́ватойам̇ пура̄н̣о, наханйатеханйама̄неш́арӣре — «Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Она — нерожденная, неизменная, вечно существующая и наидревнейшая. Смерть физического тела не затрагивает ее» (Бхагавад-гита, 2.20).

← «Знатоки санскрита». Шрила Б. C. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, Лахта. 22 июня 2001 года ·• Архив новостей •· Шрипад Бхакти Севан Хришикеш Махарадж в Симферополе →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования