«Вдохновение свыше». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 22 апреля 2014 года. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 41.60M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Вдохновение свыше

(22 апреля 2014 года. Гупта Говардхан)

 

#00:00:32#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос от Джананиваса Прабху): Я слышал о том, что чистый преданный ничего не принимает лично для себя. Все, что приходит к нему, он направляет исключительно на служение Кришне и преданным. Должны ли мы стремиться к подобному уровню и как избавиться от корыстных мотивов, которые противостоят этому?

#00:01:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: Для начала я скажу, что да — мы должны к этому стремиться. Мы должны стремиться к тому, чтобы предлагать все, что у нас есть, служению Кришне и преданным. Все, что приходит к нам, мы стараемся перенаправлять для служения преданным. И не нужно забывать о том, что мы практикующие преданные, т. е., конечно, это не будет у нас идеально получаться сразу. Но мы стараемся, мы учимся тому, как предлагать все Господу, в том числе самих себя. Именно корыстные мотивы привели нас в этот мир эксплуатации. И мы обросли этим сознанием потребления. Поскольку мы стали потребителями, мы хотим использовать все, что у нас есть, для своего наслаждения, мы хотим управлять этим миром и, так сказать, «править в аду». С незапамятных времен таков был наш сознательный выбор: нам предлагалось, выражаясь фигурально, служить в раю или царствовать в аду[1]. И мы выбрали править в аду.

#00:03:22#

Избавление от корыстных мотивов на самом деле может произойти лишь по милости свыше, т. е. по милости Господа и Его преданных. Но, конечно, с нашей стороны требуются некие усилия, мы должны стараться не потворствовать своим корыстным желаниям, не действовать в соответствии с ними. И, если мы не претворяем в жизнь свои корыстные желания, если мы не действуем в соответствии с ними, то постепенно они растворяются. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, вода камень точит. Капли [воды] постепенно разрушат этот камень. Но, если мы поддаемся своим желаниям, то это не поможет нам ни в коем случае разрушить наше эго, и мы не привлечем милость таким образом.

#00:05:17#

Вайшнавы, преданные [Бога], должны видеть наше искреннее желание избавиться от своих корыстных мотивов. Они должны видеть, что мы на самом деле этого хотим, что мы стараемся. Тогда, увидев это, они помогут нам. Эта сила, настроение стремления, попыток [исправить себя, изменить свое сердце] не должно недооцениваться. Господь помогает тем, кто сам себе помогает, — в том смысле, что мы не должны ждать, что все будет сделано за нас, мы также должны стремиться, у нас должно быть сильное желание… Не только желание, но также и действия — мы должны стараться действовать в соответствии со своим желанием. Мы должны хотеть стать лучше.

#00:06:25#

Как говорится в писаниях, от Господа нас отделяет гора нашего ложного эго. И, без сомнения, мы сами должны желать разрушить эту гору ложного эго и предпринимать усилия для этого. Но также мы не должны забывать, что сама возможность разрушить эту гору эго зависит от милости Гуру и вайшнавов. И в какой-то момент эта гора просто станет очень незначительной и не будет для нас препятствием.

#00:07:52#

После того как Шрила Гурудев вернулся из своего первого мирового турне, он сказал, что был впечатлен тем, как Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде удалось проложить туннель сквозь гору ложного эго западных людей. Он прославил Шрилу Прабхупаду таким образом, сказав, что после того, как он проложил этот туннель, мы можем свободно и счастливо идти по этому проходу и рассказывать всем о сознании Кришны.

#00:09:05#

Природа ложного эго такова, что оно твердо как камень, как гора, его очень сложно пробить. Это желание быть наслаждающимся, постоянно самоутверждаться и все использовать для себя, быть хозяином, а не слугой. Потому что природа настоящего, чистого эго — отражение чистого сознания, чистого видения, понимания себя как слуги, когда человек думает: «Я слуга слуги слуги». У него появляется настроение служения, желание отдавать, вносить какой-то вклад.

#00:10:23#

И в этом заключается наша задача как практикующих преданных: мы должны по милости преданных трансформировать свое ложное эго, представление о себе как о наслаждающихся, потребителях, хозяевах — в представление о себе как о слугах. И нам очень поможет то, что мы будем постоянно помнить о нашей высшей цели и стараться напоминать себе, что мы слуги, стараться оставаться в таком сознании. И постепенно, в процессе служения, по милости преданных, вайшнавов все наши посторонние желания растворятся.

Следующий вопрос.

#00:12:13#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Как возможно, что, хотя человек постоянно живет в обществе преданных, слышит святые имена, принимает прасадам каждый день, но даже поле многих лет он все равно не может принять сознание Кришны полностью?

#00:12:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: На этот вопрос можно взглянуть с разных точек зрения. Потому что здесь многое зависит именно от индивидуального случая, от того, о ком мы говорим. Шрила Шридхар Махарадж приводил пример с обучением в школе. Он говорил, что не каждый ученик сдает экзамен. Потому что в процессе обучения какие-то ученики прогрессируют, а какие-то наоборот. Кто-то может хорошо учиться в начальных классах, но плохо учится в средних и старших классах, а кто-то наоборот. А кого-то вообще выгоняют из школы по той или иной причине.

#00:14:42#

Также нужно помнить, что мы говорим об очень возвышенном явлении, каким является настоящая, духовная, твердая вера в Кришну и в служение Ему. Это очень труднодостижимо. Это не дешевая вещь и для многих она может быть недоступна.

#00:15:27#

Также есть такой фактор, как сукрити. Возможно человеку хватило сукрити, чтобы прийти в общество преданных, но затем его сукрити закончилось. Мы определяем сукрити как некую духовную благую удачу, как определенное [духовное] накопление. И сукрити всегда предшествует обретению духовной связи.

#00:16:22#

Есть еще такой фактор, как вайшнава-апарадха, или оскорбление [вайшнава]. Может быть, этот человек совершил оскорбление преданных или критиковал их. Мы знаем, что, когда Шрила Прабхупада приехал на Запад, очень многие люди приняли сознание Кришны и начали очень быстро прогрессировать. И кажется, Шрила Прабхупада сказал такую фразу: «Это просто потому, что здесь не так много вайшнавов, которых можно оскорбить». Но если вы начнете критиковать преданных или оскорблять вайшнавов, то, так или иначе, вы отклонитесь от пути, прекратите духовную практику.

#00:18:13#

Шрила Гурудев говорил: «Первый урок, который я выучил: никогда не совершать вайшнава-апарадху, никогда не оскорблять преданных, вайшнавов». Это первый и самый главный урок, который должен усвоить каждый. Мы не должны слышать вайшнава-апарадху, мы не должны сами ее произносить, и мы не должны ее видеть. Как те знаменитые три обезьянки: не говори зла, не слушай зла, не видь зла. Это три мудрые обезьяны. У меня в свое время была заставка на рабочем столе с этими тремя обезьянами, я смотрела, медитировала на них.

#00:19:33#

Но, не зная всего этого, мы можем недоумевать: почему этот человек ушел? Что же с ним случилось? Шрила Шридхар Махарадж давал следующий совет. Конечно, необходимо сочувствовать человеку, который ушел, не быть равнодушным. Но также нельзя предаваться отчаянию, переживать слишком сильно. Потому что мы должны трезво понимать для самих себя, насколько редким явлением является преданность Кришне, насколько большие усилия требуются, чтобы обрести ее. Это не дешевая вещь.

Хорошо?

[Обмен репликами между Амией Синдху Прабху и Бхакти Лалитой Диди о том, что очень часто люди задают вопросы о сукрити.]

#00:21:19#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос преданной): Я слышала, что, если вы не чувствуете вдохновения, начните действовать так, будто оно у вас есть. И тогда настоящее вдохновение придет. Это так?

#00:21:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мой ответ: нет, никак и никогда. Мы верим в то, что имитация никогда не приведет ни к чему подлинному. Если у нас нет вдохновения, мы должны идти к тому, кто может дать нам вдохновение. Нам нужно обратиться к преданным или к более старшим преданным и попросить их совета.

#00:22:38#

Еще иногда бывают такие ситуации, когда мы не чувствуем вдохновения, мы просто, скажем так, «вытаскиваем себя за волосы». Мы сами себя заставляем делать что-либо. Как сказал один английский писатель, благодаря упорству улитка достигла ковчега. Он говорил о Ноевом ковчеге. Другие животные быстро передвигаются, они могут прыгать, бегать и т. д. Но улитка очень медленная, именно поэтому усердие для нее очень важно. Поэтому Ной, может быть, сказал: «Давайте подождем». Он увидел, как сильно она хочет попасть на ковчег, и сказал: «Подождите улитку».

#00:24:36#

Нам необходимо подобное же настроение. Нам нужно упорно стараться продолжать идти в верном направлении и делать все, что необходимо, для того чтобы продолжать этот путь. Если вы живете в чиангмайском храме, то вы можете постучаться в двери Госвами Махараджа и сказать: «У меня нет вдохновения». И он вам даст его. Я это делаю постоянно. Здесь нужно как раз наше желание и усердие, мы должны прийти, постучать в его дверь, потому что сам он редко выходит из своей комнаты. Поэтому от нас требуется большое желание, чтобы прийти, постучать и спросить его совета.

#00:26:01#

Вайшнавы очень милостивы. Вайшнавы могут отличаться: у них могут быть разные характеры, разный стиль проповеди, разное поведение и т. д. Но у них есть одна общая черта — это их доброта и милосердие. Поэтому примите прибежище у вайшнава и не подражайте, не имитируйте. Так вам будет лучше.

#00:27:39#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Следующий вопрос связан с таким явлением, как общение с преданными. Он звучит так. Для нас очень важно и благоприятно общение с более возвышенными преданными, чем мы. И, как вы сказали в прошлый раз, вайшнавы всегда готовы благословить каждого. Но, в то же время, мы слышали, что для нас самым благоприятным будет общение с теми, кто чуть-чуть нас превосходит в преданности. Так какой вид общения для нас лучше?

#00:28:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, действительно, Шрила Шридхар Махарадж в книге «Шри Гуру и его милость» говорит, что для нас самым лучшим является общение с тем, кто чуть-чуть выше нас. Потому что для нас они более доступны, а для них более понятными являются наши проблемы. Они не где-то там, на какой-то недостижимой высоте, они ближе к нам. И здесь мы говорим о каждодневных отношениях, о нашей ежедневной деятельности, о том, что мы служим вместе, об отношениях по служению. Для нас благоприятным будет, если тот, с кем мы общаемся, будет чуть-чуть выше нас. Мы служим вместе, как братья и сестры, мы выполняем вместе некое служение, чтобы обрести благословение более возвышенных вайшнавов.

#00:30:56#

Потому что, когда дело касается слов вайшнавов самого высокого уровня, парамахамса-вайшнавов, уттама-адхикари, т. е. самых возвышенных преданных, то из их слов мы можем очень многое упустить, мы можем не услышать чего-то, не так понять или не придать должного значения этому. И тогда мы можем обратиться к кому-то близкому нам по уровню и спросить: «Ты слышал это? Как ты это понял? О чем вообще была речь? О чем сказал вайшнав? Можешь ли ты как-то это объяснить мне?»

#00:31:58#

Я также постоянно следовала такой практике, когда мы жили со Шрилой Гурудевом. Потому что он был настоящим парамахамса-вайшнавом, настоящим рага-бхактой, спонтанно следующим пути преданности, находился на самом высоком уровне преданности. Было очень-очень много случаев, когда нам было непонятно, о чем он сказал или чего он хотел, или какие-то его действия были непонятны. Тогда я шла к кому-то, кто был чуть выше меня, и спрашивала, желая прояснить для себя это.

#00:33:33#

Это очень здорово, когда в обществе преданных есть преданные разных уровней. Таких уровней довольно много. Очень помогает, когда мы можем подойти к преданному, который чуть выше нас, и спросить у него совета.

#00:34:16#

Был случай, когда, буквально за два дня до ухода Гурудева, к нему пришел какой-то садху, которого никто из нас не мог видеть. Мы были ошеломлены тем, что Гурудев принимал в гости кого-то, разговаривал с ним, усаживал его, кормил, а мы не видели, кто это был. Гурудев повернулся к нам и сказал: «Дайте же ему прасада!» Мы были в таком недоумении, что у нас заняло очень много времени, чтобы понять, что же делать, как принести прасад, куда его поставить, потому что мы не видели, где находится этот садху. Тогда кто-то из старших преданных сказал: «Просто подготовьте тарелку прасада, положите подушку, [устройте] асану, поставьте рядом тарелку и предложите это ему».

#00:36:13#

Это очень яркий пример того, как мы не можем видеть то, что видят святые, пример того, насколько их восприятие превосходит наше. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что на самом деле уттама-адхикари, т. е. преданный самого высокого уровня, чтобы действовать на нашем уровне, должен опуститься на уровень ниже, на уровень мадхьяма-адхикари. Это объясняется тем, что уттама-адхикари-преданные уже настолько за пределами времени, пространства, земных, понятных нам вещей, что им приходится принять положение мадхьяма-адхикари, чтобы играть роль учителя, проповедника, наставника, выполнять определенное служение в этом мире. Поэтому для нашего постепенного, естественного роста нам необходимо общение с теми, кто чуть-чуть выше нас, для того чтобы постепенно расти.

#00:39:08#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Следующий вопрос тесно связан с тем, о чем мы только что говорили. И звучит он так. Мы слышали, что Шрила Гурудев был великим мистиком. Но он никогда не проявлял открыто свои мистические способности. Вопрос: почему он их не проявлял? Ведь это могло бы привлечь больше людей в миссию.

#00:39:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: Такова смиренная природа наших учителей. Они скрывают свои способности, свою силу и не делают из этого шоу. Им не нужно создавать представление из своих мистических сил, им не нужны дешевые фокусы для развлечения толпы.

#00:40:46#

И нам также нет смысла стремиться к тому, чтобы искать эти мистические силы или какое-то волшебство. Потому что смысл настоящей духовной практики не в этом колдовстве. То, к чему мы стремимся, — настолько возвышенное явление. Мы хотим и стремимся к высшей, вечной, чистой любви, которая является божественной любовью. Чайтанья Махапрабху, Кришна, Радхарани — по сравнению с этим все мистические силы кажутся лишь дешевой имитацией, какими-то ненужными фокусами.

#00:42:22#

В Индии очень много подобных садху, которые обладают разнообразными мистическими силами. Они могут с легкостью извлечь огонь из своей ладони или материализовать стакан воды. Но могут ли они дать нам Кришну и будет ли это тот Кришна, который нам нужен? Потому что Кришна, которого ищем мы, — это Кришна, которому служит Радхарани со Своими помощницами: Лалитой Сакхи в линии Рупы [Манджари]. И это очень-очень труднодостижимо. Более того, права на это принадлежат этой высшей группе слуг. И на самом деле это не для широких масс. Потому что обычно широким массам нужно что-то дешевое, легкодоступное. Духовная жизнь раз в неделю, по воскресеньям сходить в церковь — для них этого достаточно. Но желание посвятить себя служению Высшему двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю — такое желание очень редкое и драгоценное явление.

#00:45:01#

Но, несмотря на это, мы видим, как наша миссия постоянно растет. Все, кто присоединяется к нашей миссии, все новые преданные приходят к нам, благодаря милости, которую раздают высшие вайшнавы. Вайшнавы из своего милосердия постоянно раздают милость, распространяют ее, раздают сукрити всем желающим. Когда они встречаются с людьми, они стараются хоть как-то, хоть косвенно сказать им о Кришне, дать какую-то связь, дать им что-то, поделиться тем, что у них есть, с теми, кто действительно искренне просит об этом. Поэтому сознание Кришны распространяется очень естественным образом.

Хорошо?

#00:47:25#

Амия Синдху Прабху: Нас смотрят преданные из Киева и передают поклоны от украинских преданных из дома Гирираджа.

Бхакти Лалита Деви Даси: Джай! Преданным из Киева ки джай!

На самом деле я вспоминаю о вас каждый день. Мы также передаем вам свои поклоны.

#00:48:37#

Амия Синдху Прабху: У нас осталось десять минут до конца трансляции. Мы обычно стараемся задать какой-то практический вопрос. Поскольку мы сейчас в Таиланде, то у нас практический вопрос такой: после того, как Махапрабху омыл тело Харидаса Тхакура в океане, Он сказал, что теперь океан стал маха-тиртхой, т. е. великим местом паломничества. Есть ли для нас какой-то способ выразить почтение океану, когда мы посещаем его. Например, некоторые преданные повторяют гаятри, когда входят в океан.

#00:49:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Однажды, когда мы со Шрилой Гурудевом были в Джаганнатха Пури, в одном месте, которое называлось Маха-самудра, мы увидели, что когда он подошел к океану, то первым делом он взял воду океана в ладони и облил ею свою голову, в знак почтения. И он прославил Харидаса Тхакура. И тогда он сказал, что океан не предназначен для нашего наслаждения. Даже если мы принимаем в нем омовение, оно должно совершаться в почтительном, уважительном настроении.

#00:50:59#

В Индийском океане много различных рептилий и купаться там не очень безопасно. Еще Шрила Гурудев однажды сказал нам, что там есть какая-то воронка в океане, он называл ее «черная дыра», и что однажды его чуть было не затянуло в эту воронку.

#00:51:53#

Мы знаем также о случае, когда одна из наших преданных, Ишвари Диди, оставила этот мир в океане. И это на самом деле был не первый случай — до этого также многие преданные утонули в океане. Потому что океан обладает огромной силой, он сильнее нас.

#00:52:30#

Также мы не должны забывать, что все имеет личностный аспект. Солнце, горы, океан — это все личности. Мы не должны забывать об этом и также о том, что мы не должны использовать их для своего удовольствия, и быть осторожными, внимательными.

#00:53:35#

Также мы знаем, что все реки впадают в океаны, поэтому, когда мы омываемся в океане, мы должны помнить, что это, так или иначе, связано с Гангой, с Ямуной, со святыми реками, с Джаганнатха Пури. Поэтому мы должны выразить уважение, поместив каплю воды себе на голову.

Мы ответили на вопрос?

Амия Синдху Прабху: Да.

Бхакти Лалита Деви Даси: Еще один простой вопрос.

Амия Синдху Прабху: Может быть, не очень простой.

#00:54:39#

В книге «Божественное руководство» Шрила Гурудев говорит о храме Джаганнатха следующее: «По милости Шрилы Гуру Махараджа и Господа Джаганнатха мы нашли здесь землю». Пожалуйста, можете ли вы рассказать немного о том, как появился этот храм?

#00:55:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле много лет мы пытались… Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гурудев прилагали усилия, чтобы найти землю в Джаганнатха Пури. Шрила Шридхар Махарадж очень хотел, чтобы у нас появилась возможность служения в Джаганнатха Пури и связь с Гамбхирой, местом, где Махапрабху провел Свои последние годы. И очень многие преданные приезжали туда и пытались что-то сделать, чтобы получить там место, но это никак не удавалось. Постоянно возникали какие-то препятствия, никак не получалось. В итоге сам Шрила Гурудев приехал в Джаганнатха Пури, предстал перед Господом Джаганнатхом и сказал: «Господь, я здесь. И если Тебе нужно служение, устрой это».

#00:57:12#

Такова была сила молитвы Гурудева, он действительно искренне попросил, и Господь Джаганнатх все устроил по Своей милости. И после этого, как по мановению волшебной палочки, все очень благоприятно сложилось, без особых проблем. С помощью местных пандитов, слуг, которые помогали Шриле Гурудеву, мы получили одно из самых лучших, благоприятных мест в Джаганнатха Пури.

#00:58:26#

Воля Шрилы Шридхара Махараджа была такова, чтобы в этом храме присутствовали Божества Гауры-Нитая, и он попросил Шрилу Гурудева медитировать на то, в какой форме Они должны там проявиться. Мы можем видеть в этом храме, что Господь Нитьянанда в руках держит посох, а руки Господа Чайтаньи подняты вверх. Именно в такой форме Они явились в сердце Шрилы Гурудева, и Шрила Шридхар Махарадж подтвердил это, он сказал: «Да, в такой форме Они будут [здесь явлены]. Скажи об этом человеку, который будет изготавливать Божеств».

#00:59:57#

На самом деле с доставкой Божеств в Джаганнатха Пури также было очень много приключений: по дороге сломалась машина, потом сломался поезд, еще что-то [произошло из ряда вон]. Был полный хаос, неразбериха. Но в итоге Они все-таки прибыли в Джаганнатха Пури, и даже сам царь Пури пришел на церемонию установки Божеств. Такова история вкратце.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах» — цитата из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона.




←  «Сохраняя простоту своих сердец». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж, Шрипад Парамананда Прабху. 2 марта 2020 года. Гокула, Вриндаван, Индия
·• Архив новостей •· «Решись на это!» Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 21 января 2014 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 43.6 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Вдохновение свыше

(22 апреля 2014 года. Гупта Говардхан)

 

#00:00:32#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос от Джананиваса Прабху): Я слышал о том, что чистый преданный ничего не принимает лично для себя. Все, что приходит к нему, он направляет исключительно на служение Кришне и преданным. Должны ли мы стремиться к подобному уровню и как избавиться от корыстных мотивов, которые противостоят этому?

#00:01:00#

Бхакти Лалита Деви Даси: Для начала я скажу, что да — мы должны к этому стремиться. Мы должны стремиться к тому, чтобы предлагать все, что у нас есть, служению Кришне и преданным. Все, что приходит к нам, мы стараемся перенаправлять для служения преданным. И не нужно забывать о том, что мы практикующие преданные, т. е., конечно, это не будет у нас идеально получаться сразу. Но мы стараемся, мы учимся тому, как предлагать все Господу, в том числе самих себя. Именно корыстные мотивы привели нас в этот мир эксплуатации. И мы обросли этим сознанием потребления. Поскольку мы стали потребителями, мы хотим использовать все, что у нас есть, для своего наслаждения, мы хотим управлять этим миром и, так сказать, «править в аду». С незапамятных времен таков был наш сознательный выбор: нам предлагалось, выражаясь фигурально, служить в раю или царствовать в аду[1]. И мы выбрали править в аду.

#00:03:22#

Избавление от корыстных мотивов на самом деле может произойти лишь по милости свыше, т. е. по милости Господа и Его преданных. Но, конечно, с нашей стороны требуются некие усилия, мы должны стараться не потворствовать своим корыстным желаниям, не действовать в соответствии с ними. И, если мы не претворяем в жизнь свои корыстные желания, если мы не действуем в соответствии с ними, то постепенно они растворяются. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, вода камень точит. Капли [воды] постепенно разрушат этот камень. Но, если мы поддаемся своим желаниям, то это не поможет нам ни в коем случае разрушить наше эго, и мы не привлечем милость таким образом.

#00:05:17#

Вайшнавы, преданные [Бога], должны видеть наше искреннее желание избавиться от своих корыстных мотивов. Они должны видеть, что мы на самом деле этого хотим, что мы стараемся. Тогда, увидев это, они помогут нам. Эта сила, настроение стремления, попыток [исправить себя, изменить свое сердце] не должно недооцениваться. Господь помогает тем, кто сам себе помогает, — в том смысле, что мы не должны ждать, что все будет сделано за нас, мы также должны стремиться, у нас должно быть сильное желание… Не только желание, но также и действия — мы должны стараться действовать в соответствии со своим желанием. Мы должны хотеть стать лучше.

#00:06:25#

Как говорится в писаниях, от Господа нас отделяет гора нашего ложного эго. И, без сомнения, мы сами должны желать разрушить эту гору ложного эго и предпринимать усилия для этого. Но также мы не должны забывать, что сама возможность разрушить эту гору эго зависит от милости Гуру и вайшнавов. И в какой-то момент эта гора просто станет очень незначительной и не будет для нас препятствием.

#00:07:52#

После того как Шрила Гурудев вернулся из своего первого мирового турне, он сказал, что был впечатлен тем, как Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде удалось проложить туннель сквозь гору ложного эго западных людей. Он прославил Шрилу Прабхупаду таким образом, сказав, что после того, как он проложил этот туннель, мы можем свободно и счастливо идти по этому проходу и рассказывать всем о сознании Кришны.

#00:09:05#

Природа ложного эго такова, что оно твердо как камень, как гора, его очень сложно пробить. Это желание быть наслаждающимся, постоянно самоутверждаться и все использовать для себя, быть хозяином, а не слугой. Потому что природа настоящего, чистого эго — отражение чистого сознания, чистого видения, понимания себя как слуги, когда человек думает: «Я слуга слуги слуги». У него появляется настроение служения, желание отдавать, вносить какой-то вклад.

#00:10:23#

И в этом заключается наша задача как практикующих преданных: мы должны по милости преданных трансформировать свое ложное эго, представление о себе как о наслаждающихся, потребителях, хозяевах — в представление о себе как о слугах. И нам очень поможет то, что мы будем постоянно помнить о нашей высшей цели и стараться напоминать себе, что мы слуги, стараться оставаться в таком сознании. И постепенно, в процессе служения, по милости преданных, вайшнавов все наши посторонние желания растворятся.

Следующий вопрос.

#00:12:13#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Как возможно, что, хотя человек постоянно живет в обществе преданных, слышит святые имена, принимает прасадам каждый день, но даже поле многих лет он все равно не может принять сознание Кришны полностью?

#00:12:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: На этот вопрос можно взглянуть с разных точек зрения. Потому что здесь многое зависит именно от индивидуального случая, от того, о ком мы говорим. Шрила Шридхар Махарадж приводил пример с обучением в школе. Он говорил, что не каждый ученик сдает экзамен. Потому что в процессе обучения какие-то ученики прогрессируют, а какие-то наоборот. Кто-то может хорошо учиться в начальных классах, но плохо учится в средних и старших классах, а кто-то наоборот. А кого-то вообще выгоняют из школы по той или иной причине.

#00:14:42#

Также нужно помнить, что мы говорим об очень возвышенном явлении, каким является настоящая, духовная, твердая вера в Кришну и в служение Ему. Это очень труднодостижимо. Это не дешевая вещь и для многих она может быть недоступна.

#00:15:27#

Также есть такой фактор, как сукрити. Возможно человеку хватило сукрити, чтобы прийти в общество преданных, но затем его сукрити закончилось. Мы определяем сукрити как некую духовную благую удачу, как определенное [духовное] накопление. И сукрити всегда предшествует обретению духовной связи.

#00:16:22#

Есть еще такой фактор, как вайшнава-апарадха, или оскорбление [вайшнава]. Может быть, этот человек совершил оскорбление преданных или критиковал их. Мы знаем, что, когда Шрила Прабхупада приехал на Запад, очень многие люди приняли сознание Кришны и начали очень быстро прогрессировать. И кажется, Шрила Прабхупада сказал такую фразу: «Это просто потому, что здесь не так много вайшнавов, которых можно оскорбить». Но если вы начнете критиковать преданных или оскорблять вайшнавов, то, так или иначе, вы отклонитесь от пути, прекратите духовную практику.

#00:18:13#

Шрила Гурудев говорил: «Первый урок, который я выучил: никогда не совершать вайшнава-апарадху, никогда не оскорблять преданных, вайшнавов». Это первый и самый главный урок, который должен усвоить каждый. Мы не должны слышать вайшнава-апарадху, мы не должны сами ее произносить, и мы не должны ее видеть. Как те знаменитые три обезьянки: не говори зла, не слушай зла, не видь зла. Это три мудрые обезьяны. У меня в свое время была заставка на рабочем столе с этими тремя обезьянами, я смотрела, медитировала на них.

#00:19:33#

Но, не зная всего этого, мы можем недоумевать: почему этот человек ушел? Что же с ним случилось? Шрила Шридхар Махарадж давал следующий совет. Конечно, необходимо сочувствовать человеку, который ушел, не быть равнодушным. Но также нельзя предаваться отчаянию, переживать слишком сильно. Потому что мы должны трезво понимать для самих себя, насколько редким явлением является преданность Кришне, насколько большие усилия требуются, чтобы обрести ее. Это не дешевая вещь.

Хорошо?

[Обмен репликами между Амией Синдху Прабху и Бхакти Лалитой Диди о том, что очень часто люди задают вопросы о сукрити.]

#00:21:19#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос преданной): Я слышала, что, если вы не чувствуете вдохновения, начните действовать так, будто оно у вас есть. И тогда настоящее вдохновение придет. Это так?

#00:21:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мой ответ: нет, никак и никогда. Мы верим в то, что имитация никогда не приведет ни к чему подлинному. Если у нас нет вдохновения, мы должны идти к тому, кто может дать нам вдохновение. Нам нужно обратиться к преданным или к более старшим преданным и попросить их совета.

#00:22:38#

Еще иногда бывают такие ситуации, когда мы не чувствуем вдохновения, мы просто, скажем так, «вытаскиваем себя за волосы». Мы сами себя заставляем делать что-либо. Как сказал один английский писатель, благодаря упорству улитка достигла ковчега. Он говорил о Ноевом ковчеге. Другие животные быстро передвигаются, они могут прыгать, бегать и т. д. Но улитка очень медленная, именно поэтому усердие для нее очень важно. Поэтому Ной, может быть, сказал: «Давайте подождем». Он увидел, как сильно она хочет попасть на ковчег, и сказал: «Подождите улитку».

#00:24:36#

Нам необходимо подобное же настроение. Нам нужно упорно стараться продолжать идти в верном направлении и делать все, что необходимо, для того чтобы продолжать этот путь. Если вы живете в чиангмайском храме, то вы можете постучаться в двери Госвами Махараджа и сказать: «У меня нет вдохновения». И он вам даст его. Я это делаю постоянно. Здесь нужно как раз наше желание и усердие, мы должны прийти, постучать в его дверь, потому что сам он редко выходит из своей комнаты. Поэтому от нас требуется большое желание, чтобы прийти, постучать и спросить его совета.

#00:26:01#

Вайшнавы очень милостивы. Вайшнавы могут отличаться: у них могут быть разные характеры, разный стиль проповеди, разное поведение и т. д. Но у них есть одна общая черта — это их доброта и милосердие. Поэтому примите прибежище у вайшнава и не подражайте, не имитируйте. Так вам будет лучше.

#00:27:39#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Следующий вопрос связан с таким явлением, как общение с преданными. Он звучит так. Для нас очень важно и благоприятно общение с более возвышенными преданными, чем мы. И, как вы сказали в прошлый раз, вайшнавы всегда готовы благословить каждого. Но, в то же время, мы слышали, что для нас самым благоприятным будет общение с теми, кто чуть-чуть нас превосходит в преданности. Так какой вид общения для нас лучше?

#00:28:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, действительно, Шрила Шридхар Махарадж в книге «Шри Гуру и его милость» говорит, что для нас самым лучшим является общение с тем, кто чуть-чуть выше нас. Потому что для нас они более доступны, а для них более понятными являются наши проблемы. Они не где-то там, на какой-то недостижимой высоте, они ближе к нам. И здесь мы говорим о каждодневных отношениях, о нашей ежедневной деятельности, о том, что мы служим вместе, об отношениях по служению. Для нас благоприятным будет, если тот, с кем мы общаемся, будет чуть-чуть выше нас. Мы служим вместе, как братья и сестры, мы выполняем вместе некое служение, чтобы обрести благословение более возвышенных вайшнавов.

#00:30:56#

Потому что, когда дело касается слов вайшнавов самого высокого уровня, парамахамса-вайшнавов, уттама-адхикари, т. е. самых возвышенных преданных, то из их слов мы можем очень многое упустить, мы можем не услышать чего-то, не так понять или не придать должного значения этому. И тогда мы можем обратиться к кому-то близкому нам по уровню и спросить: «Ты слышал это? Как ты это понял? О чем вообще была речь? О чем сказал вайшнав? Можешь ли ты как-то это объяснить мне?»

#00:31:58#

Я также постоянно следовала такой практике, когда мы жили со Шрилой Гурудевом. Потому что он был настоящим парамахамса-вайшнавом, настоящим рага-бхактой, спонтанно следующим пути преданности, находился на самом высоком уровне преданности. Было очень-очень много случаев, когда нам было непонятно, о чем он сказал или чего он хотел, или какие-то его действия были непонятны. Тогда я шла к кому-то, кто был чуть выше меня, и спрашивала, желая прояснить для себя это.

#00:33:33#

Это очень здорово, когда в обществе преданных есть преданные разных уровней. Таких уровней довольно много. Очень помогает, когда мы можем подойти к преданному, который чуть выше нас, и спросить у него совета.

#00:34:16#

Был случай, когда, буквально за два дня до ухода Гурудева, к нему пришел какой-то садху, которого никто из нас не мог видеть. Мы были ошеломлены тем, что Гурудев принимал в гости кого-то, разговаривал с ним, усаживал его, кормил, а мы не видели, кто это был. Гурудев повернулся к нам и сказал: «Дайте же ему прасада!» Мы были в таком недоумении, что у нас заняло очень много времени, чтобы понять, что же делать, как принести прасад, куда его поставить, потому что мы не видели, где находится этот садху. Тогда кто-то из старших преданных сказал: «Просто подготовьте тарелку прасада, положите подушку, [устройте] асану, поставьте рядом тарелку и предложите это ему».

#00:36:13#

Это очень яркий пример того, как мы не можем видеть то, что видят святые, пример того, насколько их восприятие превосходит наше. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что на самом деле уттама-адхикари, т. е. преданный самого высокого уровня, чтобы действовать на нашем уровне, должен опуститься на уровень ниже, на уровень мадхьяма-адхикари. Это объясняется тем, что уттама-адхикари-преданные уже настолько за пределами времени, пространства, земных, понятных нам вещей, что им приходится принять положение мадхьяма-адхикари, чтобы играть роль учителя, проповедника, наставника, выполнять определенное служение в этом мире. Поэтому для нашего постепенного, естественного роста нам необходимо общение с теми, кто чуть-чуть выше нас, для того чтобы постепенно расти.

#00:39:08#

Амия Синдху Прабху (зачитывает вопрос): Следующий вопрос тесно связан с тем, о чем мы только что говорили. И звучит он так. Мы слышали, что Шрила Гурудев был великим мистиком. Но он никогда не проявлял открыто свои мистические способности. Вопрос: почему он их не проявлял? Ведь это могло бы привлечь больше людей в миссию.

#00:39:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: Такова смиренная природа наших учителей. Они скрывают свои способности, свою силу и не делают из этого шоу. Им не нужно создавать представление из своих мистических сил, им не нужны дешевые фокусы для развлечения толпы.

#00:40:46#

И нам также нет смысла стремиться к тому, чтобы искать эти мистические силы или какое-то волшебство. Потому что смысл настоящей духовной практики не в этом колдовстве. То, к чему мы стремимся, — настолько возвышенное явление. Мы хотим и стремимся к высшей, вечной, чистой любви, которая является божественной любовью. Чайтанья Махапрабху, Кришна, Радхарани — по сравнению с этим все мистические силы кажутся лишь дешевой имитацией, какими-то ненужными фокусами.

#00:42:22#

В Индии очень много подобных садху, которые обладают разнообразными мистическими силами. Они могут с легкостью извлечь огонь из своей ладони или материализовать стакан воды. Но могут ли они дать нам Кришну и будет ли это тот Кришна, который нам нужен? Потому что Кришна, которого ищем мы, — это Кришна, которому служит Радхарани со Своими помощницами: Лалитой Сакхи в линии Рупы [Манджари]. И это очень-очень труднодостижимо. Более того, права на это принадлежат этой высшей группе слуг. И на самом деле это не для широких масс. Потому что обычно широким массам нужно что-то дешевое, легкодоступное. Духовная жизнь раз в неделю, по воскресеньям сходить в церковь — для них этого достаточно. Но желание посвятить себя служению Высшему двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю — такое желание очень редкое и драгоценное явление.

#00:45:01#

Но, несмотря на это, мы видим, как наша миссия постоянно растет. Все, кто присоединяется к нашей миссии, все новые преданные приходят к нам, благодаря милости, которую раздают высшие вайшнавы. Вайшнавы из своего милосердия постоянно раздают милость, распространяют ее, раздают сукрити всем желающим. Когда они встречаются с людьми, они стараются хоть как-то, хоть косвенно сказать им о Кришне, дать какую-то связь, дать им что-то, поделиться тем, что у них есть, с теми, кто действительно искренне просит об этом. Поэтому сознание Кришны распространяется очень естественным образом.

Хорошо?

#00:47:25#

Амия Синдху Прабху: Нас смотрят преданные из Киева и передают поклоны от украинских преданных из дома Гирираджа.

Бхакти Лалита Деви Даси: Джай! Преданным из Киева ки джай!

На самом деле я вспоминаю о вас каждый день. Мы также передаем вам свои поклоны.

#00:48:37#

Амия Синдху Прабху: У нас осталось десять минут до конца трансляции. Мы обычно стараемся задать какой-то практический вопрос. Поскольку мы сейчас в Таиланде, то у нас практический вопрос такой: после того, как Махапрабху омыл тело Харидаса Тхакура в океане, Он сказал, что теперь океан стал маха-тиртхой, т. е. великим местом паломничества. Есть ли для нас какой-то способ выразить почтение океану, когда мы посещаем его. Например, некоторые преданные повторяют гаятри, когда входят в океан.

#00:49:35#

Бхакти Лалита Деви Даси: Однажды, когда мы со Шрилой Гурудевом были в Джаганнатха Пури, в одном месте, которое называлось Маха-самудра, мы увидели, что когда он подошел к океану, то первым делом он взял воду океана в ладони и облил ею свою голову, в знак почтения. И он прославил Харидаса Тхакура. И тогда он сказал, что океан не предназначен для нашего наслаждения. Даже если мы принимаем в нем омовение, оно должно совершаться в почтительном, уважительном настроении.

#00:50:59#

В Индийском океане много различных рептилий и купаться там не очень безопасно. Еще Шрила Гурудев однажды сказал нам, что там есть какая-то воронка в океане, он называл ее «черная дыра», и что однажды его чуть было не затянуло в эту воронку.

#00:51:53#

Мы знаем также о случае, когда одна из наших преданных, Ишвари Диди, оставила этот мир в океане. И это на самом деле был не первый случай — до этого также многие преданные утонули в океане. Потому что океан обладает огромной силой, он сильнее нас.

#00:52:30#

Также мы не должны забывать, что все имеет личностный аспект. Солнце, горы, океан — это все личности. Мы не должны забывать об этом и также о том, что мы не должны использовать их для своего удовольствия, и быть осторожными, внимательными.

#00:53:35#

Также мы знаем, что все реки впадают в океаны, поэтому, когда мы омываемся в океане, мы должны помнить, что это, так или иначе, связано с Гангой, с Ямуной, со святыми реками, с Джаганнатха Пури. Поэтому мы должны выразить уважение, поместив каплю воды себе на голову.

Мы ответили на вопрос?

Амия Синдху Прабху: Да.

Бхакти Лалита Деви Даси: Еще один простой вопрос.

Амия Синдху Прабху: Может быть, не очень простой.

#00:54:39#

В книге «Божественное руководство» Шрила Гурудев говорит о храме Джаганнатха следующее: «По милости Шрилы Гуру Махараджа и Господа Джаганнатха мы нашли здесь землю». Пожалуйста, можете ли вы рассказать немного о том, как появился этот храм?

#00:55:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле много лет мы пытались… Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гурудев прилагали усилия, чтобы найти землю в Джаганнатха Пури. Шрила Шридхар Махарадж очень хотел, чтобы у нас появилась возможность служения в Джаганнатха Пури и связь с Гамбхирой, местом, где Махапрабху провел Свои последние годы. И очень многие преданные приезжали туда и пытались что-то сделать, чтобы получить там место, но это никак не удавалось. Постоянно возникали какие-то препятствия, никак не получалось. В итоге сам Шрила Гурудев приехал в Джаганнатха Пури, предстал перед Господом Джаганнатхом и сказал: «Господь, я здесь. И если Тебе нужно служение, устрой это».

#00:57:12#

Такова была сила молитвы Гурудева, он действительно искренне попросил, и Господь Джаганнатх все устроил по Своей милости. И после этого, как по мановению волшебной палочки, все очень благоприятно сложилось, без особых проблем. С помощью местных пандитов, слуг, которые помогали Шриле Гурудеву, мы получили одно из самых лучших, благоприятных мест в Джаганнатха Пури.

#00:58:26#

Воля Шрилы Шридхара Махараджа была такова, чтобы в этом храме присутствовали Божества Гауры-Нитая, и он попросил Шрилу Гурудева медитировать на то, в какой форме Они должны там проявиться. Мы можем видеть в этом храме, что Господь Нитьянанда в руках держит посох, а руки Господа Чайтаньи подняты вверх. Именно в такой форме Они явились в сердце Шрилы Гурудева, и Шрила Шридхар Махарадж подтвердил это, он сказал: «Да, в такой форме Они будут [здесь явлены]. Скажи об этом человеку, который будет изготавливать Божеств».

#00:59:57#

На самом деле с доставкой Божеств в Джаганнатха Пури также было очень много приключений: по дороге сломалась машина, потом сломался поезд, еще что-то [произошло из ряда вон]. Был полный хаос, неразбериха. Но в итоге Они все-таки прибыли в Джаганнатха Пури, и даже сам царь Пури пришел на церемонию установки Божеств. Такова история вкратце.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах» — цитата из поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования