«Красота — аспект субъективного мира». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 января 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 12.36M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Красота — аспект субъективного мира

(10 января 2013 года. Лахта, Cанкт-Петербург)

 

Ашутош Кришна Прабху: Махарадж, не могли бы вы объяснить значение термина «субъективный»? Согласно словарному значению, это имеет отношение к личности, ее индивидуальному восприятию, идеи себя. Что в точности означает, когда мы говорим, что Кришна субъект?

#00:00:36#

Шрила Госвами Махарадж: Субъективное может означать разное. С одной точки зрения, мы, как души, атмы, являемся субъектами в объективном мире. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем вкус.

#00:01:06#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣[1]

В Бхагавад-гите Кришна указывает на то, где находится душа в этом материальном существовании. Сначала Он говорит об объектах чувств — о том, что можно видеть, что можно слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус. И Он говорит: «Сами чувства выше объектов [чувств], но ум — это средоточие всего чувственного опыта». Поэтому если кто-то иногда отвлекается, он может сказать: «Ой, я тебя не услышал». И при этом формально все было на месте: и звуки были, и здоровое ухо было, но, поскольку человек отвлекся, то есть его ум блуждал в другом месте, он говорит: «Ой, я не услышал звонка».

#00:02:34#

…манасас ту пара̄ буддхир…

#00:02:43#

Далее сказано, что разум еще более тонок, утончен — он выше ума.

#00:02:49#

…йо буддхех̣ паратас ту сах̣

#00:02:59#

Но еще тоньше, на еще более тонком уровне находится атма или душа. И в этом контексте атма, душа, — это субъект, который воспринимает окружающий объективный мир. Каким образом субъект может воспринимать объективное? Шрила Гуру Махарадж предложил для объяснения этой концепции идею «чид-абхас», «чхайа-бхас». Что-то вроде теневого отражения души.

#00:03:56#

Итак, есть объективный мир, есть теневое отражение души, которое позволяет душе взаимодействовать с объективным миром, и, наконец, сама душа. И мы говорим, что по-настоящему переживание, восприятие находится на субъективном уровне, поэтому есть субъект. Но еще есть и сверхсубъект.

#00:04:27#

два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣…[2]

#00:04:37#

Упанишады говорят: «Две птицы сидят на дереве кармы, которое полно карма-пхалы — плодов кармы. Одна птица [атма] наслаждается этими плодами, карма-пхалой, а другая птица [Параматма] — лишь наблюдатель».

#00:05:07#

Поэтому есть субъект, а есть сверхсубъект. Есть сверхсубъективный мир и в сверхсубъективном мире душа является объектом — объектом, за которым наблюдает сверхсубъект [Господь в форме Параматмы]. В целом мы можем сказать, что сверхсубъективный мир — это мир адхокшаджа, мир Вайкунтхи, но сверхсверхсубъективный мир — это мир апракриты, мир Голоки Вриндавана.

#00:06:07#

Итак, Шрила Гуру Махарадж объясняет, что по отношению к Кришне мы объекты. Поэтому Он, как гипнотизер, может заставить нас видеть то, что Он хочет, чтобы мы видели. Так в Бхагавад-гите Кришна являет Арджуне Свою вират-рупу, и Арджуна ошеломлен этим необычайным зрелищем. А еще до начала войны на Курукшетре Кришна явил Свою вират-рупу — вселенскую форму — в куру-сабхе, во дворце династии Куру, где присутствовал также слепой царь Дхритараштра.

#00:07:44#

И хотя Дхритараштра был слеп, но он услышал, как присутствующие великие мудрецы и все остальные прославляют это необычайное зрелище. Он понял, что они узрели что-то совершенно необычайное. И тогда слепой Дхритараштра обратился к Кришне с просьбой: «Пожалуйста, устрани мою слепоту, чтобы я мог увидеть это, а затем снова верни мою слепоту назад». На что Кришна ответил: «Незачем устранять твою слепоту, речь не идет об этом [плотском] зрении. Стоит Мне пожелать, чтобы ты это увидел, и, несмотря на свою слепоту, ты увидишь». И, как сказал Гуру Махарадж: «И слепец увидел!»

#00:09:01#

Итак, Кришна — это сверхсубъект, и Он способен побуждать нас, души, субъектов, видеть все тем или иным образом.

#00:09:14#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

#00:09:32#

И если Кришна является сверхсубъектом, сверхсверхсубъектом, а мы являемся Его амшами, Его частицами, это означает что мы также обладаем до какой-то степени субъективным аспектом. Таким образом мы получаем намек на то, что самое главное в жизни, самое важное — пребывать в субъективном мире.

#00:10:22#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что они могут взять самую красивую женщину в мире и подвергнуть ее вскрытию в лаборатории, исследовать с объективной точки зрения, из чего она состоит. И, быть может, это зрелище будет вовсе некрасиво. Даже если это самая красивая женщина в мире, это будет некрасиво, потому что аспект красоты пребывает в субъективном мире.

#00:11:20#

Помню, однажды я задумался: ведь есть столько прекрасных песен о любви, есть столько стихов о любви, и поэты воспевают красоту своих возлюбленных, однако при этом рядом с поэмами, рядом с песнями не прикладывают фотографии этих возлюбленных. И, читая эти стихи о любви, мы можем подумать: «О, эта женщина наверняка была необычайно красива». Но, быть может, с объективной точки зрения она была вовсе не так красива, но в соответствии с субъективным восприятием… не зря говорят: «Красота в глазах смотрящего» — этот поэт видел ее красоту. Это нас интересует в большей степени.

#00:12:35#

Шрила Гуру Махарадж однажды, [находясь] в немного шутливом настроении, говоря о высадке НАСА на луну, о том, что они привезли камни с луны, сказал: «Они испортили луну».

#00:12:57#

Есть такое выражение по-английски: «медовый месяц». Дословно звучит как «медовая луна». И все эти романтические представления о луне в стихах о любви. Он сказал: «Они испортили луну, показав, что на самом деле луна — это всего лишь камни, пыль, грязь, ничего особенного». Он сказал: «Мы предпочли бы жить с выдумкой, с субъективным представлением о том, что есть луна». На самом деле нас особо не интересует ее объективный аспект. И во многих моментах это так же.

#00:14:04#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Когда Махапрабху предстает перед Божеством Джаганнатха и когда обычный человек предстает перед Божеством Джаганнатха, чем отличается то, что они видят?» Махапрабху видит Шьямасундара Кришну и начинает проливать реки слез, а кто-то другой видит Джаганнатха — выражаясь словами Гуру Махарадж, видит неуклюжую фигуру. А кто-то другой скажет: «О, у этого Кришны, кажется, золотая флейта. Когда никто не будет смотреть, украду-ка я [ее]». Кришна — вамши-дхари, у Него есть флейта, и игрой на Своей флейте Он похищает сердца и умы Своих дорогих преданных, гопи, но кто-то другой может подумать: «А украду-ка я у Него эту флейту и перепродам золотых дел мастеру».

#00:15:38#

Но еще нам говорят: однажды Шримати Радхарани присутствовала на собрании всех враджа-гопи. Она собрала всех враджа-гопи, чтобы объявить о Своем открытии. Она сказала: «Я поняла, в чем источник всех наших проблем — флейта. Нам нужно отобрать флейту у Кришны, тогда наша жизнь будет свободна от беспокойств. Эта флейта все портит, сводит нас с ума». Так они устроили заговор, чтобы украсть флейту Кришны. Кража флейты тоже может быть чем-то хорошим. [Важно,] какова внутренняя цель. Субъективный аспект. Два примера желания украсть флейту объективно схожи, но важен субъективный аспект.

#00:17:03#

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[4]

#00:17:18#

Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит, что высочайшая, чистейшая преданность определяется тем, что в ней нет никаких побочных желаний, лишь кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ — [важно,] чтобы Кришне было хорошо. Самому преданному это может разбить сердце, но если Кришна будет счастлив этим, то это будет счастье и для преданного.

#00:17:47#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м,
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о,
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣[5]

#00:18:07#

Любовь и принятие без условий.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом пребывает сама душа» (Бхагавад-гита, 3.42).

2  Два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣, сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те / тайор анйах̣ пиппалам̇ сва̄дв аттй, анаш́нанн анйо ’бхича̄каш́ӣти («Мундака-упанишад», 3.1.1). В «Шветашватара-упанишад» (4.6–7) говорится: два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄ / сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те // самане вр̣кш̣е пуруш̣о нимагна, ниш̣айа ш́очати мухйаманах̣ / джуш̣т̣а̄м йада̄ паш́йати анйам иш̣а̄м̇ / асйа махима̄нам̇ ити вита-ш́ока̄х̣ — «Джива и Параматма располагаются на одном и том же дереве тела. Джива, привязанная к чувственным удовольствиям, имеет исключительно телесные представления о жизни. Такая джива, сбитая с толку майей, не способна найти пути к освобождению и, пребывая в таком состоянии, бесконечно скорбит. Когда, благодаря сукрити, накопленному в течение множества жизней, джива обретает милость Верховного Господа или Его чистых преданных, она наконец обращает свой взор на Всевышнего, которому всегда служат Его чистые преданные и который находится на ветке того же дерева — тела. Тогда джива познает бесконечную славу своего Господа и видит, что хотя Господь управляет всем, одновременно с этим Он всегда остается в стороне от всего. Он полностью свободен от влияния невежества, Он поглощен трансцендентным блаженством Своей собственной формы, и, служа Ему с трансцендентной любовью, джива сможет также обрести высочайшее блаженство. Став свидетелем беспрецедентной славы Господа, джива освобождается от всей своей скорби».

3  Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-ш̣аш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7)

4  «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

5  Шри Чайтанья Махапрабху провозглашает: «Кришна может обнять меня с любовью, а может просто оттолкнуть! Он может разбить мое сердце, не показываясь передо Мной. Он волен делать все, что захочет. Все равно Он вечно будет единственным Господом всей моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).




←  «Приключения Майло: пса из джунглей, верного друга преданных». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Жизнь в храме | “Adventures of Milo, Jungle Dog of Devotees.” Srimati Bhakti Lalita Devi Dasi. Temple Life ·• Архив новостей •· «Оболочки, скрывающие голос сердца». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 августа 1996 года. Москва  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Красота — аспект субъективного мира

(10 января 2013 года. Лахта, Cанкт-Петербург)

 

Ашутош Кришна Прабху: Махарадж, не могли бы вы объяснить значение термина «субъективный»? Согласно словарному значению, это имеет отношение к личности, ее индивидуальному восприятию, идеи себя. Что в точности означает, когда мы говорим, что Кришна субъект?

#00:00:36#

Шрила Госвами Махарадж: Субъективное может означать разное. С одной точки зрения, мы, как души, атмы, являемся субъектами в объективном мире. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем вкус.

#00:01:06#

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур,
индрийебхйах̣ парам̇ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир,
йо буддхех̣ паратас ту сах̣[1]

В Бхагавад-гите Кришна указывает на то, где находится душа в этом материальном существовании. Сначала Он говорит об объектах чувств — о том, что можно видеть, что можно слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус. И Он говорит: «Сами чувства выше объектов [чувств], но ум — это средоточие всего чувственного опыта». Поэтому если кто-то иногда отвлекается, он может сказать: «Ой, я тебя не услышал». И при этом формально все было на месте: и звуки были, и здоровое ухо было, но, поскольку человек отвлекся, то есть его ум блуждал в другом месте, он говорит: «Ой, я не услышал звонка».

#00:02:34#

…манасас ту пара̄ буддхир…

#00:02:43#

Далее сказано, что разум еще более тонок, утончен — он выше ума.

#00:02:49#

…йо буддхех̣ паратас ту сах̣

#00:02:59#

Но еще тоньше, на еще более тонком уровне находится атма или душа. И в этом контексте атма, душа, — это субъект, который воспринимает окружающий объективный мир. Каким образом субъект может воспринимать объективное? Шрила Гуру Махарадж предложил для объяснения этой концепции идею «чид-абхас», «чхайа-бхас». Что-то вроде теневого отражения души.

#00:03:56#

Итак, есть объективный мир, есть теневое отражение души, которое позволяет душе взаимодействовать с объективным миром, и, наконец, сама душа. И мы говорим, что по-настоящему переживание, восприятие находится на субъективном уровне, поэтому есть субъект. Но еще есть и сверхсубъект.

#00:04:27#

два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣…[2]

#00:04:37#

Упанишады говорят: «Две птицы сидят на дереве кармы, которое полно карма-пхалы — плодов кармы. Одна птица [атма] наслаждается этими плодами, карма-пхалой, а другая птица [Параматма] — лишь наблюдатель».

#00:05:07#

Поэтому есть субъект, а есть сверхсубъект. Есть сверхсубъективный мир и в сверхсубъективном мире душа является объектом — объектом, за которым наблюдает сверхсубъект [Господь в форме Параматмы]. В целом мы можем сказать, что сверхсубъективный мир — это мир адхокшаджа, мир Вайкунтхи, но сверхсверхсубъективный мир — это мир апракриты, мир Голоки Вриндавана.

#00:06:07#

Итак, Шрила Гуру Махарадж объясняет, что по отношению к Кришне мы объекты. Поэтому Он, как гипнотизер, может заставить нас видеть то, что Он хочет, чтобы мы видели. Так в Бхагавад-гите Кришна являет Арджуне Свою вират-рупу, и Арджуна ошеломлен этим необычайным зрелищем. А еще до начала войны на Курукшетре Кришна явил Свою вират-рупу — вселенскую форму — в куру-сабхе, во дворце династии Куру, где присутствовал также слепой царь Дхритараштра.

#00:07:44#

И хотя Дхритараштра был слеп, но он услышал, как присутствующие великие мудрецы и все остальные прославляют это необычайное зрелище. Он понял, что они узрели что-то совершенно необычайное. И тогда слепой Дхритараштра обратился к Кришне с просьбой: «Пожалуйста, устрани мою слепоту, чтобы я мог увидеть это, а затем снова верни мою слепоту назад». На что Кришна ответил: «Незачем устранять твою слепоту, речь не идет об этом [плотском] зрении. Стоит Мне пожелать, чтобы ты это увидел, и, несмотря на свою слепоту, ты увидишь». И, как сказал Гуру Махарадж: «И слепец увидел!»

#00:09:01#

Итак, Кришна — это сверхсубъект, и Он способен побуждать нас, души, субъектов, видеть все тем или иным образом.

#00:09:14#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

#00:09:32#

И если Кришна является сверхсубъектом, сверхсверхсубъектом, а мы являемся Его амшами, Его частицами, это означает что мы также обладаем до какой-то степени субъективным аспектом. Таким образом мы получаем намек на то, что самое главное в жизни, самое важное — пребывать в субъективном мире.

#00:10:22#

Шрила Гуру Махарадж говорил, что они могут взять самую красивую женщину в мире и подвергнуть ее вскрытию в лаборатории, исследовать с объективной точки зрения, из чего она состоит. И, быть может, это зрелище будет вовсе некрасиво. Даже если это самая красивая женщина в мире, это будет некрасиво, потому что аспект красоты пребывает в субъективном мире.

#00:11:20#

Помню, однажды я задумался: ведь есть столько прекрасных песен о любви, есть столько стихов о любви, и поэты воспевают красоту своих возлюбленных, однако при этом рядом с поэмами, рядом с песнями не прикладывают фотографии этих возлюбленных. И, читая эти стихи о любви, мы можем подумать: «О, эта женщина наверняка была необычайно красива». Но, быть может, с объективной точки зрения она была вовсе не так красива, но в соответствии с субъективным восприятием… не зря говорят: «Красота в глазах смотрящего» — этот поэт видел ее красоту. Это нас интересует в большей степени.

#00:12:35#

Шрила Гуру Махарадж однажды, [находясь] в немного шутливом настроении, говоря о высадке НАСА на луну, о том, что они привезли камни с луны, сказал: «Они испортили луну».

#00:12:57#

Есть такое выражение по-английски: «медовый месяц». Дословно звучит как «медовая луна». И все эти романтические представления о луне в стихах о любви. Он сказал: «Они испортили луну, показав, что на самом деле луна — это всего лишь камни, пыль, грязь, ничего особенного». Он сказал: «Мы предпочли бы жить с выдумкой, с субъективным представлением о том, что есть луна». На самом деле нас особо не интересует ее объективный аспект. И во многих моментах это так же.

#00:14:04#

Шрила Гуру Махарадж говорит: «Когда Махапрабху предстает перед Божеством Джаганнатха и когда обычный человек предстает перед Божеством Джаганнатха, чем отличается то, что они видят?» Махапрабху видит Шьямасундара Кришну и начинает проливать реки слез, а кто-то другой видит Джаганнатха — выражаясь словами Гуру Махарадж, видит неуклюжую фигуру. А кто-то другой скажет: «О, у этого Кришны, кажется, золотая флейта. Когда никто не будет смотреть, украду-ка я [ее]». Кришна — вамши-дхари, у Него есть флейта, и игрой на Своей флейте Он похищает сердца и умы Своих дорогих преданных, гопи, но кто-то другой может подумать: «А украду-ка я у Него эту флейту и перепродам золотых дел мастеру».

#00:15:38#

Но еще нам говорят: однажды Шримати Радхарани присутствовала на собрании всех враджа-гопи. Она собрала всех враджа-гопи, чтобы объявить о Своем открытии. Она сказала: «Я поняла, в чем источник всех наших проблем — флейта. Нам нужно отобрать флейту у Кришны, тогда наша жизнь будет свободна от беспокойств. Эта флейта все портит, сводит нас с ума». Так они устроили заговор, чтобы украсть флейту Кришны. Кража флейты тоже может быть чем-то хорошим. [Важно,] какова внутренняя цель. Субъективный аспект. Два примера желания украсть флейту объективно схожи, но важен субъективный аспект.

#00:17:03#

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ бхактир уттама̄[4]

#00:17:18#

Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит, что высочайшая, чистейшая преданность определяется тем, что в ней нет никаких побочных желаний, лишь кр̣ш̣н̣а̄ну-ш́ӣланам̇ — [важно,] чтобы Кришне было хорошо. Самому преданному это может разбить сердце, но если Кришна будет счастлив этим, то это будет счастье и для преданного.

#00:17:47#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м,
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о,
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣[5]

#00:18:07#

Любовь и принятие без условий.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] «Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом пребывает сама душа» (Бхагавад-гита, 3.42).

[2] Два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄х̣, сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те / тайор анйах̣ пиппалам̇ сва̄дв аттй, анаш́нанн анйо ’бхича̄каш́ӣти («Мундака-упанишад», 3.1.1). В «Шветашватара-упанишад» (4.6–7) говорится: два̄ супарн̣а̄ сай­уджа̄ сакха̄йа̄ / сама̄нам̇ вр̣кш̣ам̇ париш̣асваджа̄те // самане вр̣кш̣е пуруш̣о нимагна, ниш̣айа ш́очати мухйаманах̣ / джуш̣т̣а̄м йада̄ паш́йати анйам иш̣а̄м̇ / асйа махима̄нам̇ ити вита-ш́ока̄х̣ — «Джива и Параматма располагаются на одном и том же дереве тела. Джива, привязанная к чувственным удовольствиям, имеет исключительно телесные представления о жизни. Такая джива, сбитая с толку майей, не способна найти пути к освобождению и, пребывая в таком состоянии, бесконечно скорбит. Когда, благодаря сукрити, накопленному в течение множества жизней, джива обретает милость Верховного Господа или Его чистых преданных, она наконец обращает свой взор на Всевышнего, которому всегда служат Его чистые преданные и который находится на ветке того же дерева — тела. Тогда джива познает бесконечную славу своего Господа и видит, что хотя Господь управляет всем, одновременно с этим Он всегда остается в стороне от всего. Он полностью свободен от влияния невежества, Он поглощен трансцендентным блаженством Своей собственной формы, и, служа Ему с трансцендентной любовью, джива сможет также обрести высочайшее блаженство. Став свидетелем беспрецедентной славы Господа, джива освобождается от всей своей скорби».

[3] Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-ш̣аш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7)

[4] «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

[5] Шри Чайтанья Махапрабху провозглашает: «Кришна может обнять меня с любовью, а может просто оттолкнуть! Он может разбить мое сердце, не показываясь передо Мной. Он волен делать все, что захочет. Все равно Он вечно будет единственным Господом всей моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования