«И в радости, и в горе». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 23 января 2014 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 28.10M)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

И в радости, и в горе

(23 января 2014 года, Чиангмай, Таиланд)

 

Доброе утро всем! Сегодня вопросы от наших зрителей будет зачитывать Гопа Кишор [Прабху].

#00:01:06#

Вопрос: Я слышал в лекции Авадхута Махараджа, что майя приходит к мужчине в виде женщины, а к женщине в виде мужчины. И, поскольку вы женщина-санньяси, могли бы вы сказать, правда это или нет?

#00:01:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, во-первых, я не санньяси, я брахмачирини, это на ступень ниже, чем санньяси. Санньяса — это санньяса-мантра и данда. Есть три женщины брамачирини в нашей миссии. Гурудев сказал, что идея примерно та же — это обет на всю жизнь, чтобы оставаться в служении Гуру, Гауранге и вайшнавам исключительно.

Женщина для мужчины, мужчина для женщины. В современном мире это иногда женщина для женщины и мужчина для мужчины, много вариантов сейчас уже. Но в моем случае вдохновение, чтобы полностью предаться, пришло от Гурудева, он вдохновил меня. Самопредание — это процесс, и ступень за ступенью, шаг за шагом мы начинаем этот процесс самопредания. Мы можем как прыгнуть с именем Кришны на устах и бросить все, но, может, необходимо поддерживать этот прыжок каждый день. Это не так, что раз прыгнул, и все. Необходимо каждый день прикладывать усилия, поддерживать. Поэтому это борьба. У меня женская природа, женское тело, я могу иногда чувствовать требования этого тела от меня, но я стараюсь превзойти это и сохранять это под контролем, трансформировать всю свою низшую энергию в служение, насколько это возможно. Иногда это труднее и не так естественно, как хотелось бы. Невозможно отбросить это желание исполненности, внутренней полноты, и в этом мире, материальном мире, как поется в той песне: «Мы все ищем любви, но не там». В материальном мире ее невозможно найти, в этой мирской жизни, здесь никогда не придет полного удовлетворения от обычной мирской любви, потому что она не длится долго, она проходит. Мы понимаем с абсолютной точки зрения, что это правда. Затем мы применяем это к своей жизни.

#00:04:37#

Мы знаем, что в высшем смысле лишь Кришна может полностью удовлетворить все чаяния нашего сердца до безграничной степени, Он может полностью удовлетворить все желания души, и только Он один. Никто и никогда больше, кроме Него и без Него, не принесет нам удовлетворения полноты. И если мы знаем это в сердце и понимаем эти принципы, мы верим в них, то мы должны их подтверждать каждый день. И это требует от нас определенного самопредания. Мы должны пожертвовать более низкими интересами ради высшей цели, либо хотя бы ради перспективы этой высшей цели. Любовь — значит самопожертвование, мы желаем чего-то более высокого, настоящего, духовного, вечного. Тогда оставь то, что является более низким, материальным, иллюзорным. Невозможно делать и то и другое вместе — либо одно, либо другое. Мы хотим вечной любви, высшей любви, тогда нам нужно отбросить более низкую идею любви, что на самом деле и не является любовью вовсе.

#00:06:23#

Быть женщиной — это… Для меня не является чем-то неестественным — жить вот так в отречении. Это моя природа, для меня это естественно. Может быть, какая-то духовная удача с прошлых жизней подтолкнула меня на этот путь. Кришна помогает нам, когда мы пытаемся. Мы делаем один шаг к Нему, Он делает десять шагов нам навстречу. Конечно, не буквально десять, но Он действительно всегда отвечает нам взаимностью, гораздо большей, просто у Него шаги больше. Как, помните в той истории, двумя шагами Он покрыл все существование, всю Вселенную, все материальное существование, все низшие и высшие планетарные системы, а затем третий шаг Ему пришлось сделать на голову Бали Махараджа. Мы верим в причину, у нас есть вера, и мы стремимся к чему-то большему, мы уже знаем, как здесь все устроено. Пойми это, познай и двигайся дальше.

#00:08:00#

А майя, конечно же, будет посылать нам испытания, она знает наши слабости, наши слабые места, и она будет приходить и предлагать нам снова и снова лучшие и лучшие варианты: «А ты уверен? Ты хочешь бросить этот материальный мир, а что ты скажешь на это?» Она знает, где наши слабые места, и как испытать нас, и мы должны бороться, оставаться сильными, стабильными, мы должны пытаться двигаться дальше.

#00:08:53#

Вопрос: Тогда следующий вопрос, связанный с этим. В книге «Шри Гуру и его милость» говорится, что все плохие качества ученика уничтожаются по мере того, как он идет по духовному пути. Но я часто вижу, что все мои плохие склонности не уходят, но становятся все и все больше. Это потому, что я неправильно следую наставлениям или неправильно получил дикшу, инициацию?

#00:09:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: Идея того, что наши плохие качества уничтожаются, такова на самом деле, что они очищаются, то есть нам дается еще один шанс начать все заново. Есть известный пример с вентилятором: наша карма — она как вентилятор, а связь с Гуру «выдергивает» вилку из розетки и отключает электричество вентилятора, но он все еще некоторое время продолжает крутиться, лопасти продолжают вращаться. Так же наша карма, остаточная карма продолжает действовать в нашей жизни. Также это нормальный естественный процесс, когда человек начинает жить духовной жизнью, внутренней жизнью, начинает процесс очищения, он начинает видеть свои недостатки больше, его искренность увеличивается, он начинает очищать зеркало своего ума от пыли. И знаете, когда прибираетесь, иногда пыль поднимается в воздух, она окружает вас везде. Когда вы не очищали зеркало, казалось, что пыли и нет. Но когда вы начинаете протирать зеркало, пыль поднимается в воздух и окружает вас.

#00:11:06#

Поэтому мы неизбежно столкнемся со своими собственными недостатками, они станут более очевидными. Когда мы прибираемся, знаете, мы начинаем видеть этот мусор везде, нужно с ним взаимодействовать. И также, когда вы приезжаете в святую дхаму, вы встретитесь со своими недостатками так, как будто вас поставили перед зеркалом, и вы никогда их раньше не видели — все ваши мотивации, скрытые желания, все ваши склонности. Я помню свое первое путешествие в святую дхаму, мой первый визит в Индию. Я жила очень аскетично и все эти мысли, которые посылал мне мой ум в течение дня и ночью во сне, для меня были удивительным сюрпризом. Но я просто их констатировала и продолжала двигаться дальше, позволяла им очищаться и уходить из меня. Иногда, знаете, когда вы начинаете лечиться от какой-то болезни, интоксикации, вы принимаете таблетки, которые приводят к кризису лечения. То есть вы чувствуете себя гораздо хуже, чем в начале болезни, но это потому, что вы «выдергиваете» эти сорняки из «почвы» своего сердца. Это как операция, это как очищение крови.

#00:13:22#

Духовная жизнь похожа на это, у нас есть кризисы лечения, кризисы очищения, но это просто один из уровней и это естественно, мы не должны этого бояться. Просто пройдите это так благородно, как вы можете, и благодарно, и вы почувствуете, что стали гораздо сильнее, когда пройдете через эти уроки и испытания. Это как пахтанье океана.

#00:13:59#

Вопрос: Тогда вот что я хочу знать. Обычно говорится, что духовная жизнь должна продолжаться двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Но у нас нет возможности, чтобы пойти и потратить отдельное время на свое очищение. Как это делать прямо по пути, как проходить это очищение прямо на ходу, не слишком отрываясь от мирской жизни?

#00:15:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что, во-первых, мы все не одинаковые и наши рекомендации могут варьироваться в зависимости от человека, и мы должны знать, кто мы такие, что мы можем сделать, что для нас разумно, как многое мы можем сделать, каковы наши границы, как много мы можем принять. Мы должны знать каждый этот пункт про себя. Постепенно мы учимся этому в процессе практики, на ходу. Я знаю по себе, что я должна научиться, как убедить себя в том, что это длинный путь, и это вся моя жизнь, и я должна выжить, сохранить силы на остаток пути жизни, а не лишь на один-два года. Это требует того, чтобы распланировать свою жизнь так, как много я могу сделать каждый день, постепенно. Иногда бывают плохие дни, плохое настроение, мы страдаем от трех [видов] страданий материального мира — это мы сами [во-первых], другие окружающие люди, живые существа [во-вторых], и окружающая среда, природа, стихия [в-третьих][1]. Иногда бывает просто плохое настроение или трудности, которые к нам приходят в жизни, и нужно знать, как со всем этим разбираться. Иногда для меня это значит просто лечь и полежать денечек, почитать, повторять мантру, поспать или поменять картинку окружающего, пойти прогуляться. Иногда мне хочется выключить свет, закрыть дверь и пойти спать, даже если это семь часов вечера, но назавтра проснуться, и это уже будет совершенно другой день, новый восход солнца, новые возможности. Есть некие техники выживания, они могут быть разными, у каждого из нас они свои. Как выжить, как пройти, как продолжать путь — нам нужно знать это о себе.

#00:17:55#

Вопрос: Я помню, что Шридхар Махарадж в одной из своих лекций говорил о духовном джиу-джитсу. Я думаю, он говорил об айкидо, что можно отвечать на атаку ответной атакой, либо принятием боли, но в айкидо вы используете силу, которая направлена против вас и перенаправляете ее обратно, туда, куда вам нужно. Такая ситуация будет благоприятна для вас. Как Шрила Гурудев и Гуру Махарадж говорили об этом? Можете ли вы это пояснить?

#00:18:36#

Бхакти Лалита Деви Даси: Многое, что мы делаем, требует адхикары, вайшнаваты, и если человек имеет это, как учителя нашей гуру-варги — Шрила Гурудев, Шридхар Махарадж могли видеть желание Кришны за всеми событиями, то, что Он [Господь] «за сценой», Его улыбающееся лицо за всеми событиями, происходящими с нами. Он танцует и все является Его танцем. И когда они [духовные учителя] могут видеть это, они могут направить этот поток и использовать, как серферы, волну для своего блага. Это словно некий высший серфинг, они могут использовать любую волну. Так они разбираются с любой волной, энергией, которая приходит по воле Высшей Личности Бога, так они видят волю Кришны и понимают ее и разбираются с ней по ходу, чтобы принять правильное положение на пути к трансцендентному. Они используют любую возможность таким образом, чтобы стать слугой этому. Это божественный опыт, который был у наших Гуру.

#00:20:17#

Зная по-настоящему, что для чего приходит, для какой цели, как использовать ее, — это также йога. Это лучшее, что я могу сказать про это.

#00:20:44#

Вопрос: Также еще есть пара вопросов в таком же ключе от наших зрителей. Они спрашивают о книге «Шри Гуру и его милость». Когда вы приходите к Кришне, это как прийти в свой дом, вернуться домой, но также старшие преданные говорят, что часто, когда вы занимаетесь духовной практикой, вам все сложнее и сложнее дальше приходится, происходят разные сложные ситуации, [становится] все сложнее и сложнее. Мы ищем нектара, но должны пройти через большое количество проблем.

#00:20:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы говорите про проблемы духовной практики?

Вопрос: Ну да. Чем глубже вы идете, тем сложнее идти. С новенькими Гурудев был очень нежным, обходительным, заботливым. Но вы знаете, что, чем дальше мы продвигаемся, когда Гурудеву кто-то был уже больше предан, он начинал наказывать и относиться более строго.

#00:22:03#

Бхакти Лалита Деви Даси: В этом случае мы можем сказать, что, когда отношения между Гуру и учеником установлены, между ними уже существует некое доверие, Гуру начинает доверять ученику, и уже чувствует: «Если я сейчас скажу ему это, он не уйдет». Это уже определенный уровень доверия: он не сбежит, не уйдет. В любых отношениях, если это настоящие отношения, это не будет всегда поверхностным, и вы знаете, что если вы проходите с кем-то через испытания, то вы можете понять, что это ваш настоящий друг, который не оставит вас ни в радости, ни в беде, ни в болезни, ни в здоровье, то есть с ним можно пройти через все. В отношениях Гуру и ученика это точно так же работает.

#00:23:19#

Эта связь должна быть неразрываемой, то есть Гуру должен чувствовать, что он может сделать замечание ученику, и тот не примет это на личный счет и не уйдет, его эго примет это. Также не всегда бывает, что духовная жизнь становится все труднее и труднее на каждом шагу. Например, царица Кунти молилась о проблемах и трудностях. Она знала, что это поможет ей лучше помнить о Кришне. Когда у нее проблемы, она всегда взывала к Его имени. Пандавы, царица Кунти… Но для практикующих преданных [дела обстоят так]: мы преодолеваем свою карму с благодарностью, на которую только способны. Принимаем все, что к нам приходит по милости Господа. И пусть будет так. Для каждого это по-своему.

#00:24:54#

С прошлых жизней вся наша карма приходит, и мы должны с ней столкнуться, и она приходит к нам по-разному, нам нужно очистить это и преодолеть. Для кого-то это может быть тяжелее, для кого-то легче. И что бы это ни было, и чего бы это ни требовало, мы хотим с этим столкнуться и пройти через это. Это все зависит от нашей кармы, от желания Бога. Мы не хотим спорить с этим, противиться этому.

#00:26:02#

Вопрос: Есть такая поговорка, что русский не оставляет ничего за собой. Вопрос следующий: «Я начал заниматься духовной практикой и понял, что не могу помочь не только другим, но и самому себе. Что же делать?»

#00:26:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Новеньких преданных нужно отправлять спрашивать совета у старших и у Гуру, они принимают ответственность на себя за практикующих преданных, за новеньких, которые приходят и выражают некий интерес. Поэтому мы можем приложить максимум усилий, чтобы принять нового человека, нового практикующего преданного, объяснить, что и как устроено, какая ситуация, а затем уже пусть они сами получают свой собственный опыт духовной практики. Как проявится их сукрити, их интерес, подлинный ли это интерес. И каждый человек должен стоять на своих двух ногах и стараться прилагать максимум усилий. Мы не можем на самом деле отвечать за поступки другого человека, что они будут делать, как они будут это делать. Но мы можем помогать другим так, как мы можем это делать, указывать им путь к более возвышенному обществу. Кто-то может почувствовать склонность помогать больше. Иногда помощь приходит от более старших преданных. Мы знаем, что так происходит.

#00:28:04#

Вопрос: Я не помню в точности, но есть одна история о преданном, когда он говорил с Кришной и выразил желание принять на себя грехи и боль всех живых существ, чтобы они освободились от страданий. Тогда Господь сказал, что не нужно этого делать, что Он сам это сделает, когда придет как Махапрабху[2].

#00:28:36#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ты уверен, что ты не путаешь его с кем-то из спутников Махапрабху?

#00:28:43#

Преданный: Я просто помню, что Он сказал так: «Тебе не нужно принимать их боль, Я сделаю это сам в образе Махапрабху».

#00:28:53#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мне надо посмотреть в книге. [Обращаясь к Гопа Кишору Прабху:] Ты помнишь, кто это был? Это, по-моему, был один из спутников Махапрабху в одной из пяти деревень Западной Бенгалии. Он был из одной из этих деревень. Очень милостивое место. Может, это было…

Гопа Кишор Прабху: Вопрос к нашим телезрителям: «Кто ответит на этот вопрос за две минуты?»

Бхакти Лалита Деви Даси: По-моему, это все-таки был один из спутников Махапрабху. Может быть, это [описывается] в «Чайтанья-чаритамрите». Может, Нарахари Саракар Тхакур. По-моему, кто-то из спутников Махапрабху выразил такое желание, я не помню точно его имя сейчас. [Кто-то выражает желание задать вопрос из зала.] Пожалуйста.

#00:30:11#

Вопрос: У меня есть вопрос. Я недавно говорила с Лакшми Прией Диди из Америки, и она сказала, что Сита Диди сейчас у них в гостях, и она была секретарем Шрилы Гурудева раньше, но я никогда не слышала о ней. Может, вы можете пару слов сказать о ней?

#00:30:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, Сита Диди сейчас живет в Орегоне и приезжает в гости в Калифорнию. Она одна из моих лучших подруг и [духовных] сестер в служении, мы называли раньше себя сева-сестры. Она жила со мной вместе в одной комнате в Навадвипе. Кажется, во время моего второго посещения Навадвипы мы были вместе. Ее отец был преданным, и она выросла в обществе преданных, пришла к Шриле Гурудеву за прибежищем и служением. После Махананды Прабху она была много лет секретарем Гурудева и жила в Навадвипе. Она была очень дорога матери Гурудева, Тхакур Ма, она ухаживала за ней. Сита выучила бенгали для того, чтобы общаться с ней и преданными в Навадвипе. Сита бывала в ее комнате и по ночам, чтобы помогать ей. Она одна из самых дорогих служанок Шрилы Гурудева. Я «крестная мать» ее детей. Она всегда была исполнена сладости и нежности к преданным, она одна из наших первых слуг Гурудева, которые еще тогда в Индии служили ему. У нее очень мягкое сердце, и она исполнена качеств вайшнави. Я надеюсь, что она приедет к нам как-нибудь, и мы встретимся с ней. У нее двое детей, она супермама, она всегда беспокоится о том, чтобы они всегда получали все самое лучшее — лучшее образование, лучшую заботу, она прекрасная мать. Она талантлива во многих отношениях. В искусстве [например]. Может, она приедет как-нибудь к нам, может, привезет своих детей. Ей нравится Таиланд. Может быть, если она приедет в следующий раз сюда, мы ее к нам позовем. Спасибо!

#00:33:36#

Преданный: И ответ [на предыдущий вопрос] такой: Васудев Датта Тхакур.

#00:33:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Кто ответил на этот вопрос? Приянана? Слава нашим студийным работникам. Васудев Датта. Он хотел освободить всех, он не мог терпеть боль других, и он был готов принять все страдания всех живых существ на себя и освободить их от их бремени. Такова была его природа.

#00:34:28#

Вопрос: Также есть другой вопрос от наших слушателей. Многие хотят знать ответ на этот вопрос. Иногда вы приходите к жизни в преданности, и вы хотите направить всю свою энергию в служение. Но иногда бывает, что кто-то вкладывает всю свою энергию в служение, потом ее у него не остается, и он не способен [больше] выполнять служение. Как, откуда брать эту энергию? Они пришли, они вложили энергию, затем потеряли ее. Они отдали все. И как дальше? Было ли это неправильным вложением? Нужно ждать? Или что?

#00:35:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы как-то говорили об этом, что есть такой уровень, ступенька, есть этот первый посыл, когда все кажется таким прекрасным, как медовый месяц. Но он заканчивается, реальность приходит в жизнь, это не будет все время «бассейном гулабджамунов»[3], фестивалями, танцами и вкусной едой, настанут и тихие времена. Настанут времена, когда нужно будет столкнуться с отсутствием энтузиазма. Тот энтузиазм, который был, когда мы пришли [к сознанию Кришны], мы можем потерять его, но это тоже просто период, и с ним нужно справиться, как только возможно для нас. Когда Шрила Шридхар Махарадж приводил пример духовного капитала, он говорил, что в одном контексте, в одном смысле — это как начинающий бизнесмен, у которого есть только идея, но у него нет денег, ему нужно объединиться с кем-то, у кого есть больший капитал, с большим бизнесом. Так он сможет работать с тем, у кого больше средств и возможностей. Так же в духовной жизни — [существует подобное] партнерство, нам необходимо высшее общение. Мы приходим к святым, садху, Гуру, вайшнавам. Если мы еще недоразвиты в сознании Кришны, и мы хотим больше, и мы хотим реального, подлинного, нам нужно идти к высшему, к тем, у кого больше духовный капитал.

#00:37:53#

Вопрос: У нас здесь есть божества Шри Гирираджа, теперь их у нас два. Мы думаем, что песня, написанная Шрилой Гурудевом — «джайа джайа гирира̄джер», что в последнем стихе говорится (меня затронул этот стих), что Гирирадж — это высший объект поклонения. Также Он источник всего для поклонения. Я также слышал о славе Нитьянанды, о том, что иногда Господь проявляет Себя в образе способа поклонения самому Себе. Может быть, есть какая-нибудь молитва или мантра у преданных, которую мы можем прочитать, о том, кто был воплощением этого принципа?

#00:38:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы слышали, что Гирирадж — это сам Кришна, а также лучший слуга Кришны. Есть два аспекта личности Гирираджа — Он самый великий. Как есть три Харидаса, слуги Хари, и Он один из трех. Также Махапрабху подобен этому: Он Кришна с сердцем и сиянием Шримати Радхарани; Кришна, наделенный сердцем Шримати Радхарани и покрытый Ее сиянием, Ее настроением. Бхакта-бхава: Он переживает чувство великой преданной к Кришне. Мы видим это в Махапрабху и Гирирадже, эти два аспекта: Кришна, поклоняющейся самому Себе. Он покрыт любовью и сиянием Шримати Радхарани. И Гирирадж также является слугой, поэтому бхакта-бхава будет ответом на это. Это настроение преданного, которое делает возможным это поклонение, привносит этот аспект слуги.

#00:40:31#

Преданный: Да. Мы получили ответ от нашей аудитории. Джая Бхакти Лалита Деви Даси!

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо, что вы нас смотрите, и я на самом деле ценю вашу поддержку и вашу любовь, которая привела нас сюда, и то, что вы смотрите нас. Спасибо большое!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Тройственные страдания материального мира — это адхьятмика-клеша (страдания, которые причиняют живому существу собственные тело и ум, то есть телесные и душевные недуги), адхидайвика-клеша (страдания, вызываемые стихийными бедствиями) и адхибхаутика-клеша (страдания, доставляемые другими живыми существами).

2  Речь идет об одном из спутников Махапрабху по имени Васудев Датта (Васудев Гхош). Молитву этого вайшнава, обращенную к Шри Чайтанье Махапрабху, комментирует в одной из своих лекций Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

3  Гулабджамуны — индийские сладости.




←  «Хапания». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 23 марта 2011 года. Хапания, Индия ·• Архив новостей •· «Проявляй доброту и служи вайшнавам» (часть 3). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.5 МБ)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

И в радости, и в горе

(23 января 2014 года, Чиангмай, Таиланд)

 

Доброе утро всем! Сегодня вопросы от наших зрителей будет зачитывать Гопа Кишор [Прабху].

#00:01:06#

Вопрос: Я слышал в лекции Авадхута Махараджа, что майя приходит к мужчине в виде женщины, а к женщине в виде мужчины. И, поскольку вы женщина-санньяси, могли бы вы сказать, правда это или нет?

#00:01:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ну, во-первых, я не санньяси, я брахмачирини, это на ступень ниже, чем санньяси. Санньяса — это санньяса-мантра и данда. Есть три женщины брамачирини в нашей миссии. Гурудев сказал, что идея примерно та же — это обет на всю жизнь, чтобы оставаться в служении Гуру, Гауранге и вайшнавам исключительно.

Женщина для мужчины, мужчина для женщины. В современном мире это иногда женщина для женщины и мужчина для мужчины, много вариантов сейчас уже. Но в моем случае вдохновение, чтобы полностью предаться, пришло от Гурудева, он вдохновил меня. Самопредание — это процесс, и ступень за ступенью, шаг за шагом мы начинаем этот процесс самопредания. Мы можем как прыгнуть с именем Кришны на устах и бросить все, но, может, необходимо поддерживать этот прыжок каждый день. Это не так, что раз прыгнул, и все. Необходимо каждый день прикладывать усилия, поддерживать. Поэтому это борьба. У меня женская природа, женское тело, я могу иногда чувствовать требования этого тела от меня, но я стараюсь превзойти это и сохранять это под контролем, трансформировать всю свою низшую энергию в служение, насколько это возможно. Иногда это труднее и не так естественно, как хотелось бы. Невозможно отбросить это желание исполненности, внутренней полноты, и в этом мире, материальном мире, как поется в той песне: «Мы все ищем любви, но не там». В материальном мире ее невозможно найти, в этой мирской жизни, здесь никогда не придет полного удовлетворения от обычной мирской любви, потому что она не длится долго, она проходит. Мы понимаем с абсолютной точки зрения, что это правда. Затем мы применяем это к своей жизни.

#00:04:37#

Мы знаем, что в высшем смысле лишь Кришна может полностью удовлетворить все чаяния нашего сердца до безграничной степени, Он может полностью удовлетворить все желания души, и только Он один. Никто и никогда больше, кроме Него и без Него, не принесет нам удовлетворения полноты. И если мы знаем это в сердце и понимаем эти принципы, мы верим в них, то мы должны их подтверждать каждый день. И это требует от нас определенного самопредания. Мы должны пожертвовать более низкими интересами ради высшей цели, либо хотя бы ради перспективы этой высшей цели. Любовь — значит самопожертвование, мы желаем чего-то более высокого, настоящего, духовного, вечного. Тогда оставь то, что является более низким, материальным, иллюзорным. Невозможно делать и то и другое вместе — либо одно, либо другое. Мы хотим вечной любви, высшей любви, тогда нам нужно отбросить более низкую идею любви, что на самом деле и не является любовью вовсе.

#00:06:23#

Быть женщиной — это… Для меня не является чем-то неестественным — жить вот так в отречении. Это моя природа, для меня это естественно. Может быть, какая-то духовная удача с прошлых жизней подтолкнула меня на этот путь. Кришна помогает нам, когда мы пытаемся. Мы делаем один шаг к Нему, Он делает десять шагов нам навстречу. Конечно, не буквально десять, но Он действительно всегда отвечает нам взаимностью, гораздо большей, просто у Него шаги больше. Как, помните в той истории, двумя шагами Он покрыл все существование, всю Вселенную, все материальное существование, все низшие и высшие планетарные системы, а затем третий шаг Ему пришлось сделать на голову Бали Махараджа. Мы верим в причину, у нас есть вера, и мы стремимся к чему-то большему, мы уже знаем, как здесь все устроено. Пойми это, познай и двигайся дальше.

#00:08:00#

А майя, конечно же, будет посылать нам испытания, она знает наши слабости, наши слабые места, и она будет приходить и предлагать нам снова и снова лучшие и лучшие варианты: «А ты уверен? Ты хочешь бросить этот материальный мир, а что ты скажешь на это?» Она знает, где наши слабые места, и как испытать нас, и мы должны бороться, оставаться сильными, стабильными, мы должны пытаться двигаться дальше.

#00:08:53#

Вопрос: Тогда следующий вопрос, связанный с этим. В книге «Шри Гуру и его милость» говорится, что все плохие качества ученика уничтожаются по мере того, как он идет по духовному пути. Но я часто вижу, что все мои плохие склонности не уходят, но становятся все и все больше. Это потому, что я неправильно следую наставлениям или неправильно получил дикшу, инициацию?

#00:09:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: Идея того, что наши плохие качества уничтожаются, такова на самом деле, что они очищаются, то есть нам дается еще один шанс начать все заново. Есть известный пример с вентилятором: наша карма — она как вентилятор, а связь с Гуру «выдергивает» вилку из розетки и отключает электричество вентилятора, но он все еще некоторое время продолжает крутиться, лопасти продолжают вращаться. Так же наша карма, остаточная карма продолжает действовать в нашей жизни. Также это нормальный естественный процесс, когда человек начинает жить духовной жизнью, внутренней жизнью, начинает процесс очищения, он начинает видеть свои недостатки больше, его искренность увеличивается, он начинает очищать зеркало своего ума от пыли. И знаете, когда прибираетесь, иногда пыль поднимается в воздух, она окружает вас везде. Когда вы не очищали зеркало, казалось, что пыли и нет. Но когда вы начинаете протирать зеркало, пыль поднимается в воздух и окружает вас.

#00:11:06#

Поэтому мы неизбежно столкнемся со своими собственными недостатками, они станут более очевидными. Когда мы прибираемся, знаете, мы начинаем видеть этот мусор везде, нужно с ним взаимодействовать. И также, когда вы приезжаете в святую дхаму, вы встретитесь со своими недостатками так, как будто вас поставили перед зеркалом, и вы никогда их раньше не видели — все ваши мотивации, скрытые желания, все ваши склонности. Я помню свое первое путешествие в святую дхаму, мой первый визит в Индию. Я жила очень аскетично и все эти мысли, которые посылал мне мой ум в течение дня и ночью во сне, для меня были удивительным сюрпризом. Но я просто их констатировала и продолжала двигаться дальше, позволяла им очищаться и уходить из меня. Иногда, знаете, когда вы начинаете лечиться от какой-то болезни, интоксикации, вы принимаете таблетки, которые приводят к кризису лечения. То есть вы чувствуете себя гораздо хуже, чем в начале болезни, но это потому, что вы «выдергиваете» эти сорняки из «почвы» своего сердца. Это как операция, это как очищение крови.

#00:13:22#

Духовная жизнь похожа на это, у нас есть кризисы лечения, кризисы очищения, но это просто один из уровней и это естественно, мы не должны этого бояться. Просто пройдите это так благородно, как вы можете, и благодарно, и вы почувствуете, что стали гораздо сильнее, когда пройдете через эти уроки и испытания. Это как пахтанье океана.

#00:13:59#

Вопрос: Тогда вот что я хочу знать. Обычно говорится, что духовная жизнь должна продолжаться двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Но у нас нет возможности, чтобы пойти и потратить отдельное время на свое очищение. Как это делать прямо по пути, как проходить это очищение прямо на ходу, не слишком отрываясь от мирской жизни?

#00:15:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я думаю, что, во-первых, мы все не одинаковые и наши рекомендации могут варьироваться в зависимости от человека, и мы должны знать, кто мы такие, что мы можем сделать, что для нас разумно, как многое мы можем сделать, каковы наши границы, как много мы можем принять. Мы должны знать каждый этот пункт про себя. Постепенно мы учимся этому в процессе практики, на ходу. Я знаю по себе, что я должна научиться, как убедить себя в том, что это длинный путь, и это вся моя жизнь, и я должна выжить, сохранить силы на остаток пути жизни, а не лишь на один-два года. Это требует того, чтобы распланировать свою жизнь так, как много я могу сделать каждый день, постепенно. Иногда бывают плохие дни, плохое настроение, мы страдаем от трех [видов] страданий материального мира — это мы сами [во-первых], другие окружающие люди, живые существа [во-вторых], и окружающая среда, природа, стихия [в-третьих][1]. Иногда бывает просто плохое настроение или трудности, которые к нам приходят в жизни, и нужно знать, как со всем этим разбираться. Иногда для меня это значит просто лечь и полежать денечек, почитать, повторять мантру, поспать или поменять картинку окружающего, пойти прогуляться. Иногда мне хочется выключить свет, закрыть дверь и пойти спать, даже если это семь часов вечера, но назавтра проснуться, и это уже будет совершенно другой день, новый восход солнца, новые возможности. Есть некие техники выживания, они могут быть разными, у каждого из нас они свои. Как выжить, как пройти, как продолжать путь — нам нужно знать это о себе.

#00:17:55#

Вопрос: Я помню, что Шридхар Махарадж в одной из своих лекций говорил о духовном джиу-джитсу. Я думаю, он говорил об айкидо, что можно отвечать на атаку ответной атакой, либо принятием боли, но в айкидо вы используете силу, которая направлена против вас и перенаправляете ее обратно, туда, куда вам нужно. Такая ситуация будет благоприятна для вас. Как Шрила Гурудев и Гуру Махарадж говорили об этом? Можете ли вы это пояснить?

#00:18:36#

Бхакти Лалита Деви Даси: Многое, что мы делаем, требует адхикары, вайшнаваты, и если человек имеет это, как учителя нашей гуру-варги — Шрила Гурудев, Шридхар Махарадж могли видеть желание Кришны за всеми событиями, то, что Он [Господь] «за сценой», Его улыбающееся лицо за всеми событиями, происходящими с нами. Он танцует и все является Его танцем. И когда они [духовные учителя] могут видеть это, они могут направить этот поток и использовать, как серферы, волну для своего блага. Это словно некий высший серфинг, они могут использовать любую волну. Так они разбираются с любой волной, энергией, которая приходит по воле Высшей Личности Бога, так они видят волю Кришны и понимают ее и разбираются с ней по ходу, чтобы принять правильное положение на пути к трансцендентному. Они используют любую возможность таким образом, чтобы стать слугой этому. Это божественный опыт, который был у наших Гуру.

#00:20:17#

Зная по-настоящему, что для чего приходит, для какой цели, как использовать ее, — это также йога. Это лучшее, что я могу сказать про это.

#00:20:44#

Вопрос: Также еще есть пара вопросов в таком же ключе от наших зрителей. Они спрашивают о книге «Шри Гуру и его милость». Когда вы приходите к Кришне, это как прийти в свой дом, вернуться домой, но также старшие преданные говорят, что часто, когда вы занимаетесь духовной практикой, вам все сложнее и сложнее дальше приходится, происходят разные сложные ситуации, [становится] все сложнее и сложнее. Мы ищем нектара, но должны пройти через большое количество проблем.

#00:20:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы говорите про проблемы духовной практики?

Вопрос: Ну да. Чем глубже вы идете, тем сложнее идти. С новенькими Гурудев был очень нежным, обходительным, заботливым. Но вы знаете, что, чем дальше мы продвигаемся, когда Гурудеву кто-то был уже больше предан, он начинал наказывать и относиться более строго.

#00:22:03#

Бхакти Лалита Деви Даси: В этом случае мы можем сказать, что, когда отношения между Гуру и учеником установлены, между ними уже существует некое доверие, Гуру начинает доверять ученику, и уже чувствует: «Если я сейчас скажу ему это, он не уйдет». Это уже определенный уровень доверия: он не сбежит, не уйдет. В любых отношениях, если это настоящие отношения, это не будет всегда поверхностным, и вы знаете, что если вы проходите с кем-то через испытания, то вы можете понять, что это ваш настоящий друг, который не оставит вас ни в радости, ни в беде, ни в болезни, ни в здоровье, то есть с ним можно пройти через все. В отношениях Гуру и ученика это точно так же работает.

#00:23:19#

Эта связь должна быть неразрываемой, то есть Гуру должен чувствовать, что он может сделать замечание ученику, и тот не примет это на личный счет и не уйдет, его эго примет это. Также не всегда бывает, что духовная жизнь становится все труднее и труднее на каждом шагу. Например, царица Кунти молилась о проблемах и трудностях. Она знала, что это поможет ей лучше помнить о Кришне. Когда у нее проблемы, она всегда взывала к Его имени. Пандавы, царица Кунти… Но для практикующих преданных [дела обстоят так]: мы преодолеваем свою карму с благодарностью, на которую только способны. Принимаем все, что к нам приходит по милости Господа. И пусть будет так. Для каждого это по-своему.

#00:24:54#

С прошлых жизней вся наша карма приходит, и мы должны с ней столкнуться, и она приходит к нам по-разному, нам нужно очистить это и преодолеть. Для кого-то это может быть тяжелее, для кого-то легче. И что бы это ни было, и чего бы это ни требовало, мы хотим с этим столкнуться и пройти через это. Это все зависит от нашей кармы, от желания Бога. Мы не хотим спорить с этим, противиться этому.

#00:26:02#

Вопрос: Есть такая поговорка, что русский не оставляет ничего за собой. Вопрос следующий: «Я начал заниматься духовной практикой и понял, что не могу помочь не только другим, но и самому себе. Что же делать?»

#00:26:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Новеньких преданных нужно отправлять спрашивать совета у старших и у Гуру, они принимают ответственность на себя за практикующих преданных, за новеньких, которые приходят и выражают некий интерес. Поэтому мы можем приложить максимум усилий, чтобы принять нового человека, нового практикующего преданного, объяснить, что и как устроено, какая ситуация, а затем уже пусть они сами получают свой собственный опыт духовной практики. Как проявится их сукрити, их интерес, подлинный ли это интерес. И каждый человек должен стоять на своих двух ногах и стараться прилагать максимум усилий. Мы не можем на самом деле отвечать за поступки другого человека, что они будут делать, как они будут это делать. Но мы можем помогать другим так, как мы можем это делать, указывать им путь к более возвышенному обществу. Кто-то может почувствовать склонность помогать больше. Иногда помощь приходит от более старших преданных. Мы знаем, что так происходит.

#00:28:04#

Вопрос: Я не помню в точности, но есть одна история о преданном, когда он говорил с Кришной и выразил желание принять на себя грехи и боль всех живых существ, чтобы они освободились от страданий. Тогда Господь сказал, что не нужно этого делать, что Он сам это сделает, когда придет как Махапрабху[2].

#00:28:36#

Бхакти Лалита Деви Даси: Ты уверен, что ты не путаешь его с кем-то из спутников Махапрабху?

#00:28:43#

Преданный: Я просто помню, что Он сказал так: «Тебе не нужно принимать их боль, Я сделаю это сам в образе Махапрабху».

#00:28:53#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мне надо посмотреть в книге. [Обращаясь к Гопа Кишору Прабху:] Ты помнишь, кто это был? Это, по-моему, был один из спутников Махапрабху в одной из пяти деревень Западной Бенгалии. Он был из одной из этих деревень. Очень милостивое место. Может, это было…

Гопа Кишор Прабху: Вопрос к нашим телезрителям: «Кто ответит на этот вопрос за две минуты?»

Бхакти Лалита Деви Даси: По-моему, это все-таки был один из спутников Махапрабху. Может быть, это [описывается] в «Чайтанья-чаритамрите». Может, Нарахари Саракар Тхакур. По-моему, кто-то из спутников Махапрабху выразил такое желание, я не помню точно его имя сейчас. [Кто-то выражает желание задать вопрос из зала.] Пожалуйста.

#00:30:11#

Вопрос: У меня есть вопрос. Я недавно говорила с Лакшми Прией Диди из Америки, и она сказала, что Сита Диди сейчас у них в гостях, и она была секретарем Шрилы Гурудева раньше, но я никогда не слышала о ней. Может, вы можете пару слов сказать о ней?

#00:30:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, Сита Диди сейчас живет в Орегоне и приезжает в гости в Калифорнию. Она одна из моих лучших подруг и [духовных] сестер в служении, мы называли раньше себя сева-сестры. Она жила со мной вместе в одной комнате в Навадвипе. Кажется, во время моего второго посещения Навадвипы мы были вместе. Ее отец был преданным, и она выросла в обществе преданных, пришла к Шриле Гурудеву за прибежищем и служением. После Махананды Прабху она была много лет секретарем Гурудева и жила в Навадвипе. Она была очень дорога матери Гурудева, Тхакур Ма, она ухаживала за ней. Сита выучила бенгали для того, чтобы общаться с ней и преданными в Навадвипе. Сита бывала в ее комнате и по ночам, чтобы помогать ей. Она одна из самых дорогих служанок Шрилы Гурудева. Я «крестная мать» ее детей. Она всегда была исполнена сладости и нежности к преданным, она одна из наших первых слуг Гурудева, которые еще тогда в Индии служили ему. У нее очень мягкое сердце, и она исполнена качеств вайшнави. Я надеюсь, что она приедет к нам как-нибудь, и мы встретимся с ней. У нее двое детей, она супермама, она всегда беспокоится о том, чтобы они всегда получали все самое лучшее — лучшее образование, лучшую заботу, она прекрасная мать. Она талантлива во многих отношениях. В искусстве [например]. Может, она приедет как-нибудь к нам, может, привезет своих детей. Ей нравится Таиланд. Может быть, если она приедет в следующий раз сюда, мы ее к нам позовем. Спасибо!

#00:33:36#

Преданный: И ответ [на предыдущий вопрос] такой: Васудев Датта Тхакур.

#00:33:40#

Бхакти Лалита Деви Даси: Кто ответил на этот вопрос? Приянана? Слава нашим студийным работникам. Васудев Датта. Он хотел освободить всех, он не мог терпеть боль других, и он был готов принять все страдания всех живых существ на себя и освободить их от их бремени. Такова была его природа.

#00:34:28#

Вопрос: Также есть другой вопрос от наших слушателей. Многие хотят знать ответ на этот вопрос. Иногда вы приходите к жизни в преданности, и вы хотите направить всю свою энергию в служение. Но иногда бывает, что кто-то вкладывает всю свою энергию в служение, потом ее у него не остается, и он не способен [больше] выполнять служение. Как, откуда брать эту энергию? Они пришли, они вложили энергию, затем потеряли ее. Они отдали все. И как дальше? Было ли это неправильным вложением? Нужно ждать? Или что?

#00:35:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы как-то говорили об этом, что есть такой уровень, ступенька, есть этот первый посыл, когда все кажется таким прекрасным, как медовый месяц. Но он заканчивается, реальность приходит в жизнь, это не будет все время «бассейном гулабджамунов»[3], фестивалями, танцами и вкусной едой, настанут и тихие времена. Настанут времена, когда нужно будет столкнуться с отсутствием энтузиазма. Тот энтузиазм, который был, когда мы пришли [к сознанию Кришны], мы можем потерять его, но это тоже просто период, и с ним нужно справиться, как только возможно для нас. Когда Шрила Шридхар Махарадж приводил пример духовного капитала, он говорил, что в одном контексте, в одном смысле — это как начинающий бизнесмен, у которого есть только идея, но у него нет денег, ему нужно объединиться с кем-то, у кого есть больший капитал, с большим бизнесом. Так он сможет работать с тем, у кого больше средств и возможностей. Так же в духовной жизни — [существует подобное] партнерство, нам необходимо высшее общение. Мы приходим к святым, садху, Гуру, вайшнавам. Если мы еще недоразвиты в сознании Кришны, и мы хотим больше, и мы хотим реального, подлинного, нам нужно идти к высшему, к тем, у кого больше духовный капитал.

#00:37:53#

Вопрос: У нас здесь есть божества Шри Гирираджа, теперь их у нас два. Мы думаем, что песня, написанная Шрилой Гурудевом — «джайа джайа гирира̄джер», что в последнем стихе говорится (меня затронул этот стих), что Гирирадж — это высший объект поклонения. Также Он источник всего для поклонения. Я также слышал о славе Нитьянанды, о том, что иногда Господь проявляет Себя в образе способа поклонения самому Себе. Может быть, есть какая-нибудь молитва или мантра у преданных, которую мы можем прочитать, о том, кто был воплощением этого принципа?

#00:38:43#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы слышали, что Гирирадж — это сам Кришна, а также лучший слуга Кришны. Есть два аспекта личности Гирираджа — Он самый великий. Как есть три Харидаса, слуги Хари, и Он один из трех. Также Махапрабху подобен этому: Он Кришна с сердцем и сиянием Шримати Радхарани; Кришна, наделенный сердцем Шримати Радхарани и покрытый Ее сиянием, Ее настроением. Бхакта-бхава: Он переживает чувство великой преданной к Кришне. Мы видим это в Махапрабху и Гирирадже, эти два аспекта: Кришна, поклоняющейся самому Себе. Он покрыт любовью и сиянием Шримати Радхарани. И Гирирадж также является слугой, поэтому бхакта-бхава будет ответом на это. Это настроение преданного, которое делает возможным это поклонение, привносит этот аспект слуги.

#00:40:31#

Преданный: Да. Мы получили ответ от нашей аудитории. Джая Бхакти Лалита Деви Даси!

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо, что вы нас смотрите, и я на самом деле ценю вашу поддержку и вашу любовь, которая привела нас сюда, и то, что вы смотрите нас. Спасибо большое!

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Журавлев Дмитрий
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Тройственные страдания материального мира — это адхьятмика-клеша (страдания, которые причиняют живому существу собственные тело и ум, то есть телесные и душевные недуги), адхидайвика-клеша (страдания, вызываемые стихийными бедствиями) и адхибхаутика-клеша (страдания, доставляемые другими живыми существами).

[2] Речь идет об одном из спутников Махапрабху по имени Васудев Датта (Васудев Гхош). Молитву этого вайшнава, обращенную к Шри Чайтанье Махапрабху, комментирует в одной из своих лекций Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

[3] Гулабджамуны — индийские сладости.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования