«Совершенный Кришна». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 11 января 2014 года. Лахта, Cанкт-Петербург



скачать (формат MP3, 28.37M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Совершенный Кришна

(11 января 2014 года. Лахта, Cанкт-Петербург)

 

Шачи Сута Прабху: Джай Шрила Бхакти Cудхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Госвами Махарадж: Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Сарасвати Тхакур ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Виджай Раман Прабху ки джай!

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

Есть ли у кого-нибудь вопросы? Да.

#00:01:18#

Враджа Кумар Прабху: Я заметил, что у нас в некоторых храмах — я слышал, что в храмах живут только монахи, — а у нас в некоторых храмах, например, в Чиангмае, живут семейные люди, в Москве пары живут. Как это понять?

#00:01:57#

Шрила Госвами Махарадж: Чтобы правильно объяснить, следует использовать правильные слова. Это связано с санскритским словом «матх». В тех словах, что вы использовали, это ограничение касается матха, а в ашраме может быть смешанная ситуация. Но матх предназначен для санньяси и брахмачари, то есть для соблюдающих целибат санньяси и для их учеников-брахмачари. В Таиланде это же называют ват. Ангкор-ват. [Ват и] матх — похожие слова.

#00:02:53#

Когда его Божественная Милость Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал в Нью-Йорк, сначала он думал, что откроет там матх, и что там будут жить санньяси и брахмачари. Но, приехав туда, он увидел, что в Америке положение вещей очень сильно отличается от [положения вещей в] Индии. Например, давая лекцию, он мог сказать так: «Мы все видели изображение Кришны на плакатах, на календарях и так далее». И ответом ему — полная тишина. На записи слышно, как Прабхупада так комментирует это: «Оооууу!» Он понял, что эти люди никогда не видели изображение Кришны. Они понятия не имеют, о чем он говорит. И тогда он открыл «департамент искусств», «художественный департамент», и они создавали различные изображения Кришны, Нанды, Яшоды, гопов, гопи и так далее.

#00:04:48#

Мы знаем, что все эти изображения — это творения художника. То есть то, что существует в воображении художника; это художественное выражение того, что живет в воображении художника. И кто-то однажды спросил Прабхупаду: «Скажите, а Кришна, правда, вот так вот выглядит?» Прабхупада ответил: «Не совсем, но, когда вы Его увидите, вы узнаете».

#00:05:30#

Он увидел, что часто мальчики приходят вместе с девочками на его лекции. В Индии общество устроено иначе. Там девочка никогда не может куда-то отправиться одна без кого-то, кто ее опекает. Этот опекун может быть ее мужем, ее отцом, ее сыном, ее братом, ее дядей, но всегда рядом с девушкой находится кто-то, кто ее защищает. В Индии обычно женщины не присоединяются к ашрамам, к храмовой жизни до тех пор, пока не вступили в позднюю стадию своей жизни. То есть, когда у них уже была семья, уже взрослые дети, тогда они, отойдя от дел, могут начать жить в ашраме. Но в Америке культура была другая. Там девушка может отправиться куда ей угодно сама по себе.

#00:07:04#

Мы не говорим здесь, что лучше, что хуже, но говорим о том, что [это] разные культуры. И он увидел, что к нему приходят на программу девушки возраста двадцати двух лет, и они хотят присоединиться к нему. Что он должен был им сказать? Сказать: «Нет, нет, это место только для санньяси и брахмачари, а вы идите домой»? Итак, он дал возможность присоединиться и юным женщинам, девушкам, которые хотели вступить в миссию.

#00:07:46#

Некоторые из духовных братьев Шрилы Прабхупады в Индии начали рассказывать всем, что Прабхупада отклонился. Они говорили: «Он разрешает не состоящим в браке юношам и девушкам свободно общаться». Правда? Но Прабхупада не разрешал не состоящим в браке юношам и девушкам свободно общаться. Юноши жили в одном месте как брахмачари, девушки жили в другом месте как брахмачарини, и если они хотели стать семейными людьми, жениться, выйти замуж, то они могли это сделать, но после этого им в большинстве случаев требовалось жить за пределами ашрама. Но в семидесятых годах бо́льшая часть руководителей храмов, президентов храмов, были семейные пары, президент и его жена, и все брахмачари действовали под их руководством.

#00:09:31#

Например, в Гаудия Матхе еще в прежние времена, хотя в Матхе было очень много санньяси и брахмачари, но секретарем Матха, управляющим, был Кунджа Бабу, семейный человек.

#00:09:53#

йена тена прака̄рен̣а манах̣ кр̣ш̣н̣е нивеш́айет[1]

Нарада говорит, что ачарья придумывает различные способы, методы, как можно донести сознание Кришны до других.

#00:10:38#

Когда Шрила Сарасвати Тхакур отправился во Вриндаван, сам он был одет в шафрановые традиционные [монашеские] одежды, однако люди, которые были вместе с ним, его ученики и последователи — их он одел с головы до ног в черные одеяния, очень похожие на одеяния католических священников. И были люди в Индии, которые отвергли это и не пускали в свои храмы, даже бросали в них предметы. Но госвамины Радхи-Рамана приняли их. И те, кто отвергал их, иногда показывали цитату из «Чайтанья-чаритамриты», где Санатана Госвами говорит, что этот цвет не подходит для вайшнава. Почему? Потому что он указывает на варнашраму, ведь эти представления о брахмачари, о грихастхе, ванапрастхе, санньяси — это представления системы варнашрамы, а значит, это материализм. Быть может, варнашрама — одно из лучших проявлений материализма, но вайшнавы — они тригунатита, они за пределами любых качеств материи.

#00:12:32#

Так зачем же тогда санньяси носят шафран, который обычно связан с варнашрамой? Они делают шаг вниз со своего подлинного положения.

#00:12:45#

Так или иначе, было много разных аргументов со ссылками на писания, но Шрила Гуру Махарадж объяснил это иначе. Сарасвати Тхакур любил говорить, что киртан означает сражение, сражение Кришна-концепции с майическими, ложными концепциями.

#00:13:22#

Шрила Гуру Махарадж иногда приводил в качестве примера историю из австро-венгерской войны[2], когда они уже побеждали Францию, но внезапно сменилась волна на противоположную, и из победителей они превратились в проигравших. И тогда король позвал своих генералов и сказал:

— Почему мы вдруг стали проигрывать в сражении?

На что они ему отчитались так:

— На французской стороне появился новый генерал. Его зовут Наполеон. Так вот он не умеет сражаться.

Король переспросил:

— Так, так. Вы говорите, что мы проигрываем этому генералу, потому что он не умеет сражаться?

— Да, да, именно так.

— Объясните!

И они сказали:

— Ну, есть определенные правила, тактика ведения войны, определенные формации, в каком порядке действовать, и вся армия умеет правильно это делать.

#00:15:06#

И обычно их тактика такова, традиционная тактика, — атаковать самое слабое место противника, а оттуда расширять свою зону влияния, но Наполеон действовал противоположно. Он атаковал самое сильное место противника и заставлял все силы противника сдаться.

#00:15:35#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял также: «Сарасвати Тхакур был заинтересован в проповеди: „Нас интересует проповедь, нас не интересует само по себе перебирание четок“». Не то что: вот у меня целый сундук с четками, и, пожалуйста, помогите мне, мне нужна помощь в их перебирании. Нам нужны «солдаты», «бойцы». Итак, Сарасвати Тхакур был тем самым гениальным генералом, который, глядя на поле битвы, понял, что традиционная стратегия в этом месте не сработает.

#00:16:37#

Как в случае войны между Германией и Советским Союзом один генерал также понял, что «мы не можем по-настоящему защитить наш город, поэтому на какое-то время мы позволим им победить, захватить этот город, на какое-то время». Но он затянул эту медленную отдачу города на три, на четыре, на пять месяцев, и он сделал это не просто так. Дело в том, что немцы рассчитывали, что они все закончат за два месяца и поэтому не взяли с собой зимней одежды, а он растянул это [эту осаду] на четыре, пять, шесть месяцев и дал погоде победить Германию.

#00:17:38#

В каких книжках, в каких инструкциях написано: «Не сражайтесь, а позвольте погоде, позвольте русской зиме победить врага»? «Мы победим вас снегом и льдом!» Как знаете, «что русскому хорошо, то немцу смерть», потому что русские люди могут спокойно пить компот изо льда и питаться корой с деревьев, обойтись без баварских колбасок.

#00:18:33#

В чем суть? В том, что если речь идет о войне, то нельзя мыслить шаблонами, стереотипами. Говорят, что в любом случае в первый день битвы все меняется.

#00:18:59#

Итак, киртан означает сражение, бой, сражение Кришна-концепции с майическими, ложными концепциями, и поэтому мы будем применять современные средства ведения боя.

#00:19:27#

Итак, он [Шрила Сарасвати Тхакур] увидел, что в Индии люди питают уважение к шафрану, но не так уважают людей в белом. Люди особенно уважают санньяси и свами.

#00:19:55#

пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
ма̄тала хари-джана виш̣айа ран̇ге[3]

Тогда он понял, что даже хотя обычно вайшнавы-бабаджи носили одежды белого цвета, но обычные люди не понимали этого, у них не было почтения, не было понимания, какое положение эти люди подлинно занимают. И тогда Сарасвати Тхакур принял следующее решение: «Мы примем от варнашрамы следующие высочайшие элементы, таким образом спустившись на один шаг ниже подлинных духовных идей, для того чтобы, как в известном стихе, служить в более низком положении идеям высшего порядка». И он взял из варнашрамы идею брахманов, с одной стороны, и идею санньяси и также брахмачари, с другой стороны, чтобы применить это в распространении высших идей сознания Кришны.

#00:21:03#

[Есть] две известных фразы Сарасвати Тхакура. Первая — «религия означает занять правильное положение». И, с другой стороны, он говорил: «вайкунтха-вритти», что означает: «очень великодушное распространение, широкие взгляды».

#00:21:34#

Однажды я был со Шрилой [А. Ч. Бхактиведантой Свами] Прабхупадой во Вриндаване и не мог понять, почему гостевой домик, гостиница пустует, и никто там не снимает комнат. Но кто-то сказал: «Потому что мы не разрешаем здесь пить чай». Прабхупада им сказал: «Да вы что! Им можно пить чай, никаких проблем». Тот сказал: «Да, а еще мы не разрешаем курить». Он сказал: «Ну, возьмите одну комнату и сделайте из нее курилку».

#00:22:10#

Все преданные были шокированы, и тогда Прабхупада рассказал знаменитую историю о Шриле Гуру Махарадже и Сарасвати Тхакуре, историю, которая произошла в Бомбее. Сарасвати Тхакур говорил о проповеди в Лондоне: «Мы можем открыть там общежитие для молодежи, и в нем будет доступна для живущих там невегетарианская еда, которую будут к ним приносить из местного ресторана».

#00:22:58#

Шрила Гуру Махарадж, который носил титул Бхаттачарья, брахман по рождению, был шокирован, услышав это, и сказал: «Мне кажется, что если мы разрешим такое, то в итоге наш ашрам будет осквернен». И, кстати, чтобы расставить все точки над «и», просто, чтобы ни у кого не возникло никаких заблуждений по этому поводу, нужно четко расставить все точки над «и». Во-первых, речь шла не об ашраме, речь шла об общежитии для молодежи, об отдельном здании, а во-вторых, речь не шла о том, чтобы готовить невегетарианскую пищу там, но чтобы разрешить ресторану возить туда невегетарианскую пищу для молодежи. В любом случае даже от этого Гуру Махарадж был в шоке, на что Шрила Сарасвати Тхакур сказал ему: «О, нет, ты не понимаешь. Я решил этот вопрос уже десять тысяч лет назад. Это не сиюминутная фантазия. Я принял это решение уже десять тысяч лет назад». Гуру Махарадж говорит: «Это было как удар молнии в сердце». А Сарасвати Тхакур сказал: «Нам необходимо действовать в духе вайкунтха-вритти».

#00:24:49#

…ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ
[4]

Сарасвати Тхакур, кто сам невероятно строг, ослабляет все возможные строгости для того, чтобы позволить другим приблизиться к этому [божественному явлению].

#00:25:22#

Однажды мы смотрели телевизор с Гурудевом, и там показывали эскимосов и их оленьи упряжки. Там показывали, как они, в общем, забивают оленей. И Гурудев, смотря эту передачу, сказал: «Я думаю, мы могли бы давать эскимосам Харинам, поскольку Харинам очень великодушен в раздаче, в распространении». С другой стороны, я до этого видел, как Гурудев отказал в инициации одной бенгальской женщине, потому что она отказалась перестать есть рыбу. Но эскимосам, по словам Гурудева, получается, можно есть такой бургер из оленины. Но если ты не эскимос, то, может быть, и ожидания от тебя будут иными.

#00:26:41#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что идея Сарасвати Тхакура такова: «Наша цель невероятно исключительна, очень узка, очень конкретна, но средства для достижения этой цели всеобъемлющие, очень широкие».

#00:27:05#

Но вы можете увидеть, например, что в любой семье родители не относятся в точности одинаково ко всем детям. Они ко всем детям относятся с любовью и нежностью, но все же учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Может быть, один из детей — это ребенок с так называемыми особыми потребностями. Им тоже нужно что-то дать. Таков ведический путь.

#00:28:15#

Гурудев еще иногда цитировал слова из «Ману-самхиты», где сказано: «Поскольку этот материальный мир, где мы живем, в целом это место, где можно, где принято в каком-то смысле употреблять в пищу мясо, заниматься незаконным сексом, азартными играми, принимать одурманивающие вещества». Мы не говорим сейчас о духовном мире, но в этом мире, это происходит только в материальном мире. Так вот в «Ману-самхите» сказано: «Поскольку этот мир таков, то нет большого греха, большого изъяна, если кто-то это делает».

#00:29:13#

С Гурудевом приезжали сюда двое индусов, двое бенгальцев. Все знают, что бенгальцы часто пьют водку. Один индус меня приглашал в свой дом на протяжении одного часа раз двадцать пять, снова и снова: «Ну, будешь в Индии, заезжай ко мне домой, угощу, будет хорошо!»

[Открывается или закрывается алтарь, Шрила Госвами Махарадж прославляет Божеств: «Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:29:50#

Когда Гурудев услышал о подобном, тогда он сказал кое-что. Известно, что после смерти все предстают перед Ямараджем, богом смерти, богом правосудия, и у него есть помощник — летописец Читрагупта. Шрила Говинда Махарадж известен как трансцендентный юморист. И Гурудев тогда сказал: «Если кто-то предстает перед Ямараджем, и Ямарадж спрашивает у Читрагупты: „Есть ли какие-то документы на эту душу, на этого человека?“ И если выясняется, что человек при жизни был в России, но не пил водки, то такого человека сразу в ад».

#00:31:00#

Есть такое высказывание: «Водка — это не что иное как вода с характером». Но мы здесь не выступаем ни за водку, ни против. Кстати, Финляндия здесь рядом. Я сделал однажды рекламу по мотивам финляндской водки «Абсолют». Как-нибудь надо будет в Финляндию съездить, когда они протрезвеют. Итак, у них есть определенная реклама, рекламируют водку «Абсолют», но мне нравится слово «Абсолют»: Абсолютная Истина, Абсолютная Личность Бога, сладостный Абсолют, ну все такое.

#00:32:26#

В этой рекламной кампании они, хозяева водки «Абсолют», делают множество разных региональных модификаций этой рекламы: водка «Абсолют — Москва», водка «Абсолют — Санкт-Петербург», «Абсолют — Нью-Йорк» и прочие города, разные версии. Итак, я подумал: «Почему бы мне не сделать свою собственную версию рекламы водки „Абсолют?“» Хотел бы я, чтобы здесь был сейчас какой-нибудь монитор или проектор, чтобы показать здесь этот кадр. Я сделал подобный кадр, подобное изображение (мы только что смотрели на него), там написано: «Абсолютный нектар из страны Голоки». Я думаю, когда-нибудь в нашем магазине мы будем продавать именно такие бутылки, но только с водой. Это будет скромная вода без «задиристого» характера.

#00:33:29#

расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣…[5]

Кришна говорит в Бхагавад-гите Арджуне: «Я есть вкус воды, Я есть качества воды». И здесь важно соблюдение очень деликатного, очень тонкого баланса, поскольку существует опасность, что если вы будете либеральны неправильным образом, великодушны ложным образом, то тогда вы можете потерять качества субстанции, самого главного.

#00:34:53#

Кто-то может взять Бхагавад-гиту и сказать: «Ну, Бхагавад-гиту мы просто называем „Песнь Бога“, потому что люди не понимают иностранных слов „Бхагавад-гита“». Хотя, впрочем, название «Бхагавад-гита» и так достаточно известно, но некоторые люди все равно излагали Бхагавад-гиту под заголовком «Песнь Бога». Но на самом деле Бхагавад-гита, Бхагаван — это нечто большее, чем Бог. Бог — это очень общее представление.

#00:35:39#

В иудео-христианском мышлении есть это представление о Боге, Бог — мужское начало. Конечно, есть мать Мария, мать Бога, но как насчет Бога-Отца? Есть ли у Него жена, любовница, подруга, хоть кто-нибудь? На это нет ответа.

#00:36:29#

Но Бхагаван — это нечто большее, чем просто Бог. Бхагаван подразумевает шакти и шактимана. Это и Владыка энергии [шактиман], и энергия [шакти], и мужское, и женское [начала] вместе. Это абсолютное женское, абсолютное мужское, и Они любят друг друга. Это одна из самых разумных мыслей, которую вы когда-либо услышите. Как мы можем думать, что Первоисточник всего, и мужского, и женского, сам бесполый?! Это одна из самых смехотворных идей, что я когда-либо слышал. И если кто-то говорит: «У меня больше научных степеней, чем в математическом выражении. Я очень ученый, и мы вам заявляем…» Но это все полная чепуха.

#00:37:47#

Я как-то рассказывал, [что] однажды мне довелось лететь из Пекина в Нью-Йорк, и рядом со мной в самолете сидел один из ведущих специалистов по компьютерным наукам, информатике на Земле, и [мы] смотрели вместе с ним фильм в самолете «Безумный гонщик». Это комедия, очень смешная комедия. Она на китайском, но мне все равно было смешно. Она настолько смешная, что, даже не понимая языка, ты [все равно] смеешься. Он заметил это и стал объяснять мне, что именно они там говорят. С [его] объяснениями [стало] еще смешнее.

#00:38:40#

Я спросил его:

— А чем вы занимаетесь?

Он ответил:

— Я учитель.

— А где?

— В университете.

— А в котором?

Он очень скромный, и он ответил:

— Ну, один из крупнейших университетов в Соединенных Штатах.

Он так и не хотел называть. И я сказал:

— Но который все-таки?

#00:39:22#

Я сейчас не хочу называть конкретные данные, но он мне тогда открыл это название. Скажем так, это одна из ведущих научных школ в области информатики в Америке, и он в этом вузе, в этом университете, преподает для аспирантов курс очень продвинутых компьютерных наук. Я ему сказал:

— Вот именно вас-то я и искал! Должно быть, именно поэтому вас посадили на это кресло рядом со мной. Могу ли я задать вам пару вопросов?

Он сказал:

— Конечно.

#00:41:01#

И сегодня прям слово лекции — «абсолют». Кстати, можно не только «абсолютный нектар» продавать, но «абсолютную убежденность», можно продавать разные виды воды. Но возвратимся к той истории. Я сказал ему:

— Скажите, пожалуйста, можете ли вы, будучи очень продвинутым специалистом, ученым до мозга костей, который знает все возможные современные теории, новейшие достижения, которые мы даже не в состоянии понять в нашем нынешнем состоянии, простые смертные, вот вы, зная все это, можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, что первоисточник всех ароматов, запахов сам лишен обоняния?

#00:41:50#

И он сказал:

— Придерживаясь вашей формулировки, вы очень осторожно сформулировали: «Могу ли я утверждать с абсолютной убежденностью?». Вы правы, я не могу утверждать этого с абсолютной убежденностью.

Я сказал:

— Тогда задавать вам второй вопрос мне уже не требуется. Вы только что широко распахнули двери для теистической культуры, потому что те же самые вопросы я могу задать касательно вашего зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Вы только что открыли дверь для представления о личности Бога, что Первоисточник всего — это личность, и Он способен видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Он абсолютно прекрасен и способен обмениваться чувствами любви.

Мы все ищем эту абсолютную личность в людях этого мира, в местах и обстоятельствах этого мира и поэтому неизбежно приходим к разочарованию и становимся в итоге горькими циниками.

#00:43:57#

Я как-то уже рассказывал, [что] у Эйнштейна была подруга или любовница. Я не знаю, сколько их было, но об одной говорит история. Он жил тогда в Принстоне. Это еще один престижный университет в Америке, в Нью-Джерси. Его подруга тогда предложила Эйнштейну:

— Тебе нужно купить записную книжку, чтобы ты все свои великие идеи записывал в записную книжку.

На что он ответил:

— Мне не нужна записная книжка. Идея у меня всего одна, и я думаю об этой одной идее снова и снова.

В этом смысле Эйнштейн был упанишадическим философом.

#00:44:58#

йасмин виджн̃а̄те…

…джн̃а̄там…

…йасмин виджн̃а̄те джн̃а̄там…

…джн̃а̄там бхавати…

…сарвам эвам джн̃а̄там… виджн̃а̄там бхавати[6]

Потому что Упанишады говорят: «Стремитесь познать то одно, познав что, познаете все». Это Бог, это Кришна.

#00:45:31#

йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇ манйате на̄дхикам̇ татах̣…[7]

В Бхагавад-гите есть так называемая шлока-самадхи. Там сказано: «Когда ты обретешь это, ты почувствуешь, что ты обрел все, потому что ты и правда обрел все». Кришна принадлежит преданным, поэтому у Него такие имена, как Яшоданандан или Нанданандан, или Партха-саратхи[8]. Он принадлежит [Своим преданным] сначала и до конца. Все права, все копирайты, все торговые марки принадлежат кришна-бхактам, преданным Кришны.

#00:46:25#

Поэтому мы говорим: «Харе Кришна!» Почему Харе стоит перед Кришной? Почему мы не отправляемся к Кришне напрямую? Как кто-то мог бы сказать: «Я обхожусь без Харе, я обращаюсь к Кришне напрямую». Тогда ты... в этом случае ты был бы лжецом, глупцом, который ничего не смыслит в преданности, потому что по-настоящему Кришну можно обрести только через преданного [Кришны]. И даже если бы вы обратились к Кришне напрямую, вы никогда не получили бы Кришны больше или более глубокого качества, нежели тот Кришна, которого вы получите через Шримати Радхарани.

#00:47:30#

Кришну называю Макханчор[9]. Он ворует масло, йогурт, разные молочные продукты. Вишванатх Чакраварти Тхакур в своих комментариях к десятой песни [«Шримад-Бхагаватам»] описывает ту историю, как Кришна однажды оказался в доме во Вриндаване, пришел туда воровать масло, йогурт, но так случилось, что у них почему-то не оказалось молочных продуктов. И тогда Кришна собрал всю эту семью, всех обитателей этого дома, и сказал им очень серьезно: «Так, завтра Я вернусь и лучше, чтоб у вас было и масло, и йогурт, иначе Я сожгу ваш дом дотла и убью всех, кто в нем [находится]». И по дороге, выходя из дверей, он поцарапал младенца. Ребенок начал вопить, и они заговорили: «Да, до завтра нам нужно найти йогурт для Гопала».

#00:49:13#

Иногда обитатели Вриндавана жалуются матушке Яшоде на ее сына Кришну, говоря: «Твой сын Гопал иногда приходит к нам и то разбивает горшки с маслом, все портит, то отвязывает телят и коров, что они выпивают все молоко у коровы за ночь. Все залито молоком, а нам молока никакого не достается. Иногда Он все разбивает, Он ведет себя просто несносно». Но они не просто жалуются, они поют эти жалобы. Эти жалобы суть божественные песни.

#00:49:47#

ванде нанда-враджа-стрӣн̣а̄м̇ па̄да-рен̣ум абхӣкш̣н̣аш́ах̣
йа̄са̄м̇ хари-катходгӣтам̇ пуна̄ти бхувана-трайам[10]

Когда они поют эти жалобы на Гопала, то этими звуками они очищают вселенную. А Яшода поет им в ответ, она говорит: «Ну, почему бы вам не оставлять на столе йогурт? Он приходит к вам домой, видит на столе йогурт, берет его, съедает и уходит — проблема решена». А они отвечают: «Дело то не в том, что Ему нравится йогурт. Ему нравится воровать».

#00:51:15#

Итак, у Кришны множество имен: Макханчор, Гопал, Гопи-вастра-хари, Читта-хари, Кширачор, Гопинатх[11] и множество других, которые говорят о том, что Кришна ворует, ворует сердца преданных, ворует сладкий рис, молочные продукты и прочее. Но Шримати Радхарани одна способна украсть ни что-то [внешнее], а сердце Кришны.

#00:51:48#

Иногда Кришна настолько растерян, не в Себе в присутствии непревзойденной красоты Шримати Радхарани, что даже флейта падает у Него из рук. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» описывает историю, как однажды Кришна был настолько смущен красотой Шримати Радхарани, что, не понимая, что Он делает, пошел и начал доить не корову, а быка. Не пытайтесь повторить этот фокус, ребята!

#00:52:40#

Они иногда играют в игры, что-то вроде шахмат, только бесконечно интереснее и сложнее. Радхарани и Ее подруги с одной стороны, а Кришна и Мадхумангал (это его друг-брамин, в переводе на современный язык такой хакер) — с другой стороны. Кришна и Мадхумангал в какой-то момент понимают, что они рискуют сейчас проиграть, и тогда Радхарани говорит, обращаясь к Кришне, всезнающему, всеведущему Господу: «Чтобы играть в эту игру, нужны мозги!» Как можно такое говорить всезнающему, всеведущему Богу? Но Кришна признается: «Когда Она ругает Меня, эта ругань для Меня слаще, чем самые великие славословия Вед». Таков Господь Кришна, и настолько возвышенны преданные Кришны! И этот центр является проявлением этой любви Кришны и Его преданных.

#00:54:40#

Шрила Сарасвати Тхакур выделил из всех идей Бхактивинода Тхакура один ключевой момент, на котором основал все свое движение, что самое главное — это общение. И этот центр, находящийся под руководством Виджая Рамана Прабху и Авадхута Махараджа, является центром севы и санги, то есть здесь вы можете получить возможность служения и [духовного] общения.

#00:55:29#

Мы последователи радха-дасьям. Сама Радхарани хочет дать каждому шанс послужить Кришне, поэтому примените свои способности. Будете ли вы использовать свои слова, свое тело, свой ум, свои деньги, свои ресурсы — не важно; важно посвятить все, что у вас есть, все, что вы можете, служению лотосоподобным стопам Шри Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы.

#00:56:21#

Иногда люди говорят: «А зачем Богу хоть что-то давать? У Него и так все есть! Чего я буду давать?» Но это ради вашего блага. Это не то, что Кришна говорит: «Так, у Меня сейчас нехватка листьев, плодов, воды, цветов. Срочно давайте побольше!» Кармическая энергия, ваши ресурсы будут связывать вас в этом мире, будут держать вас пленниками, поэтому Кришна дает вам шанс взять какую-то часть кармически накопленного капитала своей энергии и отдать Ему. Это благо для вас.

#00:57:27#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате
[12]

Он и так полон и совершенен, Он ни в чем не нуждается. И, может быть, удачная аналогия, чтобы помочь нам понять, что такое полная [качеств и совершенств] личность Бога, — это математическое понятие нуля. Речь идет не о философском нуле, а о математическом. Бог совершенен и полон. Он ни в чем не нуждается, Он экстаз собственной персоной, Он и так счастлив. Не то, что Он делает что-то, чтобы стать счастливым. Он уже и есть счастье собственной персоной. И при всем при этом, если хоть капля любви к Нему появляется в сердце крохотной души, живого существа,

#00:58:47#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа[13],

тогда Кришна становится слугой, Он становится зависим от этой крошечной души. Он сам говорит об этом такими словами: «Когда в сердце души, крошечной души, появляется даже капля любви ко Мне, тогда как будто бы Я, хоть Я высший независимый, свободный, становлюсь зависим от этой любви». Означает ли это, что Он утратил Свое положение? Нет. Как ноль плюс ноль равно ноль. Ноль плюс пятьсот нулей равно нулю. Ноль минус ноль... Отберите у нуля ноль — все равно ноль. Ноль умножить на ноль равно нулю. Ноль поделить на ноль равно нулю. Даже миллиард нулей равны нулю, пять нулей равны нулю. Один ноль — ноль. Триллион, биллион, квадриллион, все что угодно — ноль.

#01:00:26#

Вот каков Кришна! Он совершенен и полон. Он может распространить Себя в миллион Кришн, а может разделить Себя в несчетное число крошечных живых существ. Как ни умножай, ни складывай, ни дели, ни вычитай — все равно Он всегда полон и продолжает расти. Больше и больше, и больше душ; больше и больше, и больше экстаза, но Он все равно остается совершенным целым.

#01:01:28#

Этот центр был создан для того, чтобы дать нам возможность обрести соприкосновение и дать возможность послужить этому Верховному Господу — Шри Шри Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу. Ки джай! Харе Кришна!

#01:01:43#

Шачи Сута Прабху: Джай Шрила Бхакти Cудхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1  Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.4.

2  Имеется в виду один из военных конфликтов между Францией, Австрийской империей и другими европейскими государствами на протяжении с 1792 года по 1815 год. Всего против Франции европейскими государствами было выдвинуто восемь коалиций. Но, поскольку Наполеон Бонапарт проявил себя впервые как талантливый полководец именно во время войны Первой коалиции, то, по всей видимости, имеется в виду именно она. Наполеон проявил себя в битве при Тулоне в 1793 году, когда вторжение войск коалиции на территорию Франции уже было отбито и французские войска вторглись в Испанию, Сардинское королевство и в западные германские государства.

3  «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (девиз Гаудия Матха, написанный Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром).

4 «Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца» (пранама-мантра Шриле Сарасвати Тхакуру, написанная Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем). Стих полностью и его альтернативный перевод: никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ, вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ / ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ, виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ — «Послание Шри Бхактисиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Так пусть же это послание вечно играет в наших сердцах».

5  «О сын Кунти! Я вкус воды, свет солнца и луны...» Стих полностью: расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣ / пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у — «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).

6  Йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати / йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати — «Познав То [сферу духовного], познаешь все; достигнув Того [Всевышнего], достигаешь всего» («Мундака-упанишад», 1.3).

7  «[Постигнув духовную истину], он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее». Стих полностью: йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇ татах̣ / йасмин стхито на дух̣кхена, гурун̣а̄пи вича̄лйате — «Обретя это [безграничное духовное счастье], он считает, что нет большего достижения. Утвердившись в этом положении, он никогда не утратит самообладания, даже сталкиваясь с великими испытаниями» (Бхагавад-гита, 6.22).

8  Яшоданандан — сын Яшоды. Нанданандан — сын Нанды Махараджа. Партха-саратхи — колесничий, возничий Партхи, Арджуны.

9  Макханчор — воришка масла.

10  «Я неоднократно выражал свое почтение пыли со стоп пастушек из деревни Нанды Махараджа. Когда эти гопи громко воспевают славу Шри Кришны, эта вибрация очищает все три мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.63).

11  Гопал — Кришна как ребенок-пастушок. Гопи-вастра-хари — воришка одежд гопи. Читта-хари — тот, кто является самым искусным в похищении сердец. Кширачор — тот, кто украл горшок сладкого риса. Гопинатх — повелитель гопи.

12  «Верховный Господь, Верховная Личность Бога всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного Целого, также обладает полнотой. И, как полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).

13  «Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости». Стих полностью: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).




←  «Поиск расы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 31 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “The Search for Rasa.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 31 August 1981. Navadwip Dham, India ·• Архив новостей •· «Плод Веды». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 31 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “The Fruit of the Veda.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 31 August 1981. Navadwip Dham, India  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Совершенный Кришна

(11 января 2014 года. Лахта, Cанкт-Петербург)

 

Шачи Сута Прабху: Джай Шрила Бхакти Cудхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Госвами Махарадж: Джай са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Сарасвати Тхакур ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Виджай Раман Прабху ки джай!

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Гаура-премананде Харибол!

Есть ли у кого-нибудь вопросы? Да.

#00:01:18#

Враджа Кумар Прабху: Я заметил, что у нас в некоторых храмах — я слышал, что в храмах живут только монахи, — а у нас в некоторых храмах, например, в Чиангмае, живут семейные люди, в Москве пары живут. Как это понять?

#00:01:57#

Шрила Госвами Махарадж: Чтобы правильно объяснить, следует использовать правильные слова. Это связано с санскритским словом «матх». В тех словах, что вы использовали, это ограничение касается матха, а в ашраме может быть смешанная ситуация. Но матх предназначен для санньяси и брахмачари, то есть для соблюдающих целибат санньяси и для их учеников-брахмачари. В Таиланде это же называют ват. Ангкор-ват. [Ват и] матх — похожие слова.

#00:02:53#

Когда его Божественная Милость Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал в Нью-Йорк, сначала он думал, что откроет там матх, и что там будут жить санньяси и брахмачари. Но, приехав туда, он увидел, что в Америке положение вещей очень сильно отличается от [положения вещей в] Индии. Например, давая лекцию, он мог сказать так: «Мы все видели изображение Кришны на плакатах, на календарях и так далее». И ответом ему — полная тишина. На записи слышно, как Прабхупада так комментирует это: «Оооууу!» Он понял, что эти люди никогда не видели изображение Кришны. Они понятия не имеют, о чем он говорит. И тогда он открыл «департамент искусств», «художественный департамент», и они создавали различные изображения Кришны, Нанды, Яшоды, гопов, гопи и так далее.

#00:04:48#

Мы знаем, что все эти изображения — это творения художника. То есть то, что существует в воображении художника; это художественное выражение того, что живет в воображении художника. И кто-то однажды спросил Прабхупаду: «Скажите, а Кришна, правда, вот так вот выглядит?» Прабхупада ответил: «Не совсем, но, когда вы Его увидите, вы узнаете».

#00:05:30#

Он увидел, что часто мальчики приходят вместе с девочками на его лекции. В Индии общество устроено иначе. Там девочка никогда не может куда-то отправиться одна без кого-то, кто ее опекает. Этот опекун может быть ее мужем, ее отцом, ее сыном, ее братом, ее дядей, но всегда рядом с девушкой находится кто-то, кто ее защищает. В Индии обычно женщины не присоединяются к ашрамам, к храмовой жизни до тех пор, пока не вступили в позднюю стадию своей жизни. То есть, когда у них уже была семья, уже взрослые дети, тогда они, отойдя от дел, могут начать жить в ашраме. Но в Америке культура была другая. Там девушка может отправиться куда ей угодно сама по себе.

#00:07:04#

Мы не говорим здесь, что лучше, что хуже, но говорим о том, что [это] разные культуры. И он увидел, что к нему приходят на программу девушки возраста двадцати двух лет, и они хотят присоединиться к нему. Что он должен был им сказать? Сказать: «Нет, нет, это место только для санньяси и брахмачари, а вы идите домой»? Итак, он дал возможность присоединиться и юным женщинам, девушкам, которые хотели вступить в миссию.

#00:07:46#

Некоторые из духовных братьев Шрилы Прабхупады в Индии начали рассказывать всем, что Прабхупада отклонился. Они говорили: «Он разрешает не состоящим в браке юношам и девушкам свободно общаться». Правда? Но Прабхупада не разрешал не состоящим в браке юношам и девушкам свободно общаться. Юноши жили в одном месте как брахмачари, девушки жили в другом месте как брахмачарини, и если они хотели стать семейными людьми, жениться, выйти замуж, то они могли это сделать, но после этого им в большинстве случаев требовалось жить за пределами ашрама. Но в семидесятых годах бо́льшая часть руководителей храмов, президентов храмов, были семейные пары, президент и его жена, и все брахмачари действовали под их руководством.

#00:09:31#

Например, в Гаудия Матхе еще в прежние времена, хотя в Матхе было очень много санньяси и брахмачари, но секретарем Матха, управляющим, был Кунджа Бабу, семейный человек.

#00:09:53#

йена тена прака̄рен̣а манах̣ кр̣ш̣н̣е нивеш́айет[1]

Нарада говорит, что ачарья придумывает различные способы, методы, как можно донести сознание Кришны до других.

#00:10:38#

Когда Шрила Сарасвати Тхакур отправился во Вриндаван, сам он был одет в шафрановые традиционные [монашеские] одежды, однако люди, которые были вместе с ним, его ученики и последователи — их он одел с головы до ног в черные одеяния, очень похожие на одеяния католических священников. И были люди в Индии, которые отвергли это и не пускали в свои храмы, даже бросали в них предметы. Но госвамины Радхи-Рамана приняли их. И те, кто отвергал их, иногда показывали цитату из «Чайтанья-чаритамриты», где Санатана Госвами говорит, что этот цвет не подходит для вайшнава. Почему? Потому что он указывает на варнашраму, ведь эти представления о брахмачари, о грихастхе, ванапрастхе, санньяси — это представления системы варнашрамы, а значит, это материализм. Быть может, варнашрама — одно из лучших проявлений материализма, но вайшнавы — они тригунатита, они за пределами любых качеств материи.

#00:12:32#

Так зачем же тогда санньяси носят шафран, который обычно связан с варнашрамой? Они делают шаг вниз со своего подлинного положения.

#00:12:45#

Так или иначе, было много разных аргументов со ссылками на писания, но Шрила Гуру Махарадж объяснил это иначе. Сарасвати Тхакур любил говорить, что киртан означает сражение, сражение Кришна-концепции с майическими, ложными концепциями.

#00:13:22#

Шрила Гуру Махарадж иногда приводил в качестве примера историю из австро-венгерской войны[2], когда они уже побеждали Францию, но внезапно сменилась волна на противоположную, и из победителей они превратились в проигравших. И тогда король позвал своих генералов и сказал:

— Почему мы вдруг стали проигрывать в сражении?

На что они ему отчитались так:

— На французской стороне появился новый генерал. Его зовут Наполеон. Так вот он не умеет сражаться.

Король переспросил:

— Так, так. Вы говорите, что мы проигрываем этому генералу, потому что он не умеет сражаться?

— Да, да, именно так.

— Объясните!

И они сказали:

— Ну, есть определенные правила, тактика ведения войны, определенные формации, в каком порядке действовать, и вся армия умеет правильно это делать.

#00:15:06#

И обычно их тактика такова, традиционная тактика, — атаковать самое слабое место противника, а оттуда расширять свою зону влияния, но Наполеон действовал противоположно. Он атаковал самое сильное место противника и заставлял все силы противника сдаться.

#00:15:35#

Шрила Шридхар Махарадж объяснял также: «Сарасвати Тхакур был заинтересован в проповеди: „Нас интересует проповедь, нас не интересует само по себе перебирание четок“». Не то что: вот у меня целый сундук с четками, и, пожалуйста, помогите мне, мне нужна помощь в их перебирании. Нам нужны «солдаты», «бойцы». Итак, Сарасвати Тхакур был тем самым гениальным генералом, который, глядя на поле битвы, понял, что традиционная стратегия в этом месте не сработает.

#00:16:37#

Как в случае войны между Германией и Советским Союзом один генерал также понял, что «мы не можем по-настоящему защитить наш город, поэтому на какое-то время мы позволим им победить, захватить этот город, на какое-то время». Но он затянул эту медленную отдачу города на три, на четыре, на пять месяцев, и он сделал это не просто так. Дело в том, что немцы рассчитывали, что они все закончат за два месяца и поэтому не взяли с собой зимней одежды, а он растянул это [эту осаду] на четыре, пять, шесть месяцев и дал погоде победить Германию.

#00:17:38#

В каких книжках, в каких инструкциях написано: «Не сражайтесь, а позвольте погоде, позвольте русской зиме победить врага»? «Мы победим вас снегом и льдом!» Как знаете, «что русскому хорошо, то немцу смерть», потому что русские люди могут спокойно пить компот изо льда и питаться корой с деревьев, обойтись без баварских колбасок.

#00:18:33#

В чем суть? В том, что если речь идет о войне, то нельзя мыслить шаблонами, стереотипами. Говорят, что в любом случае в первый день битвы все меняется.

#00:18:59#

Итак, киртан означает сражение, бой, сражение Кришна-концепции с майическими, ложными концепциями, и поэтому мы будем применять современные средства ведения боя.

#00:19:27#

Итак, он [Шрила Сарасвати Тхакур] увидел, что в Индии люди питают уважение к шафрану, но не так уважают людей в белом. Люди особенно уважают санньяси и свами.

#00:19:55#

пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
ма̄тала хари-джана виш̣айа ран̇ге[3]

Тогда он понял, что даже хотя обычно вайшнавы-бабаджи носили одежды белого цвета, но обычные люди не понимали этого, у них не было почтения, не было понимания, какое положение эти люди подлинно занимают. И тогда Сарасвати Тхакур принял следующее решение: «Мы примем от варнашрамы следующие высочайшие элементы, таким образом спустившись на один шаг ниже подлинных духовных идей, для того чтобы, как в известном стихе, служить в более низком положении идеям высшего порядка». И он взял из варнашрамы идею брахманов, с одной стороны, и идею санньяси и также брахмачари, с другой стороны, чтобы применить это в распространении высших идей сознания Кришны.

#00:21:03#

[Есть] две известных фразы Сарасвати Тхакура. Первая — «религия означает занять правильное положение». И, с другой стороны, он говорил: «вайкунтха-вритти», что означает: «очень великодушное распространение, широкие взгляды».

#00:21:34#

Однажды я был со Шрилой [А. Ч. Бхактиведантой Свами] Прабхупадой во Вриндаване и не мог понять, почему гостевой домик, гостиница пустует, и никто там не снимает комнат. Но кто-то сказал: «Потому что мы не разрешаем здесь пить чай». Прабхупада им сказал: «Да вы что! Им можно пить чай, никаких проблем». Тот сказал: «Да, а еще мы не разрешаем курить». Он сказал: «Ну, возьмите одну комнату и сделайте из нее курилку».

#00:22:10#

Все преданные были шокированы, и тогда Прабхупада рассказал знаменитую историю о Шриле Гуру Махарадже и Сарасвати Тхакуре, историю, которая произошла в Бомбее. Сарасвати Тхакур говорил о проповеди в Лондоне: «Мы можем открыть там общежитие для молодежи, и в нем будет доступна для живущих там невегетарианская еда, которую будут к ним приносить из местного ресторана».

#00:22:58#

Шрила Гуру Махарадж, который носил титул Бхаттачарья, брахман по рождению, был шокирован, услышав это, и сказал: «Мне кажется, что если мы разрешим такое, то в итоге наш ашрам будет осквернен». И, кстати, чтобы расставить все точки над «и», просто, чтобы ни у кого не возникло никаких заблуждений по этому поводу, нужно четко расставить все точки над «и». Во-первых, речь шла не об ашраме, речь шла об общежитии для молодежи, об отдельном здании, а во-вторых, речь не шла о том, чтобы готовить невегетарианскую пищу там, но чтобы разрешить ресторану возить туда невегетарианскую пищу для молодежи. В любом случае даже от этого Гуру Махарадж был в шоке, на что Шрила Сарасвати Тхакур сказал ему: «О, нет, ты не понимаешь. Я решил этот вопрос уже десять тысяч лет назад. Это не сиюминутная фантазия. Я принял это решение уже десять тысяч лет назад». Гуру Махарадж говорит: «Это было как удар молнии в сердце». А Сарасвати Тхакур сказал: «Нам необходимо действовать в духе вайкунтха-вритти».

#00:24:49#

…ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ
[4]

Сарасвати Тхакур, кто сам невероятно строг, ослабляет все возможные строгости для того, чтобы позволить другим приблизиться к этому [божественному явлению].

#00:25:22#

Однажды мы смотрели телевизор с Гурудевом, и там показывали эскимосов и их оленьи упряжки. Там показывали, как они, в общем, забивают оленей. И Гурудев, смотря эту передачу, сказал: «Я думаю, мы могли бы давать эскимосам Харинам, поскольку Харинам очень великодушен в раздаче, в распространении». С другой стороны, я до этого видел, как Гурудев отказал в инициации одной бенгальской женщине, потому что она отказалась перестать есть рыбу. Но эскимосам, по словам Гурудева, получается, можно есть такой бургер из оленины. Но если ты не эскимос, то, может быть, и ожидания от тебя будут иными.

#00:26:41#

Шрила Гуру Махарадж говорит, что идея Сарасвати Тхакура такова: «Наша цель невероятно исключительна, очень узка, очень конкретна, но средства для достижения этой цели всеобъемлющие, очень широкие».

#00:27:05#

Но вы можете увидеть, например, что в любой семье родители не относятся в точности одинаково ко всем детям. Они ко всем детям относятся с любовью и нежностью, но все же учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Может быть, один из детей — это ребенок с так называемыми особыми потребностями. Им тоже нужно что-то дать. Таков ведический путь.

#00:28:15#

Гурудев еще иногда цитировал слова из «Ману-самхиты», где сказано: «Поскольку этот материальный мир, где мы живем, в целом это место, где можно, где принято в каком-то смысле употреблять в пищу мясо, заниматься незаконным сексом, азартными играми, принимать одурманивающие вещества». Мы не говорим сейчас о духовном мире, но в этом мире, это происходит только в материальном мире. Так вот в «Ману-самхите» сказано: «Поскольку этот мир таков, то нет большого греха, большого изъяна, если кто-то это делает».

#00:29:13#

С Гурудевом приезжали сюда двое индусов, двое бенгальцев. Все знают, что бенгальцы часто пьют водку. Один индус меня приглашал в свой дом на протяжении одного часа раз двадцать пять, снова и снова: «Ну, будешь в Индии, заезжай ко мне домой, угощу, будет хорошо!»

[Открывается или закрывается алтарь, Шрила Госвами Махарадж прославляет Божеств: «Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:29:50#

Когда Гурудев услышал о подобном, тогда он сказал кое-что. Известно, что после смерти все предстают перед Ямараджем, богом смерти, богом правосудия, и у него есть помощник — летописец Читрагупта. Шрила Говинда Махарадж известен как трансцендентный юморист. И Гурудев тогда сказал: «Если кто-то предстает перед Ямараджем, и Ямарадж спрашивает у Читрагупты: „Есть ли какие-то документы на эту душу, на этого человека?“ И если выясняется, что человек при жизни был в России, но не пил водки, то такого человека сразу в ад».

#00:31:00#

Есть такое высказывание: «Водка — это не что иное как вода с характером». Но мы здесь не выступаем ни за водку, ни против. Кстати, Финляндия здесь рядом. Я сделал однажды рекламу по мотивам финляндской водки «Абсолют». Как-нибудь надо будет в Финляндию съездить, когда они протрезвеют. Итак, у них есть определенная реклама, рекламируют водку «Абсолют», но мне нравится слово «Абсолют»: Абсолютная Истина, Абсолютная Личность Бога, сладостный Абсолют, ну все такое.

#00:32:26#

В этой рекламной кампании они, хозяева водки «Абсолют», делают множество разных региональных модификаций этой рекламы: водка «Абсолют — Москва», водка «Абсолют — Санкт-Петербург», «Абсолют — Нью-Йорк» и прочие города, разные версии. Итак, я подумал: «Почему бы мне не сделать свою собственную версию рекламы водки „Абсолют?“» Хотел бы я, чтобы здесь был сейчас какой-нибудь монитор или проектор, чтобы показать здесь этот кадр. Я сделал подобный кадр, подобное изображение (мы только что смотрели на него), там написано: «Абсолютный нектар из страны Голоки». Я думаю, когда-нибудь в нашем магазине мы будем продавать именно такие бутылки, но только с водой. Это будет скромная вода без «задиристого» характера.

#00:33:29#

расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣…[5]

Кришна говорит в Бхагавад-гите Арджуне: «Я есть вкус воды, Я есть качества воды». И здесь важно соблюдение очень деликатного, очень тонкого баланса, поскольку существует опасность, что если вы будете либеральны неправильным образом, великодушны ложным образом, то тогда вы можете потерять качества субстанции, самого главного.

#00:34:53#

Кто-то может взять Бхагавад-гиту и сказать: «Ну, Бхагавад-гиту мы просто называем „Песнь Бога“, потому что люди не понимают иностранных слов „Бхагавад-гита“». Хотя, впрочем, название «Бхагавад-гита» и так достаточно известно, но некоторые люди все равно излагали Бхагавад-гиту под заголовком «Песнь Бога». Но на самом деле Бхагавад-гита, Бхагаван — это нечто большее, чем Бог. Бог — это очень общее представление.

#00:35:39#

В иудео-христианском мышлении есть это представление о Боге, Бог — мужское начало. Конечно, есть мать Мария, мать Бога, но как насчет Бога-Отца? Есть ли у Него жена, любовница, подруга, хоть кто-нибудь? На это нет ответа.

#00:36:29#

Но Бхагаван — это нечто большее, чем просто Бог. Бхагаван подразумевает шакти и шактимана. Это и Владыка энергии [шактиман], и энергия [шакти], и мужское, и женское [начала] вместе. Это абсолютное женское, абсолютное мужское, и Они любят друг друга. Это одна из самых разумных мыслей, которую вы когда-либо услышите. Как мы можем думать, что Первоисточник всего, и мужского, и женского, сам бесполый?! Это одна из самых смехотворных идей, что я когда-либо слышал. И если кто-то говорит: «У меня больше научных степеней, чем в математическом выражении. Я очень ученый, и мы вам заявляем…» Но это все полная чепуха.

#00:37:47#

Я как-то рассказывал, [что] однажды мне довелось лететь из Пекина в Нью-Йорк, и рядом со мной в самолете сидел один из ведущих специалистов по компьютерным наукам, информатике на Земле, и [мы] смотрели вместе с ним фильм в самолете «Безумный гонщик». Это комедия, очень смешная комедия. Она на китайском, но мне все равно было смешно. Она настолько смешная, что, даже не понимая языка, ты [все равно] смеешься. Он заметил это и стал объяснять мне, что именно они там говорят. С [его] объяснениями [стало] еще смешнее.

#00:38:40#

Я спросил его:

— А чем вы занимаетесь?

Он ответил:

— Я учитель.

— А где?

— В университете.

— А в котором?

Он очень скромный, и он ответил:

— Ну, один из крупнейших университетов в Соединенных Штатах.

Он так и не хотел называть. И я сказал:

— Но который все-таки?

#00:39:22#

Я сейчас не хочу называть конкретные данные, но он мне тогда открыл это название. Скажем так, это одна из ведущих научных школ в области информатики в Америке, и он в этом вузе, в этом университете, преподает для аспирантов курс очень продвинутых компьютерных наук. Я ему сказал:

— Вот именно вас-то я и искал! Должно быть, именно поэтому вас посадили на это кресло рядом со мной. Могу ли я задать вам пару вопросов?

Он сказал:

— Конечно.

#00:41:01#

И сегодня прям слово лекции — «абсолют». Кстати, можно не только «абсолютный нектар» продавать, но «абсолютную убежденность», можно продавать разные виды воды. Но возвратимся к той истории. Я сказал ему:

— Скажите, пожалуйста, можете ли вы, будучи очень продвинутым специалистом, ученым до мозга костей, который знает все возможные современные теории, новейшие достижения, которые мы даже не в состоянии понять в нашем нынешнем состоянии, простые смертные, вот вы, зная все это, можете ли вы утверждать с абсолютной убежденностью, что первоисточник всех ароматов, запахов сам лишен обоняния?

#00:41:50#

И он сказал:

— Придерживаясь вашей формулировки, вы очень осторожно сформулировали: «Могу ли я утверждать с абсолютной убежденностью?». Вы правы, я не могу утверждать этого с абсолютной убежденностью.

Я сказал:

— Тогда задавать вам второй вопрос мне уже не требуется. Вы только что широко распахнули двери для теистической культуры, потому что те же самые вопросы я могу задать касательно вашего зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Вы только что открыли дверь для представления о личности Бога, что Первоисточник всего — это личность, и Он способен видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать. Он абсолютно прекрасен и способен обмениваться чувствами любви.

Мы все ищем эту абсолютную личность в людях этого мира, в местах и обстоятельствах этого мира и поэтому неизбежно приходим к разочарованию и становимся в итоге горькими циниками.

#00:43:57#

Я как-то уже рассказывал, [что] у Эйнштейна была подруга или любовница. Я не знаю, сколько их было, но об одной говорит история. Он жил тогда в Принстоне. Это еще один престижный университет в Америке, в Нью-Джерси. Его подруга тогда предложила Эйнштейну:

— Тебе нужно купить записную книжку, чтобы ты все свои великие идеи записывал в записную книжку.

На что он ответил:

— Мне не нужна записная книжка. Идея у меня всего одна, и я думаю об этой одной идее снова и снова.

В этом смысле Эйнштейн был упанишадическим философом.

#00:44:58#

йасмин виджн̃а̄те…

…джн̃а̄там…

…йасмин виджн̃а̄те джн̃а̄там…

…джн̃а̄там бхавати…

…сарвам эвам джн̃а̄там… виджн̃а̄там бхавати[6]

Потому что Упанишады говорят: «Стремитесь познать то одно, познав что, познаете все». Это Бог, это Кришна.

#00:45:31#

йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇ манйате на̄дхикам̇ татах̣…[7]

В Бхагавад-гите есть так называемая шлока-самадхи. Там сказано: «Когда ты обретешь это, ты почувствуешь, что ты обрел все, потому что ты и правда обрел все». Кришна принадлежит преданным, поэтому у Него такие имена, как Яшоданандан или Нанданандан, или Партха-саратхи[8]. Он принадлежит [Своим преданным] сначала и до конца. Все права, все копирайты, все торговые марки принадлежат кришна-бхактам, преданным Кришны.

#00:46:25#

Поэтому мы говорим: «Харе Кришна!» Почему Харе стоит перед Кришной? Почему мы не отправляемся к Кришне напрямую? Как кто-то мог бы сказать: «Я обхожусь без Харе, я обращаюсь к Кришне напрямую». Тогда ты... в этом случае ты был бы лжецом, глупцом, который ничего не смыслит в преданности, потому что по-настоящему Кришну можно обрести только через преданного [Кришны]. И даже если бы вы обратились к Кришне напрямую, вы никогда не получили бы Кришны больше или более глубокого качества, нежели тот Кришна, которого вы получите через Шримати Радхарани.

#00:47:30#

Кришну называю Макханчор[9]. Он ворует масло, йогурт, разные молочные продукты. Вишванатх Чакраварти Тхакур в своих комментариях к десятой песни [«Шримад-Бхагаватам»] описывает ту историю, как Кришна однажды оказался в доме во Вриндаване, пришел туда воровать масло, йогурт, но так случилось, что у них почему-то не оказалось молочных продуктов. И тогда Кришна собрал всю эту семью, всех обитателей этого дома, и сказал им очень серьезно: «Так, завтра Я вернусь и лучше, чтоб у вас было и масло, и йогурт, иначе Я сожгу ваш дом дотла и убью всех, кто в нем [находится]». И по дороге, выходя из дверей, он поцарапал младенца. Ребенок начал вопить, и они заговорили: «Да, до завтра нам нужно найти йогурт для Гопала».

#00:49:13#

Иногда обитатели Вриндавана жалуются матушке Яшоде на ее сына Кришну, говоря: «Твой сын Гопал иногда приходит к нам и то разбивает горшки с маслом, все портит, то отвязывает телят и коров, что они выпивают все молоко у коровы за ночь. Все залито молоком, а нам молока никакого не достается. Иногда Он все разбивает, Он ведет себя просто несносно». Но они не просто жалуются, они поют эти жалобы. Эти жалобы суть божественные песни.

#00:49:47#

ванде нанда-враджа-стрӣн̣а̄м̇ па̄да-рен̣ум абхӣкш̣н̣аш́ах̣
йа̄са̄м̇ хари-катходгӣтам̇ пуна̄ти бхувана-трайам[10]

Когда они поют эти жалобы на Гопала, то этими звуками они очищают вселенную. А Яшода поет им в ответ, она говорит: «Ну, почему бы вам не оставлять на столе йогурт? Он приходит к вам домой, видит на столе йогурт, берет его, съедает и уходит — проблема решена». А они отвечают: «Дело то не в том, что Ему нравится йогурт. Ему нравится воровать».

#00:51:15#

Итак, у Кришны множество имен: Макханчор, Гопал, Гопи-вастра-хари, Читта-хари, Кширачор, Гопинатх[11] и множество других, которые говорят о том, что Кришна ворует, ворует сердца преданных, ворует сладкий рис, молочные продукты и прочее. Но Шримати Радхарани одна способна украсть ни что-то [внешнее], а сердце Кришны.

#00:51:48#

Иногда Кришна настолько растерян, не в Себе в присутствии непревзойденной красоты Шримати Радхарани, что даже флейта падает у Него из рук. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» описывает историю, как однажды Кришна был настолько смущен красотой Шримати Радхарани, что, не понимая, что Он делает, пошел и начал доить не корову, а быка. Не пытайтесь повторить этот фокус, ребята!

#00:52:40#

Они иногда играют в игры, что-то вроде шахмат, только бесконечно интереснее и сложнее. Радхарани и Ее подруги с одной стороны, а Кришна и Мадхумангал (это его друг-брамин, в переводе на современный язык такой хакер) — с другой стороны. Кришна и Мадхумангал в какой-то момент понимают, что они рискуют сейчас проиграть, и тогда Радхарани говорит, обращаясь к Кришне, всезнающему, всеведущему Господу: «Чтобы играть в эту игру, нужны мозги!» Как можно такое говорить всезнающему, всеведущему Богу? Но Кришна признается: «Когда Она ругает Меня, эта ругань для Меня слаще, чем самые великие славословия Вед». Таков Господь Кришна, и настолько возвышенны преданные Кришны! И этот центр является проявлением этой любви Кришны и Его преданных.

#00:54:40#

Шрила Сарасвати Тхакур выделил из всех идей Бхактивинода Тхакура один ключевой момент, на котором основал все свое движение, что самое главное — это общение. И этот центр, находящийся под руководством Виджая Рамана Прабху и Авадхута Махараджа, является центром севы и санги, то есть здесь вы можете получить возможность служения и [духовного] общения.

#00:55:29#

Мы последователи радха-дасьям. Сама Радхарани хочет дать каждому шанс послужить Кришне, поэтому примените свои способности. Будете ли вы использовать свои слова, свое тело, свой ум, свои деньги, свои ресурсы — не важно; важно посвятить все, что у вас есть, все, что вы можете, служению лотосоподобным стопам Шри Шри Гуру-Гауранги Радхи-Мадхавы.

#00:56:21#

Иногда люди говорят: «А зачем Богу хоть что-то давать? У Него и так все есть! Чего я буду давать?» Но это ради вашего блага. Это не то, что Кришна говорит: «Так, у Меня сейчас нехватка листьев, плодов, воды, цветов. Срочно давайте побольше!» Кармическая энергия, ваши ресурсы будут связывать вас в этом мире, будут держать вас пленниками, поэтому Кришна дает вам шанс взять какую-то часть кармически накопленного капитала своей энергии и отдать Ему. Это благо для вас.

#00:57:27#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате
[12]

Он и так полон и совершенен, Он ни в чем не нуждается. И, может быть, удачная аналогия, чтобы помочь нам понять, что такое полная [качеств и совершенств] личность Бога, — это математическое понятие нуля. Речь идет не о философском нуле, а о математическом. Бог совершенен и полон. Он ни в чем не нуждается, Он экстаз собственной персоной, Он и так счастлив. Не то, что Он делает что-то, чтобы стать счастливым. Он уже и есть счастье собственной персоной. И при всем при этом, если хоть капля любви к Нему появляется в сердце крохотной души, живого существа,

#00:58:47#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа[13],

тогда Кришна становится слугой, Он становится зависим от этой крошечной души. Он сам говорит об этом такими словами: «Когда в сердце души, крошечной души, появляется даже капля любви ко Мне, тогда как будто бы Я, хоть Я высший независимый, свободный, становлюсь зависим от этой любви». Означает ли это, что Он утратил Свое положение? Нет. Как ноль плюс ноль равно ноль. Ноль плюс пятьсот нулей равно нулю. Ноль минус ноль... Отберите у нуля ноль — все равно ноль. Ноль умножить на ноль равно нулю. Ноль поделить на ноль равно нулю. Даже миллиард нулей равны нулю, пять нулей равны нулю. Один ноль — ноль. Триллион, биллион, квадриллион, все что угодно — ноль.

#01:00:26#

Вот каков Кришна! Он совершенен и полон. Он может распространить Себя в миллион Кришн, а может разделить Себя в несчетное число крошечных живых существ. Как ни умножай, ни складывай, ни дели, ни вычитай — все равно Он всегда полон и продолжает расти. Больше и больше, и больше душ; больше и больше, и больше экстаза, но Он все равно остается совершенным целым.

#01:01:28#

Этот центр был создан для того, чтобы дать нам возможность обрести соприкосновение и дать возможность послужить этому Верховному Господу — Шри Шри Гуру-Гауранге Радхе-Мадхаве-Сундарджиу. Ки джай! Харе Кришна!

#01:01:43#

Шачи Сута Прабху: Джай Шрила Бхакти Cудхир Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.4.

[2] Имеется в виду один из военных конфликтов между Францией, Австрийской империей и другими европейскими государствами на протяжении с 1792 года по 1815 год. Всего против Франции европейскими государствами было выдвинуто восемь коалиций. Но, поскольку Наполеон Бонапарт проявил себя впервые как талантливый полководец именно во время войны Первой коалиции, то, по всей видимости, имеется в виду именно она. Наполеон проявил себя в битве при Тулоне в 1793 году, когда вторжение войск коалиции на территорию Франции уже было отбито и французские войска вторглись в Испанию, Сардинское королевство и в западные германские государства.

[3] «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (девиз Гаудия Матха, написанный Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром).

[4] «Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца» (пранама-мантра Шриле Сарасвати Тхакуру, написанная Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем). Стих полностью и его альтернативный перевод: никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ, вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ / ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ, виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ — «Послание Шри Бхактисиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Так пусть же это послание вечно играет в наших сердцах».

[5] «О сын Кунти! Я вкус воды, свет солнца и луны...» Стих полностью: расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣ / пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у — «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).

[6] Йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам виджн̃а̄там бхавати / йасмин пра̄пте сарвам идам̇ пра̄птам̇ бхавати — «Познав То [сферу духовного], познаешь все; достигнув Того [Всевышнего], достигаешь всего» («Мундака-упанишад», 1.3).

[7] «[Постигнув духовную истину], он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее». Стих полностью: йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇, манйате на̄дхикам̇ татах̣ / йасмин стхито на дух̣кхена, гурун̣а̄пи вича̄лйате — «Обретя это [безграничное духовное счастье], он считает, что нет большего достижения. Утвердившись в этом положении, он никогда не утратит самообладания, даже сталкиваясь с великими испытаниями» (Бхагавад-гита, 6.22).

[8] Яшоданандан — сын Яшоды. Нанданандан — сын Нанды Махараджа. Партха-саратхи — колесничий, возничий Партхи, Арджуны.

[9] Макханчор — воришка масла.

[10] «Я неоднократно выражал свое почтение пыли со стоп пастушек из деревни Нанды Махараджа. Когда эти гопи громко воспевают славу Шри Кришны, эта вибрация очищает все три мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.63).

[11] Гопал — Кришна как ребенок-пастушок. Гопи-вастра-хари — воришка одежд гопи. Читта-хари — тот, кто является самым искусным в похищении сердец. Кширачор — тот, кто украл горшок сладкого риса. Гопинатх — повелитель гопи.

[12] «Верховный Господь, Верховная Личность Бога всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного Целого, также обладает полнотой. И, как полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).

[13] «Я всецело нахожусь во власти Моих преданных. На самом деле у Меня нет независимости». Стих полностью: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования