«Духовные братья». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 90-е годы XX-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 35.42M)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовные братья

(90-е годы XX-го столетия, Навадвипа Дхама, Индия)

 

Преданный: До сих пор для нашей западной публики вы были представлены как Шрила Говинда Махарадж — самый близкий помощник Его Божественной Милости Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Кто более квалифицирован, нежели вы сами, рассказать о себе, о Шриле Прабхупаде, о Шриле Шридхаре Дев-Госвами Махарадже? Поскольку вы были свидетелем их взаимоотношений, были связаны с ними, а также обрели великую удачу быть их спутником, помощником. Первое, что я хотел бы спросить: как давно вы присоединились к Гаудия-миссии? Каким образом вы присоединились к ней и обрели общество и прибежище Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Прабхупады?

#00:01:44#

Шрила Говинда Махарадж: Я присоединился к Шри Чайтанья Сарасват Матху — ветке последователей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, — основанном Шрилой Гуру Махаражем, когда мне было шестнадцать или семнадцать лет. Благодаря огромной удаче я пришел в 1946 году в Навадвип. В то время я очень интересовался… На самом деле с самого детства [я интересовался духовностью]. Я родился в вайшнавской, брахманской семье. Они были не чистыми вайшнавами, но, тем не менее, назывались вайшнавами. Мой отец был певцом: он пел о Радхе, о Кришне и о Махапрабху.

#00:03:04#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

То, что описывается в этой шлоке: думаю, у меня есть подобная удача. Я встретился с Ом Вишнупадом Шрилой Шридхаром Госвами Махараджем. Через три месяца после того, как я присоединился к Шри Чайтанья Сарасват Матху, я отправился в Пури, а из Пури вместе со Шридхаром Махараджем я отправился в Калькутту. И в то время я встретился со Шрилой Прабхупадой.

#00:04:09#

В то время его имя было Абхай Чаран Де. Он поддерживал близкие отношения со Шрилой Шридхаром Махараджем. У него был дом в Калькутте. Шрила Шридхар Махарадж был его другом. В то время Шрила Прабхупада (Абхай Чаран Де, Бхактиведанта Прабху) лишь недавно приобрел тот дом, и огромное количество квалифицированных санньяси, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, последователей Гаудия Матха, посещало их. Но также было и много трудностей.

#00:05:18#

А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж попросил Шридхара Махараджа: «Пожалуйста, приезжай и живи у меня в доме. Я бы был очень рад услышать «Веданту», «Бхагаватам» от тебя, а также другую вайшнавскую литературу». Бхактиведанта Свами был очень учен и уважаем. Шрила Шридхар Махарадж жил в его доме, когда принял его приглашение (я не помню всех деталей), но то была лаборатория. Сначала она располагалась в Аллахабаде, но Шрила Прабхупада перевез лабораторию из Аллахабада. К сожалению, у меня не очень хороший английский — и в этом моя трудность.

#00:07:24#

Преданный: Можно вопрос? Значит, вы были в Гаудия-миссии?..

Шрила Говинда Махарадж: Не в Гаудия-миссии. Это был Шри Чайтанья Сарасват Матх. В то время было очень много волнений.

Преданный: Вы говорите, что присоединились в 46-м?

Шрила Говинда Махарадж: Да, в 1946-м. За пять лет до этого все уважаемые санньяси, все уважаемые личности Сарасват Матха проповедовали по всей Индии под руководством, под наставничеством Шрилы Шридхара Махараджа.

Преданный: Шридхар Махарадж тогда возглавлял Гаудия-миссию в Гаудия Матхе?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, но под его руководством такие санньяси, как Мадхав Махарадж, Хаягрива Прабху, Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Кешава Махарадж, Шрила Госвами Махарадж, Шрила Мадхусудан Махарадж, Парамахамса Махарадж [проповедовали].

#00:09:09#

Парамахамса Махарадж раньше был Параманандой Брахмачари. Он был менеджером Матха, а также начальником «Бхагават-пресс», руководителем Гаудия-миссии Чайтанья Матха. Госвами Махарадж проповедовал на Западе. Они все действовали под руководством Шрилы Шридхара Махараджа. Они проповедовали по отдельности. Я слышал, как Джаджавар Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж основали Матх в Меднапуре, «Девананда Гаудия Матх». В то время Шрила Шридхар Махарадж был президентом Девананда Гаудия Матха. Кешава Махарадж принял санньясу от Шрилы Шридхара Махараджа. Шридхар Махарадж позже ушел из Девананда Гаудия Матха. Шрила Шридхар Махарадж сам по себе пришел и основал Шри Чайтанья Сарасват Матх здесь, в Навадвипе.

#00:10:53#

Преданный: Мы слышали, что в то время он уже пришел с вами.

Шрила Говинда Махарадж: Нет, в то время было лишь два брахмачари, ученика Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: Атада Бхутабеш(?) Прабху и Нрисимхананда Прабху. Они присоединились к нему, а также несколько учеников Шрилы Бхактисиддханты Тхакура пришли сюда позже и присоединились к Шриле Махараджу.

#00:11:23#

Преданный: А как вы присоединились к Шридхару Махараджу?

Шрила Говинда Махарадж: Это была низошедшая на меня милость. В то время я проходил стажировку на врача в месте, что находится в восьми милях отсюда. Многие брахмачари из Чайтанья Сарасват Матха бывали там. Они проповедовали в Нанда-гхате, а я работал там в госпитале. Когда я выполнял свои обязанности, я приходил в гхат, играл в футбол и другие игры.

#00:12:31#

Однажды я заметил собрание, которое проходило там. Вы знаете историю Бирхамбира Раджи, Шриниваса Ачарьи? Бирхамбир был царем дакоитов. Он очень любил «Шримад-Бхагаватам». Шринивас Ачарья, Шьямананда Прабху и Нароттам Прабху пришли из Вриндавана, принеся с собой книги Госвами, в ту местность, где правил Бирхамбир. Знаете об этом? В детстве я изучал истории про Шриниваса Ачарью. Он был невероятно сияющей личностью. Когда на Нанда-гхате я увидел это собрание, один из брахмачари Шрилы Шридхара Махараджа проповедовал. Увидя его, я подумал: это Шринивас Ачарья. Он был точь-в-точь такой, каким мне представлялся Шринивас Ачарья.

#00:14:49#

Когда я пообщался с этими вайшнавами, они рассказали мне, что богатство ничего не стоит, что этот мир ничего не стоит, что ум не внушает никакого доверия и уважения, что все это временно. Даже родители не вечны — все смертно в этом мире. Поэтому нужно стремиться к сознанию Кришны. Что-то я слышал уже с детства, что-то услышал от этих брахмачари, которые выглядели бесподобно и постоянно воспевали Харе Кришна. Поэтому ночью я сбежал, и это был день Нрисимха-чатурдаши. Когда я пришел сюда, я увидел Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Шридхара Махараджа, воспевающего мантру на этой же самой веранде.

#00:16:33#

Преданный: Недавно вы рассказывали мне удивительные истории про себя и про нашего Шрилу Прабхупаду. О том, как он учил вас некоторым шлокам. Не могли бы вы рассказать эти истории?

Шрила Говинда Махарадж: В то время я был мило выглядящим мальчиком — Шрила Бабаджи Махарадж так сказал Гуру Махараджу.

Преданный: Шридхар Махарадж говорил, что Кришнадас Бабаджи сказал, увидев вас, чтобы о вас очень хорошо позаботились, потому что вы будете служить ему очень особенным образом.

#00:17:28#

Шрила Говинда Махарадж: Свами Махараджу я очень нравился, поэтому он пришел, чтобы обучать меня. Свами Махарадж постоянно хотел проповедовать. Он хотел учить. В то время меня звали Гауренду Брахмачари. Свами Махарадж относился ко мне, как к сыну. К своему сыну Матхуре он относился точно так же, как ко мне. Шрила Шридхар Махарадж тоже очень любил меня. И также все вайшнавы питали ко мне теплые чувства. Его нежность и забота очень сильно отражались на мне.

Шрила Прабхупада переводил Бхагавад-гиту в то время. Это было в 46-47-м годах. Он переводил Бхагавад-гиту каждый день с 8:30 до 9–10, а также в ночное время. Каждый день он говорил мне: «Гауренду, смотри! Вот перевод, который я сделал, а ты иди и читай его!» Он давал мне свои заметки, и мы устраивали урок.

#00:19:47#

Преданный: Значит, каждый день он давал вам одну шлоку?

Шрила Говинда Махарадж: Да, каждый день хотя бы одну шлоку, максимум две, три, может быть, четыре.

Преданный: Вы приходили есть с ним пури?

Шрила Говинда Махарадж: Нет.

Преданный: Может, иногда?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. А, вы говорите про пури, лучи? Да, Свами Махарадж каждый день ел лучи, четыре или шесть штук, с жареной алу бхаджи.

Преданный: Как та, что мы почитали этим утром?

Шрила Говинда Махарадж: Да, очень вкусные, приготовленные на очень хорошем гхи. Также мы принимали мури. Свами Махарадж сказал нам, что не стоит есть мури. Мури — это просто обманка для желудка, в нем нет никакой пищевой ценности. Лучи или что-нибудь еще вы можете принимать, но не мури. Ему очень нравились пакоры, лучи, алу бхаджи. Вы пробовали?

Преданный: Да, очень вкусные! Особенно этим утром были превосходны.

Шрила Говинда Махарадж: Также он угощал меня лучи.

Преданный: А также он давал вам уроки по Бхагавад-гите?

#00:21:58#

Шрила Говинда Махарадж: Да. В то время он по максимуму рассказывал мне «Чайтанья-чаритамриту» и Бхагавад-гиту. Бхактиведанте Свами очень нравилась «Чайтанья-чаритамрита» и Бхагавад-гита, и он уделял им большое внимание. И так происходило каждый день. Когда Шрила Шридхар Махарадж был в доме Бхактиведанты Свами, они по четыре, пять, шесть часов обсуждали майяваду, вайшнавскую концепцию. Со Шрилой Шридхаром Махараджем Бхактиведанта Свами обсуждал такие материи. Практически каждый день, когда они встречались, я слышал их крики: «Майявада

#00:23:18#

Преданный: Они обсуждали положения майявады и как их победить?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Шрила Свами Махарадж всегда хотел взять Шрилу Шридхара Махараджа с собой на проповедь. Шрила Свами Махарадж в то время сделал следующее: он сказал, что если есть храм, в котором прекращено поклонение, то он готов принять этот храм для того, чтобы совершать поклонение. Три или четыре ответа пришло от храмов, где нужно было проводить поклонение и проповедовать.

#00:24:11#

Преданный: Значит, Свами Махарадж повесил объявление, что он готов пойти в храм и проповедовать? И пришли приглашения?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Три или четыре приглашения пришло, и мы отправились в те храмы. Один из них был в Калькутте. Мы провели там проповедническую программу. Там был Свами Махарадж, одетый в белые одежды, как женатый человек. Мы были брахмачари в шафране. Испокон веков в Индии уважают шафрановые одежды. Мы были слугами Абхая Бабу, Шрилы Гуру Махараджа и нашей сампрадаи. Ради проповеди нашей сампрадаи Свами Махарадж играл на мриданге, другие брахмачари воспевали и читали писания.

#00:25:32#

Преданный: Шридхар Махарадж тогда не был с вами?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Иногда Шридхар Махарадж приезжал дать лекцию. Свами Махарадж был очень доволен в такие моменты. Он испытывал очень большое счастье, когда Гуру Махарадж ездил со Свами Махараджем. Свами Махарадж всегда стремился к общению с сильными, выдающимися лидерами: премьер-министром Бенгалии, выдающимися лидерами Индии. Он хотел общаться с ними и победить их.

#00:27:08#

Однажды Ганди-джи был в Пакистане, когда там были большие волнения. Бхактиведанта Свами сказал: «Сейчас Ганди-джи рядом с нами. Мы должны пойти и обратить его в сознание Кришны. Мы должны!» Таково было его желание проповедовать. Когда в его кармане были некоторые деньги, он хотел пустить это все на проповедь сознания Кришны. Он начал издавать журнал «Обратно к Богу» в 1944 году. После того, как я присоединился к миссии, я распространял этот журнал, а также подписки к нему. И их было огромное количество, надо сказать. В то время журнал «Обратно к Богу» был даже не ежемесячным. Когда у Свами Махараджа появлялись деньги, он тратил их, следуя своему желанию проповедовать.

#00:29:21#

Преданный: Сейчас существует некоторое противоречие [во взглядах] на отношения Шрилы Прабхупады со Шрилой Шридхаром Махараджем. Многие люди говорят разные вещи. Кто-то говорит, что между ними не было связи, не было каких-то особенных отношений. Может быть, вы выскажите свое мнение об их отношениях?

Шрила Говинда Махарадж: Все они знают, но пытаются провести Свами Махараджа. С самого детства я видел, что Свами Махарадж всегда сотрудничал со Шрилой Шридхаром Махараджем. Когда Шрила Шридхар Махарадж не хотел давать инициации, посвящения, в то время Свами Махарадж отправил к нему свою сестру Пишиму, чтобы она приняла Харинам от Шрилы Шридхара Махараджа. Если бы у Шрилы Свами Махараджа не было никакой особой связи со Шрилой Шридхаром Махараджем, тогда с какой стати он пригласил его к себе в свой дом? И на Шрилу Шридхара Махараджа это не похоже. Очень многие Махараджи его приглашали. Но Бхактиведанта Свами пригласил Шрилу Шридхара Махараджа остановиться у себя дома. Почему он так много раз приезжал к Шриле Шридхару Махараджу в его Матх? Так много трудностей было, и всегда Бхактиведанта Свами приходил к Шриле Шридхару Махараджу.

#00:32:06#

Когда он уехал в Америку для проповеди, даже в то время он постоянно переписывался со Шрилой Шридхаром Махараджем. А когда он вернулся из Америки в Индию, лишь только Шридхар Махарадж устроил ему торжественную встречу, большой праздник встречи в Навадвипе. Он всегда уважал Свами Махараджа. Да, это было в 1969 году. После окончания каждого мирового тура он приходил к Шриле Шридхару Махараджу, бывало даже по несколько раз. Когда Шрила Свами Махарадж возвращался с Запада, то первым делом он отправлялся повидаться со Шрилой Шридхаром Махараджем. У меня также сохранились некоторые письма Свами Махараджа.

#00:33:48#

Преданный: Могла ли быть между ними [тесная] связь?

Шрила Говинда Махарадж: Да, у них были отличные отношения.

Преданный: Были ли у них особые отношения? Например, говорят, что Шрила Свами Прабхупада принял Шрилу Шридхара Махараджа как своего шикша-гуру.

Шрила Говинда Махарадж: Шикша-гуру. Вайшнавы и особенно Свами Махарадж говорили, что храмы ИСККОН открыты для всех. До того, как появились храмы ИСККОН [по всей Индии], когда открывался Чандродая Мандир, Свами Махарадж попросил меня дать лекцию. Он сказал: «Пусть Говинда Махарадж даст лекцию». Бабаджи Махарадж также был там. В то время Шрила Прабхупада сказал: «Я принимаю Шрилу Говинду Махараджа как своего сына, а Шрилу Гуру Махараджа как своего шикша-гуру».

#00:35:20#

У меня есть очень много писем из нашей переписки, в одном из которых Свами Махарадж хочет знать: «Если я умру на Западе, что станет со мной?» — спрашивает он Шридхара Махараджа. Он говорит: «Шридхар Махарадж, вы мой наставник». Это письмо есть у меня: там почерк Бхактиведанты Свами Прабхупады и бенгальский текст, написанный им. Он говорит: «От имени моего Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура [я здесь, на Западе]. Пожалуйста, спроси [Сарасвати Тхакура]: если я умру на Западе, что станет со мной?» Я передал эти слова Махараджу, Гуру Махарадж засмеялся и ответил Свами Махараджу: «Где бы ты ни был, там Вриндаван!» Шрила Прабхупада дал ему право, назначил ему проповедь на Западе. Если он умрет там, то проблем не будет, это не вызовет трудностей. Где бы он ни был, Прабхупада [Сарасвати Тхакур] всегда с ним.

Преданный: Поэтому, где бы он ни умер, он всегда будет во Вриндаване.

Шрила Говинда Махарадж: У меня не получается хорошо объяснять на английском.

Преданный: Нет-нет! Мы понимаем.

Шрила Говинда Махарадж: Эти письма отправил мне Свами Махарадж. «Я очень счастлив этому. Я бесстрашен и принимаю наставление Шридхара Махараджа как наставление своего Гуру. И теперь я уезжаю проповедовать по всему миру», — писал он.

#00:38:20#

Преданный: Есть много примеров, когда Шрила Прабхупада выражал свое почтение Шриле Шридхару Махараджу. Он приглашал Шридхара Махараджа стать президентом сообщества, приглашал его в Майяпур, он собирался построить ему там дом.

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле, два дома. Бхактиведанта Свами хотел построить два дома. Бхавананда Свами сказал ему: «Мы хотим построить для Вашего Святейшества один дом». В то время Прабхупада сказал: «Я хочу два дома: один для меня и один для Шридхара Махараджа. Если в последние [наши] дни у нас будет желание остаться в Майяпуре, мы могли бы остаться там вместе».

#00:39:38#

Преданный: Значит, удивительные, нежные чувства связывали Шридхара Махараджа и Шрилу Бхактиведанту Свами, в которых также большую роль играли и вы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, с самого детства я играл с его детьми.

Преданный: С детьми Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Преданный: Значит, вы знали его раньше?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не знал. Только с 1946 года.

Преданный: Значит, когда вы были ребенком, вы играли с детьми Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Матхура, Вриндаван и в Праяг [имена детей] — три ребенка Прабхупады. Один старше меня, один (Матхура) моего возраста.

#00:40:35#

Преданный: Значит, еще до того, как вы встретили Шрилу Шридхара Махараджа, вы знали детей Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. После того, как я вступил в Шри Чайтанья Сарасват Матх и встретил Шрилу Прабхупаду в шестнадцать лет, я подружился с его сыновьями.

Преданный: Их отношения, похоже, были крайне нежными? Также я слышал, Шрила Прабхупада читал книгу Шридхара Махараджа «Прапанна-дживанамритам»?

Шрила Говинда Махарадж: Да, его сестра дала сто тысяч рупий на издание этой книги.

Преданный: И также он отправил свою сестру принять посвящение у Гуру Махараджа?

Шрила Говинда Махарадж: Да, но в то время Гуру Махарадж никому не давал посвящения, только санньяса-инициации своим духовным братьям. Духовные братья Гуру Махараджа — очень выдающиеся личности. Например, Шрила Госвами Махарадж принял санньясу у Гуру Махараджа, Кешава Махарадж также, Махананда Прабху (Парамахамса Махарадж теперь), Мадхусудан Махарадж, Парват Махарадж, Ньяси Махарадж — очень много духовных братьев Шридхара Махараджа приняли санньясу у него.

#00:42:58#

Преданный: Все они говорят, что Шрила Шридхар Махарадж был ответственен за раскол в Гаудия Матхе.

Шрила Говинда Махарадж: В то время не только Шридхар Махарадж [покинул Гаудия Матх], тогда возникало много трудностей в Гаудия Матхе. И Гуру Махарадж первым вышел из него. Он ушел из Гаудия Матха, которым заправлял в то время Кунджа Бабу (секретарь Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура), а также Парамананда Видьяратна, который был как сын Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и большой личностью в обществе. Они руководствовались принципами, отличными от тех, которым следовал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Тогда Гуру Махарадж сказал: «Это нехорошо. Вы следуете не тому, что оставил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Если вы не прекратите, я уйду. Я не хочу приносить вам беспокойство». Он сказал: «Если вы не измените свои принципы, свои действия, если вы хотите выйти из потока принципов Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то я не смогу вам помочь. Я не смогу остаться с вами. Я не хочу вносить беспокойств, поэтому уйду, я выйду из Гаудия Матха».

#00:45:21#

И это — тот момент, когда Васудев Прабху принял позицию ачарьи. Он думал: «Если Шридхар Махарадж уйдет, то мне нет никакого дела». И Гуру Махарадж так и сделал, оставив ачарьей Ананту Васудева. Очень много выдающихся ачарьев, санньяси, брахмачари последовало за Шридхаром Махараджем в то время. Кешава Махарадж был менеджером в то время, он также вышел. Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Бхактиведанта Свами Прабхупада и многие-многие другие последователи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура покинули это общество.

#00:46:27#

Преданный: Бхактиведанта Свами, как и многие другие, начал проповедовать сознание Кришны.

Шрила Говинда Махарадж: Проповедь — это жизнь санньяси. Жизнь в проповеди — вот как живут санньяси. Многие начали проповедовать, но под руководством Шрилы Шридхара Махараджа. Например, Шрила Госвами Махарадж. Он сказал: «Мы проповедуем, но мы всегда думаем, что на этот счет думает Шрила Шридхар Махарадж, как он относится к нашим действиям, каково его мнение о нас». Он говорил: «Мы зависимы. Мы руководствуемся заключениями, выводами, которые делает Шрила Шридхар Махарадж».

#00:47:46#

Шридхар Махарадж не внес раскола в Гаудия Матх. После того, как Гаудия Матх раскололся, еще двенадцать лет шли судебные тяжбы, но Гаудия Матх не восстановился. Гуру Махарадж все это время был посредником в этих переговорах. Также Кунджа Бабу и Ананта Васудев принимали участие в этом процессе. Они все время искали компроматы, но в то время никто не мог найти никакого компромата на Гуру Махараджа. Его репутация всегда была безупречной. Пури Махарадж, ныне президент Чайтанья Матха, а также Парамахамса Махарадж и многие другие вайшнавы позже, переписываясь со мной, говорили, что только Гуру Махарадж имел компромат на всех, но, тем не менее, он не вносил раскола. Он лишь пытался объединить всех, гармонизировать создавшееся положение.

#00:49:34#

Все вайшнавы обращались к Гуру Махараджу. Гуру Махарадж не ходил ни по чьим домам, не ходил по матхам с проповедью или обращениями: он был слишком стар для этого. Он не ходил, но все приходили к Гуру Махараджу. Почему? Потому что они не враги Гуру Махараджу. Почему Свами Махарадж приезжал к нему? Почему он говорил: «Мое желание — достроить нат-мандир Шрилы Шридхара Махараджа»?

#00:50:29#

Преданный: Он хотел, чтобы ДжиБиСи заплатили за постройку нат-мандира.

Шрила Говинда Махарадж: Но в последний момент преданные сказали: «Прабхупада!..»

Преданный: Шрила Прабхупада спросил Гуру Махараджа: «Есть ли у вас какое-то желание, которое я бы смог осуществить?»

Шрила Говинда Махарадж: Преданные Прабхупады спросили у него: «Каким будет ваше последнее желание?». — «У меня будет два желания — сказал он. — Первое: достройте храм Гуру Махараджа — нат-мандир. А также второе: в месте явления Чайтаньи Махапрабху ничего нет, так что постройте мандир и там». Если бы у него не было признательности, если бы у него не было любви к Гуру Махараджу, то зачем бы он говорил такие слова?

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

 



←  «Поклонение Махапрабху и Гаура-Нитаю». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 января 2004 года. Сан-Хосе, Калифорния ·• Архив новостей •· «Вьяса-пуджа Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 19 декабря 2013 года. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.1 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовные братья

(90-е годы XX-го столетия, Навадвипа Дхама, Индия)

 

Преданный: До сих пор для нашей западной публики вы были представлены как Шрила Говинда Махарадж — самый близкий помощник Его Божественной Милости Шрилы Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Кто более квалифицирован, нежели вы сами, рассказать о себе, о Шриле Прабхупаде, о Шриле Шридхаре Дев-Госвами Махарадже? Поскольку вы были свидетелем их взаимоотношений, были связаны с ними, а также обрели великую удачу быть их спутником, помощником. Первое, что я хотел бы спросить: как давно вы присоединились к Гаудия-миссии? Каким образом вы присоединились к ней и обрели общество и прибежище Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Прабхупады?

#00:01:44#

Шрила Говинда Махарадж: Я присоединился к Шри Чайтанья Сарасват Матху — ветке последователей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, — основанном Шрилой Гуру Махаражем, когда мне было шестнадцать или семнадцать лет. Благодаря огромной удаче я пришел в 1946 году в Навадвип. В то время я очень интересовался… На самом деле с самого детства [я интересовался духовностью]. Я родился в вайшнавской, брахманской семье. Они были не чистыми вайшнавами, но, тем не менее, назывались вайшнавами. Мой отец был певцом: он пел о Радхе, о Кришне и о Махапрабху.

#00:03:04#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

То, что описывается в этой шлоке: думаю, у меня есть подобная удача. Я встретился с Ом Вишнупадом Шрилой Шридхаром Госвами Махараджем. Через три месяца после того, как я присоединился к Шри Чайтанья Сарасват Матху, я отправился в Пури, а из Пури вместе со Шридхаром Махараджем я отправился в Калькутту. И в то время я встретился со Шрилой Прабхупадой.

#00:04:09#

В то время его имя было Абхай Чаран Де. Он поддерживал близкие отношения со Шрилой Шридхаром Махараджем. У него был дом в Калькутте. Шрила Шридхар Махарадж был его другом. В то время Шрила Прабхупада (Абхай Чаран Де, Бхактиведанта Прабху) лишь недавно приобрел тот дом, и огромное количество квалифицированных санньяси, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, последователей Гаудия Матха, посещало их. Но также было и много трудностей.

#00:05:18#

А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж попросил Шридхара Махараджа: «Пожалуйста, приезжай и живи у меня в доме. Я бы был очень рад услышать «Веданту», «Бхагаватам» от тебя, а также другую вайшнавскую литературу». Бхактиведанта Свами был очень учен и уважаем. Шрила Шридхар Махарадж жил в его доме, когда принял его приглашение (я не помню всех деталей), но то была лаборатория. Сначала она располагалась в Аллахабаде, но Шрила Прабхупада перевез лабораторию из Аллахабада. К сожалению, у меня не очень хороший английский — и в этом моя трудность.

#00:07:24#

Преданный: Можно вопрос? Значит, вы были в Гаудия-миссии?..

Шрила Говинда Махарадж: Не в Гаудия-миссии. Это был Шри Чайтанья Сарасват Матх. В то время было очень много волнений.

Преданный: Вы говорите, что присоединились в 46-м?

Шрила Говинда Махарадж: Да, в 1946-м. За пять лет до этого все уважаемые санньяси, все уважаемые личности Сарасват Матха проповедовали по всей Индии под руководством, под наставничеством Шрилы Шридхара Махараджа.

Преданный: Шридхар Махарадж тогда возглавлял Гаудия-миссию в Гаудия Матхе?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, но под его руководством такие санньяси, как Мадхав Махарадж, Хаягрива Прабху, Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Кешава Махарадж, Шрила Госвами Махарадж, Шрила Мадхусудан Махарадж, Парамахамса Махарадж [проповедовали].

#00:09:09#

Парамахамса Махарадж раньше был Параманандой Брахмачари. Он был менеджером Матха, а также начальником «Бхагават-пресс», руководителем Гаудия-миссии Чайтанья Матха. Госвами Махарадж проповедовал на Западе. Они все действовали под руководством Шрилы Шридхара Махараджа. Они проповедовали по отдельности. Я слышал, как Джаджавар Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж основали Матх в Меднапуре, «Девананда Гаудия Матх». В то время Шрила Шридхар Махарадж был президентом Девананда Гаудия Матха. Кешава Махарадж принял санньясу от Шрилы Шридхара Махараджа. Шридхар Махарадж позже ушел из Девананда Гаудия Матха. Шрила Шридхар Махарадж сам по себе пришел и основал Шри Чайтанья Сарасват Матх здесь, в Навадвипе.

#00:10:53#

Преданный: Мы слышали, что в то время он уже пришел с вами.

Шрила Говинда Махарадж: Нет, в то время было лишь два брахмачари, ученика Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: Атада Бхутабеш(?) Прабху и Нрисимхананда Прабху. Они присоединились к нему, а также несколько учеников Шрилы Бхактисиддханты Тхакура пришли сюда позже и присоединились к Шриле Махараджу.

#00:11:23#

Преданный: А как вы присоединились к Шридхару Махараджу?

Шрила Говинда Махарадж: Это была низошедшая на меня милость. В то время я проходил стажировку на врача в месте, что находится в восьми милях отсюда. Многие брахмачари из Чайтанья Сарасват Матха бывали там. Они проповедовали в Нанда-гхате, а я работал там в госпитале. Когда я выполнял свои обязанности, я приходил в гхат, играл в футбол и другие игры.

#00:12:31#

Однажды я заметил собрание, которое проходило там. Вы знаете историю Бирхамбира Раджи, Шриниваса Ачарьи? Бирхамбир был царем дакоитов. Он очень любил «Шримад-Бхагаватам». Шринивас Ачарья, Шьямананда Прабху и Нароттам Прабху пришли из Вриндавана, принеся с собой книги Госвами, в ту местность, где правил Бирхамбир. Знаете об этом? В детстве я изучал истории про Шриниваса Ачарью. Он был невероятно сияющей личностью. Когда на Нанда-гхате я увидел это собрание, один из брахмачари Шрилы Шридхара Махараджа проповедовал. Увидя его, я подумал: это Шринивас Ачарья. Он был точь-в-точь такой, каким мне представлялся Шринивас Ачарья.

#00:14:49#

Когда я пообщался с этими вайшнавами, они рассказали мне, что богатство ничего не стоит, что этот мир ничего не стоит, что ум не внушает никакого доверия и уважения, что все это временно. Даже родители не вечны — все смертно в этом мире. Поэтому нужно стремиться к сознанию Кришны. Что-то я слышал уже с детства, что-то услышал от этих брахмачари, которые выглядели бесподобно и постоянно воспевали Харе Кришна. Поэтому ночью я сбежал, и это был день Нрисимха-чатурдаши. Когда я пришел сюда, я увидел Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Шридхара Махараджа, воспевающего мантру на этой же самой веранде.

#00:16:33#

Преданный: Недавно вы рассказывали мне удивительные истории про себя и про нашего Шрилу Прабхупаду. О том, как он учил вас некоторым шлокам. Не могли бы вы рассказать эти истории?

Шрила Говинда Махарадж: В то время я был мило выглядящим мальчиком — Шрила Бабаджи Махарадж так сказал Гуру Махараджу.

Преданный: Шридхар Махарадж говорил, что Кришнадас Бабаджи сказал, увидев вас, чтобы о вас очень хорошо позаботились, потому что вы будете служить ему очень особенным образом.

#00:17:28#

Шрила Говинда Махарадж: Свами Махараджу я очень нравился, поэтому он пришел, чтобы обучать меня. Свами Махарадж постоянно хотел проповедовать. Он хотел учить. В то время меня звали Гауренду Брахмачари. Свами Махарадж относился ко мне, как к сыну. К своему сыну Матхуре он относился точно так же, как ко мне. Шрила Шридхар Махарадж тоже очень любил меня. И также все вайшнавы питали ко мне теплые чувства. Его нежность и забота очень сильно отражались на мне.

Шрила Прабхупада переводил Бхагавад-гиту в то время. Это было в 46-47-м годах. Он переводил Бхагавад-гиту каждый день с 8:30 до 9–10, а также в ночное время. Каждый день он говорил мне: «Гауренду, смотри! Вот перевод, который я сделал, а ты иди и читай его!» Он давал мне свои заметки, и мы устраивали урок.

#00:19:47#

Преданный: Значит, каждый день он давал вам одну шлоку?

Шрила Говинда Махарадж: Да, каждый день хотя бы одну шлоку, максимум две, три, может быть, четыре.

Преданный: Вы приходили есть с ним пури?

Шрила Говинда Махарадж: Нет.

Преданный: Может, иногда?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. А, вы говорите про пури, лучи? Да, Свами Махарадж каждый день ел лучи, четыре или шесть штук, с жареной алу бхаджи.

Преданный: Как та, что мы почитали этим утром?

Шрила Говинда Махарадж: Да, очень вкусные, приготовленные на очень хорошем гхи. Также мы принимали мури. Свами Махарадж сказал нам, что не стоит есть мури. Мури — это просто обманка для желудка, в нем нет никакой пищевой ценности. Лучи или что-нибудь еще вы можете принимать, но не мури. Ему очень нравились пакоры, лучи, алу бхаджи. Вы пробовали?

Преданный: Да, очень вкусные! Особенно этим утром были превосходны.

Шрила Говинда Махарадж: Также он угощал меня лучи.

Преданный: А также он давал вам уроки по Бхагавад-гите?

#00:21:58#

Шрила Говинда Махарадж: Да. В то время он по максимуму рассказывал мне «Чайтанья-чаритамриту» и Бхагавад-гиту. Бхактиведанте Свами очень нравилась «Чайтанья-чаритамрита» и Бхагавад-гита, и он уделял им большое внимание. И так происходило каждый день. Когда Шрила Шридхар Махарадж был в доме Бхактиведанты Свами, они по четыре, пять, шесть часов обсуждали майяваду, вайшнавскую концепцию. Со Шрилой Шридхаром Махараджем Бхактиведанта Свами обсуждал такие материи. Практически каждый день, когда они встречались, я слышал их крики: «Майявада

#00:23:18#

Преданный: Они обсуждали положения майявады и как их победить?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Шрила Свами Махарадж всегда хотел взять Шрилу Шридхара Махараджа с собой на проповедь. Шрила Свами Махарадж в то время сделал следующее: он сказал, что если есть храм, в котором прекращено поклонение, то он готов принять этот храм для того, чтобы совершать поклонение. Три или четыре ответа пришло от храмов, где нужно было проводить поклонение и проповедовать.

#00:24:11#

Преданный: Значит, Свами Махарадж повесил объявление, что он готов пойти в храм и проповедовать? И пришли приглашения?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Три или четыре приглашения пришло, и мы отправились в те храмы. Один из них был в Калькутте. Мы провели там проповедническую программу. Там был Свами Махарадж, одетый в белые одежды, как женатый человек. Мы были брахмачари в шафране. Испокон веков в Индии уважают шафрановые одежды. Мы были слугами Абхая Бабу, Шрилы Гуру Махараджа и нашей сампрадаи. Ради проповеди нашей сампрадаи Свами Махарадж играл на мриданге, другие брахмачари воспевали и читали писания.

#00:25:32#

Преданный: Шридхар Махарадж тогда не был с вами?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Иногда Шридхар Махарадж приезжал дать лекцию. Свами Махарадж был очень доволен в такие моменты. Он испытывал очень большое счастье, когда Гуру Махарадж ездил со Свами Махараджем. Свами Махарадж всегда стремился к общению с сильными, выдающимися лидерами: премьер-министром Бенгалии, выдающимися лидерами Индии. Он хотел общаться с ними и победить их.

#00:27:08#

Однажды Ганди-джи был в Пакистане, когда там были большие волнения. Бхактиведанта Свами сказал: «Сейчас Ганди-джи рядом с нами. Мы должны пойти и обратить его в сознание Кришны. Мы должны!» Таково было его желание проповедовать. Когда в его кармане были некоторые деньги, он хотел пустить это все на проповедь сознания Кришны. Он начал издавать журнал «Обратно к Богу» в 1944 году. После того, как я присоединился к миссии, я распространял этот журнал, а также подписки к нему. И их было огромное количество, надо сказать. В то время журнал «Обратно к Богу» был даже не ежемесячным. Когда у Свами Махараджа появлялись деньги, он тратил их, следуя своему желанию проповедовать.

#00:29:21#

Преданный: Сейчас существует некоторое противоречие [во взглядах] на отношения Шрилы Прабхупады со Шрилой Шридхаром Махараджем. Многие люди говорят разные вещи. Кто-то говорит, что между ними не было связи, не было каких-то особенных отношений. Может быть, вы выскажите свое мнение об их отношениях?

Шрила Говинда Махарадж: Все они знают, но пытаются провести Свами Махараджа. С самого детства я видел, что Свами Махарадж всегда сотрудничал со Шрилой Шридхаром Махараджем. Когда Шрила Шридхар Махарадж не хотел давать инициации, посвящения, в то время Свами Махарадж отправил к нему свою сестру Пишиму, чтобы она приняла Харинам от Шрилы Шридхара Махараджа. Если бы у Шрилы Свами Махараджа не было никакой особой связи со Шрилой Шридхаром Махараджем, тогда с какой стати он пригласил его к себе в свой дом? И на Шрилу Шридхара Махараджа это не похоже. Очень многие Махараджи его приглашали. Но Бхактиведанта Свами пригласил Шрилу Шридхара Махараджа остановиться у себя дома. Почему он так много раз приезжал к Шриле Шридхару Махараджу в его Матх? Так много трудностей было, и всегда Бхактиведанта Свами приходил к Шриле Шридхару Махараджу.

#00:32:06#

Когда он уехал в Америку для проповеди, даже в то время он постоянно переписывался со Шрилой Шридхаром Махараджем. А когда он вернулся из Америки в Индию, лишь только Шридхар Махарадж устроил ему торжественную встречу, большой праздник встречи в Навадвипе. Он всегда уважал Свами Махараджа. Да, это было в 1969 году. После окончания каждого мирового тура он приходил к Шриле Шридхару Махараджу, бывало даже по несколько раз. Когда Шрила Свами Махарадж возвращался с Запада, то первым делом он отправлялся повидаться со Шрилой Шридхаром Махараджем. У меня также сохранились некоторые письма Свами Махараджа.

#00:33:48#

Преданный: Могла ли быть между ними [тесная] связь?

Шрила Говинда Махарадж: Да, у них были отличные отношения.

Преданный: Были ли у них особые отношения? Например, говорят, что Шрила Свами Прабхупада принял Шрилу Шридхара Махараджа как своего шикша-гуру.

Шрила Говинда Махарадж: Шикша-гуру. Вайшнавы и особенно Свами Махарадж говорили, что храмы ИСККОН открыты для всех. До того, как появились храмы ИСККОН [по всей Индии], когда открывался Чандродая Мандир, Свами Махарадж попросил меня дать лекцию. Он сказал: «Пусть Говинда Махарадж даст лекцию». Бабаджи Махарадж также был там. В то время Шрила Прабхупада сказал: «Я принимаю Шрилу Говинду Махараджа как своего сына, а Шрилу Гуру Махараджа как своего шикша-гуру».

#00:35:20#

У меня есть очень много писем из нашей переписки, в одном из которых Свами Махарадж хочет знать: «Если я умру на Западе, что станет со мной?» — спрашивает он Шридхара Махараджа. Он говорит: «Шридхар Махарадж, вы мой наставник». Это письмо есть у меня: там почерк Бхактиведанты Свами Прабхупады и бенгальский текст, написанный им. Он говорит: «От имени моего Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура [я здесь, на Западе]. Пожалуйста, спроси [Сарасвати Тхакура]: если я умру на Западе, что станет со мной?» Я передал эти слова Махараджу, Гуру Махарадж засмеялся и ответил Свами Махараджу: «Где бы ты ни был, там Вриндаван!» Шрила Прабхупада дал ему право, назначил ему проповедь на Западе. Если он умрет там, то проблем не будет, это не вызовет трудностей. Где бы он ни был, Прабхупада [Сарасвати Тхакур] всегда с ним.

Преданный: Поэтому, где бы он ни умер, он всегда будет во Вриндаване.

Шрила Говинда Махарадж: У меня не получается хорошо объяснять на английском.

Преданный: Нет-нет! Мы понимаем.

Шрила Говинда Махарадж: Эти письма отправил мне Свами Махарадж. «Я очень счастлив этому. Я бесстрашен и принимаю наставление Шридхара Махараджа как наставление своего Гуру. И теперь я уезжаю проповедовать по всему миру», — писал он.

#00:38:20#

Преданный: Есть много примеров, когда Шрила Прабхупада выражал свое почтение Шриле Шридхару Махараджу. Он приглашал Шридхара Махараджа стать президентом сообщества, приглашал его в Майяпур, он собирался построить ему там дом.

Шрила Говинда Махарадж: На самом деле, два дома. Бхактиведанта Свами хотел построить два дома. Бхавананда Свами сказал ему: «Мы хотим построить для Вашего Святейшества один дом». В то время Прабхупада сказал: «Я хочу два дома: один для меня и один для Шридхара Махараджа. Если в последние [наши] дни у нас будет желание остаться в Майяпуре, мы могли бы остаться там вместе».

#00:39:38#

Преданный: Значит, удивительные, нежные чувства связывали Шридхара Махараджа и Шрилу Бхактиведанту Свами, в которых также большую роль играли и вы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, с самого детства я играл с его детьми.

Преданный: С детьми Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Да.

Преданный: Значит, вы знали его раньше?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, не знал. Только с 1946 года.

Преданный: Значит, когда вы были ребенком, вы играли с детьми Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Матхура, Вриндаван и в Праяг [имена детей] — три ребенка Прабхупады. Один старше меня, один (Матхура) моего возраста.

#00:40:35#

Преданный: Значит, еще до того, как вы встретили Шрилу Шридхара Махараджа, вы знали детей Шрилы Прабхупады?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. После того, как я вступил в Шри Чайтанья Сарасват Матх и встретил Шрилу Прабхупаду в шестнадцать лет, я подружился с его сыновьями.

Преданный: Их отношения, похоже, были крайне нежными? Также я слышал, Шрила Прабхупада читал книгу Шридхара Махараджа «Прапанна-дживанамритам»?

Шрила Говинда Махарадж: Да, его сестра дала сто тысяч рупий на издание этой книги.

Преданный: И также он отправил свою сестру принять посвящение у Гуру Махараджа?

Шрила Говинда Махарадж: Да, но в то время Гуру Махарадж никому не давал посвящения, только санньяса-инициации своим духовным братьям. Духовные братья Гуру Махараджа — очень выдающиеся личности. Например, Шрила Госвами Махарадж принял санньясу у Гуру Махараджа, Кешава Махарадж также, Махананда Прабху (Парамахамса Махарадж теперь), Мадхусудан Махарадж, Парват Махарадж, Ньяси Махарадж — очень много духовных братьев Шридхара Махараджа приняли санньясу у него.

#00:42:58#

Преданный: Все они говорят, что Шрила Шридхар Махарадж был ответственен за раскол в Гаудия Матхе.

Шрила Говинда Махарадж: В то время не только Шридхар Махарадж [покинул Гаудия Матх], тогда возникало много трудностей в Гаудия Матхе. И Гуру Махарадж первым вышел из него. Он ушел из Гаудия Матха, которым заправлял в то время Кунджа Бабу (секретарь Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура), а также Парамананда Видьяратна, который был как сын Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и большой личностью в обществе. Они руководствовались принципами, отличными от тех, которым следовал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Тогда Гуру Махарадж сказал: «Это нехорошо. Вы следуете не тому, что оставил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Если вы не прекратите, я уйду. Я не хочу приносить вам беспокойство». Он сказал: «Если вы не измените свои принципы, свои действия, если вы хотите выйти из потока принципов Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то я не смогу вам помочь. Я не смогу остаться с вами. Я не хочу вносить беспокойств, поэтому уйду, я выйду из Гаудия Матха».

#00:45:21#

И это — тот момент, когда Васудев Прабху принял позицию ачарьи. Он думал: «Если Шридхар Махарадж уйдет, то мне нет никакого дела». И Гуру Махарадж так и сделал, оставив ачарьей Ананту Васудева. Очень много выдающихся ачарьев, санньяси, брахмачари последовало за Шридхаром Махараджем в то время. Кешава Махарадж был менеджером в то время, он также вышел. Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Бхактиведанта Свами Прабхупада и многие-многие другие последователи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура покинули это общество.

#00:46:27#

Преданный: Бхактиведанта Свами, как и многие другие, начал проповедовать сознание Кришны.

Шрила Говинда Махарадж: Проповедь — это жизнь санньяси. Жизнь в проповеди — вот как живут санньяси. Многие начали проповедовать, но под руководством Шрилы Шридхара Махараджа. Например, Шрила Госвами Махарадж. Он сказал: «Мы проповедуем, но мы всегда думаем, что на этот счет думает Шрила Шридхар Махарадж, как он относится к нашим действиям, каково его мнение о нас». Он говорил: «Мы зависимы. Мы руководствуемся заключениями, выводами, которые делает Шрила Шридхар Махарадж».

#00:47:46#

Шридхар Махарадж не внес раскола в Гаудия Матх. После того, как Гаудия Матх раскололся, еще двенадцать лет шли судебные тяжбы, но Гаудия Матх не восстановился. Гуру Махарадж все это время был посредником в этих переговорах. Также Кунджа Бабу и Ананта Васудев принимали участие в этом процессе. Они все время искали компроматы, но в то время никто не мог найти никакого компромата на Гуру Махараджа. Его репутация всегда была безупречной. Пури Махарадж, ныне президент Чайтанья Матха, а также Парамахамса Махарадж и многие другие вайшнавы позже, переписываясь со мной, говорили, что только Гуру Махарадж имел компромат на всех, но, тем не менее, он не вносил раскола. Он лишь пытался объединить всех, гармонизировать создавшееся положение.

#00:49:34#

Все вайшнавы обращались к Гуру Махараджу. Гуру Махарадж не ходил ни по чьим домам, не ходил по матхам с проповедью или обращениями: он был слишком стар для этого. Он не ходил, но все приходили к Гуру Махараджу. Почему? Потому что они не враги Гуру Махараджу. Почему Свами Махарадж приезжал к нему? Почему он говорил: «Мое желание — достроить нат-мандир Шрилы Шридхара Махараджа»?

#00:50:29#

Преданный: Он хотел, чтобы ДжиБиСи заплатили за постройку нат-мандира.

Шрила Говинда Махарадж: Но в последний момент преданные сказали: «Прабхупада!..»

Преданный: Шрила Прабхупада спросил Гуру Махараджа: «Есть ли у вас какое-то желание, которое я бы смог осуществить?»

Шрила Говинда Махарадж: Преданные Прабхупады спросили у него: «Каким будет ваше последнее желание?». — «У меня будет два желания — сказал он. — Первое: достройте храм Гуру Махараджа — нат-мандир. А также второе: в месте явления Чайтаньи Махапрабху ничего нет, так что постройте мандир и там». Если бы у него не было признательности, если бы у него не было любви к Гуру Махараджу, то зачем бы он говорил такие слова?

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования