«Стать духовно гибким». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 10 декабря 2013 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 38.41M)

(на русском) 

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Стать духовно гибким

(10 декабря 2013 года, Чиангмай, Таиланд)

 

И у нас по-прежнему есть вопросы из разных частей света.

#00:00:12#

Преданная: Всем доброе утро! Первый наш вопрос от Энакши Диди: «Пока я находилась в храме, здесь многие преданные говорили мне, как важно следовать духовной практике. И пока преданные рассказывали мне об этом, я поняла, насколько это важно. Теперь, когда я уехала из храма и снова принялась за свою обычную жизнь, я вижу, насколько здесь, где я сейчас нахожусь, все проповедуют ценность денег, карьеры и так далее. Как же в таких обстоятельствах помнить о важности духовной жизни?»

#00:01:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это замечательный вопрос. Мы уже очень скучаем по Энакши, по ее служению, поддержке, когда она была здесь. Этот вопрос замечателен тем, что мы все чувствуем это, потому что в каждом из нас [это есть], мы чувствуем влияние того, как этот материальный мир всегда тянет нас вниз и сбивает нас с пути служения вайшнавам. Когда мы чувствуем разлуку с вайшнавами, мы переживаем влияние этих волн кармы, которые могут накрывать нас периодически. Поэтому в идеале мы стараемся построить свою жизнь так, чтобы не быть разлученными с преданными, с вайшнавами, чтобы мы всегда могли общаться с ними, получать наставления тех, кто выше нас, такого рода общение.

#00:02:40#

Я знаю, что ты хочешь вернуться, и мы ждем твоего возвращения. Мы знаем, что сейчас ты заканчиваешь университет. Есть много разных видов служения, которые ты можешь выполнять одна, поддерживая свое желание быть с преданными: смотреть лекции, читать мантру, следовать принципам чистоты. И твое служение каналу «Красота выше силы» всегда будет поддерживать твою связь, связь служения, ты всегда можешь слушать речь Госвами Махараджа, транскрибировать. Через это к тебе придет много вдохновения и силы. Также ты получила Имя Кришны, повторяй Его внимательно. Все, что ты ешь, предлагай это Гуру, Кришне. И старайся извлечь максимум выгоды из своей ситуации. Когда ты закончишь университет, свое образование, возвращайся так скоро, как ты сможешь, мы ждем тебя с распростертыми объятиями.

#00:04:20#

Преданная: И в дополнение к этому вопросу… [отсутствует часть перевода].

#00:04:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: Среди всех этих трудностей я вижу, что в них есть некий потенциал к развитию, попытки. Конечно, любые испытания приходят к нам для того, чтобы углубить нашу жажду духовного. И, как мы знаем, разлука заставляет сердце чувствовать глубже то, что сейчас ты переживаешь в разлуке с обществом преданных. Сейчас ты вернулась в это материалистическое общество, сейчас ты переживаешь [на себе действие] этой вакцины духовности, которую ты получила здесь. Теперь в своем положении ты можешь видеть это как испытание: я могу выжить здесь, сохранить свои идеалы сердца и продолжать попытки держаться общества преданных, общаясь с ними через интернет и еще как-то.

#00:06:08#

Многие преданные живут в отдаленных частях света и не имеют возможности общаться с преданными. Это, конечно, не идеальная ситуация, но постарайся сделать максимум возможного, воспользуйся моими советами.

#00:06:36#

Преданная: Следующий вопрос. Люди, которые не в сознании Кришны, также ищут истину, и, как мы знаем, что-то лучше, чем ничего. Могут ли они получить желаемое в каких-то других религиях, помимо сознания Кришны?

#00:07:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно. Кришна в Бхагавад-гите говорит, что можно следовать любой религии, которая развивает любовь к Богу в твоем сердце. Это дано в Упанишадах. Это вселенская универсальная концепция, не сектантская, не ограниченная; она говорит о том, что на том уровне, на котором ты сейчас находишься, если эта религиозная идея дает тебе вдохновение продолжать искать своих вечных отношений с Богом, то, пожалуйста, следуй ей. Но мы знаем, что градация есть во всем. И конечно, что-то лучше, чем ничего, лучше следовать хоть какой-то духовной практике, чтобы подниматься над материалистичным сознанием. Да, поэтому это действительно так.

#00:08:24#

Если у вас есть свобода искать абсолютную, самую высшую духовную идею, старайтесь искать ее, старайтесь искать самую высокою концепцию Божественного, живой источник. Ищите золото, а не что-то меньшее. Таков мой ответ.

#00:09:04#

Преданная: Следующий вопрос от Индулекхи: «Если кто-то делает что-то плохое, но говорит, что делает это из-за своей кармы, как я могу убедить его не делать это?»

#00:09:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: Может быть, он просто ссылается на карму и оправдывает себя. Но это возможно. Конечно, бывает, что карма может нас цепко сковать своими цепями, и мы не можем освободиться от влияния этого закона, этой силы. И тогда, конечно, нужно преодолеть это по милости вайшнавов и Гуру. Поэтому мы стараемся молить об их прибежище. Мы хотим находиться в их обществе и принимать их прибежище в подобном случае еще больше, потому что никто не может обмануть нас больше, чем мы сами. Искать оправдание своей слабости и неискренности — это в нашей природе, но мы должны быть честны сами с собой, не обманывать себя.

#00:11:03#

Преданная: А можете вы дать какое-то простое, но впечатляющее доказательство существования души?

#00:11:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Некоторые люди могут видеть душу. В английском это слово звучит примерно, как «провидец». Такие люди видят душу, духовное [проявление] в других людях. Они также могут видеть, когда душа выходит, покидает тело и тело становится безжизненным. Оно больше не живо, когда душа покидает тело. Есть люди, которые могут видеть это, но для обычных людей нужна лишь вера. Вера — это основа, без веры невозможно это доказать. Вера предоставляет доказательства, тогда вы сами через глаза веры можете увидеть это.

#00:12:24#

Я помню однажды Гурудеву показали изображение большого скелета огромных размеров. Говорили, что это некое создание, может быть, времен Трета- или Сатья-юги. Я забыла, кто это показывал. Такое создание, может быть, упомянуто в «Махабхарате» или «Рамаяне». «Это доказательство, ведическое доказательство», — сказал тот человек. Гурудев ответил: «Нам не нужны такие доказательства, потому что у нас есть вера». И это гораздо более надежное доказательство. Мы не ищем каких-то научных доказательств, и, даже если они у нас будут, многие все равно не поверят. Вера требует определенного сукрити, благой духовной удачи, и мы стараемся раздавать это. Как смиренные слуги и стремящиеся преданные, мы стараемся поделиться тем, чем обладаем, с другими, привнести такого рода сознание в человечество. Тот, кто исполнен веры и желания, обретет эту милость.

#00:14:23#

Преданная: Если служение совершается лишь потому, что это надо, но не по вдохновению, это нормально?

#00:14:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. А что нам еще делать в самом начале? Вряд ли мы присоединяемся к миссии сначала с какими-то возвышенными чувствами. Мы приходим как новички, как стремящиеся, практикующие, мы ученики, и мы начинаем нашу жизнь в практике следования наставлениям, поддерживаем принципы чистоты. Мы начинаем с положения неофитов, мы не можем ожидать каких-то высоких чувств, чтобы они сразу пришли к нам, это может произойти лишь в какой-то определенный момент. Может пройти двадцать, тридцать, сорок лет или даже несколько жизней. До тех пор мы не будем чувствовать никаких возвышенных чувств, но принимаем то, что мы разлучены, отделены от той реальности, поэтому мы хотим просто продолжать совершать эти практики и все, что необходимо для нашего очищения. Прогресс приходит через отвержение старого и принятие нового. Мы должны отвергать то, что для нас неблагоприятно, принимать то, что благоприятно. С этого начинается наша практическая жизнь.

#00:16:43#

Шаг за шагом. Это часто сравнивается с детскими шажками в самом начале, когда мы лишь учимся правильно ходить. На таком детском уровне, конечно, не стоит ждать какого-то духовного экстаза и так далее. Будьте счастливы просто тем, что вы находитесь в обществе преданных и у вас есть какое-то служение, что у вас есть благоприятное общество, и что все придет к вам через это общество.

#00:17:44#

Преданная: Есть такое утверждение, что нужно идти туда, где истина. Многие люди говорят очень убедительно, и ты веришь им. Но как отличить этот голос сердца от просто некого доверия, основанного на чувствах?

#00:18:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: В целом мы стремимся к тому, чтобы обращаться к некому авторитетному источнику за советом, спрашивать сердце, чувства; мы в целом не ищем каких-то божественных реализаций, какого-то потока в самом начале, чтобы видеть Гуру везде и во всем. Это уже уровень не начинающего, это средний уровень. Нам нужно быть реалистичными в оценке самих себя. Не нужно переоценивать свои возможности и думать, что мы можем увидеть Гуру в любом встречном. Тогда можно оказаться в очень затруднительном положении, если ты переоценишь свои возможности в оценке того, что настоящее, а что нет. Поэтому мы должны оставаться всегда под руководством вайшнавов, чтобы иметь возможность спросить их совет.

#00:20:08#

Преданная: В «Золотом вулкане божественной любви», в третьей главе, говорится, что положение души таково, что она должна занимать «негативное» положение, чтобы привлекаться позитивным божественным началом. Что насчет тех йогов, которые стремятся слиться с сиянием Господа? Они чувствуют счастье? И является ли это счастье большим, чем счастье служения?

#00:20:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Служение, конечно, дает гораздо большие возможности счастья, чем просто слияние с сиянием [Всевышнего], потому что служение дает отношения с Богом во всевозможных расах, настроениях преданности. Самадхи, мукти занимают более низкое положение и такое положение похоже на сон без сновидений, нет никаких различий, никаких личностей, персоналий. И на самом деле это не такое уж счастливое положение, просто это безболезненно — ни боли, ни счастья, ни личностей. Это не наша цель и также это не цель всех йогов. Йоги обычно поклоняются Параматме, они не майявади обычно. Йоги медитируют в пределах шанта-расы, в нейтральных отношениях с Богом. Там есть определенное счастье, это уже выше, чем мукти и нирвана. Самадхи — одна из опасностей, которую мы стараемся избегать любой ценой, чтобы не вовлечься в любое общение с имперсоналистами. Не нужно путать йогов и майявади — это не одно и то же. Личные отношения через служение Кришне и Радхарани, через Махапрабху — это самый высший вид, нет ничего более высокого и личностного, полного восторга. Это то, на чем нам нужно сосредоточиться.

#00:23:47#

Преданная: И следующий мой вопрос. Вьяса-пуджа Гурудева приближается, и мы хотели бы услышать немного о нем от вас. Мы знаем, что Гурудев часто ругал своих учеников, а вас он ругал?

#00:24:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно!

Преданная: Можете рассказать немного об этом?

#00:24:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Бывало, что я просто совершала какие-то глупости в его обществе. Мы все прошли через это, через неправильное «включение-выключение», неправильное «нажимание кнопок выключателей». Тривикрам Махарадж говорил об этом, что мы все прошли через это испытание — когда кто-то не мог «включить правильный прибор». Это всегда очень раздражало Гурудева, и, когда я один раз так сделала, он сказал: «Поэтому ты пришла в сознание Кришны — ты даже не можешь правильно включить свет». Через несколько лет я научилась одной вещи: ему нравилось, когда мы цитировали его же слова, давая понять, что мы внимательно относимся к ним. Через несколько лет я снова «включила неправильную кнопку», он посмотрел на меня, начал раздражаться, и я сказала: «Именно поэтому я пришла в сознание Кришны, потому что я даже не могу включить свет. Поэтому я здесь». И он рассмеялся от души. Я показала, что даже спустя несколько лет я запомнила то, что он сказал, и он был очень счастлив. Было чудесно видеть, как он смеялся от души. Это, знаете, такой смех, который прямо из самого живота.

#00:26:43#

Но иногда происходили не такие забавные случаи, бывало очень пугающе в его обществе. Мы были очень молоды, еще неотесанные, разного рода личности жили с ним рядом, которые иногда совершали глупые вещи, иногда оскорбительные. Сейчас я не могу вспомнить ничего про то, как он ругал меня. Иногда я просто видела это в его глазах. Его глаза были настолько глубоки и, знаете, древние. Когда смотришь в его глаза, невозможно увидеть дна, они бездонные, мистические. Он мог просто видеть насквозь. Порой короткий его взгляд мог просто убить, как в той фразе: «если бы взглядом можно было убивать». Он действительно мог делать так. Мог видеть насквозь и уничтожить взглядом, как бы говоря: «Смотри, осторожнее относись к тому, что я говорю и делаю».

#00:28:38#

Несколько лет я служила ему как секретарь, я постоянно заходила, выходила из его комнаты, презентовала ему некие письма. Он всегда был очень занят, и это не всегда было подходящее время. Поэтому всегда, когда я заходила, я проверяла его настроение — подходящее ли это время. Иногда занимало очень много времени, чтобы дать ответ какому-то человеку в письме: «да» или «нет». Просто спросить, «да» или «нет». Даже не было времени [на это], не говоря уже о том, чтобы прочитать все письмо и спросить его мнение. Может быть, еще что-то позже придет на ум.

#00:29:47#

Живя с ним рядом, мы всегда имели дело с человеком, безграничной личностью, у которой не было никаких ограничений, очень спонтанной. Мы никогда не знали, что произойдет в следующий момент, где он появится в следующий момент, что он будет делать или говорить. Поэтому нам нужно было стать очень гибкими в его служении и в его обществе. Может быть, я еще что-то вспомню скоро. Да?

#00:30:48#

Преданная: Вопрос из интернета. Мы знаем, что иногда духовное сияние, исходящее от души, затмевает свет этого внешнего мира, как, например, в случае с Дхрувой Махараджем: сначала он увидел сияние Бога в сердце и только затем увидел его глазами.

#00:31:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это возможно. Я не могу широко осветить этот вопрос. Может быть, это больше известно йогам, которые медитируют на Высшую Душу, Параматму, а не на этот внешний мир. Но для преданного Кришны, для вайшнава, для парамахамса-вайшнавов, это внешнее и внутреннее уже будет как целое, они не видят разницы между ними, потому что они полностью поглощены сознанием Кришны. Они видят Кришну везде и во всем, все для Его служения и радости, удовлетворения, все, что приносит Ему такую радость. Они живут в совершенно другой реальности, свободной от всех материальных влияний, они трансцендентны к материальному миру. Поэтому разница между внутренним и внешним для них становится практически незаметной. Но мы здесь, как стремящиеся преданные, не можем полагаться слишком на такие различия, мы настолько далеки от этих реалий в данный момент, что очень редко можем видеть такого рода сознание. Для нас, как практикующих, нужен внешний Гуру, мы знаем, что у нас есть внутренний Гуру, но сейчас мы не можем его слышать, поэтому нам нужен внешний Гуру, дикша-гуру, шикша-гуру, тогда у нас появится возможность взращивать внутреннюю культуру по их милости, внутреннее видение. Развитие своего сознания, божественного видения — все это придет по их милости.

#00:35:00#

Преданная: Возвращаясь к Гурудеву, мы знаем, что прасад был очень важен для него. [Отсутствует часть перевода.] Когда произошло такое, что вы перешли на определенную диету и Гурудев всегда хотел видеть, что вы едите?

#00:35:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, первые пять лет я ела только то, что предлагалось в храме, — прасад. У меня не было денег вообще, я не могла их терпеть и даже вместо зубной пасты я использовала соль, я отдавала все свои деньги Гурудеву. После нескольких лет в Индии мое здоровье начало портиться, в основном из-за загрязнения окружающей среды в Индии. Там в воде можно обнаружить кадмий, алюминий, мышьяк, разные химикаты. Мое здоровье стало очень слабым из-за этого. Тогда доктор порекомендовал мне определенную диету, которая помогла мне. У нас был один лишь холодильник, который стоял прямо напротив [комнаты] Гурудева, на его веранде. Мы могли использовать этот холодильник, но нам всегда приходилось проходить мимо него, и он всегда должен был увидеть, что у тебя там в пакете, что ты несешь: «Дай мне попробовать».

#00:37:23#

Да, Госвами Махарадж рассказывал эту историю. «Я вижу, что твой Господь Кришна!» — он шутил над тем, что я питалась травой, как корова, у меня всегда был какой-то салат или что-то такое в пакете. Иногда я приносила ему то, что готовила для себя, чтобы попробовать, и он говорил: «Очень естественная, натуральная». И, конечно, это не было его диетой, его предпочтениями [в пище]. Он был очень милостив, позволяя нам делать все необходимое для того, чтобы оставаться там, преодолевать какие-то проблемы со здоровьем.

#00:38:23#

Его стиль прасада был очень бенгальским — все жареное, много масла, специй, чили. Ему нравились различные виды карри, пакоры, самосы. Так он питался. И когда его здоровье начало ослабевать, врач предоставил ему выбор. У него был диабет и ему нужно было регулировать сахар [в крови], тогда он принимал таблетки, но затем сахар начал все увеличиваться. Тогда врач сказал ему: «Вы должны либо перейти на контроль диеты, исключить сладкое, либо колоть инсулин». И он выбрал инсулин, потому что такая диета была невозможна для него. Он очень любил прасадам, иногда спрашивал: «Что бы мне съесть?» Он сидел перед преданными и спрашивал: «Что мне съесть?» Все начинали давать ему советы и начинали хотеть есть. И он всегда говорил: «Нет, нет, нет». Один преданный, Падманабха Махарадж, всегда давал правильный совет [касательно того], что хотел Гурудев. На все, что мы предлагали, он обычно говорил: «Нет, не это». Но Падманабха Махарадж всегда шел на кухню и приносил именно то, что хотел Гурудев.

#00:40:39#

Также Гурудев был очень хорошим поваром. Он знал, как готовить, и всегда, перед каждым приготовлением, повар приходил к нему и спрашивал: «Что вы хотите?» Он всегда давал подробные инструкции, как именно приготовить. Также ему нравилась пицца, какие-то западные блюда, жареный картофель, ванильное мороженое. Вы знаете, в Бенгалии буквы «v» (ви) и «b» (би) — это одно и то же, поэтому он говорил «банила», «банильное мороженое». Всегда на Вьяса-пуджу мы предлагали ему ванильное мороженое. Ему нравилась пицца, мы даже ходили один раз с ним в «Пицца хат». Однажды я, я тогда не ела молочные продукты, а они заказали пиццу с двойным сыром. Это было в Санкт-Петербурге с Авадхутом Махараджем. Они дали мне кусочек, и я убрала весь сыр. В Гурудеве это вызвало такое отвращение, он говорил: «Она убрала сыр из пиццы!» Он так посмотрел, как будто это выглядело как нечто отвратительное. Он знал, как играть с нами, как шутить над нами.

#00:42:56#

Я помню, как однажды он учил нас, как готовить холман-дал(?), это самое любимое блюдо Нитьянанды Прабху. Цельный мунг-дал помещается в скороварку и готовится очень долго, в течение нескольких часов, на очень медленном огне. Затем приходит время добавить масалу, то есть жаренные в масле специи, такие как кориандр, калинджи. Нужно жарить их в масле, а затем быстро вливать это в дал и закрывать быстро крышкой, чтобы аромат специй не уходил из дала, оставался там. Гурудев в течение тридцати минут рассказывал нам об этом. И у кого-то, помню, получилось сделать в точности, как он сказал, и это был самый лучший, самый вкусный дал. Нитьянанда Прабху любил дал с рисом мури. Все эти блюда ведической индийской кухни связаны с Богом непосредственно, с Махапрабху, Нитьянандой Прабху в Бенгалии. Гурудев был королем любителей кухни. Мы называем того, кто любит различную кухню, таким любителем кухни. И он был королем.

#00:45:11#

Преданная: А в его мировых турне он предпочитал бенгальскую кухню или он любил прасад тех стран, которые посещал, или и то, и другое?

#00:45:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Он предпочитал бенгальскую кухню и иногда пробовал разные блюда той страны [где находился]. С ним всегда был повар, который готовил ему то, что он хотел. А то, что другие хотели приготовить, чтобы он попробовал, готовили ему [сами]. Иногда он просто прикасался к этому подношению еды и просто облизывал пальцы. Иногда он любил [есть] такие блюда, как макароны с сыром. Он не мог поверить, как готовят халаву западные преданные. Он был шокирован, потому что в Индии используют очень мало масла и очень мало сахара, но на Западе практически пополам добавляют масло и манку и очень много сахара, и его это просто шокировало. Он всегда нас учил не смешивать молоко с солью или сливки с солью. Некоторые преданные часто не знали об этом, и он всегда спрашивал: «Здесь есть молоко или сливки?» И тогда он не ел это.

#00:47:13#

Были такие вещи, которым нам нужно было научиться. Иногда [было] очень жестко, потому что он просто не принимал приготовленное, потому что оно не подходило. У нас всегда, когда мы ездили с ним, были полные чемоданы именно той еды, которую ему хотелось, например, определенный вид риса.

#00:47:51#

Однажды мы отправились в Венесуэлу, и они [таможенники] нашли любимые сухие сливки Гурудева, сухое молоко. На таможне открыли чемодан и это сухое молоко высыпалось повсюду, и они подумали, что это кокаин. Они начали перерывать всю сумку, слуга Гурудева так расстроился, потому что сухое молоко рассыпалось повсюду, и он в ужасе воскликнул: «Это особое сухое молоко, которое я привез специально из Индии!» Таможенники поняли, что это не кокаин и отпустили этого маленького бенгальского мальчика. Это было в аэропорту в Каракасе. Им там действительно часто приходится сталкиваться с нелегальным провозом наркотиков, поэтому они проверяют каждую сумку. Но у нас всегда было много разных сумок. Гурудев всегда принимал определенные блюда и всегда в одно и то же время. Даже несмотря на то, что мы переезжали из одной страны в другую, в разные часовые пояса, все равно он всегда все делал в одно и то же время, очень и очень четко.

#00:49:50#

Я помню, однажды он был болен, а мы были на Говардхане, это был, кажется, июль — самое жаркое время в году, когда во Вриндаване очень жарко. И я помню, что Сиддханти Махарадж проводил целые дни и ночи, поливая крышу Гурудева холодной водой, чтобы в его комнате было прохладно. Гурудев тогда был очень болен, и врачи говорили ему, что он не может есть рис и молочные продукты, и самое лучшее для него — просто суп из овощей. Он сказал мне: «Если ты приготовишь это, то я буду счастлив». Я пошла на кухню и не позволила им готовить рис для него. На кухне было так жарко, просто непереносимо, я никогда в жизни больше такого жара не чувствовала. Я принесла ему этот овощной бульон, и он был так расстроен, что нет никакого риса, ничего жареного, ничего из того, что он обычно ест. Он сделал самое расстроенное в мире лицо. И за мной пришел его слуга с рисом, он приготовил это где-то еще и принес ему, прямо за мной, — тогда он был счастлив. Даже зная, что врач сказал ему об этом, зная, что может быть ему станет хуже, он все равно… На кухне было так жарко, я приготовила этот суп для него, я была уже практически без сознания, я пришла в свою комнату и преданные начали обмахивать меня. Я была счастлива сделать это, но это, конечно, было очень сложно. На самом деле, может, это ему особо не помогло, но он попросил, и я попробовала, хотя он и не мог следовать диете. С ним просто нужно было быть очень гибким, делать все, что он просит, выкладываясь по максимуму, без всяких привязанностей. Нам нужно было быть очень гибкими, поэтому это было хорошее упражнение. И до сих пор это продолжается.

#00:53:31#

Преданная: Вопрос из интернета. Вы говорили о гибкости, что с Гурудевом это было очень важно. Это потому, что в духовном мире преданные должны быть готовы сделать все, что нужно для служения?

#00:53:58#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Все, чему мы здесь учимся, очень важно в наших отношениях с Бесконечным, в служении Богу. Нам нужно быть очень гибкими, чтобы иметь возможность служить там, на земле Бога. Поэтому здесь мы лишь учимся, мы совершаем упражнения, потому что мы выразили желание служить тому миру. Мы здесь, как солдаты, учимся служить и удовлетворять каждую прихоть Гуру-Гауранги. Мы знаем, что пути Кришны не прямые, Он, как змея, движется извилистыми дорогами, и мы должны следовать воле Гуру и принимать веревку за змею или змею за веревку, если он так говорит. Для этого нужна гибкость. Мы не можем сказать: «Нет, это не змея, это веревка, Гурудев». Так это не работает. Следовать потоку, быть гибким, тогда мы сможем войти в тот божественный мир, который движется зигзагами, извилистыми путями. Нам нужно быть благодарными за любые испытания, которые мы проходим на духовном пути, которые делают нас более гибкими.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас



скачать (формат MP3, 38.39M)

(in English)




←  Dive Deep into Reality with Bhakti Sudhir Goswami. 29 March, 2019. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Проповедь на Западе» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 24 августа 1992 года. Майами, США →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.3 МБ)

(на русском) 

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Стать духовно гибким

(10 декабря 2013 года, Чиангмай, Таиланд)

 

И у нас по-прежнему есть вопросы из разных частей света.

#00:00:12#

Преданная: Всем доброе утро! Первый наш вопрос от Энакши Диди: «Пока я находилась в храме, здесь многие преданные говорили мне, как важно следовать духовной практике. И пока преданные рассказывали мне об этом, я поняла, насколько это важно. Теперь, когда я уехала из храма и снова принялась за свою обычную жизнь, я вижу, насколько здесь, где я сейчас нахожусь, все проповедуют ценность денег, карьеры и так далее. Как же в таких обстоятельствах помнить о важности духовной жизни?»

#00:01:21#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это замечательный вопрос. Мы уже очень скучаем по Энакши, по ее служению, поддержке, когда она была здесь. Этот вопрос замечателен тем, что мы все чувствуем это, потому что в каждом из нас [это есть], мы чувствуем влияние того, как этот материальный мир всегда тянет нас вниз и сбивает нас с пути служения вайшнавам. Когда мы чувствуем разлуку с вайшнавами, мы переживаем влияние этих волн кармы, которые могут накрывать нас периодически. Поэтому в идеале мы стараемся построить свою жизнь так, чтобы не быть разлученными с преданными, с вайшнавами, чтобы мы всегда могли общаться с ними, получать наставления тех, кто выше нас, такого рода общение.

#00:02:40#

Я знаю, что ты хочешь вернуться, и мы ждем твоего возвращения. Мы знаем, что сейчас ты заканчиваешь университет. Есть много разных видов служения, которые ты можешь выполнять одна, поддерживая свое желание быть с преданными: смотреть лекции, читать мантру, следовать принципам чистоты. И твое служение каналу «Красота выше силы» всегда будет поддерживать твою связь, связь служения, ты всегда можешь слушать речь Госвами Махараджа, транскрибировать. Через это к тебе придет много вдохновения и силы. Также ты получила Имя Кришны, повторяй Его внимательно. Все, что ты ешь, предлагай это Гуру, Кришне. И старайся извлечь максимум выгоды из своей ситуации. Когда ты закончишь университет, свое образование, возвращайся так скоро, как ты сможешь, мы ждем тебя с распростертыми объятиями.

#00:04:20#

Преданная: И в дополнение к этому вопросу… [отсутствует часть перевода].

#00:04:41#

Бхакти Лалита Деви Даси: Среди всех этих трудностей я вижу, что в них есть некий потенциал к развитию, попытки. Конечно, любые испытания приходят к нам для того, чтобы углубить нашу жажду духовного. И, как мы знаем, разлука заставляет сердце чувствовать глубже то, что сейчас ты переживаешь в разлуке с обществом преданных. Сейчас ты вернулась в это материалистическое общество, сейчас ты переживаешь [на себе действие] этой вакцины духовности, которую ты получила здесь. Теперь в своем положении ты можешь видеть это как испытание: я могу выжить здесь, сохранить свои идеалы сердца и продолжать попытки держаться общества преданных, общаясь с ними через интернет и еще как-то.

#00:06:08#

Многие преданные живут в отдаленных частях света и не имеют возможности общаться с преданными. Это, конечно, не идеальная ситуация, но постарайся сделать максимум возможного, воспользуйся моими советами.

#00:06:36#

Преданная: Следующий вопрос. Люди, которые не в сознании Кришны, также ищут истину, и, как мы знаем, что-то лучше, чем ничего. Могут ли они получить желаемое в каких-то других религиях, помимо сознания Кришны?

#00:07:01#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно. Кришна в Бхагавад-гите говорит, что можно следовать любой религии, которая развивает любовь к Богу в твоем сердце. Это дано в Упанишадах. Это вселенская универсальная концепция, не сектантская, не ограниченная; она говорит о том, что на том уровне, на котором ты сейчас находишься, если эта религиозная идея дает тебе вдохновение продолжать искать своих вечных отношений с Богом, то, пожалуйста, следуй ей. Но мы знаем, что градация есть во всем. И конечно, что-то лучше, чем ничего, лучше следовать хоть какой-то духовной практике, чтобы подниматься над материалистичным сознанием. Да, поэтому это действительно так.

#00:08:24#

Если у вас есть свобода искать абсолютную, самую высшую духовную идею, старайтесь искать ее, старайтесь искать самую высокою концепцию Божественного, живой источник. Ищите золото, а не что-то меньшее. Таков мой ответ.

#00:09:04#

Преданная: Следующий вопрос от Индулекхи: «Если кто-то делает что-то плохое, но говорит, что делает это из-за своей кармы, как я могу убедить его не делать это?»

#00:09:30#

Бхакти Лалита Деви Даси: Может быть, он просто ссылается на карму и оправдывает себя. Но это возможно. Конечно, бывает, что карма может нас цепко сковать своими цепями, и мы не можем освободиться от влияния этого закона, этой силы. И тогда, конечно, нужно преодолеть это по милости вайшнавов и Гуру. Поэтому мы стараемся молить об их прибежище. Мы хотим находиться в их обществе и принимать их прибежище в подобном случае еще больше, потому что никто не может обмануть нас больше, чем мы сами. Искать оправдание своей слабости и неискренности — это в нашей природе, но мы должны быть честны сами с собой, не обманывать себя.

#00:11:03#

Преданная: А можете вы дать какое-то простое, но впечатляющее доказательство существования души?

#00:11:13#

Бхакти Лалита Деви Даси: Некоторые люди могут видеть душу. В английском это слово звучит примерно, как «провидец». Такие люди видят душу, духовное [проявление] в других людях. Они также могут видеть, когда душа выходит, покидает тело и тело становится безжизненным. Оно больше не живо, когда душа покидает тело. Есть люди, которые могут видеть это, но для обычных людей нужна лишь вера. Вера — это основа, без веры невозможно это доказать. Вера предоставляет доказательства, тогда вы сами через глаза веры можете увидеть это.

#00:12:24#

Я помню однажды Гурудеву показали изображение большого скелета огромных размеров. Говорили, что это некое создание, может быть, времен Трета- или Сатья-юги. Я забыла, кто это показывал. Такое создание, может быть, упомянуто в «Махабхарате» или «Рамаяне». «Это доказательство, ведическое доказательство», — сказал тот человек. Гурудев ответил: «Нам не нужны такие доказательства, потому что у нас есть вера». И это гораздо более надежное доказательство. Мы не ищем каких-то научных доказательств, и, даже если они у нас будут, многие все равно не поверят. Вера требует определенного сукрити, благой духовной удачи, и мы стараемся раздавать это. Как смиренные слуги и стремящиеся преданные, мы стараемся поделиться тем, чем обладаем, с другими, привнести такого рода сознание в человечество. Тот, кто исполнен веры и желания, обретет эту милость.

#00:14:23#

Преданная: Если служение совершается лишь потому, что это надо, но не по вдохновению, это нормально?

#00:14:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да. А что нам еще делать в самом начале? Вряд ли мы присоединяемся к миссии сначала с какими-то возвышенными чувствами. Мы приходим как новички, как стремящиеся, практикующие, мы ученики, и мы начинаем нашу жизнь в практике следования наставлениям, поддерживаем принципы чистоты. Мы начинаем с положения неофитов, мы не можем ожидать каких-то высоких чувств, чтобы они сразу пришли к нам, это может произойти лишь в какой-то определенный момент. Может пройти двадцать, тридцать, сорок лет или даже несколько жизней. До тех пор мы не будем чувствовать никаких возвышенных чувств, но принимаем то, что мы разлучены, отделены от той реальности, поэтому мы хотим просто продолжать совершать эти практики и все, что необходимо для нашего очищения. Прогресс приходит через отвержение старого и принятие нового. Мы должны отвергать то, что для нас неблагоприятно, принимать то, что благоприятно. С этого начинается наша практическая жизнь.

#00:16:43#

Шаг за шагом. Это часто сравнивается с детскими шажками в самом начале, когда мы лишь учимся правильно ходить. На таком детском уровне, конечно, не стоит ждать какого-то духовного экстаза и так далее. Будьте счастливы просто тем, что вы находитесь в обществе преданных и у вас есть какое-то служение, что у вас есть благоприятное общество, и что все придет к вам через это общество.

#00:17:44#

Преданная: Есть такое утверждение, что нужно идти туда, где истина. Многие люди говорят очень убедительно, и ты веришь им. Но как отличить этот голос сердца от просто некого доверия, основанного на чувствах?

#00:18:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: В целом мы стремимся к тому, чтобы обращаться к некому авторитетному источнику за советом, спрашивать сердце, чувства; мы в целом не ищем каких-то божественных реализаций, какого-то потока в самом начале, чтобы видеть Гуру везде и во всем. Это уже уровень не начинающего, это средний уровень. Нам нужно быть реалистичными в оценке самих себя. Не нужно переоценивать свои возможности и думать, что мы можем увидеть Гуру в любом встречном. Тогда можно оказаться в очень затруднительном положении, если ты переоценишь свои возможности в оценке того, что настоящее, а что нет. Поэтому мы должны оставаться всегда под руководством вайшнавов, чтобы иметь возможность спросить их совет.

#00:20:08#

Преданная: В «Золотом вулкане божественной любви», в третьей главе, говорится, что положение души таково, что она должна занимать «негативное» положение, чтобы привлекаться позитивным божественным началом. Что насчет тех йогов, которые стремятся слиться с сиянием Господа? Они чувствуют счастье? И является ли это счастье большим, чем счастье служения?

#00:20:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Служение, конечно, дает гораздо большие возможности счастья, чем просто слияние с сиянием [Всевышнего], потому что служение дает отношения с Богом во всевозможных расах, настроениях преданности. Самадхи, мукти занимают более низкое положение и такое положение похоже на сон без сновидений, нет никаких различий, никаких личностей, персоналий. И на самом деле это не такое уж счастливое положение, просто это безболезненно — ни боли, ни счастья, ни личностей. Это не наша цель и также это не цель всех йогов. Йоги обычно поклоняются Параматме, они не майявади обычно. Йоги медитируют в пределах шанта-расы, в нейтральных отношениях с Богом. Там есть определенное счастье, это уже выше, чем мукти и нирвана. Самадхи — одна из опасностей, которую мы стараемся избегать любой ценой, чтобы не вовлечься в любое общение с имперсоналистами. Не нужно путать йогов и майявади — это не одно и то же. Личные отношения через служение Кришне и Радхарани, через Махапрабху — это самый высший вид, нет ничего более высокого и личностного, полного восторга. Это то, на чем нам нужно сосредоточиться.

#00:23:47#

Преданная: И следующий мой вопрос. Вьяса-пуджа Гурудева приближается, и мы хотели бы услышать немного о нем от вас. Мы знаем, что Гурудев часто ругал своих учеников, а вас он ругал?

#00:24:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Конечно!

Преданная: Можете рассказать немного об этом?

#00:24:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Бывало, что я просто совершала какие-то глупости в его обществе. Мы все прошли через это, через неправильное «включение-выключение», неправильное «нажимание кнопок выключателей». Тривикрам Махарадж говорил об этом, что мы все прошли через это испытание — когда кто-то не мог «включить правильный прибор». Это всегда очень раздражало Гурудева, и, когда я один раз так сделала, он сказал: «Поэтому ты пришла в сознание Кришны — ты даже не можешь правильно включить свет». Через несколько лет я научилась одной вещи: ему нравилось, когда мы цитировали его же слова, давая понять, что мы внимательно относимся к ним. Через несколько лет я снова «включила неправильную кнопку», он посмотрел на меня, начал раздражаться, и я сказала: «Именно поэтому я пришла в сознание Кришны, потому что я даже не могу включить свет. Поэтому я здесь». И он рассмеялся от души. Я показала, что даже спустя несколько лет я запомнила то, что он сказал, и он был очень счастлив. Было чудесно видеть, как он смеялся от души. Это, знаете, такой смех, который прямо из самого живота.

#00:26:43#

Но иногда происходили не такие забавные случаи, бывало очень пугающе в его обществе. Мы были очень молоды, еще неотесанные, разного рода личности жили с ним рядом, которые иногда совершали глупые вещи, иногда оскорбительные. Сейчас я не могу вспомнить ничего про то, как он ругал меня. Иногда я просто видела это в его глазах. Его глаза были настолько глубоки и, знаете, древние. Когда смотришь в его глаза, невозможно увидеть дна, они бездонные, мистические. Он мог просто видеть насквозь. Порой короткий его взгляд мог просто убить, как в той фразе: «если бы взглядом можно было убивать». Он действительно мог делать так. Мог видеть насквозь и уничтожить взглядом, как бы говоря: «Смотри, осторожнее относись к тому, что я говорю и делаю».

#00:28:38#

Несколько лет я служила ему как секретарь, я постоянно заходила, выходила из его комнаты, презентовала ему некие письма. Он всегда был очень занят, и это не всегда было подходящее время. Поэтому всегда, когда я заходила, я проверяла его настроение — подходящее ли это время. Иногда занимало очень много времени, чтобы дать ответ какому-то человеку в письме: «да» или «нет». Просто спросить, «да» или «нет». Даже не было времени [на это], не говоря уже о том, чтобы прочитать все письмо и спросить его мнение. Может быть, еще что-то позже придет на ум.

#00:29:47#

Живя с ним рядом, мы всегда имели дело с человеком, безграничной личностью, у которой не было никаких ограничений, очень спонтанной. Мы никогда не знали, что произойдет в следующий момент, где он появится в следующий момент, что он будет делать или говорить. Поэтому нам нужно было стать очень гибкими в его служении и в его обществе. Может быть, я еще что-то вспомню скоро. Да?

#00:30:48#

Преданная: Вопрос из интернета. Мы знаем, что иногда духовное сияние, исходящее от души, затмевает свет этого внешнего мира, как, например, в случае с Дхрувой Махараджем: сначала он увидел сияние Бога в сердце и только затем увидел его глазами.

#00:31:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это возможно. Я не могу широко осветить этот вопрос. Может быть, это больше известно йогам, которые медитируют на Высшую Душу, Параматму, а не на этот внешний мир. Но для преданного Кришны, для вайшнава, для парамахамса-вайшнавов, это внешнее и внутреннее уже будет как целое, они не видят разницы между ними, потому что они полностью поглощены сознанием Кришны. Они видят Кришну везде и во всем, все для Его служения и радости, удовлетворения, все, что приносит Ему такую радость. Они живут в совершенно другой реальности, свободной от всех материальных влияний, они трансцендентны к материальному миру. Поэтому разница между внутренним и внешним для них становится практически незаметной. Но мы здесь, как стремящиеся преданные, не можем полагаться слишком на такие различия, мы настолько далеки от этих реалий в данный момент, что очень редко можем видеть такого рода сознание. Для нас, как практикующих, нужен внешний Гуру, мы знаем, что у нас есть внутренний Гуру, но сейчас мы не можем его слышать, поэтому нам нужен внешний Гуру, дикша-гуру, шикша-гуру, тогда у нас появится возможность взращивать внутреннюю культуру по их милости, внутреннее видение. Развитие своего сознания, божественного видения — все это придет по их милости.

#00:35:00#

Преданная: Возвращаясь к Гурудеву, мы знаем, что прасад был очень важен для него. [Отсутствует часть перевода.] Когда произошло такое, что вы перешли на определенную диету и Гурудев всегда хотел видеть, что вы едите?

#00:35:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, первые пять лет я ела только то, что предлагалось в храме, — прасад. У меня не было денег вообще, я не могла их терпеть и даже вместо зубной пасты я использовала соль, я отдавала все свои деньги Гурудеву. После нескольких лет в Индии мое здоровье начало портиться, в основном из-за загрязнения окружающей среды в Индии. Там в воде можно обнаружить кадмий, алюминий, мышьяк, разные химикаты. Мое здоровье стало очень слабым из-за этого. Тогда доктор порекомендовал мне определенную диету, которая помогла мне. У нас был один лишь холодильник, который стоял прямо напротив [комнаты] Гурудева, на его веранде. Мы могли использовать этот холодильник, но нам всегда приходилось проходить мимо него, и он всегда должен был увидеть, что у тебя там в пакете, что ты несешь: «Дай мне попробовать».

#00:37:23#

Да, Госвами Махарадж рассказывал эту историю. «Я вижу, что твой Господь Кришна!» — он шутил над тем, что я питалась травой, как корова, у меня всегда был какой-то салат или что-то такое в пакете. Иногда я приносила ему то, что готовила для себя, чтобы попробовать, и он говорил: «Очень естественная, натуральная». И, конечно, это не было его диетой, его предпочтениями [в пище]. Он был очень милостив, позволяя нам делать все необходимое для того, чтобы оставаться там, преодолевать какие-то проблемы со здоровьем.

#00:38:23#

Его стиль прасада был очень бенгальским — все жареное, много масла, специй, чили. Ему нравились различные виды карри, пакоры, самосы. Так он питался. И когда его здоровье начало ослабевать, врач предоставил ему выбор. У него был диабет и ему нужно было регулировать сахар [в крови], тогда он принимал таблетки, но затем сахар начал все увеличиваться. Тогда врач сказал ему: «Вы должны либо перейти на контроль диеты, исключить сладкое, либо колоть инсулин». И он выбрал инсулин, потому что такая диета была невозможна для него. Он очень любил прасадам, иногда спрашивал: «Что бы мне съесть?» Он сидел перед преданными и спрашивал: «Что мне съесть?» Все начинали давать ему советы и начинали хотеть есть. И он всегда говорил: «Нет, нет, нет». Один преданный, Падманабха Махарадж, всегда давал правильный совет [касательно того], что хотел Гурудев. На все, что мы предлагали, он обычно говорил: «Нет, не это». Но Падманабха Махарадж всегда шел на кухню и приносил именно то, что хотел Гурудев.

#00:40:39#

Также Гурудев был очень хорошим поваром. Он знал, как готовить, и всегда, перед каждым приготовлением, повар приходил к нему и спрашивал: «Что вы хотите?» Он всегда давал подробные инструкции, как именно приготовить. Также ему нравилась пицца, какие-то западные блюда, жареный картофель, ванильное мороженое. Вы знаете, в Бенгалии буквы «v» (ви) и «b» (би) — это одно и то же, поэтому он говорил «банила», «банильное мороженое». Всегда на Вьяса-пуджу мы предлагали ему ванильное мороженое. Ему нравилась пицца, мы даже ходили один раз с ним в «Пицца хат». Однажды я, я тогда не ела молочные продукты, а они заказали пиццу с двойным сыром. Это было в Санкт-Петербурге с Авадхутом Махараджем. Они дали мне кусочек, и я убрала весь сыр. В Гурудеве это вызвало такое отвращение, он говорил: «Она убрала сыр из пиццы!» Он так посмотрел, как будто это выглядело как нечто отвратительное. Он знал, как играть с нами, как шутить над нами.

#00:42:56#

Я помню, как однажды он учил нас, как готовить холман-дал(?), это самое любимое блюдо Нитьянанды Прабху. Цельный мунг-дал помещается в скороварку и готовится очень долго, в течение нескольких часов, на очень медленном огне. Затем приходит время добавить масалу, то есть жаренные в масле специи, такие как кориандр, калинджи. Нужно жарить их в масле, а затем быстро вливать это в дал и закрывать быстро крышкой, чтобы аромат специй не уходил из дала, оставался там. Гурудев в течение тридцати минут рассказывал нам об этом. И у кого-то, помню, получилось сделать в точности, как он сказал, и это был самый лучший, самый вкусный дал. Нитьянанда Прабху любил дал с рисом мури. Все эти блюда ведической индийской кухни связаны с Богом непосредственно, с Махапрабху, Нитьянандой Прабху в Бенгалии. Гурудев был королем любителей кухни. Мы называем того, кто любит различную кухню, таким любителем кухни. И он был королем.

#00:45:11#

Преданная: А в его мировых турне он предпочитал бенгальскую кухню или он любил прасад тех стран, которые посещал, или и то, и другое?

#00:45:27#

Бхакти Лалита Деви Даси: Он предпочитал бенгальскую кухню и иногда пробовал разные блюда той страны [где находился]. С ним всегда был повар, который готовил ему то, что он хотел. А то, что другие хотели приготовить, чтобы он попробовал, готовили ему [сами]. Иногда он просто прикасался к этому подношению еды и просто облизывал пальцы. Иногда он любил [есть] такие блюда, как макароны с сыром. Он не мог поверить, как готовят халаву западные преданные. Он был шокирован, потому что в Индии используют очень мало масла и очень мало сахара, но на Западе практически пополам добавляют масло и манку и очень много сахара, и его это просто шокировало. Он всегда нас учил не смешивать молоко с солью или сливки с солью. Некоторые преданные часто не знали об этом, и он всегда спрашивал: «Здесь есть молоко или сливки?» И тогда он не ел это.

#00:47:13#

Были такие вещи, которым нам нужно было научиться. Иногда [было] очень жестко, потому что он просто не принимал приготовленное, потому что оно не подходило. У нас всегда, когда мы ездили с ним, были полные чемоданы именно той еды, которую ему хотелось, например, определенный вид риса.

#00:47:51#

Однажды мы отправились в Венесуэлу, и они [таможенники] нашли любимые сухие сливки Гурудева, сухое молоко. На таможне открыли чемодан и это сухое молоко высыпалось повсюду, и они подумали, что это кокаин. Они начали перерывать всю сумку, слуга Гурудева так расстроился, потому что сухое молоко рассыпалось повсюду, и он в ужасе воскликнул: «Это особое сухое молоко, которое я привез специально из Индии!» Таможенники поняли, что это не кокаин и отпустили этого маленького бенгальского мальчика. Это было в аэропорту в Каракасе. Им там действительно часто приходится сталкиваться с нелегальным провозом наркотиков, поэтому они проверяют каждую сумку. Но у нас всегда было много разных сумок. Гурудев всегда принимал определенные блюда и всегда в одно и то же время. Даже несмотря на то, что мы переезжали из одной страны в другую, в разные часовые пояса, все равно он всегда все делал в одно и то же время, очень и очень четко.

#00:49:50#

Я помню, однажды он был болен, а мы были на Говардхане, это был, кажется, июль — самое жаркое время в году, когда во Вриндаване очень жарко. И я помню, что Сиддханти Махарадж проводил целые дни и ночи, поливая крышу Гурудева холодной водой, чтобы в его комнате было прохладно. Гурудев тогда был очень болен, и врачи говорили ему, что он не может есть рис и молочные продукты, и самое лучшее для него — просто суп из овощей. Он сказал мне: «Если ты приготовишь это, то я буду счастлив». Я пошла на кухню и не позволила им готовить рис для него. На кухне было так жарко, просто непереносимо, я никогда в жизни больше такого жара не чувствовала. Я принесла ему этот овощной бульон, и он был так расстроен, что нет никакого риса, ничего жареного, ничего из того, что он обычно ест. Он сделал самое расстроенное в мире лицо. И за мной пришел его слуга с рисом, он приготовил это где-то еще и принес ему, прямо за мной, — тогда он был счастлив. Даже зная, что врач сказал ему об этом, зная, что может быть ему станет хуже, он все равно… На кухне было так жарко, я приготовила этот суп для него, я была уже практически без сознания, я пришла в свою комнату и преданные начали обмахивать меня. Я была счастлива сделать это, но это, конечно, было очень сложно. На самом деле, может, это ему особо не помогло, но он попросил, и я попробовала, хотя он и не мог следовать диете. С ним просто нужно было быть очень гибким, делать все, что он просит, выкладываясь по максимуму, без всяких привязанностей. Нам нужно было быть очень гибкими, поэтому это было хорошее упражнение. И до сих пор это продолжается.

#00:53:31#

Преданная: Вопрос из интернета. Вы говорили о гибкости, что с Гурудевом это было очень важно. Это потому, что в духовном мире преданные должны быть готовы сделать все, что нужно для служения?

#00:53:58#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это правда. Все, чему мы здесь учимся, очень важно в наших отношениях с Бесконечным, в служении Богу. Нам нужно быть очень гибкими, чтобы иметь возможность служить там, на земле Бога. Поэтому здесь мы лишь учимся, мы совершаем упражнения, потому что мы выразили желание служить тому миру. Мы здесь, как солдаты, учимся служить и удовлетворять каждую прихоть Гуру-Гауранги. Мы знаем, что пути Кришны не прямые, Он, как змея, движется извилистыми дорогами, и мы должны следовать воле Гуру и принимать веревку за змею или змею за веревку, если он так говорит. Для этого нужна гибкость. Мы не можем сказать: «Нет, это не змея, это веревка, Гурудев». Так это не работает. Следовать потоку, быть гибким, тогда мы сможем войти в тот божественный мир, который движется зигзагами, извилистыми путями. Нам нужно быть благодарными за любые испытания, которые мы проходим на духовном пути, которые делают нас более гибкими.

Переводчик: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.3 МБ)

(in English)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования