«Можно ли избежать падения, неукоснительно следуя духовной практике?». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2 ноября 2013 года. Москва, Кисельный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.2 МБ)

 
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Можно ли избежать падения,
неукоснительно следуя духовной практике?

(2 ноября 2013 года, Москва)

 

У нас новые гости. Не так много осталось времени после арати и программы. Завтра будет большое мероприятие, Говардхана-пуджа, а сейчас у нас такой маленький междусобойчик. Есть ли у кого-нибудь духовные вопросы к обсуждению? Например, почему Кришна – Бог, и зачем Ему желтые штаны? Карпов задал вопрос, после которого Каспаров задумался на сорок пять минут: в шахматах часы переключаются – и человек сидит, думает...

 

Даже великие ошибаются

#00:01:26#

Вопрос: Если неукоснительно следовать духовной практике, можно ли избежать падения на этом пути?

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Если неукоснительно следовать практике, то падения избежать можно. Однако, как правило, падение – это часть нашего восхождения. Когда ребенок учится ходить, он падает. Но, достигнув  более взрослого возраста, он совершает уже другие ошибки. 

Изучая священные писания, мы увидим, что важный драматический принцип в них называется «даже великие ошибаются». В священных писаниях не описаны ошибки неудачников, поверхностных людей, потому что их ошибки регулярно существуют. В священных писаниях описаны ошибки великих мудрецов, которые были прельщены апсарами, ошибки богов, которые из-за жадности и вожделения утеряли свои места на какое-то время… Когда мы изучаем историю, мы видим: кто-то зазнался, кто-то подрался в пивной. Юлий Цезарь обладал очень большим самомнением – поэтому его зарезали римские сенаторы: так получилось просто, слишком он был продвинутым.

#00:03:12#

Когда мы понимаем, что великие ошибаются, мы должны сделать два вывода. Первый: мы – не великие. Четыре состояния существуют у обусловленной души: первое – пребывать в иллюзии, второе – обманывать себя, третье – обладать несовершенными чувствами, а главное – обманывать других. Следует предполагать, что вряд ли есть кто-то, кто не обманывает других. Мы склонны обманывать других в силу того, что мы – обусловленные души: мы регулярно пребываем в безумии, и второе, обладаем несовершенными чувствами.

Кроме шести врагов преданности – вожделения, гнева, жадности, иллюзии, гордости и зависти – есть еще такое понятие, как сумасшествие, безумие. Мы должны понять, что живем в сумасшедшем мире. Мы думаем, что все, что люди делают вокруг, должно обязательно подвергаться какой-то логике. Оказывается, отнюдь нет. Многие люди совершают преступления из-за сумасшествия, свойственного им отсутствия контроля чувств и их внутренних склонностей.

#00:04:30#

Поэтому, духовные личности – это те, кто благодаря соприкосновению с божественным, трансформируются. Это не значит, что мудрецы не ошибаются, или гуру не ошибается. Господь Брахма был изначальным гуру вселенной, но он погнался за собственной дочерью, обуянный вожделением: она превратилась в олениху, а он превратился в оленя. 

#00:05:00#

Был другой случай. Один из небожителей совершал жертвоприношение, но, поскольку его мать была божеством высшего мира, а папа  – демоном, сын хорошо относился и к тем, и к другим. В высших мирах ягьи дают ментальную подпитку. В фильмах о Древней Греции мы видим, что деваты живут поклонением людей. Деваты обладают ментальной силой за счет определенного поклонения, поэтому им не хочется, чтобы Вишну поклонялись – им хочется, чтобы поклонялись им. Полубоги совершают различные жертвоприношения на высшем уровне, а также пьют напиток сому, который делает их почти бессмертными с высшей точки зрения, на космическом уровне.

#00:06:03#

Соответственно, Индра увидел, что жрец, рожденный от богов и демонов, помогает во время совершения ягьи и тем, и другим. Индра понял, что следует что-то предпринять, подкрался и отрубил ему во время жертвоприношения голову. Но грех явился в форме страшной, ужасной ведьмы и начал преследовать Индру. Индра очень долго скрывался на различных планетных системах. В конечном итоге, он научился прятаться между водой и лотосом, как водомерка, и прятался даже в пузырьках воздуха в воде. Тогда грех вошел в пузырьки воздуха. С тех пор индусы не пьют газированную воду – только потому, что в газировке скрывается грех. Смейтесь, смейтесь – пейте больше газировки, и вы моментально почувствуете реакцию.

#00:07:05#

Все это маленькие шутки-прибаутки, суть же состоит в другом. В кали-югу, в наше время, все демоны, все в определенной степени обладают демонической природой. Нет никого, кто обладал бы чистотой, свободой от чувств, благотворительностью, искренностью в полноте, положенной для человека. Были времена, когда люди были более совершенны. Самураи, кшатрии. Еще сто лет назад для русского офицера честь была вопросом жизни и смерти. А что такое сегодня русский офицер? Гаишник с палочкой готов тут же продать свою честь, при том очень недорого. Если русский офицер говорил «Честь для меня – это все», то что такое честь для сегодняшнего человека? Обесчестить можно, а честь  – это непонятное состояние.

 

Прогресс или деградация?

#00:08:05#

Мир движется, на самом деле, не к прогрессу. Мир движется к деградации. Однако люди при этом становятся более проникновенными. Что значит более проникновенными? Например, в нашей стране еще двадцать лет назад нас за такие беседы могли сдать в НКВД. Вот сейчас бы поднялся какой-то мужчина, пошел бы в НКВД через дорогу, сказал: «Там о Боге разговаривают». Приехал бы воронок. Нас бы отвезли на соседнюю улицу, и посадили бы там, казнили или отправили бы в сумасшедший дом. Это был бы такой нормальный исход. Но общество изменилось, и люди уже не могут следовать таким стандартам. Мы видим: мир все время меняется, люди меняются. Они говорят: все, мы уже другие, мы уже по-другому можем сделать. Появляется новое поколение. У вас тоже когда-нибудь появятся дети, и они уже будут другими: другие родители, другая основа, и это прекрасно. Это говорит о том, что мир меняется, люди становятся лучше. А благодаря чему они становятся лучше?

#00:09:44#

В Африке по-прежнему отрубают руки, в Сьерра Леоне это нормальная ситуация. Знаете, зачем отрубают руки в Африке? Чтоб калашников в руки не брали. Это гуманистичнее, чем расстреливать. Десяти-двенадцатилетних пацанов ловят, отрубают руки – все, они уже не смогут воевать в повстанческой армии. В повстанческой армии воюют с десяти лет: тринадцатилетние командуют десятилетними. Тринадцатилетний стрелок эффективнее, чем взрослый. Выходят украинские, русские добрые люди, дают калашниковы, оружие, местный барин-людоед кричит «Вперед!» – и все дети с автоматами бегут. 

Понимаете, мир не такой, как мы его себе представляем – Москва, гламур, новая премьера и т.п. Сейчас где-то в Сьерра Леоне бежит революционная повстанческая армия тринадцатилетних детей, которая стреляет во все живое на героине, потому что добрые люди-англичане или израильтяне делят сферы влияния. Сейчас где-то умирают от голода – а где-то выбрасывают сыры французские из супермаркетов.

 

Революция сознания

#00:11:10#

При этом, контингент мыслящих людей повсеместно растет, их становится больше. В России это очень маленький процент, в Америке чуть побольше, в Китае тоже появляется… 

Люди начинают мыслить духовно. Где они собираются? Они собираются в таких местах, как здесь. Кто-то на квартирах. В принципе, мы раньше собирались в однокомнатной квартире в 36 метров. Мы там нормально жили, готовили прасад, пели. На самом деле, не нужны какие-то там супер помещения – нужны просто мыслящие люди. А сейчас эти мыслящие люди находятся в интернете. Поэтому мы снимаем наши беседы на камеру, потому что немногие сюда могут придти из-за московских пробок, например. Из Хабаровска сюда не придешь – но в Хабаровске мыслящие духовные люди посмотрят, скажут: «Да, это интересно, это правильно» — и они будут жить по-другому.

#00:12:06#

Поэтому – революция сознания.  Есть эволюция, что значит много ждать, долго. А есть революция: ты пришел, принял духовные идеи и стал действовать сразу, в соответствии с этой духовной идеей. 

 

Мы должны искать тех, кто лучше нас

#00:12:40#

Вопрос: Как Господь допустил, что сейчас при власти находится «мировое правительство?»

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Он вообще-то его возглавляет. Господь возглавляет все правительства, потому что он в сердце каждого правителя, даже Гитлера и Сталина. Вам трудно это понять, но Господь допускает определенные вещи. Почему? Потому что он даровал нам свободу воли. Если вы считаете, что мир управляется мировым правительством – вы ошибаетесь: мир управляется Господом. Вы, насколько я вижу, верующий, но идеи про мировое правительство – это идеи материалистов.

#00:13:28#

Всем управляет Господь. Это очень четко объяснил Христос Понтию Пилату. Христос сказал: «Я очень сомневаюсь, что ты прокурор. Я вообще сомневаюсь, что ты владеешь какой-то властью. Я знаю, что сейчас придут иудеи, скажут, что меня надо казнить – и ты меня казнишь. Но если бы ты был прокурором, ты бы сказал: “Это невинный человек, очень хороший. Послушайте, какие глубокие духовные вещи он говорит”». Понтий Пилат сначала сомневался в своей беспомощности, но позже сказал: «Я умываю руки» и посмотрел на Христа: так правило все подметил. 

Христа казнили, и казнило его не мировое правительство. Знаете, кто казнил Христа? Народ? Конечно, нет. Он сам себя казнил. Он осознавал, что высший принцип – это принесение себя в жертву, а народ – это просто драматическая обстановка. Нужна жертва, тезис и антитезис. Не было бы смерти Христа – не было бы христианства. Представьте себе картину: Христос сидит с сигарой, Магдалена в новом лакированном каблучке, хорошие лошади... «Иуда, давай остановимся, там пирожки хорошие за углом делают» – Иуда останавливается и приходит с пирожками. Было бы тогда христианство? 

#00:15:15#

Не надо нас сравнивать с ними. Мы пока еще ищем в этом мире жизни – а они не ищут жизни. Настоящий самурай ищет смерть. Был фильм «Триста спартанцев», попса, но в нем есть хорошие кадры. Спартанцы собираются, их ждет бой с миллионом персов, и один спартанец говорит: «Наконец-то нормальный бой, а то все какой-то детский сад». Так же торговец на ярмарке: какая ярмарка без драки? Продал все петушки – и по морде получил. Все нормально, ярмарка прошла успешно. 

#00:16:15#

Чемпион мира по боксу не ходит бить беззащитных людей на ринге. Он ищет партнера, противника сильнее себя, чтобы испытать себя, чтобы пережить себя, чтобы осознать себя. Мы можем самоутверждаться, заявляя: «я самый продвинутый в этой комнате» – но это не будет для нас апогеем. Мы должны всегда искать тех, кто лучше, чем мы. Если мы найдем тех, кто лучше, чем мы – тогда мы будем становиться совершеннее, а если мы – лучшие среди худших, значит, у нас небольшие запросы. 

#00:17:00#

Ваши мысли о мировом правительстве свидетельствуют лишь о том, что вы не практикуете Сознание Кришны до конца и серьезно. Если вы будете практиковать Сознание Кришны, вы, в конечном итоге, увидите: всем управляет Господь, Он в сердце каждого живого существа. Это, кстати, не самая большая реализация. 

Самая большая реализация – стать совершенно безропотным инструментом Его воли. Вот это очень сложно. То, что Он управляет всем – это понятно, а вот стать Его инструментом – значит иссушить сердце от всех своих желаний, чтобы только Его желания жили в твоем сердце. У Господа также есть свои желания, поэтому мы всегда задаем вопросы: что Ты от меня хочешь? Каков мой путь? Какова моя цель? 

 

Милость к самым падшим

#00:18:15#

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Еще вопросы есть?

Вопрос: Если все зависит от воли Господа, то оскорбления, совершаемые учеником из-за недостаточного понимания, а также его сомнения на определенной духовной стадии -- это проявление его невежества, или это также происходит по воле Господа для опыта учеников?

#00:18:45#

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Это невежество человека. 

Существуют разные типы оскорблений. Например, когда бенгальский брахман хочет поесть курицы, он обязательно сварит ее в воде Ганги с листьями туласи: нет того, что невозможно очистить с помощью воды Ганги и листьев туласи. Он положит ее клювом на восток, прочитает ей в ухо мантру «в этой жизни я тебя, а в следующей жизни ты меня», отрежет ей голову и предложит кровь матери Кали. Потом уже, попрыскав водой Ганги, сварит нормально и положит на нее листочек туласи. Кто примет? Мать Кали. Именно поэтому эти брахманы были врагами Шри Чайтаньи Махапрабху. 

Первой оппозицией в Навадвипе были тантрики. Существующий сейчас праздник Дурги начал отмечать один из царей-материалистов в ответ вайшнавской санкиртане: «Ах, вы поете Святые Имена? А мы устроим поклонение матери Дурге!» — и с тех пор Дурга Пуджа в Калькутте – большой праздник.

#00:20:17#

Я был однажды на этом мероприятии в Навадвипе, когда тантрики выносят огромные божества Кали и везут их на телегах через весь город. В этот день убивают тысячи козлят. Ты идешь, все улицы в крови и трупах козлят, прямо при тебе рубят головы укуренные индусы, похожие на ракшасов, с сумасшедшими глазами. Вайшнавы в этот день не выходят из храмов. Это устраивается специально, чтобы показать вайшнавам: «Мы здесь, мы, между прочим, никуда не ушли, у нас свобода выбора, и поэтому мы будем мочить козлов, потому что сами козлы».

#00:21:08#

Есть такой тип оскорблений. А есть оскорбления, когда, например, человек не знает, как перед Божеством правильно сидеть, или не знает, что в храм нельзя заходить в шерстяной одежде, кланяться на одну руку, прославлять кого-либо, кроме Гуру и Божества. Существуют тридцать с лишним оскорблений: сева-апарадхи, вайшнава-апарадхи, прасадам-апарадхи – и человек должен знать эти апарадхи. Однако, если он искренний, то Господь может не принять его оскорбления. Если человек искренний, если он следует рага-марге, а не вайдика-марге.

#00:21:56#

Процесс «вайдика-марга» означает ведическое поклонение. Мы не квалифицированы для ведического поклонения в силу нашего социального, культурного происхождения. Таким, как мы, тем, у кого нет правильного отношения, Божества в принципе не показывают в Индии. Как, например, собаке не дают смотреть на прасад. Поэтому в ортодоксальные храмы, такие, как храм Джаганнатха, хариджан не пускают. Мы – хариджаны. Хариджаны – это друзья Хари, те, у которых нет касты, которые не прошли самскары, очистительные обряды, которые не получили благоприятное рождение, которые лживы, обманчивы, которые не арии. Мы – не арии, поэтому нас не должны пускать в нормальные храмы.

#00:22:52#

Однако Господь очень милостив, и Он являет себя падшим душам. Поэтому у ворот храма Джаганнатха есть Божество Джаганнатха, которое называется Джаганнатх Патита Паван – «друг падших». 

Но прасад Джаганнатха неотличен от самого Джаганнатха. Один очень известный западный гуру приехал со своими учениками и стал возмущаться у ворот храма Джаганнатха: «Мы, белые, так хорошо следуем всему, а вы нас не пускаете в свой храм!». Тогда им брахман сказал: «Вы такие хорошие?» — и взял прасад Джаганнатха и бросил собакам. Плешивые индийские собаки подбежали и стали его, естественно, жевать, лизать. Он сказал: «Ешьте прасад! Прасад неотличен от Господа Джаганнатха». Этот гуру воскликнул: «Ах!», а брахман подошел, взял, сьел прасад и сказал: «Вот видишь, почему мы вас не пускаем сюда. Потому что могу сьесть прасад после собак, он не оскверняется, – а ты только в своем уме хороший. Когда ты родишься через миллион жизней здесь – придешь, поговорим».

#00:24:00#

Но Махапрабху пришел освободить падшие души, и поэтому мы не следуем ведической системе, арийской системе. Харе Кришна – это не арийская система. Это путь милости: когда Святое Имя нисходит, Оно очищает падшие души. Мы должны с энтузиазмом принять Святое Имя, санкиртану, принять основы вайшнавизма – но понимать, что, в принципе, нам это дали не по справедливости, а из милости. Если мы это понимаем, во внутреннем покаянии, тогда мы можем прогрессировать.

#00:24:34#

Что будет, если мы станем на путь вайдика-марга? В Гималаях, например, в Бадринатхе, не берут ни одного пуджари из Северной Индии. Пуджари там только керальцы южноиндийские, потому что Шанкарачарья был из Кералы: то есть, не просто брахманы, а брахманы с определенной парашараготры, с супер чистой готры, они совершают все тантрические поклонения в Гималайских храмах. 

Потому что когда пришел Шанкарачарья, и буддизм был к тому времени распространен уже везде в Индии, он создал акары и выгнал буддистов. Увидев, что ведические правила уже всеми забыты, он, чтобы восстановить ведическое поклонение, пригласил ученых из Кералы, где к тому времени еще все ведические и тантрические  законы остались. 

#00:25:31#

Но мы следуем пути рага-марга. Рага-марга – это путь служения сердца. Мы, может быть, не все знаем, не все умеем, но мы с энтузиазмом поем перед Божеством Гирираджа, с энтузиазмом вкушаем прасад, с энтузиазмом поклоняемся – должны поклонятся, по крайней мере. Такое поклонение крайне, крайне благоприятно. Вообще, редкая душа может поклонятся в храме. Не думайте, здесь так мало людей, потому что про храм мало кто знает. Вас мало потому, что редкая душа вообще в храм Господа может попасть, а тем более к Говардхану. Получить даршан – это высшая часть духовного мира. Здесь одни только намоленные монастыри. Прийти и созерцать Божество Говардхана можно только после многих, многих жизней сукрити, это не просто прийти посмотреть, «а что это такое?», потыкать пальцем. Принципы работают таким образом. Нам трудно это понять, потому что нам кажется, что духовного мира нет. Но для духовного мира все по-другому.

 

Долг никому не должен

#00:27:12#

Вопрос из зала: Если человек совершает оскорбления, симптомы, так или иначе, проявляются? 

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Обязательно. Он падет, он падет и будет страдать. Самая страшное – это вайшнава-апарадхи: они могут уничтожить нашу веру. 

Существуют также джива-апарадхи: мы можем оскорблять просто людей, дживы оскорблять. Например, я прихожу куда-нибудь на работу, и, забыв, не поздоровался с человеком, и этим оскорбил его. С уборщицей не поздоровался – и она думает: «Пришел шеф, но не сказал “здравствуйте”, шел и по мобильному телефону говорил, не обратил внимания». Это оскорбление джива-апарадха. Я как бы ничего плохого никому не делал – но это не значит, что это не оскорбление. 

Ходить с недовольным лицом значит тоже совершать оскорбление одним своим только видом. Чего вы смеетесь, это так просто – оскорбительное выражение лица. Поэтому в писаниях сказано, что если увидели вайшнава, вы ему должны поклониться и сказать приятные слова. Если ты подошел к вайшнаву не с тем выражением лица, сказал: «Ну-ка, ты, сделал быстро и побежал!» — ты совершил оскорбление вайшнава… Ты не имеешь права даже джива-апарадху совершать, потому что каждая душа – частичка Господа.

#00:28:53#

Великие кшатрии убивали всех с высшим состраданием, словно делали эвтаназию. Не стоит думать, что Арджуна без сострадания убивал своих врагов и родственников на поле битвы. Когда Арджуна выехал на боевой колеснице на поле битвы, и все увидели белых лошадей, сияющего Кришну и Арджуну –  все были в шоке, потому что не понятно было, чья армия круче, хотя, в принципе, Куру были круче. И что сделал Арджуна? Он встал, выпустил первую очередь из стрел, и эти стрелы вонзились в землю у ног Бхишмы, затем Дроны. Все удивились: «Что он делает, этот безумец?!» Но Бхишма сказал: «Своими стрелами он делает мне поклоны, дандаваты». 

#00:30:11#

Затем Юдхиштхира встал с колесницы и побежал. Все думали: сражаться или не сражаться? Он подошел к Дроне, к Бхишме, ко всем своим дедам, к гуру. Представь, ты должен сражаться со своими гуру. Он сделал поклон, который подобает ученику, и Бхишма, дед Бхишма, который должен был сражаться со своим внуком, сказал: «Если бы ты не пришел ко мне и не поклонился, я бы убил тебя. Никто не может меня убить. Но из-за того, что ты выразил мне почтение, я даю тебе аширват, благословение, что ты убьёшь меня в битве – ты, никто другой. Не зразу. Нет, ты не сможешь меня убить сразу, потому что…» Там была шлока, «долг никому не должен»,  говорил каждый из них.

#00:31:02#

Долг никому не должен, но все должны долгу. Долг – он над всеми: у каждого есть долг, и каждый должен. Каждый должен, и Кришна говорит: «Я также должен всем живым существам, и поэтому Я поддерживаю этот мир».  Ты принял долг – ты должен, а долг тебе ничего не должен. Ничего не требуй взамен. Если ты служил – в этом твоя удача. Сколько ты смог послужить – столько благочестивой заслуги в этой жизни ты получил. Но если ты не сможешь служить дальше, в силу здоровья или в силу других обстоятельств…

#00:31:51#

Один случай очень удивил меня. В Пури был пуджари, некий Вишну Махарадж. Пожилой человек и старый санньяси, ходил сгорбленный. Однажды он очень сильно заболел, и приехали его родственники и забрали его. Я сказал: «Может быть, он умрет, он был всю жизнь санньяси, может, он умрет дома, с родственниками». Гурудев ответил: «Долг ничего не должен, это его удача. Храм – это не госпиталь». Гурудев объяснял: это его удача, что он смог служить. Было бы, конечно, хорошо, если бы он умер в процессе исполнения своего служения. Но когда он уже не может служить, его родственники о нем позаботятся – это для них будет хорошо. Для сына долг – служить отцу, а для преданного долг – служить миссии. Гурудев сказал: «Да, он отдал свою энергию здесь, но, поскольку он уже не может отдавать свою энергию физически, то в разлуке и в памятовании о храме, о преданных, он может оставить этот мир. Но если мы сейчас сделаем госпиталь и будем все служить ему, то кто тогда будет служить более высшей цели?»

Поэтому,  мы должны понять, в чем наш долг, и кто кому должен.

 

Не поклонение для нас, но мы – для поклонения

#00:33:35#

Мы должны всегда поддерживать поклонение Божеству. Если Оно к нам пришло, мы должны поддерживать поклонение. Все остальные могут уйти куда-то что-то делать, но пуджари должен быть здесь. Может быть, арати проведут два человека, один будет петь – но подношения Божеству мы должны приготовить. Госвами Махарадж сказал: «Я никогда не доверял тем, кто не ест прасад, не ходит на программы, не проповедует». Если человек одевает на себя туласи, говорит, что у него Имя Кришны, но не вкушает прасад Господа, не слушает хари-катху – ему нельзя доверять. Это значит, что он живет чем-то другим в данный момент своей жизни. Может, до этого он был там распространителем книг или еще где-то, но если он сейчас не следует садхане…

Если мы не будем следовать садхане на нашем уровне, то мы очень быстро утеряем смысл, понимание, зачем все это. Это может превратиться во все, что угодно: в общежитие, в танцевальный центр – во все что угодно. Мы можем очень быстро забыть, вообще кто мы здесь, зачем мы живем. Кто на алтаре находится. Мы можем подумать, что это все для нас.

#00:35:11#

Но не это для нас – это мы для этого созданы. Мы должны пытаться не просто удержать поклонение, но еще и развить его, чтобы не получилось так, что мы – пять удачливых душ, нам было очень хорошо и комфортно в центре Москвы. Мы должны думать о том, что это поклонение мы должны передать другим, тем, кто лучше, чем мы. Лучше, чем мы должны люди прийти, не хуже, чем мы прийти. 

транскрипцию выполнила: Кальяни Деви Даси
редакция: Шьяма Рупа Деви Даси
 
← «Недостаток духовности». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Лахта, Cанкт-Петербург, 10 ноября 2013 года ·• Архив новостей •· Публичные программы в Томске с участием Jiv Jago →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования