«Сын Шивы». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 23 августа 2013 года | Москва | Фестиваль «VEDALIFE»



скачать (формат MP3, 28.77M)

Russian


Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Сын Шивы

(23 августа 2013 года. Москва, Кисельный)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

#00:00:22#

Преданная: Я столкнулась с мнением, что прежде чем совершать какое-то служение, быть в обществе преданных, нужно изучать самбандха-гьяну, науку [о взаимоотношениях с Господом и окружающим миром], чтобы знать, каковы мои отношения с Господом. Но так же я знаю и другие мнения преданных, которые передавали, что Гурудев говорил например: «Я просто служил моему Гуру Махараджу, и все приходило». Я спрашиваю относительно себя: когда мы уже находимся в обществе преданных, стоит максимально сосредоточиться на служении или все-таки находить время для самбандха-гьяны?

#00:02:06#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это очень хороший важный вопрос, и его несколько раз задавали учителям нашей гуру-варги. Мы делаем ударение главным образом на севе — на активном служении. Наши Гуру подчеркивают важность севы, они вдохновляют нас прежде всего на это. Они объясняют нам, что через севу постепенно и знание самбандхи проявится в нашем сердце, а также абхидхеи, прайоджаны. Постепенно, шаг за шагом, через служение все явится в нашем сердце.

#00:03:08#

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Не читайте слишком много книг». Но, конечно же, это не означает, что нам следует игнорировать утренние или вечерние лекции, где читается «Чайтанья-чаритамрита», или что нам следует игнорировать возможности услышать слова от садху, когда они рассказывают о Кришне. Знание, которое поможет нам приблизиться к сознанию Кришны и поможет нам достичь сознания Кришны, — мы принимаем это знание.

#00:04:13#

Часто распространено заблуждение по поводу природы гьяна-шунья бхакти. Что означает гьяна-шунья бхакти? Шрила Шридхар Махарадж иногда переводил это понятие как «преданность, лишенная знания». Но знание, на которое он ссылается в данном случае, — это эмпирическое знание, теоретическое знание, знание, подобное знанию майявади об имперсональном характере Абсолюта.

#00:05:09#

Проповедникам при этом нужно обладать всеми этими различными видами знания, чтобы владеть ситуацией и быть в состоянии взаимодействовать с людьми на этих уровнях. Но мы, обычные практикующие, принимаем то знание, которое помогает нам в нашей практике, в обретении сознания Кришны. Мы приходим на программы, слушаем лекции наших Гуру, изучаем книги наших Гуру. Это не ситуация, когда все однозначно — черное и белое, да или нет. Есть определенные области полутонов, и каждый в соответствии со своей квалификацией, в соответствии со своим уровнем выбирает для себя тот или иной оттенок.

#00:06:42#

Но в целом здоровый образ жизни преданных включает в себя и регулярное чтение книг, рекомендованных нашими учителями. Обычно подразумевается свободное время. Когда мы не заняты сильно чем-то другим, мы можем читать книги [духовного содержания], прежде всего книги нашего Матха, книги наших учителей. Наши Гуру подчеркивали важность активного и ответственного служения. Ведь служение, которое вознаграждает наибольшими плодами, — это служение, в котором есть большая нужда.

#00:07:57#

Шрила Гурудев рекомендовал нам принять то служение, что снизошло к нам от Гуру, от вайшнавов, и принять ответственность за это служение, в особенности если речь идет о чем-то очень важном, необходимом.

#00:08:29#

Думаю, что в вашем случае речь идет о некоем здоровом балансе — необходимо принять для себя какой-то образ жизни, ежедневную практику, когда на первом месте стоит ваше служение, ваша ответственность. Но также ежедневной частью должна быть ваша индивидуальная практика, ваша садхана, некоторое время, потраченное на чтение. Бросаться в крайности, в одну или другую сторону, обычно до добра не доводит.

Есть ли у нас еще вопрос?

#00:09:27#

Притху Прабху: У меня вопрос по поводу тигра. Вспомнилась история про младенчество Гурудева, когда мама положила Гурудева перед тигром. Можно подробнее про эту историю услышать?

#00:10:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я однажды спросила маму Гурудева об этом, потому что занималась исследованиями для того, чтобы написать биографию Шрилы Гурудева. Она была очень доступна в общении. В нашем Матхе мы называли ее с уважением Тхакур Ма. Она жила в Матхе большую часть своей взрослой жизни, вплоть до самых последних дней. Она объясняла, что они с мужем (мужа звали Нитай Пада Дас Адхикари) потеряли своего первого ребенка, первый ребенок погиб. Имя матери Гурудева после инициации — Тарангини Деви.

#00:11:28#

Потеряв своего первого ребенка, они решили пойти и помолиться Буру-радже Шиве в Джай-мангале. Буру означает «старый», «очень старый» на бенгали. Это божество знаменито своей силой. Преданные отправлялись туда со всей Бенгалии, и даже Шрила Шридхар Махарадж иногда заходил туда, предлагая цветы лотоса.

#00:12:15#

Он [Буру-раджа Шива] находится примерно посередине между Хапанией и Бамунпарой, почти в центре. Оба наших учителя — и Шрила Шридхар Махарадж, и Шрила Гурудев — проводили свои игры, связанные с этим храмом. Обычно во время Гаура-пурнимы, когда мы отправляемся в Хапанию, в Бамунпару, каждый год перед Гаура-пурнимой мы посещаем этот храм.

#00:13:04#

Итак, Тарангини Деви и Нитай Пада Дас Адхикари отправились в этот храм помолиться Господу Шиве и просили его: «Пожалуйста, пошли нам своего сына, мы хотим, чтобы у нас родился твой сын». Они молились: «У нас родился один ребенок, но он погиб, и сейчас мы хотим, чтобы у нас родился твой сын».

#00:13:48#

Итак, Шрила Гурудев был зачат и рожден. В момент рождения Шрилы Гурудева Нитай Пада Дас Адхикари был где-то в другом месте. В Индии традиция такова, что, как правило, женщина рожает в обществе своей матери и других женщин, в окружении только женщин, находясь при этом в отдельном доме, отдельно от мужчин.

#00:14:30#

Итак, Нитаю Паде Дасу Адхикари сообщили вести, что у него родился сын. Очень обрадовавшись, он отправился к божеству Буру-раджи Шивы для того, чтобы сообщить ему о новостях: «Твой сын родился у нас». И Нитай, оказавшись в этом храме, как будто бы услышал звук голоса или почувствовал какое-то вдохновение, так или иначе получил ответ от Господа Шивы, который гласил: «Да, мой сын родился у вас. Снимите любые защитные знаки и амулеты с тела моего сына, он будет только под моей защитой». В Индии часто повязывают какие-то ниточки, некие особые знаки наносят на детей для их защиты. И Нитай был удивлен, потому что он не знал, что на ребенка уже нанесли все эти защитные знаки. Он немедленно отправился в Бамунпару и сказал членам своей семьи устранить все эти знаки.

#00:16:46#

Месяц спустя, когда по обычаю наступило время женщине покинуть дом, в котором она рожала, и впервые вынести ребенка на улицу, они отправились вместе с новорожденным месячным сыном представить его божеству Шивы. И на обратном пути они встретились с тигром. Дорога проходила сквозь джунгли, и на обратном пути они встретили тигра, который возник прям перед ними, прямо на дороге. Тарангини Деви бесстрашно положила ребенка на землю прямо перед тигром и сказала ему: «Хочешь забрать его? Попробуй!» И тигр убежал. Он не мог обидеть сына Господа Шивы.

#00:18:03#

При рождении Гурудеву дали имя Дхарма Дас. Он был единственным ребенком во всех близлежащих деревнях, на котором не было всех этих повязанных ниточек, защитных знаков и прочего. У него был вид, несущий благо всем, тело золотистого цвета, очень красивый.

#00:18:52#

Наш Гурудев родился в семье Гуру, Нитай Пада Дас Адхикари был Гуру в определенного рода сампрадае, которая берет начало в линии Нитьянанды и Вирачандры. Так называемая паривара или семья, духовная преемственность, берущая начало от Нитьянанды, Вирачандры. До Вирачандры там наверняка должна была быть Джахнава Деви. Отец Гурудева, Нитай Пада, был известным певцом, очень хорошим певцом, киртанией, который постоянно вел группы киртанов, [духовных] песен.

#00:20:18#

Поэтому Гурудев с детства слушал, как поются песни Видьяпати, Чандидаса и других. Его не пускали на эти собрания, ему не разрешали присутствовать вместе с другими взрослыми, но он прятался в бочке и тайным образом все равно издалека слушал, и так он выучил все эти песни.

#00:20:50#

Когда его отец ушел из этого мира, группа киртана переживала огромную потерю, они думали: «Как же нам продолжать? Он был нашим лидером. Как же мы можем продолжать киртаны без него?» Неожиданно для всех вышел Шрила Гурудев, сын ушедшего певца, и сказал: «Я знаю все эти песни, я могу все спеть». Он был еще довольно молод, и все несколько насторожились, потому что они его не видели на этих собраниях. Поэтому они удивились, когда услышали великолепное пение Гурудева. По природе своей он был отличным певцом, поэтому мог очень хорошо, достоверно воспроизводить все тонкости мелодии, раги. Все были очень счастливы.

#00:22:14#

Когда Шрила Гурудев пришел в Матх и присоединился к Шриле Шридхару Махараджу, ему сказали забыть обо всем этом, об этих песнях. Так он и сделал. Хотя у него была определенная привязанность с детства ко всем этим прекрасным вайшнавским песням, что он слышал и пел в детстве, но он следовал указанию своего Гуру и забыл обо все этом.

#00:22:57#

Это расширенная версия, включающая события «до» и «после». У меня было служение составить биографию Гурудева, поэтому я задавала много вопросов, разбиралась во всех этих событиях, очень много спрашивала мать Гурудева, Тхакур Ма. Работа над созданием этой биографии проходит таким образом: я собрала всю основную информацию, создала фундамент биографии и все собранные материалы передала преданному из Америки, Шобхане Кришне Прабху. Мы надеемся, что это будет совместный проект, в который каждый сможет внести свой вклад, и мы не спешим с завершением этой большой работы.

#00:24:38#

Когда преданные ИСККОН создавали книгу о жизни Шрилы Прабхупады, известную «Прабхупада-лиламриту», в рамках создания этой книги они приходили к Шриле Шридхару Махараджу и задавали много вопросов, и Шрила Шридхар Махарадж давал им определенный совет касательно биографии их Гуру. Он сказал: «Не углубляйтесь слишком далеко в его лилы, игры, до сознания Кришны, опишите что-то в общих чертах, но очень коротко. Не делайте большого ударения, не описывайте слишком подробно его рождение, его детство, его жизнь до сознания Кришны». И это совершенно нормальное, обычное наставление. Мы стараемся следовать этому совету во всем и в том числе при написании биографии нашего Гурудева.

#00:26:20#

Итак, что же делать со столь чудесными событиями, связанными с рождением Гурудева например? Мы решили, что следует сдерживать себя, не приходить в слишком большое возбуждение от всех этих игр, но описать их очень сдержанным, кратким образом, чтобы не подчеркивать в слишком большой степени важность этого. Некоторые преданные начинают в это слишком углубляться, и тогда они думают: «Значит, нам нужно уделить совершенно особое почтение Шиве» и так далее, и эти преданные в каком-то смысле сходят с правильного пути. Мы подходим к этому вопросу с бóльшим здравомыслием, рассуждаем здраво.

#00:27:55#

Также мы слышали о Божествах, которые установлены в нашем храме. Сейчас в месте явления нашего Гурудева, в Бамунпаре, есть храм, и там установлены эти Божества — Радха-Гопинатх. Но ранее эти Божества были установлены в семейном доме Шрилы Гурудева, и эти Божества, говорят, изначально были установлены Самим Нитьянандой или Вирачандрой. Таким образом, история этой семьи и этих Божеств началась еще с тех времен, со времен Нитьянанды Прабху и Вирачандры Прабху. История этой семьи с тех пор передается из поколения в поколение. Также говорят, что раньше фамилия этой семьи была изменена Нитьянандой. Как в случае Нитая Пады Даса Адхикари, их нынешнее имя, но ранее фамилия была иной — Чаттерджи, и Нитьянанда изменил ее.

#00:29:20#

Все эти истории мы воспринимаем с легким сомнением. Гурудев обычно говорил так: «Мне рассказывали это. Так говорят у нас в семье». Никто не может сказать, насколько это достоверно, поэтому мы не хотим делать достоянием публики все эти сведения. Мы осторожно и трезво подходим ко всем этим вопросам.

Есть ли еще вопросы?

#00:30:09#

Преданный: Говорят, что мы должны задавать вопросы духовному учителю, но порой мы не знаем, о чем спрашивать. Я хотел бы узнать, как научиться задавать надлежащие вопросы?

#00:30:38#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я слышала на самом деле обе версии — что следует задавать вопросы духовному учителю и что не следует задавать вопросов духовному учителю. Поэтому все должно зависеть от вас и вашей потребности. Если у вас есть вопрос, который беспокоит вас, ответ на который поможет вам получить правильное духовное представление о реальности и поможет вам в вашем дальнейшем продвижении, в вашем развитии, в этом случае следует задать его. В процессе своей духовной практики естественным образом вы можете натолкнуться на определенные вопросы. Но не нужно пытаться что-то придумывать, выдумывать некие вопросы, чтобы узнать нечто из любопытства или чтобы задать вопрос просто потому, что якобы положено.

#00:32:17#

Однажды к Шриле Шридхару Махараджу пришли преданные из западного мира, последователи Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это было в те дни сразу после ухода Шрилы Прабхупады, и кто-то из них задавал вопросы просто как из пулемета — один вопрос за другим. Наконец Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Я не справочное бюро». Все были удивлены, что Шрила Шридхар Махарадж произнес такие слова, и погрузились в молчание.

#00:33:09#

Все должно быть соразмерно нашей духовной потребности, нашим потребностям в служении. Мы можем многому научиться у наших духовных братьев и сестер. И мы учимся, просто живя, сама жизнь преподносит нам много уроков. Если мы в хорошем обществе, то мы всегда будем учиться. И что интересно, Шрила Шридхар Махарадж говорил, что для нас наиболее благоприятное общение — это не вайшнавы наивысшего уровня, не общение с высочайшего типа уттама-адхикари, парамахамса-вайшнавами. Но Шрила Шридхар Махарадж говорил, что самое лучшее общение — это общение с теми, кто чуть-чуть выше нас. Даже если самую каплю, лишь чуть-чуть выше вас. Потому что с ними вам легче найти общий язык, вам легче почувствовать связь с ними, почувствовать, что вы на самом деле в одной и той же ситуации, как бы на одной частоте, на одной волне. Когда мы общаемся с кем-то, с кем мы более или менее на одном уровне, но этот второй все-таки выше нас, тогда мы можем извлечь из этого общения максимум блага.

#00:35:35#

Если мы общаемся с кем-то, кто выше, чем мы способны понять, то мы, вероятно, будем не в состоянии понять все, что они говорят, все, что они делают, почему они делают то, что они делают, и это не принесет нам слишком большого блага. Они могут быть просто слишком возвышенны для нас. И я для себя была очень удивлена, услышав это, и поняла, что это очень полезный совет. Парамахамса-вайшнавы могут быть на очень высоком уровне, и иногда мы можем просто не понять, что они пытаются нам дать, чему они пытаются нас научить. Существует слишком большой разрыв между нашим и их положением. И, живя вместе со Шрилой Гурудевом, в его обществе, я часто наблюдала это на практике. Мне часто приходилось отправляться к Шриле Госвами Махараджу или кому-то еще из опытных преданных, прося их объяснить: «А что сейчас сказал Гурудев? А что это означает? Почему он так поступил?» И так я получила очень большую помощь от более старших преданных, от старших санньяси, таких как Мадхусудан Махарадж и другие. Они помогли мне понять, о чем говорит Гурудев, чего он хочет, почему он поступает именно таким образом.

Может быть еще вопрос? На один еще есть время.

#00:38:18#

Притху Прабху: Хотя мы говорили, что мистика не имеет большого значения в жизни преданного, его прошлое, но, тем не менее…

#00:38:31#

Ашутош Кришна Прабху: Мистика и прошлое?

#00:38:33#

Притху Прабху: Нет, я имею в виду следующее: мы говорили, что прошлое до Харе Кришна не имеет большого значения. Даже этот случай с тигром и прочее, но сам этот факт, что Гурудев пришел от Шивы, в свое время помог ему приобрести новое служение — например, он стал еще и лекарем Шридхара Махараджа. Можно ли подробно об этом?

#00:39:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это история, связанная со здоровьем Шрилы Шридхара Махараджа, и как Гурудев стал его врачом. Шрила Шридхар Махарадж страдал от ужасной мигрени, ужасной головной боли. И у Гурудева было хобби — он занимался гомеопатией, в качестве хобби изучал ее, иногда практиковал, помогал различным преданным, иногда помогал и Шриле Шридхару Махараджу. Но, конечно же, Гурудев полагался больше на врачей, поэтому он вызывал различных врачей с просьбой, чтобы они помогли Шриле Шридхару Махараджу избавиться от этой мигрени, головной боли. Но ничто не помогало.

#00:41:00#

Шрила Гурудев рассказывает, что однажды он был в душе и в это время громоподобный голос раздался, произнеся название лекарства: «Калифос». Он понял, что это то самое лекарство, которое необходимо Шриле Гуру Махараджу, и распорядился, чтобы ему дали это лекарство, и головные боли прошли. Я помню, как Гурудев рассказывал: он считал, что это пришло к нему по милости Господа Шивы. Только это, это короткая история.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 



←  Фестиваль Ведалайф в Москве. День третий ·• Архив новостей •· Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж в Харькове. 18 августа 2013 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 30.2 МБ)

Russian


Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Сын Шивы

(23 августа 2013 года. Москва, Кисельный)

 

Бхакти Лалита Деви Даси: Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

#00:00:22#

Преданная: Я столкнулась с мнением, что прежде чем совершать какое-то служение, быть в обществе преданных, нужно изучать самбандха-гьяну, науку [о взаимоотношениях с Господом и окружающим миром], чтобы знать, каковы мои отношения с Господом. Но так же я знаю и другие мнения преданных, которые передавали, что Гурудев говорил например: «Я просто служил моему Гуру Махараджу, и все приходило». Я спрашиваю относительно себя: когда мы уже находимся в обществе преданных, стоит максимально сосредоточиться на служении или все-таки находить время для самбандха-гьяны?

#00:02:06#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это очень хороший важный вопрос, и его несколько раз задавали учителям нашей гуру-варги. Мы делаем ударение главным образом на севе — на активном служении. Наши Гуру подчеркивают важность севы, они вдохновляют нас прежде всего на это. Они объясняют нам, что через севу постепенно и знание самбандхи проявится в нашем сердце, а также абхидхеи, прайоджаны. Постепенно, шаг за шагом, через служение все явится в нашем сердце.

#00:03:08#

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил: «Не читайте слишком много книг». Но, конечно же, это не означает, что нам следует игнорировать утренние или вечерние лекции, где читается «Чайтанья-чаритамрита», или что нам следует игнорировать возможности услышать слова от садху, когда они рассказывают о Кришне. Знание, которое поможет нам приблизиться к сознанию Кришны и поможет нам достичь сознания Кришны, — мы принимаем это знание.

#00:04:13#

Часто распространено заблуждение по поводу природы гьяна-шунья бхакти. Что означает гьяна-шунья бхакти? Шрила Шридхар Махарадж иногда переводил это понятие как «преданность, лишенная знания». Но знание, на которое он ссылается в данном случае, — это эмпирическое знание, теоретическое знание, знание, подобное знанию майявади об имперсональном характере Абсолюта.

#00:05:09#

Проповедникам при этом нужно обладать всеми этими различными видами знания, чтобы владеть ситуацией и быть в состоянии взаимодействовать с людьми на этих уровнях. Но мы, обычные практикующие, принимаем то знание, которое помогает нам в нашей практике, в обретении сознания Кришны. Мы приходим на программы, слушаем лекции наших Гуру, изучаем книги наших Гуру. Это не ситуация, когда все однозначно — черное и белое, да или нет. Есть определенные области полутонов, и каждый в соответствии со своей квалификацией, в соответствии со своим уровнем выбирает для себя тот или иной оттенок.

#00:06:42#

Но в целом здоровый образ жизни преданных включает в себя и регулярное чтение книг, рекомендованных нашими учителями. Обычно подразумевается свободное время. Когда мы не заняты сильно чем-то другим, мы можем читать книги [духовного содержания], прежде всего книги нашего Матха, книги наших учителей. Наши Гуру подчеркивали важность активного и ответственного служения. Ведь служение, которое вознаграждает наибольшими плодами, — это служение, в котором есть большая нужда.

#00:07:57#

Шрила Гурудев рекомендовал нам принять то служение, что снизошло к нам от Гуру, от вайшнавов, и принять ответственность за это служение, в особенности если речь идет о чем-то очень важном, необходимом.

#00:08:29#

Думаю, что в вашем случае речь идет о некоем здоровом балансе — необходимо принять для себя какой-то образ жизни, ежедневную практику, когда на первом месте стоит ваше служение, ваша ответственность. Но также ежедневной частью должна быть ваша индивидуальная практика, ваша садхана, некоторое время, потраченное на чтение. Бросаться в крайности, в одну или другую сторону, обычно до добра не доводит.

Есть ли у нас еще вопрос?

#00:09:27#

Притху Прабху: У меня вопрос по поводу тигра. Вспомнилась история про младенчество Гурудева, когда мама положила Гурудева перед тигром. Можно подробнее про эту историю услышать?

#00:10:05#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я однажды спросила маму Гурудева об этом, потому что занималась исследованиями для того, чтобы написать биографию Шрилы Гурудева. Она была очень доступна в общении. В нашем Матхе мы называли ее с уважением Тхакур Ма. Она жила в Матхе большую часть своей взрослой жизни, вплоть до самых последних дней. Она объясняла, что они с мужем (мужа звали Нитай Пада Дас Адхикари) потеряли своего первого ребенка, первый ребенок погиб. Имя матери Гурудева после инициации — Тарангини Деви.

#00:11:28#

Потеряв своего первого ребенка, они решили пойти и помолиться Буру-радже Шиве в Джай-мангале. Буру означает «старый», «очень старый» на бенгали. Это божество знаменито своей силой. Преданные отправлялись туда со всей Бенгалии, и даже Шрила Шридхар Махарадж иногда заходил туда, предлагая цветы лотоса.

#00:12:15#

Он [Буру-раджа Шива] находится примерно посередине между Хапанией и Бамунпарой, почти в центре. Оба наших учителя — и Шрила Шридхар Махарадж, и Шрила Гурудев — проводили свои игры, связанные с этим храмом. Обычно во время Гаура-пурнимы, когда мы отправляемся в Хапанию, в Бамунпару, каждый год перед Гаура-пурнимой мы посещаем этот храм.

#00:13:04#

Итак, Тарангини Деви и Нитай Пада Дас Адхикари отправились в этот храм помолиться Господу Шиве и просили его: «Пожалуйста, пошли нам своего сына, мы хотим, чтобы у нас родился твой сын». Они молились: «У нас родился один ребенок, но он погиб, и сейчас мы хотим, чтобы у нас родился твой сын».

#00:13:48#

Итак, Шрила Гурудев был зачат и рожден. В момент рождения Шрилы Гурудева Нитай Пада Дас Адхикари был где-то в другом месте. В Индии традиция такова, что, как правило, женщина рожает в обществе своей матери и других женщин, в окружении только женщин, находясь при этом в отдельном доме, отдельно от мужчин.

#00:14:30#

Итак, Нитаю Паде Дасу Адхикари сообщили вести, что у него родился сын. Очень обрадовавшись, он отправился к божеству Буру-раджи Шивы для того, чтобы сообщить ему о новостях: «Твой сын родился у нас». И Нитай, оказавшись в этом храме, как будто бы услышал звук голоса или почувствовал какое-то вдохновение, так или иначе получил ответ от Господа Шивы, который гласил: «Да, мой сын родился у вас. Снимите любые защитные знаки и амулеты с тела моего сына, он будет только под моей защитой». В Индии часто повязывают какие-то ниточки, некие особые знаки наносят на детей для их защиты. И Нитай был удивлен, потому что он не знал, что на ребенка уже нанесли все эти защитные знаки. Он немедленно отправился в Бамунпару и сказал членам своей семьи устранить все эти знаки.

#00:16:46#

Месяц спустя, когда по обычаю наступило время женщине покинуть дом, в котором она рожала, и впервые вынести ребенка на улицу, они отправились вместе с новорожденным месячным сыном представить его божеству Шивы. И на обратном пути они встретились с тигром. Дорога проходила сквозь джунгли, и на обратном пути они встретили тигра, который возник прям перед ними, прямо на дороге. Тарангини Деви бесстрашно положила ребенка на землю прямо перед тигром и сказала ему: «Хочешь забрать его? Попробуй!» И тигр убежал. Он не мог обидеть сына Господа Шивы.

#00:18:03#

При рождении Гурудеву дали имя Дхарма Дас. Он был единственным ребенком во всех близлежащих деревнях, на котором не было всех этих повязанных ниточек, защитных знаков и прочего. У него был вид, несущий благо всем, тело золотистого цвета, очень красивый.

#00:18:52#

Наш Гурудев родился в семье Гуру, Нитай Пада Дас Адхикари был Гуру в определенного рода сампрадае, которая берет начало в линии Нитьянанды и Вирачандры. Так называемая паривара или семья, духовная преемственность, берущая начало от Нитьянанды, Вирачандры. До Вирачандры там наверняка должна была быть Джахнава Деви. Отец Гурудева, Нитай Пада, был известным певцом, очень хорошим певцом, киртанией, который постоянно вел группы киртанов, [духовных] песен.

#00:20:18#

Поэтому Гурудев с детства слушал, как поются песни Видьяпати, Чандидаса и других. Его не пускали на эти собрания, ему не разрешали присутствовать вместе с другими взрослыми, но он прятался в бочке и тайным образом все равно издалека слушал, и так он выучил все эти песни.

#00:20:50#

Когда его отец ушел из этого мира, группа киртана переживала огромную потерю, они думали: «Как же нам продолжать? Он был нашим лидером. Как же мы можем продолжать киртаны без него?» Неожиданно для всех вышел Шрила Гурудев, сын ушедшего певца, и сказал: «Я знаю все эти песни, я могу все спеть». Он был еще довольно молод, и все несколько насторожились, потому что они его не видели на этих собраниях. Поэтому они удивились, когда услышали великолепное пение Гурудева. По природе своей он был отличным певцом, поэтому мог очень хорошо, достоверно воспроизводить все тонкости мелодии, раги. Все были очень счастливы.

#00:22:14#

Когда Шрила Гурудев пришел в Матх и присоединился к Шриле Шридхару Махараджу, ему сказали забыть обо всем этом, об этих песнях. Так он и сделал. Хотя у него была определенная привязанность с детства ко всем этим прекрасным вайшнавским песням, что он слышал и пел в детстве, но он следовал указанию своего Гуру и забыл обо все этом.

#00:22:57#

Это расширенная версия, включающая события «до» и «после». У меня было служение составить биографию Гурудева, поэтому я задавала много вопросов, разбиралась во всех этих событиях, очень много спрашивала мать Гурудева, Тхакур Ма. Работа над созданием этой биографии проходит таким образом: я собрала всю основную информацию, создала фундамент биографии и все собранные материалы передала преданному из Америки, Шобхане Кришне Прабху. Мы надеемся, что это будет совместный проект, в который каждый сможет внести свой вклад, и мы не спешим с завершением этой большой работы.

#00:24:38#

Когда преданные ИСККОН создавали книгу о жизни Шрилы Прабхупады, известную «Прабхупада-лиламриту», в рамках создания этой книги они приходили к Шриле Шридхару Махараджу и задавали много вопросов, и Шрила Шридхар Махарадж давал им определенный совет касательно биографии их Гуру. Он сказал: «Не углубляйтесь слишком далеко в его лилы, игры, до сознания Кришны, опишите что-то в общих чертах, но очень коротко. Не делайте большого ударения, не описывайте слишком подробно его рождение, его детство, его жизнь до сознания Кришны». И это совершенно нормальное, обычное наставление. Мы стараемся следовать этому совету во всем и в том числе при написании биографии нашего Гурудева.

#00:26:20#

Итак, что же делать со столь чудесными событиями, связанными с рождением Гурудева например? Мы решили, что следует сдерживать себя, не приходить в слишком большое возбуждение от всех этих игр, но описать их очень сдержанным, кратким образом, чтобы не подчеркивать в слишком большой степени важность этого. Некоторые преданные начинают в это слишком углубляться, и тогда они думают: «Значит, нам нужно уделить совершенно особое почтение Шиве» и так далее, и эти преданные в каком-то смысле сходят с правильного пути. Мы подходим к этому вопросу с бóльшим здравомыслием, рассуждаем здраво.

#00:27:55#

Также мы слышали о Божествах, которые установлены в нашем храме. Сейчас в месте явления нашего Гурудева, в Бамунпаре, есть храм, и там установлены эти Божества — Радха-Гопинатх. Но ранее эти Божества были установлены в семейном доме Шрилы Гурудева, и эти Божества, говорят, изначально были установлены Самим Нитьянандой или Вирачандрой. Таким образом, история этой семьи и этих Божеств началась еще с тех времен, со времен Нитьянанды Прабху и Вирачандры Прабху. История этой семьи с тех пор передается из поколения в поколение. Также говорят, что раньше фамилия этой семьи была изменена Нитьянандой. Как в случае Нитая Пады Даса Адхикари, их нынешнее имя, но ранее фамилия была иной — Чаттерджи, и Нитьянанда изменил ее.

#00:29:20#

Все эти истории мы воспринимаем с легким сомнением. Гурудев обычно говорил так: «Мне рассказывали это. Так говорят у нас в семье». Никто не может сказать, насколько это достоверно, поэтому мы не хотим делать достоянием публики все эти сведения. Мы осторожно и трезво подходим ко всем этим вопросам.

Есть ли еще вопросы?

#00:30:09#

Преданный: Говорят, что мы должны задавать вопросы духовному учителю, но порой мы не знаем, о чем спрашивать. Я хотел бы узнать, как научиться задавать надлежащие вопросы?

#00:30:38#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я слышала на самом деле обе версии — что следует задавать вопросы духовному учителю и что не следует задавать вопросов духовному учителю. Поэтому все должно зависеть от вас и вашей потребности. Если у вас есть вопрос, который беспокоит вас, ответ на который поможет вам получить правильное духовное представление о реальности и поможет вам в вашем дальнейшем продвижении, в вашем развитии, в этом случае следует задать его. В процессе своей духовной практики естественным образом вы можете натолкнуться на определенные вопросы. Но не нужно пытаться что-то придумывать, выдумывать некие вопросы, чтобы узнать нечто из любопытства или чтобы задать вопрос просто потому, что якобы положено.

#00:32:17#

Однажды к Шриле Шридхару Махараджу пришли преданные из западного мира, последователи Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это было в те дни сразу после ухода Шрилы Прабхупады, и кто-то из них задавал вопросы просто как из пулемета — один вопрос за другим. Наконец Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Я не справочное бюро». Все были удивлены, что Шрила Шридхар Махарадж произнес такие слова, и погрузились в молчание.

#00:33:09#

Все должно быть соразмерно нашей духовной потребности, нашим потребностям в служении. Мы можем многому научиться у наших духовных братьев и сестер. И мы учимся, просто живя, сама жизнь преподносит нам много уроков. Если мы в хорошем обществе, то мы всегда будем учиться. И что интересно, Шрила Шридхар Махарадж говорил, что для нас наиболее благоприятное общение — это не вайшнавы наивысшего уровня, не общение с высочайшего типа уттама-адхикари, парамахамса-вайшнавами. Но Шрила Шридхар Махарадж говорил, что самое лучшее общение — это общение с теми, кто чуть-чуть выше нас. Даже если самую каплю, лишь чуть-чуть выше вас. Потому что с ними вам легче найти общий язык, вам легче почувствовать связь с ними, почувствовать, что вы на самом деле в одной и той же ситуации, как бы на одной частоте, на одной волне. Когда мы общаемся с кем-то, с кем мы более или менее на одном уровне, но этот второй все-таки выше нас, тогда мы можем извлечь из этого общения максимум блага.

#00:35:35#

Если мы общаемся с кем-то, кто выше, чем мы способны понять, то мы, вероятно, будем не в состоянии понять все, что они говорят, все, что они делают, почему они делают то, что они делают, и это не принесет нам слишком большого блага. Они могут быть просто слишком возвышенны для нас. И я для себя была очень удивлена, услышав это, и поняла, что это очень полезный совет. Парамахамса-вайшнавы могут быть на очень высоком уровне, и иногда мы можем просто не понять, что они пытаются нам дать, чему они пытаются нас научить. Существует слишком большой разрыв между нашим и их положением. И, живя вместе со Шрилой Гурудевом, в его обществе, я часто наблюдала это на практике. Мне часто приходилось отправляться к Шриле Госвами Махараджу или кому-то еще из опытных преданных, прося их объяснить: «А что сейчас сказал Гурудев? А что это означает? Почему он так поступил?» И так я получила очень большую помощь от более старших преданных, от старших санньяси, таких как Мадхусудан Махарадж и другие. Они помогли мне понять, о чем говорит Гурудев, чего он хочет, почему он поступает именно таким образом.

Может быть еще вопрос? На один еще есть время.

#00:38:18#

Притху Прабху: Хотя мы говорили, что мистика не имеет большого значения в жизни преданного, его прошлое, но, тем не менее…

#00:38:31#

Ашутош Кришна Прабху: Мистика и прошлое?

#00:38:33#

Притху Прабху: Нет, я имею в виду следующее: мы говорили, что прошлое до Харе Кришна не имеет большого значения. Даже этот случай с тигром и прочее, но сам этот факт, что Гурудев пришел от Шивы, в свое время помог ему приобрести новое служение — например, он стал еще и лекарем Шридхара Махараджа. Можно ли подробно об этом?

#00:39:56#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это история, связанная со здоровьем Шрилы Шридхара Махараджа, и как Гурудев стал его врачом. Шрила Шридхар Махарадж страдал от ужасной мигрени, ужасной головной боли. И у Гурудева было хобби — он занимался гомеопатией, в качестве хобби изучал ее, иногда практиковал, помогал различным преданным, иногда помогал и Шриле Шридхару Махараджу. Но, конечно же, Гурудев полагался больше на врачей, поэтому он вызывал различных врачей с просьбой, чтобы они помогли Шриле Шридхару Махараджу избавиться от этой мигрени, головной боли. Но ничто не помогало.

#00:41:00#

Шрила Гурудев рассказывает, что однажды он был в душе и в это время громоподобный голос раздался, произнеся название лекарства: «Калифос». Он понял, что это то самое лекарство, которое необходимо Шриле Гуру Махараджу, и распорядился, чтобы ему дали это лекарство, и головные боли прошли. Я помню, как Гурудев рассказывал: он считал, что это пришло к нему по милости Господа Шивы. Только это, это короткая история.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования