«Распорядок дня преданного». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 22 августа 2013 года. Москва, Кисельный. Фестиваль Vedalife



скачать (формат MP3, 33.24M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Распорядок дня преданного

(22 августа 2013 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: У нас начался фестиваль «Ведалайф» и уже чувствуется недосып некоторых людей. Это всегда волнующее время — время фестиваля. Бывает, правда, сложно в это время. Тем не менее мы счастливо принимаем все эти неудобства: стоять в очереди в душ, спать четыре часа и тому подобное.

#00:01:41#

У нас в ашраме в Сан-Хосе в Калифорнии есть одна вайшнави по имени Дживана Диди. Многие преданные во время своей практики достаточно выбиваются из сил, совершая слишком много аскез, и она делает для них что-то в три раза больше, чем обычно. И хотя это некая шутка, но, тем не менее, в ней есть доля правды. После того как мы выполнили некое значительное, важное служение, сопряженное с определенными трудностями, мы можем подойти к ней и попросить: «Дай нам, пожалуйста, скидку, поблажку, в три раза больше». И дальше мы можем продолжать очень счастливо, зная, что у нас теперь есть благословение Дживаны Диди.

#00:04:18#

Сейчас я тоже наблюдаю, когда преданные трудятся в поте лица, когда они недосыпают, недоедают и так далее, совершают подвижничество, и меня тоже часто просят благословить от имени Гурудева или еще как-то, я выступаю в этом качестве как ритвик — я передаю это благословение свыше другим. Я счастливо желаю всего самого наилучшего тем преданным, которые… Все вы сегодня утром за то, что встали на утреннюю программу, заработали в три раза больше очков. Вставайте в эти дни на утренние программы, и все будет хорошо. И я знаю, что спали-то вы мало, а еще и встали утром — так или иначе пострадали за веру и поэтому «джая!» всем вам.

#00:06:12#

Особенно преданные-совы, которые бывает до трех–четырех ночи бодрствуют, а сейчас у них поменялся режим в связи с фестивалем.

#00:06:38#

Да, задавайте свои вопросы.

#00:06:41#

Рам Рай Прабху: Почему так [неразборчиво] утром важно вставать, если [неразборчиво] благословляется [неразборчиво]? Некоторые преданные говорят, что на самом деле не очень-то и важно [неразборчиво], служение [неразборчиво] — полезное дело.

#00:08:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле мне этот вопрос задают очень часто — про утро, про утреннее арати и так далее. Потому что я ранняя пташка, мне постоянно задают этот вопрос — зачем, почему. Но меня так натренировал Гурудев — чтобы я была готова, когда ему нужно. И поэтому не важно, сколько я спала, устала или нет, я всегда встаю утром рано. Гурудев ожидал от всех нас, что мы будем вставать рано утром еще до рассвета, особенно это касалось его секретарей, которые в три тридцать–четыре утра уже должны быть наготове, писать письма и тому подобное.

#00:09:34#

У Гурудева было такое расписание, когда день начинался в благоприятное время, и всегда [расписание] было благоприятным. Иногда в два тридцать он уже начинал свою деятельность. Однажды мы ехали на ночном поезде из Калькутты в Пури, и там было душно, невозможно было уснуть, нормально отдохнуть. Мы пытались как-то дремать, но Гурудев все равно проснулся в два тридцать и начал воспевать удивительные шлоки Джаядева Госвами, чем разбудил весь вагон. И не удивительно, потому что это был самый удивительный, самый прекрасный звук, который я когда-либо слышала в своей жизни.

#00:11:14#

Мы поднялись тоже, мы поклонились Гурудеву прямо на полу вагона и быстренько умылись, помыли лица для того, чтобы уже быть готовыми [служить] Гурудеву, исполнять его задания. Я сидела, и глаза у меня закрывались, буквально это было, может быть, считанные секунды, но Гурудев щелкнул пальцами прямо у меня перед лицом, и я тут же воспаряла духом. И он говорит: «Молодец! Правильно, хорошо!»

#00:12:14#

Ранние утренние часы особенно важны для духовной жизни. Поэтому нужно как-то свой рабочий день выстраивать таким образом, чтобы вставать рано утром, а это значит — и рано ложиться. Где-то у нас внутри должна быть такая установка, что я должен встать рано утром ради своего духовного блага, ради того, чтобы служить Гурудеву уже с самого утра. И, соответственно, эта установка означает установку, что я должен лечь пораньше.

#00:13:36#

Мы знаем, что брахма-мухурта — это девяносто шесть минут до восхода солнца, и это самое благоприятное время. Оно немножко меняется в течение года, но этому можно следовать. У нас, например, в Навадвипе утренние и вечерние арати привязаны к времени восхода и захода солнца, поэтому они меняются в течение года.

#00:14:27#

[диалог на английском]

#00:15:07#

Притху Прабху: То есть у вас в семь утра всегда происходит.

#00:15:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поэтому, конечно же, ориентируясь на время, место, обстоятельства, мы должны свою духовную практику выстраивать таким образом, чтобы у нас было все позитивно. Говорится, что брахма-мухурта — особо благоприятное время суток, которое лучше не только проводить в бодрствовании, но и еще при этом пытаться обрести больше духовного блага. Кроме того, общая рекомендация преданным — у них весь день должен проходить в здоровом ключе, то есть с утра и до вечера все должно быть распределено равномерно. Все должно быть разумно. Нужно с разумом подходить к своей духовной жизни и распределять все должным образом.

#00:17:45#

Порой я наблюдаю наших русских преданных в Чиангмае, и некоторые пытаются [следовать распорядку], хотя некоторые занимаются саморазрушением. Восемнадцать–девятнадцать часов в сутки они делают видео, аудио, и днем и ночью, иногда их можно застать спящими прямо на клавиатуре. Иногда их можно вообще не увидеть ни разу на программе, иногда они даже не кушают за день ничего. И хотя, конечно же, слава их служению, неутомимому и бескорыстному, но вместе с тем это нездоровое состояние, так долго не протянешь. Можно только поинтересоваться, как долго можно протянуть в таком ритме. И приходится наблюдать, как они начинают болеть или же теряют всякое вдохновение.

#00:20:02#

Поэтому общий ответ на вопрос такой — у каждого по большому счету свое расписание, в том смысле, что все разные. И вывод такой — нужно постараться устроить свою жизнь таким образом, чтобы «оставаться в упряжке» как можно дольше, чтобы практиковать сознание Кришны счастливо и без особых принуждений. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.

#00:20:43#

Рам Рай Прабху: Да, спасибо.

#00:20:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы все уникальны потому, что у нас у каждого своя природа, но каждый из нас пришел, чтобы отдать, чтобы вложить какую-то часть себя, часть своего труда. И перед нами стоит задача оставаться в сознании Кришны всю жизнь, но не в том, чтобы разбиться в лепешку, «сгореть» на работе.

#00:21:54#

Враджа Кишор Прабху: Я на самом деле хотел то же [самое спросить], Рам Рай прям угадал, именно про это я хотел спросить — про дисциплину, про расписание. [Неразборчиво] проживал с Гурудевом долгое время. Меня интересует, когда Гурудев находился в Навадвипе [неразборчиво], когда в Навадвипе находился он, какой у него был режим, хотелось бы знать. Когда он просыпался, когда завтракал, завтракал ли он один или, может быть, в компании каких-то людей. Гулять, может, выходил или, может, какие-то дела [у него были], или, может, ложился отдыхать. Вообще, как?

#00:23:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Начну с того, что [существует] большая разница [между тем, как] Гурудев [жил], когда я его впервые встретила, и [тем,] как он потом жил. Потому что, когда я встретила его в 1991 году, он почти никуда не выезжал из Навадвипа, по миру он вообще не путешествовал. И надо сказать, он был относительно здоровым, но не цветущим. А в более поздние годы, в последние годы своего пребывания на видимом плане бытия он являл очень плохое состояние здоровья, и поэтому его расписание всегда менялось в соответствии с его состоянием здоровья. Тем не менее он непреклонно вставал всегда в ранние утренние часы и, бывало, долго воспевал, читал «Чайтанья-чаритамриту», [произносил] какие-то шлоки.

#00:25:22#

В ранние годы, когда я его только увидела, он утром выходил со сворой собак, у него было много собак. Он обходил все места, везде заглядывал: как преданные что-то сделали, как там Говинда-кунда, где там кобры остановились, где они там живут, то есть перед тем, как прийти на мангала-арати, он успевал совершить тысячу разных дел.

#00:26:12#

Когда он попросил меня быть его секретарем, мне пришлось научиться вставать рано утром, потому что он ожидал, что в три тридцать я уже буду наготове писать письма, соображать.

#00:26:43#

Он очень хотел вдохновлять преданных, слушать от них новости, подбадривать, вдохновлять их. Поэтому утренние часы своей жизни он тратил на них. И одно из наших благословений то, что Гурудев никогда не любил быть одинок, он всегда любил, чтобы у него была какая-то компания, даже когда он принимал омовение — даже тогда кто-то мог быть там в это время. Как только двери веранды Гурудева открывались, преданные знали, что можно зайти туда и сидеть, и вообще наблюдать за жизнью Гурудева. Этакая жизнь за стеклом, только без стекла. Гурудев позволял преданным сидеть там часами, смотреть на него, то есть да, и преданные посидели [неразборчиво]. Так Гурудев никогда не нуждался в некоем частном пространстве, в своем личном, он всегда делился своей площадью с остальными, то есть все приходили к нему, сидели, слушали его. Иногда Гурудев говорил очень удивительные вещи, прям вот так вот, между делом. Также он любил общаться с преданными, преданные приходили к нему, и, когда у него было время, он с ними разговаривал.

#00:29:28#

Однажды в три тридцать я вышла из женского ашрама, направилась к нему. Смотрю, он заводит машину, сдал резко назад, чуть не врезавшись в кирпичную стену, а потом стал нарезать круги вокруг матха. У него был водитель, и обычно он просил водителя куда-то поехать, но иногда водителя не было, и тогда он сам садился за руль. Он очень быстро ездил, где-то, наверное, пятьдесят миль в час проезжал вокруг матха. Его спрашивали: «Что тут происходит? Вам может быть помочь?» А он спрашивал меня: «А ты водить можешь?» Часто мы находили, что Гурудев очень спонтанный, в какой-то момент он может совершить некое действие, которого мы от него не ожидали и которого не видели ранее. Он был естественным парамахамсой и, как отмечал сам Шрила Шридхар Махарадж, подлинным рага-бхактой.

#00:32:20#

Гурудев (ему предписали движение) старался двигаться, но иногда он чувствовал себя не очень хорошо или ему было лень. Тогда преданные двигали его, то есть один преданный брал одну руку, другой — другую, третий преданный брал одну ногу, четвертый — другую, и так они разминали его. Аппетит приходил к нему только после упражнений. И еще один вид упражнения, которое мы делали, — у него было кресло-каталка, и мы его по всей веранде от стены до стены возили на этом кресле. И потом он говорил: «Все, теперь я могу покушать».

#00:33:47#

Однажды утром он вошел в мою комнату в Дам Дам Парке. Он гулял по коридорам, инспектировал пространство и неожиданно зашел ко мне. Он зашел посмотреть, кто здесь живет, и это оказалась моя комната. Я говорю: «О Гурудев, пожалуйста, заходите. Может быть чаю?» Всегда нужно было быть готовой к служению. Более того, его всегда можно было обнаружить в неожиданное время в неожиданных местах. Он всегда учил нас быть «гуттаперчевыми», всегда готовыми к служению.

#00:34:59#

Надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Это то, что мне вспомнилось.

#00:35:05#

Враджа Кишор Прабху: [неразборчиво] Спасибо!

#00:35:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Может быть, еще вопросы есть?

#00:35:17#

Преданная: Хотела спросить: до того, как вы встретились с Гурудевом, были ли у вас какие-либо мирские желания: семья, дети, работа? Были ли у вас какие-то личные желания? Или духовное желание предаться [Господу, Гуру] было очень сильное изначально?

#00:36:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле еще до встречи с Гурудевом я искала себя, я искала цель жизни, и меня не прельщал особенно этот мир. У меня была одна страсть — это духовная жизнь, философия. Я знала, что когда-нибудь я буду жить в храме, только не знала, где и когда.

#00:37:32#

Ответила? Еще вопросы?

#00:37:50#

[диалог на английском]

#00:38:09#

Да, Рамачандра Прабху?

#00:38:11#

Рамачандра Прабху: [вопрос на английском].

#00:39:10#

Притху Прабху: Рамачандра Прабху добавил, что на самом деле в вашем конкретном случае вы уже были нацелены на философию, на духовную жизнь. Но это не отменяет для нас необходимости садханы, дисциплины, потому что, как вы сказали ранее, это очень-очень важно, необходимо в духовной жизни особенно для тех, кто не стремится и не хочет духовной жизни, кто сам себя как-то мотивирует на это.

#00:39:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: Все относительно, все проявляется в отношении. Позитивное отношение, добродетельное — это такая мотивация, способная контролировать все: и чувства, и эго, побуждения ума. Поэтому необходимо такого рода отношение, через это придет и подлинная мотивация: зачем нам вставать, зачем заниматься каким-то служением. Постепенно многие вещи, на выполнение которых сейчас нас приходиться мотивировать, где-то заставлять себя, со временем станут проще, где-то войдут в привычку, где-то мы поймем, зачем мы это делаем.

#00:41:50#

Все зарождается в сознании, необходимо начинать оттуда и понять, зачем, для чего. И так — от тонкого к грубому. И как же обрести этот должный угол зрения, как обрести это отношение, эту мотивацию? — общаться с теми, у кого она есть. Мы в этом отношении зависимы от преданных, и мы учимся у них, как «выживать» в духовной жизни.

#00:42:59#

Преданный: Можно последний вопрос?

Рам Рай Прабху: Мы хотим есть.

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы хотите есть? Хорошо, один последний вопрос. А Гирирадж поел?

#00:43:36#

Враджа Кишор Прабху: Я слышал, что когда Гурудев ругался на кого-нибудь — это была особая милость. Может быть, он на Бхакти Лалиту ругался когда-нибудь?

#00:44:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно. И на самом деле в упреках и ругательствах есть определенная градация. Иногда просто, если ты его раздражаешь каким-либо образом, он может высказать [свое отношение]. Это один уровень — первый, легкий. Другой случай, когда он хочет тебя исправить, с твоим ложным эго поработать — это второй уровень. На самом деле это две крайние точки: маленькая, когда ты его просто раздражаешь; а самое большое, когда он тебя хочет поправить; а между ними еще есть несколько уровней.

#00:46:25#

Иногда наказание приходит просто без причины, без видимой на то причины. Такое тоже бывало, когда на тебя просто срываются. Другой вид был такой — ты его что-нибудь спрашиваешь, а он специально тебя игнорирует, раскрывает газету и читает или включает телевизор громче. Говорится, что безразличие еще хуже, чем когда на тебя ругаются. Равнодушие, наверное, еще хуже, чем тот крайний [случай], когда хотят с твоим эго поработать. Даже Шримати Радхарани говорит об этом в одной молитве. Махапрабху говорит в последней шлоке «Шикшаштаки»: «Ты можешь обнять Меня или растоптать, но, пожалуйста, не будь ко Мне безразличен».

#00:48:16#

Ну что, теперь мы можем принять прасад?

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга!..

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 



←  Прогулка по старой Риге со Шрилой Б. C. Госвами Махараджем. 20 августа 2013 года. Рига, Латвия ·• Архив новостей •· Явление Шри Баладевы. Август 2013 года. Фестиваль Ведалайф. День первый. Москва, Кисельный  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 34.9 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Распорядок дня преданного

(22 августа 2013 года. Москва, Кисельный)

 

#00:00:39#

Бхакти Лалита Деви Даси: У нас начался фестиваль «Ведалайф» и уже чувствуется недосып некоторых людей. Это всегда волнующее время — время фестиваля. Бывает, правда, сложно в это время. Тем не менее мы счастливо принимаем все эти неудобства: стоять в очереди в душ, спать четыре часа и тому подобное.

#00:01:41#

У нас в ашраме в Сан-Хосе в Калифорнии есть одна вайшнави по имени Дживана Диди. Многие преданные во время своей практики достаточно выбиваются из сил, совершая слишком много аскез, и она делает для них что-то в три раза больше, чем обычно. И хотя это некая шутка, но, тем не менее, в ней есть доля правды. После того как мы выполнили некое значительное, важное служение, сопряженное с определенными трудностями, мы можем подойти к ней и попросить: «Дай нам, пожалуйста, скидку, поблажку, в три раза больше». И дальше мы можем продолжать очень счастливо, зная, что у нас теперь есть благословение Дживаны Диди.

#00:04:18#

Сейчас я тоже наблюдаю, когда преданные трудятся в поте лица, когда они недосыпают, недоедают и так далее, совершают подвижничество, и меня тоже часто просят благословить от имени Гурудева или еще как-то, я выступаю в этом качестве как ритвик — я передаю это благословение свыше другим. Я счастливо желаю всего самого наилучшего тем преданным, которые… Все вы сегодня утром за то, что встали на утреннюю программу, заработали в три раза больше очков. Вставайте в эти дни на утренние программы, и все будет хорошо. И я знаю, что спали-то вы мало, а еще и встали утром — так или иначе пострадали за веру и поэтому «джая!» всем вам.

#00:06:12#

Особенно преданные-совы, которые бывает до трех–четырех ночи бодрствуют, а сейчас у них поменялся режим в связи с фестивалем.

#00:06:38#

Да, задавайте свои вопросы.

#00:06:41#

Рам Рай Прабху: Почему так [неразборчиво] утром важно вставать, если [неразборчиво] благословляется [неразборчиво]? Некоторые преданные говорят, что на самом деле не очень-то и важно [неразборчиво], служение [неразборчиво] — полезное дело.

#00:08:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле мне этот вопрос задают очень часто — про утро, про утреннее арати и так далее. Потому что я ранняя пташка, мне постоянно задают этот вопрос — зачем, почему. Но меня так натренировал Гурудев — чтобы я была готова, когда ему нужно. И поэтому не важно, сколько я спала, устала или нет, я всегда встаю утром рано. Гурудев ожидал от всех нас, что мы будем вставать рано утром еще до рассвета, особенно это касалось его секретарей, которые в три тридцать–четыре утра уже должны быть наготове, писать письма и тому подобное.

#00:09:34#

У Гурудева было такое расписание, когда день начинался в благоприятное время, и всегда [расписание] было благоприятным. Иногда в два тридцать он уже начинал свою деятельность. Однажды мы ехали на ночном поезде из Калькутты в Пури, и там было душно, невозможно было уснуть, нормально отдохнуть. Мы пытались как-то дремать, но Гурудев все равно проснулся в два тридцать и начал воспевать удивительные шлоки Джаядева Госвами, чем разбудил весь вагон. И не удивительно, потому что это был самый удивительный, самый прекрасный звук, который я когда-либо слышала в своей жизни.

#00:11:14#

Мы поднялись тоже, мы поклонились Гурудеву прямо на полу вагона и быстренько умылись, помыли лица для того, чтобы уже быть готовыми [служить] Гурудеву, исполнять его задания. Я сидела, и глаза у меня закрывались, буквально это было, может быть, считанные секунды, но Гурудев щелкнул пальцами прямо у меня перед лицом, и я тут же воспаряла духом. И он говорит: «Молодец! Правильно, хорошо!»

#00:12:14#

Ранние утренние часы особенно важны для духовной жизни. Поэтому нужно как-то свой рабочий день выстраивать таким образом, чтобы вставать рано утром, а это значит — и рано ложиться. Где-то у нас внутри должна быть такая установка, что я должен встать рано утром ради своего духовного блага, ради того, чтобы служить Гурудеву уже с самого утра. И, соответственно, эта установка означает установку, что я должен лечь пораньше.

#00:13:36#

Мы знаем, что брахма-мухурта — это девяносто шесть минут до восхода солнца, и это самое благоприятное время. Оно немножко меняется в течение года, но этому можно следовать. У нас, например, в Навадвипе утренние и вечерние арати привязаны к времени восхода и захода солнца, поэтому они меняются в течение года.

#00:14:27#

[диалог на английском]

#00:15:07#

Притху Прабху: То есть у вас в семь утра всегда происходит.

#00:15:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поэтому, конечно же, ориентируясь на время, место, обстоятельства, мы должны свою духовную практику выстраивать таким образом, чтобы у нас было все позитивно. Говорится, что брахма-мухурта — особо благоприятное время суток, которое лучше не только проводить в бодрствовании, но и еще при этом пытаться обрести больше духовного блага. Кроме того, общая рекомендация преданным — у них весь день должен проходить в здоровом ключе, то есть с утра и до вечера все должно быть распределено равномерно. Все должно быть разумно. Нужно с разумом подходить к своей духовной жизни и распределять все должным образом.

#00:17:45#

Порой я наблюдаю наших русских преданных в Чиангмае, и некоторые пытаются [следовать распорядку], хотя некоторые занимаются саморазрушением. Восемнадцать–девятнадцать часов в сутки они делают видео, аудио, и днем и ночью, иногда их можно застать спящими прямо на клавиатуре. Иногда их можно вообще не увидеть ни разу на программе, иногда они даже не кушают за день ничего. И хотя, конечно же, слава их служению, неутомимому и бескорыстному, но вместе с тем это нездоровое состояние, так долго не протянешь. Можно только поинтересоваться, как долго можно протянуть в таком ритме. И приходится наблюдать, как они начинают болеть или же теряют всякое вдохновение.

#00:20:02#

Поэтому общий ответ на вопрос такой — у каждого по большому счету свое расписание, в том смысле, что все разные. И вывод такой — нужно постараться устроить свою жизнь таким образом, чтобы «оставаться в упряжке» как можно дольше, чтобы практиковать сознание Кришны счастливо и без особых принуждений. Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.

#00:20:43#

Рам Рай Прабху: Да, спасибо.

#00:20:59#

Бхакти Лалита Деви Даси: Мы все уникальны потому, что у нас у каждого своя природа, но каждый из нас пришел, чтобы отдать, чтобы вложить какую-то часть себя, часть своего труда. И перед нами стоит задача оставаться в сознании Кришны всю жизнь, но не в том, чтобы разбиться в лепешку, «сгореть» на работе.

#00:21:54#

Враджа Кишор Прабху: Я на самом деле хотел то же [самое спросить], Рам Рай прям угадал, именно про это я хотел спросить — про дисциплину, про расписание. [Неразборчиво] проживал с Гурудевом долгое время. Меня интересует, когда Гурудев находился в Навадвипе [неразборчиво], когда в Навадвипе находился он, какой у него был режим, хотелось бы знать. Когда он просыпался, когда завтракал, завтракал ли он один или, может быть, в компании каких-то людей. Гулять, может, выходил или, может, какие-то дела [у него были], или, может, ложился отдыхать. Вообще, как?

#00:23:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: Начну с того, что [существует] большая разница [между тем, как] Гурудев [жил], когда я его впервые встретила, и [тем,] как он потом жил. Потому что, когда я встретила его в 1991 году, он почти никуда не выезжал из Навадвипа, по миру он вообще не путешествовал. И надо сказать, он был относительно здоровым, но не цветущим. А в более поздние годы, в последние годы своего пребывания на видимом плане бытия он являл очень плохое состояние здоровья, и поэтому его расписание всегда менялось в соответствии с его состоянием здоровья. Тем не менее он непреклонно вставал всегда в ранние утренние часы и, бывало, долго воспевал, читал «Чайтанья-чаритамриту», [произносил] какие-то шлоки.

#00:25:22#

В ранние годы, когда я его только увидела, он утром выходил со сворой собак, у него было много собак. Он обходил все места, везде заглядывал: как преданные что-то сделали, как там Говинда-кунда, где там кобры остановились, где они там живут, то есть перед тем, как прийти на мангала-арати, он успевал совершить тысячу разных дел.

#00:26:12#

Когда он попросил меня быть его секретарем, мне пришлось научиться вставать рано утром, потому что он ожидал, что в три тридцать я уже буду наготове писать письма, соображать.

#00:26:43#

Он очень хотел вдохновлять преданных, слушать от них новости, подбадривать, вдохновлять их. Поэтому утренние часы своей жизни он тратил на них. И одно из наших благословений то, что Гурудев никогда не любил быть одинок, он всегда любил, чтобы у него была какая-то компания, даже когда он принимал омовение — даже тогда кто-то мог быть там в это время. Как только двери веранды Гурудева открывались, преданные знали, что можно зайти туда и сидеть, и вообще наблюдать за жизнью Гурудева. Этакая жизнь за стеклом, только без стекла. Гурудев позволял преданным сидеть там часами, смотреть на него, то есть да, и преданные посидели [неразборчиво]. Так Гурудев никогда не нуждался в некоем частном пространстве, в своем личном, он всегда делился своей площадью с остальными, то есть все приходили к нему, сидели, слушали его. Иногда Гурудев говорил очень удивительные вещи, прям вот так вот, между делом. Также он любил общаться с преданными, преданные приходили к нему, и, когда у него было время, он с ними разговаривал.

#00:29:28#

Однажды в три тридцать я вышла из женского ашрама, направилась к нему. Смотрю, он заводит машину, сдал резко назад, чуть не врезавшись в кирпичную стену, а потом стал нарезать круги вокруг матха. У него был водитель, и обычно он просил водителя куда-то поехать, но иногда водителя не было, и тогда он сам садился за руль. Он очень быстро ездил, где-то, наверное, пятьдесят миль в час проезжал вокруг матха. Его спрашивали: «Что тут происходит? Вам может быть помочь?» А он спрашивал меня: «А ты водить можешь?» Часто мы находили, что Гурудев очень спонтанный, в какой-то момент он может совершить некое действие, которого мы от него не ожидали и которого не видели ранее. Он был естественным парамахамсой и, как отмечал сам Шрила Шридхар Махарадж, подлинным рага-бхактой.

#00:32:20#

Гурудев (ему предписали движение) старался двигаться, но иногда он чувствовал себя не очень хорошо или ему было лень. Тогда преданные двигали его, то есть один преданный брал одну руку, другой — другую, третий преданный брал одну ногу, четвертый — другую, и так они разминали его. Аппетит приходил к нему только после упражнений. И еще один вид упражнения, которое мы делали, — у него было кресло-каталка, и мы его по всей веранде от стены до стены возили на этом кресле. И потом он говорил: «Все, теперь я могу покушать».

#00:33:47#

Однажды утром он вошел в мою комнату в Дам Дам Парке. Он гулял по коридорам, инспектировал пространство и неожиданно зашел ко мне. Он зашел посмотреть, кто здесь живет, и это оказалась моя комната. Я говорю: «О Гурудев, пожалуйста, заходите. Может быть чаю?» Всегда нужно было быть готовой к служению. Более того, его всегда можно было обнаружить в неожиданное время в неожиданных местах. Он всегда учил нас быть «гуттаперчевыми», всегда готовыми к служению.

#00:34:59#

Надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Это то, что мне вспомнилось.

#00:35:05#

Враджа Кишор Прабху: [неразборчиво] Спасибо!

#00:35:12#

Бхакти Лалита Деви Даси: Может быть, еще вопросы есть?

#00:35:17#

Преданная: Хотела спросить: до того, как вы встретились с Гурудевом, были ли у вас какие-либо мирские желания: семья, дети, работа? Были ли у вас какие-то личные желания? Или духовное желание предаться [Господу, Гуру] было очень сильное изначально?

#00:36:16#

Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле еще до встречи с Гурудевом я искала себя, я искала цель жизни, и меня не прельщал особенно этот мир. У меня была одна страсть — это духовная жизнь, философия. Я знала, что когда-нибудь я буду жить в храме, только не знала, где и когда.

#00:37:32#

Ответила? Еще вопросы?

#00:37:50#

[диалог на английском]

#00:38:09#

Да, Рамачандра Прабху?

#00:38:11#

Рамачандра Прабху: [вопрос на английском].

#00:39:10#

Притху Прабху: Рамачандра Прабху добавил, что на самом деле в вашем конкретном случае вы уже были нацелены на философию, на духовную жизнь. Но это не отменяет для нас необходимости садханы, дисциплины, потому что, как вы сказали ранее, это очень-очень важно, необходимо в духовной жизни особенно для тех, кто не стремится и не хочет духовной жизни, кто сам себя как-то мотивирует на это.

#00:39:52#

Бхакти Лалита Деви Даси: Все относительно, все проявляется в отношении. Позитивное отношение, добродетельное — это такая мотивация, способная контролировать все: и чувства, и эго, побуждения ума. Поэтому необходимо такого рода отношение, через это придет и подлинная мотивация: зачем нам вставать, зачем заниматься каким-то служением. Постепенно многие вещи, на выполнение которых сейчас нас приходиться мотивировать, где-то заставлять себя, со временем станут проще, где-то войдут в привычку, где-то мы поймем, зачем мы это делаем.

#00:41:50#

Все зарождается в сознании, необходимо начинать оттуда и понять, зачем, для чего. И так — от тонкого к грубому. И как же обрести этот должный угол зрения, как обрести это отношение, эту мотивацию? — общаться с теми, у кого она есть. Мы в этом отношении зависимы от преданных, и мы учимся у них, как «выживать» в духовной жизни.

#00:42:59#

Преданный: Можно последний вопрос?

Рам Рай Прабху: Мы хотим есть.

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы хотите есть? Хорошо, один последний вопрос. А Гирирадж поел?

#00:43:36#

Враджа Кишор Прабху: Я слышал, что когда Гурудев ругался на кого-нибудь — это была особая милость. Может быть, он на Бхакти Лалиту ругался когда-нибудь?

#00:44:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, конечно. И на самом деле в упреках и ругательствах есть определенная градация. Иногда просто, если ты его раздражаешь каким-либо образом, он может высказать [свое отношение]. Это один уровень — первый, легкий. Другой случай, когда он хочет тебя исправить, с твоим ложным эго поработать — это второй уровень. На самом деле это две крайние точки: маленькая, когда ты его просто раздражаешь; а самое большое, когда он тебя хочет поправить; а между ними еще есть несколько уровней.

#00:46:25#

Иногда наказание приходит просто без причины, без видимой на то причины. Такое тоже бывало, когда на тебя просто срываются. Другой вид был такой — ты его что-нибудь спрашиваешь, а он специально тебя игнорирует, раскрывает газету и читает или включает телевизор громче. Говорится, что безразличие еще хуже, чем когда на тебя ругаются. Равнодушие, наверное, еще хуже, чем тот крайний [случай], когда хотят с твоим эго поработать. Даже Шримати Радхарани говорит об этом в одной молитве. Махапрабху говорит в последней шлоке «Шикшаштаки»: «Ты можешь обнять Меня или растоптать, но, пожалуйста, не будь ко Мне безразличен».

#00:48:16#

Ну что, теперь мы можем принять прасад?

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга!..

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования