«Сила аскез и сила преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1997 год. Москва



скачать (формат MP3, 13.56M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Сила аскез и сила преданности

(1997 год, Москва)

 

Вопрос: В чем суть аскез? В духовной практике практикуются аскезы для того, чтобы научиться контролировать свои чувства, ум. Существует такое понятие, как «ломка ложного эго». Существуют ли какие-то рекомендации или аскезы? Что Говинда Махарадж может сказать об этом?

Муралишвар Прабху: Аскезы для духовной жизни?

Реплика: Аскезы с целью ломки ложного эго, освобождения от материалистичных привязанностей, контроля чувств, ума.

[Сагар Махарадж поясняет вопрос для Шрилы Говинды Махараджа.]

Шрила Говинда Махарадж: Не существует такой аскезы, которая могла бы ослабить нашу привязанность к материальным вещам. Об этом Господь говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:01:57#

[шлока]

Другой путь:

[часть шлоки]

#00:02:49#

Отречение должно приходить естественным образом. Если мы будем насильно пытаться заставить себя отказаться от чего-то материального, то это скорей всего приведет к противоположному результату.

#00:04:27#

Единственная аскеза, которая приемлема и которая плодотворна, — это та, движущим мотивом совершения которой являются любовь и привязанность. Например, семейная жизнь. Живя в семье с близкими людьми, так или иначе, вы принимаете на себя какие-то неудобства и так далее. Но вы делаете это добровольно. Допустим, вы идете и готовите что-то. Сам процесс приготовления пищи может быть не очень приятен и в каком-то смысле это аскеза, но эта аскеза только в тот момент, когда вы готовите, но потом вы эту пищу едите сами и кормите ею других и испытываете счастье при этом.

#00:05:21#

Подобного рода аскезы, которые совершаются в силу любви, привязанности, приносят результаты. Но если мы будем искусственно пытаться заставлять себя, принуждать себя, то это даст обратный эффект.

#00:05:45#

Любовь, нежность, привязанность — когда из них проистекает аскеза, отречение от чего-то, то это приемлемо и это плодотворно. Остальные же виды аскез называются «обезьяньим» отречением [марката-вайрагьей]. [Смех.]

#00:06:35#

Когда я голоден, а передо мной стоит еда, при этом я насильно заставляю себя не есть, мое желание съесть не становится от этого меньше. Шрила Рупа Госвами объяснял это так:

#00:06:56#

[часть шлоки]

Не старайтесь делать что-то, совершая над собой насилие. Если вы будете делать что-то с любовью и влечением к этому, то в таком случае это принесет результат, даст эффект.

#00:07:45#

Вопрос: А как можно тогда развить любовь к Господу? Как можно развить тогда преданность? Просто пассивное служение — разве этого достаточно?

#00:08:24#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Для обусловленной души это наиболее подходящее — просто пытаться служить. Не просто служить, а служить с любовью и привязанностью. Такое служение принесет плоды. И преданность будет увеличиваться все больше и больше, будет возрастать. А когда преданность будет увеличиваться, то соответственно будут рождаться новые чувства, будет расти жажда Кришны, желание [обретения] Кришны. В конечном счете, если двигаться этим путем, возможным станет обрести прямое служение под руководством одного из спутников Кришны.

#00:09:43#

Вопрос: Гуру Махарадж, объясните, пожалуйста, какие возникают препятствия на пути ученика и как научиться их преодолевать? И еще один вопрос: как научиться сохранять веру во время долгого отсутствия Гурудева, если нет личного общения с ним?

#00:10:56#

Шрила Говинда Махарадж: Для того, кто практикует, живя духовной жизнью, основным препятствием является асат-санга, то есть дурное общение.

#00:11:51#

Когда же у нас нет возможности напрямую общаться с Гурудевом и вайшнавами, то нам необходимо воспевать Святое Имя. И воспевание принесет нам такое общение.

#00:12:49#

Воспевание — это лучший путь постоянно находиться в обществе Гурудева. То есть воспевание даст нам силу идти по этому пути. Также [духовную силу дарует] чтение священных писаний, таких как Шримад Бхагавад-гита и «Шримад-Бхагаватам». Уже есть книги на русском языке, чтение которых также может помочь нам в этом отношении.

#00:13:18#

Следуя этому, мы можем поддерживать себя в нашей духовной жизни. Но всегда — и в духовном, и материальном отношении — необходимо избавляться от дурного общения, которое является главным препятствием.

#00:13:49#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» немало примеров, что великие демоны, такие, как Хиряньякашипу, совершали аскезы и обретали результат. Как понимать это?

[Сагар Махарадж поясняет для Шрилы Гурудева.]

#00:15:00#

Шрила Говинда Махарадж: Это очень просто: любое действие имеет какое-то следствие. Аскеза, отречение, также является действием. В результате аскезы к человеку приходит сила, поэтому ничего удивительного, что, совершая аскезы, эти демоны обретали силы. Но когда силы, приобретаемые в результате аскезы, направлены против Бога, то эти силы утрачиваются.

Сагар Махарадж: В конечном счете все эти демоны утратили свою силу.

#00:15:53#

Шрила Говинда Махарадж: Если бы они использовали эту силу ради служения Богу, то их сила возрастала бы и возрастала, как в случае Прахлада Махараджа. Его отец [Хираньякашипу] относился к нему очень жестоко, тиранически. Но Прахлад Махарадж терпеливо переносил все испытания, которые возникали из-за его отца. Тогда, благодаря его терпению, к нему пришла сила выстоять до конца. И Господь явился.

#00:17:07#

Ученые благодаря своим исследованиям открыли многие разрушительные виды оружия, например, ядерное оружие. Эту энергию они использовали либо отрицательно, как в случае с Хиросимой и Нагасаки, либо в мирных целях — так благодаря атомной энергии в космос посылаются спутники. Человечество использует их ради своего блага. Энергию можно использовать двояким образом.

#00:18:32#

Вопрос: Разве нельзя получать силы через аскезы и использовать их в служении Богу?

#00:18:46#

Шрила Говинда Махарадж: Да, это возможно. Но те любовь и преданность, которые вы обретаете, — это тоже сила, которая превосходит силу любой аскезы. Это сила преданности. В вашей повседневной жизни преданности вы также совершаете какие-то аскезы. Вы, например, поститесь на Экадаши и благодаря этому обретаете силу. Это сила преданности. И для чего используется эта сила? Суть в том, что вы обретаете еще большую привязанность, любовь к Кришне.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Васудев Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас





←  Жизнь в Лахта Дхаме. Субботняя программа. 19 января 2013 года ·• Архив новостей •· «Смотреть нематериальными глазами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Из первой главы книги «Золотая лестница» →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Сила аскез и сила преданности

(1997 год, Москва)

 

Вопрос: В чем суть аскез? В духовной практике практикуются аскезы для того, чтобы научиться контролировать свои чувства, ум. Существует такое понятие, как «ломка ложного эго». Существуют ли какие-то рекомендации или аскезы? Что Говинда Махарадж может сказать об этом?

Муралишвар Прабху: Аскезы для духовной жизни?

Реплика: Аскезы с целью ломки ложного эго, освобождения от материалистичных привязанностей, контроля чувств, ума.

[Сагар Махарадж поясняет вопрос для Шрилы Говинды Махараджа.]

Шрила Говинда Махарадж: Не существует такой аскезы, которая могла бы ослабить нашу привязанность к материальным вещам. Об этом Господь говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:01:57#

[шлока]

Другой путь:

[часть шлоки]

#00:02:49#

Отречение должно приходить естественным образом. Если мы будем насильно пытаться заставить себя отказаться от чего-то материального, то это скорей всего приведет к противоположному результату.

#00:04:27#

Единственная аскеза, которая приемлема и которая плодотворна, — это та, движущим мотивом совершения которой являются любовь и привязанность. Например, семейная жизнь. Живя в семье с близкими людьми, так или иначе, вы принимаете на себя какие-то неудобства и так далее. Но вы делаете это добровольно. Допустим, вы идете и готовите что-то. Сам процесс приготовления пищи может быть не очень приятен и в каком-то смысле это аскеза, но эта аскеза только в тот момент, когда вы готовите, но потом вы эту пищу едите сами и кормите ею других и испытываете счастье при этом.

#00:05:21#

Подобного рода аскезы, которые совершаются в силу любви, привязанности, приносят результаты. Но если мы будем искусственно пытаться заставлять себя, принуждать себя, то это даст обратный эффект.

#00:05:45#

Любовь, нежность, привязанность — когда из них проистекает аскеза, отречение от чего-то, то это приемлемо и это плодотворно. Остальные же виды аскез называются «обезьяньим» отречением [марката-вайрагьей]. [Смех.]

#00:06:35#

Когда я голоден, а передо мной стоит еда, при этом я насильно заставляю себя не есть, мое желание съесть не становится от этого меньше. Шрила Рупа Госвами объяснял это так:

#00:06:56#

[часть шлоки]

Не старайтесь делать что-то, совершая над собой насилие. Если вы будете делать что-то с любовью и влечением к этому, то в таком случае это принесет результат, даст эффект.

#00:07:45#

Вопрос: А как можно тогда развить любовь к Господу? Как можно развить тогда преданность? Просто пассивное служение — разве этого достаточно?

#00:08:24#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Для обусловленной души это наиболее подходящее — просто пытаться служить. Не просто служить, а служить с любовью и привязанностью. Такое служение принесет плоды. И преданность будет увеличиваться все больше и больше, будет возрастать. А когда преданность будет увеличиваться, то соответственно будут рождаться новые чувства, будет расти жажда Кришны, желание [обретения] Кришны. В конечном счете, если двигаться этим путем, возможным станет обрести прямое служение под руководством одного из спутников Кришны.

#00:09:43#

Вопрос: Гуру Махарадж, объясните, пожалуйста, какие возникают препятствия на пути ученика и как научиться их преодолевать? И еще один вопрос: как научиться сохранять веру во время долгого отсутствия Гурудева, если нет личного общения с ним?

#00:10:56#

Шрила Говинда Махарадж: Для того, кто практикует, живя духовной жизнью, основным препятствием является асат-санга, то есть дурное общение.

#00:11:51#

Когда же у нас нет возможности напрямую общаться с Гурудевом и вайшнавами, то нам необходимо воспевать Святое Имя. И воспевание принесет нам такое общение.

#00:12:49#

Воспевание — это лучший путь постоянно находиться в обществе Гурудева. То есть воспевание даст нам силу идти по этому пути. Также [духовную силу дарует] чтение священных писаний, таких как Шримад Бхагавад-гита и «Шримад-Бхагаватам». Уже есть книги на русском языке, чтение которых также может помочь нам в этом отношении.

#00:13:18#

Следуя этому, мы можем поддерживать себя в нашей духовной жизни. Но всегда — и в духовном, и материальном отношении — необходимо избавляться от дурного общения, которое является главным препятствием.

#00:13:49#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам» немало примеров, что великие демоны, такие, как Хиряньякашипу, совершали аскезы и обретали результат. Как понимать это?

[Сагар Махарадж поясняет для Шрилы Гурудева.]

#00:15:00#

Шрила Говинда Махарадж: Это очень просто: любое действие имеет какое-то следствие. Аскеза, отречение, также является действием. В результате аскезы к человеку приходит сила, поэтому ничего удивительного, что, совершая аскезы, эти демоны обретали силы. Но когда силы, приобретаемые в результате аскезы, направлены против Бога, то эти силы утрачиваются.

Сагар Махарадж: В конечном счете все эти демоны утратили свою силу.

#00:15:53#

Шрила Говинда Махарадж: Если бы они использовали эту силу ради служения Богу, то их сила возрастала бы и возрастала, как в случае Прахлада Махараджа. Его отец [Хираньякашипу] относился к нему очень жестоко, тиранически. Но Прахлад Махарадж терпеливо переносил все испытания, которые возникали из-за его отца. Тогда, благодаря его терпению, к нему пришла сила выстоять до конца. И Господь явился.

#00:17:07#

Ученые благодаря своим исследованиям открыли многие разрушительные виды оружия, например, ядерное оружие. Эту энергию они использовали либо отрицательно, как в случае с Хиросимой и Нагасаки, либо в мирных целях — так благодаря атомной энергии в космос посылаются спутники. Человечество использует их ради своего блага. Энергию можно использовать двояким образом.

#00:18:32#

Вопрос: Разве нельзя получать силы через аскезы и использовать их в служении Богу?

#00:18:46#

Шрила Говинда Махарадж: Да, это возможно. Но те любовь и преданность, которые вы обретаете, — это тоже сила, которая превосходит силу любой аскезы. Это сила преданности. В вашей повседневной жизни преданности вы также совершаете какие-то аскезы. Вы, например, поститесь на Экадаши и благодаря этому обретаете силу. Это сила преданности. И для чего используется эта сила? Суть в том, что вы обретаете еще большую привязанность, любовь к Кришне.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Васудев Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования