«Сила аскез и сила преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Москва, 1997 год



скачать (формат MP3, 13.56M )

Содержание лекции:

Вопрос: В чем суть аскез? В духовной практике практикуются аскезы для того, чтобы научиться контролировать свои чувства. Существует такое понятие «ломкаложного эго». Существуют ли какие-то рекомендации или аскезы?

Шрила Говинда Махарадж: Не существует такой аскезы, которая могла бы уменьшить или ослабить нашу привязанность к материальным вещам. Об этом Господь говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:01:57#

[шлока]

Отречение должно приходить естественным образом. Если мы будем насильно пытаться заставить себя отказаться от чего-то материального, то это скорей всего приведет к противоположному результату.

#00:04:24#

Единственная аскеза, которая приемлема и которая плодотворна, это та, движущим мотивом совершения которой являются любовь и привязанность. Например, семейная жизнь. Живя в семье с близкими людьми, так или иначе, вы принимаете на себя какие-то неудобства и так далее. Но вы делаете это добровольно. Допустим, вы идете и готовите что-то. Сам процесс приготовления пищи может быть не очень приятен и в каком-то смысле это аскеза, но эта аскеза только в тот момент, когда вы готовите, но потом вы эту пищу едите сами и кормите ею других и испытываете счастье при этом.

Подобного рода аскезы, которые совершаются в силу любви, привязанности, приносят результаты. Но если мы будем искусственно пытаться заставлять себя, принуждать себя, то это даст обратный эффект. Любовь, нежность привязанность — когда из них проистекает аскеза, отречение от чего-то, то это приемлемо и это плодотворно. Остальные же виды аскез называются обезьяньим отречением.

#00:06:34#

Когда я голоден, а передо мной стоит еда, а я насильно себя заставляю не есть, то мое желание съесть не становится от этого меньше. Шрила Рупа Госвами объяснял это так: не старайтесь делать что-то, совершая над собой насилие. Если вы будете делать что-то с любовью и влечением к этому, то в таком случае это принесет результат, принесет эффект.

#00:07:45#

Вопрос: А как можно тогда развить любовь к Господу? Как можно развить тогда преданность? Просто пассивное служение — разве этого достаточно?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Для обусловленной души это наиболее подходящее — просто пытаться служить. Не просто служить, а служить с любовью и преданностью. Такое служение принесет плоды. И преданность будет увеличиваться больше и больше, будет возрастать. А когда преданность будет увеличиваться, то соответственно будут рождаться новые чувства, будет расти жажда к Кришне, желание Кришны. В конечном счете, идя этим путем, будет возможно обрести прямое служение под руководством одного из спутников Кришны.

#00:09:42#

Вопрос: Гуру Махарадж, объясните, пожалуйста, какие возникают препятствия  на пути ученика и как научиться их преодолевать? И еще один вопрос: как научиться сохранять веру в столь долгое отсутствие Гурудева, если нет личного общения с ним.

Шрила Говинда Махарадж: Для того, кто практикует, живя духовной жизнью, основным препятствием является асат-санга, то есть дурное общение.

#00:11:51#

Когда же у нас нет возможности на прямую общаться с Гурудевом и вайшнавами, то нам необходимо воспевать Святое Имя. И воспевание принесет нам такое общение. Воспевание — это лучший путь постоянно находиться в обществе Гурудева. То есть воспевание даст нам силу идти по этому пути. Также чтение Священных Писаний, таких как Шримад Бхагавад-гита и «Шримад-Бхагаватам». Уже есть книги на русском языке, чтение которых также может помочь нам в этом отношении. Следуя этому, мы можем поддерживать себя в нашей духовной жизни. Но всегда, и в духовном, и материальном отношении, необходимо избавляться от дурного общения, которое является главным препятствием.

#00:13:49#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватамритеам» немало примеров, что великие демоны, такие, как Хиряньякашипу, совершали аскезы и обретали результат. Как понимать это?

Шрила Говинда Махарадж: Это очень просто: любое действие имеет какое-то следствие. Аскеза, отречение также является действием. В результате аскезы к человеку приходит сила, поэтому ничего удивительного, что совершая аскезы, эти демоны обретали силы. Но когда силы, приобретаемые в результате аскезы, направлены против Бога, то эти силы теряются. В конечном счете, все эти демоны утеряли свою силу.

#00:15:53#

Если бы они использовали эту силу ради служения Богу, то их сила возрастала и возрастала бы, как в случае Прахлада Махараджа. Его отец относился к нему очень жестоко, тиранически. Но Прахлад Махарадж терпеливо встречал все испытания, которые случались из-за его отца. Тогда благодаря его терпению к нему пришла сила выстоять до конца. И Господь явился. Ученые благодаря своим исследованиям, открыли многие разрушительные виды оружия, например, ядерное оружие.

То есть эту энергию они использовалилибо отрицательно, как в случае с Хиросимой и Нагасаки, либо в мирных целях, как, благодаря атомной энергии, в космос посылаются спутники. Человечество использует их ради своего блага. То есть энергию можно использовать двояким образом.

#00:18:31#

Вопрос: Разве нельзя получать силы через аскезы и использовать их в служении Богу?

Шрила Говинда Махарадж: Да, это возможно. Но те любовь и преданность, которые вы обретаете, это тоже сила, которая превосходит силу любой аскезы, это сила преданности. И в вашей повседневной жизни преданнойвы также совершаете какие-то аскезы. Вы, например, поститесь на Экадаши и благодаря этому обретаете силу, это сила преданности. И для чего используется эта сила? Суть в том, что вы обретаете еще большую привязанность, любовь к Кришне.

Транскрипция: Васудев дас

Редактор: Сварнанги деви даси



←  Жизнь в Лахта Дхаме. Субботняя программа. 19 января 2013 года ·• Архив новостей •· «Смотреть нематериальными глазами». Отрывок из первой главы «Золотой лестницы» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования