«Иллюзия и реальность». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 12 января 2007 года. Москва, Кисельный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.8 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Иллюзия и реальность

(12 января 2007 года, Москва)

Найди утешение в Ведах

Вопрос из зала: Параматма и Святой Дух – это одно и то же, или их природа разная?

Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж: Можем ли мы сравнивать, например, компьютер, процессор Celeron 400 GB, со счетами деревянными вологодского завода выпуска 1562 года?

Санскрит – это язык, наделённый определёнными значениями, но зачастую мы спорим о санскрите, не зная его смысла. Скорее всего, Святой дух ближе к идее Брахмана. Параматма – это Высшая Душа. Кто-то о ней говорит, кто-то о ней думает, кто-то её видит, кто-то её осознаёт. Но на вербальном уровне это всё очень удалённые понятия. Мы можем сравнивать Святой дух с Параматмой, но мы не знаем ни того, ни другого.

#00:01:38#

Если говорить о теологии и ее инструментах, то сознание Кришны невозможно сравнить ни с чем. Веды существовали всегда и всегда будут существовать. На высших планах бытия существуют только Веды, причём разных уровней: даже здесь индологи выделяют саттвика-пураны, раджасика, тамасика, шрути, смрити, веды, упанишады – безграничное количество категорий.

Шопенгауэр сказал хорошую вещь: «Изучение Упанишад было утешением моей жизни и будет утешением, когда я буду умирать». Найди утешение в Ведах. Кросс промоушены не помогут.


Живая связь: понимание Вед приходит через откровение

#00:02:38#

В христианстве присутствует один очень важный аспект: откровение. Христиане узнали о Боге даже больше, чем Христос рассказал о Нем. Благодаря чему? Благодаря принципу того, что Он является. В соответствии с желанием. Христос даёт определенную градацию, но ты увидишь, что в Добротолюбии старцами, теологами эта идея рассмотрена еще глубже. Почему?

Это то, что в отношении Вед мы называем амная: понимание приходит через реализацию.

#00:03:26#

Однако Веды отличаются тем, что в них, в частности, в Бхагавад-гите, говорит Сам Кришна и Его близкие преданные. Внимательно читая Шримад-Бхагаватам, ты увидишь там тот же принцип – амная: Майтрея Риши разговаривает с таким-то муни или риши, Сута Госвами рассказывает мудрецам, Шука рассказывает Парикшиту и т.п., то есть каждый кому-то что-то рассказывает. Веды – это живая связь. Это личности, их вопросы и ответы, причем мы видим определенные условия: это либо гениальные личности, либо супернуждающиеся: один на смертном одре, другой – великий учитель.

#00:04:48#

Это не светские беседы за чашечкой чая, не интеллектуальный клуб «Хочу всё знать»: «А что вы думаете про Параматму?» – «Ну, вот греки говорили про Параматму вот так, христиане описывают её так, в дзен-буддизме есть такая идея... А вы что думаете?» – «А я думаю что это вот так, или вот так…» – ты понимаешь, что это уровень ума. Это не уровень реальности. Это не светские беседы за чашечкой чая, не интеллектуальный клуб «Хочу всё знать»: «А что вы думаете про Параматму?» – «Ну, вот греки говорили по Параматму вот так, христиане описывают её так, в дзен-буддизме есть такая идея... А вы что думаете?» – «А я думаю что это вот так, или вот так…» – ты понимаешь, что это уровень ума. Это не уровень реальности.

Тут очень важен коннект на реальном уровне. Иногда это включает в себя ум. Кришна говорит:

буддхи-йогам там, йена мам упайанти те1

Речь не идёт о материальном анализе, речь не идёт о интеллектуализме.

 

Интеллектуализм vs преданное служение

#00:05:40#

Почему многие, например, профессора институтов востоковедения – буддисты? Потому что буддизм – суперинтеллектуальная фишка. Но Веды, в частности вайшнавизм, находятся вообще за пределами интеллекта. Максимум, к чему может тебя привести интеллект – это к представлению, что ничего нет: тебя нет, меня нет, его нет. Чтобы ты существовал, нужно определённое количество вакуума, без пустоты ты не можешь существовать, ты заполняешь определённую пустоту в реальности. Буддизм не так прост, как кажется: там много идей, которые, в принципе, трансцендентны – но они интеллектуальны.

#00:06:31#

Но в Бхагавад-гите другой принцип, другой инструмент, другой подход. Поэтому вайшнавизм не имеет конкуренции, у вайшнавов есть только одна конкуренция – это вайшнавы. Мадхава, Рамануджа, Нимбарка, Вишнусвами – остальные отдыхают. Остальные – скрытые вайшнавы: Шанкара, Христос, если хочешь знать. Они могут сказать: «Много что есть сказать, но не велено, не вместите», или «не я должен говорить». Почему «не я должен говорить»? Потому что приходят определённые личности, они озвучивают определённые доктрины. Эти доктрины не имеет права озвучивать никто.

#00:07:25#

Если взять нормального интеллектуала и взять книжки Бхагавад-Гиты и Шримад-Бхагаватам, то, с точки зрения материализма, интеллектуал лучше тебе объяснит философию. Индолог или санскритолог вполне может указать на ошибки и опечатки, несовершенства перевода в них.
Я удивился, когда увидел диссертацию по Чайтанья-чаритамрите. Я спросил: «Кто это писал?» — «Профессор Гарвардского университета». Я говорю: «А он преданный?» — «Конечно, конечно, он очень любил Чайтанью…» — «Кто его Гуру?» — «Ну, у него нет Гуру...» А я говорю: «Он получил посвящение?» — «Нет, он не получил посвящение». Но он реально опубликовал, я видел, PhD по Чайтанья-чаритамрите.
Иными словами, есть кто-то, кто на внешнем плане знает это лучше, может быть, чем все мы вместе взятые, потому что он просто перелопатил огромный объем литературы, у него аналитический ум, у него всё на карандаше. Но он не занимает никакого положения в вайшнавской традиции, потому что речь идёт о вере.

#00:08:37#

В вайшнавской традиции есть принцип: амная праха таттвам – то, что нисходит от Гуру к ученику, то, что обретается через самопредание и служение. В твоей квартире газ существует только до тех пор, пока ты за него платишь. Так же и сознание Кришны. Ты можешь обрести соприкосновение с этим только через обратную связь: в тот момент, когда ты посчитал, что газ бесплатный – его перекрыли.

#00:09:21#

Потому что принцип души – это према-бхакти, любовное служение. Это единственное условие, в котором всё это раскрывается и в котором существует рост. Там, где нет элементов любовного преданного служения, не может быть никакого роста – наоборот, там будет деградация. Это один из важных принципов.

#00:09:48#

Большинство людей, включая всех сидящих здесь, обладают только определённым потенциалом: сам можешь дойти только до определённой какой-то идеи, даже в служении, – и дальше ты уже не сможешь. Вы увидите в Брихад-бхагаватамрите: каждый преданный отсылает странствующего Нараду Муни к преданному все более и более высшего уровня. Это как в профессуре: учёный говорит: «Иди туда, вот этот учёный это круто знает, тот – то», и настоящий студент путешествует от одного профессора к другому, его передают по цепи. Учёных-физиков полно, но настоящих физиков единицы.


Иллюзорное положение за реальные деньги

#00:10:42#

С другой стороны, мы живём в этом мире вечно. В имперсонализме присутствует состояние Alt+Ctrl+Delete: душе даётся возможность даже себя уничтожить. Это нежелательно, но это возможно. У тебя есть возможность жить в негативном бытии, не жить вообще или жить в сверхсубъективной реальности. Те души, которые пришли к выводу, что материальное существование, самсара, полно страдания, и высшее достижение – это перестать существовать, осознанно совершают самоубийство. Но до него тоже не так легко дойти. Все ли буддисты дошли до уровня нирваны? Эта идея – идеал. Тем не менее, кто-то когда-то может до этого дойти, и это будет крайне неприятный момент. Представляешь, Alt+Ctrl+Delete? Ты сам себя стираешь как атма. Чтобы было понятно, как такое возможно, поймите: вы реальны только до тех пор, пока вы связаны с реальностью.

#00:12:39#

В компьютерной игре кто-то может стать королём, президентом. Например, люди покупают для своих персонажей в компьютерной игре костюмы и оружие за 50 000 долларов. Представляете шлем, который стоит 3 000 евро? Виртуальная картинка шлема. Но когда ты в компьютерной игре – ты надеваешь себе этот шлем и ты можешь уничтожать всех остальных. Идея состоит в том, что какой-то недалекий человек зарабатывает какие-то деньги, отбирая, обналичивая пенсии бабушек в пенсионном фонде, но он может за 50 000 евро может купить себе доспехи и быть самым крутым рыцарем в интернете… Существует огромное сообщество игроков, которые платят огромные деньги и за счет которых поднимаются создатели игры… Иными словами, ты покупаешь себе иллюзорное положение в иллюзии. За реальные деньги, смею заметить.


Как трансформировать иллюзию в реальность?

#00:14:34#

Почему эти деньги реальные? Их можно конвертировать в реальность. Так же и твою энергию можно конвертировать в реальность, но нужен трансформатор. Что такое трансформатор? Понятно: существует какая-то грубая энергия. Подключишь к ней компьютер напрямую – всё сгорит. Мы подключаемся к источнику, но через трансформатор, через что-то, что конвертирует наше определённое служение в трансцендентное, и этот трансформатор – Гуру. Без Гуру невозможно, это реальный принцип.

#00:15:12#

До какой степени ты законнектен, какой у тебя Гуру, какова способность этого трансформатора трансформировать – это отдельная тема: это только очень опытные электрики могут определить. Юзер не в состоянии определить уровень Гуру, понять, куда идёт сева, на каком уровне и так далее… Да и нужно сказать честно: большинство юзеров находятся в определённом состоянии, где нет такого потока.

Ты можешь существовать только до тех пор, пока ты связан с Кришной. Что такое сознание Кришны? Вот ты попал в Его сознание – и ты реален, а чем дальше от тебя сознание Кришны – тем менее ты реален. Ты можешь, конечно, стать самым главным глюком, «Если есть какие-то глюки, то я - самый реальный!», но ты – глюк, ты реален среди глюков. Таков принцип реальности. 

 

Вайшнавизм – это попытка души обрести реальное существование

#00:16:38#

Кришна делает тебя действительно реальным, как деньги. Что такое деньги? Бумага, водные знаки? Нет. Это связь с центром.

Банк может выписать тебе любой вексель, любую бумажку он может конвертировать в деньги. А вот попробуй просто сделай деньги. Максимум, что ты сможешь сделать сам – это фальшивые деньги. Для того, чтобы твои фальшивые деньги стали реальными, нужно чтобы они были обеспечены какой-то реальной связью. Поэтому душа может быть в любом состоянии, но реальной она будет только тогда, когда она будет связана с Кришной. Или де-факто с Вишну, может быть, в какой-то части с Шивой, до какой-то степени. И так далее.

#00:17:31#

Вайшнавизм – это не попытка забраться на какую-то гору или в какой-то духовный мир. Это попытка обрести своё реальное существование.
Настоящие вайшнавские святые не думают о то, чтобы переселиться в духовный мир, поближе к Христу за пазуху, где потеплее, к Кришне – кушать молочные продукты и танцевать танец раса каждый вечер. У них вообще совершенно другие идеи о том, что такое сознание Кришны и как они с этим связаны.

#00:18:10#

чакшу-дана дила; джеи, джанме джанме прабху сеи2

Шрила Бхактивинод Тхакур, Шрила Нароттам Дас Тхакур просят быть слугой слуг Господа «из жизни в жизнь» . При этом, мы знаем, они считают себя ниже всякого грешника, «ниже навозного червя». Это же не шутки, это не «понты». Это не материалисты собрались и обсуждают: «Ой, вы знаете, до такой степени я бы хотел стать вайшнавом?..», а кто-то говорит: «А я ещё бы…» Это совершенно другая идея.

Транскрипцию выполнила: Катьяяни Деви Даси
Редактор: Шьяма Рупа Деви Даси




1 В Бхагавад-гите (10.10) Господь Кришна провозглашает: тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам / дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те – «Таким предавшимся душам, навечно вручившим себя Мне и постоянно занятым поклонением Мне лишь из любви, Я дарую внутреннее божественное вдохновение, благодаря которому они могут приблизиться ко Мне и оказывать различное сокровенное служение».

2 Чакш̣у-да̄на дила̄ джеи, джанме джанме прабху сеи,
 дивйа-джн̃а̄на хр̣де прока̄ш́ито / 
према-бхакти джа̄ха̄ хоите, авидйа̄ вина̄ш́а джа̄те,

веде га̄йа джа̄̐ха̄ра чарито — 
«Ты — мой господин из жизни в жизнь, тот, кто одарил меня трансцендентным вúдением. По твоей милости в моем сердце проявилось божественное знание, дарующее преданность и любовь и побеждающее невежество. Ведические писания воспевают твои качества» (из бхаджана Шри Гуру-вайшнава Махатмья-гити Шрилы Нароттама Даса Тхакура).

← Воскресная нама-хатта в Великом Новгороде 4 ноября 2012 года ·• Архив новостей •· «Глубины Божественного». Отрывок из третьей главы второго тома «Проповедей хранителя преданности» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования