«Вайшнавский этикет». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 20 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 17.46M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж 

Вайшнавский этикет

(20 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: [неразборчиво].

#00:01:41#

Шрила Джанардан Махарадж: Была история о том, как Шрила Прабхупада однажды пожаловался Шриле Шридхару Махараджу. Он сказал: «Мои братья в Боге приходят ко мне в храм в гости, некоторых из них я пытаюсь угостить прасадом. Они принимают этот прасад, говорят „большое спасибо“, но когда выходят из храма, они выбрасывают эту тарелку с прасадом». Шрила Говинда Махарадж сказал, что братья в Боге обладают способностью относиться к тебе по-другому, как к брату.

#00:02:34#

Могу рассказать свою историю. Когда я попросил Шрилу Прабхупаду дать мне санньясу, Шрила Прабхупада спросил: «Почему ты принимаешь санньясу? Зачем тебе это нужно?» Я ответил Прабхупаде: «Я хочу принять санньясу, потому что не могу общаться и сотрудничать ни с одним из своих братьев в Боге. Я хочу проповедовать, но не могу это делать со своими братьями в Боге». Шрила Прабхупада сказал: «Да, это очень хорошая причина. Тебе нужно действительно получить санньясу». Если бы кто-то назвал эту причину сегодня, его бы могли выгнать из храма, но реально я получил санньясу по этой причине.

#00:03:33#

Есть такое выражение: «Господь, спаси нас от друзей». Я всегда осознаю, что друзья в какой-то степени доставляют больше проблем, чем враги. Но с другой стороны — что в этом такого? Такова человеческая жизнь. Шрила Прабхупада часто говорил, что братья в Боге зачастую хотят утвердить свою личность в качестве абсолютного диктатора. И это хорошо, что [другие] братья в Боге могут откорректировать [их поведение], или критиковать иногда.

#00:05:11#

В этой ситуации нужно понять, что всегда есть две стороны монеты. С одной стороны, твои братья в Боге могут признавать тебя, а могут не признавать. С другой стороны, сказано, что власть развращает, абсолютная власть — абсолютно развращает, поэтому всегда есть кто-то, кто сдерживает тебя, сдерживающий фактор. Ты можешь подняться в своей гордыне и в конечном итоге не удержаться, упасть и придавить собой еще многих людей.

#00:06:06#

Как сын Бхимы, Гхатоткача: во время [событий] «Махабхараты» Бхима попросил его, смертельно раненого: «Падай в сторону Кауравов». Когда он упал, он задавил тысячи солдат собой. В случае Гхатоткачи было замечательно, что он упал на врагов, но мы можем упасть на своих друзей и причинить им боль.

#00:07:03#

С одной стороны, есть такая пословица: «Фамильярность приводит к оскорблению». Но с другой стороны, я сам часто шучу и всегда, когда смеюсь (или смеюсь над собой), я не ожидаю, что люди будут принимать меня как Абсолют. Ты говоришь какую-нибудь вульгарную шутку, а люди должны сложить ладони и говорить: «Джай Гурудев»?

#00:07:54#

Хотя мы имеем близкие отношения с преданными, следует всегда помнить, что эти вайшнавы — необычные личности, они обладают определенной духовной природой. Например, со Шрипадом Ашрамом Махараджем мы друзья уже на протяжении очень долгих лет, я знаю его, наверное, с самого начала. Когда мы с ним обсуждаем футбол, мы иногда пытаемся подраться друг с другом. И хотя мы болеем за разные команды и постоянно пребываем в гневе, когда идет чемпионат, но я знаю, что он — мой друг и духовная личность. Но в какой-то момент во время матча мы забываем, что мы братья в Боге, и становимся болельщиками.

#00:09:27#

Часто сын может быть зол на отца, или братья могут друг с другом ругаться. Как был случай в «Махабхарате», когда из-за коров гандхарвы похитили Куру. Но Бхима был очень счастлив, он сказал: «Наконец мы расправились с Кауравами чужими руками. Гандхарвы захватили их всех, и теперь нам не нужно даже с ними сражаться». Но Юдхиштхира сказал: «В наших внутренних делах мы — пять братьев против ста. Но для всего мира мы — сто пять братьев Куру, поэтому мы должны сражаться за них».

#00:11:10#

Юдхиштхира Махарадж обладал потрясающим, глубоким божественным видением. Я, может быть, лично принял бы сторону Бхимы и радовался, что все удачно закончилось. Но Махарадж Юдхиштхира сказал: «Нет-нет, мы должны сражаться за них, потому что мир воспринимает нас как сто пять братьев».

#00:12:02#

Я один год был большим лидером ИСККОН, сейчас я в другой миссии. Я не всегда согласен с теми решениями, которые выдвигает их совет. Но я всегда желаю им успеха, потому что знаю, что весь мир будет оценивать дела гаудия-вайшнавов по успехам ИСККОН. В Индии иногда я могу индусам два часа читать лекцию, рассказывать, что мы — из другой вайшнавской миссии. Индус может тебя слушать, улыбаясь, а в конце концов скажет: «Да-да, мы ваши лайф-мемберы1».

#00:13:51#

Часто бывало так, что кто-то из индусов говорил мне: «Да-да, я был у вас в гостях в Майяпуре — такой замечательный храм, вкусный прасад, замечательные слоны, огромные постройки, архитектура». Но что я им мог сказать? Я пытался им объяснить, что если переплыть через реку, то в Навадвипе вы сможете найти замечательный храм Шрилы Шридхара Махараджа. Может быть, он не столь большой — там нет слонов и таких построек, — но там есть трансцендентные чистые преданные, которые обладают божественным сознанием, и что можно обрести их милость.

#00:14:35#

Но когда я пытался рассказать о славе Шрилы Шридхара Махараджа этому мужчине, он говорил: «Для меня приехать, увидеть слонов, большие здания — достаточно, чтобы понять, что здесь все круто». Поэтому ИСККОН создает как бы колебания на рынке, и множество людей рассматривают все вайшнавское течение в лице ИСККОН, потому что это — большая духовная миссионерская организация. Поэтому для нас всегда будет благоприятно то, что ИСККОН действует успешно, и их успехи — это наши успехи. Мое отношение к ним очень простое. Я не являюсь сейчас активным членом этой организации, хотя был им много лет, но я всегда желаю им всего самого лучшего. Хоть я и не хожу в их храмы и не посещаю программы, тем не менее мне всегда хочется желать самого лучшего. И я вижу, что Шрила Говинда Махарадж также всегда с любовью и теплотой относится к ним.

#00:17:07#

С одной стороны, мы относимся очень личностно друг к другу, поскольку мы близки и соприкасаемся в жизни плечом к плечу, но, с другой стороны, мы можем видеть, что есть преданные, на которых Шрила Гурудев проливает милость, и это мы также должны помнить. Шрила Шридхар Махарадж говорит о том, что вы сможете оценить что-то по тому, как это что-то (кто-то) соотносится с Центром, и как этот Центр относится к нему. Это можно прочитать в «Прапанна-дживанамритам», и я всегда помню этот простой пример.

#00:18:18#

То есть если я вижу, что у Гурудева некоторое теплое отношение к какой-то личности, а этот вайшнав имеет хорошее отношение к Говинде Махараджу, тогда я также буду стараться с этой личностью установить определенные отношения. Как однажды один из братьев в Боге сказал мне: «Дорогой Махарадж, ты очень хороший парень, но ты не Кришна, поэтому ты меня не привлекаешь». Я сам вижу, что если Гурудев благоволит каким-то преданным, я пытаюсь понять: почему? И часто нахожу в их личностях особый характер и пытаюсь как-то служить им.

#00:20:15#

Но кто-то может сказать: «Может быть, действительно, Гурудев благоволит этой личности, но мне эта личность не по душе», как с этим моим братом в Боге, который мне сказал: «Извини, Махарадж, но ты — не Кришна, и ты не привлекаешь меня». Это естественная реакция людей. Хотя я сам отличаюсь таким дискриминирующим поведением, но я не раз пострадал из-за того, что относился к преданным так же, как сейчас описал, — поверхностно.

#00:23:21#

Возвращаясь к отношениям между преданными: нужно сказать, что это очень индивидуально, потому что преданные обладают разным видением, разными способностями, восприятием, духовным уровнем, поэтому они не могут одинаково рассматривать вещи. У меня нет абсолютного видения. Это подтверждает то, что когда я смотрю кино, мне очень часто нравятся плохие герои. [Ну, это он уже прикалывается — Авадхут Махарадж.] Часто я смотрю на негативного героя и думаю: «Несмотря на то, что он плохой и всех убивает, но в нем есть что-то позитивное».

#00:26:38#

Шрила Шридхар Махарадж неоднократно описывал эту историю из «Махабхараты»: когда была достигнута победа, чтобы загладить грехи убийства стольких людей, решено было провести раджасуя-ягью. Кришна дал колокол и сказал: «Когда вы накормите всех брахманов, всех вайшнавов, колокол должен зазвонить». Пандавы пытались накормить, но колокол так и не зазвонил. В конечном итоге нашли сапожника, который был вайшнавом и про которого забыли. Они приготовили много блюд и накормили его, но колокол не зазвонил. Тогда Кришна сказал: «Возможно, когда вы совершали служение этому вайшнаву, вы совершили какое-то оскорбление в уме, поэтому это служение не засчиталось». Драупади призналась: «Да, я приготовила замечательные блюда, но когда увидела, как этот простолюдин смешал все эти блюда в одно и съел, я подумала в своем сердце: как он может быть возвышенной личностью? Он даже не может правильно вкусить прасад, не различает никакие вкусы».

#00:27:44#

Но Кришна сказал: «Вы должны совершить еще раз поклонение этому преданному». И тогда Драупади приготовила еще раз прасад, подношение, извинилась перед ним, у нее было подлинное уважительное умонастроение. Когда этот преданный ел, с каждым кусочком прасада колокол звонил на всю Вселенную. Таким образом человечество было очищено от грехов. Это пример того, что личность может внешне обладать некими негативными качествами, но внутри, поскольку у нее есть преданность, она обладает духовным потенциалом, ее внутренние качества компенсируют внешние несовершенства. Поэтому каждый кусок [съеденного прасадапорождал удар колокола.

#00:29:13#

Религия означает занять правильное положение. Мы должны видеть все с определенного угла, поскольку наше внешнее видение будет искать везде несовершенства. Если мы начнем искать несовершенства везде и во всем, мы не сможем продвигаться. Как, например, наш брат Бимал Канти Прабху: мы видим, что внешне он как бы с «сорванным чайником», но внутренне он всегда готов поехать и проповедовать в любых условиях. Мы можем оценить: его проповедь — самое главное.

Переводчик: Шрила Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 Лайф-мембер — букв. с англ. «пожизненный член» [ИСККОН], чаще всего такое звание дается крупным спонсорам движения.




←  «Шри Гарга-самхита» (часть 5). Матхура-кханда (главы 19–20). Ананда Мой Прабху. 16 декабря 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Как служить Кришне?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые сладостные истины» (часть 13)  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж 

Вайшнавский этикет

(20 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: [неразборчиво].

#00:01:41#

Шрила Джанардан Махарадж: Была история о том, как Шрила Прабхупада однажды пожаловался Шриле Шридхару Махараджу. Он сказал: «Мои братья в Боге приходят ко мне в храм в гости, некоторых из них я пытаюсь угостить прасадом. Они принимают этот прасад, говорят „большое спасибо“, но когда выходят из храма, они выбрасывают эту тарелку с прасадом». Шрила Говинда Махарадж сказал, что братья в Боге обладают способностью относиться к тебе по-другому, как к брату.

#00:02:34#

Могу рассказать свою историю. Когда я попросил Шрилу Прабхупаду дать мне санньясу, Шрила Прабхупада спросил: «Почему ты принимаешь санньясу? Зачем тебе это нужно?» Я ответил Прабхупаде: «Я хочу принять санньясу, потому что не могу общаться и сотрудничать ни с одним из своих братьев в Боге. Я хочу проповедовать, но не могу это делать со своими братьями в Боге». Шрила Прабхупада сказал: «Да, это очень хорошая причина. Тебе нужно действительно получить санньясу». Если бы кто-то назвал эту причину сегодня, его бы могли выгнать из храма, но реально я получил санньясу по этой причине.

#00:03:33#

Есть такое выражение: «Господь, спаси нас от друзей». Я всегда осознаю, что друзья в какой-то степени доставляют больше проблем, чем враги. Но с другой стороны — что в этом такого? Такова человеческая жизнь. Шрила Прабхупада часто говорил, что братья в Боге зачастую хотят утвердить свою личность в качестве абсолютного диктатора. И это хорошо, что [другие] братья в Боге могут откорректировать [их поведение], или критиковать иногда.

#00:05:11#

В этой ситуации нужно понять, что всегда есть две стороны монеты. С одной стороны, твои братья в Боге могут признавать тебя, а могут не признавать. С другой стороны, сказано, что власть развращает, абсолютная власть — абсолютно развращает, поэтому всегда есть кто-то, кто сдерживает тебя, сдерживающий фактор. Ты можешь подняться в своей гордыне и в конечном итоге не удержаться, упасть и придавить собой еще многих людей.

#00:06:06#

Как сын Бхимы, Гхатоткача: во время [событий] «Махабхараты» Бхима попросил его, смертельно раненого: «Падай в сторону Кауравов». Когда он упал, он задавил тысячи солдат собой. В случае Гхатоткачи было замечательно, что он упал на врагов, но мы можем упасть на своих друзей и причинить им боль.

#00:07:03#

С одной стороны, есть такая пословица: «Фамильярность приводит к оскорблению». Но с другой стороны, я сам часто шучу и всегда, когда смеюсь (или смеюсь над собой), я не ожидаю, что люди будут принимать меня как Абсолют. Ты говоришь какую-нибудь вульгарную шутку, а люди должны сложить ладони и говорить: «Джай Гурудев»?

#00:07:54#

Хотя мы имеем близкие отношения с преданными, следует всегда помнить, что эти вайшнавы — необычные личности, они обладают определенной духовной природой. Например, со Шрипадом Ашрамом Махараджем мы друзья уже на протяжении очень долгих лет, я знаю его, наверное, с самого начала. Когда мы с ним обсуждаем футбол, мы иногда пытаемся подраться друг с другом. И хотя мы болеем за разные команды и постоянно пребываем в гневе, когда идет чемпионат, но я знаю, что он — мой друг и духовная личность. Но в какой-то момент во время матча мы забываем, что мы братья в Боге, и становимся болельщиками.

#00:09:27#

Часто сын может быть зол на отца, или братья могут друг с другом ругаться. Как был случай в «Махабхарате», когда из-за коров гандхарвы похитили Куру. Но Бхима был очень счастлив, он сказал: «Наконец мы расправились с Кауравами чужими руками. Гандхарвы захватили их всех, и теперь нам не нужно даже с ними сражаться». Но Юдхиштхира сказал: «В наших внутренних делах мы — пять братьев против ста. Но для всего мира мы — сто пять братьев Куру, поэтому мы должны сражаться за них».

#00:11:10#

Юдхиштхира Махарадж обладал потрясающим, глубоким божественным видением. Я, может быть, лично принял бы сторону Бхимы и радовался, что все удачно закончилось. Но Махарадж Юдхиштхира сказал: «Нет-нет, мы должны сражаться за них, потому что мир воспринимает нас как сто пять братьев».

#00:12:02#

Я один год был большим лидером ИСККОН, сейчас я в другой миссии. Я не всегда согласен с теми решениями, которые выдвигает их совет. Но я всегда желаю им успеха, потому что знаю, что весь мир будет оценивать дела гаудия-вайшнавов по успехам ИСККОН. В Индии иногда я могу индусам два часа читать лекцию, рассказывать, что мы — из другой вайшнавской миссии. Индус может тебя слушать, улыбаясь, а в конце концов скажет: «Да-да, мы ваши лайф-мемберы1».

#00:13:51#

Часто бывало так, что кто-то из индусов говорил мне: «Да-да, я был у вас в гостях в Майяпуре — такой замечательный храм, вкусный прасад, замечательные слоны, огромные постройки, архитектура». Но что я им мог сказать? Я пытался им объяснить, что если переплыть через реку, то в Навадвипе вы сможете найти замечательный храм Шрилы Шридхара Махараджа. Может быть, он не столь большой — там нет слонов и таких построек, — но там есть трансцендентные чистые преданные, которые обладают божественным сознанием, и что можно обрести их милость.

#00:14:35#

Но когда я пытался рассказать о славе Шрилы Шридхара Махараджа этому мужчине, он говорил: «Для меня приехать, увидеть слонов, большие здания — достаточно, чтобы понять, что здесь все круто». Поэтому ИСККОН создает как бы колебания на рынке, и множество людей рассматривают все вайшнавское течение в лице ИСККОН, потому что это — большая духовная миссионерская организация. Поэтому для нас всегда будет благоприятно то, что ИСККОН действует успешно, и их успехи — это наши успехи. Мое отношение к ним очень простое. Я не являюсь сейчас активным членом этой организации, хотя был им много лет, но я всегда желаю им всего самого лучшего. Хоть я и не хожу в их храмы и не посещаю программы, тем не менее мне всегда хочется желать самого лучшего. И я вижу, что Шрила Говинда Махарадж также всегда с любовью и теплотой относится к ним.

#00:17:07#

С одной стороны, мы относимся очень личностно друг к другу, поскольку мы близки и соприкасаемся в жизни плечом к плечу, но, с другой стороны, мы можем видеть, что есть преданные, на которых Шрила Гурудев проливает милость, и это мы также должны помнить. Шрила Шридхар Махарадж говорит о том, что вы сможете оценить что-то по тому, как это что-то (кто-то) соотносится с Центром, и как этот Центр относится к нему. Это можно прочитать в «Прапанна-дживанамритам», и я всегда помню этот простой пример.

#00:18:18#

То есть если я вижу, что у Гурудева некоторое теплое отношение к какой-то личности, а этот вайшнав имеет хорошее отношение к Говинде Махараджу, тогда я также буду стараться с этой личностью установить определенные отношения. Как однажды один из братьев в Боге сказал мне: «Дорогой Махарадж, ты очень хороший парень, но ты не Кришна, поэтому ты меня не привлекаешь». Я сам вижу, что если Гурудев благоволит каким-то преданным, я пытаюсь понять: почему? И часто нахожу в их личностях особый характер и пытаюсь как-то служить им.

#00:20:15#

Но кто-то может сказать: «Может быть, действительно, Гурудев благоволит этой личности, но мне эта личность не по душе», как с этим моим братом в Боге, который мне сказал: «Извини, Махарадж, но ты — не Кришна, и ты не привлекаешь меня». Это естественная реакция людей. Хотя я сам отличаюсь таким дискриминирующим поведением, но я не раз пострадал из-за того, что относился к преданным так же, как сейчас описал, — поверхностно.

#00:23:21#

Возвращаясь к отношениям между преданными: нужно сказать, что это очень индивидуально, потому что преданные обладают разным видением, разными способностями, восприятием, духовным уровнем, поэтому они не могут одинаково рассматривать вещи. У меня нет абсолютного видения. Это подтверждает то, что когда я смотрю кино, мне очень часто нравятся плохие герои. [Ну, это он уже прикалывается — Авадхут Махарадж.] Часто я смотрю на негативного героя и думаю: «Несмотря на то, что он плохой и всех убивает, но в нем есть что-то позитивное».

#00:26:38#

Шрила Шридхар Махарадж неоднократно описывал эту историю из «Махабхараты»: когда была достигнута победа, чтобы загладить грехи убийства стольких людей, решено было провести раджасуя-ягью. Кришна дал колокол и сказал: «Когда вы накормите всех брахманов, всех вайшнавов, колокол должен зазвонить». Пандавы пытались накормить, но колокол так и не зазвонил. В конечном итоге нашли сапожника, который был вайшнавом и про которого забыли. Они приготовили много блюд и накормили его, но колокол не зазвонил. Тогда Кришна сказал: «Возможно, когда вы совершали служение этому вайшнаву, вы совершили какое-то оскорбление в уме, поэтому это служение не засчиталось». Драупади призналась: «Да, я приготовила замечательные блюда, но когда увидела, как этот простолюдин смешал все эти блюда в одно и съел, я подумала в своем сердце: как он может быть возвышенной личностью? Он даже не может правильно вкусить прасад, не различает никакие вкусы».

#00:27:44#

Но Кришна сказал: «Вы должны совершить еще раз поклонение этому преданному». И тогда Драупади приготовила еще раз прасад, подношение, извинилась перед ним, у нее было подлинное уважительное умонастроение. Когда этот преданный ел, с каждым кусочком прасада колокол звонил на всю Вселенную. Таким образом человечество было очищено от грехов. Это пример того, что личность может внешне обладать некими негативными качествами, но внутри, поскольку у нее есть преданность, она обладает духовным потенциалом, ее внутренние качества компенсируют внешние несовершенства. Поэтому каждый кусок [съеденного прасадапорождал удар колокола.

#00:29:13#

Религия означает занять правильное положение. Мы должны видеть все с определенного угла, поскольку наше внешнее видение будет искать везде несовершенства. Если мы начнем искать несовершенства везде и во всем, мы не сможем продвигаться. Как, например, наш брат Бимал Канти Прабху: мы видим, что внешне он как бы с «сорванным чайником», но внутренне он всегда готов поехать и проповедовать в любых условиях. Мы можем оценить: его проповедь — самое главное.

Переводчик: Шрила Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 Лайф-мембер — букв. с англ. «пожизненный член» [ИСККОН], чаще всего такое звание дается крупным спонсорам движения.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования