«День ухода Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 8 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург | “Disappearance Day of Srila Sridhar Maharaj.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 8 August 2002. Lakhta, Saint Petersburg



скачать (формат MP3, 59.01M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

День ухода Шрилы Шридхара Махараджа

(8 августа 2002 года, утро. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня день ухода Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа. Он оставил этот мир в 1988 году. Тот день был очень скорбным днем для нас. Когда Харидас Тхакур ушел из этого мира, Махапрабху, произнося слова об его уходе, был переполнен скорбью. Шрила Гуру Махарадж был очень милостив ко всем нам: так получилось, что много лет он оставался с нами.

Очень многие пандиты и джьотиши (астрологи) предсказывали продолжительность его пребывания в этом мире. Они называли разные цифры: кто-то говорил — 58 лет, 64 года, 82 года. Ситуация сложилась так, что Шрила Гуру Махарадж уже не мог оставаться в этом мире с нами. Все доктора заверяли, что все лекарства бесполезны, они не могут сохранить ему жизнь. Как бы то ни было, Шрила Гуру Махарадж всегда был очень милостив к нам, он оставался с нами продолжительное время, почти до 93 лет. Много раз он говорил мне в последнее время: «Говинда Махарадж, оставь меня в покое! У меня очень сильные головные боли». Я часто молился ему, говоря: «Махарадж, если вы уйдете, этот мир погрузится во тьму. Мы не будем причинять вам никаких беспокойств, только оставайтесь с нами».

Некоторое время Шрила Гуру Махарадж отвечал на эти мольбы и оставался в этом мире. Вы знаете, что он передал мне ответственность за свой Матх. Он выражал это желание разными способами: и письменно, и на собраниях, и в своем завещании. С того дня, когда это завещание было написано, он почувствовал большое облегчение. Ответственность за Матх к тому времени уже была в моих руках. Он законным способом утвердил свое решение.

Ради блага Гуру Махараджа я изучил два аспекта культуры, один из которых джьотиш — астрология, а другой — медицина. Не все знают это, не всем это известно, но Шрила Гуру Махарадж сам был великим джьотишем (астрологом). Он не показывал свои знания людям, но мы знали о том, что он великий джьотиш. Каждый джьотиш (астролог) может сказать что-то определенное о продолжительности своей жизни. У меня было совершенное восприятие содержания его гороскопа: я видел, что положение звезд таково, что ни одна планета не в состоянии стать причиной его смерти. Я прочел это в его гороскопе.

#00:08:19#

[санскрит]

В джьотиша-шастре есть определенные знаки, признаки, по которым можно судить о приближении смерти. В его случае я видел проявление этих знаков о приближении смерти. Положение звезд было таково, что ни одна планета не могла стать причиной его смерти, и, стало быть, его смерть должна была стать естественной. Я видел в его гороскопе появление планеты Мангала, которая предвещает близкую смерть.

Так произошло, что он ушел. Даже Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите о неизбежности этого. Панча-Пандава (пятеро Пандавов) и великие мужи из династии Яду — все они ушли, поскольку таков естественный закон этого мира. Они следовали этому закону, не бросали ему вызов. Шрила Гуру Махарадж также последовал этому естественному ходу событий.

В священных писаниях сказано, что, когда великая освобожденная душа, великая духовная личность, святой оставляет этот мир, происходит сильное землетрясение. И это произошло во время ухода Шрилы Шридхара Махараджа.

Я приходил к Шриле Гуру Махараджу по утрам — в три часа или в половине четвертого. В один из дней я также пришел и, побыв с ним, вышел наружу, на веранду. Я сидел там и вдруг почувствовал некую дрожь, толчки. Я подумал сначала, что это слуга Гуру Махараджа что-то делает в его комнате, но потом услышал, как храмовая чакра на шпиле позади меня стала вибрировать и издавать определенные звуки. Сзади никого не было, только чакра дрожала. Я понял, что это землетрясение.

Затем случилось так, что Пури Махарадж, который каждый год ездил из Майяпура в Калну, в свой Матх, и останавливался в Матхе Гуру Махараджа, в этом году также собирался ехать. Но я ему сказал: «Махарадж, не езжайте в Калну, оставайтесь здесь. Поскольку я никогда в своей жизни не сталкивался с уходом вайшнава, я не знаю, как быть в этой ситуации. Три дня тому назад произошло землетрясение. Я знаю, что Гуру Махарадж оставит тело приблизительно через три дня, поэтому, прошу, оставайтесь здесь».

В это время два или три доктора наблюдали Гуру Махараджа. И через три дня он ушел. Это произошло в 5 часов 58 минут.

#00:15:30#

харида̄са а̄чхила пр̣тхивӣра ‘ш́ироман̣и’
та̄ха̄ вина̄ ратна-ш́ӯнйа̄ ха-ила мединӣ

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.97)

Когда Харидас Тхакур ушел из этого мира, Махапрабху сказал: «Он был подобен короне, увенчанной драгоценными камнями. Он был украшением этого мира. И сейчас, когда его не стало, земля опустела».

Мы чувствуем то же самое в отношении ухода Шрилы Гуру Махараджа.

Где-то до 1984 года Шрила Гуру Махарадж не соглашался с тем, чтобы его тело было предано самадхи. Он желал, чтобы была проведена кремация. Но я убеждал его, говоря:

— Сейчас за вами следует столь большая семья преданных. Они будут очень несчастны, им будет очень больно, если мы предадим ваше тело огню.

Сначала он настаивал на обратном:

— Если вы не последуете моему желанию, то я зафиксирую его письменно, чтобы мое тело было кремировано.

Но позднее, когда я постоянно приводил ему свои доводы, он согласился. Я сказал ему:

— Объявите мне вашу волю, я последую вашему решению, даже если это будет болезненным для нас.

Он ответил:

— Поступай, как хочешь, в этом случае.

Позднее я стал расчищать лес. Слева от храма Махапрабху был небольшой лесок, и я стал расчищать его. Гуру Махарадж однажды сказал мне:

— Ты расчищаешь лес? Это станет местом моего самадхи!

Я ответил:

— Нет, Гуру Махарадж, забудьте об этом самадхи!

Он сказал:

— Очень хорошее место.

Сейчас в этом месте появился храм, который называется «Храм единения в разлуке».

Гуру Махарадж спросил у меня:

— После моего ухода ты собираешься провести большой фестиваль?

Я ответил:

— Да.

Он спросил:

— А сколько гостей ожидается на этом фестивале?

Я отвечал ему:

— Мы сейчас богаты, у нас есть средства, поэтому это будет первоклассный фестиваль! Я ожидаю около тысячи человек.

Он сказал:

— Нет, вот увидишь, на нем будет гораздо, гораздо больше людей! Многие тысячи людей придут, ты увидишь!

И я увидел это — тысячи и тысячи людей пришли! И, возможно, среди них были боги и другие существа.

Многие маха-пуруши, великие души, пришли, когда Гуру Махарадж уходил из этого мира. Я попросил Пури Махараджа о помощи. В то время Пури Махарадж был известен как самый квалифицированный, сведущий священник во всем гаудия-вайшнавском сообществе. Он мог выполнять эту духовную функцию в момент ухода вайшнава. Я не знал многого: каким образом копать землю для самадхи и многих других деталей. Разные подробности возведения самадхи были мне неизвестны, а он знал о них.

Также пришли четверо брахмачари из Майяпура, из Чайтанья Матха. Их никто не звал, они пришли сами по себе и сказали: «Мы знаем все о самадхи и поможем его устроить». Они помогли устроить самадхи, а потом ушли. Я хотел накормить их прасадом, но они почтили его совсем немного и ушли обратно.

Когда Гуру Махарадж спускался из своей комнаты в зал для приема прасада, мне каждый раз казалось, что он больше не поднимется обратно. Преданные приходили к нему каждый год. Он выходил к ним и общался с ними. Но в год его ухода, когда они приехали, он не вышел к ним как обычно.

В год своего ухода во время Гаура-пурнимы Шрила Шридхар Махарадж не стал выходить из своих покоев, как в прежние годы. Он попросил меня: «Говинда Махарадж! Устрой праздник, сделай все необходимое». Он очень скорбел о том, что не может выйти из своей комнаты. Он почти плакал, говоря: «В этом году я не смогу выйти».

В тот день я подумал, что Гуру Махарадж не уйдет из этого мира сегодня. Я сказал его слуге Гаура Кришне Прабху, чтобы он поставил тилаку ему на лоб. Когда Гуру Махарадж это услышал, он как будто очнулся: «А? Что такое?» Я повторил: «Я попросил поставить вам тилаку на лоб. Вы пойдете со мной и не оставите тело сегодня!»

В тот день я видел, что Гуру Махарадж очень сожалеет о том, что не может выйти: он жаловался Махапрабху и взывал к Нему. Я не в силах был это выдержать. Я чувствовал, что мой ум сходит с ума, когда думал об этом. Я не мог вести киртан, когда такое происходило. Поэтому я почти силой побудил его выйти. И он вышел к Божествам, к нат-мандиру, затем совершил парикраму вокруг храма, сел в свое кресло и благословил меня. Я ему сказал:

— Гуру Махарадж, сегодня вы не уйдете из этого мира!

Я спросил его:

— Гуру Махарадж, как вы себя чувствуете?

Он ответил:

— Теперь я чувствую себя очень сильным!

После его ухода мое сердце сгорало, но что было делать? Церемонию и обряд по случаю его ухода нужно было провести непременно. Желал я того или нет, что мне оставалось делать? Если бы я этого не сделал, кто бы это сделал?

В тот день я видел чудо! Я пришел в храм к Божествам и увидел, что Божества были столь чудесными, прекрасными, Они смотрели на меня очень удивительным образом. Прежде я никогда не видел наших Божеств такими. Но в тот день Они были столь возвышенными, Они улыбались мне. Я был удивлен и половина боли, которая была в моем сердце, ушла.

Затем Пури Махарадж сказал мне нанести на грудь Шрилы Гуру Махараджа мантры. Я не хотел этого делать, но должен был, и я это сделал. Преданные за несколько часов приготовили более сотни блюд, подношений.

Я не могу вспомнить всего, но примерно так проходила подготовка его самадхи. Самадхи означает, что он по-прежнему присутствует здесь в настроении медитации.

Произошло так, как Гуру Махарадж и предсказывал, — тысячи и тысячи людей пришли туда. Всем раздавался шикарный прасадам. Блюда были приготовлены на чистом гхи. Очень многие люди пришли. Большой фестиваль состоялся в то время. В тот день преданные с великим энтузиазмом делали все необходимое, поэтому получился такой большой фестиваль, большой праздник. Помимо многих гостей пришли также светила вайшнавского общества, пришли даже те, кто относились к нему враждебно. Люди из оппозиции также приходили, поскольку при этом они не были врагами Гуру Махараджа, у него не было врагов.

Это было чудом и очень поучительным для нас, поскольку природа Гуру Махараджа такова, что он оказывал почтение всем вайшнавам. Независимо от положения вайшнава, он оказывал почтение всем. Иногда это причиняло беспокойства, но такова его природа. Он никогда не шел на компромисс с некими недобрыми чувствами по отношению к сознанию Кришны.

Он испытывал очень сильную ненависть к двум явлениям: сахаджии и майяваде. Это дух Сарасвати Тхакура, его семьи, его линии, — все представители этой семьи очень враждебны по отношению к этим двум явлениям: к сахаджиизму и имперсонализму.

Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж был очень близким другом Гуру Махараджа. Но Шрила Шридхар Махарадж преподавал ему очень жесткие уроки, которые были прививкой от сахаджиизма. Кришнадас Бабаджи Махарадж (особой вины с его стороны не было) любил ходить слушать cахаджию — не заурядного исполнителя, но очень прославленного певца в линии сахаджия. Гуру Махарадж говорил ему очень строго и непреклонно: «Не ходи к ним». Но Кришнадас Бабаджи Махарадж ослушался Гуру Махараджа и отправился, несмотря на его предостережения, слушать сахаджия-санкиртану. Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему со сложенными ладонями: «Махарадж, ты не хочешь прислушаться к моим словам, поэтому я хочу, что бы ты ушел из моего Матха». Когда это произошло, я был очень рассержен на Гуру Махараджа, я сказал ему:

— Махарадж, как же так? Он же ваш близкий друг. В чем его вина? Почему вы с ним так поступили?

Гуру Махарадж мне ответил на это:

— Прежде всего, я пытаюсь сохранить верность моему Гурудеву, поэтому так и поступил. — И, в свою очередь, отругал меня.

Что еще я могу сказать? Несмотря на то, что Кришнадас Бабаджи Махарадж был близким другом Гуру Махараджа, он отнесся к нему в этом случае подобным образом. Во многих случаях Гуру Махарадж был очень непреклонен, он был строг. Мы были воспитаны и обучены им, поэтому очень нетерпимы по отношению к сахаджии и майяваде. Очень многие не знают, что такое майявада, но практически все знают, что такое сахаджиизм.

Та история имела свое продолжение. После того как Гуру Махарадж выгнал из Матха Кришнадаса Бабаджи Махараджа, через некоторое время я услышал, как в воротах раздался стук, и кто-то произнес: «Харе Кришна!» Это был голос Бабаджи Махараджа. Я был очень удивлен его возвращению, ведь ему сказали уходить. Гуру Махарадж обратился ко мне: «Бабаджи Махарадж пришел, иди, встреть его!» Я встретил его, отвел к Шриле Шридхару Махараджу, они сели вместе и счастливо начали общаться. Я был очень счастлив! Шрила Шридхар Махарадж сказал тогда Кришнадасу Бабаджи Махараджу:

— Но ведь я сказал тебе уходить из моего Матха. Почему же ты вернулся?

На что последний отвечал:

— Махарадж, вы сказали мне уходить, но вы не сказали мне не возвращаться!

[Смех]

Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил, что собака, ворона и летучая мышь, которые живут в Чайтанья Матхе, — любая из них может одержать победу над сахаджией и майявадой. Его проповедь была очень непреклонной, поэтому все его уважали. В сообществе Сарасвати Тхакура все санньяси, все брахмачари, все преданные питали глубочайшее уважение к нему. В целом, во всей сампрадае преданные всех сообществ относились к нему именно так — с высшей степенью уважения. Даже такие люди, как гунды, преступники и политики разных мастей, анархисты и прочие революционеры относились к нему очень уважительно. До сих пор в Навадвипе в Шри Чайтанья Сарасват Матхе по милости Шрилы Гуру Махараджа мы спасены от тех и других: от политиков и преступников.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Disappearance Day of Srila Sridhar Maharaj

(Morning lecture)

(8 of August, 2002. Lakhta, Saint Petersburg)

 

Today is disappearance day of Guru Maharaj. 5:48 he disappeared, 1988.

That day was very sad day for us. When Haridas Thakur disappearing, disappeared, when Haridas Thakur disappear, Mahaprabhu Chaitanyadev commented: [Bengali]. Mahaprabhu was so sad. ...

Srila Guru Maharaj was very merciful to us. Then some way he... stay with us few years. So many jyotishi pandit [...] predicted about his presence in this mundane. Someone told 58, someone told 64, someone told 82. Like that. And [...] Guru Maharaj ... after staying in this mundane with us... And all doctors told not possible to cure him here. But anyway he was very mercifull and taken our service and stayed up to 92 even 93 years when he has got... That time he disappeared. But many times he told, “Govinda Maharaj, now leave me, I am very uncomfort with my health.”

Every time I also prayed, “Maharaj, if you will go then world will be dark. At least you stay, we will do everything. Not to give any trouble to your Divine Grace. Only you stay [...].” Srila Guru Maharaj has accepted our prayers. And [...] given me chance. [...] That is he was very happy. Also I am trying to give satisfaction to Guru Maharaj. Long time actually... but by law he given that charge to me. Anyhow from that day he was very relieved position.

Two things I have got some knowledge to culture, about jyotishi and about medicine, from Guru Maharaj. Everyone do not know Guru Maharaj also was very good jyotishi. But he not showing that to others, but we know your great position. Then every jyotishi can say soimething about his lifetime. But my realization was very perfect, I have seen. And I told, I [...] with others also. Main thing is this: no one planet can kill him. That type was his horoscope. That was my realization. Srila Guru Maharaj said, “Maybe possible your realization” and that happened. 92 he passed because in the Jyotish shastra there is one inidcation about passing. [Sanskrit mrtyuscita-graha…]. But there I shown no one planet will try to kill him. Then natural death he will get. And natural death will come through Mangal. And that happened. Two months before he shown that, influence of Mangal.

Anyhow. What is inevitable, told Lord Krishna in Srimad Bhagavad Gita. Even Pancha Pandava, even so many digintaries, Yadava, etc. Everyone gone by the law of this nature. Nut disturb the law of nature, they follow law. And Guru Maharaj also left us. What can I say?

In the scripture it is written when some dignitary spiritual personality will leave this earth, heavy earthquke will come. And that’s happened also in the time of Guru Maharaj. Every day from my room I am going three o’clock to Guru Maharaj’s room, sometimes 3:30. But that day also I went there. But I cannot tolerate air condition. Then after seeing Guru Maharaj I come out and sitted outside of his vedanda, in his veranda. And suddently heavy earthquake come. And my chair heavily shaking. I am thinking, “The servitor of Guru Maharaj maybe doing that,” but immediate I heard the chura, temple, there is some chakra and pataka, loose. “Dan-dan-dan-dan-dan-dan” sound come. Then I see noone behind me and sound coming. And I understand it is heavy earthquake. That happened.

It’s happened three days before. And that day Srila Puri Maharaj come to see Guru Maharaj towards Kalna, his Math, he every year doing that. When he is coming from Mayapur, through Guru Maharaj he is going. Meeting with Guru Maharaj then he is going. And he knows Guru Maharaj is sick, then he comes to see Guru Maharaj and then wants to go to Kalna, his ashram. When he come, I told to Puri Maharaj, “Maharaj, you not go Kalna, you stay here. I do not know anything. I not joined anyone’s disappearance situation, then I do not know what is necessary to do, but Guru Maharaj must disappear within three days. This earthquake happened and he not will stay. Then you not to go. You must stay here.” And Puri Maharaj accepted my prayed and he stayed in the Math.

And doctor also watching Guru Maharaj, two, three doctors. Morning, evening they are coming, watching. Finally after three days Guru Maharaj left us. 5:58. When time was 5:58 that time he left us.

Mahaprabhu said [Haridas ... Bengali] about Haridas Thakur. Mahaprabhu said, “He was the crown of this earth with so many exalted jewels with crown. And he was like that. But he gone to leave us. And earth has become empty.” That type of expression Mahaprabhu told about Haridas Thakur. And about Guru Maharaj also that way we feel, like that.

But from first time, he told not to give my body samadhi. Must you follow the cremation. It was up to 1986 determination. But every time, maybe two three time, maybe four times when he is very sick I asked him, whoing sick, I aksed him, “Maharaj, cremation is very painful for the devotee, samadhi was accept.” Guru Maharaj said, “No, cremation! If not will follow my order I shall write in my wills.” Then finally maybe 1984 that happened. 1984 I aksed, “Now big devotee family following you, they will chase me if I not will follow the samadhi process. You must order me. What you will order that I shall follow. Maybe that is so painful or anything. But now I am seeing very big devotee family we have, they all will be unhappy.” Then Guru Maharaj said, “As you like you do,” that time, 1984.

Right side of our main temple, Mahaprabhu’s temple, there was some jungle garden. Flower happening, many things, but jungle. Then I cleaned that jungle garden and given wall that garden. And Guru Maharaj said me, “I heard you are cleaning the jungle there?” I told, “Yes, it is garden of Mahaprabhu, I am cleaning.” “Oh, you chosen that place for my samadhi?” I told, “No, Maharaj, you forget that, what will be. That later we shall consider. Oh, that place is good, you can make there my samadhi.”

Now manifested there ‘Union in separation’. Temple of ‘Union in separation’. One day I aksed Srila Guru Maharaj... No, I have not asked. Guru Maharaj asked me, “After my disappearance what kind of festival you will do and how many people you are expecting?” I told, “Now we are not poor, then I make first-class arrangement, but maximum one thousand people will be, because here is no, not so much people. And some devotee will come. I am thinking maximum one thousand.” And Guru Maharaj said, “No. More, more, very big gathering will be that time, you will see. Many thousands people come, you will see.” I have seen that and I was surprised to see that. Maybe there so many gods, demigods and many things come to see last time of Guru Maharaj when he passing this world. So many maha-purush came that time.

And Srila Puri Maharaj, he knows everything, he is our seniormost priest in society, and he stayed and still I am thinking, “Puri Maharaj will do some spiritual function, but who will do materially: digging, what is the process of digging.” In the meantime from Mayapur, Chaitanya Math, four brahmachari come, and they said, “Maharaj, if you order to us, we know everything how to make,” and I have got much relief. Then they have done everything. But I am requested them prasadam, but they little prasadam taken and gone. That... I do know know them. But they come and told, “We are from Mayapur, we know everything how to do digging samadhi work.” I not joined with anyone’s samadhi, it was my very painful. But that coming my door that time. What shall I do? Not only that. When Guru Maharaj coming down from the… from his room coming down through prasada hall, that time I was very mentally sick. I feel: “Again Guru Maharaj not come out.” Many times it’s happened, but I was very strong mentally, I was strong always.

One day happened, Gourachandra, last Gaurachand Mahotsav. Every year Gaurachand Mahotsav day Guru Maharaj coming down, paying dandavat. Sometimes standing in Nat-mandir with us. Then Guru Maharaj come up in his quarter. But that year Guru Maharaj cannot come.

Till last Gaura Purnima Guru Maharaj cannot come down, and he is very sad: “Oh, Mahaprabhu, I cannot go this year down.” This way almost crying mood. And told, “Govinda Maharaj, you go and manage this meeting, birthday ceremony, Mahaprabhu’s. You leave and make arrangement, everything, you go. I cannot go this year.” In this way almost he is crying.

There I am seated and thinking what shall I do. Then I think: Guru Maharaj not will disappear today. Then I told to his assistant: “Gour Krishna, put tilaka in forehead of Guru Maharaj.” And Guru Maharaj soared, “Oh, oh, what you tell?” I told, “He will put tilaka on your forehead. You will go with me and you not will die today.”

I am thinking, “Here Guru Maharaj will always do ‘Oh, Mahaprabhu, Oh, Mahaprabhu, I cannot go. Then my mind must be much disturbed. And I cannot lead the kirtan’ etc.” Then Guru Maharaj will go, pay dandavat, come up, and I can do anything. Then I told that Guru Maharaj was [..] “Yes, you are taking me?” I told, “Yes. And you not will die today. At least today not.” [Chuckles] Then given homeopathic medicine and Guru Maharaj taken that and gone with me down, in front of Mahaprabhu he paid dandavat. And gone to Nat-mandir. And make once parikrama temple. Then come up and sitted in his chair and blessed me and told, “Now you go, I am very happy.”

Then I aksed to Guru Maharaj, “Now how are you feeling?” Guru Maharaj said, “I am feeling so strong now!”

But my heart was burning that time, but all the work must do. Without ceremony, disappearance ceremony if I shall not lead, who will do that? Then I am doing [Sanskrit]. Willingly or unwillingly, no question, must follow the procedure. But that day one miracle I have seen. When I am going to pay dandavat to the Deity, Guru Maharaj bedding that time in the tulasi [mandal?]. And I am going to pay dandavat to Deity and I have seen: Deity is so exhalted and miraculously looking.Before that I never seen like that our Deity, but that day Deity was so exhalted ans smiling. And I was surprised and my half pain gone from heart.

Then Puri Maharaj ordered me, “You write the mantram to Guru Maharaj’s chest.” I do not want to do that but Puri Maharaj forced me: “You must write,” then I have done that ceremony. And so much big bhoga, maha-bhoga. It is called maha-bhoga, arrangement done by devotees. That time everyone very active. Make so many, maybe hundred preparations within few hours. That way. I cannot remember all, but almost this way, cremation. Not. What? Samadhi happened of Guru Maharaj. Samadhi means he is existing there with mood of meditation, that is called samadhi.

And all the Vaishnav, so many, that day taken prasadam and after few days, how many days I cannot remember. Maybe Tirtha Maharaj can remember?

Tirtha Maharaj: Ten days.

Srila Govinda Maharaj: After ten days we have got time, making some... And sixteen... Ghi was in my room, I kept it. And many things. Thousands and thousands people come. And all payed that day very opulent maha-prasadam. Cholad-dahl, channa-dahl, [...] and pushpanna and luchi. No arrangement of anna. And all this pure ghi. And very big festival that day. And thousand and thousands people, Guru Maharaj said, will come, and I was surprised to see that. But still much excess prasadam was there. Next day also some taken many and gone some.

Now the devotee spend their much energy as possible by them and big festival finished that day. And all the dignitary Vaishnav also came. From every corner. Because Guru Maharaj’s have no enemy. Everyone was friend. Even some group of enemy, they are also coming to Guru Maharaj.

It was miracle. And learning for us. Top to bottom, he always giving honour. He maybe small Vaishnav, he maybe middle Vaishnava or higher Vaishnav. Everyones Guru Maharaj given much honour. Sometime I was disturbed, but Guru Maharaj given very much honour to everyone. As they have honour.

But he never compromised with ill feelings about Krishna consciousness. He hate too much about sahajiyaism and about mayadava. And it was tradition of our family line. Family of Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur, everyone is enlightened by this conception: they are hating mayavad and sahajiyaism.

Srila Krishnadas Maharaj Maharaj was his bosom friend almost. But he also teach him heavily about sahaviyaism. Krishnadas Babaji Maharaj have no fault, he gone to hear the song from sahajiya. Great, big singer. Then he liked some, and he went to hear that song. And Guru Maharaj heavily told him not to go. But he not listened that, and he is friend of Guru Maharaj, then he went to hear that sahajiya sankirtan. And Guru Maharaj said, “Maharaj, I folded hand told you, you not listened me, then you must get out from my Math.” Then he make him get out I was very angry with Guru Maharaj. He is your bosom friend and he helped us so much, in concievable help I have got from him many times. And you make get out him? And Guru Maharaj said, “What shall I do? I cannot make offense to my Guru. My Guru Maharaj cannot tolerate this. I must be obeisance to my Guru first. Then my friend. Then you cannot tell anything to me. And he chastised me.”

What can I say more? Krishnadas Babaji Maharaj was very dear to Guru Maharaj. And every Ekadashi day, every festival day he is coming to our Math and whole night he is doing sankirtan, etc. His character knows everyone. But he also not excused by Guru Maharaj. Guru Maharaj was like that, very heavy sometimes.

Then we are trained by him about sahajiyaism, we cannot tolerate. And we cannot tolerate mayavad. But about mayavad many do not know what is mayavad. But many, everyone almost knows what is sahajiya. That was formation of character Guru Maharaj shown to us that way. But one day I have seen in the gate ‘Hare Krishna’, this sound come. And Guru Maharaj said, “Oh, Babaji Maharaj come.” But Guru Maharaj make him get out. After few days Babaji Maharaj come. Then Guru Maharaj said, “Oh, Babaji Maharaj come, you go.” Then I went to the gate, and taken Babaji Maharaj up to Guru Maharaj. Then Guru Maharaj was very happy and I also very happy. Then Guru Maharaj, when Babaji Maharaj sitted happily, then asked, “Babaji Maharaj, I said you get out, you get out already. Again you come. I think you not will come again.” Babaji Maharaj said, “No? You not told not to come again? You told get out and he got out. You not told me not to come.” That was. And a dog, a crow, a bird who is living in the Math, Chaitanya Math, Mayapur, Prabhupad said: anyone can go and defeat the sahajiyaism and mayavadism. Then it was very heavy preaching and Guru Maharaj was so honoured by the devotee of Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur. And all sampradaya sannyasi, brahmachari, respecting Guru Maharaj very much. Even gunda, even political anarchyst, everyone. Actually we still by the grace of Guru Maharaj we not disturbed by political party or gunda party or any that type of party in Nabadwip Chaitanya Saraswat Math. Still is it running by the grace of Guru Maharaj.

Captured by Ashutosh Krishna Das

 



←  «Он принудил меня пить нектар». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 22 августа 1988 года. Навадвипа Дхама, Индия | “Forced to Drink Nectar.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 22 August 1988. Navadwip Dham, India ·• Архив новостей •· «Драгоценный камень в ожерелье». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1992 год. День ухода Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа | “The Jewel of the Garland.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 1992. Disappearance Day of Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 61.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

День ухода Шрилы Шридхара Махараджа

(8 августа 2002 года, утро. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня день ухода Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа. Он оставил этот мир в 1988 году. Тот день был очень скорбным днем для нас. Когда Харидас Тхакур ушел из этого мира, Махапрабху, произнося слова об его уходе, был переполнен скорбью. Шрила Гуру Махарадж был очень милостив ко всем нам: так получилось, что много лет он оставался с нами.

Очень многие пандиты и джьотиши (астрологи) предсказывали продолжительность его пребывания в этом мире. Они называли разные цифры: кто-то говорил — 58 лет, 64 года, 82 года. Ситуация сложилась так, что Шрила Гуру Махарадж уже не мог оставаться в этом мире с нами. Все доктора заверяли, что все лекарства бесполезны, они не могут сохранить ему жизнь. Как бы то ни было, Шрила Гуру Махарадж всегда был очень милостив к нам, он оставался с нами продолжительное время, почти до 93 лет. Много раз он говорил мне в последнее время: «Говинда Махарадж, оставь меня в покое! У меня очень сильные головные боли». Я часто молился ему, говоря: «Махарадж, если вы уйдете, этот мир погрузится во тьму. Мы не будем причинять вам никаких беспокойств, только оставайтесь с нами».

Некоторое время Шрила Гуру Махарадж отвечал на эти мольбы и оставался в этом мире. Вы знаете, что он передал мне ответственность за свой Матх. Он выражал это желание разными способами: и письменно, и на собраниях, и в своем завещании. С того дня, когда это завещание было написано, он почувствовал большое облегчение. Ответственность за Матх к тому времени уже была в моих руках. Он законным способом утвердил свое решение.

Ради блага Гуру Махараджа я изучил два аспекта культуры, один из которых джьотиш — астрология, а другой — медицина. Не все знают это, не всем это известно, но Шрила Гуру Махарадж сам был великим джьотишем (астрологом). Он не показывал свои знания людям, но мы знали о том, что он великий джьотиш. Каждый джьотиш (астролог) может сказать что-то определенное о продолжительности своей жизни. У меня было совершенное восприятие содержания его гороскопа: я видел, что положение звезд таково, что ни одна планета не в состоянии стать причиной его смерти. Я прочел это в его гороскопе.

#00:08:19#

[санскрит]

В джьотиша-шастре есть определенные знаки, признаки, по которым можно судить о приближении смерти. В его случае я видел проявление этих знаков о приближении смерти. Положение звезд было таково, что ни одна планета не могла стать причиной его смерти, и, стало быть, его смерть должна была стать естественной. Я видел в его гороскопе появление планеты Мангала, которая предвещает близкую смерть.

Так произошло, что он ушел. Даже Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите о неизбежности этого. Панча-Пандава (пятеро Пандавов) и великие мужи из династии Яду — все они ушли, поскольку таков естественный закон этого мира. Они следовали этому закону, не бросали ему вызов. Шрила Гуру Махарадж также последовал этому естественному ходу событий.

В священных писаниях сказано, что, когда великая освобожденная душа, великая духовная личность, святой оставляет этот мир, происходит сильное землетрясение. И это произошло во время ухода Шрилы Шридхара Махараджа.

Я приходил к Шриле Гуру Махараджу по утрам — в три часа или в половине четвертого. В один из дней я также пришел и, побыв с ним, вышел наружу, на веранду. Я сидел там и вдруг почувствовал некую дрожь, толчки. Я подумал сначала, что это слуга Гуру Махараджа что-то делает в его комнате, но потом услышал, как храмовая чакра на шпиле позади меня стала вибрировать и издавать определенные звуки. Сзади никого не было, только чакра дрожала. Я понял, что это землетрясение.

Затем случилось так, что Пури Махарадж, который каждый год ездил из Майяпура в Калну, в свой Матх, и останавливался в Матхе Гуру Махараджа, в этом году также собирался ехать. Но я ему сказал: «Махарадж, не езжайте в Калну, оставайтесь здесь. Поскольку я никогда в своей жизни не сталкивался с уходом вайшнава, я не знаю, как быть в этой ситуации. Три дня тому назад произошло землетрясение. Я знаю, что Гуру Махарадж оставит тело приблизительно через три дня, поэтому, прошу, оставайтесь здесь».

В это время два или три доктора наблюдали Гуру Махараджа. И через три дня он ушел. Это произошло в 5 часов 58 минут.

#00:15:30#

харида̄са а̄чхила пр̣тхивӣра ‘ш́ироман̣и’
та̄ха̄ вина̄ ратна-ш́ӯнйа̄ ха-ила мединӣ

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.97)

Когда Харидас Тхакур ушел из этого мира, Махапрабху сказал: «Он был подобен короне, увенчанной драгоценными камнями. Он был украшением этого мира. И сейчас, когда его не стало, земля опустела».

Мы чувствуем то же самое в отношении ухода Шрилы Гуру Махараджа.

Где-то до 1984 года Шрила Гуру Махарадж не соглашался с тем, чтобы его тело было предано самадхи. Он желал, чтобы была проведена кремация. Но я убеждал его, говоря:

— Сейчас за вами следует столь большая семья преданных. Они будут очень несчастны, им будет очень больно, если мы предадим ваше тело огню.

Сначала он настаивал на обратном:

— Если вы не последуете моему желанию, то я зафиксирую его письменно, чтобы мое тело было кремировано.

Но позднее, когда я постоянно приводил ему свои доводы, он согласился. Я сказал ему:

— Объявите мне вашу волю, я последую вашему решению, даже если это будет болезненным для нас.

Он ответил:

— Поступай, как хочешь, в этом случае.

Позднее я стал расчищать лес. Слева от храма Махапрабху был небольшой лесок, и я стал расчищать его. Гуру Махарадж однажды сказал мне:

— Ты расчищаешь лес? Это станет местом моего самадхи!

Я ответил:

— Нет, Гуру Махарадж, забудьте об этом самадхи!

Он сказал:

— Очень хорошее место.

Сейчас в этом месте появился храм, который называется «Храм единения в разлуке».

Гуру Махарадж спросил у меня:

— После моего ухода ты собираешься провести большой фестиваль?

Я ответил:

— Да.

Он спросил:

— А сколько гостей ожидается на этом фестивале?

Я отвечал ему:

— Мы сейчас богаты, у нас есть средства, поэтому это будет первоклассный фестиваль! Я ожидаю около тысячи человек.

Он сказал:

— Нет, вот увидишь, на нем будет гораздо, гораздо больше людей! Многие тысячи людей придут, ты увидишь!

И я увидел это — тысячи и тысячи людей пришли! И, возможно, среди них были боги и другие существа.

Многие маха-пуруши, великие души, пришли, когда Гуру Махарадж уходил из этого мира. Я попросил Пури Махараджа о помощи. В то время Пури Махарадж был известен как самый квалифицированный, сведущий священник во всем гаудия-вайшнавском сообществе. Он мог выполнять эту духовную функцию в момент ухода вайшнава. Я не знал многого: каким образом копать землю для самадхи и многих других деталей. Разные подробности возведения самадхи были мне неизвестны, а он знал о них.

Также пришли четверо брахмачари из Майяпура, из Чайтанья Матха. Их никто не звал, они пришли сами по себе и сказали: «Мы знаем все о самадхи и поможем его устроить». Они помогли устроить самадхи, а потом ушли. Я хотел накормить их прасадом, но они почтили его совсем немного и ушли обратно.

Когда Гуру Махарадж спускался из своей комнаты в зал для приема прасада, мне каждый раз казалось, что он больше не поднимется обратно. Преданные приходили к нему каждый год. Он выходил к ним и общался с ними. Но в год его ухода, когда они приехали, он не вышел к ним как обычно.

В год своего ухода во время Гаура-пурнимы Шрила Шридхар Махарадж не стал выходить из своих покоев, как в прежние годы. Он попросил меня: «Говинда Махарадж! Устрой праздник, сделай все необходимое». Он очень скорбел о том, что не может выйти из своей комнаты. Он почти плакал, говоря: «В этом году я не смогу выйти».

В тот день я подумал, что Гуру Махарадж не уйдет из этого мира сегодня. Я сказал его слуге Гаура Кришне Прабху, чтобы он поставил тилаку ему на лоб. Когда Гуру Махарадж это услышал, он как будто очнулся: «А? Что такое?» Я повторил: «Я попросил поставить вам тилаку на лоб. Вы пойдете со мной и не оставите тело сегодня!»

В тот день я видел, что Гуру Махарадж очень сожалеет о том, что не может выйти: он жаловался Махапрабху и взывал к Нему. Я не в силах был это выдержать. Я чувствовал, что мой ум сходит с ума, когда думал об этом. Я не мог вести киртан, когда такое происходило. Поэтому я почти силой побудил его выйти. И он вышел к Божествам, к нат-мандиру, затем совершил парикраму вокруг храма, сел в свое кресло и благословил меня. Я ему сказал:

— Гуру Махарадж, сегодня вы не уйдете из этого мира!

Я спросил его:

— Гуру Махарадж, как вы себя чувствуете?

Он ответил:

— Теперь я чувствую себя очень сильным!

После его ухода мое сердце сгорало, но что было делать? Церемонию и обряд по случаю его ухода нужно было провести непременно. Желал я того или нет, что мне оставалось делать? Если бы я этого не сделал, кто бы это сделал?

В тот день я видел чудо! Я пришел в храм к Божествам и увидел, что Божества были столь чудесными, прекрасными, Они смотрели на меня очень удивительным образом. Прежде я никогда не видел наших Божеств такими. Но в тот день Они были столь возвышенными, Они улыбались мне. Я был удивлен и половина боли, которая была в моем сердце, ушла.

Затем Пури Махарадж сказал мне нанести на грудь Шрилы Гуру Махараджа мантры. Я не хотел этого делать, но должен был, и я это сделал. Преданные за несколько часов приготовили более сотни блюд, подношений.

Я не могу вспомнить всего, но примерно так проходила подготовка его самадхи. Самадхи означает, что он по-прежнему присутствует здесь в настроении медитации.

Произошло так, как Гуру Махарадж и предсказывал, — тысячи и тысячи людей пришли туда. Всем раздавался шикарный прасадам. Блюда были приготовлены на чистом гхи. Очень многие люди пришли. Большой фестиваль состоялся в то время. В тот день преданные с великим энтузиазмом делали все необходимое, поэтому получился такой большой фестиваль, большой праздник. Помимо многих гостей пришли также светила вайшнавского общества, пришли даже те, кто относились к нему враждебно. Люди из оппозиции также приходили, поскольку при этом они не были врагами Гуру Махараджа, у него не было врагов.

Это было чудом и очень поучительным для нас, поскольку природа Гуру Махараджа такова, что он оказывал почтение всем вайшнавам. Независимо от положения вайшнава, он оказывал почтение всем. Иногда это причиняло беспокойства, но такова его природа. Он никогда не шел на компромисс с некими недобрыми чувствами по отношению к сознанию Кришны.

Он испытывал очень сильную ненависть к двум явлениям: сахаджии и майяваде. Это дух Сарасвати Тхакура, его семьи, его линии, — все представители этой семьи очень враждебны по отношению к этим двум явлениям: к сахаджиизму и имперсонализму.

Шрила Кришнадас Бабаджи Махарадж был очень близким другом Гуру Махараджа. Но Шрила Шридхар Махарадж преподавал ему очень жесткие уроки, которые были прививкой от сахаджиизма. Кришнадас Бабаджи Махарадж (особой вины с его стороны не было) любил ходить слушать cахаджию — не заурядного исполнителя, но очень прославленного певца в линии сахаджия. Гуру Махарадж говорил ему очень строго и непреклонно: «Не ходи к ним». Но Кришнадас Бабаджи Махарадж ослушался Гуру Махараджа и отправился, несмотря на его предостережения, слушать сахаджия-санкиртану. Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему со сложенными ладонями: «Махарадж, ты не хочешь прислушаться к моим словам, поэтому я хочу, что бы ты ушел из моего Матха». Когда это произошло, я был очень рассержен на Гуру Махараджа, я сказал ему:

— Махарадж, как же так? Он же ваш близкий друг. В чем его вина? Почему вы с ним так поступили?

Гуру Махарадж мне ответил на это:

— Прежде всего, я пытаюсь сохранить верность моему Гурудеву, поэтому так и поступил. — И, в свою очередь, отругал меня.

Что еще я могу сказать? Несмотря на то, что Кришнадас Бабаджи Махарадж был близким другом Гуру Махараджа, он отнесся к нему в этом случае подобным образом. Во многих случаях Гуру Махарадж был очень непреклонен, он был строг. Мы были воспитаны и обучены им, поэтому очень нетерпимы по отношению к сахаджии и майяваде. Очень многие не знают, что такое майявада, но практически все знают, что такое сахаджиизм.

Та история имела свое продолжение. После того как Гуру Махарадж выгнал из Матха Кришнадаса Бабаджи Махараджа, через некоторое время я услышал, как в воротах раздался стук, и кто-то произнес: «Харе Кришна!» Это был голос Бабаджи Махараджа. Я был очень удивлен его возвращению, ведь ему сказали уходить. Гуру Махарадж обратился ко мне: «Бабаджи Махарадж пришел, иди, встреть его!» Я встретил его, отвел к Шриле Шридхару Махараджу, они сели вместе и счастливо начали общаться. Я был очень счастлив! Шрила Шридхар Махарадж сказал тогда Кришнадасу Бабаджи Махараджу:

— Но ведь я сказал тебе уходить из моего Матха. Почему же ты вернулся?

На что последний отвечал:

— Махарадж, вы сказали мне уходить, но вы не сказали мне не возвращаться!

[Смех]

Прабхупада Сарасвати Тхакур говорил, что собака, ворона и летучая мышь, которые живут в Чайтанья Матхе, — любая из них может одержать победу над сахаджией и майявадой. Его проповедь была очень непреклонной, поэтому все его уважали. В сообществе Сарасвати Тхакура все санньяси, все брахмачари, все преданные питали глубочайшее уважение к нему. В целом, во всей сампрадае преданные всех сообществ относились к нему именно так — с высшей степенью уважения. Даже такие люди, как гунды, преступники и политики разных мастей, анархисты и прочие революционеры относились к нему очень уважительно. До сих пор в Навадвипе в Шри Чайтанья Сарасват Матхе по милости Шрилы Гуру Махараджа мы спасены от тех и других: от политиков и преступников.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Disappearance Day of Srila Sridhar Maharaj

(Morning lecture)

(8 of August, 2002. Lakhta, Saint Petersburg)

 

Today is disappearance day of Guru Maharaj. 5:48 he disappeared, 1988.

That day was very sad day for us. When Haridas Thakur disappearing, disappeared, when Haridas Thakur disappear, Mahaprabhu Chaitanyadev commented: [Bengali]. Mahaprabhu was so sad. ...

Srila Guru Maharaj was very merciful to us. Then some way he... stay with us few years. So many jyotishi pandit [...] predicted about his presence in this mundane. Someone told 58, someone told 64, someone told 82. Like that. And [...] Guru Maharaj ... after staying in this mundane with us... And all doctors told not possible to cure him here. But anyway he was very mercifull and taken our service and stayed up to 92 even 93 years when he has got... That time he disappeared. But many times he told, “Govinda Maharaj, now leave me, I am very uncomfort with my health.”

Every time I also prayed, “Maharaj, if you will go then world will be dark. At least you stay, we will do everything. Not to give any trouble to your Divine Grace. Only you stay [...].” Srila Guru Maharaj has accepted our prayers. And [...] given me chance. [...] That is he was very happy. Also I am trying to give satisfaction to Guru Maharaj. Long time actually... but by law he given that charge to me. Anyhow from that day he was very relieved position.

Two things I have got some knowledge to culture, about jyotishi and about medicine, from Guru Maharaj. Everyone do not know Guru Maharaj also was very good jyotishi. But he not showing that to others, but we know your great position. Then every jyotishi can say soimething about his lifetime. But my realization was very perfect, I have seen. And I told, I [...] with others also. Main thing is this: no one planet can kill him. That type was his horoscope. That was my realization. Srila Guru Maharaj said, “Maybe possible your realization” and that happened. 92 he passed because in the Jyotish shastra there is one inidcation about passing. [Sanskrit mrtyuscita-graha…]. But there I shown no one planet will try to kill him. Then natural death he will get. And natural death will come through Mangal. And that happened. Two months before he shown that, influence of Mangal.

Anyhow. What is inevitable, told Lord Krishna in Srimad Bhagavad Gita. Even Pancha Pandava, even so many digintaries, Yadava, etc. Everyone gone by the law of this nature. Nut disturb the law of nature, they follow law. And Guru Maharaj also left us. What can I say?

In the scripture it is written when some dignitary spiritual personality will leave this earth, heavy earthquke will come. And that’s happened also in the time of Guru Maharaj. Every day from my room I am going three o’clock to Guru Maharaj’s room, sometimes 3:30. But that day also I went there. But I cannot tolerate air condition. Then after seeing Guru Maharaj I come out and sitted outside of his vedanda, in his veranda. And suddently heavy earthquake come. And my chair heavily shaking. I am thinking, “The servitor of Guru Maharaj maybe doing that,” but immediate I heard the chura, temple, there is some chakra and pataka, loose. “Dan-dan-dan-dan-dan-dan” sound come. Then I see noone behind me and sound coming. And I understand it is heavy earthquake. That happened.

It’s happened three days before. And that day Srila Puri Maharaj come to see Guru Maharaj towards Kalna, his Math, he every year doing that. When he is coming from Mayapur, through Guru Maharaj he is going. Meeting with Guru Maharaj then he is going. And he knows Guru Maharaj is sick, then he comes to see Guru Maharaj and then wants to go to Kalna, his ashram. When he come, I told to Puri Maharaj, “Maharaj, you not go Kalna, you stay here. I do not know anything. I not joined anyone’s disappearance situation, then I do not know what is necessary to do, but Guru Maharaj must disappear within three days. This earthquake happened and he not will stay. Then you not to go. You must stay here.” And Puri Maharaj accepted my prayed and he stayed in the Math.

And doctor also watching Guru Maharaj, two, three doctors. Morning, evening they are coming, watching. Finally after three days Guru Maharaj left us. 5:58. When time was 5:58 that time he left us.

Mahaprabhu said [Haridas ... Bengali] about Haridas Thakur. Mahaprabhu said, “He was the crown of this earth with so many exalted jewels with crown. And he was like that. But he gone to leave us. And earth has become empty.” That type of expression Mahaprabhu told about Haridas Thakur. And about Guru Maharaj also that way we feel, like that.

But from first time, he told not to give my body samadhi. Must you follow the cremation. It was up to 1986 determination. But every time, maybe two three time, maybe four times when he is very sick I asked him, whoing sick, I aksed him, “Maharaj, cremation is very painful for the devotee, samadhi was accept.” Guru Maharaj said, “No, cremation! If not will follow my order I shall write in my wills.” Then finally maybe 1984 that happened. 1984 I aksed, “Now big devotee family following you, they will chase me if I not will follow the samadhi process. You must order me. What you will order that I shall follow. Maybe that is so painful or anything. But now I am seeing very big devotee family we have, they all will be unhappy.” Then Guru Maharaj said, “As you like you do,” that time, 1984.

Right side of our main temple, Mahaprabhu’s temple, there was some jungle garden. Flower happening, many things, but jungle. Then I cleaned that jungle garden and given wall that garden. And Guru Maharaj said me, “I heard you are cleaning the jungle there?” I told, “Yes, it is garden of Mahaprabhu, I am cleaning.” “Oh, you chosen that place for my samadhi?” I told, “No, Maharaj, you forget that, what will be. That later we shall consider. Oh, that place is good, you can make there my samadhi.”

Now manifested there ‘Union in separation’. Temple of ‘Union in separation’. One day I aksed Srila Guru Maharaj... No, I have not asked. Guru Maharaj asked me, “After my disappearance what kind of festival you will do and how many people you are expecting?” I told, “Now we are not poor, then I make first-class arrangement, but maximum one thousand people will be, because here is no, not so much people. And some devotee will come. I am thinking maximum one thousand.” And Guru Maharaj said, “No. More, more, very big gathering will be that time, you will see. Many thousands people come, you will see.” I have seen that and I was surprised to see that. Maybe there so many gods, demigods and many things come to see last time of Guru Maharaj when he passing this world. So many maha-purush came that time.

And Srila Puri Maharaj, he knows everything, he is our seniormost priest in society, and he stayed and still I am thinking, “Puri Maharaj will do some spiritual function, but who will do materially: digging, what is the process of digging.” In the meantime from Mayapur, Chaitanya Math, four brahmachari come, and they said, “Maharaj, if you order to us, we know everything how to make,” and I have got much relief. Then they have done everything. But I am requested them prasadam, but they little prasadam taken and gone. That... I do know know them. But they come and told, “We are from Mayapur, we know everything how to do digging samadhi work.” I not joined with anyone’s samadhi, it was my very painful. But that coming my door that time. What shall I do? Not only that. When Guru Maharaj coming down from the… from his room coming down through prasada hall, that time I was very mentally sick. I feel: “Again Guru Maharaj not come out.” Many times it’s happened, but I was very strong mentally, I was strong always.

One day happened, Gourachandra, last Gaurachand Mahotsav. Every year Gaurachand Mahotsav day Guru Maharaj coming down, paying dandavat. Sometimes standing in Nat-mandir with us. Then Guru Maharaj come up in his quarter. But that year Guru Maharaj cannot come.

Till last Gaura Purnima Guru Maharaj cannot come down, and he is very sad: “Oh, Mahaprabhu, I cannot go this year down.” This way almost crying mood. And told, “Govinda Maharaj, you go and manage this meeting, birthday ceremony, Mahaprabhu’s. You leave and make arrangement, everything, you go. I cannot go this year.” In this way almost he is crying.

There I am seated and thinking what shall I do. Then I think: Guru Maharaj not will disappear today. Then I told to his assistant: “Gour Krishna, put tilaka in forehead of Guru Maharaj.” And Guru Maharaj soared, “Oh, oh, what you tell?” I told, “He will put tilaka on your forehead. You will go with me and you not will die today.”

I am thinking, “Here Guru Maharaj will always do ‘Oh, Mahaprabhu, Oh, Mahaprabhu, I cannot go. Then my mind must be much disturbed. And I cannot lead the kirtan’ etc.” Then Guru Maharaj will go, pay dandavat, come up, and I can do anything. Then I told that Guru Maharaj was [..] “Yes, you are taking me?” I told, “Yes. And you not will die today. At least today not.” [Chuckles] Then given homeopathic medicine and Guru Maharaj taken that and gone with me down, in front of Mahaprabhu he paid dandavat. And gone to Nat-mandir. And make once parikrama temple. Then come up and sitted in his chair and blessed me and told, “Now you go, I am very happy.”

Then I aksed to Guru Maharaj, “Now how are you feeling?” Guru Maharaj said, “I am feeling so strong now!”

But my heart was burning that time, but all the work must do. Without ceremony, disappearance ceremony if I shall not lead, who will do that? Then I am doing [Sanskrit]. Willingly or unwillingly, no question, must follow the procedure. But that day one miracle I have seen. When I am going to pay dandavat to the Deity, Guru Maharaj bedding that time in the tulasi [mandal?]. And I am going to pay dandavat to Deity and I have seen: Deity is so exhalted and miraculously looking.Before that I never seen like that our Deity, but that day Deity was so exhalted ans smiling. And I was surprised and my half pain gone from heart.

Then Puri Maharaj ordered me, “You write the mantram to Guru Maharaj’s chest.” I do not want to do that but Puri Maharaj forced me: “You must write,” then I have done that ceremony. And so much big bhoga, maha-bhoga. It is called maha-bhoga, arrangement done by devotees. That time everyone very active. Make so many, maybe hundred preparations within few hours. That way. I cannot remember all, but almost this way, cremation. Not. What? Samadhi happened of Guru Maharaj. Samadhi means he is existing there with mood of meditation, that is called samadhi.

And all the Vaishnav, so many, that day taken prasadam and after few days, how many days I cannot remember. Maybe Tirtha Maharaj can remember?

Tirtha Maharaj: Ten days.

Srila Govinda Maharaj: After ten days we have got time, making some... And sixteen... Ghi was in my room, I kept it. And many things. Thousands and thousands people come. And all payed that day very opulent maha-prasadam. Cholad-dahl, channa-dahl, [...] and pushpanna and luchi. No arrangement of anna. And all this pure ghi. And very big festival that day. And thousand and thousands people, Guru Maharaj said, will come, and I was surprised to see that. But still much excess prasadam was there. Next day also some taken many and gone some.

Now the devotee spend their much energy as possible by them and big festival finished that day. And all the dignitary Vaishnav also came. From every corner. Because Guru Maharaj’s have no enemy. Everyone was friend. Even some group of enemy, they are also coming to Guru Maharaj.

It was miracle. And learning for us. Top to bottom, he always giving honour. He maybe small Vaishnav, he maybe middle Vaishnava or higher Vaishnav. Everyones Guru Maharaj given much honour. Sometime I was disturbed, but Guru Maharaj given very much honour to everyone. As they have honour.

But he never compromised with ill feelings about Krishna consciousness. He hate too much about sahajiyaism and about mayadava. And it was tradition of our family line. Family of Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur, everyone is enlightened by this conception: they are hating mayavad and sahajiyaism.

Srila Krishnadas Maharaj Maharaj was his bosom friend almost. But he also teach him heavily about sahaviyaism. Krishnadas Babaji Maharaj have no fault, he gone to hear the song from sahajiya. Great, big singer. Then he liked some, and he went to hear that song. And Guru Maharaj heavily told him not to go. But he not listened that, and he is friend of Guru Maharaj, then he went to hear that sahajiya sankirtan. And Guru Maharaj said, “Maharaj, I folded hand told you, you not listened me, then you must get out from my Math.” Then he make him get out I was very angry with Guru Maharaj. He is your bosom friend and he helped us so much, in concievable help I have got from him many times. And you make get out him? And Guru Maharaj said, “What shall I do? I cannot make offense to my Guru. My Guru Maharaj cannot tolerate this. I must be obeisance to my Guru first. Then my friend. Then you cannot tell anything to me. And he chastised me.”

What can I say more? Krishnadas Babaji Maharaj was very dear to Guru Maharaj. And every Ekadashi day, every festival day he is coming to our Math and whole night he is doing sankirtan, etc. His character knows everyone. But he also not excused by Guru Maharaj. Guru Maharaj was like that, very heavy sometimes.

Then we are trained by him about sahajiyaism, we cannot tolerate. And we cannot tolerate mayavad. But about mayavad many do not know what is mayavad. But many, everyone almost knows what is sahajiya. That was formation of character Guru Maharaj shown to us that way. But one day I have seen in the gate ‘Hare Krishna’, this sound come. And Guru Maharaj said, “Oh, Babaji Maharaj come.” But Guru Maharaj make him get out. After few days Babaji Maharaj come. Then Guru Maharaj said, “Oh, Babaji Maharaj come, you go.” Then I went to the gate, and taken Babaji Maharaj up to Guru Maharaj. Then Guru Maharaj was very happy and I also very happy. Then Guru Maharaj, when Babaji Maharaj sitted happily, then asked, “Babaji Maharaj, I said you get out, you get out already. Again you come. I think you not will come again.” Babaji Maharaj said, “No? You not told not to come again? You told get out and he got out. You not told me not to come.” That was. And a dog, a crow, a bird who is living in the Math, Chaitanya Math, Mayapur, Prabhupad said: anyone can go and defeat the sahajiyaism and mayavadism. Then it was very heavy preaching and Guru Maharaj was so honoured by the devotee of Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur. And all sampradaya sannyasi, brahmachari, respecting Guru Maharaj very much. Even gunda, even political anarchyst, everyone. Actually we still by the grace of Guru Maharaj we not disturbed by political party or gunda party or any that type of party in Nabadwip Chaitanya Saraswat Math. Still is it running by the grace of Guru Maharaj.

Captured by Ashutosh Krishna Das

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования