«Соприкосновение с высшим миром». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 1 июня 2012 года. Оренбург



скачать (формат MP3, 22.59M)

Эта лекция целиком на  канале TVDarshan

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Соприкосновение с высшим миром

(1 июня 2012 года. Оренбург)

 

Преданная: А в Бадарикашраме вы были?

Шрила Авадхут Махарадж: Да, в Бадарикашраме мы были. Это очень красивое место. Не столько понравился Бадринатх, сколько Мана. Мана — это деревня, располагающаяся тремя километрами выше Бадринатха, рядом с которой находится пещера Ведавьяса. Там табличка висит, на которой написано: «Последняя деревня в Индии». Очень красивое место, но оно не просто красивое. Этой деревне больше пяти тысяч лет. Там прямо Стоунхендж. Там распространена очень интересная агрокультурная система. Снега сходят с гор, и вода по террасам распределяется на все поля. В Мане все бабушки одеты в этнические одежды. Дома низенькие, с маленькими дверями, словно будки, в них садху живут. Ты понимаешь, что это древнейшая культура. Древние буддистские камни, манускрипты. Там это никого не удивляет, для них это все естественно. Обрывы и пещеры, там берет начало река Сарасвати, оттуда начинается дорога в Высший мир, по которой Пандавы ушли умирать. С тех времен там сохранился мост. Этот мост — глыба, которую поднял и бросил через реку Сарасвати сам Бхима, один из великих героев. Он был невероятно силен. С тех пор там два берега соединяет эта глыба. По ней проложен мост. Индусы и иностранные туристы приезжают туда, чтобы посмотреть, сделать фотографии.

#00:02:47#

Местные бабушки вяжут шапки и продают их. Все работают для туристов. Но ты понимаешь, что находишься в необычайно потрясающем историческом месте.

[Запись обрывается.]

#00:02:58#

Субал Сакха Прабху говорил мне: «Махарадж, сядьте сюда, ближе к камню, чтобы лучше смотрелось». А там пропасть. Я сижу и отвечаю: «Субал, если честно, мне не очень комфортно, потому что представляю себя падающим», а Субал продолжает: «Подождите-подождите. Я снимаю». Но Субал себя абсолютно комфортно чувствовал. Он с места на место переходил с камерой, я смотрел на его ноги и понимал, что если он сделает одну ошибку, у него закружится голова, и он сразу улетит в пропасть. Но он все время так лазал, еще и с камерой.

#00:03:32#

Но самое страшное — это индийские туристы. Только мы найдем какое-то место, начинаем съемку: «Итак, мы находимся рядом с пещерой Ведавьясы…», как тут же прибегает толпа индийских туристов, и мы становимся для них единственной достопримечательностью. Мы снимаем, а они заглядывают в камеру. «Мы здесь в историческом месте…», и тут же в кадре голова индуса появляется. Индусы словно дети. Мы только поставим камеру — они сразу толпой идут. И где бы мы ни встали, индусы шли к нам, словно притягиваясь к магниту. И тогда я говорю: «Все, переходим на другой берег, поднимаемся в горы, и, пока индусы карабкаются в гору, будем снимать». Но они все равно карабкались к нам. Где бы нас ни увидели, они понимали, что это должно быть что-то интересное. Вот так мы и бегали от них по Гималаям. Было весело.

#00:04:35#

Путешествие по Гималаям — с одной стороны: да, красиво, горы; с другой стороны: приезжаешь куда-нибудь, а там древнейший храм. И говорится: «Здесь Господу Рамачандре поклонялись многие тысячи лет». Ты понимаешь, что это древнейшая культура, которой века, тысячелетия. Может быть, сейчас она приходит в упадок, поскольку настала Кали-юга, отношение людей изменилось, но ты все равно понимаешь, что соприкасаешься с чем-то вечным. Поднимаешься в какое-то место и видишь: здесь были тысячи Шива-лингамов. Осталось, может быть, несколько сотен1. В Гималаях ведутся раскопки — открыты слои, говорящие о тысячелетней культуре. Это было очень впечатляюще! У нас всегда есть о чем-то некое представление, но когда ты видишь нечто в реальности — это совсем другое. Для нас это было определенное открытие.

#00:05:53#

А здесь, конечно, приходится фотографии показывать, представлять индийские танцы, потому что у людей нет представления, что такое Индия, что такое древняя культура.

#00:06:03#

У американцев антиквариат — двести лет. А в Индии двести лет — это ничто. Европейцы говорят: «Парижу восемьсот лет». Или: «Иерусалиму две или три тысячи лет». А в Пуранах сказано: «Здесь поклонялись Господу сто тысяч лет тому назад». И миллион лет тому назад поклонялись, сюда нисходили боги, и до сих пор здесь сидят подвижники. Ты понимаешь, что этот процесс — санатана-дхарма, вечный путь. Эти время, пространство, масштаб шокируют.

#00:07:11#

Ты постоянно понимаешь, что те ценности, идеи, которыми мы живем, — ничто. Что это за идеи? «Кто был никем, тот станет всем», и опять становится никем. Все это проходит в течение одного века. Очень смешно, когда люди заявляют: «Некто разработал новую систему йоги». Или: «Некто придумал новую духовную теорию». Ты задаешь человеку вопрос: «А вы Бхагавад-гиту читали?» Человек отвечает: «Нет». А в Бхагавад-гите Кришна говорит: «На заре творения Я поведал это знание богу Солнца Вивасвану. Тот передал ее своему сыну Ваивасвате Ману, а Ваивасвата Ману — своему сыну Икшваку»2. В Пуранах сказано, что миром правят четырнадцать Ману, прародителей человечества3. Сурьявамша — Солнечная династия царей, правящих миром4. В Гималаях на древних храмах изображены знаки Солнечной династии. Это говорит о том, что эти цари правили еще в древние времена.

#00:08:52#

Ты понимаешь, что это вечное знание. Поэтому Кришна говорит: «Не переживай, Арджуна». Когда битва [на Курукшетре] закончилась, и Арджуна еще не пришел в себя после боя, он просит Кришну: «Я забыл Бхагавад-гиту, Ты сказал мне столько всего. Можешь ли Ты еще раз все это повторить?». Но история как река — всегда новая. Поэтому Кришна отвечает: «Точно так же рассказать не могу, но могу по-другому». С тех пор Бхагавад-гита пересказывается, мы ее читаем, переиздаем (сейчас как раз занимаемся ее новым переводом), и она будет пересказываться вечно. Это будет существовать столько, сколько будет существовать стремление человека к поиску истины. И никто не сможет это запретить.

#00:09:37#

В Томске пытались запретить Бхагавад-гиту — это смешно. Первое, что нас спрашивали все индусы:

— Вы откуда?

— Из России.

— У вас Бхагавад-гиту хотят запретить!

— Да нет, ее давно уже отстояли.

Так мы прославились невежеством.

#00:09:56#

Это как если бы:

— Вы откуда?

— Из Сочи.

— А у вас солнце хотели запретить!

— Солнце хотели запретить? Как можно запретить солнце?

— Ну, два человека собрались, решили вынести постановление, чтобы Солнце переименовать Луной или Сатурном.

Как это можно сделать? Это можно сделать только в невежестве, в безумии.

#00:10:17#

В Индии сохранилась древняя духовная культура. А здесь, в этой среде, где «солнце пытаются запретить», мы иногда должны сказать: «Нет-нет, ребята. Там “каждый шаг — это танец, а каждое слово — песня”5. Там Кришна — не просто некий непонятный персонаж. В контексте истории цивилизаций вы увидите, что Кришна присутствует в поэзии, музыке, культуре, живописи. В Индии Им пронизано все. Вы увидите, что это любимый персонаж всех людей. Кришна — ребенок. Это единственный из всех богов, который не занимается ничем, кроме игр: Он ворует сладости у матери Яшоды, пасет коров... Он сверхчеловек и Он в то же время настолько человечен, что близок каждому человеку. Оказывается, Он такой же, как мы. Оказывается, у Него тоже есть Свои слабости. Оказывается, у Него есть друзья. У Кришны было много детей. Все, что связано с Кришной, — в высшей степени привлекательно».

#00:11:40#

Но мир, в котором мы живем, немного другой. Здесь центры смещены. Здесь другие представления о любви — материалистические. Здесь другие представления о дружбе, другие представления об истине. Все, чем мы обладаем, все, что ограничено рамками нашего ума и чувств, — некая тень. Как я могу накормить кого-то тенью пельменей? Сколько не говори «халва», халва не появится. Но в духовном мире все по-другому. Скажи: «Кришна», и Кришна появится. Если в сердце проявлена истина, если ты призываешь Кришну, то Кришна может низойти в Свое Имя, кришна-нам, духовную вибрацию. Но просто что-то бормотать бессмысленно, Кришну это не интересует. Господь может появиться в Своем Имени, только если ты искренне Его призываешь. В духовном мире ты говоришь «халва», и чувствуешь во рту вкус халвы. Это невероятно, но мы живем в объективном мире. Субъективный мир — это мир сознания.

#00:12:54#

Вчера мы общались в театре Стаса Намина с его труппой. Они поставили известную рок-оперу — Jesus Christ Superstar. Нас пригласили на премьеру как друзей. Актеры, оказывается, нас знают, потому что их коллега Катя Рыжик получила инициацию в нашей миссии. Творческие люди знают о Шри Чайтанье, слушают лекции. Актеры имеют дело с субъективным миром, с миром эмоций, переживаний. И я задал им вопрос: «Что важнее: объективный мир или субъективный?». Они отвечают: «Конечно важнее субъективный мир. Объективный мир не так важен». Почему люди стремятся к искусству, к театру, к красоте? Потому что их притягивает не объективное проявление этого мира, а субъективное. Оказывается, сознание более подлинно. Оно гораздо ощутимее.

#00:14:00#

В России с внешней точки зрения никогда ничего хорошего не было, но достоевские, художники, писатели, мыслители появлялись не в объективном мире. Иногда, чем хуже было исторически, тем лучше было для людей, которые жили во внутреннем мире. Так ты углубляешься во внутреннюю Монголию, во внутренний мир. Ты понимаешь, что находишься в некоем внутреннем мире.

#00:14:58#

В Гималаях один дедушка очень хорошо сказал: «Кали-юга в сознании человека». Она действует, если человек в ней участвует. А если человек живет во внутреннем мире, он не живет в Кали-юге. Он живет в сознании Кришны. Он живет в мире Прекрасной Реальности. Конечно, во внешнем мире происходит много негативного, но мир преданных — это совершенно иной мир. Мы оказываемся в мире преданных, и, если мы готовы к этому, то должны участвовать в игре по правилам этого мира.

#00:15:31#

Основная проблема в том, что мы не готовы к этому. Мы не готовы играть по правилам божественного мира. Мы рассчитываем на свой опыт, на свое знание, на свое понимание. Вы хотите все понять о сознании Кришны, вы хотите, чтобы у вас все структурировалось, чтобы вы все контролировали, каждое движение мысли, но в сознании Кришны такого никогда не будет: чем глубже вы будете понимать духовную жизнь, тем больше будете идти по пути Сократа. Сократ сказал перед смертью: «Я-то точно знаю, что ничего не знаю, и этим отличаюсь от вас, ученые мужи. Вы думаете, что вы все знаете. Но я в своем понимании дошел до отрицания, я понял, что никакого понимания Божественного не имею, и именно это продвинуло меня столь далеко. Осознание глубины собственного незнания продвинуло меня намного глубже, чем ваше эгоистическое знание, представление о том, что ограниченное может постичь Безграничное».

#00:16:39#

Шридхар Махарадж об этом говорит так: ограниченное всегда останется ограниченным. Мы всегда останемся крохотными душами. Но до той степени, до которой Кришна захочет явить Себя, Он нам Себя явит. Таков потенциал Безграничного: Он может явить себя даже ограниченному. Кем бы мы ни были, если Кришна захочет, Он Себя явит.

#00:17:03#

Что такое сознание Кришны? Если отвечать на этот вопрос в двух словах — это условия, при которых безграничный Господь являет Себя душе. Мы должны определить эти условия. Например, в этом мире, если мы хотим получить доступ куда-то, мы должны кем-то быть. Мы должны либо обладать деньгами, либо славой, либо неким потенциалом — быть кем-то. Но в сравнении с Безграничным, Позитивным ни у кого из нас ничего нет. Все временно подержались за что-то: кто-то за землю подержался, кто-то за кусок железа. Но Кришна говорит: «Это все Мое». Ни у кого ничего нет, есть только Его право обладания: «Как время, Я прихожу и забираю все богатства, которые Мне же принадлежат»6. Но почему Кришна дает что-либо человеку [во временное пользование]? Лишь потому, что это желание самого человека! Мать дает ребенку игрушку, и он вцепляется в нее. На самом деле в этом мире все принадлежит Кришне. Тот, кто осознал это, понимает, что ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇7. Все принадлежит Богу. Помните: «землю — крестьянам, заводы — рабочим»? На самом деле все не так. Все совершенно по-другому. Все принадлежит Господу. Мы все лишь только временные присутствующие в этом мире. Вправе ли ты потрясти какой-то золотой бирюлькой в своем кулаке и заявить: «Смотри, что у меня есть! Я украл это у Тебя! У меня даже есть бумага, что это мое — вот чек из магазина. Я приватизировал часть Тебя!»?

#00:19:00#

Его невозможно приватизировать. Его невозможно покорить [таким образом]. С надуманным лицом, с бегающими глазами ты можешь прийти к Кришне, посмотреть на Него умным, глубоким взглядом и провозгласить: «Я понял, кто Ты такой на самом деле! Я познал Тебя своим интеллектом». И Он ответит: «Да будь ты хоть трижды Эйнштейн, ты все равно поймешь Меня ровно настолько, насколько Я этого захочу».

#00:19:27#

Ньютону упало на голову яблоко, и он описал закон кармы — каждое действие приводит к равному противодействию. Но даже в университетах никто не понял, о чем это. Даже преподаватели не поняли, о чем этот закон! Как же можно постичь Безграничное? Поэтому мы говорим, что мы только открываем Его законы. Черным по белому написано: «каждое действие приводит к равному противодействию». А мысль — это не действие? Действие — это только нечто физическое?

#00:20:09#

«Бхакти-расамрита-синдху» говорит о том, что в этом мире мы живем, пожиная реакции прошлых поступков. Наши болезни, страдания — это последствия наших оскорблений. Все написано на наших лицах. Мы живем в мире причинно-следственных связей, мы не просто так здесь оказались. Почему один рождается в Рио-де-Жанейро, куда стремился Остап Ибрагимыч, но так и не доехал, а другой рождается неподалеку от концентрационного лагеря в Африке; один — сын священника, а другой — людоеда; одному дается сокровище, а другой умирает от голода? Все это определяют наши прошлые поступки. Однако в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит: «Как только человек предается Кришне, все это заканчивается». Насколько ты предался Богу, настолько Бог останавливает все это. Кришна говорит: «Этот закон существует не для того, чтобы тебя мучить. Ты по собственной воле находился в этом мире причинно-следственной связи. Но теперь Я помещаю тебя в мир преданности. Но помни: там другие принципы, иные мотивации. В материальном мире, мире причинно-следственных связей, ты вынужден стремиться к положению “царя горы”, но здесь, в духовном мире, ты должен стремиться к положению слуги».

#00:21:42#

Положение слуги — самое возвышенное положение. Когда Шрилу Шридхара Махараджа спросили: «Почему вы отказались поехать в Лондон, стать великим проповедником Гаудия Матха?», Шридхар Махарадж ответил: «У меня нет амбиций стать величайшим проповедником. Моя амбиция — стать незначительным, но настоящим слугой Господа. Если речь идет о том, чтобы стать неким псевдо-религиозным лидером, то у меня нет такой амбиции, я хочу быть настоящим незначительным слугой. Пусть я совершу что-то незначительное, но действительно настоящее для безграничного Господа. Такова моя амбиция. Я желаю чего-то подлинного. Мне не нужны богатства. Обладая чем-то фальшивым, я всегда буду преступником».

#00:22:47#

Если говорить о нашей духовной жизни, возникает вопрос: желаем ли мы чего-то фальшивого или мы желаем чего-то настоящего? Мы помним о том, что даже незначительная преданность способна привлечь Господа. Незначительная! Не нужно многого, но преданность должна быть настоящей. Мы можем надеть золотые одежды, расшить их, навесить на себя какие-то регалии, окружить себя храмовыми параферналиями, но это не будет чем-то подлинным, это будет великим маскарадом. Должна быть некая подлинная частичка сердца, которая привлечет Безграничное. Вопрос: что это? Не знание, не деньги, не положение! А что? Шрила Шридхар Махарадж говорил: в первую очередь — искренность. Кришна говорит: «Четыре типа людей приходят ко Мне: те, кто в беде, те, кто ищет знания, те, кто ищет материальных богатств, и искренние искатели»8. Что может привлечь Бога? Что может привлечь Его внимание? Искренность!

#00:24:05#

Если мы начнем читать «Шримад-Бхагаватам», то увидим, что Дхрува Махарадж, Прахлада и другие махаджаны9 были кто ребенком, кто сыном демона… Все они находились в различных обстоятельствах, но все они обладали капелькой искренности. А как же эта капелька искренности у них появилась? Каждый из них в какой-то момент своей жизни соприкоснулся с кем-то из преданных. Иногда даже в негативном аспекте. Не всегда все соприкасаются с преданными в позитивном аспекте. Некоторые получают соприкосновение в негативном аспекте. Например, Джагаю и Мадхаю Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур не понравились. Когда Нитьянанда и Харидас сказали им: «Братья, перестаньте вести неправедную жизнь, воспевайте Святое Имя», Джагай и Мадхай захотели быстренько с ними разобраться. Но даже такое негативное соприкосновение с преданными выразилось столь возвышенным образом! У преданных настолько сострадательная природа, что даже своего врага они способны трансформировать в прекрасную личность.

#00:25:11#

Шрила Шридхар Махарадж описывает историю, когда Гададхар Пандит обратился к Мукунде Датте и тот сказал: «Ты хочешь увидеть настоящего святого?» Гададхар ответил: «Конечно, в любой момент я желаю увидеть настоящего святого». И они отправились к Пундарику Видьянидхи. Пундарик был одет в прекрасные одежды, он курил трубку. (И тут все сразу же подумали: «О, как круто! Святой курил трубку. Может, и я трубку покурю? Может, благодаря этому я святым стану». Но это не так.) Пундарик был заминдаром, крупным землевладельцем. В прошлой жизни он был царем Махараджем Вришабхану — отцом Радхарани. А царь, что ты с ним не сделай, всегда останется царем. Поэтому, естественно, и в этом воплощении Пундарик сидел в роскошных шелковых одеждах. Гададхар усомнился, он подумал: «Я слышал о том, что религиозные люди ограничены в деятельности. А ты привел меня к материалисту и думаешь, что я должен поклоняться ему лишь только потому, что он благородного происхождения?»

#00:27:15#

Пундарик Видьянидхи не играл никаких внешних ролей духовного человека. Мукунда Датта сказал Гададхару Пандиту: «Ты подумал, что перед тобой сидит аристократ? Ты подумал, что я тебе аристократа хочу показать?». И он начал читать шлоки из «Шримад-Бхагаватам». Одна из шлок была: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇10. Эта шлока говорит о том, что ведьма Путана пришла отравить Кришну. Камса был словно «крестный отец», словно глава итальянской Коза Ностры, все демоны были ему должны. Он призвал к себе демоницу Путану и сказал: «Ты же мне должна!» Путана согласилась: «Ну да. Ты меня однажды спас, выручил». Камса приказал ей: «Ты должна убить Кришну. Мы не знаем, где Он и кто Он, поэтому тебе придется убить всех детей». Ведьма Путана могла принимать любые формы. Она явилась к младенцу Кришне в образе прекрасной девушки и предложила Ему свою грудь. Вишванатх Чакраварти дал очень много комментариев на эту тему. Он пишет: «Кришна закрыл глаза по двум причинам. Первое: Он не хотел видеть ее ужасный облик, второе: Он понимал, что убивает женщину». Святые много интересных комментариев дают. Но Кришна отдался в ее руки: «Хочешь Меня убить? Попробуй!». Она увидела этого прекрасного младенца, и вдруг неосознанно в ее демоническом сознании пробудился инстинкт материнства, как у любой женщины. Демоны вообще не сентиментальны, но этот инстинкт пробудился от легкого соприкосновения. Это побудило Кришну принять ее как мать. И Кришна просто высосал ее, отделил ее душу от физического тела, от ее демонического менталитета. Тело упало, а душа тут же обратилась в одну из гопи Вриндавана.

#00:30:06#

Когда Пундарик услышал эту шлоку, его настолько это захватило, что он стал плакать, дрожать. Он тут же разбил свою трубку, разорвал на себе шелковые одежды, стал рыдать и повторять: «Кому еще предаться, кроме Кришны? Кому еще предаться?»: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема. И тогда Гададхар осознал: «Я вообще не понял, что передо мной святой. Я стал свидетелем столь глубокого переживания. Лишь сейчас я осознал, кто такой святой. Это не некая внешняя оболочка. Это столь великое сердце. Он так глубоко может переживать эту шлоку из “Бхагаватам”». Гададхар понял, что совершил оскорбление. Он спросил Мукунду: «Что я должен сделать?». Мукунда ответил: «Если ты чувствуешь, что увидел настоящего вайшнава, ты должен пасть ему в ноги и попросить посвящение». Вайшнав столь же милостив, как Кришна, вайшнав всегда готов простить. И Гададхар получил посвящение у Пундарика. Все эти прекрасные истории — часть гаура-лилы, деяний Чайтаньи Махапрабху. Для нас они в высшей степени трансцендентны, они дают нам новую надежду, новый взгляд на сознание Кришны, новый взгляд на духовность.

#00:31:33#

Мы не стремимся в мир справедливости. Помните: «Советский суд — самый гуманный суд в мире»? Мы не желаем справедливости. Даже в «Кавказской пленнице» герои фильма не хотели, чтобы их судили по справедливости. Они хотели гуманного отношения. Мы все хотим сострадания. Когда мы приходим в сознание Кришны, мы слышим, что Кришна — самый большой гуманист, Он в состоянии нас простить. Главное, чтобы мы смогли принять Его, поскольку наше невежество — основа нашего непонимания природы Кришны и природы преданных. Мы слишком эгоистичны в своем восприятии всего. Святые, в отличие от нас, пронизаны глубочайшим покаянием. Святые никого не обвиняют в своих провалах, неудачах. Только себя. Мы же обвиняем весь мир — там нас не полюбили, здесь нас не приняли, тут нам не уделили внимания.

Харе Кришна!

Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редакторы: Нава Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

1 Речь идет о месте под названием Лакха-мандала, расположенном по пути в Ямунотри. Это место также известно тем, что здесь жили Пандавы, и здесь их пытался сжечь живьем их враг Дурьодхана, но они были спасены благодаря помощи Господа Кришны.

2 Имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт (Бхагавад-гита, 4.1).

3 Каждый Ману правит в течение одной манвантары. Четырнадцать Ману живут в течение одной кальпы (один день в жизни Господа Брахмы). Таким образом, кальпа слагается из четырнадцати манвантар. Мы живем в седьмую манвантару, во время правления Ваивасваты Ману.

4 Ваивасвата Ману и его сын Икшваку принадлежат к Солнечной династии правителей.

5 См. «Шри Брахма-самхита», 5.56.

6 Кришна провозглашает: ка̄ло ’сми лока-кш̣айа-кр̣т правр̣ддхо / лока̄н сама̄хартум иха правр̣ттах̣ — «Я — время, могущественная сила, уничтожающая каждого и разрушающая все миры» (Бхагавад-гита, 11.32).

7 «Всевышний пребывает в сердцах всех живых существ» (Бхагавад-гита, 18.61).

8 Чатур-виддха̄ бхаджанте ма̄м̇, джана̄х̣ сукр̣тино ’рджуна / а̄рто джиджн̃а̄сур артха̄ртхӣ, джн̃а̄нӣ ча бхаратарш̣абха (Бхагавад-гита, 7.16).

9 Махаджаны — великие личности, во все времена распространяющие духовное знание. В «Шримад-Бхагаватам» приводятся их имена. Их двенадцать: Господь Брахма, Господь Шива, Господь Капила, Ямарадж, Нарада Муни, четверо Кумаров, Сваямбхува Ману, Прахлада Махарадж, Бали Махарадж, Джанака, Бхишма и Шукадева Госвами.

10 В «Шримад-Бхагаватам» (3.2.23) говорится: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄па̄йайад апи аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ‘нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он [Шри Кришна], пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу?»




←  Установка Божества Шри Гирираджа Махараджа. 12 июня 2012 года. Томск ·• Архив новостей •· «Душа — частица сознания». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.7 МБ)

Эта лекция целиком на  канале TVDarshan

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Соприкосновение с высшим миром

(1 июня 2012 года. Оренбург)

 

Преданная: А в Бадарикашраме вы были?

Шрила Авадхут Махарадж: Да, в Бадарикашраме мы были. Это очень красивое место. Не столько понравился Бадринатх, сколько Мана. Мана — это деревня, располагающаяся тремя километрами выше Бадринатха, рядом с которой находится пещера Ведавьяса. Там табличка висит, на которой написано: «Последняя деревня в Индии». Очень красивое место, но оно не просто красивое. Этой деревне больше пяти тысяч лет. Там прямо Стоунхендж. Там распространена очень интересная агрокультурная система. Снега сходят с гор, и вода по террасам распределяется на все поля. В Мане все бабушки одеты в этнические одежды. Дома низенькие, с маленькими дверями, словно будки, в них садху живут. Ты понимаешь, что это древнейшая культура. Древние буддистские камни, манускрипты. Там это никого не удивляет, для них это все естественно. Обрывы и пещеры, там берет начало река Сарасвати, оттуда начинается дорога в Высший мир, по которой Пандавы ушли умирать. С тех времен там сохранился мост. Этот мост — глыба, которую поднял и бросил через реку Сарасвати сам Бхима, один из великих героев. Он был невероятно силен. С тех пор там два берега соединяет эта глыба. По ней проложен мост. Индусы и иностранные туристы приезжают туда, чтобы посмотреть, сделать фотографии.

#00:02:47#

Местные бабушки вяжут шапки и продают их. Все работают для туристов. Но ты понимаешь, что находишься в необычайно потрясающем историческом месте.

[Запись обрывается.]

#00:02:58#

Субал Сакха Прабху говорил мне: «Махарадж, сядьте сюда, ближе к камню, чтобы лучше смотрелось». А там пропасть. Я сижу и отвечаю: «Субал, если честно, мне не очень комфортно, потому что представляю себя падающим», а Субал продолжает: «Подождите-подождите. Я снимаю». Но Субал себя абсолютно комфортно чувствовал. Он с места на место переходил с камерой, я смотрел на его ноги и понимал, что если он сделает одну ошибку, у него закружится голова, и он сразу улетит в пропасть. Но он все время так лазал, еще и с камерой.

#00:03:32#

Но самое страшное — это индийские туристы. Только мы найдем какое-то место, начинаем съемку: «Итак, мы находимся рядом с пещерой Ведавьясы…», как тут же прибегает толпа индийских туристов, и мы становимся для них единственной достопримечательностью. Мы снимаем, а они заглядывают в камеру. «Мы здесь в историческом месте…», и тут же в кадре голова индуса появляется. Индусы словно дети. Мы только поставим камеру — они сразу толпой идут. И где бы мы ни встали, индусы шли к нам, словно притягиваясь к магниту. И тогда я говорю: «Все, переходим на другой берег, поднимаемся в горы, и, пока индусы карабкаются в гору, будем снимать». Но они все равно карабкались к нам. Где бы нас ни увидели, они понимали, что это должно быть что-то интересное. Вот так мы и бегали от них по Гималаям. Было весело.

#00:04:35#

Путешествие по Гималаям — с одной стороны: да, красиво, горы; с другой стороны: приезжаешь куда-нибудь, а там древнейший храм. И говорится: «Здесь Господу Рамачандре поклонялись многие тысячи лет». Ты понимаешь, что это древнейшая культура, которой века, тысячелетия. Может быть, сейчас она приходит в упадок, поскольку настала Кали-юга, отношение людей изменилось, но ты все равно понимаешь, что соприкасаешься с чем-то вечным. Поднимаешься в какое-то место и видишь: здесь были тысячи Шива-лингамов. Осталось, может быть, несколько сотен1. В Гималаях ведутся раскопки — открыты слои, говорящие о тысячелетней культуре. Это было очень впечатляюще! У нас всегда есть о чем-то некое представление, но когда ты видишь нечто в реальности — это совсем другое. Для нас это было определенное открытие.

#00:05:53#

А здесь, конечно, приходится фотографии показывать, представлять индийские танцы, потому что у людей нет представления, что такое Индия, что такое древняя культура.

#00:06:03#

У американцев антиквариат — двести лет. А в Индии двести лет — это ничто. Европейцы говорят: «Парижу восемьсот лет». Или: «Иерусалиму две или три тысячи лет». А в Пуранах сказано: «Здесь поклонялись Господу сто тысяч лет тому назад». И миллион лет тому назад поклонялись, сюда нисходили боги, и до сих пор здесь сидят подвижники. Ты понимаешь, что этот процесс — санатана-дхарма, вечный путь. Эти время, пространство, масштаб шокируют.

#00:07:11#

Ты постоянно понимаешь, что те ценности, идеи, которыми мы живем, — ничто. Что это за идеи? «Кто был никем, тот станет всем», и опять становится никем. Все это проходит в течение одного века. Очень смешно, когда люди заявляют: «Некто разработал новую систему йоги». Или: «Некто придумал новую духовную теорию». Ты задаешь человеку вопрос: «А вы Бхагавад-гиту читали?» Человек отвечает: «Нет». А в Бхагавад-гите Кришна говорит: «На заре творения Я поведал это знание богу Солнца Вивасвану. Тот передал ее своему сыну Ваивасвате Ману, а Ваивасвата Ману — своему сыну Икшваку»2. В Пуранах сказано, что миром правят четырнадцать Ману, прародителей человечества3. Сурьявамша — Солнечная династия царей, правящих миром4. В Гималаях на древних храмах изображены знаки Солнечной династии. Это говорит о том, что эти цари правили еще в древние времена.

#00:08:52#

Ты понимаешь, что это вечное знание. Поэтому Кришна говорит: «Не переживай, Арджуна». Когда битва [на Курукшетре] закончилась, и Арджуна еще не пришел в себя после боя, он просит Кришну: «Я забыл Бхагавад-гиту, Ты сказал мне столько всего. Можешь ли Ты еще раз все это повторить?». Но история как река — всегда новая. Поэтому Кришна отвечает: «Точно так же рассказать не могу, но могу по-другому». С тех пор Бхагавад-гита пересказывается, мы ее читаем, переиздаем (сейчас как раз занимаемся ее новым переводом), и она будет пересказываться вечно. Это будет существовать столько, сколько будет существовать стремление человека к поиску истины. И никто не сможет это запретить.

#00:09:37#

В Томске пытались запретить Бхагавад-гиту — это смешно. Первое, что нас спрашивали все индусы:

— Вы откуда?

— Из России.

— У вас Бхагавад-гиту хотят запретить!

— Да нет, ее давно уже отстояли.

Так мы прославились невежеством.

#00:09:56#

Это как если бы:

— Вы откуда?

— Из Сочи.

— А у вас солнце хотели запретить!

— Солнце хотели запретить? Как можно запретить солнце?

— Ну, два человека собрались, решили вынести постановление, чтобы Солнце переименовать Луной или Сатурном.

Как это можно сделать? Это можно сделать только в невежестве, в безумии.

#00:10:17#

В Индии сохранилась древняя духовная культура. А здесь, в этой среде, где «солнце пытаются запретить», мы иногда должны сказать: «Нет-нет, ребята. Там “каждый шаг — это танец, а каждое слово — песня”5. Там Кришна — не просто некий непонятный персонаж. В контексте истории цивилизаций вы увидите, что Кришна присутствует в поэзии, музыке, культуре, живописи. В Индии Им пронизано все. Вы увидите, что это любимый персонаж всех людей. Кришна — ребенок. Это единственный из всех богов, который не занимается ничем, кроме игр: Он ворует сладости у матери Яшоды, пасет коров... Он сверхчеловек и Он в то же время настолько человечен, что близок каждому человеку. Оказывается, Он такой же, как мы. Оказывается, у Него тоже есть Свои слабости. Оказывается, у Него есть друзья. У Кришны было много детей. Все, что связано с Кришной, — в высшей степени привлекательно».

#00:11:40#

Но мир, в котором мы живем, немного другой. Здесь центры смещены. Здесь другие представления о любви — материалистические. Здесь другие представления о дружбе, другие представления об истине. Все, чем мы обладаем, все, что ограничено рамками нашего ума и чувств, — некая тень. Как я могу накормить кого-то тенью пельменей? Сколько не говори «халва», халва не появится. Но в духовном мире все по-другому. Скажи: «Кришна», и Кришна появится. Если в сердце проявлена истина, если ты призываешь Кришну, то Кришна может низойти в Свое Имя, кришна-нам, духовную вибрацию. Но просто что-то бормотать бессмысленно, Кришну это не интересует. Господь может появиться в Своем Имени, только если ты искренне Его призываешь. В духовном мире ты говоришь «халва», и чувствуешь во рту вкус халвы. Это невероятно, но мы живем в объективном мире. Субъективный мир — это мир сознания.

#00:12:54#

Вчера мы общались в театре Стаса Намина с его труппой. Они поставили известную рок-оперу — Jesus Christ Superstar. Нас пригласили на премьеру как друзей. Актеры, оказывается, нас знают, потому что их коллега Катя Рыжик получила инициацию в нашей миссии. Творческие люди знают о Шри Чайтанье, слушают лекции. Актеры имеют дело с субъективным миром, с миром эмоций, переживаний. И я задал им вопрос: «Что важнее: объективный мир или субъективный?». Они отвечают: «Конечно важнее субъективный мир. Объективный мир не так важен». Почему люди стремятся к искусству, к театру, к красоте? Потому что их притягивает не объективное проявление этого мира, а субъективное. Оказывается, сознание более подлинно. Оно гораздо ощутимее.

#00:14:00#

В России с внешней точки зрения никогда ничего хорошего не было, но достоевские, художники, писатели, мыслители появлялись не в объективном мире. Иногда, чем хуже было исторически, тем лучше было для людей, которые жили во внутреннем мире. Так ты углубляешься во внутреннюю Монголию, во внутренний мир. Ты понимаешь, что находишься в некоем внутреннем мире.

#00:14:58#

В Гималаях один дедушка очень хорошо сказал: «Кали-юга в сознании человека». Она действует, если человек в ней участвует. А если человек живет во внутреннем мире, он не живет в Кали-юге. Он живет в сознании Кришны. Он живет в мире Прекрасной Реальности. Конечно, во внешнем мире происходит много негативного, но мир преданных — это совершенно иной мир. Мы оказываемся в мире преданных, и, если мы готовы к этому, то должны участвовать в игре по правилам этого мира.

#00:15:31#

Основная проблема в том, что мы не готовы к этому. Мы не готовы играть по правилам божественного мира. Мы рассчитываем на свой опыт, на свое знание, на свое понимание. Вы хотите все понять о сознании Кришны, вы хотите, чтобы у вас все структурировалось, чтобы вы все контролировали, каждое движение мысли, но в сознании Кришны такого никогда не будет: чем глубже вы будете понимать духовную жизнь, тем больше будете идти по пути Сократа. Сократ сказал перед смертью: «Я-то точно знаю, что ничего не знаю, и этим отличаюсь от вас, ученые мужи. Вы думаете, что вы все знаете. Но я в своем понимании дошел до отрицания, я понял, что никакого понимания Божественного не имею, и именно это продвинуло меня столь далеко. Осознание глубины собственного незнания продвинуло меня намного глубже, чем ваше эгоистическое знание, представление о том, что ограниченное может постичь Безграничное».

#00:16:39#

Шридхар Махарадж об этом говорит так: ограниченное всегда останется ограниченным. Мы всегда останемся крохотными душами. Но до той степени, до которой Кришна захочет явить Себя, Он нам Себя явит. Таков потенциал Безграничного: Он может явить себя даже ограниченному. Кем бы мы ни были, если Кришна захочет, Он Себя явит.

#00:17:03#

Что такое сознание Кришны? Если отвечать на этот вопрос в двух словах — это условия, при которых безграничный Господь являет Себя душе. Мы должны определить эти условия. Например, в этом мире, если мы хотим получить доступ куда-то, мы должны кем-то быть. Мы должны либо обладать деньгами, либо славой, либо неким потенциалом — быть кем-то. Но в сравнении с Безграничным, Позитивным ни у кого из нас ничего нет. Все временно подержались за что-то: кто-то за землю подержался, кто-то за кусок железа. Но Кришна говорит: «Это все Мое». Ни у кого ничего нет, есть только Его право обладания: «Как время, Я прихожу и забираю все богатства, которые Мне же принадлежат»6. Но почему Кришна дает что-либо человеку [во временное пользование]? Лишь потому, что это желание самого человека! Мать дает ребенку игрушку, и он вцепляется в нее. На самом деле в этом мире все принадлежит Кришне. Тот, кто осознал это, понимает, что ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇7. Все принадлежит Богу. Помните: «землю — крестьянам, заводы — рабочим»? На самом деле все не так. Все совершенно по-другому. Все принадлежит Господу. Мы все лишь только временные присутствующие в этом мире. Вправе ли ты потрясти какой-то золотой бирюлькой в своем кулаке и заявить: «Смотри, что у меня есть! Я украл это у Тебя! У меня даже есть бумага, что это мое — вот чек из магазина. Я приватизировал часть Тебя!»?

#00:19:00#

Его невозможно приватизировать. Его невозможно покорить [таким образом]. С надуманным лицом, с бегающими глазами ты можешь прийти к Кришне, посмотреть на Него умным, глубоким взглядом и провозгласить: «Я понял, кто Ты такой на самом деле! Я познал Тебя своим интеллектом». И Он ответит: «Да будь ты хоть трижды Эйнштейн, ты все равно поймешь Меня ровно настолько, насколько Я этого захочу».

#00:19:27#

Ньютону упало на голову яблоко, и он описал закон кармы — каждое действие приводит к равному противодействию. Но даже в университетах никто не понял, о чем это. Даже преподаватели не поняли, о чем этот закон! Как же можно постичь Безграничное? Поэтому мы говорим, что мы только открываем Его законы. Черным по белому написано: «каждое действие приводит к равному противодействию». А мысль — это не действие? Действие — это только нечто физическое?

#00:20:09#

«Бхакти-расамрита-синдху» говорит о том, что в этом мире мы живем, пожиная реакции прошлых поступков. Наши болезни, страдания — это последствия наших оскорблений. Все написано на наших лицах. Мы живем в мире причинно-следственных связей, мы не просто так здесь оказались. Почему один рождается в Рио-де-Жанейро, куда стремился Остап Ибрагимыч, но так и не доехал, а другой рождается неподалеку от концентрационного лагеря в Африке; один — сын священника, а другой — людоеда; одному дается сокровище, а другой умирает от голода? Все это определяют наши прошлые поступки. Однако в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит: «Как только человек предается Кришне, все это заканчивается». Насколько ты предался Богу, настолько Бог останавливает все это. Кришна говорит: «Этот закон существует не для того, чтобы тебя мучить. Ты по собственной воле находился в этом мире причинно-следственной связи. Но теперь Я помещаю тебя в мир преданности. Но помни: там другие принципы, иные мотивации. В материальном мире, мире причинно-следственных связей, ты вынужден стремиться к положению “царя горы”, но здесь, в духовном мире, ты должен стремиться к положению слуги».

#00:21:42#

Положение слуги — самое возвышенное положение. Когда Шрилу Шридхара Махараджа спросили: «Почему вы отказались поехать в Лондон, стать великим проповедником Гаудия Матха?», Шридхар Махарадж ответил: «У меня нет амбиций стать величайшим проповедником. Моя амбиция — стать незначительным, но настоящим слугой Господа. Если речь идет о том, чтобы стать неким псевдо-религиозным лидером, то у меня нет такой амбиции, я хочу быть настоящим незначительным слугой. Пусть я совершу что-то незначительное, но действительно настоящее для безграничного Господа. Такова моя амбиция. Я желаю чего-то подлинного. Мне не нужны богатства. Обладая чем-то фальшивым, я всегда буду преступником».

#00:22:47#

Если говорить о нашей духовной жизни, возникает вопрос: желаем ли мы чего-то фальшивого или мы желаем чего-то настоящего? Мы помним о том, что даже незначительная преданность способна привлечь Господа. Незначительная! Не нужно многого, но преданность должна быть настоящей. Мы можем надеть золотые одежды, расшить их, навесить на себя какие-то регалии, окружить себя храмовыми параферналиями, но это не будет чем-то подлинным, это будет великим маскарадом. Должна быть некая подлинная частичка сердца, которая привлечет Безграничное. Вопрос: что это? Не знание, не деньги, не положение! А что? Шрила Шридхар Махарадж говорил: в первую очередь — искренность. Кришна говорит: «Четыре типа людей приходят ко Мне: те, кто в беде, те, кто ищет знания, те, кто ищет материальных богатств, и искренние искатели»8. Что может привлечь Бога? Что может привлечь Его внимание? Искренность!

#00:24:05#

Если мы начнем читать «Шримад-Бхагаватам», то увидим, что Дхрува Махарадж, Прахлада и другие махаджаны9 были кто ребенком, кто сыном демона… Все они находились в различных обстоятельствах, но все они обладали капелькой искренности. А как же эта капелька искренности у них появилась? Каждый из них в какой-то момент своей жизни соприкоснулся с кем-то из преданных. Иногда даже в негативном аспекте. Не всегда все соприкасаются с преданными в позитивном аспекте. Некоторые получают соприкосновение в негативном аспекте. Например, Джагаю и Мадхаю Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур не понравились. Когда Нитьянанда и Харидас сказали им: «Братья, перестаньте вести неправедную жизнь, воспевайте Святое Имя», Джагай и Мадхай захотели быстренько с ними разобраться. Но даже такое негативное соприкосновение с преданными выразилось столь возвышенным образом! У преданных настолько сострадательная природа, что даже своего врага они способны трансформировать в прекрасную личность.

#00:25:11#

Шрила Шридхар Махарадж описывает историю, когда Гададхар Пандит обратился к Мукунде Датте и тот сказал: «Ты хочешь увидеть настоящего святого?» Гададхар ответил: «Конечно, в любой момент я желаю увидеть настоящего святого». И они отправились к Пундарику Видьянидхи. Пундарик был одет в прекрасные одежды, он курил трубку. (И тут все сразу же подумали: «О, как круто! Святой курил трубку. Может, и я трубку покурю? Может, благодаря этому я святым стану». Но это не так.) Пундарик был заминдаром, крупным землевладельцем. В прошлой жизни он был царем Махараджем Вришабхану — отцом Радхарани. А царь, что ты с ним не сделай, всегда останется царем. Поэтому, естественно, и в этом воплощении Пундарик сидел в роскошных шелковых одеждах. Гададхар усомнился, он подумал: «Я слышал о том, что религиозные люди ограничены в деятельности. А ты привел меня к материалисту и думаешь, что я должен поклоняться ему лишь только потому, что он благородного происхождения?»

#00:27:15#

Пундарик Видьянидхи не играл никаких внешних ролей духовного человека. Мукунда Датта сказал Гададхару Пандиту: «Ты подумал, что перед тобой сидит аристократ? Ты подумал, что я тебе аристократа хочу показать?». И он начал читать шлоки из «Шримад-Бхагаватам». Одна из шлок была: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇10. Эта шлока говорит о том, что ведьма Путана пришла отравить Кришну. Камса был словно «крестный отец», словно глава итальянской Коза Ностры, все демоны были ему должны. Он призвал к себе демоницу Путану и сказал: «Ты же мне должна!» Путана согласилась: «Ну да. Ты меня однажды спас, выручил». Камса приказал ей: «Ты должна убить Кришну. Мы не знаем, где Он и кто Он, поэтому тебе придется убить всех детей». Ведьма Путана могла принимать любые формы. Она явилась к младенцу Кришне в образе прекрасной девушки и предложила Ему свою грудь. Вишванатх Чакраварти дал очень много комментариев на эту тему. Он пишет: «Кришна закрыл глаза по двум причинам. Первое: Он не хотел видеть ее ужасный облик, второе: Он понимал, что убивает женщину». Святые много интересных комментариев дают. Но Кришна отдался в ее руки: «Хочешь Меня убить? Попробуй!». Она увидела этого прекрасного младенца, и вдруг неосознанно в ее демоническом сознании пробудился инстинкт материнства, как у любой женщины. Демоны вообще не сентиментальны, но этот инстинкт пробудился от легкого соприкосновения. Это побудило Кришну принять ее как мать. И Кришна просто высосал ее, отделил ее душу от физического тела, от ее демонического менталитета. Тело упало, а душа тут же обратилась в одну из гопи Вриндавана.

#00:30:06#

Когда Пундарик услышал эту шлоку, его настолько это захватило, что он стал плакать, дрожать. Он тут же разбил свою трубку, разорвал на себе шелковые одежды, стал рыдать и повторять: «Кому еще предаться, кроме Кришны? Кому еще предаться?»: кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема. И тогда Гададхар осознал: «Я вообще не понял, что передо мной святой. Я стал свидетелем столь глубокого переживания. Лишь сейчас я осознал, кто такой святой. Это не некая внешняя оболочка. Это столь великое сердце. Он так глубоко может переживать эту шлоку из “Бхагаватам”». Гададхар понял, что совершил оскорбление. Он спросил Мукунду: «Что я должен сделать?». Мукунда ответил: «Если ты чувствуешь, что увидел настоящего вайшнава, ты должен пасть ему в ноги и попросить посвящение». Вайшнав столь же милостив, как Кришна, вайшнав всегда готов простить. И Гададхар получил посвящение у Пундарика. Все эти прекрасные истории — часть гаура-лилы, деяний Чайтаньи Махапрабху. Для нас они в высшей степени трансцендентны, они дают нам новую надежду, новый взгляд на сознание Кришны, новый взгляд на духовность.

#00:31:33#

Мы не стремимся в мир справедливости. Помните: «Советский суд — самый гуманный суд в мире»? Мы не желаем справедливости. Даже в «Кавказской пленнице» герои фильма не хотели, чтобы их судили по справедливости. Они хотели гуманного отношения. Мы все хотим сострадания. Когда мы приходим в сознание Кришны, мы слышим, что Кришна — самый большой гуманист, Он в состоянии нас простить. Главное, чтобы мы смогли принять Его, поскольку наше невежество — основа нашего непонимания природы Кришны и природы преданных. Мы слишком эгоистичны в своем восприятии всего. Святые, в отличие от нас, пронизаны глубочайшим покаянием. Святые никого не обвиняют в своих провалах, неудачах. Только себя. Мы же обвиняем весь мир — там нас не полюбили, здесь нас не приняли, тут нам не уделили внимания.

Харе Кришна!

Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редакторы: Нава Сундари Деви Даси, Традиш Дас

 

1 Речь идет о месте под названием Лакха-мандала, расположенном по пути в Ямунотри. Это место также известно тем, что здесь жили Пандавы, и здесь их пытался сжечь живьем их враг Дурьодхана, но они были спасены благодаря помощи Господа Кришны.

2 Имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт (Бхагавад-гита, 4.1).

3 Каждый Ману правит в течение одной манвантары. Четырнадцать Ману живут в течение одной кальпы (один день в жизни Господа Брахмы). Таким образом, кальпа слагается из четырнадцати манвантар. Мы живем в седьмую манвантару, во время правления Ваивасваты Ману.

4 Ваивасвата Ману и его сын Икшваку принадлежат к Солнечной династии правителей.

5 См. «Шри Брахма-самхита», 5.56.

6 Кришна провозглашает: ка̄ло ’сми лока-кш̣айа-кр̣т правр̣ддхо / лока̄н сама̄хартум иха правр̣ттах̣ — «Я — время, могущественная сила, уничтожающая каждого и разрушающая все миры» (Бхагавад-гита, 11.32).

7 «Всевышний пребывает в сердцах всех живых существ» (Бхагавад-гита, 18.61).

8 Чатур-виддха̄ бхаджанте ма̄м̇, джана̄х̣ сукр̣тино ’рджуна / а̄рто джиджн̃а̄сур артха̄ртхӣ, джн̃а̄нӣ ча бхаратарш̣абха (Бхагавад-гита, 7.16).

9 Махаджаны — великие личности, во все времена распространяющие духовное знание. В «Шримад-Бхагаватам» приводятся их имена. Их двенадцать: Господь Брахма, Господь Шива, Господь Капила, Ямарадж, Нарада Муни, четверо Кумаров, Сваямбхува Ману, Прахлада Махарадж, Бали Махарадж, Джанака, Бхишма и Шукадева Госвами.

10 В «Шримад-Бхагаватам» (3.2.23) говорится: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄па̄йайад апи аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ‘нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он [Шри Кришна], пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу?»


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования