«Совершенные ответы». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 24 июля 2011 года, Сочи

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 28.4 МБ)

Содержание лекции:

[00:00:15] Вопрос: Вы в своей лекции говорили о том, что не нужно Бога лишать человеческих качеств. Вы говорили о том, что у Бога как и у людей есть форма. Получается, что каждый из людей стремятся — мужчины к своему Богу, женщины стремятся к своему Богу. Не есть ли это отхождение от единого Бога?

Шрила Госвами Махарадж: Нет, я не считаю, что здесь есть противоречие. В этой концепции Бог это система. Как в этом мире иногда женщин называют лучшей половиной человечества. Так же и в Боге: Бог есть целое, но в Нем есть лучшая половина, Его женские качества. Наличие королевы не угрожает положению короля. Скорее когда у короля нет королевы, то это очень печально. Когда мы говорим «король», мы подразумеваем, что также должна быть и королева, принцы, принцессы, министры, подчиненные. Но в западных взглядах есть склонность сделать Бога одинокой фигурой, попытка изолировать Его. Как будто бы около Него нет равных, с кем Он мог бы вступить в отношения. Именно поэтому есть мужское и женское. Они дополняют друг друга. Он наслаждающийся, Она — дарующая наслаждение. И в этом божественном обмене чувств Они испытывают наслаждение.

Вопрос: Я правильно поняла, что Вы говорите о том, что система индуизма полностью с его иерархией богов и божеств это король, королева и все, кто их окружает. То есть на самом деле, индуизм это система, в которой каждый божок является определенным качеством в Самом Боге?

Шрила Госвами Махарадж: Да, но опять же есть градация. Поэтому в центре есть один Бог — Кришна. Его женская половина — Радхарани. Вместе они составляют одну высшую истину. Затем они начинают распространять Себя во вне. И тогда Он являет Свои аватары, которые приходят со своими шакти — проявлениями Ее женской энергии. Это все в духовном мире.

Далее в материальном мире есть так называемые боги и богини. В каждой из них есть какой-то божественный аспект, который они олицетворяют. Но все равно есть иерархия, есть единое Божественное, один Бог. Как в этой стране, например, есть премьер-министр, ближе к местам есть губернатор, еще ниже есть мэр. В каком-то контексте мэр занимает высшее положение, в каком-то контексте мы говорим о губернаторе как о высшем, а в каком-то контексте — то премьер-министре. Но высшее поглощает превосходство низшего. Поэтому при поверхностном взгляде на то, что Вы называете индуизмом, люди говорят: «Ой, там столько богов, столько богинь, просто голова кругом идет, ничего не понятно!». Но если внимательно и систематически изучить, то вы увидите, что есть система, иерархия. И разумно, что в этом есть параллель тому, что мы с вами видим сами.

[00:06:57] Вопрос: Вы говорите, что Бог и Богиня слагают абсолютную истину. Соответственно, в истине не должно быть противоречий. При этом Бог и Богиня имеют Свой характер и подобно человеку, каждый из них может иметь Свое собственное мнение. Соответственно между Ними, как и между людьми могут возникнуть противоречия. Тогда как может быть одновременно, что истина не имеет противоречий, но Бог и Богиня могут иметь противоречия?

Шрила Госвами Махарадж: Объяснение в игре. Есть концепция, называется «лила». Как иногда в отношениях возлюбленных возникает сражение, и для этого нет никаких причин, кроме самого чувства любви. И на самом деле этот конфликт не является по-настоящему конфликтом, и он не ограничен также причинно-следственной связью. Это лила, игра, это можно сравнить с фильмом. В фильме актеры играют разные роли, облики. И чтобы фильм был интересным, должен присутствовать конфликт, драма. Тогда это захватывает наши эмоции. Кто-то играет злодея и убивает других. Но за эту роль они могут получить Оскара, за то, что кто-то сыграл невероятного мерзавца, потому что это игра.

Итак, есть сценарий, набор актеров — есть все. В Кришна-концепции есть божественные игры, предназначенные для того, чтобы усилить экстатические переживания, обмен чувств. Поэтому может казаться, что есть конфликт, но на самом деле нет. Потому что все это направлено к одной цели —  любовь и экстаз. Поэтому это только кажущееся противоречие.

[00:10:42] Вопрос: То есть Боги нами манипулируют, Они не искренни с нами, получается?

Шрипад Госвами Махарадж: Есть принцип: каждое действие влечет за собой равное противодействие. И по этому принципу мы сами ответственны за ту ситуацию, в которой сейчас находимся. Никто другой не виноват. Боги только позволяют этим законам работать, но вы сами отвечаете за то положение, в котором находитесь — вы не можете видеть Богов.

[00:11:56] Вопрос: То есть речь идет о том, что Бог есть проявление абсолютной справедливости, честности. Тогда почему так много всяких несправедливых вещей? Проблема Теодицеи, как это в Христианстве называется.

Шрипад Госвами Махарадж: Это интересное замечание, здесь нужно обратить внимание на два момента. В Кришна-концепции милость выше справедливости, сердце выше разума. Такова природа духовного мира. И в духовном мире есть место для всех. А материальный мир — это место поступков и их следствий. Это мир, где одно живое существо добивается успеха за счет других. Поэтому это наша склонность эксплуатировать и наше забвение об изначальных полных любви взаимоотношений со всевышним. В этом причина всех страданий, всего зла этого мира. Иногда люди говорят: «Почему Бог позволяет это, почему он не вмешивается?» Но подобное означало бы отказать нам в свободе выбора. Свобода воли означает свобода выбирать, невмешательство.

Когда Махатма Ганди боролся за независимость Индии от Великобритании, то представители Британии ему сказали: «Вы сейчас не способны, вы не справитесь с управлением. Вы не достойны свободы». На что Ганди дал свой знаменитый ответ: «Свобода и означает право совершать ошибки». Не было бы смысла в нашей с вами свободе, если бы мы могли совершать только правильные поступки, или каждый раз совершая что-то неправильное, Бог немедленно вмешивался бы и исправлял.

Итак, мы живем в мире эксплуатации, где одно живое существо добивается успеха ценой других. И в этом смысле,  первопричина зла в этом мире то, что на санскрите называется «хридрогам» — болезнь сердца, желание приобретать, контролировать и потреблять в противоположность тому, чтобы посвятить, отдать себя чему-то высшему.

[00:16:11] Вопрос: Что тогда есть зло?

Шрипад Госвами Махарадж: Когда кто-то решает игнорировать существование Бога или высшей реальности и сам занимает такое положение, тем самым навязывая свою волю, иными словами попытка занять положение Бога, и тогда решать, кто достоин жить, кто должен умереть, кто должен страдать.

[00:17:21] Вопрос: Бог это личность, а Бог есть добро. А зло — это личность?

Шрипад Госвами Махарадж: Иногда зло так описывается. Но есть индивидуальное и коллективное. Как иногда говорят: у каждого есть свои черти внутри. Поэтому иногда дают олицетворение дурных, злых склонностей. Но опять же мы сами ответственны за кармические обстоятельства. И в этом случае невиновных не бывает.

[00:18:51] Вопрос: Ваша концепция сводится к тому, что Бог подобен человеку. Можно предположить, что любой человек может достичь уровня Бога. Бог создал эту Землю, нас и все сущее. Получается, что любой человек, если он победит в себе пороки, то самое зло, о котором мы говорим, в конечном счете, он может достигнуть уровня Бога?

Шрипад Госвами Махарадж: Речь не идет о том, что человек может стать Богом в полном смысле этого слова. Но подобно тому, как Бог может проявлять человеческие черты, так человек может стать богоподобен. В Кришна-концепции творение этого мира считается вторичным вопросом, не главным. В «Шримад-Бхагаватам» описано, что если кто-то идеальным образом выполняет свои кармические обязанности на протяжении ста жизней, то он может обрести положение творца, Брахмы. Это означает стать творцом вселенной. И в этом смысле означает стать местным богом, повелителем этой вселенной.

Но согласно тем же ведическим источникам существует бесконечное количество вселенных. И все они являются частью материального творения. И все это материальное творение со всеми его бесчисленными вселенными сравнивают с айсбергом, плавающим по поверхности океана сознания. Весь объективный мир лишь айсберг, плавающий по океану сознания. В сравнении с духовной вселенной, духовным мирозданием это что-то очень маленькое. Поэтому человек может достичь богоподобного положения. Но в сравнении с самой Абсолютной Истиной, высшим первоисточником это нечто незначительное.

Мы слышали историю. Однажды Брахма, творец этой вселенной, пришел на встречу с Кришной в Двараку, в город, где жил Кришна в окружении множества своих цариц во множестве дворцов. У этого Брахмы четыре головы. На некоторых изображениях можно найти его. Он сотворил вселенную. И так этот Брахма, который сотворил вселенную со всеми ее планетами, пришёл к Кришне, его встретил секретарь и сказал: «Подождите, пожалуйста, здесь, Кришна встретится с Вами через 15 минут». И секретарь отправляется к Кришне и говорит: «Брахма, творец этой вселенной пришёл и хочет встретиться с Вами», на что Кришна отвечает: «Какой Брахма?» Секретарь вернулся к Брахме и сказал: «А который Вы Брахма?» На что тот чувствует раздражение и говорит: «Как который? четырехголовый Брахма, творец этой вселенной, отец 4-х Кумаров». Секретарь отвечает: «Хорошо, хорошо». Наконец, его пригласили на встречу к Кришне. Кришна спрашивает: «Ну, как там дела в Вашей вселенной?» — «По Вашей милости все хорошо. Но я хотел бы задать один вопрос» — отвечает Брахма. —  «Какой вопрос?» — «Вы спросили “Который брахма?”. Разве есть другие брахмы, кроме меня?»

Тогда Кришна своей мистической силой призвал всех брахм. Нам говорят о том, что брахмы бывают разные: 4 головы, 8, 16, 32, 64 и больше, у кого-то гиг голов. И все они склонились перед Ним в поклоне. Этот четырехголовый Брахма чувствовал себя в том собрании, словно насекомое в окружении слонов. Он почувствовал свою ничтожность. Поэтому, относительно говоря, это положение — это богоподобное положение. Но остается разница в величине. Ограниченная величина и безграничная величина как разница между лучиком Солнца и самим Солнцем. Лучик Солнца по качествам подобен Солнцу, но Солнце обладает этими качествами в бесконечной степени.

Но иногда бывает, рассматривая все с относительной точки зрения, мы забываемся и думаем, что наделены какими-то сверх качествами.

[00:28:10] Вопрос: Я не совсем понял. Может ли человек, проходя через какой-то путь, все-таки стать творцом мира, а не именно Богом? Личность Бога не достижима для человека. Получается, человек может стать только творцом мира?

Шрипад Госвами Махарадж: Да, это правильно. Но не в этом цель преданного. Преданные хотят вступить в духовный мир, в духовную обитель Кришны и там вступить в любовные взаимоотношения с Ним. 

Транскрипция: Сварнанги Деви Даси


← Новости из Ярославля. 10 мая 2012 года ·• Архив новостей •· "Гаура-пурнима". Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург. 9 марта 2001 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования