«О Гурудеве». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 26 февраля 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 20.9 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

О Гурудеве

(26 февраля 2005 года, Лахта, Санкт-Петербург)

  

Мне посчастливилось побыть две недели с нашим духовным учителем Шрилой Говиндой Махараджем, и это были незабываемые дни в Калифорнии. В конце поездки я попросил у Сатьи Сундара сделать небольшую нарезку видео, он все время снимал Гурудева. Я сказал: «Постарайся сделать какие-то кадры, чтобы преданные увидели немного ашрам, Гурудева, окружение». Надеюсь, сейчас ребята смогут настроить видеопроектор, и мы посмотрим короткий, пятнадцатиминутный документальный фильм, который сделал Сатья Сундар Прабху, небольшие зарисовки жизни Гурудева.

#00:00:57#

В целом можно сказать, что в этом мире мы находимся на том плане бытия, где мы постоянно обманываемся. Глазам невозможно верить: все, что мы видим в этом внешнем мире, — это реклама, которая рекламирует тот или иной предмет и говорит, что именно он принесет вам счастье. Вы приходите в магазин, вам говорят, что это очень дорого, вы тяжело трудитесь, покупаете что-то, счастье это не приносит. Поэтому внешний мир, в котором мы существуем, построен на визуальном обмане или иллюзии. Фактически это некая ловушка, потому что все наши материальные желания в конечном итоге сводятся к самому страшному и самому главному. Самое страшное — что время, которое потрачено в этом мире впустую, не вернешь. Иногда нам кажется, что мы прозябаем здесь, но надо помнить, что мы прозябаем в этом мире миллиарды жизней. Это не то что мы зависли на пять минут или прозябаем в Петербурге во время пасмурной погоды. Миллионы жизней мы прозябаем в этом мире, и пробуждение — это когда ты общаешься с вайшнавами.

#00:02:36#

Общение со Шрилой Говиндой Махараджем было очень интересным, открывающим всегда много нового. Даже родилась идея написать что-то в форме эссе, книги. Вчера, когда мы обсуждали с ребятами название книги, то пришли к выводу, что самым подходящим названием этого эссе или книги было бы «Высшая истина для идиота», потому что есть уже такая книга «Путь дурака», «Школа дурака». «Высшая истина для идиота» — это более рыночное название, потому что когда соприкасаешься с этими людьми, с этой культурой, ты понимаешь, что ты полный идиот в каждой своей идее, своем поступке.

#00:03:51#

Я встретил в ашраме одного очень интересного человека, который приходил к нам на лекции в Калифорнии. В Калифорнии есть достаточно модное экологическое движение, Калифорния отличается своей альтернативной культурой: с одной стороны, там живут очень умные люди, там придумали компьютер, «Эппл», очень много разработок; а с другой стороны, там живут люди-неформалы. Если в Нью-Йорке все такие манерные, пижонистые, то в Калифорнии все такие расслабленные.

#00:04:33#

К нам приходил на лекции дяденька с длинной бородой, на йога похож, в коротких штанах. Он приезжал на старом фольксвагене, как хиппи. Потом один преданный сказал, что на самом деле этот дяденька лет сорока пяти — профессор из университета Беркли (второй университет в мире по образованию). Он очень интересный человек, и мне показался достаточно искренним человеком. Он очень много со мной общался, рассказывал, почему ему понравилось сознание Кришны, говорил, почему он не хочет принимать инициацию пока. Вернее, хочет, но при этом он сказал очень важную вещь: «Я очень боюсь, что для меня это сознание Кришны станет чем-то обыденным». Когда мы соприкасаемся с чем-то, это настолько входит в наш быт, как кантхималы, четки, Гопал, Кишор, Винод, как в Индии: там все Гопалы, Кишоры, Виноды, Кришна на пачке сигарет, то есть это стало чем-то функциональным, бытовым, самагон-ананда…

#00:06:30#

Этот профессор сказал много замечательных вещей, и в ответ на мои предложения прочитать одно, другое сказал: «В своей жизни я прочитал столько много книг, что, скорее всего, сейчас я не могу читать. Меня привлекает сознание Кришны не интеллектуально». Представляете, человек, который был профессором университета, добрую часть жизни посвятил чтению, изучению, он просто «переел» книг и больше не читает. Он сказал: «Я воспринимаю сознание Кришны на слух, меня привлек звук киртана. Когда я шел по Соквелу, вдруг я услышал какую-то музыку, которая почему-то меня сразу привлекла, потом я увидел танцующих людей, но танцующих совершенно по-другому. Что-то не давало мне прийти к преданным, тем не менее когда я к ним пришел, то все на меня воздействовало каким-то чудесным, магическим образом: музыка, запах, прасад. Когда я первый раз стал есть прасад (а он вегетарианец уже много лет, макробиотик), и хотя я не ем многие вещи, которые готовят преданные (молочные продукты и так далее), но когда я попробовал прасад, я понял, что это не пища. Когда я услышал воспевание Святого Имени, я понял, что это не музыка, хотя сначала меня это привлекло как музыка. Я настолько много всего в этой жизни постиг на интеллектуальном уровне, что когда я впервые соприкоснулся с вайшнавами, я понял, что это не интеллектуально, хотя до этого я знал, что восточная философия — это очень сложная философия, но я не привлекся к этому месту философией».

#00:09:16#

Мне понравился он, потому что этот человек мне показался настоящим вайшнавом в глубине своего сердца. Следующее, что он сказал: «Я всем своим знакомым рекомендую прийти в этот ашрам, но я боюсь, что если я приму инициацию, когда я буду обладать титулом, четками, званием вайшнава, и тогда я буду говорить "приходите к нам", но всем своим знакомым, которых я встречаю, говорю "приходите к ним: это очень интересные, духовные люди"».

#00:09:55#

Когда мы говорим о сознании Кришны, что это такое, мы также должны понять, что сознание Кришны — это что-то, чем обладают вайшнавы, но было бы крайне нежелательно сразу же причислить себя к этим людям. Мы понимаем, что вайшнавы — это очень необычные люди. С этим дядечкой мы очень много говорили, ему нравились лекции, общение, и он сказал: «Меня поразил Гурудев, и это первый человек, встреченный мной, которому от меня ничего не нужно. В этом мире обычно люди общаются по каким-то взаимным симпатиям, интересам, но я первый раз в жизни встретил человека, Шрилу Говинду Махараджа, который ничего не хочет взять, а хочет что-то дать».

#00:11:13#

Этот интеллектуал-профессор стал хиппи, он больше похож на бомжа, у него филиппинская жена и ребенок, он ходит в одной куртке и штанах… Он сказал, что он полностью разотождествился с культурой потребителей, ушел из университета, из научной среды, потому что разочаровался в этих людях, понял, что на самом деле эти люди — потребители. Их стремление к науке — это стремление к тому, чтобы с помощью знания утвердить себя. Знание на самом деле — это инструмент, через которое они реализовывают свои эгоистические амбиции. Он мне показался очень интересным человеком, мы с ним много общались, и я от него много почерпнул. Он искренний, не читал вайшнавских писаний, но рассуждает как вайшнав, и в целом это говорит о том, что писания на самом деле вторичны. Гораздо важнее не то, что написано в писаниях, а те реализации, которые человек получает. Только существует некая проблема: сами по себе писания — это сверхсубъективный божественный опыт. Если взять компьютерную индустрию, то мы понимаем, что один человек не может все придумать: кто-то придумал лампочку, кто-то открыл электричество… Но когда мы говорим о системе электроснабжения, то речь идет об опыте, который в эту современную индустрию вносили десятки, сотни людей.

#00:13:01#

Когда мы говорим о сознании Кришны, то это не только божественное откровение, которое низошло сверху, это также то многое, что поняли наши учителя, и в форме неких жемчужин, драгоценностей они преподнесли это для нас. Но есть некая беда, которую можно определить одной притчей. Однажды к суфию пришел один мужчина и сказал: «Я не вижу ничего ценного в вашем учении, в ваших идеях». Тогда суфий сказал: «Вот тебе мое кольцо, возьми и оцени его на рынке». Человек взял кольцо, сходил, оценил его на рынке и сказал: «Мне за это кольцо предложили три монеты». — «Теперь иди и оцени его на ювелирной улице, только не продавай».

#00:14:12#

Мужчина взял кольцо, пришел в самый дорогой ювелирный магазин, и хозяин магазина сказал: «Я дам тебе за него десять золотых». — «Нет, мне нужно просто прицениться к нему». — «Ладно, так и быть, я дам тебе триста, ты знаешь цену». — «Нет-нет, я не могу продать это кольцо». — «Ну, хорошо. Если даже ты захочешь за него пять тысяч, не продавай его никому, кроме меня, я дам тебе пять тысяч».

#00:14:58#

Этот человек был в полном шоке от того, что на рынке ему за это кольцо дали несколько монет, но ювелир хотел приобрести это кольцо за огромные деньги. Он пришел к суфию и спросил: «Откуда у тебя это кольцо?» Суфий ответил: «Это кольцо с одним из самых редких камней, в этом кольце — особый алмаз, бриллиант, поэтому тот, кто понимает цену особого бриллианта, заплатит за него любые деньги, сколько бы ты ни называл. Но если ты пойдешь на рынок, где люди привыкли к неким общепринятым бытовым нормам, то за этот дорогой бриллиант, который могут купить эксперты, ты не получишь даже трех грошей».

#00:16:00#

Проблема в том, что зачастую то, что мы получаем от наших учителей с легкостью в форме трансцендентных алмазов сознания, драгоценных камней чинтамани, которые исполняют все желания, мы зачастую хотим оценить с помощью своего несовершенного духовного опыта, и, естественно, даем за них не ту сумму, которую они стоят, а предлагаем лишь несколько монет.

#00:16:47#

Однажды Шрила Говинда Махарадж сказал одну интересную идею. Я был удивлен, что он на своем компьютере часто смотрит фильм, в котором рассказывается о нашем походе на Грушу [Грушинский фестиваль]. Он смотрит иногда этот фильм два-три раза почти каждый день. Для меня этот фильм кажется достаточно идиотским, потому что мы там бегаем, какие-то шарики раздаем ночью, поем, танцуем, огромная толпа людей, пьяные люди орут «Харе Кришна». Есть три типа сознания: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Одна из проблем уттама-адхикара — очень возвышенного преданного, преданного высшего уклада — в том, что он не видит майи, не видит материи, он видит только Кришну. Такая же проблема у каништха-адхикари: пришел, в нем пробудилась вера, и он искренен, он не видит несовершенств.

#00:16:47#

Есть люди, которые ничего не понимают в искусстве, они приходят первый раз в Третьяковскую галерею, но называют ее «Третьяковская галантерея», их спрашивают: «Какие картины вам особо понравились?» Но человек настолько в шоке, что говорит: «Все». Но если мы говорим об искусствоведах, экскурсоводах, которые долго ходят, долго смотрят на эти картины, они начинают видеть: тут Шишкин недоработал; тут, оказывается, всего полкартины написано художником (когда они узнают историю). И это понимание темы заставляет их совершать некие оскорбления Шишкина, Леонардо да Винчи, других художников... Те, кто достигли высшего понимания искусства, перешли степень критического мышления, они понимают гения со всеми его несовершенствами. Даже если бы гений не нарисовал эти картины, его все равно воспринимают как гения.

#00:19:21#

Вайшнавы самого высшего уклада способны видеть Кришну везде. Вайшнавы самого низшего, начального уклада, который находится в некоем энтузиазме, также обладают неким божественным видением, но иллюзорным, это называется утсаха-майя. Но те, которые серьезно практикуют и учатся отличать Кришну от майи, материю от духовного, — с ними самая большая проблема. Эти люди наиболее ранимы, их положение наиболее опасно, потому что у них нет способности черпать, воспринимать трансцендентное. С другой стороны, эти люди уже отчалили от мира земли, но поскольку у них уже есть некое духовное видение, то ничто материальное не может им принести удовлетворения, хотя по-прежнему оно манит к себе, потому что это мир двойственности.

#00:20:29#

Шрила Говинда Махарадж сказал, что никто не может помешать Кришне явить Себя, и процитировал одну из шлок Рупы Госвами, где сказано, что ни инициация, ни правила, ни священные писания… В целом нужно понять, что Кришна Сам не подчиняется ничему. Глупо думать, что Верховная Абсолютная личность Бога должна быть ограничена какими-то рамками. (Понятно, что царь могут создать массу законов, которые надо соблюдать, но [на них самих эти законы не распространяются]). Сам Кришна обладает абсолютной свободой, и если Он хочет Себя явить кому-то, то это Он может сделать Своим Собственным уникальным способом. И здесь для людей, которые разбираются в философии, наступает полное замешательство, потому что возникает вопрос: все, что мы делаем, не имеет никакого смысла?

#00:21:56#

Священные писания описывают личностей, которых называют садхана-сиддхи: они достигли совершенства в результате садханы. Есть личности, которых называют крипа-сиддхи: они достигли совершенств в результате милости. Например, Аджамила всю жизнь воровал, его супруга была бывшей проституткой, и Аджамила в конце жизни смог воспевать Имя Господа Нараяны. Когда его забирали ямадуты, Аджамила в страхе стал повторять имя сына, а поскольку его звали Нараяной, появились вишнудуты, и они сказали посланникам бога смерти, что они не имеют права забирать этого человека в ад. Ямадуты очень сильно возмутились: «У нас на этого человека есть личное дело, в котором описаны его грехи, его поступки, и существует закон, который никто не отменял. Если человек совершает преступление, он должен сидеть в тюрьме». Но вишнудуты сказали: «На самом деле вы не знаете, что такое закон».

#00:23:27#

Мы не можем судить людей, даже зная закон. Суд — это всегда эксперт, экспертиза, вряд ли сидящие здесь люди обладают правом судить кого-то. Царь или правительство назначает эксперта — человека, который не только знает закон, но знает, как его применить. То, что мы выучили уголовный кодекс даже наизусть, не означает, что мы стали судьями. Судья — это особое положение. Любой суд, в особенности современный суд, состязательный, принимает во внимание разные обстоятельства, в соответствии с которыми он может применить тот или иной закон.

#00:24:18#

Поэтому Ямарадж, после того как он увидел, что Гауранга Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Навадвипу и освободил двух величайших грешников, Джагая и Мадхая, вернулся в ад и попросил своего помощника Читрагупту принести личные дела Джагая и Мадхая. Но Читрагупта сказал: «Я не могу занести в эту комнату личные дела Джагая и Мадхая, потому что они слишком большие. Мало того, мы закрыли их дела, потому что все сроки и все меры для них уже закончились». Например, если ты совершил больше ста убийств, к примеру, какой смысл расследовать твои остальные преступления и обвинять тебя в чем-либо, когда очевидно, что существующих твоих преступление достаточно.

#00:25:25#

Ямарадж, услышав это от Читрагупты, впал в транс, упал без сознания. Все деваты, которые следовали за Ямараджем, такие как Ганеш, Картикея, войдя в его приемную, увидели, что Ямарадж находится в трансе. Они спросили у Читрагупты: «Что случилось? Может быть, ему плохо?» Читрагупта не знал, что произошло, был в шоке и сказал: «Ямарадж попросил у меня историю Джагая и Мадхая, но я ответил, что не могу их принести: слишком много грехов». Тогда деваты поняли, что Ямарадж впал в транс (потому что они присутствовали при освобождении Джагая и Мадхая). Они увидели, что Ямарадж глубоко переживает кришна-прему, любовь к Кришне: он понял, что Кришна обладает самой милостивой природой, Кришна способен спасти даже таких падших живых существ.

#00:26:29#

Пундарик Видьянидхи услышал шлоку от от Мукунды: ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇[1]… Эта шлока рассказывает о том, что ведьма Путана была ужасным монстром, задача которого была убивать детей. Именно Путана отравила много детей во Врадже. Но когда в конечном итоге, добравшись до Кришны, она решила отравить Его, предложив свою отравленную грудь, Кришна, выпив вместе с молоком жизненный воздух ведьмы Путаны, наградил ее за столь незначительное служение (может быть, даже не служение). Тем не менее Кришна посчитал отравленную грудь, которая была предложена Ему, чтобы попить материнского молока, достаточным, чтобы сделать Путану одной из своих матерей на Голоке Вриндавана.

#00:27:32#

Один из великих вайшнавов пишет: «Меня не интересует истина, Бог». Богословы знают, что Бог есть, ведические богословы знают, что Бог — это Кришна. Поэтому он сказал: «Меня интересуют отец Кришны, мать Кришны: как они достигли этого положения? Скорее, меня интересует поклонение им». Это правильно, на самом деле. Почему? Потому что Кришна и Его мир неотличны друг от друга. Сам Кришна говорит: «Тому, кто утверждает, что он — Мой преданный, Я не верю, потому что он — обманщик. Все хотят быть близки ко Мне: Я — Бог, Я это понимаю. В этом мире Я являю Себя через вайшнава, через преданного».

#00:28:23#

Один из вопросов был следующим: почему настоящие преданные — те, кто следуют Господу, властелину Богини Процветания — нищие? Богиня Процветания способна одарить всех несметными сокровищами, но если мы увидим настоящих преданных (не таких как мы), окажется, что настоящие преданные нищие. Мы удивимся: почему преданные Кришны — нищие? Потому что Кришна дает им что-то такое, что невозможно сравнить ни с какими богатствами этого мира: Он дает им Себя. Также Кришна из особой милости к своим преданным, поскольку любое богатство опьяняет и приковывает живое существо к этому миру, лишает их всех богатств. Поэтому сказано, что если Кришна пролил на кого-то свою милость, Он может даровать ему все, но если Он пролил особую милость, Он может все отнять.

#00:29:24#

Очень часто мы думаем: «Я ничего не делаю, но это и это пришло ко мне», но если все ушло, то это — особая милость. Многие преданные, такие как Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шрила Шридхара Махарадж, Шрила Гурудев, потеряли все в своей жизни. Шрила Шридхара Махарадж думал: «Я мог бы посвятить свою жизнь Махапрабху, но я — семейный человек». Когда он пришел домой, ему сказали, что его жена была укушена змеей и умерла. Так Кришна моментально освободил Шрилу Шридхара Махараджа от всех обязанностей этого мира. Опять же, это не значит, что если наши жена или муж будут укушены змеей…

#00:30:10#

Шрила Говинда Махарадж пережил три инфаркта и сложнейшую операцию, но остался неизменно смиренной трансцендентной личностью, его жизнь — это жизнь предавшейся души, вне обсуждений. Он сказал, что хочет приехать сюда, в Петербург, приехать сюда летом, когда в Индии будет жара. Он все время повторял: «Если я буду жив, если я буду жив…» Действительно, три инфаркта — это так нелегко. Я сказал ему: «Гурудев, не так легко умереть в этом мире. Не думайте, что вас так быстро отпустят отсюда». Он улыбнулся и сказал: «Да, Гуру Махарадж сказал мне, что я буду жить до восьмидесяти двух лет. Но когда у меня в госпитале взяли сорок раз кровь перед операцией,  когда вен уже почти не было видно, тогда я сказал им: либо вы без всякой крови делаете мне операцию, либо привезите меня в мой ашрам, и дайте мне спокойно умереть». Гурудева затыкали там иголками, тем более что американские врачи кровь берут через каждые пять минут.

#00:31:44#

Гурудев написал заявление: «Я не хочу, чтобы у меня больше брали кровь, мне не нужны ваши идиотские анализы, просто отрежьте у меня кусок туловища и отпустите меня с миром». Там был доктор, хирург Пушта Кришна Прабху, он сделал ему операцию, она прошла удачно. В целом, конечно, в семьдесят шесть лет ему не так легко, но он каждый день выезжал кататься на своем электрическом мопеде, скутере. Преданные купили ему модный мопед для инвалидов, с двумя усиленным моторами. Он очень быстро ездит и даже поднимался на нем высоко в горы, смотрел на океан. Когда я к нему приехал, он ожил к тому времени. Рано утром он читал какие-то шлоки, поэзию, очень много интересного рассказывал. Но, как всегда, все влетает в одно ухо, из другого вылетает, но в общении с ним даже не важно, что он говорит, просто те ощущения, которые присутствуют…

#00:33:04#

Этот волосатый профессор сказал: «Когда я увидел Говинду Махараджа, мое сердце было удовлетворено. Я читал много книг философских, и теперь я увидел, что есть живые люди, живые представители этой идеи. И это самоочевидно».

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Ахо бакӣ йам̇ стана-ка̄ла-кӯт̣ам̇, джигха̄м̇сайа̄ ’па̄йайад апй аса̄дхвӣ / лебхе гатим̇ дха̄трй-учита̄м̇ тато ’нйам̇, кам̇ ва̄ дайа̄лум̇ ш́аран̣ам̇ враджема — «Разве возможно найти более милостивого покровителя, чем Он, даровавший положение Своей матери вероломной сестре Бакасуры, несмотря на то, что она, дала Ему свою грудь, смазав ее смертоносным ядом» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.98)).

 

← «Вриндаван в сердце преданного». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2001 год. Санкт-Петербург, Лахта ·• Архив новостей •· День ухода Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа в Томске. 4 апреля 2012 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования